VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История становления нормативно-правового обеспечения сферы охраны здоровья в россии.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001691
Тема: История становления нормативно-правового обеспечения сферы охраны здоровья в россии.
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..........
4
     ГЛАВА 1. История становления нормативно-правового обеспечения сферы охраны здоровья в россии…………………………………………………………………………


9
     1.1 История становления правового регулирования здравоохранения в России…………………………………………………………………………….

9
     1.2 Исторические и организационно-правовые аспекты развития системы управления здравоохранением в России………………………………
     1.3 Нормативно-правовое регулированиездравоохраненияв Российской Федерации…………………………………………………………..

23

34
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ……………………………………………………….


43
     2.1 Правовые условия предпринимательской деятельностипо предоставлениюплатных медицинских услуг в Российской Федерации.……

43
     2.2 Характеристика и особенности договорных отношений в  здравоохранении Российской Федерации …………………………………….

55
     2.3 Ответственность, предусмотренная за нарушение законодательства РФ при некачественном оказании платных медицинских услуг.…………….

70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
81
86






ВВЕДНИЕ

     Вид и сущность системы здравоохранения во многом определяются главенствующей в мире общественной теорией. В статье 41 Конституции Российской Федерации отмечено, что забота о состоянии здоровьяпринадлежит к основным правам и свободам гражданина, считается важным обстоятельством благополучного существования развитой страны. Стратегические миссиинашего государства в данной областиизображены в Концепции долговременногоформирования  Российской Федерации вплоть до 2020 г., вФедеральной целевой программе«Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», Концепцией демографической политики Российской Федерации впромежуток времени до 2025 года, которые разворачиваются в среднесрочных программах ключевых направлений работы Правительства Российской Федерации до 2012 года.
     Происходит активное развитие и совершенствование законодательства. Только лишь в 2010 году были приняты и утверждены Президентом Российской Федерации одиннадцать федеральных законов в области здравоохранения и социального развития, в том числе, Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в 2011 году Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 
     С принятием Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», положено начало  реформированию здравоохранения в Российской Федерации, в то же время, одномоментно с деятельностью сектора общественного (безвозмездного) здравоохранения, нацеленного на исполнениенадлежащих конституционных гарантий, началэнергично развиваться сектор предоставления медицинских услуг на платной основе.
     На основании этого,проблема урегулирования механизмов платной и бесплатной медицины становится особенно важным.
     Взаимосвязь между бесплатной иплатноймедицинской помощью обусловливаетсяразличнымифакторами, во-первых уровнем экономического благополучия страны. Развитие рыночной системы данных экономических взаимоотношений в социуме является крайне сложным и продолжительным процессом. 
     Такие экономические взаимоотношения строятся на объективной основе и могут привестине только к положительным, но и к отрицательным результатам в обществе. Поэтому существует задача государства вовремяразвивать и улучшать правовое поле, разрешающее управлять объективными рыночными процессами, то есть  профилактически  предупреждать  стихийное формированиеэкономических процессов, потому что, такие товарно-денежные отношения в системе здравоохранения  могут формироваться на произвольной основе между медицинскими работниками и пациентами. Данный типвзаимоотношенийнегативно влияет на экономическое развитие в областимедицины и может приводит ее к упадку, при стихийном развитии товарно-денежных отношений быстро организовывается теневая рыночная экономика.
     В то же время формирование в здравоохранении товарно-денежных отношений по экономическим и юридическим законам, делает этот механизм составной частью технологических процессов здравоохранения, что дозволяет этому механизму осуществить свою функцию - стимулирование прогрессивного развития здравоохранения.
     Любой вид медицинской помощи располагает всеми признаками товара и может быть объектом предпринимательской деятельности. Тем не менее, сфера медицинского обслуживания населения содержит дополнительные трудности  введения рыночных механизмов деятельности в силу того, что данная отрасль обязана гарантировать сохранение жизни человека за счет восстановления и укрепления его здоровья. Это означает, точто медицинские услуги не могут исполнятьсялишь по безусловной формуле рыночных отношений «товар - деньги - товар», иначе это может привести, в случае неплатежеспособности нуждающихся в помощи, к ранней потере их здоровья, а может даже жизни. Объектом предпринимательской деятельности на рынке медицинских услуг является мероприятие или их комплекс, проводимых при заболеваниях или при прямой угрозе их развития, обращенных на предотвращение заболевания и восстановление здоровья, обладающихнезависимым значением и определенной стоимостью.
     Становление и рост предпринимательства в сфере здравоохранения в нынешних условиях в России стало необходимым из-за того, что происходит глубокая дифференциация потребительского спроса различных слоев социума, при этом результативностьсформировавшихся государственных структур обслуживания остается низкой, а бюджетное финансирование лечебно-диагностической помощи весьма ограниченным.
     Для позитивного медицинского и социального эффекта в здравоохранении рыночные отношения в данной сфере обслуживания граждан должны основыватьсяисключительно на законных основаниях. Пациент в данных отношениях с предпринимателями и другими формами оказания платных медицинских услуг, считается незащищённым звеном, так как его знания считаются некомпетентными в данной сфере, и пациент может стать жертвой халатности или денежной наживы, для чего необходимо, правовыми мерами защищать его здоровье, а порой и жизнь.
     Изучением проблемформирования рынка платных медицинских услуг занимались следующие авторы: Ю.А. Арутюнов, А.С. Акопян,Н.Н.Блохина, Н.Ф. Герасименко,  В.В. Гришин, Н.И.Гусаков,А.П.Громов, М.Б.Мирский, А.Н.Пищита, A.M. Таранов, И.А. Тогунов, А.В. Тюлюлюков, Р.А. Хальфин,В.Б. Филатов, А.Д. Царегородцев, ряддругих. Их работы посвящены вопросам истории, экономики и управления здравоохранением, разнообразным аспектам существующих реформ, исследованию причин, методов проведения, анализу последствий, разработке путей улучшения работыорганов здравоохранения с целью сохранения и укрепления здоровья населения.Вопросами правого регулирования занимались такие авторыкак:Ф.А.Артемьев, Н.Ф Герасименко, А.П.Громов, М.А.Ковалевский, Е.Д.Куделя, В.Ю.Кузьмин,Н.Б.Найговзина,  О.В.Никульникова, В.Л. Попов,  Н.И.Пристанскова, В.Б.Филатов, Р.В.Коротких, Л.С.Мельникова, В.Ф. Чавпецов, В.В. Гришин, В.Ю. и др. Но вместе с тем, вопрос нормативного регулирования предпринимательской деятельности в системе здравоохранения освещен недостаточно.
     Актуальность выбранной темы, обусловлено проблемами и вопросами, связанными с предоставлением качества медицинских услуг, с их регулированием государственными исполнительными органами, с их особенностью при получении разрешений на оказание данных услуг.  
     Изменение принципов и организационных моделей здравоохранения в России осуществляется на фоне снижения общей численности населения страны, ухудшения демографических показателей и сопровождается недостаточным вниманием государства к здравоохранению, а самого населения к своему здоровью. 
     Недостаточное развитие предпринимательской деятельности в сфере медицинских услуг и здравоохранения и не разработанность правовых основ его функционирования, сложившиеся неравные конкурентные условия между субъектами предпринимательства и государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения вызывают научный интерес к исследованию и изучению проблемы нормативно –правового регулирования  предпринимательства на рынке медицинских услуг.
     Объект исследования субъекты рынка оказания медицинских услуг населению в России.
     Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, регулирующиепредпринимательскую деятельность в медицинской сфере РФ.
     Целью исследования является изучение особенностей нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности на рынке медицинских услугздравоохранения в РФ.
     Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать историю становления нормативно-правового обеспечения сферы охраны здоровья населения в России.
2. Изучить нормативно-правовое регулирование здравоохранения РФ.
3. Проанализировать правовые условия предпринимательской деятельностипо предоставлению платных медицинских услуг в РФ.
4. Изучитьхарактеристики и особенности договорных отношений в  здравоохранении Российской Федерации.
5. Изучить ответственность, предусмотренную за нарушение законодательстваРоссийской Федерации при некачественном оказании платных медицинских услуг.
     Методом исследования является метод системного анализа юридической литературы, действующего законодательства, правовых актов законодательства РФ, Конституции РФ.
     Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержит приложение на4 листах и список использованной литературы, включающий 32 наименования.

     
     
     
     
     

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ
     
     
     1.1 История становления правового регулирования здравоохранения в России
     
     История нашей страны содержит немало примеров в достаточной степени качественных подходов к проблемам нормативно-правового обеспечения сферы охраны здоровья населения. Принятие и совершенствование правовых актов может рассматриваться как процесс формирования нормативно-правовой базы сферы охраны здоровья и регламента оказания медицинской помощи населению в России. Так, А.Н. Пищита, Н.Г. Гончаров[55] считают, чтонаибольшее значение в аспекте отечественного правового регулирования сферы охраны здоровья населения играли следующие документы:
     - Правда Русская;
     - Церковный Устав Владимира Святославича;
     - Воинский Устав 1716 года;
     - Указ Петра I от 14 августа 1721 года "Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям";
     - Указ Анны Иоановны от 24 декабря 1735 года "Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них Докторов и прочих Медицинского чина служителей, также Комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей";
     - Врачебный Устав;
     - Устав лечебных заведений ведомства Министерства внутренних дел от 10 июня 1893 года.
     Эти документыА.Н. Пищита, Н.Г. Гончаровназывают "эволюционным древом" нормативно-правового обеспечения здравоохранения в России[55, с.16]. 
     Рассматривая исторический период Древней Руси и Московского государства, следует отметить, что регламентация оказания медицинской помощи (здесь более уместно употреблять понятие врачевания) находилась под влиянием двух механизмов регулирования отношений в обществе - светского и церковного. Это связано с тем, что с принятием христианства, религиозные принципы стали оказывать все более существенное влияние на регулирование различных сторон общественных отношений. Не стало исключением и врачевание. В частности, с X по XVI века в России ключевую роль в регламентации врачевания играли два нормативно-правовых документа - светский (Правда Русская) и церковный (Церковный Устав Владимира Святославича)[55].
     Правда Русская является важнейшим документом, который большинством ученых в области истории права отождествляется с первым правовым актом законодательства Древней Руси, первым сводом писаного русского права. Нормы данного документа регулировали общественные отношения во многих сферах жизни, в том числе и медицины. 
     Анализ статей Правды Русской показал возмездный (платный) характер оказания медицинской помощи. В данном случае идет о регламенте оказания медицинской помощи при получении каких-либо телесных повреждений в результате противоправных действий третьих лиц. По мнению исследователя Правды Русской Т. Сергеевой о том, что причинами происхождения той или иной правовой нормы выступают интересы членов общества, которые заставляют людей вступать в различные отношения между собой [55].
     Следует отметить то положительное влияние, которое оказала Правда Русская, как на регулирование врачевания в Древней Руси, так и на общественные отношения в сфере здравоохранения в последующем.
     Церковный Устав Владимира Святославича (конец Х века) считается нормативно-правовым документом, имеющим немаловажное значение в области правового регулирования медицинской деятельности в связи с упоминанием в нем т.н. "церковных людей", к которым, в соответствии с Уставом, принадлежали:духовенство;паломники и рабы, отпущенные на волю и не приписанные ни к какой общине;престарелые, сироты, хромцы, слепцы и прочие; а такжегостиницы, больницы и лекаря [36].
     Исходя из того, что больницы и лекаря, их деятельность и уклад регулировались положениями Церковного Устава, представляется возможным прийти к выводу о втором (церковном) определяющем механизме регулирования медицинской деятельности (врачевания) в Древней Руси.
     Церковный Устав включал в себя четыре отдела. Первый посвящен вопросам сбора десятины для нужд церкви, второй содержал положения о правилах церковных судов, третий - регулировал вопросы надзора церкви за торговыми мерами и весами, и, наконец, четвертый - содержал положения о "церковных людях".Именно церковь, в основном, обеспечивала безвозмездной медицинской помощью малоимущих и неимущих людей. На базе монастырских больниц, по сути, создавался прообраз современной системы социального обеспечения для увечных и малоимущих, неспособных оплачивать медицинскую помощь, оказываемую светскими врачами. [36]
     К концу XVII в., начала времени правления Петра Великого, Правда Русская практически потеряла свою значимость в регулировании вопросов охраны здоровья. Изменение социально-экономических условий, преобразования в области государственного управления не обошли стороной и сферу охраны здоровья населения. Сложившиеся общественные отношения в таких направлениях, как организация охраны здоровья населения, обеспечение медицинской помощью страждущих, госпитальное, аптечное дело и пр., требовали адекватных мер правового воздействия для обеспечения их развития в необходимом для государства русле.[55]
     Относительно регламентации медицинской деятельности России в XVIII веке, следует выделить наиболее значимые нормативно-правовые акты, которые в определяющей степени оказывали влияние как на регулирование общественных отношений, возникающих при оказании медицинской помощи, так и на законотворческую деятельность в сфере охраны здоровья в последующее время.К этим документам А.Н. Пищита, Н.Г. Гончаров относят:
     - Воинский Устав от 1716 года;
     - Морской Устав от 1720 года;
     - Указ Петра I от 14 августа 1721 года "Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям";
     - Указ Анны Иоановны от 24 декабря 1735 года "Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них Докторов и прочих Медицинского чина служителей, также Комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей" [55].
     Воинский Устав представлял собой обобщающий документ, в котором содержались положения, регулирующие большинство сторон жизнедеятельности российской армии.Известный отечественный исследователь в области истории медицины В.О. Самойлов отмечает, что "выдающийся документ, вышедший из под пера Петра Великого, впервые за всю историю русской армии определил организацию в ней особой медицинской службы. Ее составляли доктор и штаб-лекарь в каждой дивизии, полевой лекарь - в полку, цирюльник (фельдшер) - в роте. Регламентировалось и лекарственное обеспечение. Поскольку устав был принят для того, чтобы "всякий чин знал свою должность" [44], он четко (в деталях) определял обязанности каждого представителя военно-медицинской службы [37].
     Анализ главы 33 и 34 Воинского Устава, которые полностью посвящены вопросам регулирования военно-медицинской деятельности, обращает на себя внимание тщательная детализация регламента, как функционирования госпиталей в целом, так и профессиональной деятельности отдельных работников медицинской службы - от докторов и аптекарей до вспомогательного медицинского персонала.Глава 33 Воинского Устава носит название "Об аптеках, о полевых докторах, аптекарях и лекарях, и их должности", и в ней расписаны положения, касающиеся вопросов:организации аптек;деятельности полевых докторов;регулирования труда аптекарей;регламентации профессиональной деятельности лекарей [44].
     Анализируя содержание Воинского Устава 1716 года [44], необходимо особо отметить различные подходы к оплате оказанной медицинской помощи. В данной главе Устава обозначен дифференцированный подход к оплате лечения. Он заключался в том, что служащие, находившиеся "на государевой военной службе" получаемую медицинскую помощь не оплачивали. Финансирование военно-медицинской службы обеспечивалось из государственной казны. Это было четко закреплено следующим положением: «Доктора и лекари должны лечить всех в войска пребывающих, от верхних даже и до нижних, без платежа, ибо они за то получают себе жалованье»[44, с.39]. В то же время, из данного принципа имелись определенные исключения. В тех случаях, когда "служивый человек" получал заболевание, передающееся половым путем или травму вне рамок "государевой службы", он обязан был самостоятельно оплачивать оказанную ему медицинскую помощь: "... с таких офицеров, которые наживают себе болезни французские, также и раны, которые они достают в драках от своего произвола, кроме службы государя своего, и за то с них брать плату, смотря по случаю и рангу офицера" [44].
     В 1720 году, под руководством Петра Великого, создается и принимается нормативно-правовой документ, регламентирующий вопросы организации и функционирования Военно-Морского флота России. Как и в Воинском Уставе, в Морском Уставе [45] значительное внимание уделяется вопросам регламентации оказания медицинской помощи военнослужащим в боевых условиях, в мирное время и при возникновении эпидемий. Положения об организации медицинского обеспечения флота содержатся в первой, третьей, пятой книгах Морского Устава.Отмечены в Морском Уставе и вопросы ответственности лекарей за халатное отношение к своим профессиональным обязанностям. Так в артикуле 9 указано: "Ежели лекарь своей небрежностью и явным презрением к больным поступит, от чего им бедство случится, то он как злотворец наказан будет..."[45]. Эта норма Морского Устава может служить в качестве примера меры ответственности за профессиональные правонарушения медицинских работников.
     Если Воинский и Морской Уставы регулировали, преимущественно, различные аспекты деятельности военной медицины, то Указ Петра I от 14 августа 1721 года "Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям" регламентировал целый ряд направлений охраны здоровья гражданского населения.Здесь рассматриваются такие вопросы как: полномочия Медицинской Коллегии в деле управления здравоохранением;организация аптек;контроль над деятельностью аптек;надзор за качеством оказания медицинской помощи в госпиталях.
     Благодаря принятию этого нормативно-правового акта были на правовом уровне закреплены изменения в управлении здравоохранением в российском государстве. На смену Медицинской канцелярии пришла Медицинская коллегия с несколько более широкими полномочиями. Иллюстрируя роль и значение Медицинской коллегии на примере получения права на медицинскую деятельность и надзора за госпитальным делом, А.Н. Пищита, Н.Г. Гончаров подчеркивают следующее [55]. До появления Указа Петра I от 1721 г. разрешение на медицинскую деятельность, как таковое, выдавалось Аптекарским приказом (Аптекарской канцелярией) преимущественно иностранным лекарям, а их было подавляющее большинство в России.В Указе от 1721 г. речь идет о запрете лекарям иметь практику и лечить страждущих без освидетельствования их достоинства со стороны органа управления медицинским делом, так как в противном случае "... великую вреду жителямъ учинить могутъ"[40]. Иными словами, налицо тенденция по ужесточению требований со стороны государства к лицам, желающим иметь медицинскую практику в России.
     А.Н. Пищита, Н.Г. Гончаров[45] подчеркивают, что в появлении в 1735 г. Указа, носившего название "Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них Докторов и прочих Медицинского чина служителей, также Комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей" (далее - Генеральный регламент о госпиталях и о должностях) важно отметить четкую вертикаль управления госпиталями. Она заключалась в том, что в полномочия Медицинской канцелярии входил контроль над деятельностью госпиталей (п. 2 главы 1) [41], а так же законодательное закрепление организационно-штатной структуры госпиталей, в соответствии с которой, в каждом госпитале были введены должности: Главного Лекаря, а на каждые 200 больных должен быть один лекарь, 2 подлекаря и ученика, которые должны были жить при госпитале.
Законодательно закрепленная обязанность учеников жить при госпиталях носила не столько принудительно-ограничительный, сколько учебно-педагогический характер, который в конечном итоге способствовал скорейшему и наиболее полному усвоению навыков врачевания и был направлен на улучшение подготовки лекарей и, как следствие, повышение качества оказываемой медицинской помощи населению.[55]
     Формирование адекватной системы медицинского обеспечения, в соответствии с которой определялось, какие категории больных получают медицинскую помощь в тех или иных госпиталях, также можно характеризовать, как достоинства "Генерального регламента о госпиталях и о должностях...". В частности, пункт 12 главы 1 определял, что в Морском госпитале получали медицинскую помощь адмиралтейские служители, в то время как в Генеральном Сухопутном госпитале - унтер-офицеры и рядовые [45].
     А.Н. Пищита, Н.Г. Гончаров[55] подчеркивают, что нельзя не отметить значительную степень преемственности и обусловленностимежду правовым регулированием в сфере здравоохранения в середине XVIII в. и состоянием дел в данной сфере в настоящее время. То состояние нормативно-правового обеспечения деятельности госпиталей, больниц, других стационарных медицинских учреждений, которое существует сейчас, во многом базируется на положениях первого в России нормативно-правового акта, регламентировавшего работу медицинских учреждений стационарного типа - Указа Анны Иоановны от 1735 года "Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям".
     Заметным этапом в эволюции нормативно-правового обеспечения здравоохранения в России стало появление в 1857 году Врачебного Устава. Указанный нормативно-правовой документ стал первым и, как показывает дальнейшая история правового регулирования медицинской деятельности в России, пока единственным примером кодифицированного правового акта, посвященного регулированию вопросов охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. История правового регулирования российского здравоохранения свидетельствует о существовании трех редакций Врачебного Устава, принятого в 1857, 1892 и 1905 годах.[55]
     Структурно во Врачебном Уставе выделяется три раздела (три книги): 1) Учреждения врачебные; 2) Устав медицинской полиции; 3) Устав Судебной медицины.Книга первая Устава посвящена регламентации общих вопросов управления медицинским делом в стране и регулированию прав и обязанностей медицинских работников. Управление осуществлялось за счет наличия соответствующих структурных подразделений Министерства внутренних дел (управление на государственном уровне) и Губернских правлений, осуществлявших управленческие функции в сфере медицины на местном уровне. Важно отметить, что все медицинские работники, вне зависимости от тех медицинских учреждений, в которых они работали, обязаны были (в соответствии со статьей 16 Врачебного Устава) представлять в Губернские врачебные управления данные о больных, находящихся в больницах и о больных, пользуемых в частной практике [37]. Это обеспечивало должную степень информированности государственных органов управления о распространении тех или иных заболеваний в различных регионах страны и позволяло осуществлять меры профилактики либо эффективно бороться с инфекционными заболеваниями, предупреждать развитие эпидемий, которые были в то время весьма распространены.
     С позиций связи медицины и права необходимо отметить, что в соответствии со статьями 26-27 Врачебного Устава, Губернские врачебные управления производили медицинское освидетельствование в отношении гражданских и уголовных дел, а также в случае психических расстройств, болезней чиновников, отставных военных, лиц, отбывающих за границу и пр.
Контроль над внешними факторами, влияющими на здоровье населения, был основной задачей созданной Медицинской полиции, деятельность которой регламентировалась нормами второй части Врачебного Устава[37]. 
     Особая роль отводилась Медицинской полиции в осуществлении контроля планирования, организации и непосредственного выполнения мероприятий, направленных на предотвращение распространения эпидемических болезней, наносящих значительный вред, как здоровью населения, в частности, так и экономике страны, в целом. Регламентации именно этого вида деятельности посвящены статьи 854-1089 Врачебного Устава.[55]
     Устав судебной медицины, третей части Врачебного Устава, посвящен вопросам регулирования деятельности судебно-медицинской службы. Важность качественной правовой регламентации этого наиболее близко соприкасающегося с правом раздела медицины объясняется многими причинами, ключевыми из которых являются необходимость: разработки методов определения причин смерти при совершении правонарушений;выработки процессуального порядка выдачи документов, свидетельствующих о смерти;определения степени тяжести причинения вреда здоровью граждан в результате противоправных деяний;проведения тех или иных экспертных исследований, необходимых для расследования и раскрытия совершенных преступлений.Именно эти вопросы регулировались за счет норм статей 1200-1204 Врачебного Устава [37]. 
     Таким образом, Врачебный Устав представлял собой комплексный нормативно-правовой акт, в котором на достаточно качественном уровне были подвергнуты правовому регулированию аспекты организации медицинской помощи населению, права и обязанности медицинских работников, функционирование Медицинской полиции, деятельность судебно-медицинской службы [37].
     Устав лечебных заведений ведомства Министерства внутренних дел от 10 июня 1893 года был необходимым и своевременным документом своего времени. К концу XIX века больницы, как базовые медицинские структуры в системе обеспечения населения квалифицированной медицинской помощью, стали остро нуждаться в правовых регламентирующих документах. Социально-экономические и политические изменения, произошедшие в Российской империи (введение земств, новые условия функционирования приказов общественного призрения и пр.), затронувшие также и сферу медицинской деятельности, потребовали от государства новых правовых документов, регулирующих общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения медицинской помощью населения. С начала XIX века все государственные медицинские учреждения находились в подчинении Министерства внутренних дел Российской Империи.[43]
     Анализ научной литературы показал, что все больницы Российской Империи были разделены на две группы: государственные и частные.К государственным относились следующие медицинские учреждения:лечебные заведения земских управлений;лечебные заведения городских управлений;больницы приказов общественного призрения;больницы советов общественного призрения Царства Польского. К частным медицинским учреждениям относились лечебные заведения, находящиеся на попечении частных лиц, а также благотворительных, ученых и иных обществ.[55]
     А.Н. Пищита, Н.Г. Гончароввыделяют наиболее важные положения рассматриваемого Устава: 1. Значительное изменение штатных расписаний больниц и амбулаторий (введение должностей врачей-консультантов, прозекторов, сестер милосердия и др.).2. Сочетание оказания стационарной и амбулаторной медицинской помощи в рамках одного медицинского учреждения.3. Дифференцированный подход относительно платы за оказание медицинской помощи.[55]
     Декрет (Положение) ВЦИК и СНК РСФСР "О профессиональной работе и правах медицинских работников" от 1 декабря 1924 года представлял собой первый документ общегосударственного значения в советское время, который был посвящен регулированию медицинской деятельности [42].
     В соответствии с декретом, медицинской и фармацевтической деятельности, в пределах своей специальности, имели право заниматься лица, имевшие звание:врача;зубного врача;фельдшера (фельдшерицы);акушерки;фармацевта имедицинской сестры.При этом наличие перечисленных званий должно было быть подтверждено специальными документами, определенными в Положении [42].Характерно, что врачи, имевшие право практики, вносились в ежегодно составляемые и публикуемые Народным Комиссариатом Здравоохранения списки. Это позволяло осуществлять, по сути, двойную систему контроля над легитимностью оказания медицинской помощи: государственную, реализуемую за счет соответствующих компетентных органов и должностных лиц системы управления здравоохранением, а также общественную, внедряемую за счет контроля со стороны самих пациентов и представителей широкой общественности.[42]
     Так, А.П. Громов [40] отмечает, что четкая правовая регламентация производства хирургических операций, изложенная в Декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 1 декабря 1924 года, положила конец дискуссии врачей и юристов о возможности проведения хирургических операций по жизненным показаниям в случаях невозможности получения согласия больного или его законных представителей на хирургическое вмешательство. Вместе с тем, в Декрете ничего не сказано о том, как поступать врачу, если взрослый дееспособный пациент, находящийся в сознании, отказывается от операции, а "промедление смерти подобно".Среди других положений Декрета 1924 года необходимо отметить регламентацию прав и обязанностей зубных врачей, правового статуса фельдшеров, а так же особенности регулирования профессиональной деятельности фармацевтических работников. [42]
     Таким образом, первый значимый юридический документ советского периода, касающийся медицинской деятельности, представлял собой нормативно-правовой акт, регулирующий права и обязанности медицинских работников, юридические аспекты получения согласия на хирургические операции, правовой статус фармацевтов и средних медицинских работников.
     Важнейшим законом правового регулирования сферы охраны здоровья является "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении" от 1969 года [16]. Этот закон стал обобщающим актом, в котором были помещены переработанные, дополненные и систематизированные основные правовые документы, действовавшие в системе здравоохранения ранее. По мнению автора пособия по организации здравоохранения Ф.А. Артемьева [35], Основы законодательства Союза ССР позволяют службе здравоохранения действовать более эффективно, руководствуясь твердыми нормами и правилами по охране здоровья населения.
     Вместе с тем, анализ данного документа с позиций сегодняшнего времени, характеризующий его роль и значение в деле нормативно-правовой регламентации медицинской деятельности показал [55]:
     1. Определенная декларативность Закона СССР "Основы законодательства Союза ССР...", свойственная многим документам того времени.
     2. Наличие большого числа отсылочных положений (профессиональные обязанности, права и льготы медицинских и фармацевтических работников, ответственность за нарушение профессиональных обязанностей и др.).
     3. Недостаточная выраженность норм, касающихся прав пациентов при оказании им медицинской помощи, отсутствие закрепленных способов защиты их прав.
     4. Акцент на приоритетное место государства и государственных интересов в регулировании медицинской деятельности с ущемлением гражданских прав пациентов.[55]
     Система управления здравоохранением в стране осуществлялась Министерством здравоохранения Союза ССР и подчиненных ему министерств здравоохранения союзных республик, а также подведомственных местных органов управления, учреждений, организаций. Данная вертикаль, и практика это наглядно иллюстрирует, обеспечивала необходимую эффективность руководства отраслью, но характеризовалась излишней неповоротливостью. Инициативы "снизу" не приветствовались и не поощрялись. Доминировала командно-административная система управления.
     Среди положительных достоинств Закона СССР "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении" от 1969 г. А.Н. Пищита, Н.Г. Гончаров [55] выделяют:бесплатность оказания медицинской помощи для граждан;охват профилактической и амбулаторно-поликлинической медицинской помощью широких слоев населения, включая сельское население;достаточно развитые системы ведомственной медицинской помощи;реальная возможность получения дорогостоящей высококачественной квалифицированной медицинской помощи вне зависимости от материального, социального и иного статуса пациента;достаточно высокий уровень социальной помощи гражданам в случае стойкой утраты трудоспособности, наступившей в результате заболеваний или травм.
     Преобладание государственной формы медицинского обеспечения над частной медициной в советский исторический период в России на определенном этапе явилось положительным фактором в развитии отечественного здравоохранения. В этом аспекте в России накоплен большой практический опыт.[55]
     Таким образом, чтонаибольшее значение в аспекте отечественного правового регулирования сферы охраны здоровья населения играли следующие документы:Правда Русская, Церковный Устав Владимира Святославича, Воинский Устав 1716 г.,Указ Петра I от 14 августа 1721 г. "Об уч.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44