- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
История гражданского воспитания в отечественной педагогике xx века
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016479 |
Тема: | История гражданского воспитания в отечественной педагогике xx века |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ) ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» Факультет Истории и филологии Кафедра общей педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ XX ВЕКА Выполнила студентка гр. ФИЯ-221 Л. Брезгулевская Педагогическое образование профиль ИСТОРИЯ (бакалавриат) форма обучения заочная Научный руководитель канд. пед. наук В.А. Грибанова Дата сдачи курсовой работы: Дата защиты: Оценка: Таганрог 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……….….…….3 1.Определение гражданского воспитания…….……………….…………………...5 1.1 Основные цели, задачи, формы и методы гражданского воспитания в школе…………………………………………………………………………………8 1.2.Историко-педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников…………………………………………………………………………14 2.Прогнозирование гражданского воспитания в системе общего образования…………………………………………………………………………21 2.1.Тенденции и социально-педагогические условия развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях……....…..…..21 2.2.Модели гражданского воспитания школьников………….…….……………23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…………………………….……30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………................................31 ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших и ключевых процессов в жизни человека является не только образование, но и воспитание. Это уникальный инструмент, как личного развития человека, так и возможность для общества заложить в каждого то, или иное понимание происходящего в Мире, то есть воспроизвести свою парадигму. Воспитание в широком смысле есть процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Актуальность темы состоит в том, что гражданственность является важным духовно-нравственным фактором сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. На примере организации гражданского воспитания в эпоху Отечественного времени можно проследить смену образовательных методов, влияние на них государства и различных политических, духовных и социальных систем. Само понятие Гражданственность — важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Именно сотрудничество, расширяющиеся контакты позволяют не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Степень изученности проблемы (историография). В отечественных и зарубежных историко-педагогических исследованиях, посвященных истории развития гражданского воспитания освещены темы и аспекты, которые способствуют написанию данной работы и становятся необходимой историографической базой. Актуальные научно - теоретические аспекты формирования системы гражданского воспитания нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных авторов: это такие как Я.А. Коменский, И.М. Ястребцов, К.А.Гельвецкий, Г.Кершенштейнер К.Д. Ушинский, А.С. макаренко , Д.Дьюи и др. Известный педагог и философ И.М. Ястребцов стремился развивать и воплощать идею, чтобы каждый человек выполнял свои обязанности, долг перед Родиной: «состоят в том, чтобы быть нужным человечеству, Отчизне, самому себе» Причем долг Отчизне требует «делиться своими способностями с ним. Безумно жертвовать ими во вред ему». Выдвигая идею жертвенности, Отчизны, И.М. Ястребцов опирается на знания, которые подрастающее поколение получает в системе образования. 1 Одним из основоположников гражданского воспитания в ХХ веке был немецкий педагог Г. Кершенштейнер, он писал «… Главные вопросы политической экономики и главные вопросы воспитания взаимно связаны друг с другом: как многих экономических проблем нельзя решить без хорошего народного образования, так во многих случаях невозможно действительное улучшение условий воспитания без улучшения экономических, социальных, частью даже политических условий», а так же считал, что необходимо воспитывать подростков в понимании задач государства, сознании вытекающего отсюда гражданского долга и любви к Отечеству, что удержит воспитанников от революционных выступлений. Религиозность использовать как средство гражданского воспитания. 2 Например, К. Д. Ушинский считал, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. П. П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, а формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию. Таким образом, целью данной работы является изучение истории гражданского воспитания в Отечественной педагогике. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: * найти основные цели, задачи, формы и методы гражданского воспитания в школе; * провести историко-педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников; * установить тенденции и социально-педагогические условия развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях; * определить модели гражданского воспитания школьников. Одна из главных задач общеобразовательной школы - гражданское образование и воспитание. В связи с этим следует полное теоретическое понимание проблемы гражданского воспитания, нацеленная деятельность по определению и осуществлении условий для его гражданского становления. Тема, цель и задачи исследования обусловили выбор комплекса методов исследования: анализ научной литературы по данной теме, анализ и обобщение опыта педагогической практики гражданского воспитания. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассмотрены основные цели, задачи, формы и методы гражданского воспитания. Во второй главе - прогнозирование гражданского воспитания в системе общего образования. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1 Основные задачи, цели, методыиформы гражданского воспитания в школе Гражданское воспитание — это особая система воспитательных работ по развитию таких качеств как правовая культура, политическая культура, патриотизм и культура межнациональных взаимоотношений. Гражданственность, политика, право, патриотизм - всё это напрямую связанно друг с другом. Политика- область деятельности, которая регулирует отношениямежду властью и группой людей или отдельного человека, искусство управления государствомс помощью сводов законов, то есть права. Это затрагивает каждого, согласно данному обстоятельству необходимо, чтобы выпускники общеобразовательных учреждений понимали, что такоегражданское сознание, политическая и правовая культура. Перечень социально-политических понятий, которые передают сущность гражданской культуры, широк. Это и гражданство,власть и демократия, и гражданское общество, гражданское поведение и государство, права и свободы человека, правовое государство и прочие. Если рассматривать гражданскую культуру через психологическую систему, то в ней можно выделить три ключевых элемента: знания, оценки-отношения, поведение. Это значит, в неё входят познания в сфере политической жизни и права, взгляды и различные убеждения, сознательное отношение к политическойиобщественной жизни государства, стремление принимать участиев жизни своего родного края и страны в целом, занимать функциональную гражданскую позицию, являться законопослушным гражданином и соблюдать законы государства. Учащиеся приобретают знания о государственном устройстве, системе власти, возможностях граждан принимать участие в выборах властных структур. Они учатсявоздействовать на муниципальное и региональное управление и принимать участие в нем, объединяясь в партии и движения. Школа и учителя обязаны содействовать развитию гражданской и общественно - политической активности молодых людей принимать участие в жизни государства. Выработке гражданских способностейсодействует участие школьников в различных детских движениях и содружествах, а также организация самоуправления в образовательных учреждениях. Самоуправление учащихся и студентов – это замечательный базис для выработки гражданской активности, при условии, что педагоги на самом деле выделят им область их ответственности и самоуправления. В статье «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» Добролюбов Н.А. поднял вопросы воспитания патриотизма и псевдопатриотизма. По его утверждению, настоящий патриотизм отличается от псевдолюбви к Родине тем, что он никак несовместим с неприязнью к другим народам, он ставит человеколюбивые отношения, глубокие чувства к своей стране выше своих интересов, «находится в теснейшей связи с любовью к человечеству». В основе истинного патриотизма должны быть идеи общечеловеческого блага, стремление определить на Родине порядки, которые приемлемы для всех народов. «В человеке порядочном, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше» – писал Н.А. Добролюбов.3 Определим роль патриотизма в гражданском воспитании, связь гражданственности и патриотизма. Воспитание патриотизма — это традиционная задача для российской педагогики и школы. В философском словаре даётся следующее понятие патриотизма: «Патриотизм — это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины»4. Значит, содержанием работы по воспитанию патриотических чувств школе считается изучение школьниками истории, культуры собственного государства, деятельность по сохранению культуры своего народа. В то же время быть патриотом — значит не только лишь «хранить любовь к отеческим гробам», знать и беречьсобственную культуру, язык. Патриотом считается и тот, кто болеет душой за страну, кто старается принимать участие в решении проблем совместно с народом. Так сближаются понятия «патриот» и «гражданин», границу меж ними во многих ситуациях сложно провести, тутскрывается острота проблемы. Великий русский педагог А.С. Макаренко, основной задачей считал воспитание у молодежи умений и навыков жить интересами народа, так как сфера проявления патриотизма объёмна и часто не соединяема с героизмом. Такжеон указывал на, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». То есть, по мнению великого педагога, основной критерий, который влияет на патриотические убеждения – это общественный труд.Антон Семёнович писал: «Воспитание советского патриота – это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины».5 Нужно отметить, что не все содружества несут в себе патриотических характер. Так, в России на сегодняшний день функционируют всевозможные фашиствующие движения и организации, которые под видом общественно-полезной деятельности пропагандируют свою, чаще всего уничтожающую нравственное начало, идеологию. Установлено, что их руководители стремительно вовлекают подростков в свои ряды, «проводя» таким образом, вместо школы гражданское и патриотическое воспитание. По этой причине одна из главных задач школы – объяснитьсущность патриотизма, патриотических чувств и поведения, удержаться от шовинизма, ненависти к любой иной культуре, народу. В первые годы Советской власти Н.К. Крупская и др. много внимания уделяли вопросам воспитания подрастающего поколения. По мнению Надежды Константиновны, «школа как государственное учреждение должна была раньше, чем вся социальная жизнь, пропитаться новым духом». Крупской введено такое понятие, как «военное воспитание», которое сегодня в современных школах понимается как «военно-патриотическое воспитание». В своих научных трудах она подробно раскрывала содержание, методику и средства этого воспитания. Очень много внимания было уделено учёту возрастных особенностей, которые влияют на формирование правильных чувств к Родине. Также она доказывала, что патриотические качества должны впитываться «с молоком матери» и развиваться всю жизнь.6 К сожалению, в советский период патриотическое воспитание воспринималось однобоко. Воспитание патриотов не должно ограничиваться только знаниями в военной сфере. Необходимо такжевоспитывать патриота-гражданина-человека, который способен и защитить Родину, и быть внутри государства борцом со всем тем, что препятствует её прогрессу, её народу жить лучше. Гражданское воспитание школьников ориентировано на формирование и становление личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной исполнять гражданские обязанности. Основные цели гражданского воспитания в школе: * Воспитание чувства ответственности за собственные поступки и действия; * формирование активной жизненной позиции гражданина - патриота своей Родины; * социализация личности во всех её направлениях; * привитие общегражданских ценностей с помощью концепции мероприятий программы. Задачи гражданского воспитания школьников можно выделить следующие: * формирование правосознания; * развитие у школьника патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и формирование чувства гордости за свою Родину; * привитие экологической культуры как залог сбережения окружающего мира; * формирование активной гражданской позиции с помощью содействия в школьном самоуправлении. С давних времен в системе образования понятия обучить и воспитать неразрывны. Нельзя обучая, не поднимать те или же другие качества в личности, или же поучая, не пробовать чему- то обучить. Однако ни одно из направлений воспитания не имеет возможность быть осуществлено без определенного определения совокупныхихарактерныхлишь толькоемуспособови форм организации. Система методов и форм формирования гражданственности личности содержит: * методы формирования гражданского сознания; * методы организации гражданской деятельности; * методы стимулирования гражданского поведения; * методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности гражданских качеств. Методы формирования гражданского сознания: к даннойгруппе принадлежат методы формирования гражданского сознания и чувств. Всем ведомо,собственно, что по мере взросления скоплениясоциальногонавыка личность вступать в неизменные противоречия с достигнутым уровнем и потребностью последующего познания окружающей среды. Уже существующие знания не могут быть достаточными для анализа и восприятия окружающей системы социальных явлений, взаимоотношений, ценностей и т.д. В рамках этого метода предоставленногоспособапреподавательпреднамеренноорганизует восприятие учащимсясвежихпознаний, общепризнанных норм общества. Процесс ориентирован на развитие общих знаний об окружающем мире. А так как знания существуют в форме слова, вследствие этого методы в предоставленном случае в основном словесные или женаглядные. Воспитание — это своеобразный процесс взаимодействия меж тем, кто воспитывает, и тем, кого воспитывают. Реализоваться он имеет возможность двумя основными способами: субъективным и объективным. Субъективный способ связан с методами и приёмами основательного информирования и пояснения, убеждения и внушения, а важное предоставление подросткам образцов для подражания и деятельности, собственно, что в наше время абсолютно не просто. Объективный способ ещётруднее - он подразумевает целенаправленное изменение жизнедеятельности воспитуемого так, чтобы через эти конфигурации вести подростка к формированию социально определённых качеств и свойств личности. Путь бесконечный, трудный. Необходимым свойством данного метода считается развитие у воспитуемого умения оценивать явления в окружающем макро и микромире, и собственные поступки. Успешное применение предоставленного метода в конечном результате приводит к тому, что воспитуемый соизмеряет свои и чужие поступки с субъективной системой оценок, или же проще - с идеальной моделью, с тем, как правильно, как надлежит быть, и в зависимости от результата, способен внутренне принимать либо отвергать эти поступки. В процессе применения методов формирования гражданского сознания обязан соблюдаться ряд правил, которые ведут к успешности гражданского воспитания подростков. Нужно ориентироваться на долгий по времени процесс накопления познанийи умений уучащихся в области гражданских качеств. Такие методы, как беседы, лекции, уроки, дискуссии, пример убеждения не дают результата с одного раза. Вполне вероятно, что не заметим мы проявления понимания или приятия и во второй и третий раз. Данные методы ориентированы на постепенное влияние. Наша сегодняшняя молодежь, относящаяся к большинству вещей со скепсисом, собственно, чтоне странно в связи с произошедшими в общественно-политической обстановке координальными переменами, может быстро найтись и ответить, что никому и ничем не обязана. Вследствие этого,в случае еслиначинаем говорить о гражданственности, то готовиться к разговору необходимо серьезно и основательно, подбирая необходимые слова и примеры. Нужнопробуждать подростков к умению давать событиям свою собственную оценку, воплотить в жизньличные действия, делать собственные гражданские выводы, а не идти на поводу наиболее сильного, влиятельногоили жеавторитетного, проявляя во всем полную комфортность, и, отдавая всё происходящее воле случая. Важным остается вопрос необходимости тщательного подбора предлагаемых примеров и образцов гражданской деятельности. Так, риторическая фраза, о том, что необходимо стараться учиться для того, чтобы обеспечить достойное будущее себе и принести пользу своему государству, к огорчению, вдребезги разбивается о теперешние реалии. Метод организации гражданской деятельности - вторая группа педагогических методов в вопросе гражданского воспитания подрастающего поколения. Она включает упражнения в гражданской деятельности, приучение, использование общественного мнения. Педагогическое требование - создание различных воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, разнообразные поручения. Наконец, в предоставленномнаправлении наша задача - разработка критерийдля постоянных упражнений учащихся в гражданской деятельности. Современный мир с быстротекущими общественно-политическими событиями даетобширноеполе деятельности подобного рода. Результатом нашей деятельности с внедрением предоставленного метода должна стать выработка привычек и новых знаний: привычка поступать, как подобает гражданину, усваивание элементов поведения гражданина. Вследствие этогожизнедеятельность подростка в коллективе, решение единых проблем, касающихся абсолютно всех членов этой группы (класса), приведёт к развитию регламентируемых обществом стереотипов гражданского поведения. Определённое значение в формировании привычек играют средства массовой информации. Содержащиеся в них материалы предоставляют примеры гражданской деятельности. Наиболее значимыми считаются анализ поступков людей, история судеб, комментарии к происходящим в мире событиям. Вслед за СМИ, у подростка получается возможность включиться в анализ явлений, сравнитьсобственную позицию и позиции других, одним словом, сопереживать происходящее. Конечно, для нормально формирующейся личности эта деятельность не может не оставить свой отпечаток, тем самым усиливая её гражданскую позицию. Стабилизирующую функцию в предоставленном направлении осуществляет такой метод, как требование, под которым предполагается доведение до сознания подростков обязательств по отношению к обществу и ответственность за собственные поступки. Вследствие этого значение требований огромно - они, так или иначе, сформировывают традиции поведения. Требования, нацеленные на усвоение моральных форм, служат развитию и формированию конкретных черт характера учащихся. В гражданском воспитании могут быть применены все без исключения формы педагогического требования в зависимости от ситуации и преследуемых задач, однако особенную роль приобретает побуждение и такая форма, которая выражает личные стремления. Организация практического опыта требуемого гражданского поведения имеет возможность идти одновременно с применением метода всевозможных поручений. Впрочем, при этом следует принимать во внимание, что содержание поручений испытывает изменения в связи с изменением социально-политической обстановки. При применении вышеуказанного метода, необходимо не забывать, что коллективные и индивидуальные формы гражданской деятельности могут быть различными, надопринимать во вниманиеособенности гражданской деятельности и строго её дифференцировать, нужнопостоянное фиксирование хода и итогов гражданской деятельности на субъективном уровне. Поощряя гражданское поведение, которое отвечает требованиям общества, либо, порицая подростков за отход от существующих стереотипов, мы взрослые, формируем тот или иной тип поведения, компоненты которого со временем внедряются в его сознание. Вследствие этого необходимо рассмотреть ещё одну группу методов - метод стимулирования гражданского поведения. Метод стимулирования гражданского поведения – третья группа педагогических методов в вопросе гражданского воспитания. Она заключается в стимулировании гражданского поведения, то есть, подводить подростка регулировать своё поведение в соответствии со стандартами и общепризнанными нормами, принятыми в обществе. Во-первых, подросток обязан владеть возможностью анализировать собственную деятельность с точки зрения соответствия требованиям. Во-вторых, подросток обязан понимать суть данных требований, иначе анализ невозможен. В-третьих - педагог обязанпринимать во внимание индивидуальные особенности личности подростка и опираться на них. Метод контроля, самоконтроля и диагностики сформированности гражданских качеств, представлен как метод влияния, использующийся обществом или педагогами с целью регулирования социального поведения личности. Поведение личности в ситуациях, требующих от неё гражданского проявления, может соответствовать по своему содержанию поощрение или же порицание. В этих случаях от педагога потребуется разнообразить подходы к воспитуемому, применяя всевозможные формы санкций. Неформальными положительными санкциями выступают поощрение, похвала, признание и уважение. Ну и, в конце концов, как эффективныйметод организации процесса гражданского воспитания, санкция требует выполнения ряда правил при её применении. Во-первых, санкции нужноприменитьлишь толькос уважением к личности подростка, беря во внимание возрастные и индивидуальные особенности. Во-вторых, нужно регулярно применить параллельное воздействие группы (коллектива), избегая при этом воздействия под настроением и влиянием ситуативных порывов. В случае если мы сумеем компетентноиспользоватьперечисленные выше методы и формы гражданского воспитания, то убеждена, они, несомненно, помогут нам, педагогам воспитать личность, которая будет ценить и понимать традиции своих предков, уважать права людей и выполнять Закон. 1.2 Историко-педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников В России содержание понятия «гражданин» менялось в течение продолжительного времени и в настоящее время в педагогической литературе не всегда возможноотыскать его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в периоде развития. Понятие «гражданин» интерпретировано в научной литературе лишь только с юридической стороны, общий смысл которой сводится к тому, что гражданином считается человек, который не только знает свои права и прямые обязанности, но и уважает права других людей, видя в этом залог современногостановления страны. В российском обществе большую популярность всегда имели концепции «разумного воспитания», представления о котором связывались с идеями служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся уважения к человеческому достоинству и истине. В плане выявления специфики отечественного подхода к сущности гражданственности показательно определение, которое дал этому понятию В.И.Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка". Он раскрыл два значения понятия "гражданин": "городской житель, горожанин, посадский" и "член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство". Гражданственность он определил как "состояние гражданской общины; понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества".7 Общественная необходимость в гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Российской Федерации. В них образование предопределяется как целостность обучения и воспитания, как процесс освоения правилами и общепризнанными нормами отношений между индивидом и обществом. Международные обязательства России, принятие юрисдикции Международного суда по правам человека требуют от граждан, общества наиболее значительно уровня правовой культуры. Обществу придется по-новому взглянуть на преемственность поколений в плане защиты национальных интересов России. В истории гражданского образования и воспитания в России учёные выделяют три больших этапа: царский (1901 – 1917 гг.), советский (начало 20-х – конец 80-х годов XX века) и постсоветский (1991 –2005 гг.).8 На первом этапе основные задачи школы – подготовка школьников к труду, вузу и пр. Второй этап символическиделится на четыре периода, в течение которых изменялись идейные конструкции, цели и задачи обучения и воспитания: 1. (20-е – начало 30-х годов). Решаются проблемы всеобщего начального образования детей и молодежи, ликвидации безграмотности и малограмотности взрослого населения. Ключевые проблемы школы - подготовка учащихся к труду. 2. (Середина 30-х – конец 50-х годов). Ключевой задачей данного периода считалось реализация неполного среднего образования детей и молодежи – сначала семилетнего, затем восьмилетнего. Восстановилось совместное обучение девочек и мальчиков, вводились новые учебные планы и программы, стремительно развивалось трудовое обучение и воспитание. В условиях командно-административной системы была утрачена цель на подготовку в процессе труда будущих хозяев страны, в чем можно увидеть одну из причин отказа от трудового характера школы: отмена уроков труда, ликвидация школьных мастерских. Исключением явился опыт А.С. Макаренко, организовавшего в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского производство, основанное на последних достижениях науки и техники, с отношениями соуправления в ходе организации коллективного труда. ВУЗы имели возможность принять немногим больше трети выпускников средней школы, а родители, действуя по традиции, наметившейся в 1930-х гг., ориентировали детей только на продолжение образования в вузе. Выпускники школ год за годом нигде не трудились,веря, что получится поступить в вуз. В предоставленном случае страна столкнулась с феноменом социальной неопределенности существенной части выпускников школ, что разрушало основные принципы гражданского воспитания. Потребность разрешить данное разногласие были продиктованы решения ноябрьского (1958 г.) Пленума ЦК КПСС и Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (декабрь 1958 г.), выдвигавшие в качестве важной функции школы подготовку на техническом уровне квалифицированных сотрудников для промышленности и сельского хозяйства. Ученики старших классов совмещали учёбу с трудом на производстве. Одновременно с аттестатом зрелости они получали свидетельство о приобретенной профессии. Впрочем, из-за нехватки рабочих мест для школьников, массового перехода школ на производственное обучение не состоялось. 3. (60-е – 70-е годы). Введено восьмилетнее обязательное образование и одиннадцатилетнее полное среднее, расширяется сеть вечерних (сменных) школ рабочей молодежи. 4. (70-е – конец 80-х годов). Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, цель которой заключалась в развитии гармоничносформированнойличности через совершенствование структуры образования. В данный период происходит потеря трудового содержания жизнедеятельности школьников, опора в гражданском воспитании на убеждение, требование, поощрение и наказание, преобладание форм вербального воздействия на сознание; с 1990-х гг. вплоть до настоящего времени - возрождение в некоторых регионах страны производительного труда школьников, применение в гражданском воспитании проектной деятельности. 5. В постсоветский период (1991 – 2005 годы) приоритетной становится цель образования личности для её собственного формирования. Стремительно развиваются частные и платные школы. Снова организуются лицеи, гимназии, колледжи. Согласно стратегической политике, гражданско-правовое образование начинается с детского сада и продолжается в средней школе. При этом следует отметить два подхода к гражданскому образованию и воспитанию: предметный и интегрированный. Предметный подход к гражданскому образованию означает преподавание гражданских дисциплин в ряде иных школьных дисциплин – граждановедения, обществознание, экономика и др. Сторонники интегрированного подхода оценивают гражданское образование равно как учебный предмет и предполагают включение в учебные планы в рамках дисциплины «обществознание» специальных гражданских курсов. В ряде российских школ вместо курса «Обществоведение» был введен курс «Граждановедение». Характерными отличительными чертами граждановедческих курсов считается сокращение блока знаний, выделение ценностных ориентаций личности, поощрение активности обучающихся, внедрение ролевых игр, проектных форм деятельности, групповых дискуссий на основе соответствующим образом структурированного содержания. Государственная политика в области гражданского образования в постсоветский период определена решением коллегии Минобразования России от 24 декабря 1994г. «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях», конкретизирована в методическом письме от 19 марта 1996 г. «О гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». Изучение состояния гражданского воспитания школьников позволило обнаружить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути формирования концепции воспитания российского гражданина. К данным «тематическим» противоречиям добавляются проблемы общего характера: * узкая преждевременная профилизация; * прагматизация среднего общего образования; * свертывание истиной гуманизации; * игнорирование идеи формирования и развития абсолютно всех сущностных сил человеческой личности как основные принципы любой специализации; * распад школы как института всеобщего образования и воспитания; * рост преступлениймежду подростков; * резкое снижение уровня образованности, общей культуры молодежи. Ключевой парадокс современного гражданского воспитания: чтобы воспитать гражданина, необходимо обновить и оздоровить общество, и напротив: для того чтобы изменить общество, необходимо воспитать гражданина. В данной ситуации возникает вопрос о том, в какой степени новая теория среднего образования соответствует условиям обновления общества и в каком направлении движется школа. Согласно суждению Лихачева Б., преобразование среднего образования осуществляется под лозунгами гуманизации, гуманитаризации, демократизации. Впрочем, остается явной ненужность знаний, одобряется общественное разделение школы, провозглашается формирование дарований на основе глубокой дифференциации и профильной подготовки. Отечественный педагог А.С. Макаренко (1888-1939) полагал «глубочайшим смыслом» воспитательной работы «отбор и воспитание человеческих потребностей, в приведении их к той нравственной высоте, … которая только и может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование».9 На процесс гражданского воспитания воздействуютобщественное разделение общества и противоречия, инициированные данным процессом. С одной стороны, объявляются идеалы свободы, равенства, справедливости, какие вступают в противоречия с морально и материально нелегкимикритериями жизни, отсутствием социальной перспективы, неосуществимость показать себя в обществе. «Отсюда социальная пассивность, инфантильность, равнодушие детей и молодежи... специфическое расслоение на социальные группы, группки, тусовки и неформальные объединения». Демократизация общественно-политической жизни ещевоздействует на характер гражданского воспитания ребят. Бесспорновозражениемеж устаревшей, но, однако привычной командно-административной системой, а также надлежащими системе взаимоотношениями и новой, непривычной, демократичной и, значит, демократическими отношениями. У взрослых и у детей не имеется навыка жизни в условиях демократии. Этому надо учиться обоим поколениям. Учиться объединять в себе, в восприятии жизни противоречивые понятия: свобода и ответственность, открытая принципиальность и толерантность, умение убеждать и умение уступать. При этом необходимо не забывать, то, что демократии невозможнонаучиться один раз и навсегда. С целью овладения стилем демократических взаимоотношений необходима непрерывная практика демократии. Данный процесс довольнотрудный с точки зрения управления, ибо он многогранен и неоднозначен. Еще одну группу противоречий гражданского воспитания относят к духовно-идеологической сфере общественной жизни. В их количествеключевые противоречия появляютсямеж гуманистическими идеями обновляющегося российского общества и идеологиями консерватизма, мелкобуржуазной псевдореволюционности, национализма и в том числе фашизма. В условиях, когда речь идет о формировании гражданского общества и о построении правового государства, первостепенной проблемой педагогики становится цель воспитания гуманного, социально-активного, в правовом и общекультурном проекте грамотного и законопослушного гражданина государства, который объединяетвсобственном сознании интересы государства со своими личными интересами. Гражданское воспитание в современных условиях это есть целенаправленный, нравственно определённый процесс изучения ребятамиспособностей демократического самоуправления, укрепления ответственности индивидуума за политический, нравственный и правовой вы....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: