VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изменение доли микропредприятий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005952
Тема: Изменение доли микропредприятий
Содержание
УДК 338.001.35

ББК 65.9(2Рос)-5

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

 Ольга Степановна Олейник

доктор экономических наук, профессор, 

заведующая научно-исследовательской лабораторией регионального развития, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 

oleyniko@vags.ru

ул. Гагарина, 8, 400131, г. Волгоград, Российская Федерация



Альбина Валерьевна Гукова

доктор экономических наук, профессор, 

директор Института дополнительного образования,

Волгоградский  государственный университет 

gukova@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062, г. Волгоград, Российская Федерация



Татьяна Ивановна Антонова

кандидат экономических наук, 

заместитель руководителя,

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики 

по Волгоградской области

p34_ATI@gks.ru

ул. Володарского, 1, 400066, г. Волгоград, Российская Федерация



Аннотация. В условиях экономического кризиса существующие проблемы развития и поддержки малых и средних предприятий значительно усугубились и стала очевидной необходимость полномасштабных изменений в системе государственной поддержки малого предпринимательства. Цель настоящей статьи – обзор и анализ существующего экономического положения малого и среднего бизнеса, выявление основных проблем влияющих на его развитие и формирование рекомендаций по совершенствованию существующей системы государственной поддержки. Использованы общенаучные и специальные методы исследования, статистические методы обработки данных. Официальная статистическая информация о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства сформирована по результатам федеральных статистических наблюдений. Результаты сплошного наблюдения позволили сравнить между собой виды экономической деятельности по целому ряду показателей и динамику изменения показателей. Развитие сферы малого предпринимательства имеет особое значение на региональном уровне, что объясняется спецификой этого сектора экономики, его ориентацией преимущественно на местные рынки. Несмотря на значительное количество субъектов малого предпринимательства, вклад их в экономику области незначителен. Действующие предприниматели меняют или расширяют направления и сферы бизнеса, осваивают новые технологии и территории.  В результате исследования выявлены и проанализированы основные тенденции и структурные сдвиги в развитии малого и среднего бизнеса Волгоградской области за 2010 и 2015 гг. В ходе исследования установлено, что наряду с имеющимися положительными тенденциями сохраняется ряд проблем,  сдерживающих дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в Волгоградской области. Были сформулированы предложения по оптимизации системы превентивных мер государственной поддержки малого и среднего  предпринимательства в регионе. Полученные результаты имеют прогнозное значение для разработки органами государственной власти мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, малые и средние предприятия,  микропредприятия, конкуренция, выручка, основные фонды, инвестиции, финансовая поддержка. 



ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT AND THE STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REGION



Olga Stepanovna Oleynik 



Doctor of Economic sciences, Professor, 

Head of the research laboratory regional development 

Volgograd Institute of Management - Branch Russian President Academy of National Economy and Public Administration 

oleyniko@vags.ru 

str. Gagarin, 8, 400131, Volgograd, Russian Federation



 

Albina V. Gukova 



Doctor of Economic sciences, Professor, 

Director of Institute for complementary education, 

Volgograd State University 

gukova@volsu.ru 

Ave. University, 100, 400062, Volgograd, Russian Federation



Antonova Tatyana Ivanovna



Сandidate of Economic sciences, 

Deputy Head,

Territorial authority of the Federal State statistics service of the Volgograd Region

p34_ATI@gks.ru

str. Volodarskogo, 1, 400066, Volgograd, Russian Federation 



Abstract. In conditions of economic crisis, the problems of development and support of small and medium-sized enterprises significantly worsened and became clear that full-scale change in the system of State support for small entrepreneurship. The purpose of this article is a review and analysis of the current economic situation of small and medium enterprises, identification of key issues affecting the development and formation of recommendations on improving the existing system of State support. Used scientific and special research methods, statistical methods of data processing. Official statistical information about the activities of small and medium-sized businesses formed according to the results of the Federal statistical observations. Results of continuous monitoring allowed compare economic activities across a range of indicators and changes in indicators. Development of small enterprises is of particular importance at the regional level, owing to the specific nature of this sector of the economy, its orientation mainly to local markets. Despite the large number of small businesses, their contribution to the economy of the area is negligible. Acting entrepreneurs changing or expanding directions and spheres of business, develop new technologies and territory.  The study identified and analysed the main trends and structural changes in the development of small and medium-sized businesses in the Volgograd region for 2010 and 2015 years. The study found that in addition to the existing positive trends, a number of problems impeding the further development of small and medium-sized businesses in the Volgograd region. Proposals were formulated to optimize the system of preventive measures of the State support of small and medium-sized businesses in the region. The results are forecast to develop public authorities measures to support small and medium-sized businesses. 

Keywords: entrepreneurship, small and medium-sized enterprises, micro-enterprises, competition Wednesday, revenue, assets, investments, financial support.



Формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России является основным условием устойчивого экономического развития субъектов РФ и повышения качества жизни населения. Малое предпринимательство является существенной частью современной рыночной экономики, способной решать многие социально-экономические проблемы, в первую очередь – самозанятость населения, обеспечение новых рабочих мест, возможность вторичной занятости населения, создание конкурентной рыночной среды, увеличение доходной части бюджетов всех уровней и т.д. В России поставлена задача повысить уровень занятости граждан в предпринимательском секторе до 60–70% от количества трудоспособного населения к 2020 году. Для ее решения в условиях несформированности культуры собственного дела и необходимой инфраструктуры развития малого и среднего бизнеса требуется реализация целого комплекса мероприятий в законодательной, финансовой, идеологической и других областях.

Выявление факторов, оказывающих влияние на повышение экономической эффективности малого предпринимательства, является существенной научной проблемой и определяет актуальность настоящей работы. Исследованию предпринимательства посвящены труды зарубежных ученых: И. Кирцнера, Л. фон Мизеса, Й. Шумпетера, Я. Корнаи, М. Питерса, Р. Хизрича  и отечественных ученых: Л.И. Абалкина, А.Н. Асаула, А.Г. Бусыгина, А.В. Виленского, В.Я. Горфинкеля, Н.Е. Егоровой, В.С. Кабакова, М.Г. Лапусты, В.Д. Мамонтова, Ю.Б. Рубина, В.А. Савченко, А.Ю. Чепуренко, В.А. Швандара и других. 

Малые и средние предприятия ориентируются в основном на местные рынки, поэтому всесторонняя поддержка и создание благоприятных условий для развития малого бизнеса выступают необходимыми элементами экономической политики регионов. Целью исследования является раскрытие сущностных характеристик экономической эффективности малого и среднего предпринимательства Волгоградской области. 

В соответствии с российским законодательством предпринимательской деятельностью могут заниматься юридические лица, а также граждане без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [12]. Для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства используются установленные критерии, основные из них – численность занятых работников и объем полученной выручки. Малое предприятие может иметь от 16 до 100 работников и выручку за год до 800 млн. руб., микропредприятие – соответственно до 15 человек и до 120 млн. руб., среднее – от 101 до 250 человек и до 2 млрд. руб. выручки [11]. 

Официальная статистическая информация о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства формируется по результатам федеральных статистических наблюдений [12]. Текущее статистическое наблюдение за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства проводится на основе представительной (репрезентативной) выборки с распространением методами математической статистики собранных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения [10]. Выборочное наблюдение позволяет получать достаточно точные оценки развития малого и среднего предпринимательства. Однако, очевидно, что для разработки эффективных мер поддержки малого предпринимательства, определения направлений развития бизнеса, оценки объективных перспектив его роста, для разумного распределения и рационального использования бюджетных средств органам законодательной и исполнительной власти необходима исчерпывающая полная и в тоже время предельно детализированная информация о состоянии дел в этом секторе экономики [9]. Поэтому через каждые 5 лет предусмотрено проведение сплошных статистических наблюдений. Впервые полная, комплексная информация о состоянии малого бизнеса была получена по результатам сплошного федерального статистического наблюдения по итогам за 2010 год [5]. В Волгоградской области было обследовано 94,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, более 27 тысяч малых предприятий – юридических лиц и более 67 тысяч индивидуальных предпринимателей. По числу  малых организаций Волгоградская область в Российской Федерации находилась на 18 месте, по числу индивидуальных предпринимателей – на 10 [8]. Организации малого предпринимательства представлены почти во всех сферах экономики Волгоградской области. Малые предприятия в основном действовали в сфере торговли, составляя 36%; 29% малых предприятий были заняты в производственных видах деятельности, 35% малых предприятий занимались другими видами экономической деятельности (услуги по операциям с недвижимым имуществом, услуги в сфере здравоохранения, общественного питания, транспорта, рекламная деятельность, охрана и др.). Основная точка приложения инициативы индивидуальных предпринимателей – также розничная торговля и сфера услуг [5]. 

Несмотря на значительное количество субъектов малого предпринимательства, вклад их в экономику области незначителен. Доля их в валовом региональном продукте в 2015 году составляла 20,3%; в численности работников – 21,6%; в объеме инвестиций в основной капитал – 9,6%; в стоимости основных фондов – 7,7% [1, 6].

В регионе принята государственная программа Волгоградской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014 – 2016 годы [13]. Подпрограммой "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" предусмотрено обеспечение доступности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и снижение издержек субъектов малого и среднего предпринимательства на ведение предпринимательской деятельности. В рамках развития инфраструктуры обеспечена информационная, консультационная и экспертная поддержка, которая оказывается структурными подразделениями государственного автономного учреждения Волгоградской области "Волгоградский областной бизнес-инкубатор": Центром инжиниринга Волгоградской области и Центром поддержки предпринимательства Волгоградской области [7]. На реализацию мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 году направлено 28,3 млн. руб. (в т.ч. 6,76 млн. руб. – из областного бюджета), в 2015 году – 484,5 млн. руб. (в т.ч. 53,2 млн. руб. – из областного бюджета). Расширяется и финансовая поддержка, оказываемая на конкурсной основе в виде субсидий за счет средств областного бюджета, а также федеральных средств, привлекаемых по итогам участия в ежегодном конкурсе Минэкономразвития России в рамках федеральной программы по поддержке малого и среднего предпринимательства. Если в 2014 году финансовая поддержка в регионе в форме субсидий была оказана 28 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 15,3 млн. руб., то в 2015 году – 400 субъектам на сумму 230,8 млн. руб. [16, 17]. За счет субсидий возмещается часть затрат, связанных с ведением предпринимательской деятельности:

– субсидирование части затрат на плату по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным субъектами предпринимательства;

– субсидирование части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства;

– оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям;

– субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе реализующих инновационную продукцию.

За период с 2010 по 2015 год внешняя экономическая и финансовая ситуация в стране изменилась, что повлекло изменение основных характеристики  малого и среднего бизнеса. Действующие предприниматели меняют или расширяют направления и сферы бизнеса, осваивают новые технологии и территории. Малый бизнес мобилен, наблюдается активный процесс открытия-закрытия компаний. Например, в Волгоградской области коэффициент рождаемости организаций возрос с 117,3 до 121,6 (в расчете на 1000 организаций) [4, 21], коэффициент рождаемости индивидуальных предпринимателей – соответственно со 137,0 до 174,7 [19, 20]. Увеличился и коэффициент официальной ликвидации: организаций – с 89,9 до 107,2, индивидуальных предпринимателей – с 140,4 до169,0.

	В 2016 году, через 5 лет, как и предусмотрено Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [12], было проведено аналогичное наблюдение за субъектами малого предпринимательства. Основной целью сплошного наблюдения стало получение полной и максимально достоверной информации о социально-экономическом и финансовом положении малого и среднего бизнеса в России для принятия стратегических и тактических решений на федеральном и региональном уровнях. Без точных статистических данных, без объективной оценки существующего состояния отечественного малого и среднего бизнеса невозможно принимать эффективные решения по его поддержке и развитию.

При проведении переписи было уточнено фактическое место и виды осуществляемой экономической деятельности, исследованы следующие индикаторы деятельности малого и среднего бизнеса: выручка от реализации товаров, работ, услуг по видам осуществляемой деятельности, расходы на производство и продажу товаров (работ, услуг), стоимость и состав основных средств, размеры и направления инвестиций в основной капитал, количество работников и начисленная им заработная плата, а также вопросы, связанные с государственной поддержкой: была ли она оказана, если да, то, в каком виде и что вообще знает предприниматель о государственной поддержке.

Сплошное наблюдение деятельности малого и среднего бизнеса позволяет получить развернутую характеристику этого сегмента экономики. Предварительные итоги по Волгоградской области за 2015 год дают представление о структурной «перестройке» малого и среднего бизнеса региона[6]. За прошедших 5 лет в Волгоградской области стало больше предприятий, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в форме юридических лиц (31,7 тыс. против 27,1 тыс.), но меньше индивидуальных предпринимателей (51,9 тыс. против 67,4 тыс.). Снижение числа индивидуальных предпринимателей вызвано изменениями законодательства РФ, в части корректировки размера отчислений в социальные фонды. 

В результате сплошного наблюдения выявлена тенденция сокращения числа действующих хозяйствующих субъекты. Если 5 лет назад в Волгоградской области фактически осуществляли деятельность 75,9% опрошенных юридических лиц, то в 2015 году – всего 59,9%. Среди индивидуальных предпринимателей хозяйственная активность незначительно возросла с – 70,0% до 72,4% опрошенных. 

Совокупность субъектов малого и среднего предпринимательства удалось типизировать, выделить среди них средние, малые и микроструктуры. При сравнении результатов 2010 и 2015 годов выявлена тенденция «мельчания» и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. К категории средних в 2015 году было отнесено всего 1,2% юридических лиц (в 2010г. – 1,9%), малых –14,8% (в 2010г. – 17,5%). Совокупность юридических лиц представлена в основном микропредприятиями с численностью занятых до 15 человек, доля их возросла с 80,6% действующих предприятий до 84% (рис. 1). 





Рис. 1 Изменение доли микропредприятий в основных показателях деятельности юридических лиц в Волгоградской области

Составлено по: [5;6]



Увеличение числа микропредприятий привело к росту их доля в объеме выручки, полученной всеми юридическими лицами, относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также числа замещенных рабочих мест,  стоимости основных фондов. Доля микропредприятий в общем числе замещенных рабочих мест составляла в 2015 году всего 33%, в выручке – 35,6%, в объеме инвестиций в основной капитал – 24,7%, в стоимости основных фондов – 32,7%. Среди организаций, имеющих затраты на инновации, доля микропредприятий возросла по сравнению с 2010 годом и составила в 2015 году более 73%. В отличие от средних и даже малых предприятий, микробизнес в сфере  инноваций является наиболее  активным (рис. 2). 





Рис. 2 Основные показатели деятельности юридических лиц в Волгоградской области в 2015 году, процентов

Составлено по: [6]

Среди индивидуальных предпринимателей также отмечается процесс «мельчания», средний бизнес среди индивидуальных предпринимателей практически не представлен (в 2015 году – 0,008% от числа индивидуальных предпринимателей), доля малого бизнеса – менее 1,5% и более 98,5% индивидуальных предпринимателей ведут микробизнес.

Результаты сплошного наблюдения позволили сравнить между собой виды экономической деятельности по целому ряду показателей и динамику изменения показателей. Исследуем основные пять видов экономической деятельности, на которые среди юридических лиц по числу замещенных рабочих мест приходится более 82%: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (20,9%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (21,4%), обрабатывающие производства (16,4%), строительство (13,2%) и сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (10,0%). По виду деятельности «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» представлены организации осуществляющие  следующие виды деятельности: сдача внаем собственного недвижимого имущества (в 2010 году – 21% организаций), предоставление прочих видов услуг (в 2010 году – 49,9%) – это деятельность в области прав, рекламная деятельность и деятельность в области бухгалтерского учета и аудита, обеспечение безопасности и т.д. 

По объему полученной выручки в расчете на одно предприятие в 2015 году как и в 2010 году (рис. 3) лидируют юридические лица вида экономической деятельности «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (48 млн. руб.) при среднем областном значении 29,8 тыс. руб. Если в 2010 году средний объем выручки выше среднего по региону уровня имели предприятия в строительстве и обрабатывающих производствах, то в 2015 году среди рассматриваемых видов экономической деятельности в лидеры вышли предприятия по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство». Средняя выручка одного предприятия в этом виде экономической деятельности возросла с 7,8 млн. руб. в 2010 году до 34,3 млн. руб. в 2015 году (увеличение в 4,4 раза). В сфере строительства средний объем выручки изменился в наименьшей среди анализируемых видов экономической деятельности степени – с 16,1 до 26,2 млн. руб. или в 1,6 раза. В зависимости от типа организации объем полученной выручки существенно варьирует: от 486,5 млн. руб. в год для среднего предприятия до 12,6 млн. руб. – для микропредприятия. 



в среднем:

2010г.– 15,3

2015г.– 29,8



Рис. 3 Объем выручки в расчете на одно предприятие по видам экономической деятельности, млн. руб.

Составлено по: [5;6]

Годовая выручка среднего предприятия Волгоградской области в 6 раз превышает объем выручки, полученной малым предприятием, и в 38,5 раза – микропредприятием, а по виду экономической деятельности «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» – в 50,0 раз. 

Среди исследуемых видов экономической деятельности в 2010 году наиболее оплачивался труд занятых в строительстве (12,2 тыс. руб. в месяц при среднем значении по всем видам экономической деятельности 10,0 тыс. руб.), в 2015 году – в обрабатывающих производствах (18,7 тыс. руб. против 16,3 тыс. руб.). В 2015 году, в отличие от 2010 года, отмечается более значимая зависимость размера оплаты труда от размеров бизнеса. По типам организаций среднемесячная заработная плата работников в 2015 году изменялась в пределах от 25,1 тыс. руб. в средних предприятиях до 11,4 тыс. руб. в микропредприятиях. По всем видам экономической деятельности средний уровень заработной платы в средних предприятиях был в 1,5 раза выше, чем в малых предприятиях и 2,2 раза – чем в микропредприятиях (в 2010 году – в 1,6 раза). Существенно по сравнению с 2010 годом возрос уровень оплаты труда по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (16,1 тыс. руб. против 7,5 тыс. руб.). Следует отметить , что прослеживается зависимость размер оплаты труда от размеров бизнеса. Среднемесячная оплата работников в средних предприятиях превышала в 2015 году аналогичный показатель в малых организациях  в 1,5 раза, в микропредприятиях – в 1,6 раза.  

Выявлена тенденция роста оснащенности основными фондами сельскохозяйственных предприятий, в расчете на одно предприятие стоимость основных фондов по полной учетной стоимости в 2010 году составляла примерно 10 млн. руб., а в 2015 году – около 38 млн. руб.  Фондообеспеченность различных типов сельскохозяйственных предприятий существенно различается. Если микропредприятие в 2015 году имело основных фондов в среднем на сумму 9 млн. руб., то предприятие средних размеров – на сумму 259 млн. руб. (рис. 4). 

Общим для субъектов малого предпринимательства в этот период является тенденция «сброса» численности занятых работников. Юридические лица (предприятия) по сравнению с 2010 годом сократили пятую часть работников, а численность занятых у индивидуальных предпринимателей – уменьшилась почти на треть [рис. 5]. Если рассматривать положение дел в организациях по их типам, то можно констатировать, что, несмотря на рост числа микропредприятий, суммарная численность работников в них несколько сократилась (из 64,0 тыс. человек, имевшихся  в 2010 году, к 2015 году осталось 60,0 тыс. человек). Существенное сокращение работающих отмечено в средних предприятиях (из 44,4 тыс. осталось 27,0 тыс., сокращение на 40%) и малых (из 121,7 тыс. работников осталось к 2015 году 93,0 тыс., сокращение на 24%). 





Рис. 4 Стоимость основных фондов по полной учетной стоимости в сельхозпредприятиях Волгоградской области, млн. руб.

Составлено по: [5;6]

В качестве основных показателей эффективности работы в исследовании  принят оборот (выручка) в расчете на одного работника и объем инвестиций в расчете на одного работника. На основании проведенных расчетов выявлена тенденция роста оборота (выручки) в расчете на одного работника юридических лицах и у индивидуальных предпринимателей за период с 2010 по 2015 годы более, чем в 2 раза, а  объма инвестиций – соответственно в 1,6 и 2,4 раза. Динамика показателей организаций малого и среднего предпринимательства в этот период оказалась в целом идентична показателям предприятий, относящихся к крупному бизнесу. Однако, по типам предприятий положение неоднозначно. В микропредприятиях, в отличие от средних и малых предприятий, в большей степени увеличился оборот в расчете на одного работника, но в меньшей степени – объем инвестиций.





Рис. 5 Изменение отдельных показателей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2015 году по сравнению с 2010 годом, %

Составлено по: [5;6]

Факторы, ограничивающие развитие малого бизнеса в розничной торговле, были выявлены по результатам опросов руководителей организаций.  Основными являются: высокая конкуренция; низкая платежеспособность  населения (отметили более половины опрошенных руководителей), высокий уровень налогов (около половины опрошенных), высокий процент коммерческого кредита (около четверти опрошенных), недостаток финансовых средств (около трети опрошенных). Причем доля ответов руководителей, указавших на высокий процент коммерческого кредита как фактор сдерживания, возрастает, а указавших на высокую арендную плату – имеет тенденцию снижения [2, 21]. В сфере строительства среди опрошенных руководителей до 40% возросла доля руководителей, назвавших ограничивающим производственную деятельность фактором является значительный рост цен на материалы, конструкции и изделия, до 34% – высокий уровень налогов, до 37% – неплатежеспособность заказчиков. Вместе с тем, высокий процент коммерческого кредита отмечают менее 10% руководителей, на недостаток заказов для работы указали только 27% опрошенных, что косвенно свидетельствует о некотором «оживлении» строительного бизнеса [3, 18]. В обрабатывающих производствах более половины опрошенных руководителей отмечают неопределенность экономической ситуации, недостаточный спрос на внутреннем рынке и высокий уровень налогообложения [15]. 

Таким образом, несмотря на имеющиеся  положительные тенденции в развитии малого и среднего бизнеса, целевые индикаторы эффективности малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, утвержденные планом мероприятий («дорожной картой») на 2014–2016 годы, пока не достигнуты [14]. В частности, по результатам сплошного федерального статистического наблюдения в 2015 году в расчете на одну тысячу населения Волгоградской области насчитывалось только 32,7 единицы субъектов малого и среднего предпринимательства вместо ожидаемых по плану 34,5 единицы, а средняя заработная плата работников малых организаций (без микропредприятий) составляла 16826 руб. вместо 17200 руб. по плану мероприятий. 

Очевидно, что необходима разработка дополнительных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определение перспективных направлений поддержки на уровне региона, в том числе привлечение частных инвестиций в развитие малого бизнеса. В России уже есть опыт применения принципов сотрудничества власти и предпринимательств структур. Одной из форм партнерских отношений между государством и бизнесом является государственно-частное партнерство. Это относительно новая форма взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. В настоящее время в субъектах РФ реализация проектов государственно-частного партнерства находится на различных стадиях.  

Комплексные меры по  реформированию существующей системы государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса, должны включать:  формирование институциональных рамок для регулярной и эффективной координации их деятельности; совершенствование системы распределения государственных полномочий в  сфере малого и среднего предпринимательства между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; регулярный контроль и мониторинг качества выполнения мероприятий, предусмотренных стратегическими и программными документами региона; ревизию и корректировку существующих региональных стратегических и программных документов  или разработку и утверждение новых; развитие форм государственно-частного партнерства; стимулирование научных исследований и инновационных разработок. Государственное регулирование должно обеспечивать принятие превентивных мер поддержки малого и среднего бизнеса. 

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Волгоградская область в цифрах. 2016 : краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос.статистики по Волгоград. обл. – Волгоград : Волгоградстат, 2017. – 368 с.

Деловая активность предприятий розничной торговли Волгоградской области в IV квартале 2010 года : экспресс-анализ / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. – Волгоград: Волгоградстат, 2010. – 4 с.

Деловая активность строительных  организаций Волгоградской области в IV квартале 2010 года : экспресс-анализ / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. – Волгоград: Волгоградстат, 2010. – 4 с.

Демография организаций Волгоградской области на 1 января 2011 года : стат. обзор / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. – Волгоград: Волгоградстат, 2011. – 18 с.

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области в 2010 году (по результатам сплошного наблюдения) : стат. обзор / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. – Волгоград: Волгоградстат, 2013. – 487 с. ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://volgastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/volgastat/ru/census_and_researching/researching/statistic_researching/.

Итоги сплошного наблюдения малого и среднего бизнеса за 2015г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://volgastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/volgastat/ru/census_and_researching/researching/statistic_researching/.

Комитет экономической политики и развития Волгоградской области : [портал]. – Режим доступа: http://urp.volganet.ru/news/news/2016/11/news_01516.html.

Малый и средний бизнес в России в 2010 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/a94b9b804d57047cb2acf2bafc3a6fce.

Олейник О.С. Проведение текущих и сплошных обследований за деятельностью малого предпринимательства на региональном уровне//Вопросы статистики, 2012, №9 С. 59-62

О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства : пост. Правительства Рос. Федерации от 16.02.2008 г., №79 // Собрание законодательства российской Федерации. – 2008. – №8. – Ст. 736. 

О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства : пост. Правительства Рос. Федерации от 13.07.2015 г., №702 // Собрание законодательства российской Федерации. – 2015. – №29. – Ст. 4500.

О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24.07.2007 г.. №209-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – №31. – Ст. 4006.

Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014 - 2016 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Волгоградской обл. от 09.12.2013 г., № 696-п // КонсультантПлюс : справочная правовая система : эксперт-приложение / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 1992–2016.

Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») развития малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области на 2014 – 2016 годы : приказ министерства экономики, внешнеэконом. связей и инвестиций Волгоградской обл. от 01.10.2014г., №337 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urp.volganet.ru/export/sites/urp/news/news/downloads/2014/Scan-20150213-172749-006.pdf.

Основные показатели деловой активности малых предприятий (без микропредприятий) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#.

Отчет за 2015 год реализации плана мероприятий («дорожная карта») развития малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области на 2015-2017 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urp.volganet.ru/folder_4/.

Отчет по реализации плана мероприятий («дорожной карты») развития малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области на 2014-2016 года за 2014 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urp.volganet.ru/folder_4/.

Оценка тенденций производственной деятельности строительных организаций Волгоградской области в IV квартале 2015 года : краткий обзор / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. – Волгоград : Волгоградстат, 2015. – 4 с.

Характеристика индивидуальных предпринимателей, включенных в Статистический регистр на 1 января 2016 года : стат. обзор / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. – Волгоград : Волгоградстат, 2016. – 30 с.

Характеристика индивидуальных предпринимателей, включенных в Статистический регистр на 1 января 2011 года : стат. обзор / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. – Волгоград : Волгоградстат, 2011. – 30 с.

Характеристика организаций Волгоградской области на 1 января 2016 года : стат. обзор / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. – Волгоград : Волгоградстат, 2016. – 18 с.

Экономическая ситуация в организациях розничной торговли Волгоградской области в IV квартале 2015 года : краткий обзор / Терр. орган фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. – Волгоград : Волгоградстат, 2015. – 4 с. 



REFERENCES



Volgograd oblast in numbers. 2016: summary sat. /Terr. body of the Federation. service state statistics for Volgograd. region. -Volgograd: Volgogradstat, 2017. -368 p. 

Retail business activity of the Volgograd region in the fourth quarter of the year 2010: express-analysis/Terr. body of the Federation. service state. statistics for Volgograd. region. -Volgograd: Volgogradstat, 2010. -4 p. 

Business activity of construction organizations of the Volgograd region in the fourth quarter of the year 2010: express-analysis/Terr. body of the Federation. service state. statistics for Volgograd. region. -Volgograd: Volgogradstat, 2010. -p. 4.

Demography of organizations of the Volgograd region on January 1, 2011 year: stat. Overview/Terr. body of the Federation. service state. statistics for Volgograd. region. -Volgograd: Volgogradstat, 2011. -18 . 

Activit.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44