- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
История развития системы стационарных социальных учреждений в России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003750 |
Тема: | История развития системы стационарных социальных учреждений в России |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» Факультет социальной работы Кафедра социальных технологий Социальная работа – 39.03.02 «Социальная работа» Квалификация (степень): бакалавр Выпускная квалификационная работа Тема: История развития системы стационарных социальных учреждений в России Обучающийся ______ Можарова М.Е. подпись Дата_____________ Д.ист.н., профессор, Кононова Т.Б. подпись (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы) Научный руководитель ВКР допущена к защите «___»_________________20__г. Заведующий кафедрой, д.и.н., профессор ________________ Я.В.Шимановская подпись Москва, 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………...……………………………………….….……..…..3 ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ …………………………………………...…………………..……….…...9 1.1. Становление стационарных учреждений в дореволюционной России …..…9 1.2. Советская система стационарных учреждений в России….….….…………18 ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……...….23 2.1. Развитие стационарных учреждений в конце 20 века……….………………23 2.2. Тенденции состояния и изменения социальных учреждений в России в настоящее время ……………………………………………………………......….28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….….…56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….…………..….……….58 ВВЕДЕНИЕ В период развития истории становления стационарных учреждений и всей социальной системы имелись различные формы помощи и поддержки людей, осуществляемые как государственными, общественными структурами, так и индивидуально, на уровне отдельных лиц. Это раздача милостыни, церковно-монастырское попечение, создание отдельных учреждений по оказанию помощи нищим, больным, сиротам, материальная помощь, натуральная помощь, социальное обеспечение. До конца XIX в. оказание помощи в различных ее формах носило непрофессиональный характер. В XX в. начинает формироваться и развиваться принципиально новый подход к оказанию помощи – профессиональный. Актуальность. В последнем десятилетии XX века в связи со сменой политико-экономической парадигмы развития резко изменилась картина социально-экономического устройства России. Переход от централизованной и плановой системы ведения хозяйствования к рыночным отношениям обусловил трансформацию не только экономических, но и социальных отношений, выявил ряд новых проблем, что потребовало разработки на основе накопленного мирового опыта национальных подходов к их решению как в методологическом, организационном, так и финансовом планах. Задача реформ заключается в образовании всеохватывающей системы социальной защиты, обеспечивающей создание равных критерий для всего населения как в гармоническом развитии личности и реализации ее потенциала на рынке труда, например, и в предоставлении равных вероятностей для интеграции и реинтеграции в рынок труда лиц, временно потерявших трудящиеся места, предложения широкого диапазона социальных услуг и материальной помощи населения, обеспечивающей достойный уровень жизни. В отечественной историографии долгое время преимущество отдавалось исследованиям, направленным на анализ и изучение глобальных процессов, происходивших в стране, обществе, экономике. История войн, революций, социальных процессов были в центре исторических интересов. Вместе с тем активизация историко-антропологического подхода в исследованиях, начавшаяся с середины восьмидесятых годов, способствовала постановке новых проблем, ранее не изучаемых или находившихся на периферии исторических исследований. В современной исторической литературе появилось значительное количество исследований о самых различных сторонах повседневного человеческого бытия, которые кажутся незаметными, они порою заслоняются политическими событиями, социальными катаклизмами и другими фактами общественной жизни. Но, между тем, людей всегда волнуют вечные проблемы. Поэтому исследование истории становления и функционирования системы стационарных учреждений в России является, на мой взгляд, актуальным. Преобразование социальной сферы – сложная политико-экономическая задача для любого государства, требующая изыскания источников финансирования или снижения уровня предоставляемых услуг. Для России с переходной экономикой она усложняется тем, что должна осуществляться параллельно с экономической реформой, также требующей огромных капитальных вложений. Ответ на эти безотлагательные вызовы на фоне недостатка инвестиционных ресурсов представляет серьезную проблему. В Российской Федерации работы по совершенствованию системы социальной защиты населения и адаптации ее к новым условиям функционирования ведутся с середины 1990–х годов: начиная от введения регулярных индексаций пенсий и пособий, разработки предложений по реформированию пенсионной системы до реализации конкретных мер по персонификации пенсионных выплат, введения системы социального страхования, активного развития сферы социальных услуг, включая допуск к социальной сфере общественных организаций и постепенное расширение их деятельности в этой области. Впрочем, нужно обдумывать, собственно что темпы реформирования системы социальной защиты населения и степень общественной безопасности людей впрямую находятся в зависимости от множества моментов, но в первую очередь от состояния государственной экономики и ее вероятностей выделять нужные способы. В случае если не привнести надлежащие коррективы в систему социальной защиты сейчас, то на следующий день это имеет возможность привести к нешуточным социально-экономическим результатам. Ведущее назначение реформирования – создание критерий и мотивов для 3-х ключевых игроков на общественном фоне страны, нанимателей и населения – по функциональной мотивированной роли в разработке и построении адекватной новенькому уровню становления общества системы социальной защиты. В реальное время есть 5 ведущих веяний в области переустройства систем социальной защиты. Для начала, понижение степени перераспределения денежных ресурсов в системе социальной защиты как на массовом уровне изнутри поколения, например, и на уровне поколений. Во-2-х, установление больше тесной связи меж компонентами системы социальной защиты и фактическими соц. необходимостями. В-третьих, это увеличение общественной и финансовой производительности организации системы социальной защиты и ее финансирования. В-четвертых, это демократизация системы социальной защиты и передача гражданам способности выбора значения и форм общественной безопасности. В-пятых, это увеличение значения собственной роли в финансировании и индивидуальной ответственности людей за уровень их общественной безопасности. При этом конкуренция на рынке социальных услуг может содействовать формированию более эффективной структуры финансирования социального сектора при уменьшении затрат на услуги, поскольку обе стороны процесса будут стремиться к экономической оптимизации решения социальных задач. Важным аспектом обсуждаемой проблемы является стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Вышеуказанные факторы свидетельствуют об актуальности исследования истории становления и функционирования системы стационарных учреждений в России. Объектом представленного исследования является система стационарных учреждений в России в историческом сегменте в период с дореволюционной России по настоящее время. Предмет: пути создания системы стационарных учреждений в России. Предметом моего исследования стали источники, очерки, воспоминания, вестники, а также труды историков и ученых Бадя Л.В., Фирсова М.В., Холостовой Е.И., Жданова Ю.А., Давыдовой Т.В. и др. Степень научной разработанности темы исследования. Исторические аспекты истории развития рассматриваются в учебных пособиях Т.Б. Кононовой, Г.А. Кудрявцевой, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, В.И. Шарина и других авторов1. Теоретические и практические основы истории развития находят свое отражение в трудах А.Н. Аверина, Г.А. Ахинова, В.П. Галаганова, В.И. Малофеева, Г.П. Медведевой, П.Д. Павленка, П.В. Палеховой, Т.С. Пантелеевой, Н.М. и Н.Ю. Платоновых, А.Н. Савинова, Е.Г. Студеновой, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой и других исследователей2. Технологии истории развития стали предметом исследования Р.И. Еруслановой, Л.И. Кононовой, П.Д. Павленка, Е.Г. Студеновой, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, Т.А. Юзефавичуса и других ученых3. Отдельный вклад в развитие теории и методики истории развития в России внесли ученые Российского государственного социального университета: Т.Е. Демидова, В.И. Жуков, С.Н. Козловская, Т.Б. Кононова, Г.П. Медведева, Л.И. Старовойтова, Я.В. Шимановская и другие4. Несмотря на то, что источников литературы очень много по данной теме и много работ по проблеме исследования, существует множество социальных проблем, которые необходимо решать. Все это говорит о том, что тема выбрана не случайно, и свидетельствует об общественной значимости и недостаточной степени ее изученности. Цель исследования - исследование процесса становления и развития системы стационарных учреждений в России. Реализации поставленной цели способствовало решение следующих задач: • выявление основных этапов возникновения и развития системы стационарных учреждений в России; • раскрытие путей формирования советской системы стационарных учреждений в России; • определение приоритетов в развитии стационарных учреждений в России на каждом историческом этапе; • выявление особенностей развития современной системы стационарных учреждений в России. Гипотеза исследования основывается на том, что развитие стационарных учреждений в России реализуется главным образом посредством изучения опыта предшествующих лет, опыта отдельных учреждений, как дореволюционного периода, так и последующих периодов и внесения изменений и дополнений в процессе реорганизаций для удовлетворения потребностей социально уязвимых слоев населения. Для реализации цели и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, нормативно-правовых актов и статистической отчетности. Эмпирическая база исследования – историческая литература по развитию социальных учреждений в России, нормативно-правовая база с изменениями и дополнениями, статистическая отчетность. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изложенный в выпускной квалификационной работе практический материал в переработанном виде может быть использован в подготовке к чтению лекций по дисциплинам «История социальной работы». По структуре дипломная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы. ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ 1.1 Становление стационарных учреждений в дореволюционной России Обыкновение помощи пожилым, прикованным к своим кроватям гражданам, всем людям, оказавшимся в беде и не могущим самостоятельно ее преодолеть, является обязательной частью нравственной культуры любого цивилизованного общества. Она появилась до развития государственных и вселенских религии, органической частью зашла в верующие нравственно-этические системы.5. Эти общечеловеческие значения, как милосердие и благотворительность имеют глубочайший высоконравственный и гуманистический смысл, определяют парадокс духовности человека и общества в целом. Государство, делая упор на похожие общественные практики, способно действенно гарантировать стабильность отношений, консолидацию общества, преодоление неминуемых инцидентов. Социальное служение находит свое воплощение в ранних формах. Объединяет их общая идея помощи, поддержки, участия. При этом категория благотворительности традиционно в России охватывает как меценатство, так и добровольчество. Меценатство проявляет себя в сфере искусства и науки, где сконцентрированы интеллект и «души прекрасные порывы», нравственные силы и высокая этика6. Добровольческая же деятельность заключается в активных действиях по оказанию помощи страждущему на основе душевного порыва и сострадания. Не обращая внимания на вероятные формы частной или государственной благотворительности, социальное служение базируется преимущественно на внутренней мотивации человека, впрочем приводит к значительному социальному эффекту, содействуя гармонизации индивидуальных и общественных интересов. Обращаясь к истокам идеи социального служения в российском обществе, следует отметить. что исследователи условно выделяют четыре основных этапа ее становления до 1917 года7. Первый этап (XV-XVII вв.) связан с принятием христианства на Руси, учреждением церковной организации. возникновением монастырей. Начиная с XVII в. факты государственного поощрения регулярно отражаются в описях и делах Посольского, Полоняничного и Казенного приказов. Первые упоминания о награждении за благотворительные дела имеются в приходо-расходной книге Каченного приказа XVII в., которая свидетельствует о том, что царь Алексей Михайлович поощрял служилых людей, которые занимались благотворительностью. Так, сытник Яков Кжов пожалован был государевым жалованьем, состоявшим из четырех аршин сукна. Наградил его царь та то. что Кжов открыл богадельню на Тверской улице в Москве»8. Третий этап развития благотворительности зачастую связывают с возникновением системы социальною призрения в России. Начало его следует считать с проекта 1682 г.. в котором предлагалась государственная программа борьбы с нищенством всеми средствами - от частной и монастырской благотворительности, организации ремесленных училищ для малолетних и до полицейских мер. Подлинный расцвет филантропии во второй половине XIX в. был связан с частой благотворительностью купечества и нарождающегося нового класса российских предпринимателей, что стало характерным для последнего, четвертого этапа истории благотворительности. Начало ей было положено еще во второй половине XVIII в. когда императрица Екатерина II в 1781 г. разрешила частным лицам со своего изволения открывать благотворительные заведения В конце XVIII начале XIX в. появились наградные медали «общею» характера, ими отмечались самые разные заслуги перед царем и Отечеством: «За усердие» (1801). «За полезное» (1801). «За усердную службу» (1806). «За спасение сограждан» (1807). «За спасение погибавших» (1809), «За любовь к Отечеству» (1812). «За спасение человечества» (1818). I август» 1898 г. были утверждены «наградные правила» за общеполезную деятельность и порядок награждения медалями. 16 июня 1908 г. вышло Высочайшее повеление «О поощрении подвигов человеколюбия, награждаемых медалями». Всего с 1698 по 1917 г. было установлено 1120 различных наград та социально полезную деятельность9 В рамках данной главы считаем необходимым подчеркнуть, что важным направлением деятельности органов государственной власти в ряде европейских стран, в том числе и России в XVIII веке, стало внедрение концепции медицинской полиции, которое заключалось в борьбе с шарлатанами и создание государственных систем подготовки медицинских кадров. Так, в 1721 г. была организована Медицинская Канцелярия, которая была призвана обеспечивать борьбу с шарлатанами в медицинской сфере, а в период с 1707 по 1733 г. начали функционировать четыре госпитальные школы при Московском генеральном госпитале, сухопутном и адмиралтейском госпиталях в Санкт-Петербурге и морском госпитале в Кронштадте 10. Однако перечисленные меры не могли сколько-нибудь воздействовать на проблему с обилием шарлатанов. Органы управления врачебным делом не обладали достаточными возможностями для эффективной борьбы с шарлатанами, а несколько госпитальных школ были не в состоянии удовлетворить непрерывно возраставшую потребность в медицинских кадрах. Разработчики концепции медицинской полиции учли неудачи своих предшественников, предложив комплексную программу борьбы с шарлатанами, которая существенно отличалась от мероприятий первой половины XVII столетия, как по масштабу проводившихся преобразований, так и по их направленности. Во-первых, выявление лиц, занимавшихся медицинской практикой без необходимой подготовки, вменяется в обязанность полиции, а наказание за такую деятельность становится существенно более суровым11. Во-вторых, создание хирургических и повивальных школ при больницах и госпиталях из разовых акций превращается в систематическую повседневную работу органов государственной власти. В России открываются еще две госпитальные школы (при Колывано-Воскресенском горнозаводском госпитале в 1751 г. и в Елизаветграде в 1787 г.). Существовавшие школы отделяются от госпиталей, преобразуются в три медико-хирургических училища, в результате значительно увеличивается количество выпускавшихся ими лекарей (хирургов) и подлекарей 12. Открываются родильные госпитали, при которых создается сеть повивальных школ для обучения повивальных бабок. В 1757 г. две повивальные школы организуются в Москве и Санкт-Петербурге. Наряду с упоминавшимися выше хирургическими школами при больницах, осуществлявшими подготовку хирургов с ограниченными правами на практику, начинается создание государственных медико-хирургических институтов и академий для подготовки хирургов, имеющих равные права с дипломированными врачами. Для преподавания в этих академиях приглашаются университетские профессора, разрабатываются особые учебные программы, предусматривающие как значительный объем подготовки в области анатомии, теоретической и оперативной хирургии, так и обучение фундаментальным медицинским дисциплинам. Наиболее крупные медико-хирургические академии были открыты в Санкт-Петербурге (1783, 1798) и Москве (1798)13. Также разворачивается масштабная реформа университетского медицинского образования, направленная на переориентацию медицинских факультетов на выпуск не просто широко образованных, но и возможно более подготовленных для практической лечебной работы медиков. Отметим, что эта реформа стала самым важным элементом разработанного основоположниками медицинской полиции комплекса мер по борьбе с шарлатанами и обеспечению населения медицинской помощью и сыграла в конце XVIII — первой половине XIX века ключевую роль в решении этих проблем. Ко времени рассматриваемых событий подавляющее большинство европейских университетов представляло собой подконтрольные церковной власти светские учебные заведения, деятельность которых всецело определялась их уставами, составленными в духе канонической университетской традиции. Согласно этой традиции, насчитывавшей к середине XVIII века более пяти веков, медицинские факультеты не готовили врачей для практической деятельности, а выпускали широко образованных в теоретическом плане медиков - кандидатов (бакалавров) медицины, не имевших права на самостоятельную врачебную практику. Желавшие посвятить себя практической врачебной работе (а это была лишь часть выпускников медицинского факультета) должны были пройти одно- или двухгодичную послеуниверситетскую практическую стажировку под руководством опытного врача и сдать специальный экзамен. Обязательным условием зачисления на медицинский факультет университета являлось прохождение полного курса общеобразовательных наук на философском факультете. Как на философском, так и на медицинском факультетах действовала предметная системы обучения, позволявшая студентам слушать профессорские курсы в любой последовательности и в любом университете. В учебных программах превалировали естественные и теоретические врачебные науки, читавшиеся исходя из принципов свободы преподавания и самоценности отдельно взятой науки. Срок обучения не ограничивался и, как правило, составлял в общей сложности от 6 до 8 лет. Основными формами обучения являлись профессорские лекции и диспуты. Преподавание практических медицинских дисциплин велось также сугубо теоретически, обучения студентов навыкам работы с больными не предусматривалось14. В ходе реформы университетского медицинского образования, развернувшейся во второй половине XVIII — первой половине XIX века в рамках реализации концепции медицинской полиции, произошел полный отказ от канонической университетской традиции и осуществлена переориентация деятельности медицинских факультетов на подготовку и выпуск медицинских работников с правом на самостоятельную практику. Важнейшими условиями этой переориентации стали, во-первых, ликвидация предметной системы обучения и внедрение строгих учебных программ, предусматривавших подчинение преподавания всех естественно-научных и теоретических медицинских дисциплин факультета новым целевым установкам и существенное расширение объема преподавания практических медицинских дисциплин. Во-вторых, организация клинических баз и введение клинического преподавания. В отличие от упоминавшихся выше попыток использования больных в учебном процессе идеология клинического преподавания предусматривала не просто демонстрации больных и врачебного искусства профессора, а активное обучение студентов азам врачебного искусства. Обязательными компонентами занятий в клиниках становятся участие студентов в проводимых профессорами клинических разборах, выявлении и анализе наблюдаемых признаков болезни, обсуждении диагноза и выборе необходимых лечебных мер; обучение студентов практическим навыкам работы с больными; самостоятельная работа студентов с больными под контролем преподавателей. Наконец, в-третьих, введение строгих этапных и выпускных экзаменов, которые приобретают статус государственных и начинают включать в себя не только теоретическое, но и практическое «испытание» в клинике или городской больнице. Там в присутствии врачей и профессоров выпускники медицинского факультета были обязаны провести осмотр нескольких вновь поступивших больных, поставить диагноз, высказать свои суждения в отношении течения и прогноза заболевания, назначить необходимое лечение, выписать рецепты. Благодаря такой процедуре аттестации обучение у постели больного стало обязательным условием для сдачи выпускных университетских экзаменов, а также возникла возможность в случае успешного прохождения «практического испытания» предоставлять выпускникам право на врачебную практику. Впервые описанные преобразования были осуществлены в Австрии в конце 40—80-х годов XVIII века. В России переориентация медицинских факультетов на подготовку специалистов с правом на самостоятельную практику началась в 10-х годах XIX века после принятия университетских уставов (1803—1804), предусматривавших внедрение преподавания внутренней медицины, хирургии и акушерства в университетских клиниках, и вступления в силу «Правил об экзаменах медицинских чиновников» (1810), предоставивших университетам право присваивать медицинские звания15. Законодательно новые целевые установки деятельности медицинских факультетов российских университетов были окончательно оформлены первым общероссийским университетским уставом 1835 г. и новыми «Правилами испытания медицинских, ветеринарных и фармацевтических чиновников и вообще лиц, занимающихся врачебною практикою» (1838) . Кроме того, на рубеже 10—20-х годов при университетах (в Москве, Казани и Харькове) были созданы и начали функционировать особые медицинские институты, специально предназначенные для подготовки врачей «в службу»16. На протяжении первой половины XIX века похожие преобразования, обеспечившие постепенный отказ от следования канонической университетской традиции и переориентацию медицинских факультетов на подготовку врачей с правом практики, были осуществлены в подавляющем большинстве стран Европы. Сложившиеся в результате этих преобразований системы университетской подготовки врачей не были идентичными, но все они позволяли органам государственной власти оказывать действенное влияние на качество и количество выпускавшихся университетами врачей, общее число которых на протяжении первой половины XIX века увеличилось более чем на порядок17. Четвертым направлением деятельности органов государственной власти европейских стран в сфере внедрения концепции медицинской полиции стало формирование государственной системы помощи нуждающимся и социально незащищенным группам населения (детям-сиротам, престарелым и инвалидам, малообеспеченным семьям, нищим и др.). Актуальность заключения данной задачи в контексте становления врачебной полиции определялась результатами научных исследований эпидемических конституций, выполненных в конце XVII — первой половине XVIII века. Проведенные исследования, в частности, зарекомендовали, что, для начала, именно в этих группах населения наблюдались наибольшие характеристики заболеваемости и смертности, а во-вторых, что эпицентрами возникавших эпидемий чаще всего становились пространства массового скопления попрошаек. Если еще в первой половине XVIII века действия государства в отношении социально незащищенных групп населения основывались на наказании, угрозах и применении силы, а призрением занималась главным образом церковь, то во второй половине столетия в России и ряде других стран забота о нищих, престарелых и инвалидах была юридически признана непременной обязанностью государства. В России в конце XVIII - первой половине XIX века силами Приказов общественного призрения больницы на 25-200 коек были открыты во всех губернских городах18. Одновременно были разработаны и внедрены новые принципы больничного строительства, постепенно ликвидировавшие прежнее ужасающее положение дел в сфере оказания стационарной медицинской помощи. Была полностью устранена традиционная практика помещать больных в огромные общие палаты на десятки человек вне зависимости от их пола, возраста и характера заболевания19. Больничная реформа и создание государственных институтов призрения социально незащищенных групп населения не смогли существенно изменить эпидемическую ситуацию в России и странах Европы. Однако предпринятые усилия и израсходованные средства не пропали даром. Приюты, богадельни, работные, инвалидные и воспитательные дома оказались весьма эффективными дисциплинарными институтами для лиц, которых, по меткому выражению Ф. Броделя, не связывало с государством ничего, кроме виселицы 20. Что же касается организованных и реконструированных в конце XVIII - начале XIX века больниц, то они сыграли неоценимую роль как в становлении современной клинической медицины, так и в повышении доступности медицинской помощи. Фактически в результате создания государственных систем подготовки медицинских кадров и призрения социально незащищенных слоев общества, государства, осуществившие эти нововведения, смогли, если не гарантировать обеспечение населения медицинской помощью, то, во всяком случае, создать необходимые условия для ее получения любым подданным. Также заметим, что важным шагом на пути решения проблемы организации доступной медицинской помощи населению явилось создание в 1797 г. губернских врачебных управ – местных государственных учреждений в составе инспектора, оператора и акушера призванных, кроме оказания бесплатной медицинской помощи, бороться с эпидемиями, проводить санитарные мероприятия, контролировать деятельность медицинского персонала и т.д . В этот же период были введены должности уездных и городских врачей. В начале XIX века в столицах продолжилось строительство крупных больниц, в том числе и на благотворительные средства. Примером тому может служить Голицынская больница (1803) в Москве. В строительстве лечебных учреждений приняло участие также филантропическое Императорское Человеколюбивое общество . В 20-е годы XIX века в уездных и заштатных городах на городские средства стали создаваться больницы, находившиеся в ведении приказов, где единственным врачом был городской врач, обремененный многочисленными обязанностями . 1.2 Советская система стационарных учреждений в России Таким образом, рассматриваемый выше период можно с полной уверенностью именовать периодом формирования системы благотворительной помощи. Практически все учреждения, существовавшие на тот период финансировались из частных источников. Впрочем в масштабах всей страны представленная поддержка была неадекватна необходимостям общества. Революционные действия 1917 г. положили конец прежней системе государственного и общественного призрения. Начала складываться принципиально свежая для России система социального обеспечения, которая впоследствии приобрела патерналистский характер. Она была далека от достоинства, но содержала для себя определенные позитивные стороны. Ключевой из них было наращивание денежных и организационных усилий страны по решению насущных социальных проблем, по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых и неимущих людей. С 1918 г. государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся, с 20-х гг. XX в. формируется государственная система социального обеспечения граждан, в том числе осуществляется активное развитие сети специализированных стационарных учреждений социального обслуживания. Функционирование системы стационарных учреждений в России неразрывным образом связано не только с историческими особенностями послереволюционной истории России, но и достижениями отечественной медицины. Достижения советской медицины неоспоримы, но и в ее истории происходили трагические события, которые напрямую связаны с государственной идеологией, вмешательством власти в науку, с запретительными мерами и карательными действиями. В советское время медицинская наука, как и другие отрасли науки и культуры, находилась под жестким административным диктатом, испытывала негативное влияние идеологического произвола и репрессий. Во второй половине 1940-х гг. медицинская наука и образование СССР подверглись невиданному давлению, проявлявшемуся повсеместно - в учебном процессе, в научно-исследовательской деятельности и лечебной работе. Первой жертвой тоталитарного режима в медицине стал академик АМН СССР В.В. Парин - основоположник космической медицины, осужденный в 1947 г. как американский шпион на 25 лет тюремного заключения. В 1948 г. был арестован один из ведущих отечественных хирургов С.С. Юдин, обвиненный в подготовке заговора против И.В. Сталина вместе с военными маршалами Г.К. Жуковым и И.С. Коневым. Партийно-государственные установки и постановления первых послевоенных лет были направлены на воспитание идейноподкованных специалистов, полностью лояльных к существующему режиму. Для выполнения этих задач на помощь была привлечена даже такая отрасль науки, как история медицины, которая с целью воспитания патриотизма, борьбы против влияния буржуазной идеологии в медицинской науке в 1948 году была введена в медицинских институтах в качестве самостоятельного курса. Ее содержание жестко контролировалось и активно использовалось в идейно- воспитательном процессе. Под особым контролем находились руководители кафедр, на которых читался курс. В соответствии с приказом Министерства высшего образования СССР (МВО СССР) от 30 декабря 1950 г. заведующие кафедрами организации здравоохранения и истории медицины подлежали специальной аттестации2122. Перед историками медицины была поставлена задача показать передовую роль отечественных ученых в мировой медицинской науке23. В этой связи под руководством директора Института организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР Н.А. Семашко в 1948 г. было подготовлено учебное пособие, в котором вопросы истории медицины были тесно увязаны с достижениями советской медицинской науки. Впоследствии Великой Отечественной войны происходит расширение категорий, нуждающихся в поддержке государства, между коих присутствуют инвалиды ВОВ, дети- сироты, вдовы, многодетные семьи и др. Предоставленная система социального обеспечения, в том числе его стационарного сегмента, разрешила обхватить практически все население страны социальными гарантиями и льготами. Надо отметить, что в 70-80-е гг. стала формироваться система социально го обслуживания на дому людей престарелого возраста и инвалидов. Заметим, что организация стационарного социального обслуживания пожилых людей и инвалидов является важной составной частью более широкой проблемы становления и развития системы социальной защиты населения в современной России. Низкая эффективность этой системы – одна из причин неприятия значительной частью населения либеральных реформ последних двух десятилетий и замедления темпов их реализации. В дома-интернаты помещались самые беспомощные и экономически неактивные члены общества, не имевшие, как правило, близких родственников. Так, к началу 1990-х гг. положение стационарных социальных учреждений в целом по стране, было крайне сложным. Проблема устройства категорий нуждающихся в постоянном стационарном обслуживании, особенно детей-инвалидов с физическими недостатками, оставалась крайне острой. С началом радикального реформирования социально-экономической системы в стране положение стационаров заметно осложнилось, приблизившись к критической черте. Главной причиной трудностей был резко снизившийся объём финансирования, который и в благополучные времена оставлял желать лучшего. В результате интернаты оказались на грани выживания. В ходе проверок, зачатую, были выявлены плачевное состояние материальной базы, плохие жилищно-бытовые условия, некачественное питание, низкий уровень медицинского обслуживания. Такое положение было характерно для многих домов-интернатов. Виновниками сложившейся ситуации зачастую признавалось руководство и персонал интернатов. Серьезные недостатки в содержании домов-интернатов и обслуживании престарелых и инвалидов стали возможными из-за низкой исполнительской дисциплины директоров, главных бухгалтеров и врачей большинства проверенных домов-интернатов. В 1990-е гг. даже урезанные финансовые сметы на содержание интернатов регулярно не исполнялись. Особенно «популярной» эта практика стала со второй половины 1990-х гг. Всеобщие неплатежи породили невиданную ранее систему финансовых расчётов – взаимозачёты, или «бартер», когда вместо нормального финансирования социальное учреждение «прикреплялось» к каком-либо предприятию – налоговому должнику и должно было получать с него «натурой» выпускаемую продукцию на сумму недостающего финансирования, после чего продавать или обменивать её на строительные материалы, продукты питания и другие необходимые интернату товары. Нехватка лекарств породила такие уродливые формы терапии, как замена медикаментозного лечения «средствами народной медицины». К концу 1990-х гг. ситуация стала настолько угрожающей, что потребовался особый Указ Президента «О мерах по улучш....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: