VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Свобода совести и вероисповедания в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002391
Тема: Свобода совести и вероисповедания в России
Содержание
Государственное казенное образовательное 
учреждение высшего образования
«Российская таможенная академия»
Ростовский филиал
Кафедра конституционного и международного права

Курсовая работа
по дисциплине «Конституционное право»

на тему: «Свобода совести и вероисповедания в России.»



Выполнил: Мамедов Н.М., студент 2-го курса
Группы ЮБ 01/1401
заочной формы обучения
40.03.01 Юриспруденции
Подпись_________________
Научный руководитель: Алексеева М.В.
Подпись___________




Ростов-на-Дону
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение	3
ГЛАВА 1 Анализ понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания»……………………………………………………………….5
1.1.Основные составляющие понятия «свобода совести» и его история……15
1.2.Значение термина «свобода вероисповедания»………………………….6
1.3.Взаимосвязь и соотношение «свободы совести» и «свободы вероисповедания»……………………………………………………………….15
ГЛАВА 2Нормативно-правовая база, регулирующая свободу совести и вероисповедания……………………………………………………….……
2.1.Конституция РФ…………………………………………………………..24
2.2.Международные договоры и нормы международного права………….34
2.3.Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
2.4. Иные НПА, регулирующие свободу совести и вероисповедания……

Заключение	41
Список использованной литературы	42


ВВЕДЕНИЕ
Свобода совести и вероисповедания — конституционное право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды.
К числу базовых личных прав и свобод, которым современное гражданское общество уделяет приоритетное внимание, относится право человека на свободу совести.
Формирование правового государства, развитие процесса демократизации в России так же поставили в центр внимания государства и общественности вопросы осуществления прав и свобод человека, в связи с этим вполне актуален и повышенный интерес к проблемам свободы совести, которая была и остается одной из основополагающих общечеловеческих ценностей, неотъемлемой частью личной свободы граждан.
Большинство отечественных и зарубежных правоведов относят свободы совести к важнейшим завоеваниям человечества, признавая, что свобода совести является неотъемлемым компонентом общечеловеческих ценностей, основных демократических прав и свобод человека.
Религиозные проблемы имеют тонкую грань. На них сходятся или пересекаются интересы большинства и меньшинства, государства и религиозных организаций, амбиции энергичных людей, убежденных только в своей правоте и чувства верующих. Эти проблемы всегда будут актуальны в многоконфессиональной России, и они требуют к себе постоянного внимания и законодательного регулирования.
Всплеск религиозной активности, появление в России многих ранее неизвестных конфессий, политизация деятельности многих религиозных объединений обострили интерес к таким понятиям как «свобода совести», «светское государство», «светский характер образования», «альтернативная гражданская служба» и т. д.
Наблюдается рост судебной практики по делам, связанным с религией и с деятельностью конфессиональных объединений. Речь идет, прежде всего, об уголовных преступлениях по религиозным мотивам, о спорах по поводу оскорбления религиозных чувств, о взаимных претензиях религиозных объединений.
Анализ источников показывает, что термин «свобода совести» является довольно широким понятием. Исследователи этого понятия выделяют множество аспектов свободы совести: философский, правовой, социологический, политический, экономический и многие другие. Свобода совести и вероисповедания составляет основу духовной свободы человека, возводит в ранг конституционного положение о том, что совесть человека недоступна властному вмешательству, государственно-правовому регулированию. По этой причине право на свобода совести и вероисповедания как абсолютное право иметь и менять любую религию или убеждения не может быть ограничено никаким законом. В то же время государство призвано защищать религиозные объединения и собрания исходя из требования толерантности, веротерпимости. Под защитой государства и закона в многоконфессиональном обществе находятся религиозные меньшинства. Государство обязано защищать жизнь, физическую и духовную свободу членов религиозной общины от противоправных посягательств, в том числе от посягательств других членов той же общины в процессе отправления религиозных и ритуальных обрядов. Свобода совести и вероисповедания — это индивидуальное и коллективное право, субъектами которого выступают религиозные организации и объединения, образующие юридическое лицо, а также религиозные группы, осуществляющие деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Цель моей работы: проанализировать конституционно — правовое регулирование свободы совести и вероисповедания как правового института в современном мировом и российском демократическом обществе.
Для раскрытия темы были поставлены следующие задачи:
-исследовать и анализировать понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания»
-проследить законодательное закрепление свободы совести и вероисповедания в России;
-провести анализ религиозной ситуации в РФ.
Объектом исследования является изучение свободы совести как универсального, многогранного явления, анализ государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.
Предметом исследования выделяется правовое регулирование механизма реализации свободы совести и вероисповедания, выраженного как в нормативно-правовой сфере, так и в сфере практического применения данных норм.
     

1. Анализ понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания»
1. 1 Основные составляющие понятия «свобода совести» и его история
Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения.
Чтобы наиболее полно рассмотреть термин «свобода совести» можно разделить его на структурные элементы и анализировать с различных сторон.
Первым элементом, раскрывающим содержание данного термина является понятие свобода. Самое простое и доступное понятие можно сформулировать так: «Свобода — это способность человека к активной деятельности, которая соответствует его намерениям, интересам, желаниям, результатом которой будет являться достижение поставленных целей».
Понятие «свобода» можно рассматривать с двух сторон — материальной и идеальной. Материальная означает свободу действий и ограничивается физическими возможностями человека и воздействием на него силы природы. Идеальная определяется свободой воли человека и ограничена его нравственной позицией. Таким образом, под свободой понимается возможность поступать согласно своей воле, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.
Сталкиваясь с неограниченной свободой, со временем возникает тяжесть принятие решения, ведь за каждым из них последует ответственность. Эти решения имеют самостоятельный характер устройства собственной жизни, без вмешательства государства. Таким образом необходимы ограничения свободы, что делает понятия свобода и ответственность неразделимы. Большая роль в этом достается государству, т.к. именно оно устанавливает эти рамки. Свобода это не вседозволенность. При нарушении чужих прав и свобод придется нести ответственность перед обществом по закону.
Вторым элементом является понятие «совести». С точки зрения философии совесть имеет узкое и широкое значение. Узкое — это способ, каким чувство ценности становится значимым для человека. Широкое — нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо. Можно сказать, что совесть — это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать длясебе обязанности, отвечающие нравственным требованиям, контролировать себя в ходе их выполнения, а также оценивать совершенные поступки. Для большинства совесть это внутренний нравственный критерий оценки собственных действий, регулирующего высказываемые мысли и действия, и тем самым ограничивающего свободу моральными рамками поведения и оценивающий последствия собственных и чужих поступков.
Совесть определяется нравственными нормами. Человек руководствуется ими во внешнем проявлении своих мыслей и чувств. Если человек поступает бессовестно, то он, как правило, несет ответственность, прежде всего моральную, а иногда и правовую. Совесть как элемент нравственного сознания ориентирует человека в мире поступков. Способность к оценке своих поступков, с точки зрения добра и зла — одна из основных черт человеческой натуры.
Что касается понятия «свобода совести», то, несмотря на то, что составляющие категорию понятия «свобода» и «совесть» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории не является механически объединенной суммой этих понятий, а имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.
Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести, то есть это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из указанных актов, принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования. Субъективное право на свободу совести — гарантированная законом мера возможного (дозволенного, разрешенного) поведения гражданина в рамках указанной системы (человек — религия — религиозное объединение — государство), очерчивающая юридические рамки индивидуальной свободы личности.
Но нам необходимо рассмотреть свободу совести именно в юридическом аспекте. Свободу совести можно сформулировать с юридической точки зрения, но тогда будет свобода в объективном и субъективном смыслах данного слова. А именно в объективном смысле свобода — это система юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.
В правовом институте свободы совести можно выделить определяющие критерии его значения:
· Гарантированная и индивидуальная свобода, т. е. возможность беспрепятственно выбирать варианты поведения гражданина в сфере социальных отношений, частной жизни, быта и т. д. ;
· Индивидуализация личности гражданина, т.к. не существует двух одинаковых людей, у который полностью совпадают духовные интересы, склонности, способности, взгляды;
· Отношение личности к законности и порядку.
Вопрос о свободе совести возник с началом Реформации в Европе.Билль о правах. Британский Билль о правах 1689 года признавал за личностью права иметь свои собственные мнения и убеждения, следовать своим убеждениям, что бы ни советовали окружающие, и т. д.
Декларация прав человека и гражданин. Во Франции принцип свободы совести был впервые провозглашён в статье 10 Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), в которой речь идёт о том, что «никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку». В Конституции была провозглашена «свобода религиозных культов» (сентябрь 1791 г.). Французский гражданский кодекс 1804 года — кодекс Наполеона вообще не касается религиозных вопросов, демонстрируя таким образом, что государство в своих фундаментальных основах является светским.
Конституция США. Первая Конституция США 1787 года не содержала перечня неотчуждаемых прав, поскольку отцы-основатели исходили из того, что естественно принадлежащие человеку права не нуждаются в подтверждении в тексте Основного закона. Их перечисление могло быть воспринято как исчерпывающий перечень прав и свобод, что могло привести к ущемлению прав, не вошедших в перечень. Отсутствие в Конституции перечня федерально закреплённых прав и свобод вызвало критику этого документа. Вновь избранному Конгрессу США в 1789 году были предложены проекты поправок, содержащих положения о политических и личных правах. Десять первых поправок к Конституции США, составивших федеральный Билль о правах, были ратифицированы к концу 1791 года. Были приняты поправки, предусматривавшие свободу вероисповеданий, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и другие права.
Всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года и определила базовые права человека. В статье 18 Декларации указано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».
1. 2 Значение термина «свобода вероисповедания»
При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ, кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах — «свобода религии».
Свобода вероисповедания — право исповедовать и практиковать любую религию. Исторически значение термина расширялось и в настоящее время свобода вероисповедания обычно понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии, проповедовать религиозные или другие мировоззрения и / или пропагандировать отказ от них.
Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии
Необходимость понятия «свобода вероисповедания» связано, прежде всего, с религиозной многообразностью, исторически сложившейся на территории нашего государства. Православие, католичество, протестанство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания. Приобщение человека к конкретному вероисповеданию составляет реализации свободы вероисповедания.
Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственного отправления культов и обрядов в соответствии с этим учением. Данная свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, то есть как право человека, равнозначным является понятие свободы религии.
Таким образом, индивидуальные или коллективные правомочия в сфере свободы вероисповедания можно определить в виде используемых человеком либо общественным (религиозным) объединением возможностей, реально гарантирующих свободу мировоззренческого выбора, а также выбора вида и меры поведения.
ь Индивидуальные правомочия:
1) право придерживаться любых религиозных убеждений (исповедовать любую религию);
2) право не придерживаться никаких убеждений и не исповедовать никакой религии;
3) право менять религию;
4) право создавать новую религию;
5) право выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними;
6) право получать религиозное или иное согласно убеждениям образование по своему выбору;
7) право давать религиозное или иное мировоззренческое воспитание и образование своим детям;
8) право ограждать своих детей от религиозного или иного мировоззренческого образования и воспитания;
9) право иметь свободный доступ к местам поклонения;
10) право не давать никакой клятвы, противоречащей религиозным или иным убеждениям человека;
11) право открыто выражать свои религиозные убеждения и право на нейтральное отношение государства к законным формам проявления религии;
12) право на тайну своих религиозных убеждений;
13) право на освобождение от исполнения гражданских обязанностей, если эго противоречит вероисповеданию гражданина, а в необходимых случаях право на замену одной обязанности другой.
ь Коллективные (совместные) правомочия:
1) право на свободу объединения в религиозные организации, которые могут быть зарегистрированы в установленном порядке в едином государственном реестре юридических лиц;
2) право основывать и содержать свободно доступные места собраний и богослужений;
3) право на свободу выражать и распространять свои религиозные верования и обычаи без какого-либо принуждения и вмешательства со стороны государства и посторонних;
4) право на свободу приобретать и содержать места поклонения, проводить и посещать религиозные службы и мероприятия;
5) право управлять религиозными объединениями на основе самоуправления в соответствии со своей собственной иерархической и институциональной структурой, в том числе выбирать, назначать и заменять персонал согласно своим требованиям;
6) право производить, покупать, импортировать, экспортировать и распространять религиозную литературу, печатные и аудиовизуальные материалы и другие предметы, используемые для религиозной и иной деятельности;
7) право создавать частные школы и управлять ими, а также заниматься образовательной, культурной, благотворительной и социальной деятельностью;
8) право искать и получать добровольную материальную и финансовую помощь от физических и юридических лиц для обеспечения своей деятельности.
Приведенный перечень не поддается строгой научной классификации, не является исчерпывающим и может быть дополнен другими правомочиями.
С учетом изложенного институт свободы вероисповедания можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере права человека принимать или не принимать любые религиозные верования, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь, менять, распространять и выражать религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, не подвергаясь дискриминации и преследованиям со стороны государства и общества.
1.3 Взаимосвязь и соотношение «свободы совести» и «свободы вероисповедания»
Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.
Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование идеала, но не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного, божественного существа, который является самым честным, гуманным, помогает нам выбрать истинный путь, удерживает от плохих поступков, настраивает на помощь ближнему. Таким образом, свобода вероисповедания является частью свободы совести, потому, что одним из аспектов свободы совести является возможность личности выбрать себе идеал и поклоняться ему.
Можно констатировать, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть — ни государство, ни духовенство той или иной религии — не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.
Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога совсем. Данная свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Но поскольку Россия есть светское государство, где церковь отделена от государственной власти, то его гражданам предоставляется право самостоятельно выбирать и определять нравственные основы добра и зла либо в соответствии со своими религиозными убеждениями, либо с тем, что именуют «общечеловеческой моралью». Следовательно, свобода совести равнозначна свободе убеждений и мировоззрений, им имеющих политико-идеологического содержания.
Существует позиция, определяющая свободу совести как выражение отношения человека к религии реализуемое в трех формах:
1. Право верить в Бога, исповедовать какую либо религию.
2. Право индифферентно относиться к религии и атеизму.
3. Право быть атеистом, т. е. не исповедовать никакой религии и активно отрицать существование Бога.
Правовой институт свободы совести и свободы вероисповедания в РФ — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в связи с реализацией соответствующего субъективного права.
Подводя итог первой главе, подчеркну, что человеческая личность имеет право на религиозную свободу. Эта свобода состоит в том, что все люди должны быть свободны от принуждения со стороны как отдельных лиц, так и социальных групп, а также любой человеческой власти, дабы благодаря этому в религиозных вопросах никого не заставляли действовать против своей совести и не препятствовали действовать в должных пределах согласно своей совести: как в частной, так и в общественной жизни, как в одиночку, так и в сообществе с другими людьми. Но пользуясь религиозной свободой, необходимо соблюдать нравственный принцип личной и социальной ответственности; гражданское общество имеет право защищать себя от злоупотреблений, которые могут возникнуть под предлогом религиозной свободы, и потому обеспечение такой защиты является делом гражданской власти. На гражданскую власть возлагается и первостепенная обязанность охранять и поддерживать религиозную свободу справедливыми законами и другими подходящими средствами, а также обеспечить условия, благоприятствующие развитию религиозной жизни.

     

Глава 2.Нормативно-правовая база, регулирующая свободу совести и вероисповедания
Вопрос правового регулирования института свободы совести и свободы вероисповедания постоянно находится в нашей стране в центре внимания властных структур: государства, его органов, политических партий, общественных объединений и организаций. Необходимо констатировать, что все нормативно — правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам. Существует множество классификаций нормативно-правовых актов, в которых в качестве основания классификации могут выступать: правовое положение субъекта правотворчества, сфера действия, срок действия, юридическая сила и т. д.
В рамках настоящего исследования мы рассмотрим правовые нормы, составляющие институт свободы совести и свободы вероисповедания. В современной России институт свободы совести и свободы вероисповедания состоит из:
1) норм Конституции Российской Федерации, фиксирующих основные положения свободы совести;
2) общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих свободу совести во всевозможных ее интерпретациях;
3) положений международных договоров Российской Федерации, относящихся к обеспечению свободы совести;
4) норм федерального законодательства, регулирующих защиту и ограничение свободы совести в России;
5) положений договоров между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов, затрагивающих свободу совести;
6) норм конституций (уставов), а также иных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на дополнительное регламентирование свободы совести в целях ее защиты в соответствующем субъекте;
7) решений органов местного самоуправления, касающихся свободы совести;
8) исходя из судебной практики всех уровней (судебные решения по вопросам свободы совести как международных судов по правам человека в отношении России, так и органов судебной системы Российской Федерации).
2.1. Конституция РФ
Особая роль в регулировании института свободы совести и свободы вероисповедания принадлежитКонституции Р Ф, которая обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Конституция России регулирует наиболее принципиальные вопросы реализации свободы совести, к числу таких концептуальных вопросов относятся следующие установления:
1. Российская Федерация — светское государство (ст. 41);
2. в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст. 13);
Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который закреплялся бы официально государством законодательным или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В то же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую они должны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.
Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся как бы вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею.
3. никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14);
4. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14);
5. государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина не зависимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав гражданина по признакам религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19);
6. каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28);
7. не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ч. 2 ст. 29);
8. никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем (ч. 2 ст. 30);
9. гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).
Светский характер Российской Федерации — один из признаков современного правового государства. Понятие «светское государство» характеризует отношение государства к религии и означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга. Кроме того, идея светской государственности представляется крупным достижением человеческой мысли, она содержит огромный теоретический и практический потенциал прогрессивного развития государства, общества, личности. В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве развитых стран (США, Франция и т. д.), существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). В некоторых странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), одна из религий обладает привилегиями, что является, по нашему мнению, антиконституционной тенденцией и грубым нарушением прав человека.
Светский характер государства относится к приоритетным принципам функционирования и развития национальных моделей правового государства и в том или ином виде закрепляется в качестве конституционного принципа.
В ряде стран светский характер государства непосредственно и в явном виде устанавливается конституцией. Одно из самых детальных закреплений светского характера государства содержит Конституция России (ст. 14): «1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Эта статья российской Конституции является уникальной среди мировых конституций, так как устанавливает «довольно строгий запрет на сотрудничество между государством и религиозными организациями или на предпочтение одной религиозной группы другим». Конституция Французской Республики (ст. 1) гласит: «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой». В преамбуле Конституции Индии указано: «Мы, народ Индии, торжественно решив учредить Индию как суверенную социалистическую светскую демократическую республику и обеспечить всем ее гражданам… свободу мысли, выражения мнений, убеждений, вероисповедания, культов…». Конституция Турции (ст. 2) устанавливает, что «Республика Турция — демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права». 
Истинная суть проблемы заключается в адекватном понимании и определении места и роли религии, религиозных институтов и объединений в правовом светском государстве, существующих и перспективных взаимоотношений религии, рассматриваемой как социальное явление, с такими универсальными в смысле общности регуляторами общественных отношений, как право и политика.
Отметим, что светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы совести, и устанавливает конкретные, обязанности и ответственность за ее нарушение. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот; оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Финансирование реставрации, содержания и охраны зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры вообще трудно назвать помощью, так как эти объекты находятся в государственной или муниципальной собственности, то есть государство как собственник несет бремя содержания своего имущества. Предоставление такой помощи не нарушает провозглашенного принципатак как она:
а) предоставляется независимо от конфессиональной принадлежности,
б) выходит за собственно религиозные рамки и имеет общественную и государственную значимость.
2.2 Международные договоры и нормы международного права.
Одной из важнейших составляющих российского законодательства, регулирующего институт свободы совести, являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Впервые в истории России в Конституцию (ч. 4 ст. 15) включено положение, объявляющее общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России частью ее правовой системы. Однако в правоприменительной практике важное значение приобретает вопрос о точном иерархическом положении принципов и норм международного права в рамках российской правовой системы. В этой связи отметим, что из смысла статьи 15 Конституции вытекает, что «общепризнанные принципы и нормы между — народного права» не обладают приоритетом по отношению к противоречащим им внутренним правовым актам, однако в случае обнаружения противоречия между международным договором и национальным законом правоприменительные органы должны руководствоваться не предписаниями закона, а нормами, содержащимися в договоре. Договор обладает приоритетом в отношении любых законов, как федеральных, так и законов субъектов Федерации, принятых до заключения договора или после того. В то же время, из части четвертой статьи 15 Конституции вытекает, что договоры обладают приоритетом только в отношении законов и не могут превалировать над положениями самой Конституции (приоритет Конституции вытекает также из содержания статьи 125 Конституции). Сказанное, по всей вероятности, относится и к федеральным конституционным законам, поскольку в статье 15 они прямо не упомянуты. Оценивая перспективы применения различных категорий норм, упомянутых в части 4 статьи 15, следует иметь в виду, что традиционно вопрос установления наличия и точного нормативного содержания «общепризнанных принципов и норм международного права» вызывает многочисленные споры среди специалистов конституционного и международного права.
В числе важнейших международных документов, положениями которых защищается свобода совести:
· Всеобщая Декларация прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10. 12. 1948 г.). Статья 18 Декларации посвящена свободе совести, мысли и религии — «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков».
Международный пакт о гражданских и политических правах. Статья 18 Пакта посвящена свободе совести, мысли и религии, основаниям ее ограничения:
· Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.
· Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.
· Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.
· Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (провозглашена .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44