- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Имплементация международно-правовых норм о военных преступлениях и преступлениях против человечности в российское уголовное законодательство
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013986 |
Тема: | Имплементация международно-правовых норм о военных преступлениях и преступлениях против человечности в российское уголовное законодательство |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ Допустить к защите И.о. зав. кафедрой, к.ю.н. Муцалов Ш.Ш.____________ «____»_______________2018г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ О ВОЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ В РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» Автор выпускной квалификационной работыИдигова Милана Висхановна Руководитель квалификационной работы, преподаватель кафедрыАхъядовЭльман уголовного права и криминологии Саид-Мохмадович Грозный – 2018 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 Глава 1. Характеристика военных преступлений и преступлений и против человечности…………………………………………………………...6 1.1 Исторические аспекты формирования и развития международно-правовых нормо военных преступлениях и преступлениях против человечности……………………………………………………….…………….6 1.2. Состав военных преступлений по международному праву……………………………………………………………………………..15 1.3. Состав преступлений против человечности по международному праву……………………………………………………………………………..21 Глава 2. Имплементация международно-правовых норм о военных преступлениях и преступлениях против человечности в нормах Особенной части УК РФ………………………………………………………26 2.1. Вопросы имплементации международно-правовых норм в российское уголовное законодательство……………………………………………………26 2.2. Нормы о военных преступлениях в Особенной части УК РФ…………..32 2.3. Нормы о преступлениях против человечности в Особенной части УК РФ………………………………………………………………………………...44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....51 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….56 Введение Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.В условиях современного миропорядка и, принимая во внимание нестабильную военно-политическую обстановку в мире, всё большую актуальность приобретает проблема привлечения к ответственности лиц, которые совершили военные преступления и преступления против человечности, не только в период вооружённых конфликтов, но и в мирное время. Международное и национальное право, регулируя отношения в области совместного предмета регламентации, активно взаимодействуют, притом механизм их соотношения определяется в основном в рамках внутригосударственного права. От правильной организации этого механизма зависит достижение целей международного и внутригосударственного правового регулирования общественных отношений, относящихся к объекту обеих систем права. Несмотря на закрепленное в Конституции РФ положение о приоритете международного права над национальным, все еще остается открытым вопрос о степени соответствия российского уголовного права положениям международного права в области регламентации ответственности за совершение военных преступлений и преступлений против человечности. Объект исследования – проблема имплементации международно-правовых норм о военных преступлений и преступлениях против человечности в российское уголовное законодательство. Предметом исследования являются: 1. исторические аспекты развития международно-правовых норм о военных преступлениях и преступлениях против человечности; 2. международно-правовые нормы о военных преступлениях и преступлениях против человечности; 3. положения об имплементации международно-правовых норм в российское законодательство; 4. нормы о военных преступлениях и преступлениях против человечности, отраженныев российском законодательстве, 5. постановления Пленумов Верховного Суда РФ по рассматриваемой тематике; 6. научная и учебная литература, посвященная данной теме; При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: диалектический метод познания, метод анализа и синтеза, формально-логический, формально-юридический, а также сравнительно-правовой. В процессе написания выпускной квалификационной работы проведен анализ международно-правовых документов, нормативно-правовых актов РФ, в частности, Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий, материалов судебной практики. Теоретическую основу исследования составляют научные труды, таких ученых, как И. И. Лукашук, А.В.Наумов, А. И.Чучаев, И.И. Рарог, Н.С.Таганцев, Б.В.Здравомыслов, Э.С. Тенчоев, Л.Г. Гусейнов, В.Н.Русинова и др. Целями выпускной квалификационной работы являются: 1. анализ составов военных преступлений и преступлений против человечности по международному праву и анализ составов преступлений о военных преступлениях и преступлениях против человечности, содержащихся в российском уголовном законодательстве; 2. исследование российского уголовного законодательства на предмет его соответствия предписаниям международно-правовых норм при определении преступности военных преступлений и преступлений против человечности; Для достижения вышеуказанных целей были решены следующие задачи: 1. исследованиеисторических аспектов формированияи развития международно-правовых норм о военных преступлениях и преступлениях против человечности; 2. рассмотрение вопросов имплементации международно-правовых норм о военных преступлениях и преступлениях против человечности в российское уголовное законодательство; 3. компаративный анализ норм о военных преступлениях и преступлениях против человечности в международном праве и уголовном законодательстве Российской Федерации. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет и методы исследования, степень научной разработки темы, цели и задачи исследования, теоретическую основу выпускной квалификационной работы. В первой главе дается уголовно-правовая характеристика военных преступлений и преступлений против человечности по международному праву, при этом также рассматриваются исторические аспекты формирования и развития международно-правовых и национальных норм о военных преступлениях и преступлениях против человечности. Во второй главе анализируются вопросы имплементации международно-правовых норм в российское уголовное законодательство и раскрываются составы военных преступлениях и преступлений против человечности, содержащиеся в Особенной части УК РФ. В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Глава 1. Характеристика военных преступлений и преступлений и против человечности. 1.1 Исторические аспекты развития международно-правовых норм о военных преступлениях и преступлениях против человечности. В течение многих веков формировались нормы, предусматривающие ответственность за военные преступления и преступления против человечности. Со временем, под влиянием международных связей, внешнеполитических интересов и государственной безопасности, стало понятно, что в современных условиях проблема борьбы с глобализацией преступности не может быть решена в рамках ограниченных национально-государственных средств и методов. Именно поэтому мировое сообщество уже не одно десятилетие стремиться объединить усилия в поисках способов противодействия международной преступности. Согласно историческим данным, первые ограничения на действия во время вооруженного конфликта восходят еще к китайскому военачальнику Сунь Цзы (VI в. до н.э.). Наиболее ясно понятие военного преступления как такого указано в индийском Кодексе Ману (около 200 г. до н.э.).1 Известно, что древние греки первыми в Европе начали расценивать ограничения во время вооружённого конфликта в качестве «законов войны»: при этом названные «законы» применялисьгрекамии в междоусобных войнах.2 Со временем такоепонимание ограничение действий во время ведения войны нашло отражение в римском и европейском праве. Первым судебным процессом по делу о военных преступлениях в истории европейского средневековья признается суд над Петером фон Гагенбахом, судимым и приговоренным к смертной казни в Австрии в 1474 г., за зверства, допущенные во время войны.3 В 1625 г. голландский юрист и государственный деятель-Гуго Гроций предпринял попытку систематизации имевшихся и функционировавших в тот период законов и обычаев, которые регулировали правила ведения военных действий и отношение к мирному населению, включая женщин, детей и служителей религиозных культов.4 Постепенное формированиеотрасли международного права обусловила разработку и принятие международных договоров, конвенций и соглашений. Невзирая на свою особую общественно-правовую значимость, понятие и классификация действий против гражданского населения или народов во время войны, совершенные одной из воюющих сторон или обеими сторонами именно как преступных появились только в результате осуждения действий фашистов и их союзников во время Второй мировой войны. До этого армии воюющих государств нередко вели себя довольнобеспощадно по отношению к неприятельским солдатам, военнопленным и гражданскому населению. К ответственности привлекались в зависимости от того, кто одержал победу в вооруженном конфликте. В итоге, командующие и политические деятели, как правило,избегали любой ответственности за свою роль в войне. Итогом такого подхода стали чудовищные результаты Второй мировой войны. Сегодняшнее понимание ограничения военных действий основывается на международных соглашениях-решениях Первой и второй Гаагской конвенции 1899 г. и 1907 г., а также соглашениях, вытекающих из Женевских конвенций. Данные нормы направлены на защиту гражданских лиц и мирного населения через ограничение любого вооружённого действия, тем самым делается различие между правовыми статусами «воюющие стороны» и «гражданское население».5 Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными» от 27 июля 1929 г. закрепила принципиально новые положения. Так, по данной конвенции законы и обычаи войны относятся не только к гражданам тех государств, которые ее ратифицировали, но и ко всем людям независимо от их гражданства.6 В Женевских конвенциях 1949 г. был впервые регламентирован статус гражданского населения на оккупированной территории, конкретизированы функции державы-покровительницы, а также закреплены обязательства государств по имплементации положений конвенций в внутригосударственном законодательстве и привлечению к ответственности лиц, серьезно нарушивших нормы конвенций. Следует заметить, что Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный Протокол I установили уголовную ответственность физических лиц за названные в этих документах серьезные нарушения их положений - международные военные преступления. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Обязательство государств относительно названных документов распространяется и на прекращение других нарушений их норм. Названные серьезные нарушения международного права квалифицирую как военные преступления исключительно в том случае, если их совершают во время международного вооруженного конфликта. Вместе с тем это право предусматривает защиту жертв и немеждународных военных конфликтов, и внутри одной страны. Однако за серьезные нарушения их норм в течение длительного периода времени не предполагалась уголовная ответственность физических лиц. Это значит, что соответствующие нормы не устанавливали обязательств государств относительно прекращения таких нарушений, и они входили в сферы их внутренней компетенции. Только после трагических событий во время вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии, а также Руанде, было начато международное уголовное преследование лиц, виновных в серьезных нарушениях норм международного гуманитарного права, содеянных во время немеждународных вооруженных конфликтов. По определению Апелляционной камеры трибунала, вооруженный конфликт существует всегда, когда государства прибегают к вооруженной силе или продолжительному применению вооруженного насилия в отношениях между государственными властями и организованными вооружёнными группами или между такими группами внутри государства. Идея создания международных уголовных судебных органов неоднократно возникала в международно-правовой доктрине, однако они так и оставались сугубо теоретическими до наступления 20 в., который отметился не только стремительным развитием научно-технического прогресса, институтов гражданского общества и международных отношений, но и беспрецедентными по размаху массовыми нарушениями основополагающих прав и свобод человека, совершенных при международных и внутригосударственных конфликтах. Отсутствие эффективных механизмов борьбы с такими посягательствами на национальном уровне и стало причиной перевода указанной проблемы из категории теории в практическую плоскость-создания международных судов. Первыми международными уголовными судебными органамистали Нюрнбергский военный трибунал и Международный военный трибунал для Дальнего Востока, созданные после окончания Второй мировой войны для привлечения к ответственности главных немецких и японских военных преступников. Токийский военный трибунал создан в соответствии с Соглашениями между правительствами СССР, США, Великобритании, Франции, Китая, Австралии, Канады, Нидерландов и Новой Зеландии 19 января 1946 г., к которому позже присоединились Индия и Филиппины. В период 1943-1944 гг., во время проведения различных конференций, в рамках работы разного рода международных комиссий и комитетов, при определении дальнейших действий в отношении Германии, с учетом проблемы организации условий создания и дальнейшего поддержания устойчивого мирового спокойствия, одним из центральных вопросов была проблема организации и проведения суда над нацистскими преступниками, а также привлечение их к соответствующему наказанию.Реальное решение указанной проблемыпроизошло в феврале 1945 г. на международной конференции между СССР, США и Англией, проходившей в Ялте. Результаты, достигнутые на данной конференции, были подтверждены и развиты впоследствии во время конференции в Потсдаме, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 г. 1 ноября 1943 г. была опубликована Московская декларация прав правительств трех держав: СССР, США и Соединённого Королевства Великобритании - об ответственности гитлеровцев за совершенные зверствана оккупированных территориях Советского Союза, Польши, Чехословакии, Югославии, Греции, Норвегии, Дании, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Франции и Италии.7 В ней правительства трех государств выступили в интересах 33 Объединенных Наций. После капитуляции фашисткой Германии в 1945 г. три государства вновь подтвердили, что военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, имевших своим результатом зверства и военные преступления, должны быть арестованы и переданы суду. В разработке вопросов, определяющих ответственность военных преступников, участвовали межсоюзнические органы, в частности Лондонская Международная Ассамблея, Международная комиссия по реформе и развитию уголовного права, Комиссия ООН по венным преступлениям. 8 августа 1945 г. в Лондоне союзными государствами было заключено соглашение о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран «оси», был утвержден Международный военный трибунал, принят его Устав.8 Несмотря на недолгое существование трибуналов, они повлияли на формирование принципов международной уголовной ответственности за совершение военных преступлений и преступлений против человечности, а также на становление и развитие идеи международной уголовной юстиции. Таким образом,сущность Нюрнбергского процесса заключается в том, что он признал уголовным деянием саму идеологию расизма как средства подготовки войны. 23 марта 1991 г. в Сьерра-Леоне вооруженные силы основной повстанческой группировки этой страны – Объединенного революционного фронта - пересекли государственную границу со стороны территории Либерии, положили начало вооруженному конфликту. Данное событие повлекло реакцию ООН. Так, в резолюции от 14 августа 2000 г. № 1315 Совет Безопасности ООН отразил свою обеспокоенность многочисленными военными преступлениями, совершенными на территории Сьерра-Леоне в то время. Ввиду этого Совет Безопасности ООН было сформировано обращение к Генеральному секретарю ООН, в которой обосновывалась необходимость создания независимого специального суда с передачей на его рассмотрение фактов совершения международных преступлений против человечества, а также военных преступлений, в связи с чем рекомендовал Генеральному секретарю ООН приступить к соответствующим переговорам с правительством Сьерра-Леоне. В результате на основании соответствующего международного соглашения, заключенного между ООН и Сьерра-Леоне, от 16 января 2002 г., подписанного в г. Фритауне, начал осуществление своей деятельности специальный международный суд. В 1993 г. начал свою работу Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, причиной учреждения которого послужило то, что югославские события стали наиболее широкомасштабным конфликтом в Европе за последнее время. Цели Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии были следующие: 1. привлечь к судебной ответственности лиц, возможно виновных в нарушении международного гуманитарного права; 2. установить справедливость по отношению к потерпевшим; 3. предупредить новые преступления; 4. способствовать восстановлению мира путем содействия примирению в бывшей Югославии. За созданием Трибунала побывшей Югославии 30 апреля 1994 г. был создан аналогичный орган в связи с ситуацией, сложившейся в Руанде. Председатель Совета Безопасности ООН в своем заявлении осудил нарушения международного гуманитарного права в Руанде и поставил вопрос о необходимости расследования серьёзных нарушений международного гуманитарного права. В резолюциях 918 (1994) и 925 (1994) Совет Безопасности вновь осудил массовые убийства, которые продолжались на территории Руанды. 1 июня 1994 г. в своей резолюции 935 (1994) Совет Безопасности постановил, что геноцид и другие систематические и широкомасштабные нарушения международного гуманитарного права угрожают международному миру и безопасности. Согласно данной резолюции была утверждена комиссия экспертов для расследования данных международных преступлений. В сентябре 1994 г. было решено создать Международный трибунал, несмотря на первоначальные намерения ограничиться национальными судами. В Совет Безопасности поступила просьба от Руандийского правительства о создании трибунала, на основе которого и был создан в 1994 году Международный уголовный трибунал по Руанде. Впервые в истории международного контроля за вооружениями, в Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г. был закреплен механизм жесткого международного контроля за соблюдением государствами-членами Конвенции обязательств договора, а также на государства-члены Конвенции были возложены ограничения на производство и применение химического оружия, а также обязательства по уничтожению всех его запасов.9 Исследование основных международно-правовых источников о военных преступлениях и преступлениях против человечности, показывает, что по мере развития цивилизаций, научно-технического прогресса, совершенствование вооружений, появление новых типов и видов оружия, способствовавших совершению все более чудовищных зверств и жестокостей во время вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, такими же темпами развивалось и совершенствовалось также и законодательство. Основными вехами развития международно-правовых норм стали события Первой и Второй мировых войн, которые побудили мировое сообщество принять ряд правовых мер, выразившиеся в формулировании основных норм, запрещающих совершение тех или иных действий, включая применение различного типа вооружений, во время вооруженных конфликтов. 1.2. Состав военных преступлений по международному праву. Военное преступление – преступление против гражданского населения или народов во время войны, совершенное одной из воюющих сторон или обеими сторонами. В основе понятия военных преступлений лежит идея о том, что каждый индивид может и должен нести международную уголовно-правовую ответственность за действия государства или ее солдат. Поскольку данная категория преступлений признается действующим международным уголовным правом одной из наиболее тяжких, то по ним не применяется ограничение по времени привлечения к ответственности за их совершение. Следует отметить, что в юридической литературе существует расхождение мнений ученых насчет понятия военных преступлений и деяний, которые следует к ним относить. И. И. Лукашук дает следующее определение военных преступлений: «военные преступления – это совершаемые систематически или в широких масштабах существенные нарушения положений международного гуманитарного права, действующих в период вооружённых конфликтов»10. По мнению Л.Г. Гусейнова термин «военное преступление», являясь общим понятием, означает нарушения гуманитарно-правовых норм и военных обычаев и законов во время вооружённого конфликта.11 Впервые в современном понимании понятие «военные преступления» было раскрыто в Уставе Нюрнбергского трибунала12, а также в решении Нюрнбергского трибунала. Согласно п. b ст.6 Устава Нюрнбергского трибунала под военными преступлениями понимаются нарушения законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления. Международные документы, принятые после Второй Мировой войны, включая Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 г., касающиеся защиты жертв конфликтов международного и немеждународного характера, закрепили отдельные составы преступлений, отнесенные в последующем Римским статутом Международного уголовного суда к категории военных преступлений, к примеру, «посягательства на жизнь, здоровье, физическое или психическое состояние лиц, в частности убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний, захват заложников и совершение актов терроризма»13. В ст. 3 Устава Международного трибунала по бывшей Югославии 1993 г. приводится перечень деяний, нарушающих законы и обычаи войны: a) применение отравляющих веществ или других видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий; b) бессмысленное разрушение городов, поселков или деревень или разорение, не оправданное военной необходимостью; c) нападение на незащищенные города, деревни, жилища или здания либо их обстрел с применением каких бы то ни было средств; d) захват, разрушение или умышленное повреждение культовых, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, исторических памятников и художественных и научных произведений; e) разграбление общественной или частной собственности.14 В ст. 8 Римского статута Международного уголовного суда дается исчерпывающее определение военных преступлений: 1. «серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно любое из следующих деяний против лиц или имущества, охраняемых согласно положениям соответствующей Женевской конвенции», такие как «умышленное убийство», «пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты», «умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью», «взятие заложников»; 2. другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права, например, «умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях», «нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания, или их обстрел с применением каких бы то ни было средств», «применение яда или отравленного оружия»; 3. « в случае вооруженного конфликта немеждународного характера серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно: любое из следующих деяний, совершенных в отношении лиц, не принимающих активного участия в военных действиях, включая военнослужащих, сложивших оружие, и лиц, выведенных из строя в результате болезни, ранения, содержания под стражей или по любой другой причине: i ) посягательство на жизнь и личность, в частности убийство в любой форме, причинение увечий, жестокое обращение и пытки; ii) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; iii) взятие заложников; iv ) вынесение приговоров и приведение их в исполнение без предварительного судебного разбирательства, проведенного созданным в установленном порядке судом, обеспечивающим соблюдение всех судебных гарантий, которые по всеобщему признанию являются обязательными»15; 4. другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера в установленных рамках международного права: « умышленное нанесение ударов по гражданскому населению как таковому, а также умышленное нападение на отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях», «набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав вооруженных сил или групп или использование их для активного участия в боевых действиях», «заявление о том, что пощады не будет» и т.д. Объект военного преступления - это установленный соответствующими международными актами порядок ведения войны. Родовой объект военного преступления представляет собой общественные отношения, направленные на обеспечение мира и безопасности всего человечества как такового. Видовым объектом военных преступлений следует считать общественные отношения, направленные на соблюдение правил ведения вооружённых конфликтов немеждународного и международного характера. В качестве дополнительного объекта военных преступлений выступает жизнь, здоровье, имущество граждан, объекты медицинского назначения и т.д. В международных соглашениях в области международного гуманитарного права детально устанавливается перечень покровительствуемых лиц и объектов, определяются права военнопленных и т.д. В соответствии со ст.3 общей для Женевских Конвенций 1949 г., под защищёнными лицами в условиях вооружённого конфликта немеждународного характера следует понимать ««лиц, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооружённых сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения или по любой другой причине». Такие лица при любых обстоятельствах должны пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения, или любых других аналогичных критериев. Дополнительный протокол II 1977 г. к Женевским Конвенциям 1949 г. детализирует перечень защищённых лиц, данный в общей ст. 3 Женевских конвенций 1949 г., и относит к ним: 1. всех лиц, которые не принимают непосредственное участие или прекратили принимать участие в военных действиях, независимо от того, ограничена их свобода или нет; 2. лиц, лишённых свободы по причинам, связанным с вооружённым конфликтом, независимо от того, интернированы они или задержаны; 3. всех больных, раненых и потерпевших кораблекрушение, независимо от того, принимали ли они участие в вооружённом конфликте; 4. медицинский и духовный персонал; 5. гражданское население и отдельных гражданских лиц. Под защищёнными объектами Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям 1949 г. понимает: 1. медицинские формирования и санитарно-транспортные средства. Защита, на которую имеют право медицинские формирования и санитарно-транспортные средства, прекращается лишь в том случае, если они используются для совершения враждебных действий, выходящих за рамки их гуманитарных функций; 2. объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения; 3. установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции, которые не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами; 4. исторические памятники, произведения искусства, а также места отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; Объективная сторона преступления характеризуется преимущественно действиями, и лишь в редких случаях законы и обычаи войны могут быть нарушены путем бездействия. Военные преступления имеют следующие формы выражения: 1. целенаправленное убийство гражданских лиц; 2. искусственный голод; 3. препятствие гуманитарной помощи; 4. целенаправленное повреждение водоканальных путей и электроснабжения; 5. ковровые бомбардировки; 6. использование химического и биологического оружия; 7. убийство пленных и заложников; 8. ограбление занятой территории и уничтожение объектов культурного наследия. Составы военных преступлений являются формальными, это означает, что для привлечения виновного к ответственности не требуется наступления последствий. Субъект преступления чаще всего общий. Однако нередко имеет место и специальный субъект - служебное лицо, полномочное отдавать приказы, касающиеся права войны. Приказы о тех или других нарушениях войны могут отдаваться не только военным, но и политическом руководством страны. Однако выводы Нюрнбергского, Токийского и Гаагского трибуналов показывают, что ведущую роль во время войны или вооружённого конфликта играют именно представители военного командования. Это объясняется единоначалием, централизацией руководства и военной дисциплиной. Субъективная сторона преступления выражается в форме умышленной вины. Лидеры, организаторы, подстрекатели и сообщники, которые участвуют в формулировке и выполнении общего плана или заговора с целью совершения любого из указанных международных преступлений, несут международную уголовно-правовую ответственность за все сделанное при выполнении такого плана. Вместе с тем, факт подчинения приказу своего правительства или начальника не освобождает от ответственности, но может выступать основанием для уменьшения или смягчения соответствующего наказания. Следует отметить, что, несмотря на международное признание потребности преследовать по суду военные преступления, такие нарушения все еще часто остаются безнаказанными. Это связано с тем, что нередко государство отказывается судить собственных лидеров. Эффективное судебное преследование военных преступников может быть возможным, только если их государство проигрывает войну, так что в итоге уголовное преследование военных преступлений может быть похожим на акты мести и квалифицировано как акты несправедливости. 1.3. Состав преступлений против человечности по международному праву. В настоящее время в юридической среде продолжает существовать спор относительно того, можно ли считать понятия «преступления против человечности» и «преступления против человечества» тождественными. Данное обстоятельство объясняется с трудностью перевода на русский язык английского термина «humanity». В Совместной декларации от 24 мая 1915 года стран-союзниц (Великобритании, Франции и Российской империи), в которой были осуждены действия турецких властей против армян, употребляется термин «crimesagainsthumanityandcivilization». На русский язык данный термин был переведен как «преступления против человечности»16. Позднее данные деяния были осуждены многими государствами как геноцид, являющийся самостоятельным преступлением в современном международном уголовном праве. В соответствии с п. «с» ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала под преступлениями против человечности понимаются «убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет»17. В ст.7 Римского статута определяются деяния, относящиеся к преступлениям против человечности. К ним относятся: 1. убийство; 2. истребление; 3. порабощение; 4. депортация или насильственное перемещение населения; 5. заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права; 6. пытки; 7. изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести; 8. преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте, или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда; 9. насильственное исчезновение людей; 10. преступление апартеида; 11. другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью.18 Согласно п.1 ст.7 Римского статута для того, чтобы данные деяния были признаны «преступлением против человечности», необходимо наличие одновременно двух условий: 1. они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц; 2. если такое нападение совершается сознательно. Под масштабностью нападений следует понимать количественную характеристику рассматриваемой группы международных преступлений, которая измеряется количеством жертв и пострадавших или обширной географической площадью. Системность подразумевает качественную характеристику, т. е. конкретный насильственный акт должен являться результатом заранее спланированного плана или политики, идеологии. В соответствии с международно-правовыми нормами субъектом преступления против человечности может выступать: 1. представители государства: 2. представители организаций и групп. К орг....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- История развития и реализации международно-правовых норм о военных преступлениях
- Отношения и интересы, связанные с реализацией международно-правовых положений и соответствующих им норм национального уголовного законодательства о военных преступлениях
- История развития российского законодательства о преступлениях против жизни