VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Издержки обращения как основной показатель деятельности предприятия розничной торговли

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001234
Тема: Издержки обращения как основной показатель деятельности предприятия розничной торговли
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
     
Введение 									          		          3
Глава 1. Издержки обращения как основной показатель деятельности предприятия розничной торговли                                                                          6
1.1. Экономическая сущность издержек обращения                                           6
1.2. Виды издержек обращения и их классификация                                         17
1.3. Методика анализа и планирования издержек обращения                          22
Глава 2. Анализ издержек обращения ЗАО «ДИКСИ ЮГ» за 2013-2014 гг.  42        2.1. Краткая характеристика предприятия		    		                  42
2.2. Анализ издержек обращения предприятия 				                  48
Глава 3. Экономическое  обоснование  издержек  обращения  ЗАО «ДИКСИ ЮГ» на планируемый период				   	   		        59
3.1. Пути оптимизации издержек обращения предприятия      		        59
3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий 			        70
Заключение										        73
Список использованных источников						        76
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
     
     В современных условиях развития рыночных отношений в экономике страны практически все предприятия, в том числе предприятия торговли, работают в условиях полного экономического расчёта, основанного на таких принципах, как хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность.
     Повышение рентабельности деятельности торгового предприятия возможно как за счёт роста его доходов, в том числе и основного вида доходов - реализованных торговых надбавок так и за счёт оптимизации расходов предприятия. В современных условиях жёсткой конкуренции на потребительском рынке при одновременном падении покупательской способности населения, предприятия торговли не имеют возможности существенного увеличения торговой надбавки, а, следовательно, и величины валовой прибыли, так как это приводит к росту розничных цен и снижению конкурентоспособности предприятия. Другие же виды доходов по прочей деятельности занимают, как правило, незначительный удельный вес в структуре доходов торгового предприятия и поэтому не оказывают существенного влияния на общую сумму его доходов. Поэтому в современных условиях деятельности у предприятий торговли все большее значение приобретает оптимизация расходов предприятия торговли (издержек обращения). Изучение издержек обращения в сфере торговли имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня производственных затрат и затрат в сфере обращения (издержек обращения).
     Необходимость качественных сдвигов в экономике, реализация мер по выходу из кризисной ситуации, сложившейся в экономике России за 2013-2015 годы, выдвинуло в число обязательных условий повышение эффективности производства и реализации товаров, экономию и рациональное использование всех видов ресурсов. В связи с этим ведение действующего контроля затрат (издержек обращения) с целью оптимизации их величины становится одной из важнейших задач системы управления предприятием. Особую специальную роль в ее решении играет учет, призванный обеспечить систему управления качественной информацией об издержках обращения. Правильная организация учета издержек обращения дает возможность выявить резервы их оптимизации. Учет позволяет своевременно отражать производимые затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом. Совершенствование учета издержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередь отысканию дополнительных резервов их оптимизации.
     Экономический анализ издержек обращения предприятия позволяет выявить полезные и бесполезные расходы, резервы их снижения (абсолютного и относительного) и разработать на этой основе экономическое обоснование расходов на будущий период (планируемую величину) с целью повышения рентабельности деятельности торгового предприятия в целом. Чтобы усилить контроль за издержками обращения предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы оптимизации издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов. Поэтому актуальность вышерассмотренных проблем и определила выбор темы выпускной квалификационной работы.
     Целью написания выпускной квалификационной работы является экономическое обоснование издержек обращения предприятия розничной торговли на планируемый период.
     В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
     - рассмотреть экономическую сущность, состав, порядок формирования издержек обращения в соответствии с действующим законодательством, методику их анализа и планирования;
     - провести подробный экономический анализ издержек обращения конкретного предприятия розничной торговли;
     - выявить пути оптимизации издержек обращения с экономическим обоснованием их величины (суммы и уровня) на планируемый период.
     Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы являются законодательные и нормативные документы по вопросам формирования затрат, налогообложению; труды отечественных и зарубежных экономистов по изучаемому вопросу и проблеме, материалы периодической печати по теме исследования, бухгалтерская и статистическая отчётность предприятия.
     Методологической основой написания выпускной квалификационной работы являются следующие методы: метод группировок и сравнения, индексный метод, метод разниц, метод цепных подстановок, метод экспертных оценок, экономико-статистический и технико-экономический методы для прогнозирования величины издержек обращения. Применение каждого из этих методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.
     Объект исследования – предприятие розничной торговли ЗАО «ДИКСИ ЮГ». Предметом исследования являются издержки обращения торгового предприятия за 2013-2014 годы.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 78 страниц с 15 таблицами и 9 рисунками, 1 приложением. Библиографический список включает 31 источник.
     
ГЛАВА 1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 
     РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
     
     1.1. Экономическая сущность издержек обращения
     
    В процессе доведения продукции от производителей до потребителей торговые организации совершают общественно-необходимые трудовые, материальные и денежные затраты, выступающие в форме издержек обращения. Издержки обращения имеют место везде, где происходит процесс товарного обращения. Соответственно для эффективного хозяйствования необходимо применять систему экономии ресурсов на предприятии, что позволит снизить издержки обращения. Каждое предприятие стремится продать товары по выгодной для него цене и снижать при этом расходы по реализации. Это позволит ему увеличить прибыль и успешно вести дело в условиях жесткой конкуренции. Основным источником увеличения прибыли является снижение издержек обращения.
     Издержки обращения представляют собой общественно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач. К ним относятся: затраты на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий (на организацию закупки и реализации товаров, на управление торговлей, ведение учета и осуществления контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности). В экономической литературе даются различные определения издержек обращения. Так, в учебнике «Экономика торгового предприятия», авторы Р.П. Валевич и Г.А. Давыдова, под издержками обращения понимаются «выраженные в денежной форме затраты живого и овеществлённого труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие и задач» [10, 36].
     В учебнике «Экономика торгового предприятия» авторским коллективом под руководством А.И. Гребнева дано следующее определение издержек обращения: «под себестоимостью операций, связанных с реализацией закупленных товаров, понимаются издержки обращения по продаже товаров» [16, 48]. Издержки обращения представляют собой денежное выражение затрат, необходимых для доведения товаров от производителей до потребителей. Следовательно, основным отличием издержек обращения от себестоимости является то, что в издержках обращения торгового предприятия не учитывается стоимость закупаемых товаров.
     Таким образом, понятие «расходы» - более емкое, чем понятие «себестоимость» и «издержки обращения», и включает в себя указанные составные элементы.
     Коллектив авторов под руководством Ю.Л. Александрова в своём учебном пособии «Экономика торгового предприятия», под издержками обращения как экономической категорией понимает «денежное выражение затрат, необходимых для доведения товаров от производителей до потребителей» [8, 27]. В учебнике Л.И. Кравченко «Анализ хозяйственной деятельности в торговле» дано следующее определение, что «расходы на продажу организаций, занятых торговой и иной посреднической деятельностью, возникающие в процессе движения товаров от продавца к потребителю, представляют собой издержки обращения» [19, 285].
     Расходы по оплате транспортирования грузов, по погрузке и разгрузке, по содержанию помещений для хранения материальных ценностей, по оплате труда работников торговых предприятий составляют издержки обращения торговых организаций по доведению материальных ценностей от изготовителей до потребителей. Издержки обращения торговли составляют часть общехозяйственных издержек обращения. Издержки обращения также называются расходами на продажу, коммерческими и управленческими расходами.
     Однако не все затраты торговли можно относить на издержки обращения. Так, затраты и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности, убытки, образующиеся по причине наличия дебиторской задолженности, не востребованной в срок, штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие подобные потери не должны учитываться как издержки обращения. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности.
     Издержки торговли составляют более 40% общих издержек обращения по товарам личного потребления, в том числе около 65% приходится на розничную торговую сеть. Соотношение различных звеньев торговли в издержках обращения не является постоянным. Доля издержек розничного и оптового звеньев снижается, соответственно растет доля общественного питания и организаций, осуществляющих завоз, хранение и оптовую реализацию картофеля, овощей и фруктов.
     К дополнительным издержкам обращения относятся расходы по транспортированию, подработке, сортировке и фасовке товаров, хранению товарных запасов и другие производственные издержки. Источником возмещения этих издержек является труд, затрачиваемый на производственные процессы и участвующий в создании стоимости товаров.
     Чистые издержки обращения - это расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи товаров (ведение учета, осуществление денежных и кредитных расчетов, организация рекламы и т. п.).
     В отличие от дополнительных чистые издержки обращения не увеличивают стоимости товаров и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в отраслях материального производства (включая производственные процессы в торговле). Деление издержек  торговли на дополнительные и чистые позволяет точнее установить границы сферы материального производства, правильнее исчислить величину общественного продукта и национального дохода, глубже понимать процессы, происходящие в торговле, и целенаправленно управлять ими, выявлять пути разумной экономии средств.
     Соотношение между дополнительными и чистыми издержками обращения не является постоянным. Его изменение обусловливают объективные процессы развития экономики в целом, и торговли в том числе. 
     Комплексное развитие народного хозяйства в экономических районах страны, приближение производства к районам потребления, вовлечение в товарооборот изделий местной промышленности способствуют значительному сокращению важнейшего вида дополнительных издержек — транспортных расходов.
     С развитием и совершенствованием размещения производительных сил, углублением общественного разделения труда повышается роль производственных предприятий в доведении товаров до степени полной готовности к потреблению. В связи с этим снижается доля дополнительных издержек в торговле и относительно увеличиваются затраты, связанные со сменой формы стоимости, что способствует в конечном счете повышению культуры торговли и экономии времени покупателей. Высокий уровень торгового обслуживания населения и сокращение издержек потребления — это важнейшие направления совершенствования торговли в развитом обществе. Экономия средств на культуре торгового обслуживания противоречит самой сущности торговли.
     В торговле издержки обращения направлены на наиболее полное удовлетворение спроса населения. Этим целям служат расходы в торговле, связанные с дополнительным вкладом в потребительную стоимость товаров, улучшением обслуживания населения, информацией покупателей о качестве, свойствах и способах потребления товаров, оказанием дополнительных услуг.
     Важнейшим условием сокращения издержек, связанных с реализацией товаров, является достижение соответствия между спросом и предложением, товарооборотом и покупательными фондами населения.
     В издержках  торговли все большее значение приобретают расходы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров, улучшением условий труда, охраной здоровья работников. В издержках торговли расходы на социальное страхование, охрану труда и прочие подобные мероприятия либо вовсе отсутствуют, либо занимают незначительную долю.
     Издержки обращения в торговле всегда выражали, и будут выражать качество работы торговых организаций и предприятий. Относительное снижение издержек обращения наряду с уменьшением себестоимости продукции является экономическим условием снижения розничных цен, роста чистого дохода торговли, укрепления финансового состояния торговых организаций и предприятий. 
     Существуют объективные условия для рационального ведения хозяйства, для ликвидации причин, порождающих расточительность материальных и трудовых ресурсов. 
     Снижение дополнительных издержек обращения отражается на уменьшении себестоимости и стоимости товаров. В результате сокращения чистых издержек обращения изменяются пропорции в первоначальном распределении продукта для общества, уменьшается доля продукта, идущего на возмещение этого вида издержек обращения.
     Необходимым и достаточным уровнем следует считать тот, который обусловлен общественно необходимыми затратами. Такими затратами принято называть расходы, связанные с реализацией и доведением товаров до потребителей при общественно нормальных условиях купли-продажи, среднем уровне интенсивности труда работников, соблюдении установленных требований к качеству торгового обслуживания.
     В организациях, занятых торговой и иной посреднической деятельностью, учет издержек обращения рекомендуется вести в соответствии с порядком, установленным Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов в организациях торговли и общественного питания, утвержденными Комитетом Российской Федерации по торговле 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2, с учетом норм, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций. При этом издержки обращения учитываются по следующим элементам:
     - материальные затраты,
     - затраты на оплату труда,
     - отчисления на социальные нужды,
     - амортизация
     - прочие затраты [5].
     Перечень статей затрат предприятия устанавливают самостоятельно по следующей номенклатуре:
     1) транспортные расходы;
     2) расходы на оплату труда;
     3) отчисления на социальные нужды;
     4) расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;
     5) амортизация основных средств;
     6) расходы на ремонт основных средств;
     7) расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
     8) расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
     9) расходы на рекламу;
     10) потери товаров и технологические расходы;
     11) расходы на тару;
     12) прочие расходы.
     Торговые организации, с учетом специфики своей деятельности, могут использовать сокращенную или увеличенную номенклатуру статей издержек обращения.
     Величина издержек обращения характеризуется абсолютной суммой и уровнем.
     Организация ежемесячно определяет сумму издержек обращения, приходящуюся на проданные товары, как разницу между суммой издержек, числящихся на конец месяца и образованных за месяц, и их стоимостью, приходящейся на остаток непроданных товаров.
     Уровень издержек обращения, рассчитанный как  процентное отношение суммы издержек обращения к объему товарооборота, является одним из важнейших оценочных показателей результатов деятельности торгового предприятия. Он служит ориентиром для установления размера торговой надбавки к цене реализуемого товара. В настоящее время средний  уровень издержек обращения в розничной торговле страны составляет 18-20% при рентабельности в пределах 4-6%.
       Уровень издержек обращения значительно колеблется по регионам и типам торговых организаций, что обусловлено особенностями покупательской способности населения, развитием производства товаров, транспортных коммуникаций, условиями товароснабжения торговой сети, объемом и структурой товарооборота.
       Различается уровень издержек обращения в зависимости от группы и видов реализуемых товаров. В торговле  продовольственными товарами он выше  в среднем 15-18%, чем в торговле непродовольственными товарами   (7-8%), из-за больших расходов по транспортировке, хранению, расфасовке, естественной убыли товарных потерь и расходов по таре. Наиболее высок уровень издержек обращения при продаже овощей, картофеля, алкогольных напитков, молочных продуктов и хлебобулочных  изделий. В группе непродовольственных товаров наиболее издержкоемкими являются товары хозяйственного и культурно-бытового назначения длительного пользования.    
     Под издержкоемкостью в торговле понимается сумма расходов, приходящихся на 1 руб. (или 100 руб.) оборота, что по своему численному значению совпадает с уровнем издержек (в процентах к товарообороту). Коэффициенты издержкоемкости показывают соотношение уровней расходов каждой товарной группы по отношению к товару, принятому за базу сравнения. Для расчета используются отчетные данные об издержках обращения и экономические показатели, отражающие затраты по каждой статье издержек обращения. К числу таких факторов-показателей можно отнести затраты времени на реализацию единицы каждого вида товара, средние цены, соотношение общего (брутто) и чистого (нетто) веса перевозимых товаров, средний товарный запас и др.
        Установлено, что расходы на реализацию продовольственных товаров в 1,5-2 раза больше расходов на реализацию непродовольственных товаров на ту же сумму. Большинство непродовольственных товаров в торговую сеть поставляют крупными партиями, по более высоким ценам, что обуславливает более низкий уровень расходов по их транспортированию, хранению и реализации. В определенной степени этим объясняется, различие уровней издержек обращения торговых предприятий в зависимости от их товарной специализации и ассортимента структуры товарооборота.
     Закономерностью формирования издержек обращения, как в целом по торговле, так и на отдельных предприятиях, является снижение их уровня при росте объёма товарооборота. Это не исключает того, что в отдельные периоды наблюдается рост издержек обращения, который вызван определёнными экономическими процессами (ростом цен, тарифов, заработной платы и т.д.).
     Различается уровень издержек обращения и по отдельным статьям затрат. Наибольший уровень расходов в предприятиях торговли наблюдаются по таким статьям, как расходы на оплату труда, расходы по содержанию зданий и т.д. Также, относительным показателем, характеризующим издержки обращения, являются их структура. Она показывает долю отдельных статей затрат в их общей сумме и используется для выявления закономерностей развития отдельных видов затрат и их влияния на формирование общего уровня затрат [31, 15].
     На рисунке 1 приведена классификация уровня издержек обращения.
Рисунок 1 - Признаки классификации уровня издержек обращения
     
     На издержки обращения предприятий розничной торговли влияет ряд факторов, изменение которых позволяет выявить тенденции их изменения, вскрыть имеющиеся внутренние резервы. Все факторы, влияющие на сумму и уровень издержек обращения, подразделяются по ряду признаков, основные из которых представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация факторов, определяющих сумму и уровень издержек обращения
Признак классификации
Группы факторов
Факторы
1
2
3
II. По характеру воздействия на издержки обращения
Внешние факторы (независимые от деятельности предприятия) 

1. Уровень инфляции, состояние экономики;
2. Ставки и уровень налогов, процентные ставки;
3. Размер минимальной заработной платы, устанавливаемой законодательством
Российской Федерации;
4. Платежная дисциплина, состояние кредитно-денежной системы;
5. Объем спроса и предложения, их соотношение;
6. Уровень тарифов, ставок;
7. Уровень конкуренции и т.д. 

Внутренние факторы (зависимые от деятельности предприятия) 

Факторы
прямого
воздействия

1. Объем и структура товарооборота;
2. Численность работников предприятия и их производительность труда;
3. Издержкоемкость товаров;
4. Транспортировка товаров;
5. Состав товарооборота;
6. Размеры торгового предприятия, его площади и мощность;
7. Размер оборотных средств, в т ч собственных. 

Факторы
косвенного
Воздействия
1. Состояние и эффективность использования основных фондов;
2. Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия;
3. Состояние и эффективность использования оборотных средств;
4. Свойства реализуемых товаров и их жизненный цикл и т.д. 
I. По степени зависимости от деятельности предприятия и природе воздействия
Факторы, вызывающие
рост издержек
обращения

1. Снижение объема оборота розничной торговли;
2. Замедление товарооборачиваемости;
3. Повышение цен, ставок, окладов, тарифов;
4. Повышение качества торгового обслуживания, увеличение количества дополнительных услуг;
5. Снижение эффективности использования оборотных и основных фондов;
6. Рост технической оснащенности предприятий;
7. Уменьшение собственных оборотных средств и увеличение доли кредитов. 

Продолжение таблицы 1
1
2
3

Факторы, вызывающие
снижение издержек
обращения
1. Рост объема товарооборота;
2. Изменение структуры товарооборота в сторону снижения удельного веса более
издержкоемких товаров;
3. Повышение эффективности труда работников предприятия торговли;
4. Укрупнение предприятий торговли;
5. Ликвидация непроизводительных расходов и потерь;
6. Сокращение звенности товародвижения;
7. Совершенствование организации продажи, внедрение прогрессивных методов. 
     
     Все факторы, влияющие на издержки обращения, также подразделяются на факторы, способствующие росту издержек (замедление товарооборачиваемости, увеличение количества услуг, оказываемых предприятием торговли, снижение доли собственных оборотных средств и т.д.) и факторы, снижающие уровень и сумму издержек обращения (ускорение товарооборачиваемости, сокращение звенности товародвижения, увеличение производительности труда и т.д.) [31, 17]. 
     Так, неравномерное размещение предприятий-производителей товаров определяет различие в транспортных расходах торговых предприятий; из-за сезонности производства и потребления ряда товаров приходится создавать запасы, что приводит к увеличению расходов по их хранению. 
     Оптимизация издержек обращения может повлиять на прирост прибыли и снижение общего количества затрат, но надо не забывать и то, что издержки неразрывно связаны с производством и уменьшение (экономия) издержек обращения может отрицательно повлиять на дальнейшую деятельность предприятия. По мнению многих экономистов надо ввести грамотную и просчитанную оптимизацию издержек обращения в противном случае получится эффект «собаки, которая бегает за своим хвостом». Для многих предприятия издержки обращения являются не только показателем, при котором уменьшается денежные средства, но и стимулом к дальнейшей работе.
     Значение издержек обращения заключается в следующем:
     - издержки обращения являются одним из важнейших показателей результатов деятельности предприятия;
     - размер издержек обращения прямо влияет на величину прибыли от продаж, поэтому соблюдение режима экономии и оптимизации издержек обращения - важнейшие факторы повышения прибыли и рентабельности деятельности торгового предприятия;
     - уровень издержек обращения служит ориентиром для установления минимального размера уровня торговой надбавки;
     - уровень и сумма издержек обращения служит важнейшим фактором повышения конкурентоспособности предприятия.
     
1.2. Виды издержек обращения и их классификация

     Классификация предполагает упорядоченное изучение сложных экономических явлений по определенным важнейшим признакам. Общеизвестно, что расходы на продажу (издержки обращения) как раз являются сложной экономической категорией, которая в стоимостной форме выражает затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление хозяйственной деятельности торговых предприятий. Деление издержек обращения по основным признакам (их классификация) позволяет улучшить учет, углубить анализ, повысить обоснованность плановых показателей и сделать более действенным контроль за их состоянием.
     Все многообразие видов издержек обращения можно классифицировать по ряду основных признаков (рисунок 2).  
     
     
      Признак классификации
      
      
По зависимости от объема товарооборота
      
      
Условно-переменные
      
      
      

      
      
Условно-постоянные
      
      
      

      
      
Смешанные
      
      
      
По месту формирования
      
      
Внешние
      
      
      

      
      
Внутренние
      
      
      
По способу отнесения затрат на расходы
      
      
Прямые
      
      
      

      
      
Косвенные
      
      
      
По составу
      
      
Одноэлементные
      
      
      

      
      
Комплексные
      
      
      
По степени управляемости
      
      
Управляемые
      
      
      

      
      
Неуправляемые
      
      
      
По периодичности возникновения
      
      
Текущие
      
      
      

      
      
Единовременные
      
      
      

      
      
Прочие
      
      
      
По экономической природе
      
      
Чистые
      
      
      

  
Дополнительные
      
      
      
По статьям затрат
      
12 статей издержек
      
      
      
По учету затрат на предприятии
      
Явные
      
      
      
      
      
      
Неявные

Рисунок 2 - Классификация видов издержек обращения торгового предприятия
     Более детальное изучение, анализ затрат предприятия торговли и возможности управления ими издержки обращения группируются по признакам, которые приведены в таблице Приложения 1.
     В настоящее время издержки обращения по видам затрат подразделяются на элементы и статьи затрат. Градация затрат по элементам позволяет выделить затраты живого и овеществлённого труда и поэтому важна при оценке результатов деятельности предприятий торговли.
     Деление издержек обращения по статьям затрат, согласно рекомендуемой номенклатуре, позволяет выявить целевое назначение затрат, более детально вести их учёт и осуществлять контроль за исполнением всех видов ресурсов (рисунок 3).
     Издержки обращения по статьям затрат
     
     
Транспортные расходы
     
     
     
Расходы на оплату труда
     
     
     
Отчисления на социальные нужды
     
     
     
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря
     
     
     
Амортизация основных средств
     
     
     
Расходы на ремонт основных средств
     
     
     
Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд
     
     
     
Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товара
     
     
     
Расходы на рекламу
     
     
     

     
     
     
Потери товаров и технологические отходы
     
     
     
Расходы на тару
     
     
     
Прочие расходы
     
     Рисунок 3 - Классификация издержек обращения торгового предприятия
     Основным признаком классификации издержек обращения является их деление на виды по отношению к товарообороту (рисунок 4).
     Постоянные издержки - затраты, сумма которых в данный период времени не зависит от объёма и структуры товарооборота.
     Остаточные издержки часть постоянных затрат, которые предприятие продолжает нести несмотря на временную приостановку деятельности (аренда, коммунальные платежи, амортизация основных средств).
     Стартовые издержки часть постоянных затрат, которые возникают в связи с возобновлением деятельности предприятия (оплата труда, реклама и т.д.). Полезные стартовые издержки - это часть постоянных, связанных со скачкообразным изменением стоимости большинства ресурсов. Бесполезные стартовые издержки - часть постоянных расходов, которые предприятие может нести без существенных изменений в результатах своей деятельности.
     
     Рисунок 4 – Классификация издержек обращения по степени зависимости от изменения оборота торгового предприятия
     Переменные издержки - затраты, общая величина которых в данный период времени непосредственно зависит от объёма и структуры товарооборота.
     Пропорциональные издержки - часть переменных затрат сумма которых изменяется пропорционально объёму товарооборота.
     Дигрессивные издержки - часть переменных затрат, которые изменяются относительно в меньшей пропорции чем объём товарооборота.
     Прогрессивные издержки - часть переменных затрат размер которых возрастает больше, чем объём товарооборота.
     Смешанные издержки - издержки, часть которых является постоянной, а часть переменной затратой (расходы на оплату труда).
     Преобладание постоянных затрат над переменными увеличивает финансовый риск предприятия, так как данные затраты являются в основном неуправляемыми.
     Все затраты, относимые на издержки обращения, по характеру образования подразделяются на обязательные и необязательные. К обязательным затратам относятся налоги и отчисления, включаемые в издержки предприятия торговли. Все остальные статьи издержек обращения являются необязательными.
     По способу отнесения на затраты издержки подразделяются на два вида: прямые и косвенные.
     1) прямые издержки - затраты которые находятся в прямой зависимости от объёма производства (реализации) или объёма времени затраченного на реализацию. Прямые затраты включают в себя:
     - прямые затраты сырья и материалов - это затраты тех материалов которые включает в себя реализуемая продукция;
     - прямые затраты труда - это заработная плата штатных работников за фактически выполненную работу по реализации товаров;
     - прямые накладные расходы - это расходы, величина которых находится в прямой зависимости от объёма реализации, но являющихся дополнительными для процесса реализации товаров.
     2) косвенные издержки включают в себя:
     - косвенные затраты материалов - это затраты побочных, но необходимых для реализации материалов;
     - косвенные затраты труда - заработную плату подсобных работников, заработную плату работников занятых обслуживанием оборудования, время вынужденного простоя и стоимость сверх урочных работ;
     - косвенные накладные расходы - это побочные для процесса реализации не находящиеся в прямой зависимости от объёма реализации и прямых затрат рабочего времени [26, 423-434].  
     В странах с рыночной экономикой принята классификация издержек обращения по видам затрат по такому критерию, как вид израсходованных ресурсов, необходимых для осуществления торговых процессов.
     В соответствии с данными критериями все издержки обращения подразделяются на пять групп:
     - затраты на оплату труда (затраты на рабочую силу);
     - материальные затраты (затраты на основные фонды и материалы);
     - затраты на капитал (использование собственного и заёмного капитала);
     - затраты на услуги третьих фирм (на использование услуг третьих лиц);
     - затраты на налоги (отчисления обязательных налогов).
     В зарубежной практике применяют два вида классификаций: естественную и функциональную. В основу естественной классификации положена сущность издержек независимо от того, для осуществления какой функции были произведены эти затраты. Функциональная классификация построена по принципу отнесения затрат на конкретные задачи, решаемые торговым предприятием.
     Сравнивая классификации затрат, применяемые в отечественном и зарубежном учёте, можно выделить общие моменты и различия. К общим моментам относятся группировки затрат по экономическим элементам, статьям калькуляции, по отношению к торгово-технологическому процессу. Отличительными чертами являются некоторая упрощенность и условность классификации, принятой за рубежом, отсутствие единой классификации затрат во всех отраслях деятельности. В отечественной экономике недостаточно используется для управления затратами их деление на постоянные и переменные. Рассмотренная классификация затрат позволяет  предприятиям торговли постоянно осуществлять детальный анализ издержек обращения, следить за их динамикой, контролировать и управлять изменениями затрат.

               1.3. Методика анализа и планирования издержек обращения

     Целью анализа издержек обращения является оценка их с позиции рациональности и выявление возможностей по их экономии в текущем и предстоящем периодах. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов - непрерывному росту объема продаж и увеличению прибыли.
     Анализ издержек обращения проводится по данным бухгалтерской и статистической отчетности, материалам текущего бухгалтерского учета, первичных документов, внеучетных источников информации и личных н.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44