VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История развития правового государства в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002857
Тема: История развития правового государства в России
Содержание
       ПЛАН
       Введение.
            Глава 1. История развития правового государства в зарубежных странах. Современное правовое государство в зарубежных странах.
            § 1.   Развитие концепции правового государства и его основные признаки.
       § 2.Правовое государство в зарубежных странах на современном этапе.
       Глава 2. История развития правового государства в России. Современное правовое государство в России.
            § 1.   Характеристика и понятие гражданского общества.
       § 2.Формирование правового государства в России 
       Заключение
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

       Введение
       В ст. 1 Конституции Российской Федерации 1993 г. говорится, что: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», исходя из этого, уместно определить следующие вопросы: Что такое правовое государство? Какими отличительными признаками оно обладает? Каковы характерные черты его развития и формирования в современной России и мире?
       В нынешнем обществе меняются предназначение государства, его задачи, цели и деятельность. В современном мире проявляется особая заинтересованность к той грани государства, которая отображает его прямое соприкосновение с правом. На сегодняшний день отечественная юридическая наука находится в активном поиске новых доктрин прав и свобод человека, вследствие этого появляется потребность в изыскании и обосновании теоретических вопросов правового государства.
       Концепция господства права в жизни людей зародилась очень давно. Эти идеи уже сформировал Аристотель, затем стал развивать Платон (работа «Учение об идеальном государстве») и др. философы античности. В дальнейшем их идеи получили развитие в работах выдающихся мыслителей эпохи Гуманизма и Просвещения. Учения о справедливом государственном строе были развиты и представителями буржуазной политической мысли: Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локк, И. Кант. В российской юридической науке концепции правовой государственности сформировывались в работах П. И. Новгородцева, В. С. Соловьёва, С. И. Гессена, Б. А. Кистяковского. В России идеи о создании правового государства сформировывались и после 1917г., хотя внимание к ним приобрело второстепенный характер. Во время власти большевиков стала образовываться новая правовая система, которая была направлена на обслуживание идеи господства диктатуры пролетариата. При Сталине концепции правового государства считались буржуазными, а способы реализации власти в стране, были напрочь отвергнуты. Хрущёвская «оттепель» не сумела осуществить полномасштабные планы по закреплению подлинной законности. И, только новейший период демократических преобразований и реформ привёл к тому, что Конституция РФ 1993г. зафиксировала в статье 1 признание России правовым демократическим государством.
       Так что же такое правовое государство? Правовое государство - это независимое государство, которое сосредоточивает в себе суверенитет народа, народностей и наций, которые населяют страну. Реализовывая верховенство, полноту, всеобщность и исключительность власти, такое государство гарантирует свободу общественных отношений, которые основываются на идеях справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве может реализовываться только на основе права, ограниченно правом и исключает беззаконие и произвол.
       Но на сегодняшний день в России существуют явные проблемы на пути становления России как правового государства.
       В связи с этим, тема правового государства является актуальной.
       Таким образом, цель моей работы анализ признаков и понятия правового государства, выявление путей и проблем формирования правового государства в РФ и мире.
       В соответствии с этой целью, можно поставить следующие задачи: проанализировать концепции правового государства, его признаки, рассмотреть становление правого государства на примере зарубежных странах, выяснить понятие гражданского общества.
       Объектом исследования данной работы является правовое государство.
       Предмет исследования – пути и проблемы формирования правового государства в РФ и мире.
       
       
       
       
       
       Глава 1. История развития правового государства в зарубежных странах. Современное правовое государство в зарубежных странах.
       § 1.Развитие концепции правового государства и его основные признаки.
       В ст. 1 Конституции Российской Федерации 1993 г. говорится, что: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», исходя из этого, уместно определить следующие вопросы: Что такое правовое государство? Какими отличительными признаками оно обладает? Каковы характерные черты его развития и формирования в современной России?
       В нынешнем обществе меняются предназначение государства, его задачи, цели и деятельность. В современном мире проявляется особая заинтересованность к той грани государства, которая отображает его прямое соприкосновение с правом. На сегодняшний день отечественная юридическая наука находится в активном поиске новых доктрин прав и свобод человека, вследствие этого появляется потребность в изыскании и обосновании теоретических вопросов правового государства.
        Концепция господства права в жизни людей зародилась очень давно. Эти идеи уже сформировал Аристотель, затем стал развивать Платон (работа «Учение об идеальном государстве») и др. философы античности. В дальнейшем их идеи получили развитие в работах выдающихся мыслителей эпохи Гуманизма и Просвещения. Учения о справедливом государственном строе были развиты и представителями буржуазной политической мысли: Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локк, И. Кант. В российской юридической науке концепции правовой государственности сформировывались в работах П. И. Новгородцева, В. С. Соловьёва, С. И. Гессена, Б. А. Кистяковского. В России идеи о создании правового государства сформировывались и после 1917г., хотя внимание к ним приобрело второстепенный характер. Во время власти большевиков стала образовываться новая правовая система, которая была направлена на обслуживание идеи господства диктатуры пролетариата. При Сталине концепции правового государства считались буржуазными, а способы реализации власти в стране, были напрочь отвергнуты. Хрущёвская «оттепель» не сумела осуществить полномасштабные планы по закреплению подлинной законности. И, только новейший период демократических преобразований и реформ привёл к тому, что Конституция РФ 1993г. зафиксировала в статье 1 признание России правовым демократическим государством.
       Так что же такое правовое государство? Правовое государство - это независимое государство, которое сосредоточивает в себе суверенитет народа, народностей и наций, которые населяют страну. Реализовывая верховенство, полноту, всеобщность и исключительность власти, такое государство гарантирует свободу общественных отношений, которые основываются на идеях справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве может реализовываться только на основе права, ограниченно правом и исключает беззаконие и произвол. 
       Российская Федерация, которая провозглашена Конституцией правовым государством, пока таковой не является. Тем не менее, в России одолены значительные шаги по пути ее преобразования в правовое государство. В частности следует проанализировать главу I Конституции, где излагаются основы конституционного строя России (6 статей). Наиболее важные, собственно основные положения из этих статей следующие:
       Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (статья 1).
       Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью (статья 2).
       Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (статья 3).
       Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную, и судебную, органы, которых самостоятельны (статья 10).
       Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: президент РФ, федеральное собрание (совет федерации и государственная дума), правительство РФ, суды РФ (статья 11).
       Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской федерации, не должны противоречить конституции РФ (статья 15)1.
       Так какие же проблемы существуют на пути становления России как правового государства?
       Безусловно, одной из значительных проблем является неразработанность правовой политики. На данное обстоятельство концентрируют внимание многие специалисты. Так Е. А. Малько пишет, что с учетом происходящих в России политических, экономических и социальных изменений в условиях становления правового государства особую актуальность приобретает правовая политика2.
       Немаловажное значение в формировании правового государства имеет разрешение проблем ответственности государства перед личностью. Данный факт тоже учтён законодательством. К примеру, по ст. 53 Конституции РФ провозглашается право каждого гражданина на компенсацию вреда, причиненного неправомерными деяниями органов государства.
       Большую роль в становлении правового государства играет судебная реформа. Так, на основе Конституции РФ 1993 г. образовывается новая система судебной защиты прав и свобод, в структуру которой основным компонентом входит правосудие как важнейшая функция судебной власти в Российской Федерации.
       Значительной проблемой развития правового государства является формирование органов прокуратуры. Так, Буянский С.Г. в своей монографии обозначает, что анализ нормативной базы функциональных полномочий прокуратуры позволяет говорить о большой общественной значимости прокуратуры в период становления правового государства в России3.
       Немаловажным для формирования правового государства является борьба с преступностью. Значимо бороться со всеми проявлениями преступности. Тем не менее, борьба с некоторыми видами преступности имеет разрешающий смысл для формирования правового государства. Один из подобных видов – коррупция. Как отмечает, к примеру, Сулейманов Т.М.: «Проблема коррупции появилась наряду со становлением государственности на Руси: ни системный подход к этой проблеме Петра I, ни расширение количества субъектов коррупционных преступлений в XIX в. не привели к искоренению лихоимства и мздоимства. И в настоящее время коррупция продолжает оставаться одной из самых насущных проблем развития гражданского общества и становления правового государства в Российской Федерации»4.
       Существенную роль в становлении правового государства играет процесс развития институтов гражданского общества, отношения с которыми государство строит на основе идей равенства. Важное место среди институтов гражданского общества занимают общественные организации, у которых правовой статус регулируется отдельным нормативным актом - Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Среди их уставных целей и задач прямо объявляется помощь процессам демократизации и становления правового государства; как раз они наиболее энергично взаимодействуют с органами государственной власти.
       Таким образом, рассуждая о становлении России как правового государства нельзя не привести изречение отечественных теоретиков - правоведов о том, «что для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым». Однако, современная Россия в последние годы делает важнейшие и основательные шаги по пути к формированию полноценного правового государства. Вследствие этого я, как и большинство моих соотечественников, надеюсь на успех в достижении этой цели.
       § 2.Социально-правовое государство в зарубежных странах на современном этапе.
     В Европе право было «основой основ».  Одной из целей деятельности общества являлось совершенствование и развитие права. Люди стремились создать идеальное правовое государство, работа которого устремлялась бы на благо личности. Население этих стран чтит законы и осознает, что их несоблюдение в первую очередь отразится на них самих. И дело даже не в юридической ответственности, а именно в совести человека, переступившего закон. Они осознают, что законы в первую очередь играют положительную роль для нормального функционирования и существования общества, несмотря на чрезмерную строгость в некоторых проявлениях (Duralex, sedlex). В этом отношении сейчас лидирует Германия, где абсолютно все беспрекословно чтут закон, начиная простыми обывателями и заканчивая правительством. Именно поэтому правовой нигилизм в европейских странах - явление крайне редкое или почти не встречающееся. 
     Понятие «социального государства» ввел немецкий философ Лоренц фон Штейн в 1850 году. После Второй Мировой войны в Европе интерес к социальному государству возрос. В европейских государствах тех лет власть берут в свои руки социал-демократы, которые начинают проводить активную социальную политику.
     	Существует два основных мотива создания такого государства: гуманистический и прагматический.
     	Суть первого состоит в том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Основным побудителем в таком случае является человеколюбие, стремление уравнять всех людей в правах на достойную жизнь, так как каждый из них этого заслуживает по факту рождения. Этот принцип находит свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, членом которой является и Российская Федерация. В ней сказано: «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира»5. 
     В независимости от подхода к сущности государства, в каждом обществе сосуществуют различные группы, слои, классы населения, имеющие различные, а порой и противоречащие друг другу интересы.
     Отсюда вытекает суть второго побуждающего мотива, который происходит из того обстоятельства, что социальная политика страны предупреждает нестабильность в обществе, разряжает социальный климат, минимизирует количество возможных конфликтов между различными группами населения. А стабильность в государстве, здоровый социальный климат, взаимное уважение и стремление граждан к цивилизованному урегулированию споров с помощью юридических инструментов – залог развития. Исторический опыт показал, что политические потрясения не способствуют улучшению жизни людей, укреплению государственности, а наоборот затормаживают положительные, прогрессивные изменения, отбрасывают его назад, к пройденному этапу. 
     Социальная политика призвана обеспечить достойный уровень жизни всем гражданам, повысить возможность социальной мобильности, создать условия для развития социальных лифтов. «Социально-правовое государство в современных условиях с необходимостью предполагает наличие, с одной стороны, сильного государства, способного нести ответственность за развитие человеческих ресурсов, а с другой – наличие развитых институтов гражданского общества, способных поставить государство под свой контроль»6. 
     Таким образом, правовое государство, гражданское общество и социальное государство – взаимосвязанные понятия, определяющие существование друг друга. 
     Еще одним важным фактором в становлении социального государства является наличие развитой экономики. Достижение в стране профицита бюджета позволяет увеличивать финансирование проектов социальной поддержки категорий граждан, находящихся в трудном материальном положении, способствует осуществлению государственных программ, направленных на охрану труда и здоровья, реализацию личностного потенциала граждан. Экономика приобретает социально-направленный характер. Только в условиях социального государства, заботящемся о благополучии населения, возможно вырастить здоровую нацию. Эффективность и сама возможность осуществления государственных мер по улучшению уровня жизни населения и созданию социальной справедливости напрямую зависит от развития экономики, гражданского общества, реального положения личности в государстве.
     	Среди основных функций социального государства выделяются: смягчение социального неравенства путем перераспределения доходов; охрана труда и здоровья людей; финансовая поддержка образовательных и культурных программ; оказание поддержки и защиты семье, материнству, отцовству и детству; материальное обеспечение социально-незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, безработных); поощрение благотворительной деятельности физических и юридических лиц; борьба с безработицей; развитие гражданского общества.
     В мире существует несколько моделей социального государства: скандинавская (страны: Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия); англо-саксонская (страны: США, Англия, Ирландия) и континентальная (страны: Германия, Франция, Австрия, Бельгия). 
     «Независимо от конкретных моделей такого государства ему свойственна система перераспределения доходов в пользу более бедных слоев населения. Различия между ними проходят по линии масштабов и направлений перераспределения валового внутреннего продукта на социальные цели; степени вовлечения членов семьи в сферу производства; масштабов бедности, особенностям социальной политики»7. Государства данных моделей достигли определенного успеха в этом направлении. Однако в последнее время в них наблюдается тенденция пересмотра устоявшихся идей, корректировки методов осуществления социальной политики и переосмысления концепции социального государства. Король Нидерландов Виллем Александр в сентябре 2013 года объявил о конце строительства государства всеобщего благосостояния. Вместо него предполагается появление «общества участия» (participationsociety). 
     Однако, критика идеи социального государства начинается еще в конце 1970 – начале 1980 гг. Она заключается, во-первых, в том, что бедность, маргинальность уменьшаются, но не исчезают, а высокие выплаты пособий по безработице (до 90% от заработной платы) приводят к таким негативным последствиям как социальное иждивенчество и тунеядство, то есть к тому, что определенные слои населения стремятся всю жизнь оставаться получателями пособий и не заинтересованы в собственном труде. Есть мнение, что перераспределение доходов от богатых к нищим является воплощением экспроприации. Неолибералы считают государство всеобщего благосостояния причиной падения эффективности экономики. Коммунисты в принципе не согласны с такой концепцией так, как она, по их мнению, является лишь уступкой капитализма пролетариату. 
     Во-вторых, «многими аналитиками затрагиваются проблемы утраты государством способности самостоятельно реализовывать экономические цели и проводить эффективную социальную политику»8. По их мнению, государственная политика в условиях глобализации становится зависимой. Это усиливается «коммерциализацией» государства и приватизацией государственных услуг. Ряд ученых считает, что государство не должно быть монополистом в решении социальных проблем. 
     По мнению британского социолога ЗигмунтаБаума перспективы деятельности государства благосостояния зависят от нравственных стандартов общества. Именно «нравственные принципы в гораздо большей степени, чем благоразумие и прилежность работников социальной сферы, находятся сегодня в кризисе, и над ними нависла угроза»9.
      России необходимо учесть опыт западных стран по созданию государства благосостояния и разработать свой собственный путь, учитывая особенности российского общества. 
     Разумеется, создание социального государства – это сложный, постепенный процесс, который обеспечивается взвешенной, продуманной политикой. 
     Главными задачами становления социального государства в России, на наш взгляд являются: стабилизация и укрепление экономики; борьба с коррупцией как с фактором, тормозящим претворение социально-значимых идей в жизнь; создание условий для развития гражданского общества; постепенное изменение налогообложения в пользу прогрессивного, с целью перераспределения доходов от богатых к бедным; реализация социальных программ; реальное определение прожиточного минимума; регулярная индексация социальных выплат, их повышение; создание стимулов для самореализации личности; формирование условий для социальной мобильности; улучшение системы страхования и здравоохранения. 
     Представляется, что Россия имеет огромный потенциал развития. Поэтому данные задачи являются не только приоритетными, но и осуществимыми.
       
       Глава 2. История развития правового государства в России. Современное правовое государство в России.
       § 1.Характеристика и понятие гражданского общества.
       Существуют различные подходы к определению гражданского общества.
       Если выбрать из множества существующих дефиниций гражданского общества наиболее существенные моменты, то можно его определить следующим образом. Гражданское общество - это система экономических, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духовных интересов и потребностей. Словосочетание «гражданское общество» условно, так как негражданского общества не существует 10. 
       В эпоху абсолютизма, когда правитель признавался единственным носителем суверенитета, а общество - отделенным от суверена неполитическим пространством, общество и государство начали противопоставляться. Несмотря на то что абсолютизм стал достоянием истории, политико-правовая мысль продолжает рассматривать государство и гражданское общество как две противоборствующие силы.
       Вместе с тем разделение государства и гражданского общества не предполагает их обязательного противоборства: и то, и другое суть формы организации социума, оказывающие влияние друг на друга. Существование гражданского общества сегодня немыслимо без государства, обеспечивающего правопорядок, на базе которого могут быть защищены частные интересы. Успешное развитие государства требует укрепления связей с гражданским обществом11 .
       Взаимодействие государства и гражданского общества приводит к появлению институтов, которые сопряжены как с выполнением функций государственной власти, так и с обеспечением частных интересов. С одной стороны, современное государство выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу. С другой - развитое гражданское общество представляет собой самодостаточную и саморегулирующуюся социальную систему, в силу чего гражданское общество начинает задавать параметры и пределы государственного вмешательства, предопределяет функции и задачи государства. Развитое самоуправляющееся гражданское общество обладает сложной системой общественных отношений, государственно-правовое регулирование которых требует децентрализации как общественной, так и государственной власти.
       В условиях развитого гражданского общества наблюдается, с одной стороны, передача государством своих полномочий институтам гражданского общества, а с другой - согласие государства на установление общественного контроля за своей деятельностью. Каждая форма взаимодействия государства и гражданского общества возможна лишь в силу суверенного решения, принятого государством. А значит, такое взаимодействие не предполагает устранения или умаления суверенитета государства. Государство вправе вносить изменения в порядок реализации форм взаимодействия с гражданским обществом, в том числе тогда, когда сочтет, что отдельные институты гражданского общества представляют угрозу его суверенитету.
       Делегирование властных полномочий институтам гражданского общества обусловлено тремя связанными друг с другом процессами: глобализацией, "откатом государства к его изначальным границам" и «перемещением управления на субгосударственный уровень». 
       При этом важнейшими задачами государства становятся инициирование, активизация и стимулирование институтов гражданского общества.
       Российское государство постепенно передает негосударственнымакторам часть своих функций в области управления. Законодательно закреплен ряд организационно-правовых форм, которые сопряжены как с государством, так и с гражданским обществом. Среди них - государственная корпорация, автономное учреждение, государственно-частное партнерство. Их отличительной чертой является передача субъекту, отделенному от государства, полномочий органов государственной власти при сохранении за государством функции контроля в рамках гражданского права (полномочий собственника).
       Обеспечение взаимодействия государства и гражданского общества может быть возложено на такие структуры, как общественные палаты и общественные советы.
       Государство наделяет функциями государственного управления не только структуры, учредителем которых выступает, но и субъекты, созданные физическими и юридическими лицами. Одна из наиболее перспективных форм взаимодействия государства и гражданского общества - это привлечение саморегулируемых организаций (СРО) к выполнению функций государственного регулирования, в том числе к процессу разработки норм в сферах, требующих специальных познаний12. Передавая часть своих функций негосударственным структурам, государство формирует также особый механизм надзора за их деятельностью путем наделения отдельных органов власти соответствующими полномочиями. 
       Интересный прецедент представляет собой регулирование российским законодателем правового статуса российского казачества. 
       Одним из перспективных направлений взаимодействия гражданского общества и государства является совместное обеспечение правопорядка. В данном направлении необходимо в первую очередь решитьпроблему негативного отношения общества к правоохранительным органам, поскольку именно это противодействие зачастую сдерживает работу по противодействию преступной деятельности. Для эффективного сотрудничества в данном направлении необходимы следующие меры: обеспечение ведения здорового образа жизни среди граждан, повышение уровня образования, развитие социально-трудовых отношений, укрепление доверительного отношения граждан к правоохранительным органам, морально-нравственная подготовка к противодействию преступной деятельности.
       § 2.Формирование правового государства в России. 
       Легитимация власти в демократическом государстве невозможна без активного и дееспособного гражданского общества. Поступательное развитие России может быть обеспечено только сплочением, гражданской солидарностью, взаимной ответственностью и сотрудничеством государства и общества13. 
       Вместе с тем необходимо учитывать, что в каждой стране процесс становления и развития государства и общества, а так же характер взаимоотношений между ними имеет свои специфические особенности, обусловленные как историческими, национальными, конфессиональными и другими внутренними факторами, так и местом, которые национальные государства занимают на международной арене. Это означает, что не только национальные государства, но и гражданское общество не могут формироваться без опоры на национальные ценности итрадиции, духовные скрепы, в целом на культуруи менталитет народа. 
       Под гражданским обществом принято понимать совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам, их объединениям самостоятельно и под свою ответственность реализовывать свои потребности и инициативы, обеспечивать подчинение государства интересам общественного развития.
       Конкретные модели гражданского общества в различных странах могут различаться в соответствии со многими параметрами: направленностью интересов и целей, формально-организационными принципами, локальным или секторальным характером задач, масштабностью или узостью, массовостью или ограниченностью состава ассоциации и т. д.14. 
       Наиболее актуальным с точки зрения выявления особенностей различных моделей гражданского общества, на наш взгляд, является сравнение между западной моделью развития гражданского общества и пониманием этого феномена в других культурных контекстах.
       Для западной модели характерно, что в процессе становления гражданского общества происходит формирование следующих феноменов, составляющих его сущность и непременные условия функционирования:
*  «Нейтральная сфера»- области человеческой деятельности, осуществляемой свободно от государственного доминирования и регулируемой лишь законом;
* «Частная личность»- свободный человек, обладающий собственностью, рационально планирующий и осуществляющий защиту собственных экономических, политических и иных прав и вступающий в добровольные ассоциации с другими людьми ради коллективных действий;
* «Межличностное доверие»– основанное не на «врожденных» или «предписанных» критериях принадлежности человека к определенному роду-племени или местному сообществу, а на обретенных в социальном процессе связях по профессиональным, социальным, идейно-политическим интересам и предпочтениям15.
       Описанные характеристики гражданского общества - феномен «западного мира». Для развития гражданского общества за пределами такого «западного мира»свойственны особенности, описанные Л. Паем в его классическом труде «Незападный политический процесс» (1957 г.). По его мнению, организованные группы интересов в этих странах «в действительности представляют интересы правительства, наиболее влиятельной политической партии или движения. Их основная функция — мобилизация населения для поддержки господствующей группы, а не защита интересов своих членов». Независимые же организации действуют «скорее как объединения для защиты, а не оказания давления… чтобы оградить своих членов от последствий принимаемых государством решений…»16.
       Говоря о ценностных ориентациях российского гражданского общества, следует отметить, что современная Россия, конечно, многое заимствует из опыта европейской цивилизации. И это естественно, но все же, на наш взгляд, Россия более тяготеет к «незападному» типу гражданского общества в силу исторически сложившейся традиции сильного государства и его стремлении сдерживать и контролировать все сферы общественной жизни. 
       О сохраняющейся тенденции доминирования государства и его попытках контролировать все гражданские институты и в современной России свидетельствуют принятые в последнее время изменения в российском законодательстве, предусматривающие ужесточение и ограничения конституционного права граждан на свободу проведения публичных акций, восстанавливающие уголовную ответственность за клевету и ограничивающее интернет-контент; новое, расширительное толкование понятия государственной измены; законодательное закрепление статуса «иностранного агента» при расплывчатости и неопределенности определения самого понятия «политическая деятельность», попытка подменить гражданские структуры создаваемыми сверху «общественными» формированиями и т.п.
       Средствами, сдерживающими трансгрессию государства, когда она выходит за разумные пределы мер, необходимых для защиты страны и обеспечения ее национальных интересов, по мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, являются гражданское общество и правозащитные механизмы17. 
       Эффективность власти в демократическом государстве в огромной степени зависит от качества ее взаимодействия с гражданским обществом. Вместе с тем вряд ли можно говорить о строгой детерминации государственного строя общественной средой и, соответственно, абсолютизацииобщественных факторов формирования государственности. Г.Ф. Шершеневич писалпо этому поводу, что «общество по своему развитию, по своим нравам может стоять значительно выше того государственного строя, в рамках которого его укладывает или в которых его держит власть. И обратно, можно допустить, что прогрессивная власть введет общество в государственные формы, к которым оно пока еще не подготовлено»18.
       Таким образом, взаимосвязь и взаимодействие между государством и обществом носят сложный, непрямолинейный и нередко противоречивый характер. «Процессы формирования гражданского общества и правового государства создают один для другого благоприятные условия и предпосылки. Оба эти процесса проходят в общем и целом параллельно, хотя в реальной жизни один из них может на какой-то отрезок времени опережать другой или отставать от него»19. Однако в целом должна обеспечиваться синхронность формирования демократической правовой государственности и становления институтов гражданского общества, которая восстанавливается самой логикой общественного развития.
       Вместе с тем говорить о синхронности и гармоничном сочетании процессов развития государственных и общественных институтов в современном российском государстве не приходится. Становление и развитие институтов гражданского общества скорее происходит в «догоняющем» режиме, что неизбежно порождает ряд существенных проблем, к числу которых можно отнести следующее: 
       - федеральные законы, как правило, не рассматривают общественные организации в качестве независимых субъектов;
       -представители гражданского общества (рядовые) часто сталкиваются со значительными трудностями при обеспечении защиты своих интересов, в том числе и правовыми средствами;
       -крайне неразвита практика общественного контроля за деятельностью властных структур;
       -неразвиты формы парламентского контроля;
       -очень слабо осуществляется судебный контроль за действиями властных структур;
       - наблюдается некоторая бессистемность институционального развитиягражданского общества20.
       Необходимо признать очевидное – успешное формирование в России развитого цивилизованного гражданского общества во многом зависит от выработки четкой государственной стратегии развития гражданского общества в России, налаживания конструктивного диалога власти и общества, «партнерских» взаимоотношений между ними, решения назревших проблем органами публичной власти в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества и с учетом интересов всех слоев и социальных групп российского общества.
       
       
       Заключение
       В результате своей работы я достигла поставленной цели, проанализировала понятие, признаки правового государства.
       В Европе право было «основой основ». Одной из целей деятельности общества являлось совершенствование и развитие права. Люди стремились создать идеальное правовое государство, работа которого устремлялась бы на благо личности. Население этих стран чтит законы и осознает, что их несоблюдение в первую очередь отразится на них самих. И дело даже не в юридической ответственности, а именно в совести человека, переступившего закон. Они осознают, что законы в первую очередь играют положительную роль для нормального функционирования и существования общества, несмотря на чрезмерную строгость в некоторых проявлениях (Duralex, sedlex). В этом отношении сейчас лидирует Германия, где абсолютно все беспрекословно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44