VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ российских правовых норм, а также международно-правовых актов, регламентирующих особенности экономических прав и свобод граждан

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012035
Тема: Анализ российских правовых норм, а также международно-правовых актов, регламентирующих особенности экономических прав и свобод граждан
Содержание
Частное образовательное учреждение высшего образования 

«Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики»



ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Кафедра гражданского права и процесса



Допустить к защите 

Заведующий кафедрой, к.ю.н., доцент ____________ А.В.Кузьмин 

«___» _____________ 2017 г. 





МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

на тему: «Проблемы правового регулирования ………… »

Направление подготовки 40.04.01. «Юриспруденция»

Направленность (профиль) Гражданско-правовая



Выполнила магистрант 

группы ОЮИм-Ю02-15-1 2 курса

очного отделения

Рожнова Елена Игоревна

________________ (подпись)

Научный руководитель: 

Рыбкина Марина Владимировна,

д.ю.н., профессор

________________ (подпись)



Санкт-Петербург

2017

Введение

Глава 1. Система конституционных прав граждан в сфере экономики
1.1. Конституционное закрепление экономических прав и свобод граждан
1.2. Сущность и содержание экономических прав граждан

Глава 2. Механизм гражданско-правовой защиты
2.1. Понятие и сущность гражданско-правовой защиты
2.2. Основные способы защиты прав в гражданском праве

Глава 3. Практические аспекты реализации права на защиту 
3.1. Правовые позиции Конституционного суда РФ 
3.2. Проблемы, возникающие при гражданско-правовой защите конституционных прав граждан.

Заключение
Список использованных источников



СОДЕРЖАНИЕ

	

	

	Введение	4

	Глава 1. Система конституционных прав граждан в сфере экономики	9

	1.1. Конституционное закрепление экономических прав и свобод граждан	9

	1.2. Сущность и содержание экономических прав граждан	16

	Глава 2. Механизм гражданско-правовой защиты	26

	2.1. Понятие и сущность гражданско-правовой защиты	26

	2.2. Основные способы защиты прав в гражданском праве	34

	Глава 3. Практические аспекты реализации права на защиту	53

	3.1. Правовые позиции Конституционного суда РФ	53

	3.2. Проблемы, возникающие при гражданско-правовой защите конституционных прав граждан	56

	Заключение	67

	Список использованных источников	71









Введение



Актуальность темы исследования. Институт экономических прав и свобод граждан является основным и важнейшим институтом российского права. Важнейшая роль института экономических прав и свобод граждан отмечается и во многих современных обществах. От его содержания, реализации судят о степени зрелости гражданского общества, права и законодательства в целом.  

Развитие российского права и законодательства об экономических правах и свободах граждан обусловили значительное изменение содержания и рост его нормативного объема.  

В российском праве институт экономических прав и свобод граждан имеет свою историю. Очевидно, что западная правовая культура имеет более давние и богатые традиции развития теорий свободы и независимости личности от государства. Но в то же время неверно говорить о правах и свободах человека в России как об институте, зародившемся лишь после принятия Конституции 1993 г. Осмысление роли, природы и законодательного оформления института экономических прав и свобод граждан в нашей стране происходило задолго до принятия первых Конституций, которые в свою очередь реально внесли существенный вклад в развитие этого института в международном масштабе.

Конституция РФ закрепляет основополагающие экономические права и свободы граждан, составляющие базис правового статуса личности. Экономические права и свободы граждан получают свое развитие в отраслевом законодательстве, конкретизирующем соответствующие нормы Конституции РФ. 

Тема, посвященная экономическим правам и свободам граждан, является на современном этапе достаточно актуальной, особенно для российского государства. Связано это с тем, что правовые отношения, связанные с правами российских граждан, в жизни общества всегда играли и играют существенную роль. На сегодняшний день правовые отношения, связанные с экономическими правами и свободами граждан, перешли в новую фазу с их законодательным закреплением в соответствии с российской Конституцией.

	Принято считать, что в защите нуждаются потребители услуг, однако, при динамически развивающемся рынке товаров, работ и услуг в России возникла необходимость защиты и самих предпринимателей. 

	При этом, актуально помимо правового определения гражданско-правового механизма защиты конституционных прав граждан, также и выявление определенных законодательных проблем правового регулирования гражданско-правового механизма защиты конституционных прав граждан.  Это говорит о том, что в настоящее время назрела необходимость в выработке целостного представления о гражданско-правовом механизмt защиты конституционных прав граждан, что будет способствовать более эффективной реализации гражданами своих конституционных прав. 

Актуальность работы обуславливается тем, что положение в сфере реализации экономических прав и свобод граждан повсеместно отличается хрупкостью, которое под давлением обстоятельств может ухудшаться, и каждый раз следует заново отстаивать права человека. Изучение особенностей экономических прав и свобод граждан, является насущной необходимостью. 

Все вышеизложенное в целом подтверждает актуальность и значимость настоящей работы, опосредуя его своевременность и новизну.

Экономическим правам и свободам граждан в юридической литературе внимания уделено довольно много, что позволяет говорить о высокой степени разработанности темы и ее изученности. Однако, с учетом происходящих изменений в нормативном правовом регулировании, а также в правоприменительной деятельности, в настоящее время появилась необходимость в исследовании некоторых новых аспектов экономических прав и свобод граждан РФ.  

Предметом работы выступают общественные отношения, связанные с реализацией гражданами экономических прав и свобод граждан.

Объектом данной работы являются нормы законодательства РФ, а также международно-правовые акты, регламентирующие общественные отношения, связанные с реализацией экономических прав и свобод граждан, а также юридическая литература и судебная практика.

Целью данной работы является анализ российских правовых норм, а также международно-правовых актов, регламентирующих особенности экономических прав и свобод граждан, а также определение мер, направленных на совершенствование правового регулирования экономических прав и свобод граждан РФ. 

Достижение поставленной цели предполагается путем решения нижеследующих задач:

- рассмотрение особенностей конституционного закрепления экономических прав и свобод граждан;

- исследование сущности и содержания экономических прав граждан;

- анализ понятия и сущности гражданско-правовой защиты;

- рассмотрение основных способов защиты прав в гражданском праве; 

- исследование правовых позиций Конституционного суда РФ;

- выявление проблем, возникающих при гражданско-правовой защите конституционных прав граждан.

		В процессе написания данной работы применялись общенаучные методы познания: синтез и анализ, дедукция и индукция, классификация. В качестве специальных методов, в ходе которых были обоснованы положения и выводы, содержащиеся в данной работе, применялись такие методы: метод анализа правовых явлений; логический; формально-юридический.

	Практическая значимость работы заключается в системном теоретическом и практическом исследовании основных проблем, связанных с гражданско-правовым механизмом защиты конституционных прав граждан. Результаты проведенного исследования нашли отражение в выводах, сформулированных по итогам исследования и направленных на совершенствование действующего законодательства.

Теоретической основой данной работы являются труды ведущих отечественных ученых в области правоведения. Среди них выделяются труды таких авторов как Аксюк И.В., Алексеев С.С., Баглай М.В.,  Бычков А.И., Вагина А.М., Витрук Н.В., Дюсюпова А.Д., Кархалев Д.Н., Кравченко А.А., Кряжкова О.Н., Курбатов А.Я., Латыпов Д.Н., Маковецкая М.Г., Монгуш Б.С., Надежин Н.Н., Назимов И.А., Ожегова Г.А., Остапюк Н.В., Семенов В.В., Субуханкулова Л.Р., Туманов Д.Ю., Углов А.С., Хохлов В.А.,  Ответственность за нарушение договора по гражданскому праву. Тольятти, Цыбуленко З.И., Чорновол Е.П., Чорновол О.Е., Шайхеев Т., Шаронов С.А., Шубина Т.Б., Эрделевский А.М. и др.

В качестве информационных источников работы использовались гражданское законодательство России, федеральные законы, подзаконные акты; перечень источников и литературы, проанализированных и использованных при проведении настоящего исследования, приведен в конце работы. 

Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики, а именно Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Структурно настоящая работа состоит из введения, трех взаимосогласованных глав, которые, в свою очередь, разбиты на шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы. 

Первая глава посвящена системе конституционных прав граждан в сфере экономики. В рамках данной главы проведен анализ конституционного закрепления экономических прав и свобод граждан; рассмотрены сущность и содержание экономических прав граждан. Вторая глава посвящена механизму гражданско-правовой защиты. В данной главе определены понятие и сущность гражданско-правовой защиты, а также рассмотрены основные способы защиты прав в гражданском праве. В третьей главе охарактеризованы практические аспекты реализации права на защиту. В частности, проанализированы правовые позиции Конституционного суда РФ, а также проанализированы проблемы, возникающие при гражданско-правовой защите конституционных прав граждан.

Положения, выносимые на защиту:

	1. Должна быть скорректирована ст. 11 ГК РФ, в которой содержится положение о том, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет, суд, арбитражный суд или третейский суд. Такое положение не может носить императивный характер, ведь защита возможна и без участия суда. К тому же суд права на защиту не осуществляет, а скорее исполняет свою публичную обязанность. 

2. Представляется возможным констатировать назревшую необходимость изменения ст. 12 ГК РФ и, как следствие, фиксирования общих положений о способах защиты гражданских прав в целях оптимизации эффективности правового регулирования защиты гражданских прав.

3. Необходимо законодательно закрепить в качестве общего условия применения надлежащего способа защиты гражданских прав обеспечение непосредственного восстановления нарушенного или оспоренного права или законного интереса, а также предусмотреть отказ в иске как правовое последствие избрания ненадлежащего способа защиты, в том числе в связи с неправильной правовой квалификацией избранного способа защиты заинтересованным лицом.

4. Для эффективной защиты конституционных прав граждангражданско-правовымисредствами необходимо обеспечить скоординированное взаимодействие органов власти, органов местного самоуправления, общественных организаций.  

5. Нужно расширить возможность защиты конституционных прав граждан в административном порядке. Положительными качествами административной формы защиты гражданско-правового механизма защиты конституционных прав граждан являются оперативность и профессионализм. 

Глава 1. Система конституционных прав граждан в сфере экономики



1.1. Конституционное закрепление экономических прав и свобод граждан



Экономические права и свободы граждан находят свое закрепление, прежде всего, на конституционном уровне. Прежде чем, рассмотреть особенности конституционного закрепления экономических прав и свобод граждан, рассмотрим в общих чертах сущность конституционно-правового статуса.

В современный период вопросам правового статуса посвящено немало исследований. Под правовым статусом в самом широком смысле в юриспруденции понимается юридически закрепленное положение субъекта права в обществе.

Возникает вопрос о том, каким образом соотносятся понятия «правовое положение» и «правовой статус». Представляются неоправданными имеющиеся в литературе попытки делать различие между этими понятиями. По мнению Н.И. Матузова, рассматриваемые понятия равнозначны и попытки о рассмотрении их как разноплановых, делающиеся в юридической литературе, неоправданны, т.е. нет необходимости проводить различия между понятиями «правовое положение личности» и «правовой статус личности», здесь все предельно ясно, даже исходя из перевода с латинского языка на русский, что такое «статус» (от лат. status - состояние, положение).

Особого внимания требует вопрос относительно элементов, составляющих содержание правового статуса граждан. Здесь наблюдается неоднозначное их рассмотрение.

Традиционное (узкое) понимание правового положения гражданина предполагает наличие у него правосубъектности и определенного круга основных прав, определяющих его правовое положение в обществе или в данной области общественной жизни.

Другую точку зрения высказывают ученые, которые считают, что правовое положение гражданина - более емкое понятие, отражающее динамические и функциональные стороны и включающее в себя совокупность разноплановых правовых явлений, которые составляют его содержание. Так, Н.И. Матузов считает, что правовой статус - это сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В его структуру включаются элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Наряду с вышеперечисленными элементами некоторые авторы в правовой статус включают правовой долг, законность, правопорядок, правосознание, гуманизм и справедливость. Представляется, что столь широкое понимание составляющей правового статуса неоправданно, более того, ведет к размыванию его содержания, указанные явления по своей природе выступают в качестве принципов, черт, предпосылок правового статуса, но не входят в него как самостоятельные компоненты.

Представляется, что определение правового статуса гражданина в традиционном (узком) его понимании как совокупности субъективных прав и юридических обязанностей - наиболее оптимальный вариант. 

В юридической литературе правовые статусы классифицируют по различным основаниям. Одно из оснований - это степень конкретизации или степень обобщения, соответственно которому выделяют общий, специальный и индивидуальный правовые статусы. Такое разделение основывается на том, что все граждане обладают общим правовым статусом. Вместе с тем в зависимости от тех или иных особенностей граждане подразделяются на группы по специальному правовому статусу и индивидуализируются на основе индивидуального правового статуса.

 Категория «правовой статус» отражает все многообразие правовых общений, которые складываются в самых различных сферах жизнедеятельности человека. Правовые общения эти очень разнообразны и поэтому регулируются нормами не какой-нибудь конкретной отрасли права, а всех отраслей права. В силу этого распространена классификация правовых статусов по отраслевому признаку, что позволяет говорить о конституционно-правовом, гражданско-правовом, административно-правовом, семейно-правовом и иных отраслевых статусах гражданина.

Распространены классификации правовых статусов и по другим критериям: по профессии, занимаемой должности и т.п. В теоретическом плане наиболее существенное значение имеют такие виды, как общий, специальный, индивидуальный и отраслевые статусы.

Общий, специальный и индивидуальный статусы представляются универсальными научными критериями подразделения того или иного субъекта на виды. Общий, специальный и индивидуальный конституционно-правовые статусы взаимосвязаны и взаимозависимы, поскольку без прав и обязанностей гражданина общего характера не смогут возникнуть права и обязанности специального и индивидуального характера.  Конституционно-правовой статус является специально-правовым. 

 Следуя приведенному определению, понятие «конституционно -правовой статус гражданина» можно определить как совокупность прав, свобод и обязанностей гражданина, регулируемых нормами права и реализуемых в конституционно-правовых отношениях.

Итак, под конституционно-правовым статусом гражданина необходимо понимать нормативно закрепленное положение индивидуума в обществе, где законодательством закреплены его права, свободы и обязанности, которые, в свою очередь, в обязательном порядке гарантированы государством. 

То или иное государство самостоятельно устанавливает конституционно-правовой статус своих граждан. То есть определение объема прав, свобод и обязанностей граждан - дело внутренней компетенции каждого государства. 

	В соответствии со ст. 2 современной Конституции России высшей ценностью являются человек, его права и свободы. В качестве обязанности государства названы признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и защита.

	Принятие важнейших международных нормативных правовых актов, таких как Билль о правах человека, включающего в себя Всеобщую декларацию 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 года, внесло существенные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 году, закрепляет  возможность лицу обращения в ЕСПЧ, если исчерпаны все имеющиеся средства защиты внутри своего государства.

	В Конституции России закреплены основные экономические права и свободы гражданина. Такой подход представляется чрезвычайно важным, так как именно основные права, свободы составляют правовую базу для всей системы права, обладают наивысшей юридической силой и подлежат повышенной защите.

	Основные положения главы Конституции России в совокупности составляют перечень конституционных прав человека, признанных общепринятыми международно-правовым актами. Подтверждая этот факт, ч. 1 ст. 17 Конституции России констатирует: «В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

	Институт экономических прав и свобод человека, содержащийся в Конституции России, базируется на сочетании естественно-правовых и позитивистских подходов. С одной стороны, Конституция РФ признала естественные права человека как высшую ценность, неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения; с другой - учредила те права и свободы, которые не принадлежат каждому от рождения. Следовательно, в конституционной практике России относительно прав и свобод человека и гражданина содержатся естественно-правовые и позитивистские подходы.

	Во главе конституционно-правового института экономических прав и свобод человека необходимо поставить объявление его высшей ценностью в обществе и государстве. В таком случае признание, соблюдение и защита его прав и свобод становятся для государства обязанностью. В современной России конституционная теория построена именно на этом принципиально важном положении. 

	По этому поводу в ст. 55 Конституции России говорится: «Перечисление в Конституции России основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».  

	Очевидно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были известны законодателю, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А так как этого нет, то указанную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

	Среди конституционных прав и свободчеловека и гражданина выделяются экономические права и свободы. Перечень экономических прав и свободв российской Конституции довольно объемен, о них говорится и в международных документах (например, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.). 

	Однопорядковость конституционных экономических прав и свобод очевидна, поскольку, как справедливо отмечают А.Р. Еремин, В.А. Любушкин, «они являются носителями сущности одного ряда». 

	Подходы Конституции России к институту экономических прав и свобод человека свое выражение нашли и в учредительных актах субъектов РФ. Это означает, что основы правового статуса личности в РФ обусловлены не только ее конституционным строем, но и федеративным устройством государства.

	Определенный Конституцией России статус человека и гражданина, их права действуют на всей федеральной территории, состоящей из территорий всех субъектов Федерации, в которых существует свой собственный правовой режим и который входит в правовую систему государства и ей противоречить не должен. В связи с этим Конституция России, исходя из федеративного устройства государства, разграничила предметы ведения РФ и ее субъектов в области прав человека. Регулирование и защита экономических прав и свобод отнесено к ведению России (п. «в» ст. 71). Защита экономических прав и свобод находится в совместном ведении России и ее субъектов (п. «б» ч. 1 ст. 72). Отнесение регулирования экономических прав и свобод к исключительному ведению России призвано обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для лиц, проживающих на территории всех субъектов России.

	Следует отметить, что приведенные выше конституционные нормы противоречивы, поскольку в них защита экономических прав и свобод относится одновременно и к предметам ведения России, и к предметам совместного ведения России и субъектов России. Другими словами, один и тот же предмет ведения находится одновременно и в исключительном ведении России, и в совместном ведении. Такая неопределенность требует толкования указанных статей Конституции России Конституционным Судом России, иначе в правоприменительной практике может сложиться ситуация, при которой нормативный акт субъекта России, регулирующий защиту конкретного права на территории субъекта России, может быть признан неконституционным только потому, что региональный законодатель вторгся в предмет ведения России.

	Вместе с тем системный анализ данных конституционных норм показывает, что регулирование экономических прав и свобод находится только в ведении РФ. Это означает, что только органы государственной власти России могут устанавливать и регулировать те или иные права. Субъекты России наделяются только лишь правом их защиты.

	В российской литературе широко обсуждается вопрос о гарантиях экономических прав и свобод. Под гарантиями экономических прав и свобод понимают предусмотренные Основным законом средства, способы, механизмы, которые обеспечивают осуществление экономических прав и свобод.

	Как представляется, имеет смысл говорить именно о наличии Конституции, ее прямом действии как универсальной гарантии экономических прав человека. А чтобы уйти от неопределенности, следует дать адекватное определение понятия Конституции, позволяющее четко увидеть наличие Конституции и реально построить правовые отношения.



1.2. Сущность и содержание экономических прав граждан



Важным элементом конституционного статуса личности являются экономические права и свободы граждан. Их можно определить как закрепленные Конституцией РФ основные права и свободы личности, предоставляющие каждому возможность участвовать в производстве материальных и духовных благ, получать справедливое вознаграждение за свой труд.  

Важнейшим экономическим правом является право частной собственности. Под этим правом понимается «гарантированная конституцией возможность личности иметь у себя различные вещи, осуществлять над ними в рамках ограничений, установленных национальным законодательством страны, абсолютное и исключительное господство». Такие ограничения вводятся с целью обеспечения баланса между конституционно значимыми интересами собственника, общества и государства. За их пределами собственник самостоятельно осуществляет все правомочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.

Конституционные нормы о праве частной собственности находят свое выражение и в нормах ГК РФ. В соответствии с Конституцией РФ и конкретизирующим ее ГК РФ лица имущество могут иметь на праве частной собственности. Право частной собственности в гражданском законодательстве, действующем в настоящее время, представлено правом собственности физических лиц и правом собственности юридических лиц. Право частной собственности физических и юридических лиц распространяется и на такие объекты, как земельные участки, другие природные ресурсы, сооружения и здания, предприятия.

Под правом частной собственности понимается гарантированная конституцией возможность личности иметь у себя различные вещи, осуществлять над ними в рамках ограничений, установленных национальным законодательством страны, абсолютное и исключительное господство. Такие ограничения вводятся с целью обеспечения баланса между конституционно значимыми интересами собственника, общества и государства. За их пределами собственник самостоятельно осуществляет все правомочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.

Закрепление права частной собственности в Конституции России чрезвычайно важно не только для утверждения концепции прав и свобод человека и гражданина, но и в качестве правовой базы рыночной экономики, построения свободного гражданского общества.

Представляется убедительной позиция авторов, считающих, что право частной собственности в конституционном смысле шире, чем гражданско-правовое понимание права частной собственности. Эта позиция подтверждается также постановлениями конституционных судов некоторых зарубежных стран и практикой Европейского суда по правам человека.

Необходимо учитывать, что выгоды частной собственности общепризнаны в условиях рыночной экономики.

Институт права частной собственности выполняет в обществе три основные функции: 1) устанавливает принадлежность того или иного имущества определенному лицу; 2) закрепляет правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом; 3) предусматривает правовые средства охраны прав и интересов собственника.

В Конституции РФ закреплены не только право частной собственности, но и формы его реализации, а также правомочия собственника. Согласно ст. 35 Конституции право частной собственности охраняется законом. Каждый может обладать тем или иным имуществом на праве собственности, владеть таковым имуществом, пользоваться и распоряжаться им как самому, так и вместе с иными лицами (ч. 1 - 2).

Хотя в ч.2 ст. 8 и ч.2 ст. 9 Конституции РФ говорится о равенстве всех форм собственности, однако в обоих случаях Конституция РФ на первое место поставила частную собственность и лишь затем государственную и остальные формы собственности; между тем необходимо подчеркнуть, что земля и другие природные ресурсы в собственность физических и юридических лиц могут передаваться только после утверждения таких сделок законодательными (представительными) органами власти.

В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35).  

Несмотря на то что собственность является материальным фундаментом свободы собственников, право частной собственности абсолютным не является и в определенной степени может быть ограничено в публичных интересах. 

Конституция РФ устанавливает ограничения права частной собственности путем изъятия отдельных объектов собственности из хозяйственного оборота или уменьшения правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами представляет собой разновидность права частной собственности на недвижимое имущество и не отличается какими-либо специфическими особенностями, сущностными свойствами. Однако в силу исключительной ценности объектов этого права и их сложной взаимосвязи в экологических системах разного уровня его иногда нормативно обособляют в самостоятельных статьях национальных конституций. Так, в Конституции РФ сгруппированы в отдельной статье правовые нормы, согласно которым «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ч. 2 ст. 36).

Конституция РФ значительно расширила содержание права собственности на природные ресурсы. Она предоставила гражданам и их объединениям возможность свободно владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами, независимо от их видовой принадлежности и категории. Если, например, собственник земельного участка раньше мог использовать его в зависимости от категории земель только по целевому назначению, то теперь он вправе свободно распоряжаться им для удовлетворения собственных нужд. Ему предоставлено право самостоятельно решать вопрос о том, возводить ли на земельном участке капитальные здания, заниматься ли сельскохозяйственным производством, оборудовать ли там пруд для ведения рыбного хозяйства, сдать ли его в аренду и т.п.

Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности представляет собой гарантированную конституцией возможность личности свободно использовать свои способности и имущество для занятия не запрещенной законом деятельностью по инициативной организации хозяйственных отношений с целью получения прибыли. Его содержание раскрывается в ст. 34 Конституции РФ, где записано: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Конституционный запрет на монополизацию экономической деятельности призван предотвратить получение предпринимателем исключительного права на производство определенной продукции или оказание социально значимых услуг населению страны, произвольного установления рыночных цен на продаваемый или покупаемый им товар, обеспечивающие получение монопольно высокой прибыли в ущерб материально-финансовым интересам потребителей.

Опасность монополизма Т.  Шайхеев видит в том, что он способен подорвать сам принцип экономической свободы, лишить возможности индивида самостоятельно определять вид и меру использования своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности, получения планируемых доходов.

Под конкуренцией понимается активное соперничество, соревнование предпринимателей в определенных отраслях экономики и видах деятельности ради достижения сходных целей, получения лучших результатов, более высоких прибылей.

В странах с рыночной экономикой конкуренция является «мощным двигателем общественного прогресса, производства инновационной продукции, сокращения издержек, улучшения качества товаров и услуг соперничающих предпринимателей, установления жесткого контроля над их вхождением в определенную отрасль экономики на федеральном и региональном уровнях». Формами недобросовестной конкуренции являются: распространение в отношении конкурентов ложных, неточных или искаженных сведений об их финансовом состоянии, потребительских свойствах и качестве товаров и услуг; некорректное сравнение в рекламной деятельности продукции разных производителей; самовольное использование или подделка чужих товарных знаков, фирменных наименований или маркировки товара и т.п.

В демократических странах с развитым рыночным хозяйством право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности обычно не регулируется конституционными нормами. Там экономическая свобода уже давно воплотилась в жизнь, вошла в быт, привычки каждого лица, стала повседневной практикой. Регламентировать ее на конституционном уровне равносильно предоставлению человеку права свободно дышать атмосферным воздухом. Но она имеет принципиально важное значение для развивающихся стран, которые делают первые шаги на пути к рыночной экономике. Поэтому вполне закономерно, что право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в той или иной формулировке нормативно закреплено в Конституции РФ.

Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции во многих странах созданы антимонопольные службы, приняты законы о правовых основаниях и порядке национализации фактических монополий, передачи их в коллективную собственность. В России создана и успешно действует Федеральная антимонопольная служба, руководство которой осуществляет Правительство РФ.

Право на свободный труд можно определить как гарантированную конституцией возможность личности самостоятельно, без каких-либо законодательных ограничений и применения мер физического или психического принуждения распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе профессию и род занятий, иметь при прочих равных условиях доступ к любому рабочему месту, вообще не заниматься по собственной воле никакой трудовой деятельностью.

Предлагаемое определение сформулировано с учетом мирового опыта конституционного регулирования права на свободный труд. Оно значительно шире по своему содержанию, чем определение, нормативно закрепленное в ст. 37 Конституции РФ, где записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен» (ч. 1 - 2).

Легальное определение права личности на свободный труд, закрепленное в Конституции РФ, не представляет большой практической ценности. В нем схвачены только два сущностных свойства столь многогранного явления. За его рамками остались такие характерные свойства права на свободный труд, как гарантированная возможность выбора на равных условиях любого места работы, а также допустимость отказа по собственной воле от занятия какой-либо трудовой деятельностью. 

Право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию означает, как отмечает А.С. Углов, что лицо может по своему усмотрению работать по найму, открыть свое дело и стать работодателем, либо заняться индивидуальной трудовой деятельностью, либо добывать законным способом средства к существованию случайными заработками. 

Однако реализовать свои способности к труду практически невозможно без свободного доступа на равных условиях к любому рабочему месту. Каждому лицу должна предоставляться гарантированная на конституционном уровне возможность занять при наличии необходимых квалификационных требований любое вакантное рабочее место.  

Порядок замещения рабочего места регулируется нормами трудового законодател.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44