VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Пути развития женской прозы в английской литературе 18 — первой

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001459
Тема: Пути развития женской прозы в английской литературе 18 — первой
Содержание
      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
      высшего профессионального образования
      «Тихоокеанский государственный университет»
      педагогический институт
     
     Кафедра «»
     
     


ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ XIX ВЕКА ДЖЕЙН ОСТЕН «ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ» И ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ «ДЖЕЙ ЭЙР» 

выпускная квалификационная работа
по специальности 




     
Оценка_________________                          Научный руководитель:
Дата защиты____________                           доцент кафедры русского языка и
№ протокола____________                          литературы
Председатель____________                         _________________Черкес А.П.                            .

     	Хабаровск - 2017
     СОДЕРЖАНИЕ
     
Введение……………………………….......…………………………....................3
ГЛАВА 1. Литературный контекст творчества Джейн Остен и  Шарлотты Бронте.
 1.1.Пути развития женской прозы в английской литературе 18 — первой
  половине 19 века.....................................................................................................6
1.2.Пейзаж и его основные функции в литературном произведении…………………………………...……..........................................11
1.3. Пейзаж в реализме и романтизме.................................................................16
ГЛАВА 2. Пейзаж в романах Джейн Остен «Гордость и предубеждение» и Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».
2.1. Пейзаж в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение»..................27
2.2.Пейзаж в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»……………………………………..……................................................…..47
Заключение………………………………………………………...……………..74
Литература……………………………………………………………………….77
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Тема выбранного нами дипломного исследования концентрируется вокруг роли описания в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и Д. Остен «Гордость и предубеждение». Эта тема вызвала интерес, поскольку, несмотря на то, что литературные критики относят романы обеих писательниц к критическому реализму, в романе «Джейн Эйр» неоднократно прослеживается влияние романтизма. И неудивительно, что роль описания в романах носит разный характер. Если у Ш. Бронте мы постоянно наталкиваемся на описания природы, то Д. Остен явно обходит их стороной.
Романисты обращались к субъективному, а реалисты – к объективному, они не приукрашивали действительность, а романистам нравилось приукрасить действительность, сделать ее более живой, выразительной. Целью романистов не было изображение реальной действительности, а искание идеальной правды.
    Если «Джейн Эйр» - это синтез романтизма и реализма, то «Гордость и предубеждение» - это явный критический реализм, причем это касается не только изображения людей, но и названий мест, встречающихся в романе.
Целью дипломного исследования является: выявить роль описания для определения ее влияния на характер и судьбу главных героев.
   Задачи дипломного исследования:
1. Найти описания природы в романах, определить их значение и частоту употребления.
2. Провести стилистический анализ описаний природы.
    Актуальность данной темы состоит в том, что мировая литература всегда находилась в поле зрения читателей и критиков. Рассмотреть литературное произведение под разным углом зрения представляется интересным и занимательным, тем более, что описания дают нам более полную картину произведения и выражают мысли, чувства, эмоции писателя, его отношение ко времени, в котором он живет, к своим героям.
  Через описания автор выражает свои мысли: уточняет о социальном положении героя, его внешнего вида. а читатель это чувствует и в полной мере представляет, то что хотел нам показать писатель.
   Например, описание интерьера дает нам представление о социальном положении действующего лица, его вкусах, привычках, материальном достатке. Описание внешности заставляет задуматься, как писатель относится к своему герою – с симпатией или антипатией, имеет ли вообще внешность значение для выявления внутреннего мира человека.
   Описания дают нам важную информацию, через них писатель добивается понимания того, что он хотел сказать, выразить, заставить читателя прочувствовать, взбудоражить его воображение.
  Например, описание интерьера дает нам представление о социальном положении действующего лица, его предпочтениях, привычках, материальном достатке. Описание внешности героя заставляет нас подумать, как же на самом деле автор относится к своему герою — положительно или отрицательно, имеет ли вообще внешность значение для выявления внутреннего мира человека.
      Описания природы не только расширяют повествование, они дают нам понимание того, насколько же для писателя важен внешний мир, насколько он широк и многообразен.
    Описания природы в романе Ш. Бронте полны стилистическими приемами и выразительными средствами, такими как: метафора, эпитеты, сравнения,  поэтизмами. А вот у Д. Остен в этом плане «скудный» язык, часто упоминание о природе или ее сезонном состоянии выражено одним словом (зимой, кустарник). У нее нет ярких, образных эпитетов. Чаще всего это определения, выраженные прилагательными.
   Дипломное исследование состоит из введения, трех глав и заключения, и списка литературы.
  Объектами нашего исследования являются романы «Джейн Эйр» и «Гордость и предубеждение». 
Предметом является описания природы в романах.
  Первая глава отражает основные характеристики двух важных литературных течений – романтизма и реализма.
      Во второй главе даются биографии Джейн Остен и Шарлотты Бронте, а также описание пейзажа в рассмотренных нами романах.
       Методы исследования — диалектический и такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, обобщение, индукция, абстрагирование, аналогия. Методы концептуального, функционального, филологического, компонентного анализа текста, а также элементы сопоставительного, описательного методов, историко-этимологический метод.
       Новизна исследования заключается в том, что
     
     ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ТВОРЧЕСТВА ДЖЕЙН ОСТЕН И ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ.
 
 1.1. Пути развития женской прозы в английской литературе 18 — первой половине 19 века.
    Женский реалистический роман был очень популярен в 1780 и 1790 годах и достиг своего расцвета именно в это время. Характеры героев были  обобщенные и писались по своему стилю, хотя сентиментальный компонент увеличился, об этом говорит творчество и Э. Хейвуд(1693–1756), и Дж. Остен (1775–1817), и С. Оуэнсон (Леди Морган) (1783–1859), и др.            
  К 1770 в большей степени в романах преобладало добро, герои были чувствительными,с мягкими и чувственными признаками,которые характерны женщинам. «Женское начало», напротив, выстраивалось более прагматично и мужественно. Именно идеи творчества К. Рив (1729– 1807), Э. Хэйвуд, предопределили развитие женской прозы Англии в XVIII–XIX веков и оказали влияние на творчество Дж. Остен, у которой и училась Джейн. С. Оуэнсон (леди Морган). Длительное время  литературные тексты являлись практически единственным источником информации о жизни женщин, поскольку до недавних пор было раскрыто и представлено мало исторических документов, исследований, материалов, с помощью которых можно говорить о их реальной жизни . По замечанию П. Спакс, литература является одним из немногих культурных полей, где «женское» начало представлено, очевидно и явно, в описании сюжетов и ситуаций, показе образов женщин и мотивов их поведения [7; 97].          Возникновение женской прозы в Англии является необходимостью в потребности присутствия женщины того времени во всех институтах,как политических ,так и экономических,а также в литературе. Писательницы говорят о том, что лишь благодаря накоплению и выражению альтернативного культурного опыта литература может стать по-настоящему полноценной и отражающей все сферы человеческого бытия. Романы, созданные женщинами, написаны по-разному, поднимают различные темы, сюжеты, и не всегда любовь – их центральная тема. И нельзя во всех случаях говорить о мелкости, о сентиментальности произведений только потому, что они созданы женщинами. 
     	Уже в середине XVIII столетия у женщин писательниц была определенная тенденция прославлять мать,имеющую огромную власть над мужчинами. Об этом свидетельствует произведения С.Ли,создающая образы мужчин, угождающих каждой прихоти своих целомудренных матерей. К 1760 годам духовная и нравственная чистота женщины ценилась гораздо больше, чем в период Реставрации. Женщины старались писать обо всех проблемах своего времени: о религии, политике, образовании, философских течениях и т. д. Примерами могут быть работы Дж. Боулби, Э. Доквры, С. Хьюм, М. Эстел и др. Еще в конце XVII – начале XVIII вв. они активно участвовали в споре по теориям Дж. Локка. Так, М. Эстел, хотя и принимала антиавторитарные рассуждения философа о семье и отношениях между мужчинами и женщинами, однако относилась к ним скептически. Известная миссис М. Уолстнокрафт также использовала взгляды Локка в своем раннем руководстве об образовании. Отношениям между полами было посвящено много сочинений. Очень часто писательницы в своих произведениях  изображали мужчин злодеями и соблазнителями. 
    В начале 1700 годов М. Дэвис и М. Уолстонкрафт были подтверждения в пользу дружбы между мужчиной и женщиной взамен романтичной любви, а леди Уолас осуждала страсть как угрозу обществу. До последнего десятилетия XVIII в. супружеская измена считалась преступленем на почве страсти и резко осуждались обществом. Но в 1745 г. Ш. Маккарти в своем романе «Справедливый Моралист» неожиданно для читателя оправдывает падшую женщину, а в 1770 гг. выходит роман «Эммилайн» (1788) Ш. Смит с подробным описанием страданий и чувств не верных жен. Это был своеобразный протест против «англисйкого домостроя» того времени. Об этом свидетельствует и творчество А. Бен, Э. Полвел и М. Дэвис в начале XVIII в., восставших против брака по расчету, и Э. Бойд, описавшей страдания нелюбящей друг друга пары. Впервые у М. Дэвис прозвучали нотки непримиримой феминистки: она полагала, что женщины могли бы добиться большего успеха в жизни, если бы избегали супружества. Писательницы понимали, что воспитание и образование, равное с мужчинами, поставило бы их на одну ступень и дало бы возможность развиваться наравне с ними. Но этому препятствовало законодательство, которое они не в силах были изменить. Не случайно уже в XIX веке Дж. Остен в своем романе «Доводы рассудка» (1817/1818) открыто вступает в дискуссию с капитаном Уэнтуортом: «Боже упаси преуменьшать способность к верности и нежности у своих собратьев! Я заслуживала бы презрения, посмей я предположить, будто одни женщины только и способны на многое, на великое. Вы никаких не боитесь трудов, и терпение ваше безмерно, покуда – если мне позволительно будет так выразиться, – покуда вам есть для кого терпеть и трудиться. Я хочу сказать: покуда любимая женщина жива, и рядом, и предана вам По мне, единственное преимущество женщины (преимущество весьма незавидное; и врагу не пожелала бы) – это способность наша любить дольше, когда у любви уж нет надежды на счастье или возлюбленного уж нет в живых» [13]. Общественное признание – это тема, которая очень значима для героев женских романов и так философски глубоко осмысленная писательницами через судьбы своих героев. Так, Дж. Остен довольно смело поднимает вопрос об образовании женщин, когда, ссылаясь на книги, капитан Харвил пытается убедить Энн в том, что она не права: «… я в жизни своей не открывал книги, где не говорилось бы о женском непостоянстве. Да ведь вы скажете, небось, что книги сочиняют мужчины»[14]. Энн с чувством достоинства паририрует своему оппоненту: «Быть может и скажу. Нет, нет, с вашего дозволения книги мы уж оставим в покое. 
      У мужчин куда более средств отстаивать свои взгляды. Образованность их куда выше нашей; перо издавна в их руках. Не будем же в книгах искать подтверждения своей правоте». И опять замечание не случайно, по скольку во времена Дж. Остен женщина писательница вряд ли снискала бы уважение в свете. Джейн достаточно много лет скрывала свое авторство, но в замечании, высказанном устами Энн, кроется непризнание истинности женских чувств в описании их мужчинами. Среди тех, кто рискнул заявить о себе в литературе были такие писательницы как П. Обин (1679 - 1731), Ф. Брук (1724 - 1789), Ф. Берни (1752 - 1840), М. Дэвис (1674 - 1732), С. Филдинг (1710 - 1768), Э. Гриффит (1720 - 1793), Э. Инч болд (1753 - 1821) и многие другие. Особо среди них выделяется творчество Д. Мэнли (1663 - 1724), Э. Хэйвуд (1693- 1756) и К. Рив (1729 - 1807), которые предопределили не только пути развития английской женской прозы XVIII в., но и всех последующих веков. Традиции, которые были заложены в творчестве именно этих писательниц, нашли отражение в романах сестер Бронте, Дж. Остен и во многом прослеживаются в современной английской литературе в произведениях таких английских писательниц как М. Дрэббл, М. Уорнер, Б. Фридан, Х. Филдинг и др. Свои романы  женщины могли пи сать в привычном стиле, усовершенствованном в неофициальных письмах, и использовать свой собственный опыт и свое сознание и мировоззрение в качестве материала. Автобиография определяет направление в развитии женского реалистического романа эпохи Просвещения. 
   Как отмечает П.М. Спакс, именно внутренние переживания женщин затмевали любые гражданские перевороты и побуждали к публикованию своих работ для того, чтобы защитить себя и заработать деньги. К половине столетия выросло число старых дев, особенно после 1780. Элизабет Гамиль тон, Шарлотта Брук Леди Мэри выбрали про вести жизнь в одиночестве, хотя для некоторых женщин одиночество означало свободу [7; 49]. Д. Спендер приводит мнения критиков об Э. Хэйвуд, ставящих ее на один уровень с Д. Дефо и С. Ричардсоном, называя ее «the female Defoe» (женщина Дефо) и «the forerunner of Richardson» (предшественница Ричардсона) [9: 81]. Вначале 1720х годов до работ,Э. Хэйвуд писала захватывающие любовные романы, сфокусированных на женских правах и положении женщин в обществе,от этого ее творчество развивалось. В ее произведениях 1730х годов женщины изображались угнетенными и ущемленными в своих правах со стороны мужчин. Однако этот образ эволюционирует в работах 1740 – 50х годов, в которых писательница выражает уже положительное отношение к браку, основанному на взаимоуважении и любви супругов [9: 94–95]. Свою писательскую карьеру она начала в 1719 г. с романа «Любовь в избытке, или Роковой поворот судьбы» (1719 – 1720) и закончила в год своей смерти книгами о воспитании «Жена» (1756) и «Муж, или Ответ на Жену» (1756). Многие из ее работ были опубликованы анонимно. Однако, несмотря на такую активную деятельность, Э. Хэйвуд не была включена Я. Уот том и У. Алленом в список выдающихся писателей XVIII века [9: 81]. Первый роман Э. Хэйвуд «Любовь в Избытке» затрагивает темы образования и брака. Он состоит из трех частей, напоминающих три действия в пьесе, которую можно было бы поставить на сцене. Главный герой граф Д’Элмонт молодой повеса, который без труда очаровывает и влюбляет в себя женщин, ведет легкомысленный и распутный образ жизни, но потом встречает настоящую любовь. Это чувство к прекрасной Меллиоре (Melliora) исправляет его. Произведение заканчивается свадьбой главного героя и его возлюбленной.    На страницах романа Э. Хэйвуд размышляет о любви и о ее последствиях,которые несут в себе проявление этого глубокого нежного чувства к другому человеку [7; 9]. Тему «падшей женщины» писательница поднимает в романах «Идалиа, или несчастливая любовница» (1723) и «Фантомина, или любовь в лабиринте» (1724). В этих произведениях она утверждает, что женщины должны иметь доступ к власти в социальной сфере. В некоторых своих работах Э. Хэйвуд затрагивает политические проблемы, но настоящие имена людей, явившихся прототипами ее героев, писательница не называет, оставляя только их инициалы.  
    Однако в Британском музее в Лондоне можно найти расшифровку их полных имен. Так, например, в «Приключении Иоваай, принцессы Иджавейн: доадамова история» (1736), или «Несчастной принцессе» (1740) действие происходит в легендарные времена, предшествующие разрушению второй «луны». Восточная сказка представляет собой сатиру на деятельность премьерминистра Роберта Уолпола. 
   Таким образом, в XVIII– первой половине XIX вв. наметились основые пути развития английской женской прозы – от семейной до социальной, доказывая равноправие писательниц на собственный творческий мир, на его объективность. Этим обусловлено повышенное внимание современного литературоведения к женской прозе в целом и к творчеству английских писательниц указанного периода в частности, поскольку речь идет о становлении формы самостоятельного женского романа, исследование которого будет представлено в отдельных исследованиях авторов статьи .

 1.2. Пейзаж и его основные функции в литературном произведении
     
     Проблема изучения функций пейзажа в художественном произведении с давних пор привлекает многих исследователей. Существует много работ, которые раскрывают роль пейзажа в творчестве некоторых писателей, а также в попытке обобщения и систематизации обширного материала.
         Пейзаж в литературе (от франц. - страна, местность) - один содержательных компонентов художественного,это описание природы,различные идейные функции.
     Пейзаж прошел долгий эволюционный путь. Но, даже сегодня,  литературно - художественный пейзаж,несмотря на его значимость для построения текста до конца не рассматривается, однако, значение пейзажного фрагмента в первую очередь объясняется его потребностями в тексте, так автор конструирует тот или иной пейзаж, подчиняясь законам построения текста, хотя, возможно, и не вполне осознает это [37]. Одним из важных вопросов лингвистики текста продолжает оставаться  закон построения текста, к их числу  относятся и особенности отображения в нем окружающего мира в его художественном осмыслении. Благодаря этому литературно - художественный пейзаж приобретает огромное значение [37].
     В современном понимании как объективно-реального изображения действительности до XVIII века пейзажа  в литературе нет.
     Открытие пейзажа связано с осознанием нового положения человека во Вселенной как вписанного в нее.
     «До той поры, пока пейзажу в книге отводилась только малая декоративная роль - информировать читателей, когда и где происходят события, на каком свете мы, так сказать, находимся - заботы об описании живой природы не слишком-то обременяли автора. Порой достаточно было лишь беглого упоминания. Без особого ущерба для книги пейзаж можно было опустить:так как на его описанию редко кто придавал значение [26].
     С развитием литературного процесса писатели стали больше внимания уделять природе, и пейзаж стал уравниваться в правах с другими лицами романа или повести. С этого времени присутствие или отсутствие пейзажа в произведении уже не оставалось не замеченным. Художники слова научились лучше видеть, слышать и понимать природу, отражать через нее свои чувства, настроения. В картинах природы писатель мог выразить чувство родины, душу своего народа, свою патриотическую авторскую позицию. В сравнении с красотой природы чётче проявляются характеры героев, их помыслы и поступки.
     Пейзажное описание стало еще одним способом построения текста,его формирования,основной идеей,наряду с способом выражения определенного содержания, связанного с описанием природы.  [9].
     Роль и функции художественного пейзажа природы в литературном произведении очень важны. Пейзаж может быть необходим как для географического обозначения места действия; для обрисовки местности, так и  для описания сменяющихся картин путешествия; также для запечатления различных явлений природы и т. д. Пейзаж может нести как фоновую, так и смысловую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Обращение к природе выводит писателя на рассуждения философского плана, которые, с одной стороны, характеризуют особенности авторского мировосприятия, с другой - характер героев произведения.
     Пейзажные компоненты обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов необходимо в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т. д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом [36].
     Пейзаж может также применяться в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой; как средство в раскрытии человеческого характера; в качестве фона для портрета героя; как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т. д.; в качестве художественного средства в постановке социально значимых проблем; для воссоздания социальной жизни людей [9].
     Пейзаж в произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обстановки, жизненной ситуации, разрядки напряженного повествования, постановки значимых проблем, для того,чтобы донести до читателя определенное настроение  внутреннего состояния героя произведения, а также, как композиционный элемент. Формы и приемы использования пейзажных описаний очень зависят от целей и задач,которые ставит перед собой писатель .
     Пейзаж, в зависимости от функционального предназначения, может иметь разнообразные формы проявления в  текстах. В литературоведении до известны пейзажные образы. пейзажные штрихи и параллели. Дополнением к устоявшейся терминологической схеме могут быть пейзажные детали, так часто рассматриваемые в связи с творчеством А. П. Чехова; пунктирные пейзажные линии, пейзажные мазки. В связи с ролью пейзажа в художественном мире произведения исследователи предлагают функциональную классификацию пейзажных описаний. Выделяются следующие функции картин природы: обозначение места действия, создание определённой атмосферы, раскрытие характера героя. В соответствии с этими функциями можно говорить о пейзаже-фоне, об эмоциональном пейзаже и пейзаже психологическом [39].
     В целом же пейзаж  незаменим для тонкого анализа психологического состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается действие,это и есть его основные функции. Картины природы выражают мысль автора,его чувства,тем самым выполняют идейно- композиционную роль, то есть помогают раскрыть идею произведения [39].
     Пейзаж является одним из средств сюжетно-композиционного построения. То есть пейзаж может представлять собой статическое или динамическое описание. Статическое описание не входит во временное развитие действия. Динамическое описание включено в событие и передает картину какой она является на определенный момент,со всеми действиями. Пейзаж представляет в тексте и эмоционально-оценочное содержание. В художественном описании природы признаки описываемого предмета имеют обычно авторскую оценку в форме олицетворений, эпитетов, метафор, сравнений. Главная роль пейзажа-это эмоционально-оценочный уровень стиля художественного произведения [39].
      Принципами классификации композиционно-речевой формы   пейзажа являются: «описание» (портрет, пейзаж, интерьер),  в современной лингвистике Описания классифицируются по функциям при передаче текстовой информации. 
     Функции пейзажа:
     - моделирующая, или координирующая функция (вводит три основные координаты условного мира: время, пространство, субъект);
     - сигнализирующая функция (свидетельствует о переходе от одной композиционно-речевой формы к другой);
     - эстетически настраивающая функция (привлекает читателя к сообщаемой информации);
     * символическая функция (превращает описание в знак-символ объекта описания) [39].
             На основе всего сказанного, можно выделить три главные функции пейзажа:
     1) природа может выступать в качестве объективного отражения действительности,а также служит фоном повествования;
     2) пейзаж играет роль специфического средства при  раскрытии характера действующих лиц;
     3) природа может стать главным героем литературного произведения.
     Роль пейзажа заключается:
     1) в выражении авторского отношения к природе;
     2) в изображении характерных черт местности, области, страны (создании местного колорита);
     3) в использовании его как дополнительного средства для более выразительного отражения характера действующих лиц путем контраста; путем соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа;
     4) в символическом значении;
     5) в понимании природы как главного героя художественного произведения.
     Если сравнить два последних определения  определения функций и роли пейзажа в литературе, то можно сделать вывод, что во втором определении роль пейзажа определяется более четко, выявлены как основные, так и вспомогательные функции описания природы. Особое внимание уделяется принципу психологического параллелизма. Этот принцип основан на контрастном сопоставлении или уподоблении внутреннего состояния человека жизни природы. В этом случае прием  олицетворения  является главным [36].
     В истории пейзажа действуют две тенденции, обосновывающие его разное определение: 1) пейзаж - мир вообще, вне человека; 2) пейзаж — как внутренний мира человека через изображение природы
     
     1.3. ПЕЙЗАЖ В РОМАНТИЗМЕ И РЕАЛИЗМЕ
   В английской литературе 19 века, борются 2 направления: романтизм и реализм. 
  Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18- первой половины 19 вв. Французское romantique означало в 18 в. «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. словом «романтизм» обозначают новое направление, которое является противоположным классицизму. 
    Нередко в литературоведении «романтизм» получает более широкий смысл.  Им обозначают противостоящий реализму (в широком смысле) тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не воспроизведение действительности, а ее активное пересоздание, воплощение идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к демонстративной условности формы, к фантастике, гротеску, символике.
   Романтизм – в традиционном, конкретно-историческом значении этого слова – явился как бы высшей точкой антипросветительского движения, который прошелся по всей Европе, его основной социально-идеологической предпосылкой является разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, политическом и научном прогрессе.
   Особое место у романтиков нашли неприязнь к буржуазному образу жизни, протест против пошлости, бездуховности и эгоизма буржуазных отношений. Действительность, реальность истории оказалась неподвластной «разуму», иррациональной, полной тайн и неожиданностей, а современное мироустройство – враждебным природе человека и его личностной свободе. Но, несмотря на это, отвергая механистичность и рационализм просветителей, романтики сохраняют с ними преемственную связь. Основополагающими для романтиков оставались справедливость, равенство, благое дело по отношению к природе.
     Разочарование в обществе со временем разрослось до «космического пессимизма», принимая общечеловеческий, универсальный характер, оно сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния, «мировой скорби» («болезнь века»).
  Возможности социального совершенствования казались утраченными навсегда; мир предстал «лежащим во зле»: материальный мир затемнен силами распада, в человеке воскресает «древний хаос», в практике торжествует «мировое зло». Внутренняя тема «страшного мира» (с его слепой властью материальных отношений, иррациональностью судеб, тоской вечного однообразия повседневной жизни), прошла через всю историю романтической литературы, воплотившись наиболее явственно в специфическом «черном жанре» – А. Радклиф, в «драме рока» – Г. Клейст, З. Вернер, а также в произведениях Дж. Байрона, Э. По.
  Однако реализм глубоко осмыслил и ярко выразил идеи и духовные ценности полярные «страшному миру». По замечанию Ф. Шеллинга, у ранних немецких романтиков человеческий дух был раскован, они считали се вправе всем противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно. От реализма в целом неотделим провозглашенный и пережитый «энтузиазм» – чувство сопричастности развивающемуся и обновляющемуся миру, включенности в стихийно-безостановочный поток жизни, в мировой исторический процесс, ощущение скрытого богатства и неисчерпаемых возможностей бытия. Глубине и всеобщности разочарования в действительности, в возможностях цивилизации и прогресса полярно противополагается тяга к «бесконечному», к идеалам абсолютным и универсальным. Романтики мечтали целостное разрешение противоречий усовершенствования жизни,а не частичном.  Романтического миросозерцания-жажда обновления и совершенства.
  Необычайную остроту и напряженность в романтизме приобретает разлад между идеалом и действительностью предшествующих поколений, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе (поэты «озерной школы» У. Вордсворт, С.Т. Колридж, Р. Саути). В творчестве других (например, Байрон, П.Б. Шелли) преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла. Романтическая ирония-ода из форм противопоставления идеала и действительности. Первоначально она означала ограниченность всякой исторической действительности, кроме жизни и мира в целом, несоизмеримость безграничных возможностей бытия с эмпирической реальностью. Затем в ней отразилось сознание неосуществимости романтических идеалов и даже взаимовраждебность мечты и жизни.
   Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного общества к, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания и народное творчество вообще, минувшие исторические эпохи. Их волновали необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов. Низменной материальной практике противопоставляли они сильные страсти (романтическая концепция любви) и жизнь духа, в особенности высшие ее сферы: религию, искусство, философию.
  Наследуя традиции искусства средневековья, испанского барокко и английского Ренессанса, романтики раскрыли необычайную сложность, глубину внутреннего мира человека, бесконечность индивидуальной личности. Человек для них – малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического искусства. Столь же характерна для романтизма защита свободы. суверенности и самоценности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Принцип личности служил как бы самозащитой от всего,в том числе и от не лучших событий истории того времени,как в обществе,так и в государстве в целом .
  Романтики страстно защищают творческую свободу художника. его фантазию и отвергают нормативность в эстетике, рационалистическую регламентацию в искусстве. Гений не подчиняется правилам, но творит их – эта мысль И. Канта усвоена теоретиками романтизма.
    Произошло обновление художественных форм: создали жанр исторического романа, фантастические повести, лиро-эпические поэмы, реформировали сцену. Блестящего расцвета достигла в эпоху романтизма лирика. Возможности поэтического слова были расширены за счет многозначности, ассоциативности, сгущенной метафоричности, а также за счет открытий в области стихосложения, метра, ритма.
   Романтики проповедывали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии. Они заботились о музыкальности и живописности литературы, смело смешивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное, тяготели к фантастике, гротеску, демонстративной условности формы. Высшие художественные достижения романтизма – гротескно-сатирическое изображение мира. открытие «субъективного» человека, проникновенное воссоздание природы – были унаследованы реализмом 19 в.
  Классической страной романтизма была Германия. Здесь и были пережиты основные события Великой французской революции,которые и решили дальнейшее развитие романтизма. .
  Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены были немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В.Г. Ваккенродер, Новалис, Тик, Ф. Шеллинга). В основе их произведений – прогрессивные национально-освободительные идеи и культ античности.
    Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору (Л. Арним, братья Яков и Вильгельм Гримм).
 Позднее в романтизме нарастают мотивы трагической безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы и повести Гофмана).
    Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости, даже катастрофичности исторического процесса. Неприятие современного промышленного общества, идеализация старины, добуржуазных, патриархальных отношений, воспевание природы, простых, естественных чувств – основные мотивы поэтов «озерной школы». Не веря в возможность разумного переустройства мира, они утверждали христианское смирение, религиозность, проникновение в иррациональное начало человеческой психики. Интерес к национальной старине, к устной народной поэзии отличает творчество Скотта – автора романтических поэм на средневековые сюжеты и основоположника жанра исторического романа в европейской литературе. Гимном красоте мира и прекрасной человеческой природе может быть названа поэзия Дж. Китса, входившего в группу «лондонских романтиков» (эссеисты и критики Ч. Лэм, У. Хэзлитт, Ли Хант).
    Настроениями борьбы и протеста проникнуто творчество Байрона и Шелли. Их объединяет политический пафос, резко отрицательное отношение к существующему общественному строю, сочувствие к угнетенным и обездоленным, защита прав человеческой личности, страстная устремленность в будущее. Однако неясность политических идеалов и перспектив общественного развития рождала в творчестве Байрона чувство трагической безысходности, «мировую скорбь». Созданные им титанические образы мятежников-индивидуалистов оказали сильнейшее воздействие на всю европейскую литературу (так называемый байронизм).
    Таким образом, основная чертой романтизма является – преобладание субъективного начала в осмыслении явлений и процессов действительности и как неизбежное следствие – разрыв между идеалом и действительностью. Резкий разрыв между идеалом и действительностью, возводимый в эстетическую норму, приводит к тому, что романтик не ставит своей целью глубокое и тщательно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44