- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Историко-теоретические основы формирования свободы совести и вероисповедания в государствах Ближнего востока
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001999 |
Тема: | Историко-теоретические основы формирования свободы совести и вероисповедания в государствах Ближнего востока |
Содержание
План: 1 Введение 2 Историко-теоретические основы формирования свободы совести и вероисповедания в государствах Ближнего востока § Становление основ свободы совести и вероисповедания § Теоретические основы свободы совести и вероисповедания 3 Нормативное регулирование § Основы свобод совести и вероисповедания в конституционном праве Ближнего Востока § Проблемы и перспективы Свобода совести вечна и имеет общечеловеческую значимость, из всех свобод именно она наиболее глубоко и благотворно влияет на устройство общества. Поэтому свобода совести была и до сих пор остается объектом познания широкого руга исследователей – философов и социологов, теологов и религиоведов, историков, юристов и публицистов во всем мире, что свидетельствует об актуальности этой проблемы. Свобода совести – старейшее из личных прав человека, признанных правовыми документами мирового сообщества в качестве основы статуса человека, ибо без нее теряло бы смысл конституционное закрепление всех иных прав и свобод, обеспечивающих организацию его поведения. Право на свободу совести относиться к основам демократии и означает, прежде всего, свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать систему духовных ценностей: быть или не быть последователем той или иной религии, изменять свое отношение к религии или не изменять, отстаивать свои убеждения относительно религии и действовать в соответствии с ними или нет. По своей сути свобода совести, как и свобода вообще носит, отражет самую насущную потребность человека, поскольку исходит из его биологических и социальных начал, и данное обстоятельство неподвергается сомнению. Иными словами, она неотчуждаема (неотъемлема) от человека потому, что представляет собой коренное качество. Эта мысль сидит в корне основного принципа прав и свобод человека, зафиксированного в конституциях практически всех стран и в международных документах о правах человека, основанных на идеях естественных прав и свобод. Мусульманское право в своей основе сложилось и оформилось в VII – X веках в арабском халифате. В него в разное время входили Аравия, Сирия, Ирак, Египет, Иран, Афганистан, Средняя Азия, острова Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр и др. Образование Арабского государства было связано с возникновением новой религии – ислама (покорность), основателем которой стал пророк по имени Мухаммед, живший в 570 ( по некоторым источникам 571 г.) -632 гг. Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право. Уже изначально оно стало важнейшей частью религии ислама, который в включает теологию (предписания, догматы культа) и шариат (араб. шариат – «надлежащий путь», «дорога к источнику», «путь следования»), то есть предписаний верующим о том, что они должны и что не должны делать для того, чтобы попасть в рай. Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат стал сводом правил поведения для правомерного мусульманина от его рождения до смерти, то есть своеобразным сводом законов мусульманского права. Шариат составляет то, что называют мусульманским правом. Это право указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя и к тому же не различать своих обязательств по отношению к себе подобным, например, гражданские обязательства, подаяния бедным; и по отношению к богу – это молитвы, пост и т.д. Санкцией за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, является грех того, кто их нарушает; поэтому мусульманское право уделяет особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами. Шариат содержит религиозные, нравственно этнические и правовые нормы, не разделяя их на религию мораль и право. Представляя слитность религиозной и светской власти, шариат включает в себя право, моральные наставления, а так же предписания мусульманского культа – регламентацию молитв, проведение поста, праздников, обязанностей мусульманина. По шариату у каждого мусульманина существует 4 вида обязанностей: во-первых, обязанности перед Аллахом; во-вторых, обязанности перед самим собой; в-третьих, обязанности перед рабами Аллаха, в-четвертых, обязанности перед тем, кто принадлежит ему в этом мире. Шариат содержит множество рациональных предписаний, регулирующих почти все сферы жизни мусульман: жить честно, своим трудом; не убивать; помогать бедным; нищим и сиротам; не воровать; не обижать детей; сдерживать данное слово; заботиться о родителях; кормить жену и детей; уметь прощать обиды; быть терпеливым и праведным; не пьянствовать; не увлекаться азартными играми и др. Это гуманистическое содержание шариата содействует тому, что он продолжает оставаться одной из крупных правовых систем современного мира и содержит нормы, регулирующие все основные стороны человеческих взаимоотношений – в сфере семьи, общества, государств.1 В VIII-X вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи – кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний. К концу X в. мусульманское право канонизировалось, и наступил период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком. К XIII в. Мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственным «квартирам», получило территориальную «прописку». Подобно романо-германскому праву периода кодификации она стало правом национальным.2 XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему.3 Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. В начале XX века кодификация распространяется на сферы семейного и наследственного права. А с середины нынешнего века интенсивнее развиваются конституционное и административное право, система светского судоустройства. Влияние общемировых тенденций правового развития заметно и в мусульманском мире. Естественно, эти проявления, равно как и мера традиционно мусульманских принципов и норм, не одинаковы в различных странах. Весьма показательны в этом плане положения Конституций Исламской Республики Иран, принятой в 1979 и обновленной в 1989 году. Статья 2 гласит: Исламская Республика – «это система правления, основанная на вере в: единого Бога, в то, что он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле; божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов; страшный Суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу». § Теоретические основы свободы совести и вероисповедания Свобода совести и вероисповедания при всей кажущейся простоте — понятие сложное и многогранное. На протяжении веков юристы, историки и философы вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание. При этом составляющие это понятие категории «свобода», «совесть» и «вероисповедание» всегда рассматривались как тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные.4 Ключевым термином, раскрывающим содержание рассматриваемого правового института, является категория «совести». С точки зрения философии совесть выступает в качестве внутреннего нравственного критерия оценки собственных действий, регулирующего высказываемые мысли и действия, и тем самым ограничивающего свободу моральными рамками поведения. Другими словами, совесть есть нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо. Совесть определяется нравственными нормами. Человек руководствуется ими во внешнем проявлении своих мыслей и чувств. Если человек поступает бессовестно, то он, как правило, несет ответственность прежде всего моральную, а иногда и правовую. Совесть как элемент нравственного сознания ориентирует человека в мире поступков. Способность к оценке своих поступков, с точки зрения добра и зла — одна из основных черт человеческой натуры.5 Принципиальным для человека, способного к такой оценке, является та совокупность нравственных ценностей, которая позволяет ему сделать эту оценку максимально осознанной. Иными словами, проблема обретения человеком совести зависит от наличия у него системы нравственных ценностей, заключающихся в приверженности какому-либо учению или совокупности собственных нравственных принципов или взглядов. Современные исследователи определяют совесть как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуальные личностные начала отдельного человека. Таким образом, с философской и морально-этической точки зрения, совесть — это возможность нравственной оценки сознанием человека содержания и последствий собственных и чужих поступков, осуществляемой им на основании его собственных или коллективных убеждений. Рассматривая понятие «свобода», можно выделить различные подходы к ее теоретическому осмыслению. Так, Р. Декарт понимал под свободой простую, изначальную произвольность, автономность воли, которая сильнее страсти и независима от нее. Воля имеет чисто рациональную природу. Свобода в сколько-нибудь существенном смысле этого слова требует лишь, чтобы наши волеизъявления были результатом наших собственных желаний, а не внешних сил, заставляющих нас стремиться к чему-то другому. Таким образом, согласно воззрениям Р. Декарта свобода — это поступки, вызванные волей.6 Г. В. Лейбниц в своей философской системе также допускал наличие свободы воли. Он выдвинул гипотезу, что ничего в мире не происходит без какого-либо основания. У Лейбница свобода воли является великим благом, но для Бога логически невозможно даровать свободу воли и в то же самое время повелеть не быть греху. Поэтому Бог решил сделать человека свободным, хотя и предвидел, что Адам согрешит, и что грех неизбежно повлечет за собой наказание. В мире, явившемся результатом этого, хотя в нем и существует зло, перевес добра над злом больший, чем в любом другом возможном мире.7 Свобода может рассматриваться в материальном (физическом) смысле и идеальном (как свобода мысли, воли). Первая выражается в свободе действий и ограничена физическими возможностями человека и воздействием на него законов природы. Вторая больше предопределена свободой воли человека и ограничена его нравственной позицией (условно выраженной в понятии «совесть»). Таким образом, под свободой понимается возможность поступать согласно своей воле, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению. Что касается понятия «свобода совести», то, несмотря на то, что составляющие категорию понятия «свобода» и «совесть» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории не является механически объединенной суммой этих понятий, а имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение. Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле свобода ……………………………………………………. совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, Свободу притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести, то есть это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из указанных актов, принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования. По мнению С. А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один — это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). Другой аспект свободы совести — это внутренняя (духовная) возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование такого идеала не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного (божественного) существа, не только самого честного, справедливого, гуманного, но и думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему.8 Можно сказать, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания (свободой религии) как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Иными словами, свобода совести и вероисповедания означает с одной стороны право верить, а с другой — право не верить. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Исповедовать веру — означает открыто признавать ее, следовать ей, т.е. жить согласно ее канонам и догмам, вести личную, семейную и общественную жизнь в соответствии со своим религиозным мировоззрением. Религия есть частное дело каждого человека, дело его личного внутреннего чувства и разума. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть — ни государство, ни духовенство той или иной религии — не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.9 Один из первых теоретиков свободы совести английский философ Дж. Локк в «Послании о веротерпимости» писал, что свобода совести есть естественное право каждого человека и никого не должно принуждать в вопросах религии законом или силою. Религиозную веру он считал делом совести каждого человека. Таким образом, сущность свободы вероисповедания (религии) заключается в возможности открыто следовать выбранной религии, жить согласно своим религиозным убеждениям.10 В юридической науке свобода совести и вероисповедания рассматривается как правовой институт, т. е. как совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления этой свободы. В теоретико-правовом аспекте концепция свободы совести и вероисповедания опирается на разработанное юридической наукой учение о субъективных правах и свободах личности. Свобода совести и вероисповедания рассматривается в качестве субъективной свободы, закрепленной Конституцией и принадлежащей каждому человеку. Она обладает всеми юридическими свойствами, характерными для основных свобод личности. При этом важно отметить, что свобода совести и вероисповедания — составная часть правового статуса человека и гражданина, одна из его неотъемлемых индивидуальных свобод получающих правовое закрепление в любом демократическом обществе. Правовой статус индивида — одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности. В общем виде правовой статус определяется в правовой науке как юридически закрепленное положение личности в обществе, совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, то есть реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Правовой статус личности фиксируется государством в конституциях, законах и иных нормативных правовых актах. Автор, вслед за другими исследователями, полагает, что с учетом современных подходов к правам человека, в правовой статус личности необходимо добавить и обязанности государства по отношению к личности. 11То есть, праву на свободу совести и вероисповедания должны корреспондировать соответствующие обязанности государства по гарантированию этого права, входящие в правовой статус личности. В противном случае права и свободы, будучи не подкрепленными такими гарантийными обязательствами, получаются декларативными и пустыми. По времени возникновения право на свободу совести и вероисповедания относится к первому поколению прав человека, сформировавшихся в процессе осуществления буржуазных революций и реализующих так называемую «негативную свободу». По своему содержанию это право относится к личным правам и свободам, поскольку оно во многом заключается в гарантированной возможности человека независимо думать и действовать в соответствии со своими внутренними убеждениями (включая возможность исповедовать любую религию, выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами) при обязанности уважать права и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного духовного порядка. В юридической литературе высказываются и иные соображения о групповой принадлежности права на свободу совести и вероисповедания. Например, А. И. Ковлер, рассматривая международные стандарты прав человека с применением классификации Д. Руже, относит право на свободу мысли, совести и вероисповедания к категории гражданских и политических прав12. В свою очередь В.С. Нерсесянц полагает, что свобода совести и вероисповедания входит в число личных (индивидуально-человеческих) прав и свобод, признающих и защищающих человека как отдельное природное и духовное существо, как свободную личность13. В этой связи уместно заметить, что уже в начале ХХ века в трудах некоторых отечественных ученых-юристов свобода совести и вероисповедания рассматривалась как одна из важнейших личных духовных свобод14. При характеристике свободы совести и вероисповедания как правового института важно также рассмотреть собственно его содержание и выявить тенденции развития данного института. Так, М. Г. Кириченко усматривал в содержании свободы совести десять элементов: право граждан исповедовать любую религию; право не исповедовать и не признавать никакой религии; право свободно проводить атеистическую пропаганду, не допуская оскорбления религиозных чувств верующих; равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; равенство всех религий перед законом; свободное отправление религиозных культов, поскольку оно не нарушает общественного порядка и не сопровождается посягательством на личность, честь и достоинство граждан; недопустимость административного принуждения в отношении исповедания или неисповедания религии; недопустимость культивирования вражды или ненависти в связи с религиозными верованиями; невмешательство государства в дела религии и невмешательство церкви и религиозных организаций в дела государства на основе полного отделения церкви от государства; светский характер всей государственной системы народного образования на основе полного отделения школы от церкви.15 Правовая защита свободы совести и вероисповедания в разных странах имеет свои особенности, которые зависят от экономической стабильности и политических режимов, характера взаимоотношений между государством и церковью, степени религиозного плюрализма в обществе и т.д. Эти отправные условия, по мнению исследователей, лежат в основе чрезвычайного разнообразия положений конституционного законодательства, регламентирующих порядок реализации свободы совести и вероисповедания. Закрепление свободы совести и вероисповедания в большинстве своем определяется типом (моделью) взаимодействия или взаимоотношений государства и религиозных объединений, предусмотренным в законодательстве каждой страны. Страны с различными традициями имеют разные учреждения в области религиозной свободы. В связи с этим мы считаем целесообразным рассмотреть классификацию стран мира согласно законодательному закреплению правового статуса вероисповеданий в стране, а также особенности развития и реализации вероисповедного законодательства в отдельных государствах. Классификации исследователей данного вопроса (М.Шаков, О. Шутова, С.А. Бурьянов, К Дуреем, Т.Ю. Тагиева) чрезвычайно разнообразны. Они отличаются точностью, детальностью описания, объемом и содержанием, идеологизированностью, что обуславливает сложность их теоретического и практического применения. Как верно отмечает Р.А. Подопригора, в обосновании различных типологий и моделей лежат различные критерии: соблюдение прав человека, существующий политический режим, присутствие религии в государственных и социальных институтах, степень государственного контроля за религиозными процессами, соотношение светского законодательства и религиозных норм и т. д.16 На наш взгляд, наиболее верным представляется разграничение государств согласно классификации Р.А. Подопригора, который различает четыре типа государств по принципу перехода от самого сильного переплетения государственных и религиозных институтов к самому слабому: религиозные государства, государства с государственной религией, государства, основанные на нейтралитете по отношению к религиозным объединениям, и государства, основанные на отделении религиозных объединений от государства.17 Рассмотрим конституционно-правовые основы свободы совести и вероисповедания в государствах мира в соответствии с вышеуказанной классификацией. Религиозные государства – это государства, в которых Конституция страны основывается на религиозных доктринах. Среди религиозных государств следует выделять: а) теократические государства, в которых государственная власть полностью или большей частью принадлежит духовной иерархии (Иран, Государство-город Ватикан); б) государства с теократическими признаками их формы правления (Саудовская Аравия, Бахрейн, Бруней, Мавритания, Малайзия, Марокко, Израиль, Оман и др.) Конституцией Ирана (ст.12) официальной религией государства установлен Ислам джафаритского толка (шиизм), признающий существование 12 имамов, и этот принцип навсегда останется неизменным. Другие исламские верования, в частности, ханафитское, шафиитское, маликитское, ханбалитское и зейдитское, пользуются должным уважением. Последователи этих верований полностью свободны в выполнении религиозных обрядов; согласно своим религиозным нормам, они могут заниматься религиозным воспитанием и образованием, решать гражданские и личные дела (брак, развод, наследство, завещание) и на основании их обращаться в суд; в любом месте, где последователи одного из этих исламских течений составляют большинство населения, местные правила и постановления устанавливаются советами на основе требований этих религиозных течений, но при соблюдении прав последователей других мусульманских течений. Далее в ст. 13 отмечается, что иранские зороастрийци, иудеи и христиане являются единственными религиозными меньшинствами, которые могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению. И наконец, в ст. 14 провозглашается следующее: «Согласно аяту Корана : «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрасных» (178, 60:8), правительство Исламской Республики Иран и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права. Этот принцип действует в отношении лиц, которые не выступают против Ислама и Исламской Республики Иран и не участвует в заговорах. Статья 15 Основного Закона Ирана разрешает использование местных и племенных диалектов церкви (что не разрешалось в период, предшествовавший победе Исламской революции). Для Саудовского королевства ислам не только государственная религия, а значительно больше – основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельности, права и обязанности подданных. В 1992г. В стране был принят Основной Низам (Положение) Королевства Саудовская Аравия, в котором изложены принципиальные конституционные нормы. Статья 1 Основного Низама гласит: «Королевство Саудовская Аравия – суверенное арабское государство. Его религия – Ислам, Конституция – Книга всевышнего Аллаха и Сунна его Пророка»18. В Основном Низаме содержатся категорические предписания исповедовать ислам и фактически не допускается распространение иной религии. Более того, государству предписано защищать ислам всевозможными средствами. На это нацелены и его вооруженные силы. Неприятие других вероисповеданий вступает в очевидное противоречие с современными, широко признанными в мировом сообществе нормами права. В основном Низаме Саудовской Аравии нет никаких правовых гарантий свободы совести. Здесь принятие ислама является по существу не частным делом подданных, а их обязанностью. Свобода совести в этих условиях практически невозможна еще и потому, что «исламский образ жизни» (включая соблюдение религиозных предписаний и норм мусульманского права) официально считается в Саудовской Аравии стержнем «публичного порядка», посягательство на который сурово наказывается (224). Современное Саудовское государство считает распространение самой суровой формы суннитского ислама – ваххабизма – основной целью своего существования. Другие ветви ислама – в том числе шиизм и суфизм – отвергаются религиозным истеблишментом страны. Христианство и его символика, в том числе кресты, в Саудовской Аравии строго запрещены. Запрещены и любые храмы, кроме мечетей. Саудовская религиозная полиция часто врывается на молитвенные собрания иностранных граждан, работающих в королевстве. Иностранцы, пренебрегающие существующим запретом, арестовываются и высылаются из страны (311). Такая же ситуация царит в государственной системе просвещения страны. Программы обучения, принятые в Саудовской Аравии, являются настоящими программами нетерпимости к представителям всех немусульманских вероисповеданий. Израиль – мультирелигиозное государство с теократическими признаками, где наряду с иудаизмом признаются и другие религии, но они не пользуются статусом официальных. В Израиле формально нет государственной религии, но она и не отделена от государства. Статус иудаизма в государстве Израиль не получил законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об отношении религии к государству и ее роли в обществе. Специалисты сходятся во мнении, что Израиль, с одной стороны, не является теократическим государством, но, с другой стороны, он также не является страной, где религия отделена от государства; (имея ввиду иудаизм) и некое подобие официальной религиозной организации в лице ортодоксального раввината. Другая часть, наоборот, оспаривает эту точку зрения, утверждая, что, поскольку государство не обязывает граждан соблюдать религиозные нормы, а министерство по делам религий курирует все конфессии, говорить о наличии в стране официальной религии оснований нет19. Ситуация с оновными правами и свободами человека и гражданина в Израиле носит во многом уникальный характер. Причиной этого является теократический характер государства (как следует из Декларации независимости Израиля, государство Израиль «будет основано на принципах свободы, справедливости и мира – в соответствии с предначертаниями еврейских пророков» (61), что несвойственно немусульманским странам. Свобода вероисповедания в Израиле гарантируется Декларацией независимости (14 мая 1948 г.), положения которой гласят, что Израиль создан на принципах равенства «всех своих граждан без различия расы, религии и пола, гарантирует полную свободу совести, вероисповедания…». В то же время декларация не носит характер закона и является во многом идеологическим актом. Конституция в Израиле не принята до сих пор из-за противодействия религиозных партий. В 1992 г. Парламент Израиля – Кнессет принял Закон о свободе и достоинстве человека, относящийся к квазиконституционным основным законам, который гласит, что основные права человека в Израиле основаны на признании ценности человека, святости его жизни и свободы, и они будут соблюдаться в соответствии с духом принципов, провозглашенных Декларацией независимости Израиля20. В Израиле полного отделения государства от религии нет, так как в сфере семейного права и некоторых других областях действует религиозное право, закрепленное в законах, принятых Кнессетом.() Главный религиозный орган – Раввинат и институты обучения религии (ешивы) непосредственно поддерживаются Министерством по делам религии, в ведение этого министерства также входят местные религиозные советы и религиозные суды – решения последних осуществляются исполнительной властью. Личный статус гражданина Израиля зависит от вероисповедания и национальности. В соответствии с Законом о юрисдикции раввинатских судов (1953 г.) гражданин Израиля может заключить брак или оформить развод только в соответствии с законами религиозной общины, к которой он приписан. «Института гражданских браков для евреев в Израиле не существует»21. Процедуры гражданского развода в Израиле также не существует. Супруги, заключившие брак вне территории Израиля, также разводятся в раввинатском суде. Для последователей других верований вступление в брак контролируется председателями соответствующих религиозных структур; только для атеиста имеют право зарегистрировать брак вне религиозной системы – в суде по делам семьи. Однако гражданские браки, заключенные за границей, в Израиле признаются. Серьезной проблемой является освобождение от военной службы по религиозным мотивам. Ежегодно несколько десятков военнообязанных просят полностью освободить их от военной службы в Армии обороны Израиля, утверждая, что армейская служба идет вразрез с их принципами и ущемляет их свободу совести. Причины называются самые разные – от пацифизма, гражданского или религиозного, и до вегетарианства, неготовности носить обувь, сшитую из шкуры убитого животного. Случаи, когда армия удовлетворяет такое прошение, единичны. По мнению ряда правозащитных организаций, в Израиле существует дискриминация в области образования по вероисповедному признаку. Учащиеся йешив (высших духовных учебных заведений) не платят за обучение, на время учебы освобождаются от службы в армии (при этом время учебы не ограничено), получают пособия и дотации, освобождаются от налогообложения. Студенты светских высших учебных заведений (их число почти в 2,5 меньше числа учащихся йешив) платят за обучение, учатся строго определенный срок, призываются на службу в армию. Йешивы реформистского и консервативного иудаизма не получают финансирования на том основании, что обучение мужчин и женщин у них осуществляется совместно. В государствах с государственной религией регламентация свободы вероисповедания основывается на выделении одной религии в качестве государственной с параллельным провозглашением равенства религий и, как следствия, равенства верующих независимо от их принадлежности к определенному вероисповеданию. Данный тип следует разделить на подтипы: А) патронируемые государством религия (церковь) – это, в основном, латиноамериканские страны с сильным католическими традициями и влиянием католической церкви, а именно: Аргентина (ст.2), Боливия (ст.3), Коста-Рика (ст.76). Б) государственная церковь закрепление в Конституции или законодательстве страны положения о государственной церкви, глава государства – глава церкви, обязательная принадлежность церкви некоторых должностных лиц, церковное право является частью права страны, государство регулирует вопросы внутренней структуры и управления церковью – Англия, Дания, Исландия, Мальта, Греция. Из Мусульманских государств к этому подтипу относятся Алжир (ст. 2), Марокко (ст.6) Иордания (ст.2), Ирак (ст. 2) и т.д. Перейдем к рассмотрению конституционно-правовых основ свободы совести и вероисповедания в некоторых мусульманских государствах с государственность религией – ислам. Свобода вероисповедания и религиозной практики провозглашена в Конституции Арабской Республики Египет 2012 г. Согласно Основному закону страны, Ислам является официальной государственной религией, а шариат – основным источником для законодательства (ст. 2). Принципы египетских христианских и иудейский законов являются основным источником законодательства в вопросах, связанных с личным статусом, религиозной деятельностью и выражением духовных лидеров (ст. 3). Государство гарантирует свободу совершения религиозных обрядов и создания мест богослужений истинных религий в порядке, который определяется законом (ст.43). Оскорбление религиозных посланников и пророков запрещено (ст. 44). () Религиозная практика, не соответствующая шариату, запрещена. Поскольку иудеи и христиане являются так называемыми «людьми Писания», их религия и практика соответствуют шариату, то они достаточно свободно могут исповедовать свою религию. Однако понятно, что подобная правовая система создает предпосылки для ущемления прав религиозных меньшинств. По сути, свобода вероисповедания гарантируется последователям только трех авраамических религий – ислама, христианства и иудаизма. Конкретнее, ст. 43 о свободе вероисповедания дает право исповедовать религию и устанавливает места поклонения для мусульман, христиан и иудеев, но исключает последователей других религий, в том числе и египетских бахаи. Законодательных препятствий к обращению немусульман в ислам не существуе....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: