VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История возникновения и развития метода учебных проектов в педагогике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004939
Тема: История возникновения и развития метода учебных проектов в педагогике
Содержание
2



ВВЕДЕНИЕ



В настоящее время в соответствии с ФГОС ООО, НОО существенно меняются цели образования. В соответствии с ними обучение учащихся в школе не может ограничиваться сообщением им готовых знаний, а должно формировать и развивать навыки и способности к самостоятельному приобретению знаний, применению их в жизни. В связи с этим задача учителя заключается в том, чтобы научить учащихся использовать те познавательные возможности, которыми они обладают. Именно поэтому особую значимость в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, приобретает познавательный интерес, выступащий как стимул для различной учебной и творческой деятельности учащихся.

Исследования В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, В.В. Репкина, Д.Б.  Эльконина показали, что младший школьный возраст, а не подростковый, является решающим в формировании и развитии личности, что развивающее обучение закладывает основы таких важнейших личностных структур, как интерес к познанию, характер, моральный идеал. Анализ учебно-методической литературы показал, что метод проектов является той педагогической технологией, которая органично вписывается в систему развивающего обучения. 

Проблему развития личности в процессе обучения математике рассматривали выдающие психологи: В.А. Крутецкий, Л.М. Фридман и др.; математики: А.Д. Александров, Н.Я. Виленкин, А.Н. Колмогоров, А.Д. Кудрявцев, А.И. Маркушевич и другие.  В исследованиях по теории и методике обучения математике эту проблему рассматривали В.В. Афанасьев, Х.Ж. Танеев, Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, В.А. Далингер, О.Б. Епишева, В.М. Монахов, A.M. Пышкало, Г.И. Саранцев, А.А. Столяр, П.М. Эрдниев и другие. [17]

Познавательный интерес при соответствующей педагогической организации деятельности учащихся, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности становится одним из сильнейших мотивов учения школьников. Под его влиянием учебная работа, даже у слабых учеников, протекает более продуктивно. Проблема познавательного интереса разрабатывалась в трудах А.С. Белкина, Х.Ж. Танеева, В.А. Гусева, В.А. Крутецкого, И.Я. Ланиной, JI.M. Фридмана, Г.И. Щукиной и другие. [17]

Активизация учебной деятельности без развития познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна, именно поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышающего его качество. Познавательный интерес стимулирует также развитие волевых качеств, так как в процессе познания ребенок неизбежно сталкивается с трудностями при достижении поставленной цели, преодолевает сложности и препятствия, возникающие на пути познания, воспитывает в себе волевые качества: умение преодолевать преграды, стремление к достижению цели, доведение дела до конца.

Более того, познавательный интерес побуждает ученика к постоянному поиску, его цели становятся все более сложными, он учится выделять главное и актуальное в изучаемом материале, анализирует его, ищет новые способы решения. К тому же познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, так как все ее виды содержат в себе  познавательное начало.

Однако познавательный интерес редко бывает устойчивым. Как правило, какие-то яркие примеры, иллюстрации, опыты разжигают в детях интерес к предмету, который быстро затухает, если его не поддерживать. Поддерживать интерес не просто, так как чаще всего, особенно у младших школьников, возникает не познавательный интерес, а просто детское любопытство, которое быстро исчезает. Поэтому очень многие учителя ищут способы и подходы, которые смогли бы сделать познавательный интерес устойчивым. Одним из способов решения этой проблемы может стать использование метода проектов. Благодаря сочетанию различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционной организации процесса обучения, учащиеся, вовлеченные в проектную деятельность, смогут полноценно реализовать личностный потенциал, развивая при этом познавательный интерес.

Актуальность проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, участвует в конкретных ситуациях, приобщается к проникновению в суть явлений, конструированию новых процессов, объектов. 

Проблема организации проектной деятельности не является абсолютно новой в педагогической теории и практике. Философско-методологические основы организации проектной деятельности учащихся раскрыты в трудах отечественных и зарубежных педагогов конца XIX - начала XX веков (Д. Дьюи, В. Килпатрика, Е. Коллингса, Г.Т. Блонского, В.П. Вахтерова, Б.В. Игнатьева, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Л.Э. Левина, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др.), а также в работах современных ученых (А.Н. Джуринского, И.И. Ляхова, Ю.В. Громыко, В.И. Слободчикова, А.В. Хуторского и др.). В настоящее время проектная деятельность учащихся является предметом историко-теоретических исследований в работах Р.Б. Вендровской, А.Э. Коробовой, Е.Ю. Рогачевой, Н.В. Турчиной и другие. [19] 

Педагогические закономерности проектной деятельности учащихся рассмотрена в исследованиях В.В. Гузеева, И.А. Дралюк, И.А. Зимней, Н.Б. Крыловой, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, И.Д. Чечель и других. [19]

Технология проектной деятельности вызывает все больший интерес у учителей-предметников. Вместе с тем, современный этап использования проектной деятельности на уроках математики может быть обозначен как этап накопления и популяризации удачного педагогического опыта. 

Объектом исследования является процесс реализации проектной деятельности при изучении начального курса математики в соответствии с условиями ФГОС.

Предметом исследования - проектная деятельность школьников при изучении начального курса математики в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель исследования — разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность методики по использованию проектной деятельности при изучении начального курса математики в соответствии с условиями ФГОС НОО.

Проблема, цель, определили следующие задачи исследования:

- изучить историю возникновения и развития метода учебных проектов в педагогике и методике преподавания начального курса математики;

- изучить формирование проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО при изучении начального курса математики;

- проанализировать сравнительную характеристику учебно-методических комплектов по математике (УМК «Школа России» М.И. Моро, УМК «Начальная школа 21 века» В.Н. Рудницкая) на предмет формирования проектной деятельности у обучающихся;

- изучить содержательный и процессуальный компонент процесса реализации проектной деятельности при обучении математике в начальной школе;

- сформировать методику реализации проектной деятельности при изучении начального курса математики в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

- провести педагогический эксперимент и проанализировать результаты.

















ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС



1.1 История возникновения и развития метода учебных проектов в педагогике



Метод проектов возник в США во второй половине 19 в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952).

Основные концептуальные положения его теории:

- истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

- ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

- усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;

- ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

- проблематизация учебного материала;

- познавательная активность ребенка;

- связь обучения с жизненным опытом ребенка;

- организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу замену абстрактного, оторванного от жизни, направленного на заучивание теоретических знаний образования на систему школьного обучения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира. [17]

Одним из путей дальнейшей реализации идей Дьюи было обучение по «методу проектов». 

Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. [23]

Этот метод вошёл в историю как «метод проблем».
Американский педагог У.Х. Килпатрик писал: «Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке». Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.[31]

Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов исследователей под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения «Метода проектов» в практику обучения уже начиная с 1905 г. Личный интерес обучающегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблему следовало взять из реальной жизни, и она должна быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения требовались как ранее полученные знания, так и те, которые предстояло еще приобрести. Учитель-консультант руководил проектной работой, направляя поиск учеников, подсказывая источники информации. В 1920 г. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали использоваться в школах России. Российские педагоги считали, что это помогает развивать творческую инициативу детей. Некоторые активные сторонники метода проекта (В. Н. Шульгин, М. В. Купенина, Б. В. Игнатьев и др.) провозгласили его единственно верным методом обучения в школе. Они считали, что школа учебы, таким образом, превращается в школу жизни. [23]

Однако, в результате универсализации метода проектов уровень общеобразовательной подготовки учащихся в России резко снизился, что было осуждено в постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931 г.), а предметная система преподавания и классно-урочная система обучения были провозглашены как единственно верные.

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование метода проектов в современной школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Среди причин этого явления выделяют:

- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

- слабую разработанность методики проектной работы;

- гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;

- сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ». [19]

И все же, в нашу школу «метода проектов» стал постепенно возвращаться во второй половине 80-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться. 

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. В России, одной из богатейших стран мира по природным ресурсам, принесшей миру наиболее крупные открытия, метод проектов имеет свои особенности. 

В зарубежной школе метод проектов развивается активно и достаточно успешно и по сей день. Coalition of Essetial Schools, или сокращенно CES – сеть школ, принадлежащих к альтернативному направлению системы образования США. Продуктивное образование (CES) ставит конкретную задачу: создать условия психолого-педагогической поддержки инициативы учащихся.

Система принципов организации школ CES:

1. В основе учебы школьника лежит практическая деятельность:

- учеба ориентирована на реальную практику, привязана к решению практических задач;

- учебные курсы – это скорее не обучение, а обучающая работа;

- форма учебы – проекты – структурообразующий элемент учебной деятельности;

- выполнение настоящей, а не моделирующей работы, часть которой – совместное исследование.

2.  Неотъемлемая часть учебы – рефлексия учащихся, обсуждение его социального, практического и учебного опыта в группе и индивидуально с преподавателем;

3. В учебе реально задействованы интересы школьника, он имеет возможность выбирать классы, курсы, тему проекта, определяя содержание, формы, уровень собственной учебной деятельности: отсюда, как следствие, высокий уровень мотивации;

4. Учитель – не преподаватель-предметник, а консультант-наставник школьника. Его функция – тренировать, практически готовить к решению прикладных задач, натаскивать в приемах и средствах деятельности;

5. Оценка в традиционном школьном понимании перестает играть контролирующую роль, перестает быть разовым субъективным актом учителя, а становится сложным публичным процессом, сопровождающим выполнение проектов.[23]

Приведенные принципы созвучны некоторым идеям профилизации старшей ступени школы. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» утверждена приказом Минобразования России и предполагает наличие базовых, профильных и элективных курсов, входящих в состав профиля. Предполагается, что цель элективных курсов интегративного характера, имеющих практическую направленность, – вовлечь учащегося в процесс решения личностных проблем, используя при этом активные формы обучения.

Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития, как за рубежом, так и в нашей стране. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Учитывая ошибки прошлых лет, мы должны глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования.





















































1.2 Формирование проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС при изучении начального курса математике



С ведением ФГОС меняется и парадигма образования. Вместо понятий «изучение», «усвоение знаний» мы переходим к таким понятиям как «познание», «исследование», «создание», «разработка». Именно учитель может влиять на развитие личности каждого своего воспитанника, создавая ему благоприятную среду.

Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвития. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.[19]

Реализуя проектную деятельность в начальной школе, учителя используют активные методы обучения, которые являются развивающими по своей сути, так как не только способствуют лучшему усвоению учебного материала, активизации мыслительной деятельности, повышению интереса к предмету, устранению перегрузок, но и формируют поисковую активность учащихся, что является крайне важным в процессе формирования различных компетенций. Результатом использования проектной деятельности младших школьников в учебном процессе можно считать повышение уровня усвоения знаний, а также сформированность общеучебных умений школьников, входящих в структуру «Мыслительной компетенции» и определяющих достижение высокого уровня готовности и способности решать значимые для учащегося проблемы.

В учебниках математики с 1 по 4 класс УМК  «Школа России» предложена общая рубрика «Наши проекты» с указанием темы проекта, соответствующих комментариев, советов, плана выполнения проектной работы. Учащиеся вместе обсуждают и формулируют цель работы над заявленной в проекте темой, план своих действий, промежуточные и итоговые результаты работы. Некоторые из этих проектов направлены на организацию сотрудничества со взрослыми. Так, в 4 классе при изучении раздела «Числа, которые больше 1000», авторы учебника предлагают проект «Числа вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город в числах и величинах». Здесь предполагаются встречи и общение с краеведами, работниками муниципальной администрации, участниками Великой Отечественной войны с последующим обсуждением результатов проектной деятельности. Собранную в справочнике информацию в дальнейшем использовать для составления и решения различных задач практического содержания. Можно провести конкурс на самую интересную задачу, составленную по материалам справочника.[44]

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочных и внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Однако, на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).

Метод проектов необходимо начинать реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

В рамках традиционных учебных занятий использую следующие этапы работы над проектами:

1. Погружение в проект - определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся.

2. Планирование деятельности - определение источников информации, форм презентации результатов, сроков выполнения, распределение обязанностей.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы - самостоятельная работа над проектом, промежуточные обсуждения полученных данных.

4. Оформление результатов - анализ и синтез данных, формулирование выводов.

5. Презентация результатов - демонстрация материалов, представление результатов.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности - коллективное обсуждение результатов проекта, самоанализ.

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть, уже определившись с целями и задачами, но, еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

- подумать самостоятельно;

- посмотреть книги;

- спросить у взрослых;

- обратиться к компьютеру;

- понаблюдать;

- проконсультироваться со специалистом;

- провести эксперимент.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. 

Формируемые компоненты исследовательской культуры школьника:

1–2-й классы:

- включение в урок заданий, направленных на составление последовательности действий;

- решение задач по комбинаторике, логических задач с понятиями «истина», «ложь»;

- проведение работы по выявлению причинно-следственных связей;

- обучение приемам наблюдения и описания;

- знакомство с терминологией, некоторыми понятиями о методах исследования;

- формирование опыта работы со словарями и другими источниками информации;

- осуществление коллективных исследований по определенному плану.

3-й класс:

- осуществление долговременных исследований с применением имеющихся знаний и умений:

- ведение поиска информации, выделение главного;

- постановка опытов, проведение наблюдений, защита сообщений, докладов.

4-й класс:

- формирование читательской компетентности;

- формирование желания и основы умения учиться: умение видеть границу между известным и неизвестным;

- соотношение результатов с образцом, нахождение ошибок и устранение их, выработка критериев для оценки работы;

- формирование приемов и навыков учебного сотрудничества.[57]

Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. 

Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников: 

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); 

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло); 

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); 

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает); 

- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности); 

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»). [64]

Успешная реализация государственных образовательных стандартов второго поколения не возможна без формирования информационно-образовательной среды школы, причём такой, которая позволит нормально себя в ней чувствовать и успешно развиваться учащимися начальной школы. При подготовке и защите проектов ребята используют ИКТ.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат, который является, несомненно, значимый для школьника. Во время работы над проектом строятся новые отношения между учителем и учеником. Учитель уже не является единственным источником информации. Его роль направляющая, оказывающая помощь. Ученик же представляет свою работу своим товарищам, одноклассникам.

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетенций учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». [32]



1.3 Сравнительная характеристика учебно-методических комплектов по математике (УМК «Школа России» М.И. Моро, УМК «Начальная школа 21 века» В.Н. Рудницкая) на предмет формирования проектной деятельности у обучающихся



В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.

К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Сравним учебно-методические комплекты по математике УМК «Школа России» М.И. Моро и  УМК «Начальная школа 21 века» В.Н. Рудницкая на предмет формирования проектной деятельности у обучающихся.

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» » (под ред. А. Плешакова) издательство «Просвещение», построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. 

При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской  школы,  доказавшие свою эффективность в образовании  учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.

Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую  информационно-образовательную среду для начальной школы.  

Математика представлена в виде завершённой предметной линией учебников «Математика» (авт. М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова).

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание учебника «Математика» УМК «Школа России» направлена на достижение следующих: 

 личностных результатов освоения основной образовательной программы:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Для достижения указанных личностных результатов в учебнике  с 1 по 4 класс предусмотрены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

В курсе «Математика» — в сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 классах) предусмотрены сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны (например, о годах жизни А.С. Пушкина, о собрании сочинений Л.Н. Толстого, о посещении музеев, художественных галерей и др.).

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Курс «Математика» формирует у ребёнка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр.

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В курсе «Математика» предлагается большое количество математических игр, предполагающих работу в парах. На работу в группах ориентированы представленные в учебниках 1 - 4 классов задания рубрики «Наши проекты» разнообразной тематики. Некоторые из этих проектов направлены на организацию сотрудничества со взрослыми. Так, в 4 классе при составлении справочника «Наш город (село)» предполагаются встречи и общение с краеведами, работниками муниципальной администрации, старожилами города, участниками Великой Отечественной войны с последующим обсуждением результатов проектной деятельности.

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебнике 1 - 4 классов по математике.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

В учебнике математики (1 - 4 классы) содержание шмуцтитулов каждого раздела (темы), помогает учащимся принимать и понимать основные цели учебной деятельности, формулировать задачи, отражающие то, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел (тему).

В начале изложения материала урока представлены направления и общее содержание учебной деятельности. Такое построение учебника помогает ученикам видеть перспективу работы по теме, соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом её изучения.

Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебника постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения. Для развития способности принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства её реализации продумана система заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых будет способствовать организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции.

Такая дидактическая структура: общая целевая установка на изучение темы — её конкретизация в начале каждого урока (или раздела темы) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания — способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника.

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

В курсе «Математика» для освоения указанных способов предусмотрены серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

- продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;

- провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;

-  провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

В учебниках математики предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

Содержание предметного материала предусмотрено выстроить так, что начиная с первого класса, школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это будет способствовать формированию умения решать задачи творческого и поискового характера.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, предусмотренными в каждом учебнике, с 1 по 4 класс.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока предусмотрены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках будет заканчиваться рубриками: «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», содержание рубрик будет согласовано с целевыми установками, сформулированными на шмуцтитуле к теме.

В учебнике 4 класса каждая тема будет дополнена вопросами, направленными на обобщение теоретических знаний и контроль за их усвоением. Такое построение материала темы позволит учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале её изучения. Кроме того, в учебниках с 1 по 4 класс, в конце каждого года обучения, в рубрике «Тексты для контрольных работ» будут предусмотрены задания базового и повышенного уровня сложности.

В учебниках 1 - 4 классов предусмотрен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся будут составлять план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами.

Всё это создаст условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

В курсе «Математика» на протяжении всего периода изучения предмета будут системно выстроены задания для организации деятельности моделирования.

Например, при введении нового материала:

- выстраивается математическая модель (предметная или схематическая) некоторого фрагмента реальной действительности;

-  выявляются её особенности и свойства;

- осуществляется их описание на языке математических символов и знаков (чисел, равенств, неравенств, арифметических действий, геометрических фигур и др.).

Например, в 1 классе при раскрытии смысла арифметических действий сложение и вычитание используются предметные и схематические модели и записи этих действий на языке математических символо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44