- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
История темного туризма с древних времен до современности.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000996 |
Тема: | История темного туризма с древних времен до современности. |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4 ГЛАВА 1. История темного туризма: с древних времен до современности……………………………………………………………....7 ГЛАВА 2. ВИДЫ ТАНАТОТУРИЗМА………………………………………...15 2.1 Туризм катастроф (катастрофический туризм)………………………....15 2. 2 Туризм привидений или мистический туризм…………………………28 2. 3 Смертельный туризм……………………………………………………..33 2. 4 Кладбищенский или некропольный туризм…………………………....38 2.5 Причины существования «мрачного» туризма и его популярности….45 ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАНАТОТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И В КРЫМУ………………………………..............52 3.1 Влияние танатотуризма на развитие туриндустрии……………………52 3.2 Разработка тура «Темные тайны Крыма»……………………………….59 3.2.1 Общая характеристика нового тура по его направленности………....59 3.2.2 Обоснование выбора пунктов нового маршрута……………………...60 3.2.3 Разработка схемы маршрута с указанием транспортного обслуживания………………………………………………………………….61 3.2.4 Программное обеспечение тура. Программа обслуживания………...62 3.2.5 Вопросы безопасности…………………………………………………64 3.2.6 Расчет стоимости путевки……………………………………………...71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….72 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….….….75 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 81 ВВЕДЕНИЕ Мрачный туризм, темный, черный, танатотуризм. Все эти названия обозначают бурно развивающуюся тенденцию в туристическом мире. Люди сегодня все меньше желают путешествовать и отдыхать пассивно, и вследствие этого, производители туристического продукта предлагают активный отдых, который сопровождается осмотром многих достопримечательностей с имеющимися острыми ощущениями. Именно таким и является «темный» туризм. Определение мрачного туризма, данное директором института исследований темного туризма, базирующегося в университете Ланкашира в Великобритании, доктором наук Филлипом Стоуном, гласит, что мрачный туризм – это «вид путешествий в направления, связанные со смертью, со страданиями, и мрачностью» [ССЫЛКА]. Эти направления, несомненно, являются составной частью культурного и исторического комплекса города или страны, они, в своем роде, хранят сведения об истории и традициях местного населения, пусть в некоторых случаях базирующихся на местных легендах, связанных с ними. К достопримечательностям мрачного туризма специалисты относят Помпеи, египетские пирамиды, места катастроф и стихийных бедствий, и даже экскурсии по кладбищам. Более того, опыт и практика многих отечественных и зарубежных туристических фирм показывают, что очень часто туристы начинают активизироваться после ураганов, тайфунов, цунами и прочих стихийных бедствий и происшествий. Актуальность данной темы определяется тем, что в последние несколько лет объектов темного туризма в России становится все больше, в то время как академическое осмысление этого феномена на отечественном материале полностью отсутствует. И, несмотря на растущую популярность танатотуризма, мало, кому известно, что он является ни от чего не зависящим направлением в туризме. Оценка степени разработанности проблемы: Отечественные исследователи не уделяют должного внимания этой теме и мало освещают ее в литературе, зачастую предоставляя лишь отрывочные сведения. В иностранной литературе дело обстоит куда лучше, но, тем не менее, эти сведения редко освещаются массово. В зарубежной науке изучению танатотуризма посвящены труды многих исследователей, сформирован научный институт в графстве Ланкашир - Ulcan Institute for Dark Tourism Research. В отечественной науке исследования этого феномена современной турпрактики отсутствуют. Объект исследования: танатотуризм. Предметом исследования являются виды танатотуризма, причины его существования и популярности, перспективы его развития в современном мире и влияние на туриндустрию. Цель исследования: изучить развитие танатотуризма в современном мире и разработать тематический тур по Крыму. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи: * Выявить классификацию танатотуризма и его основные направления. * Изучить и проанализировать рынок услуг танатотуризма. * Определить мотивацию людей при посещении объектов танатотуризма. * Оценить современное состояние и перспективы сферы танатотуризма в мире. * Проанализировать перспективы развития данного вида туризма и дать оценку его влияния. * Разработать тематический тур по Крыму. Теоретической основой исследования. Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи иностранных и отечественных ученых, социологов, изучающих темный туризм, таких как Доктор Филлип Стоун [41], профессоры Малкольм Фоули [28], Джон Леннон [28], Энтони Ситон [39], Е.В. Бугрий [6], Е.В. Рыбаковой [36]. Методы и база исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, а также ряда частнонаучных методов: исторического, логического, системного анализа в их различном сочетании. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ истории развития темного туризма с древности до нашего времени. Эмпирической основой исследований являлись собранные и зафиксированные материалы при посещениях мест темного туризма, а также опросы, проведенные среди 40 респондентов, возрастом от 18 до 45 лет. Теоретическая значимость исследования: в ходе исследования были расширены представления о видах туризма и выяснены причины человеческой мотивации для посещения объектов темного туризма. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных сведений работниками в сфере туризма для лучшего понимания современных тенденций в туризме и желаний путешественников. Структура дипломной работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 57 наименований, 5 таблиц, 3 рисунка, 2 приложения. ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ТЕМНОГО ТУРИЗМА: С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО СОВРЕМЕННОСТИ Феномен «темного туризма» изучается многими зарубежными исследователями. Чтобы лучше разобраться в том, что сегодня относят к «темному туризму» или «танатотуризму», исследуем точки зрения разных ученых. Доктор Филипп Стоун (исполнительный директор Исследовательского Института Мрачного Туризма при Университете Центрального Ланкашира, Престон, Великобритания) говорил о танатотуризме: «Он всегда существовал. Можно сказать, что средневековая казнь была одной из ранних форм мрачного туризма» [41]. Само выражение «темный» или «мрачный туризм» (dark tourism) было употреблено в 1996 году в журнале International Journal of Heritage Studies Энтони Ситоном. [39] С тех пор оно и вошло в обиход. Но более широкое распространение получило с 2000 года после выхода в свет книги «Темный туризм» («Dark Tourism») под авторством профессоров Малкольма Фоули и Джона Леннона [28], членов департамента гостеприимства, туризма и менеджмента сферы развлечений Каледонского университета в Глазго [24]. Хотя исследования танатотуризма немногочисленны и работ в этой сфере не так уж и много, взгляды экспертов на этот вид туризма зачастую не совпадают, особенно когда это касается его истоков. Так, Фоули и Леннон [28] определяют мрачный туризм, как исключительно современное явление, новомодную тенденцию, которая лишь отображает природу самого человека. То есть в основе этой тенденции лежит «наше восхищение способностью человека творить зло и восхищаться смертью». Именно это и заставляло в древности людей наблюдать за смертельными побоищами и смертными казнями. С их точки зрения, в наши дни люди все больше задаются вопросами о будущем нашего мира, и именно поэтому их притягивают места смерти, катастроф и страданий с целью извлечь из этого урок и не повторять ошибок прошлых поколений. Они подчеркивают, что люди склонны иметь желание пересматривать события прошлых лет, и искать ответы на некоторые ключевые вопросы именно в своей истории. Причем, они считают, что массовое посещение мест, где произошел, к примеру, геноцид, вовсе не гарантирует, что такое явление больше не повторится. Это абсолютно противоречит высказыванию Стоуна [41] выше о средневековых казнях, и мнению Ситона [39], по которому темный туризм являлся неотъемлемой частью человеческих путешествий, и в первую очередь, паломничеств, начиная со средневековья. Здесь следует отметить, что Леннон и Фоули [28] признают, что посещения мест, связанных со смертью – явление не новое, то так же по их словам, не все такие места можно отнести к продукту танатотуризма. В то же время в западных исследованиях мы можем говорить об огромном количестве альтернативной терминологии, которую условно можно разбить на две группы. К первой группе относятся попытки определить сущность феномена «темного», исходя из экспонируемого объекта. Так, исследователи Ашфорт и Бич говорят о «туризме Холокоста», Ашфорт и Хартманн вводят понятие «туризм жестокости», Стрэнж и Кэмпа употребляют термин – «тюремный туризм», а Дэнн отдельно выделяет – «туризм рабовладения». По разбросу терминов и столь разным областям можно отметить, что эти понятия не могут являться взаимозаменяемыми [43]. То есть, эти исследователи пытаются дать определение подобного вида туризма, исходя из изучаемого материала. Разброс «темных» туробъектов настолько велик, что собрать их все внутри одного термина у исследователей не получилось Другая категория определений является более обобщенной. Исследователи этой группы пытались определить суть феномена в целом. Так, Энтони Ситон вводит термин «танатуризм», которым определяет все объекты, так или иначе экспонирующие смерть. Блум определяет этот феномен как «горестный туризм», Рожек говорит о «туризме черных пятен» или «неприятных мест», а ряд исследователей, объединившихся для создания проекта www.grief-tourism.com выбрали термин «горестный туризм». Немного более специфично, однако, все так же, не выходя за рамки второго более обобщающего подхода, исследователи Бристоу и Ньюман ввели термин «туризм страха», понимая под этим феноменом любой туристский опыт, в котором человек испытывает эмоции ужаса и шока. В результате беглого анализа двух тенденций в определении феномена темного туризма можно сделать вывод, что во втором случае авторы акцентировали эмоционально-мотивационный компонент изучаемого феномена, а в первом случае отталкивались от разнообразия туробъектов, существующих в реальной туристской практике на момент написания их исследований [43]. Разнообразие всех вышепредложенных терминов объединяет одна общая тенденция – это не что иное, как взаимоотношение туризма со смертью в том или ином ее виде. В отечественных исследованиях термин «темный туризм» практически нигде не используется, как указывает Е.В. Рыбакова [36]. Встречается небольшое количество работ, фрагментарно описывающих этот феномен. В основном. Это работы общего теоретического характера, касающиеся типологии видов туризма, в которых темный туризм упоминается бегло и вскользь, без подробного анализа. Это, например, работы Кляп М. П., Шандор Ф. Ф. [23], Бугрий Е.В [5,6]. Однако отсутствие должных исследований не означает отсутствие в России «темнотуристического» потенциала. Как и любая другая страна, Россия обладает множеством объектов темного туризма, ежегодно посещаемых туристами, правда, без вникания в саму суть этого туристического феномена. Отсутствие изучения данной темы тормозит развитие темного туризма, но не мешает турагентствам создавать туры для любителей острых ощущений и мистики. Традиция посещать места страданий или катастроф отнюдь не нова. Мрачный туризм имеет давние исторические корни. Уже в древности, когда Египет стали посещать греческие и римские туристы (маршрут их путешествий был приблизительно от Александрии вверх по Нилу), их внимание привлекали шесть скальных гробниц фараонов. Французский египтолог Ж. Байэ обнаружил в них более двух тысяч греческих и латинских граффити с именами авторов и кратким описанием впечатлений от посещения гробниц. Половина граффити – из гробницы Рамсеса VI. Один из посетителей, некто Бесас, пишет о том, что гробница этого фараона превосходит остальные. Другой утверждает: «Тот, кто здесь не был, никогда ничего не видел; благословенны те, кто здесь побывал» [26, с.253]. Посещение развалин Помпеи тоже можно причислить к мрачному туризму. Уже после начала раскопок в 1748 году туда хлынули туристы, заинтересовавшиеся погибшим городом. В 1760-х были разработаны планы экскурсионных маршрутов. Первыми, кто описал эту так называемую тенденцию, были писатели-путешественники, которые фиксировали свои впечатления от пребывания в различных мрачных местах, начиная от первых религиозных паломничеств (паломничества к мощам святых тоже можно отнести элементам танатотуризма, так как это является увековечиванием памяти о смерти), заканчивая катастрофами XXI века. Также, к одному из древнейших видов черного туризма можно отнести… как ни странно, рабство. Эта система общественных взаимоотношений возникла еще раньше, чем туризм, хотя оба этих явления вездесущи и охватывают практически все уголки земного шара. Уже в Древнем Риме возникло отдельное сословие гладиаторов, которое состояло в основном из рабов, военнопленных и преступников, обреченных на смерть. Гладиаторами называли бойцов, которые участвовали в сражениях, дававшихся для зрителей. Такие бои происходили во время праздников на аренах амфитеатров. Гладиаторские бои пришли в Древний Рим от этрусков, которые, вместо того чтобы убивать над погребальным костром рабов и пленников, позволяли им сражаться за свою жизнь. Поначалу, гладиаторские бои проводились только на публичных похоронах, затем они стали проводиться на частных похоронах, а потом - в качестве представлений и в конце концов — как элемент праздничных зрелищ. У римлян гладиаторские бои стали излюбленным развлечением. Поединок продолжался до смерти или тяжелого ранения одного из противников. Нередко зрители требовали добить поверженного. Особенный восторг вызывали у зрителей схватки гладиаторов с дикими зверями - львами, пантерами, быками. Со временем гладиаторские бои становились все более пышными и продолжительными. На аренах амфитеатров, случалось, проводились настоящие пышные сражения, в которых принимали участие десятки гладиаторов, сражавшихся не на жизнь, а на смерть. Обучали же гладиаторов в специальных школах, куда отбирали самых сильных и искусных в бою рабов. Бои были часто жестокими и беспощадными, но публику это не отталкивало [53]. Со временем они стали незабываемым кровавым способом развлечь толпу [12]. Судить о том, насколько популярны были гладиаторские бои, можно и по количеству сохранившихся амфитеатров. По историческим данным только в области Лацио было минимум 14 амфитеатров, а соседней Кампании – 9. Самый известный и большой амфитеатр – римский Колизей – одна из главных достопримечательностей Вечного Города. Вначале он назывался амфитеатром Флавия, по имени императора, при котором был построен; нынешнее название «Колоссеум» он получил в XI веке за свои действительно колоссальные размеры – длина арены равна 85 метров, а ширина 53 метра. Амфитеатр вмещал почти 50 тысяч зрителей, которые поднимались на ярусы по 76 лестницам [11]. 50 тысяч людей регулярно собирались вместе, чтобы посмотреть на кровавую битву. Они приезжали из разных мест ради этого кровавого зрелища. Уже позже, в эпоху средневековья, был распространен другой вид развлечения: посмотреть на казнь. Как было уже сказано выше, Доктор Филипп Стоун относит это к одному из самых ранних видов мрачного туризма [41]. Казнь в ту эпоху принимала вид особого публичного ритуала, на который специально созывали народ. Чтобы привлечь к действию как можно больше зрителей, время и место смертной казни были четко обозначены и практически неизменны. Процессия всегда должна была проходить по определенным улицам, поскольку, любое изменение маршрута могло быть истолковано как нарушение закона. Включенность особенностей городского ландшафта в процедуру публичного наказания лишний раз подчеркивала ее значимость. Так, в Венеции преступник должен был пройти вдоль всего Большого канала, а затем выйти на площадь Св. Марка, где его ожидала виселица, воздвигнутая между двумя символами городской власти: дворцом дожей и собором. В Лионе казнь совершалась у моста через Рону, куда осужденный в сопровождении судебных чиновников и палача шел по главным городским артериям: по мосту через Сону, соединяющему центр города с окраинами, и по улице Мерсьер [64]. Очень важно отметить и то обстоятельство, что местом казни обычно избиралось место, где совершалось наибольшее количество преступлений в городе. Постоянство места способствовало наибольшему стечению народа. Зрителей привлекали крики глашатаев, звуки труб и барабанов. В особо важных случаях горожан собирали специальными постановлениями. Время также выбиралось наиболее удобное для большинства жителей города. Церемония всегда происходила днем, а не ночью, что явилось бы грубым нарушением ритуала казни. Раннее утро также исключалось, "так как еще никто не проснулся". Оптимальным временем считался полдень, желательно, в рыночный день, чтобы добиться максимального стечения народа. Полностью исключались для казни дни религиозных праздников (т.е. почти половина всех дней в году) [64]. Толпа собиралась вокруг преступника постепенно, по мере продвижения процессии по городу. Весь ритуал наказания провинившегося был рассчитан на зрителей, медлительное театральное действо предполагало участие окружающих в церемонии. В некоторых случаях преступнику предоставлялось право на поединок с палачом и люди могли способствовать его освобождению. Так произошло в Сен-Кантене в 1403 году, когда во время борьбы палач упал на землю и толпа горожан потребовала от королевского прево отпустить победителя. Зрители следили за точным исполнением ритуала и могли потребовать пересмотра дела, если что-то шло не так [64]. Не меньшую популярность имели бои рабов в более ближнюю к нам эпоху: в XVII – XIX веках во времена рабства в Южной Америке. Рабы частенько дрались друг с другом для развлечения белых хозяев. Другим рабам тоже разрешалось присутствовать на таких «представлениях» в качестве зрителей. Довольно часто эти драки заканчивались летальным исходом, особенно если один из них обладал недюжинной силой [16, стр. 32]. К слову, в темном туризме до сих пор существует «рабский туризм», только в немного другой форме – путешественники посещают бывшие рабовладельческие плантации. В Северной Каролине, к примеру, сохранилась Сомерсетская плантация, служившая домом плантатору риса Джозэ Коллинсу в 1830-х годах. Его восемьдесят рабов выкапывали каналы на 100.000 акрах болот для производства рисовых культур. Сегодня, благодаря археологическим и другим историческим данным, бывшие рабовладельческие плантации считаются одними из самых важных мест, которые могут поделиться с нами этим мрачным периодом истории США [17]. Борьба афроамериканского населения США за гражданские права вообще хорошо иллюстрирует выездные темные туристические направления. Начиная с колониализации Америки и закачивая линчеванием в XIX – XX веках организацией Ку-Клукс-Клан, афроамериканцы пережили очень многое. Эта борьба способствовала созданию ряда музеев по всему миру в последнее десятилетие, посвященных движению. 28 сентября 1991 года открылся Национальный музей гражданских прав в Мемфисе, штат Теннесси, и количество посетителей составляет в среднем 150 тыс. человек в год, при этом их число постоянно растет. Национальный музей и институт избирательных прав в Сельме, штат Алабама, открыт в 1993 году. Более чем 480 тыс. посетителей переступили его порог с момента открытия [46]. Однако, стоит отметить, что не все исследователи сходятся в мнении, касательно этих объектов, и не все считают эти места направлениями темного туризма. Большинство памятников танатотуризма являются напоминаниями о войнах, битвах и других трагических страницах человеческой истории. Например, Дом Анны Франк в Амстердаме, который в свое время приютил восьмерых еврейских беженцев, до сих пор привлекает любителей истории. В 1998 г. он насчитывал 822 700 посетителей, которые желали приблизиться к истории второй мировой войны. Годом позже, в 1999 году, Аламо в Сан Антонио, место, где примерно 179 человек встретили свою смерть в борьбе за независимость Техаса, стал самым посещаемым туристским направлением Техаса. Его посетило приблизительно 2.5 миллиона человек. В 2000г., Государственный музей Аушвиц-Биркенау, концентрационный лагерь, где погибло приблизительно 1.5 миллиона человек во время Второй мировой войны, посетило 434 тыс. человек [46]. Два выездные выставки, посвященные трагической гибели Титаника, также хорошо иллюстрируют растущую популярность черного туризма. Когда Национальный морской музей в Гринвиче в Англии открыл выставку на корабле в 1994 году, это сразу же стало «... наиболее популярной выставкой, которою музей когда-либо организовывал, и которая привлекла более 720 тыс. посетителей». Кроме того, в 1998 году Морской музей Атлантики в Галифаксе, в Новой Шотландии, открыл постоянную выставку Титаника, которая содержала огромное количество артефактов с самого корабля. Результаты не заставили себя ждать, и были подавляющими. «В этот год количество посещений возросло ровно в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, и не выказывало никаких признаков спада ... В 1997 году количество посетителей приравнивалось к 112 600. В 1998 году возросло до 244 тыс. посетителей» [46]. Развитие средств массовой информации (СМИ) и кинематографа тоже сыграло свою роль в развитии темного туризма. Можно сказать, что на сегодняшний день фильмы с мрачным содержанием о призраках, кораблекрушениях, чудовищах и прочем, до сих пор являются одним из самых главных факторов популярности танатотуризма. Взять, к примеру «Дракулу» Брэма Стокера (1897). Так, после многочисленных экранизаций и театральных постановок, легендарная Трансильвания, и в особенности, замок Бран ежегодно посещаются множеством туристов, желающих побывать на родине того самого графа Дракулы. Первые турагентства, специализирующиеся на темном туризме, начинали свою деятельность с тура на место крушения дирижабля «Гинденбург» в американском военном аэропорту Лейкхерст (штат Нью-Джерси) в 1937 году [25]. Одним из немаловажных объектов танатотуризма можно считать французский поселок Орадур-сюр-Глан, который был уничтожен фашистами во время Второй мировой войны. Хоть и недалеко был построен новый поселок, старый не восстанавливался, руины были оставлены в назидание потомкам, в память о жестокости и беспощадности войны. В 1944 Орадур был фактически стерт с лица земли и превратился в поселок-призрак. Фашисты в один день расстреляли и сожгли его 642 жителя и подожгли поселок [27], [35]. В 1945 поселок посетил генерал Де Голь, чье посещение сыграло большую роль в признании Орадур-сюр-Глан историческим памятником. В городе был возведен мартириум, где на данный момент выставлены личные вещи погибших. Город ежедневно посещает множество туристов, которые редко остаются равнодушны к увиденному. Стоит упомянуть, что название поселка «Орадур» произошло от латинского «ораториум», что означает алтарь и место молитв за умерших, некоторые из которых некогда располагались неподалеку от места. Орадур-сюр-Глан – один из тех нечастых случаев, когда государство само поощряет мрачный туризм. Подводя итог, в нашем мире с древних пор существует огромное количество объектов темного туризма, которые испокон веков привлекали посетителей, без осмысления самой причины этих посещений. Начиная с гибели Помпеи, средневековых казней и гладиаторских боев, и до погибшего Титаника, музеев Второй мировой войны, Чернобыля. Сегодня можно выделить это человеческое желание находиться в «местах смерти и страданий» в то, что называется «темным туризмом». Однако, несмотря на многовековую тенденцию посещения таких мест и практически 20-ти лет существования интересного и комплексного термина, включающего в себя множество объектов, объединенных одной общей тенденцией – взаимоотношением со смертью, существует недостаточно исследований. ГЛАВА 2. ВИДЫ ТАНАТОТУРИЗМА НАДО ПРОВЕРИТЬ СТРАНИЦЫ Танатотуризм подразумевает посещение кладбищ и захоронений, поездки в места катастроф (экологических или техногенных), стихийных бедствий и массовой гибели людей. Его можно условно разделить на несколько направлений в зависимости от туробъектов. По классификации Е.В. Бугрий [6] можно выделить следующие виды темного туризма: * туризм катастроф (катастрофический туризм); * туризм привидений или мистический туризм; * смертельный туризм; * кладбищенский или некропольный туризм. Далее в подглавах будет описан каждый вид темного туризма отдельно, с представлением различных объектов каждого из них, турагенства, занимающиеся путевками по этим направлениям и сами путевки. 2.1 Туризм катастроф (катастрофический туризм) Туризм катастроф – разновидность туризма, которая функционирует в местностях, где произошли катастрофические события. Катастрофа – это происшествие, которое возникло в результате чрезвычайной ситуации, и которое повлекло за собой гибель людей или какие-либо другие необратимые, трагические последствия. Катастрофы оказывают завораживающее воздействие на человека: это путешествие туда, где проходит граница жизни и смерти. В катастрофическом туризме существует следующая классификация катастроф: их можно разделить на естественные, искусственные и социальные. Естественные катастрофы – это независящие от деятельности человека, природные катастрофы (стихийные бедствия): * метеорологические — ураганы, бури, смерчи, циклоны, морозы, засухи, необычайная жара, пожары; * теллурические и тектонические — извержения вулканов, землетрясения; * топологические — наводнения, сели, оползни, снежные обвалы. Искусственные — вызываемые деятельностью человека, производственные (техногенные) катастрофы: * транспортные — авиа- и космические, железнодорожные, автодорожные, наречном и морском флоте (транспорте); * производственные — с высвобождением энергии, механического, химического, радиационного, термического, бактериологического агентов; * специфические — эпидемии, войны. * социальные — голод, терроризм, общественные беспорядки, наркомания, токсикомания [3]. Экстремальные туры, в которых туристам предлагают посмотреть на природные катастрофы, набирают все большую популярность, особенно заграницей. Большинство компаний предлагают туризм катастроф на четыре-пять дней, а иногда и на несколько недель. Цена тура включает в себя также страховку от несчастных случаев. Туроператоры в основном предлагают направления в места, пострадавшие от торнадо, песчаных бурь, в места действия вулканов, крушений самолетов. Катастрофический туризм ориентируется на людей, которые любят путешествовать по местам, пострадавшим от стихийных бедствий. Множество из них специально путешествуют по миру в их поисках. Это, например, охотники за грозами, которые колесят по свету в поисках идеальных гроз. Также охотятся и за штормами, цунами, торнадо. В охоте за подобными природными капризами принимают участие профессионалы, добровольцы, любители и даже иногда ученые. В числе их самых популярных маршрутов – города и страны, пострадавшие от недружелюбной стихии: * Новый Орлеан и побережье Мексиканского залива в США, пострадавшее от урагана Катрина; * территории Южной и Юго-Восточной Азии, пострадавшие от землетрясения в Индийском океане и цунами в 2004 году; * вулкан Эйяфьятлайокудль в Исландии; * торнадо в центральных штатах США. Среди любителей ярких ощущений особой популярностью пользуются так называемые «токсичные туры» - экскурсии на места экологических и техногенных катастроф. Идея создания таких «ядерных» маршрутов принадлежит организации «Гринпис», которая пытается таким необычным образом привлечь внимание общественности к экологическим проблемам. Недоброжелатели называют эту разновидность «радиационным туризмом» [48]. Такие экстремалы часто посещают такие объекты, как, например, место Чернобыльской трагедии в Украине [23]. До недавней трагедии на Фукусиме именно японцы посещали зону отчуждения в Припяти чаще других. А теперь такие путешественники из разных уголков Земли потянулись за впечатлениями на японские острова. Экскурсия в чернобыльскую зону отчуждения обойдется для любителей острых ощущений от 3 тыс. рублей, тур в Японию на две недели – около 120 тыс. рублей. Поклонников экстремального туризма радует то, что цены на путевки в эту страну опустились после трагедии в 2 – 3 раза [52]. Чтобы лучше понимать, что из себя представляет катастрофический туризм, ниже предлагается более подробно рассмотреть основные направления и что именно включают в себя подобные туры. Одним из первых в списке направлений является место извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии. С тех пор, как вулкан парализовал авиасообщение надо всей Европой в 2010 году, помимо традиционных ледников и гейзеров в программу поездок обязательно включают и показ Эйяфьятлайокудля. Туры с посещением этого вулкана находятся на пике популярности, и исландские туроператоры стараются удовлетворить спрос туристов. По данным мая 2010 года, во время последнего извержения, каждую ночь на место извержения приезжало около 200 туристов. Вигнир Гудьйонсон (Vignir Gudjonsson), менеджер сайта «Icelandtotal.com», одного из ведущих туристических агентств Исландии, сказал: «Вулканические туры стали настоящим хитом. Несмотря на недавние противоречивые репортажи, вулкан Эйяфьятлайокудль не несет никакой угрозы посетителям, если их сопровождают профессиональные гиды» [4]. Это турагентство до сих пор предлагает возможность подняться к спящему вулкану. Один из предлагаемых туров длится 10 – 12 часов и стоит 335 евро с человека. Включает в себя транспортную перевозку на Джипе, англоговорящего гида, трехчасовую горную прогулку. Сезон тура с 1-ого июля и по 30-е сентября. Второй тур, предлагающий подняться к знаменитому вулкану, обойдется в сумму 255 евро с человека и 128 с ребенка. Отличие от предыдущего тура состоит в длительности поездки – 8-9 часов, и отсутствии горной прогулки. Данный тур круглогодичный. Другим излюбленным местом путешественников является место аварии на Чернобыльской АЭС в Украине. И хотя со времени той страшной аварии в Чернобыле прошло уже почти 30 лет, в последнее время интерес к ней, похоже, только растет. Появляется все больше предложений от турагентств совершить поход в мертвый город Припять, откуда в 1986 году были эвакуированы все жители. Туристический интерес к Чернобылю возник после того, как город был разграблен мародерами, в середине 90-х годов XX века, и после того, как уровень радиации значительно снизился. В 1995 году было создано Агентство информации, международного сотрудничества и развития «Чернобыльинтеринформ». «Чернобыльинтеринформ» - государственное предприятие Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по вопросам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, одной из целей которого была и организация поездок в Чернобыльскую зону отчуждения. Можно считать это агентство первым туристическим организатором по данному направлению. Уже после этого стали возникать десятки других фирм, которые занимались организацией экскурсий в Зону отчужденности, сотрудничая с «Чернобыльинтеринформ». В 2002-м вышел доклад ООН, согласно которому в большинстве мест зоны отчуждения отныне можно было находиться без особого вреда для организма. После публикации этого доклада число туристов, посетивших Чернобыль, ежегодно возрастет на 1-1,5 тыс. чел. [49], [59]. Выход компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R.» в 2007 году и выход киносериала «Чернобыль: Зона отчуждения» в 2014 также поспособствовали увеличению количества туристов в Чернобыль. В 2009 году по рейтингу журнала Forbes, Чернобыльская АЭС была признана самым «экзотичным» местом для туризма на Земле [49]. В 2010 было решено открыть Зону для всех желающих (до этого посещение Зоны было ограниченным). Министр по чрезвычайным ситуациям Украины Виктор Балога приказал провести радиологические исследования и наработать картограммы радиационных уровней, на базе которых потом сформировали экскурсионные маршруты Зоны специально для посетителей. По результатам исследований стало известно, что на территории данных маршрутов в 30-километровой зоне можно находиться до 4-5 дней без вреда для здоровья, а в 10-километровой зоне без вреда для здоровья можно находиться 1 день. Приказ МЧС, вышедший в декабре 2010 года, утвердил новые правила посещения Зоны не только гражданами Украины, но и иностранными делегациями и отдельными иностранными гражданами, а также правила радиационной безопасности, которые следовало соблюдать при посещении Зоны. В феврале 2011 года эти правила были зарегистрированы Минюстом Украины и уже в марте этого же года вступили в силу. С этого момента открылся новый сезон туризма в Чернобыльской зоне, который стал проводиться по новой программе. Однако в июне 2011 году туристический доступ в Зону отчуждения снова был закрыт. По приказу украинских властей, начиная с 23 июня, поездки через туроператоров были временно прекращены. МЧС прокомментировало это тем, что Генпрокуратура подала протест на приказ МЧС, которым был утверждён порядок посещения Зоны отчуждения. Само МЧС посчитало этот приказ законным. Решение по данному спору должен был вынести окружной административный суд Киева, который в итоге признал приказ МЧС противоправным. В сентябре 2011 году Чернобыльскую зону окончательно закрыли для туризма. Одной из причин закрытия экскурсий было названо то, что вырученные от туристов деньги тратились совсем не на оказание помощи пострадавшему району. Министр по чрезвычайным ситуациям не стал судиться с прокуратурой и издал новый приказ с учётом её пожеланий. В ноябре В. Балога заявил, что после регистрации нового приказа Зону снова должны открыть для туризма. 2 декабря 2011 года зона отчуждения вновь стала доступной для посещения в ознакомительных целях. Следуя новому приказу, правила посещения были ужесточены, и доступ в зону отчуждения стал ограниченным. «Для учёных, экспертов, журналистов, международного контроля и мониторинга Зона и дальше будет оставаться доступной. Просто регламент визитов стал более требовательным», - прокомментировал новый регламент В. Балога[49]. В 2013 году был запущен процесс л....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: