VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История развития и реализации международно-правовых норм о военных преступлениях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006935
Тема: История развития и реализации международно-правовых норм о военных преступлениях
Содержание
Глава 1. Общее положение международно-правовых норм о военных преступлениях и преступлениях против человечества и источники их регулирования в Российском уголовном законодательстве.



История развития и реализации международно-правовых норм о военных преступлениях и преступлениях против человечества.



Основными правовыми актами, в которых закреплено понятие, элементы, а также ответственность за совершение военных преступлений и преступлений против человечества являются международно-правовые нормы. Формирование и развития этих норм насчитывает ни одно столетие. На пути своего развития эти нормы включили  в себя правовой опыт национальных правовых систем многих государств. Внутригосударственное правовая система, постепенно развиваясь, в том числе под влиянием международных связей, внешней политики, начала предусматривать ответственность за преступления, для борьбы с которыми необходимо сотрудничество с международным сообществом.

Как мы писали выше этап развития международных норм о военных преступлениях и преступлениях против человечества прошло через несколько столетий. Главным принципом этого правового акта был и остается – принцип гуманности. Так, впервые о способах ведения военных действия было упомянуто в древнеиндийском правовом источнике - законах Ману. В нем содержались положения об гуманном обращении с раненными, военнопленными, устанавливались определенные пределы применения насилия во время военных действий, запрет на убийство просящих пощады, спящих, пленных. «Пусть не убивает ни сошедшего на землю (если сам остался на колеснице), ни сложившего руки (с мольбой о пощаде) … ни сидящего, ни говорящего «я твой», … ни спящего, ни того, у которого нет кольчуги, ни нагого, ни безоружного, ни не сражающегося, а (только) смотрящего, ни сражающегося с другим … ни у того, у кого сломано оружие, ни пораженного

 (болезнью), ни тяжело раненного, ни устрашенного, ни обратившегося в бегство…»1.

Римский юрист Аррий Менандр в своей  первой книге «О военном деле» писал, что совершенные воинами деяния могут быть как специальными, так и носящими общегражданский характер. К первой категории он относил преступления, которые были совершены лицами действующими в качестве воинов2,  а ко второй категории относятся воинские(военные) преступления, под которыми понимается нарушение общей дисциплины, будь то: неповиновение, трусость, праздность3.

Основными принципами законов войны, которые зародились еще в древности являются: принцип гуманности и принцип необходимости. Если значение первого принципа нам еще известно, и которое заключается в запрете совершать какие-либо действия причиняющие страдания. То соответствии со вторым, для достижения заветной цели, а именно победы над врагом,  разрешается делать все необходимое.

В 1385 году Король Англии Ричард II издал указ для военного командования в котором устанавливалась ответственность за ненадлежащее поведение во время военных действий. Некоторые из таких нарушений карались смертью. К таким деяниям относились: убийства, пытки, насилие над не воюющими (некомбатантами) того времени (под ними понимались женщины и невооруженные священники), сжигание домов и осквернение церквей.  Этот указ стал одним из первых законодательных актов, который регламентировал правила поведения во время военных действий.

Впервые для рассмотрения военных преступлений международный суд был собран в 1474 году в немецком городе Брейсах. 27 судей Священной Римской Империи предъявили обвинение  Петеру фон Хагенбаху в «попрании законов Божеских и человеческих», выразившихся в том, что он позволил своим войскам насиловать, убивать и грабить. Ему был вынесен смертный приговор, который был исполнен4.

Впоследствии законодательные акты ограничения ведения военных действий и принципы ответственности за нарушения правил ведения военных действий были включены в указы королей, императоров других государств (указ Короля Венгрии Фердинанда 1526 года; указ императора Максимилиана II 1570 г. (гуманитарные правила установлены в ст. ст. 8 и 9); указ Короля Швеции 1621 г. статья 100 Военного Уложения Швеции утвержденный Густава II Адольфом, который устанавливал, что никто не должен нарушать законов ведения военных действий, которые заключались в том, что запрещаются убийства, пытки, издевательства над невинными людьми, не участвовавшими в боевых действиях (священнослужители, дети, старики, мужчины или женщины, сумасшедшие).

В отечественной истории уголовно-правовые нормы касающиеся военных преступлений впервые появились в Соборном Уложении России 1649 г. В основном в нем были предусмотрены нормы регулирующие поведение военнослужащего при осуществлении своих служебных обязанностей и предусматривало ответственность за такие преступления как насильственные действия в отношении воеводы (ст. 21 главы 2) и оскорбление стрельцами друг друга (ст. 3 главы 23, а также самовольное оставление службы, кража оружия, уклонение от воинских смотров и т.д. Соборное уложение 1649 г. содержало в себе нормы относительно воинских преступлений, а не военных, но тем не менее там содержалась норма предусматривающее ответственность за совершение насилия по отношению к мирному населению, а данное преступление относится к числу военных.

После прихода к престолу Петра I в конце XVII – начале XVII вв. в Российской империи начала создаваться профессиональная армия, руководство которой осуществлял сам император. Для регулирования деятельности данной армии державе нужны были определенные законы, которые могли бы быть регулятором отношений между военнослужащими и населением, а также они должны были способствовать укреплению дисциплины вообще, в частности непосредственное подчинение и повиновение воле начальника. Первой такой самостоятельной  законодательной нормой стало Уложение 1702 года. Этот акт был призван корректировать поведение не только рядовых солдат, но и тех, кто имел звания генералов, а также средние и низшие чины. Впоследствии в Российской Империи был принят, а затем и утвержден Петром I первый    военно-уголовный закон, а именно Военные артикулы 1715 года. В них была сформирована система преступлений, касающиеся нарушения устава военнослужащими. 

Тема войны и причины ее возникновения была предметом исследования многих юристов и философов. Война по сути своей ничто иное, как зло присущее по природе своей обществу. К такому умозаключению пришел известный голландский философ Гуго Гроций. Он считал, что война неизбежна, а раз она неизбежна, то нужно соблюдать созданные и сформулировавшиеся на протяжении веков правила ее ведения. В своем научном сочинении «О законе войны и мира» 1625 г. голландский юрист изложил свои правовые взгляды на способы ведения военных действий. В нем он отмечает, что «последствия войны должна возмещать та сторона, чьими силами и средствами и был нанесен ущерб». Относительно поведения лиц участвующих в войне он пишет, что «полководец отдавший приказ, ровно также несет ответственность за содеянное его подчиненными, действовавшими по его команде». Также Гроций призывает щадить лиц, которые участвовали в войне по принуждению, а женщин, детей и стариков нужно щадит всегда. Вместе с тем он считает, что нельзя допускать сожжения городов и уничтожения памятников культурного наследия. 

Во второй половине и в конце XIX века разработка и принятие международных договоров, конвенций и соглашений связаны, прежде всего, с постепенным формированием самой отрасли международного права. Следует отметить тот факт, что благодаря гражданину Швейцарии - Анри Дюнану, появился один из первых международных документов. Увиденное им на поле битвы при Сольферино, где франко-сардинские войска ввели боевые действия, натолкнуло его на создание книги  «Воспоминания о битве при Сольферино». Основные идеи этой книги заключались в создании специальных комитетов медицинской помощи в мирное время для обучения желающих. Цель таких действий заключалась в том, чтобы эти добровольцы впоследствии могли помогать раненным лицам в случае наступления войны. Реализация этой идеи привело к возникновению таких Национальных обществ, как Красный Крест и Красный Полумесяц. В настоящее время в мире насчитывается 186 таких организаций. Анри Дюнан по поводу этой идеи писал в своей книге «Нельзя ли создать во всех европейских странах общества по оказанию помощи, которые в военное время, действуя на добровольных началах, обеспечивали бы уход за ранеными, независимо от национальности?». Второй его идеей было предложение о составлении международного соглашения о признании и защите таких комитетов,  которое ляжет в основу международного гуманитарного права. Призывая к созданию специальных комитетов по уходу за ранеными и больными во время военных действий, Анри Дюнан обратил внимание общественности на необходимость регламентации деятельности таких комитетов, защиты мирного населения, защиты и поддержки раненных солдат во время военных действий.

В 1863 г. в Женеве созывается Международная конференция, по итогам которого был основан Международный Комитет Красного Креста (МККК). Швейцарский флаг был выбран в качестве эмблемы данной организации, но цвет красного фона был изменен  на белый,  а цвет белого креста — на красный. 22 августа 1864 г. в Женеве на дипломатической конференции принимается Конвенция об улучшении участи раненных и больных воинов во время сухопутной войны, которая явилась важнейшим вкладом в развитие международного права. Женевская конвенция 1864 г. ввела в обиход понятие нейтральности в том виде, в котором его предложил Анри Дюнан и которое подразумевало, что врачи и другой медперсонал не должны считаться принимающими участие в военных действиях и не подлежат захвату в плен. В Женевской конвенции 1864 г. оговаривалось, что всегда и везде раненым должно оказываться уважение и предоставляться одинаковое лечение независимо от того, на чьей стороне они сражались.

Уже через два года после принятия, во время австро-прусской войны 1866 г., Женевскую конвенцию 1864 г. смогли широко использовать. А спустя уже год почти все ведущие страны мира ратифицировали Женевскую конвенцию 1864 г.

Только одна страна из числа ведущих сделала через несколько лет, так Соединенные Штаты Америки подписали данное соглашение только в 1882 году. После чего данная конвенция приобрела всемирный характер, что было важно для ее соблюдения. Однако, один из основателей Международного Комитета Красного Креста, человек который на протяжении многих лет также являлся ее Президентом – Гюстав Муанье, сразу после окончании австро-прусской войны, на основании своих наблюдений, сделал вывод, что Международное законодательство оказалось не столь эффективным, как хотелось бы, так как не смогло предотвратить излишне жестокие действия воюющих сторон.

Следующим основополагающим документом, устанавливающим правила ведения военных действий и вводящим ответственность за их нарушение, следует считать принятую по инициативе России в 1868 г. в Санкт-Петербурге Декларацию об отмене употребления взрывчатых веществ и зажигательных пуль, а также принятые в ходе Первой и Второй Конференций мира и созданные по инициативе российского дипломата, юриста-международника Ф.Ф.Мартенса Гаагские конвенции 1899 г. (3 конвенции и 3 декларации)34 и 1907 г. (14 конвенций)35 о правилах морской и сухопутной войны, касающиеся законов и обычаев сухопутной и морской войны, прав и обязанностей нейтральных держав. Гаагские Конвенции и Декларации 1899 и 1907 гг. стали первой в истории международного права попыткой кодифицировать законы и обычаи ведения войны, а также принципы мирного разрешения международных споров. Гаагские Конвенции и Декларации 1899 и 1907 гг. закрепили следующие основные моменты, регламентирующие правила ведения военных действий и отношения к мирному населению в ходе ведения военных действий:

Во время первой мировой войны вопрос о создании международного суда не был столь актуален. Однако этот вопрос был поднят сразу после окончания войны. В 1919 году на Версальской мирной конференции была высказана такая идея, а создание такого органа было предусмотрено Версальским договором. В связи с этим Правительство Германии dejure и de-facto давало право странам Союзнического Пакта привлекать к суду военнослужащих, а обвиняемых в совершении преступлений, нарушающих законы и обычаи войны, в свою очередь обязалось передавать в военный трибунал стран Пакта. В отношении лиц виновных в совершении уголовных преступлений против граждан более одной  из стран Пакта, была предусмотрена возможность устанавливать специальный международный суд.

В январе 1919 года была созвана комиссия состоящая из четырех стран Великобритании, Италии, США, Франции, Японии, которая установила, что страны инициаторы (Германия, Турция, Австрия, Болгария) начали войну преследуя политику агрессии, а сама война была признана актом заговора против мира в Европе. Совершенные преступления странами-агрессорами были объединены в две категории: 1) подготовка и развязывание войны; 2) умышленное нарушение законов и обычаев войны; и включали в себя такие составы преступлений, как умерщвление заложников, изнасилование, грабежи, уничтожение частного или государственного имущества, истребление мирного населения и военнопленных использование отравляющих газов и другие. Эти преступления, по мнению комиссии, следовало отдать для рассмотрения специально созданному Международному трибуналу, так как лица совершившие данные преступления были гражданами нескольких стран, а они свою очередь своими преступными действиями посягнули на жизнь и здоровье граждан многих стран. В итоге из 896 человек обвиняемых в совершении военных преступлений, Германия признала виновными только 45, из них только 12 предстало перед Верховным трибуналом в Лейпциге, а осуждено было всего 6 человек.

В Декларации 1915 г. правительства Великобритании, России и Франции впервые применили понятие «преступлений против человечности и цивилизации» в связи с осуждением резни армян в Турции.

 Наряду с развитием и принятием новых и основополагающих документов о международных преступлениях и ответственности за их совершения, происходило совершенствование и национального законодательства стран. Так, в 1917 г. Советское государство в Декрете о мире впервые закрепило, что агрессия является преступлением против человечества. 

В связи со зверскими преступлениями гитлеровской Германии в Москве 30 октября 1943 года была принята Декларация между СССР, США и Великобританией. А уже после победы во Второй мировой войне над захватническими силами Германии в Лондоне 8 августа 1945 г.  было заключено соглашение между США, СССР, Великобританией и Францией об уголовном преследовании и наказании лиц совершивших военные преступления. Неотъемлемой частью этого соглашения является приложений к нему Устав Международного Военного Трибунала (Устав Нюрнбергского трибунала).          В соответствии с ее уставом следующие преступления в своей совокупности были подсудны юрисдикции Международного Военного Трибунала:                  а) преступления направленные на развязывание войны, а именно преступления против мира. Эти преступления выражаются в планировании и в подготовке военных действий,  в нарушении международных договоров и соглашений, или  участие в заговоре для осуществления этих действий; б) преступления, нарушающие правила ведения военных действий и обычаи войны,  а именно военные преступления. Они включают следующие преступные действия: убийства или истязания над гражданами оккупированных территорий, а также увод их в рабство, либо другие цели преступного характера; убийства или истязания над военнопленными, и лиц находящихся в море; уничтожение или ограбления общественной или собственной безопасности, бессмысленное сжигание городов, деревень; убийства заложников, и другие преступления;      в) преступления направленные против мирного населения, а именно преступления против человечности: массовые убийства, и иные жестокие действия над гражданским населением по мотивам расовой, религиозной или политической принадлежности. В Уставе Нюрнбергского трибунала впервые были сформулированы понятия военных преступлений, преступлений против человечности, преступлений против мира, принципа необратимости наказания за совершения данных составов преступления от исполнителей до руководителей, подстрекателей, организаторов и иных, участвующих в совершении преступлений лиц. В итоге на Нюрнбергском трибунале были признаны виновными в совершении военных преступлений следующие 16 человек: Риббентроп, Розенберг, Франк, Фрик, Функ, Борман, Геринг, фон Ширах, Шпеер, Заукель, Нейрат, Йодль, Зейсс-Инкварт, Кейтель, Кальтенбруннер и Штрейхер.

Несмотря на принятые и признанные ведущими мировыми державами принципы международного уголовного права, отраженные в Уставе Нюрнбергского трибунала, фактически единственном в то время кодифицированным источником международного уголовного права, в дальнейших проводимых процессах над военными преступниками преимущественную роль играло национальное законодательство, а международно-правовые нормы носили, скорее, рекомендательный характер.

В дальнейшем понятия военных преступлений и преступлений против человечности, их основные элементы и принцип индивидуальной ответственности за их совершение были закреплены в 4-х Женевских конвенциях 1949 г.96, а именно в Конвенции (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Конвенции (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Конвенции (III) об обращении с военнопленными и Конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны (здесь и далее – Женевские конвенции 1949 г.). В Женевские конвенции 1949 г. вошли положения о защите жертв войны, которые были ранее закреплены в Гаагских конвенциях 1899 г. и 1907 г., в Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1864 г., Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г., а также в Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1929 г.  Женевские конвенции 1949 г. впервые регламентировали статус гражданского населения на оккупированной территории, конкретизировали функции державы-покровительницы, а также закрепили обязательства государств  по имплементации положений конвенций в национальном законодательстве и привлечению к ответственности лиц, серьезно нарушивших конвенционные нормы. Так, ст. 3 Женевских конвенций 1949 г. запрещает посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности все виды убийства, жестокое обращение и пытки, взятие в заложники, издевательство над человеческим достоинством и унизительное обращение, т.е. преступления, которые являются военными преступлениями (в случае если их основной характеристикой является их совершение в связи с вооружённым конфликтом). Статья 3 общая для Женевских конвенций 1949 г. налагает определённые правовые обязательства, которые подлежат абсолютному выполнению всеми сторонами, участвующими во внутреннем вооружённом конфликте, с целью обеспечения гуманного обращения с людьми, не участвующими или уже больше не принимающими активного участия в боевых действиях. Это основополагающее положение, согласно которому серьёзные нарушения норм международного гуманитарного права должно уголовно преследоваться.

Женевские конвенции 1949 г., а также положения закрепленные в Уставе и Решении Нюрнбергского трибунала, нашли свое отражение во внутринациональном законодательстве многих стран. Примером тому служит включение норм международного права в УК РСФСР 1960 года, который действовал до принятия нового уголовного законодательства 1996 года. В соответствии со ст. 268 УК РСФСР 1960 г. дурное обращение к военнопленным каралось лишением свободы на срок до трех лет. Убийства, грабежи, насилие над мирным населением наказывались лишением свободы на срок от трех до десяти лет лишения свободы  либо смертной казнью. Эти преступления и санкции за ее совершение отражались в статьях 266 и 267 УК РСФСР. Также в уголовном законодательстве 1960 г. было предусмотрено наказание и за незаконное пользование знаком красного креста, каралось лишением свободы до одного года (ст.202 УК РСФСР 1960 г.)

В 1968 г. по инициативе СССР была разработана и принята Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности от 26 ноября 1968 г., ст. 1 которой «устанавливает, что сроки давности не применяются к преступлениям, перечень которых определен в ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала, независимо от времени их совершения». Данная Конвенция предусматривает, что государства, которые присоединятся к ней или подпишут ее, должны внести соответствующие изменения во внутреннее законодательство.

12 июня 1991 г. Комиссия международного права в ходе проведения 43-й сессии разработала проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества  и направила его на обсуждение в Генеральную Ассамблею ООН. В особенной части Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1991 г. было сформулировано 12 составов международных преступлений: 1) геноцид; 2) апартеид; 3) международный терроризм; 4) вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства; 5) агрессия; 6) угроза агрессией; 7) колониальное господство и другие формы иностранного господства; 8) исключительно серьезные военные преступления; 9) вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; 10) систематическое и массовое нарушение прав человека; 11) незаконный оборот наркотических средств; 12) преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

Принятый в 1998 г. Римский статут Международного уголовного суда кодифицировал ряд действующих международных соглашений, договоров. Римский статут Международного уголовного суда закрепляет в ст. 7 понятие «преступлений против человечества» в качестве масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, и в ст. 8 дает всеобъемлющее понятие «военных преступлений», как нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и другие, противоправные действия, совершенные в том числе с использованием конкретных видов вооружений. В частности, запрещается применение различного вида оружия и техники способного причинить ненужные страдания или чрезмерные повреждения.  К таковым относятся: использование газа, яда, отравленного оружия, яда и газа обладающим удушающим эффектом. Вместе этим, также запрещено применять оружие с использование пуль, которые могут сплющиваться и разрываться в теле человека. Использование всего перечисленного и такие методы ведения войны являются предметов всеобщего запрета.

Римский статут Международного уголовного суда в настоящее время является важным кодифицированным источником международного уголовного права, который установил и закрепил принцип индивидуальной ответственности за преступления, относящиеся к юрисдикции Международного уголовного суда, ответственность главнокомандующих, высших должностных лиц за совершение преступлений и ряд других существенных моментов, необходимых для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении международных преступлений, в том числе преступлений против человечества и военных преступлениях.

Основными источниками международно-правовых норм, закрепляющих понятие военных преступлений и преступлений против человечности, стали Устав и Приговор Нюрнбергского трибунала, Женевские конвенции 1949 г., Дополнительные Протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., Уставы международных трибуналов по Бывшей Югославии и Руанде, Римский статут Международного уголовного суда. 







1.2 Актуальные проблемы современного международного гуманитарного права



Прежде чем, как мы перейдем к изучению актуальных проблем современного Международного гуманитарного права мы дадим определение этому понятию, расскажем о сфере влияния данного законодательства, и  из каких международно-правовых норм он состоит.

Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Международное сообщество стремится к совершенствованию норм, которые могли бы обеспечивать гуманизацию военных действий. Современное международное гуманитарное право (МГП) в целом отвечает требованиям современных международных отношений, однако, существуют проблемы требующие определенной доработки.  В частности к ним относятся: проблемы повышения эффективности МГП;  защиты мирного населения в ходе военных действий. Наряду с этим существуют еще и проблемы относящиеся к определению статуса частных военных и охранных компаний в международном гуманитарном праве. Также вызывают определенные вопросы и ситуация с применением норм международного гуманитарного права в условиях оккупации и других формах административного управления территорией иностранного государства. Помимо названных проблем существуют еще и проблемы проведения различий между гражданскими и военнослужащими; проблема обеспечения защиты людей от преступных посягательств на их жизнь, здоровье и достоинство в условиях проведения военных действий; и наверное самая главная проблема на мой взгляд, несоблюдение принципов и законов ведения войны регламентированные международно-правовыми нормами.

В целях обеспечения защиты гражданского населения за последние полвека были приняты многочисленные конвенции, касающиеся части правил ведения военных действия. Однако, несмотря на это современные реалии показывают нам, что большинство жертв вооруженных конфликтов это именно гражданское население. В процентном соотношении они составляют 75-80% от общего количества жертв.

В условиях современных военных конфликтов такие жертвы являются не просто издержками любой войны, более того они вызваны вследствие преднамеренных действий по отношению к гражданскому населению. Во многих современных конфликтах такого рода воюющие стороны направляют свои усилия против гражданского населения, и к уничтожению гражданской инфраструктуры. В качества примера можно назвать ту же войну в Сирии, которая идет, по сей день. В этой стране гибнет множество людей из числа гражданских, многие остаются без еды и крыши над головой, огромный поток беженцев. Также уничтожено множество памятников всемирного и культурного наследия, немало городов и деревень стерты с лица Земли, выявлены случаи применения пыток, использования ядов и газов не только против воюющих, но и против мирных людей. Уже этот современный опыт вооруженного конфликта показывает нам насколько необходимо совершенствование Международного гуманитарного права.

Целым рядом характерных особенностей обладают современные методы ведения военных действий, не учитывая которых представляется проблематичным решить такую задачу, как повышение эффективности защиты гражданского населения.  Перемещение населения является одной из особенностей вооруженных конфликтов в наше время. Численность беженцев насчитывает 10 миллионов человек, и это число растет с каждым днем, а численность лиц которые вынуждены перемещаться внутри страны из-за военной обстановки составляет около 25 миллионов. 

Неравенство сил в военном отношении вынуждает более слабую сторону вооруженного конфликта использовать методы, которые ставят в опасность гражданское население. Так, например, отставание в боевой мощи, которая выражается в слабом вооружении, и в слабой военной технике, вынуждает стороны  использовать стратегии, грубо нарушающие нормы международного гуманитарного права.  К таким нарушениям норм можно отнести: размещение комбатантов и военных объектов среди мирного населения, преднамеренное убийство гражданских лиц с помощью террористов-смертников, либо взятие заложников. В результате чего более сильная сторона конфликта прибегает к методам применения силы с нарушением норм международного гуманитарного права. В конечном итоге  нарушаются принципы избирательности и соразмерности тем самым, жизни мирного населения подвергаются большой опасности.

Современные вооруженные конфликты оказывают более жестокое воздействие на детей, чем это было раньше, попирая все права ребенка. Прямыми последствиями вооруженных конфликтов для детей являются незаконная вербовка, сексуальное насилие, перемещение, убийства и калечение, разъединение с семьей, незаконная торговля людьми и незаконное лишение свободы. Косвенными последствиями для детей являются лишение доступа к базовым услугам, таким, как водоснабжение, санитария, охрана здоровья и образование.

Серьезной проблемой современных вооруженных конфликтов является их воздействие на женщин, как одну из наиболее уязвимых групп гражданского населения во время вооруженных конфликтов. В этой связи необходимы особые меры по защите женщин и девочек от дискриминации по признаку пола, различных форм сексуального насилия. К числу таких мер должны быть отнесены - доступ к механизмам правовой защиты, центрам помощи в кризисных ситуациях, приютам, консультативным услугам и другим программам оказания помощи; механизмам наблюдения представления сообщений.

Положительным фактором по обеспечению особых мер по защите женщин и девочек должно стать расширение роли и участия женщин в полевых операциях ООН на уровне военных наблюдателей, гражданской полиции и сотрудников по гуманитарным вопросам и правам человека.


Важным аспектом проблемы защиты гражданского населения во время вооруженных конфликтов являются гуманитарные последствия санкций, применяемых к государствам-нарушителям норм международного гуманитарного права. Задача состоит в сведении к минимуму непредвиденных отрицательных побочных последствий санкций для гражданского населения. ООН, принимая решения о применении санкций, должна делать гуманитарные исключения из режимов санкций, в том числе применяя целенаправленные санкции, ограниченные по своему охвату, направленные против конкретных лиц, групп и видов деятельности.

Проблема защиты людей от посягательств на их жизнь и достоинство обусловлена не недостатком норм, регулирующих военные действия, а неспособностью соблюдать эти нормы. Необходимо добиваться лучшего соблюдения права, начиная с основной обязанности всех государств и других участников конфликта соблюдать и заставлять соблюдать международное гуманитарное право, как предусматривает статья 1 Женевских конвенций о защите жертв войны.

Предупреждать нарушения можно как в индивидуальном порядке, так и на коллективной основе - посредством многосторонних механизмов или таких международных организаций, как ООН.

В настоящее время отчетливо проявляется тенденция к передаче рядом государств на внешний подряд различных военных функций частным военным и охранным компаниям. Данная тенденция породила рост спроса на услуги частных военных и охранных компаний, что привело к огромному увеличению их числа в районах вооруженных конфликтов, прежде всего в Ираке и Афганистане. К услугам частных военных и охранных компаний, в специфических условиях вооруженных конфликтов, обращаются не только государства, но и коммерческие компании, международные межправительственные и неправительственные организации.

В связи с этим встает вопрос о статусе частных военных и охранных компаний и их сотрудников в международном гуманитарном праве. Трудности определения такого статуса отмечались Рабочей группой по использованию наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение. Специальный Докладчик Рабочей группы указывал, что:

- «…частные военные компании - это негосударственные организации, оказывающие на возмездной договорной основе военные услуги физическим и юридическим лицам, а также государствам; при этом под военными услугами понимаются специализированные услуги, связанные с военными действиями, включая боевые операции, стратегическое планирование, сбор информации, оперативную или логистическую поддержку, подготовку военного персонала, материально-техническое снабжение и иное;

- частные охранные компании представляют собой негосударственные организации, оказывающие на возмездной договорной основе физическим и юридическим лицам, а также государствам охранные услуги: вооруженную охрану имущества и физических лиц, разработку и принятие мер в сфере обеспечения информационной безопасности; деятельность по использованию технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде».

В 2006 году правительство Швейцарии и Международного Комитета Красного Креста, в связи с расширением практики использования частных военных и охранных компаний в вооруженных конфликтах, выступили с инициативой исследовать соответствующие юридические обязательства по международному гуманитарному праву и стандартам в области прав человека.

2 октября 2008 года Постоянный представитель Швейцарии при ООН обратился с письмом на имя Генерального секретаря, в котором проинформировал его о том, что 17 сентября 2008 года 17 государств, согласовали «Документ Монтрё», содержащий правила и положения о передовых практических методах в отношении частных военных и охранных компаний, действующих в зонах вооруженных конфликтов, и предложил рассмотреть вопрос о принятых в нем мерах на Генеральной Ассамблее в рамках повестки дня (п.76) ее шестьдесят третьей сессии.

Документ Монтрё и содержащиеся в нем положения не создают правовых обязательств. Каждое государство отвечает за выполнение обязательств, взятых им согласно международным соглашениям, участником которых оно является, с учетом любых сделанных оговорок, пониманий и заявлений, а также согласно обычному международному праву. Он преследует три цели:

a) содействовать межправительственному обсуждению вопросов, возникающих в связи с использованием частных военных и частных охранных компаний;

b) подтвердить и уточнить существующие обязательства государств и других действующих лиц по международному праву, в частности по международному гуманитарному праву и праву, касающемуся прав человека;

c) проанализировать и разработать эффективную практику, регулятивные модели и другие соответствующие меры на национальном и, возможно, региональном или международном уровнях с целью оказать содействие государствам в соблюдении и обеспечении уважения международного гуманитарного права и права, касающегося прав человека.

Документ Монтрё состоит из двух частей. В первой части проводится различие между государствами-контрагентами, государствами территориальной юрисдикции и государствами происхождения. Для каждой категории государств указываются соответствующие международно-правовые обязательства по международному гуманитарному праву и стандартам в области прав человека. В первой части также рассмотрен вопрос о присвоени.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%