VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Историко-правовые и международно-правовые аспекты правового регулирования труда осужденных

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000112
Тема: Историко-правовые и международно-правовые аспекты правового регулирования труда осужденных
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ	9
1.1 История правового регулирования труда осужденных в XXвеке	9
1.2 Международно-правовое регулирование труда осужденных	25
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ	34
2.1. Уголовно-исполнительное и иное законодательство	34
2.2. Подзаконные нормативные акты	41
ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ	48
3.1. Объекты привлечения к труду и обеспечение трудовой занятости	48
3.2. Условия и оплата труда, удержания из заработной платы	60
3.3 Меры обеспечения эффективной трудовой занятости (поощрения и взыскания)	62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	76



       
       




     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность рассматриваемой темы. В соответствии со ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
     В настоящее время процесс исправления осужденных ориентирован на реальную действительность, в которой он осуществляется (прежде всего, в условиях исполнения наказания, применения кары). Поэтому конечный результат исправления определяется так: формирование у осужденных правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Тем не менее речь идет здесь не только о «юридическом» исправлении (осужденный не совершит нового преступления), но и о более сложном явлении - нравственном исправлении, когда ценности человеческого общежития осужденный соблюдает глубоко осознанно, а не из-за боязни нового наказания.
     Труд осужденных законодатель относит к числу основных средств исправления осужденных, которые закреплены в части 2 ст. 9 УИК РФ. Его цель - утвердить каждого осужденного в сознании того, что человек не может жить без труда. И в прежние времена, и в настоящее время труд, особенно производительный, оказывал на осужденных большое воспитательное воздействие.
     Исторический опыт работы с осужденными в местах лишения свободы не оставляет сомнения в том, что производительный труд эффективен как средство исправления осужденных. На данное обстоятельство указывали многие известные пенитенциаристы, посвятившие свою жизнь науке и практике оказания реальной помощи лицам, совершившим преступление, в раскаянии. Так, например, известный русский пенитенциарист                    С.В. Познышев писал: «Хорошая организация труда в пенитенциарных учреждениях составляет одно из первых условий правильной постановки пенитенциарного дела. Праздность вообще развращает человека, а при особых условиях, в которых живут заключенные, она особенно вредна. Сознание человека, что он честно работает, поднимает его в собственных глазах, оказывает на него облагораживающее влияние»1.
     В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
     Общественно полезный труд в силу своих исключительных возможностей выступает важнейшим средством исправления осужденных. В свое время труд в соответствующих законах нашей страны признавался основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных. Сейчас в политике и законодательстве акцент смещен с трудового на уголовно-исполнительный. Тем не менее труд продолжает играть важную роль при исполнении многих видов наказаний, таких как обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы.
     Жизнь в местах лишения свободы неотделима от жизни общества, и, безусловно, любые изменения, происходящие в стране, будут откладывать свой отпечаток и на уголовно-исполнительную систему. Так, если страна переживает экономический кризис, то это наихудшим образом сказывается в том числе и на социально-бытовых условиях осужденных, уровне и качестве их жизни.
     Противоречия между экономическими потребностями и возможностями общества, социальных групп и индивидуумов, поляризация населения по уровню доходов, безработица, инфляция, ошибки в стратегии проведения экономических реформ, спад производства, массовые неплатежи, ограниченность экономических ресурсов, более высокий уровень доходности преступной экономической деятельности по сравнению с уровнем доходности легальной деятельности - все это является последствиями экономического кризиса 2008 года.
     Кризисное состояние экономики оказало негативное воздействие и на уголовно-исполнительную систему. В особенности на организацию труда лиц, находящихся в учреждениях исполняющих наказание.
     Кризисное состояние экономики оказало негативное воздействие и на уголовно-исполнительную систему. В особенности на организацию труда лиц, находящихся в учреждениях исполняющих наказание.
     Так, сокращение финансирования привело к тому, что средства предприятий, учреждений, исполняющих уголовное наказание, ранее расходовавшиеся на модернизацию собственного производства, были вынуждены расходоваться на нужды обеспечения осужденных необходимым питанием, одеждой и т.д., следствием чего стал износ, обветшание основных и оборотных фондов многих предприятий исправительных учреждений. Кроме того, в результате сокращения объемов промышленного производства и роста безработицы резко снизилась заинтересованность хозяйствующих субъектов в использовании труда осужденных (в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы, на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов).
     Такое положение повлекло свертывание многих видов производственной деятельности.
     Высокий уровень безработицы среди лиц, отбывающих уголовное наказание (по нашим исследованиям, безработным является каждый шестой), осложняет криминогенную обстановку, снижает эффективность воспитательного воздействия, т.к. незанятость осужденных, безделье дает им возможность заниматься запрещенной деятельностью (употреблять спиртное, играть в азартные игры, захватывать заложников с целью вырваться на свободу и т.п.).
     Недостаточное финансирование потребностей уголовно-исполнительной системы обусловливает ухудшение условий содержания осужденных, нарушение норм их материального и санитарно-медицинского обслуживания, что, в свою очередь, провоцирует социальный взрыв.
     Для решения выявленных проблем полагаем необходимым:
     - во-первых, глубокое, системное изучение состояния исправительного и воспитательного воздействия на осужденных;
     - во-вторых, предлагается уточнить некоторые положения действующего  законодательства с целью устранения противоречий и неточностей, касающихся исправления и перевоспитания осужденных, так, например, основной проблемой в сфере регулирования труда осужденных является то, что нормы национального уголовного законодательства не содержат в качестве одного из карательных элементов лишения свободы возможность привлечения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к труду, поскольку ст. 56 УК РФ не говорит о лишении свободы с обязательным привлечением к труду, следовательно, труд осужденных к лишению свободы - их право, а не обязанность.
     Теоретическую основу работы составляют труды таких авторов как А.И. Зубков, Фойницкий И.Я., Детков М.Г., Реент Ю., Торопчинов А.Г., Лесничий Ю.Н., Теленков В.А., Торопчинов А.Г., Старостин С.А., Емельянова Е.В.,  Мухтабаева Р.К., Шлыков В.В., Алексеева Л.Б.,         Жуйков В.М., Лукашук И.И., Иванов С.А.,  Шестерякова И.В.,          Жумабаев К.А., Паутов Д., Губенко А.
     Цель работы – изучить правовое регулирование труда лиц, осужденных к лишению свободы.
     Задачи работы: - рассмотреть историю правового регулирования труда осужденных в XX веке;
     - проанализировать международно-правовое регулирование труда осужденных;
     - рассмотреть структуру трудовых отношений;
     - изучить уголовно-исполнительное и иное законодательство в сфере регулирования труда осужденных;
     - проанализировать подзаконные нормативные акты в сфере регулирования труда осужденных;
     - рассмотреть объекты привлечения к труду и обеспечение трудовой занятости;
     - рассмотреть условия и оплата труда, удержания из заработной платы;
     - проанализировать меры обеспечения эффективной трудовой занятости (поощрения и взыскания).
     Предмет работы – нормы международного права, а также отечественного законодательства о труде, нормы уголовно-исполнительного права, затрагивающие права и обязанности осужденных трудиться, а также положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р)2, материалы правоприменительной практики.
     В работе изучается практика по Томской области за период с 2010 года. 
     Объект работы – общественные отношения, возникающие в сфере реализацией осужденными прав и обязанностей трудится. 
     Методологическую основу составили: общенаучный диалектический метод познания, специальные методы (формально-юридический,  историко-правовой, сравнительно-правовой, метод системного подхода к изучаемым правовым явлениям). Основное внимание предполагается уделить анализу, обобщению и осмыслению действующего законодательства, а также анализу  судебной практики.
     Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ
     1.1 История правового регулирования труда осужденных в XXвеке
     
     Пенитенциарное производство в отличие от производственной деятельности других социальных систем имеет особую природу, основой которой, помимо правовых и экономических, являются социальные, образовательные, воспитательные и другие пенитенциарные цели, что позволяет вести речь о подчинении производственного процесса в УИС функции осуществления правоохранительной деятельности в объеме, регламентированном положениями уголовного и уголовно-исполнительного права.
     Как отмечается рядом исследователей, производственная деятельность осужденных на протяжении всей своей истории в большей или меньшей мере всегда была неразрывно связана с комплексом правовых мер по совершенствованию процесса их исправления и предупреждения совершения новых правонарушений и преступлений.
     Можно отметить, что в результате проведенного исследования процесса производства исправительных учреждений с позиций достижения пенитенциарных целей, связанных с осуществлением функций правоохранительной деятельности уголовно-исполнительной системы, указанный процесс можно разделить на несколько периодов.
     Основанием для такого деления выступают; во-первых, состояние разработанности правовой базы производственного процесса пенитенциарной системы; во-вторых, задачи, стоявшие перед пенитенциарным производством, - ожидаемые результаты от привлечения осужденных к труду как во время, так и после отбытия ими наказания в виде лишения свободы; в-третьих, организационные основы и управленческие механизмы привлечения осужденных к труду в целях их исправления; в-четвертых, глубина и комплексность научного изучения данного процесса. Исходя из этого нами выделены:
     I период (начало XVIII в. - первая четверть XIX в.), связанный с началом использования осужденных в целях экономического и политического развития государства. Он отмечен отсутствием законодательной базы привлечения арестантов к труду, полной их бесправностью. Труд в основном связан с каторжными работами, освоением удаленных районов страны. Это явилось зарождением процесса, о котором И.Я. Фойницкий писал, что в первой половине XVIII в. каторга по сути своей была не столько средством уголовного наказания, сколько местом нужного правительству принудительного труда3.
     В организации и управлении арестантским трудом используются общеизвестные принципы, применяемые в других сферах государственного управления. Конец указанного периода отмечен спадом интенсивности и некоторой либерализацией арестантского труда в связи с развитием либеральных взглядов Запада.
     Указанный исторический период можно охарактеризовать как первый (начальный), связанный с возникновением пенитенциарного производства посредством привлечения осужденных к труду, а вместе с тем и частичной реализацией идей воспитательного характера пенитенциарной системы. Примером чего может служить открытие в Санкт-Петербурге в 1819 г. «Общества попечительного о тюрьмах», перед которым стояли задачи нравственного исправления преступников и улучшения содержания заключенных.
     II период (первая четверть XIX в. - 1917 г.) - создание в Российской империи сначала фрагментарной, а затем единой законодательной базы привлечения осужденных к труду, регламентирующей, как правило, производственную деятельность в рамках отдельных исправительных учреждений, с одновременным появлением воспитательной компоненты труда осужденных. Централизованное руководство местами лишения свободы с 1879 г. осуществляло Главное тюремное управление.
     Ряд исследованных и проанализированных официальных документов свидетельствует о многочисленных проблемах и недостатках в организации пенитенциарного производства, в том числе в интересах перевоспитания арестантов.
     Последствием несовершенства законодательства об арестантском труде явилось полное отсутствие порядка и единообразия в этой сфере. В одних местах заключения все арестанты без исключения привлекались к труду только по собственному желанию, а в других - обязательность работы распространялась и на находящихся под судом и следствием; в одних значительные денежные средства от труда арестантов обращались в доход тюрьмы, в других - арестантский труд становился статьей дохода тюремного начальства, поскольку четко регламентированной отчетности по этому вопросу не было.
     Это время отмечено первыми научными исследованиями пенитенциарной системы России, вниманием общества к проблемам исполнения наказаний, которое заключалось в возникновении общественных организаций, целью деятельности которых являлась забота об осужденных, появлением художественных произведений, описывающих быт и труд арестантов.
     III период (1918 г. - середина 50-х годов XX в.) приходится на возникновение и формирование новой государственной системы взглядов не только на экономическую, но и на воспитательную сущность труда осужденных.
    На основе царского опыта использования труда каторжан, вектор направленности советской уголовной политики постепенно переместился в сторону использования труда заключенных для развития хозяйства и удовлетворения производственных потребностей страны4. 
     23 июля 1918 г. принимается Постановление НКЮ «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового (временная инструкция)», где впервые формулируются цели и механизмы новой уголовно-исполнительной системы. Среди основных принципов были названы самоокупаемость и перевоспитание заключенных.
     Данный период характеризуется тем, что ввиду отсутствия единой нормативно-правовой базы пенитенциарной деятельности в стране наряду с системой исполнения наказаний НКЮ стали существовать дублирующие ее системы. К ним относились лагеря принудительных работ НКВД, концентрационные лагеря для военнопленных Наркомата по военным делам РСФСР, концентрационные трудовые лагеря ВЧК-ГПУ. Так продолжалось до 1922 г., пока все они не перешли в ведение НКВД.
     Другой важной особенностью начала данного периода являлась Гражданская война и наличие подконтрольных белогвардейцам и иностранным оккупантам территорий, на которых временно не могли действовать принципы уголовной политики РСФСР.
     Нельзя не отметить появление в начале 20-х годов новых организационных форм исправительных учреждений. Например, к концу 1920 г. карательный отдел Самарской губернии кроме исправительно-трудовых домов имел три трудовые земледельческие колонии, две фермы, концлагерь и алебастровый завод5. Существовали и другие места лишения свободы, однако на 1922 г. исправительно-трудовые дома (159), сельскохозяйственные колонии (29), концлагеря (56) составляли 79,9% от общего количества мест лишения свободы НКВД РСФСР6.
     С 16 октября 1924 г. основным документом, регламентировавшим деятельность уголовно-исполнительной системы РСФСР, включая вопросы труда осужденных, являлся Исправительно-трудовой кодекс, который в этой части повторял установки Положения об общих местах заключения от 15 ноября 1920 г. В нем формулировались требования о необходимости соединения наказания в виде лишения свободы и принудительных работ с исправительно-трудовым воздействием. Устанавливался принцип самоокупаемости. Кодексом запрещалось подвергать заключенных физическому страданию и унижению человеческого достоинства. Устанавливалось раздельное содержание заключенных различных категорий и применение прогрессивной системы отбывания наказания.
     В качестве основных средств исправления и перевоспитания заключенных предусматривались режим, труд и культурно-просветительная работа. В Кодексе указывалось, что «занятие заключенных работами имеет воспитательно-исправительное значение...». Задача культурно-просветительной работы «состоит в поднятии интеллектуального уровня и гражданского развития заключенных».
      Кодекс регламентировал деятельность распределительных и наблюдательных комиссий (30 октября 1929 г. они были упразднены) и регулировал исполнение принудительных работ без содержания под стражей.
     27 июня 1929 г. Политбюро утвердило Постановление «Об использовании труда уголовно-заключенных», которым предписывалось в дополнение к единственному тогда Соловецкому лагерю создать сеть новых лагерей в отдаленных районах страны с целью их колонизации и разработки «природных богатств путем применения труда лишенных свободы»7. Первоначально речь шла об их наполняемости в 50 тыс. человек. Однако уже на 01.01.1930 в них было 180 тыс. человек.
     Наличие такого количества заключенных и спецпереселенцев сделало перспективы их привлечения к труду неясными даже для руководства ведомства. Зампред ОГПУ Г. Ягода в апреле 1930 г. резко критиковал систему лагерей и предлагал заменить их колонизационными поселками, расположенными в отдаленных регионах страны. По его мнению, заключенные могли там жить с семьями, работать на лесозаготовках или в других отраслях и вести подсобное хозяйство8.
     Важное значение для развития ОГПУ СССР имело Постановление ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 г. об изменении некоторых статей Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Там, в частности, говорилось, что лишение свободы на срок до 3 лет отбывается в общих местах заключения, т.е. исправительно-трудовых колониях, а лишение свободы от 3 до 10 лет - в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях страны. В отечественном законодательстве появляется термин «исправительно-трудовой лагерь». 7 апреля 1930 г. Постановлением СНК СССР было утверждено Положение об исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ). Положение предусматривало изоляцию особо опасных социальных правонарушителей, привлечение их к общественно полезному труду с целью приспособления к условиям трудового общества.
     Первыми ИТЛ ОГПУ были Соловецкий (1923 г.), Ухтинско-Печорский, Архангельский, Котласский, Пинюгинский, Сыктывкарский, Усть-Вымский. Они подчинялись Управлению лагерей (УЛАГ) ОГПУ, которое вскоре стало главным управлением (ГУЛАГ). К концу 1934 г. в них насчитывалось около 700 тыс. осужденных. Как отмечает Ю. Реент, «В отличие от учреждений, подведомственных ГУМЗ, перевоспитание заключенных среди основных задач лагерей не значилось»9.
     После ликвидации в декабре 1930 г. НКВД союзных и автономных республик подведомственные им места лишения свободы были переданы во вновь образованное Главное управление исправительно-трудовых учреждений Народного комиссариата юстиции РСФСР. К концу 1934 г. в НКЮ РСФСР насчитывалось 534 учреждения, исполнявших наказания в виде лишения свободы, в которых содержалось, по разным оценкам, около 300 тыс. осужденных10.
     В связи с изменениями, произошедшими в системе мест лишения свободы и с тем, что некоторые положения ИТК РСФСР 1924 года устарели, НКЮ РСФСР разработал проект нового ИТК РСФСР, который был утвержден Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1933 года.
     Новый Кодекс закреплял положение о том, что основным видом мест лишения свободы являются исправительно-трудовые колонии. В сторону ослабления изоляции заключенных от внешнего мира изменились правила режима. Вместо культурно-просветительной была введена политико-воспитательная работа среди заключенных. Кодекс регулировал порядок исполнения исправительно-трудовых работ без лишения свободы, расширял участие общественности в деятельности мест лишения свободы. Значительно повышалась роль наблюдательных комиссий. Нельзя не признать, что это в определенной мере было шагом вперед «от тюрем к воспитательным учреждениям»11. В нем же прописывалось деление исправительно-трудовых колоний на фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные.
     1934 г. можно рассматривать как год завершения деятельности уголовно-исполнительной системы РСФСР. В этом году образовывается Народный комиссариат внутренних дел СССР, который объединяется с ОГПУ СССР. ГУИТУ НКЮ упраздняется, и все места лишения свободы объединяются под началом Главного управления лагерей и трудовых поселений, которое вскоре получает новое название - Главное управление лагерей, трудовых поселений и мест заключения НКВД СССР12.
     Даже принимая во внимание излишнюю политизированность рассматриваемой темы, нельзя не отметить, что в 30-е годы руководство ГУЛАГ уделяло внимание активизации и стимулированию трудовой деятельности заключенных, о чем свидетельствуют положения отдельных приказов. «В целях закрепления достигнутых результатов и для обеспечения наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития и углубления указанных методов вовлечения заключенных в трудовую жизнь, а также для поощрения заключенных, которые усердным высокопроизводительным трудом и точным выполнением всех требований лагерной и трудовой дисциплины дают доказательства о происшедшем в них переломе в сторону исправления, на основании данных мне указаний зам. пред. ОГПУ т. Ягода приказываю: допустить применение в отношении заключенных исправительно-трудовых лагерей зачета трех рабочих дней за четыре дня срока и четырех дней работы за пять дней срока»13.
     Таким образом, к середине 30-х годов XX в. в СССР была сформирована система исполнения наказаний, подчиняющаяся принципам единоначалия во главе с Главным управлением лагерей, трудовых поселений и мест заключения НКВД СССР, которому подчинялись исправительно-трудовые колонии четырех типов и исправительно-трудовые лагеря, опирающиеся в своей деятельности на нормативно-правовую базу, основой которой являлся Исправительно-трудовой кодекс 1933 г.
     Если в 20-е годы лишь некоторую часть заключенных удавалось занять в кустарных и полукустарных мастерских и на мелких предприятиях, создаваемых в местах лишения свободы, или по договорам на предприятиях и стройках других ведомств, то уже в годы первой пятилетки (1928/29 - 1933/34 гг.) ключевым элементом экономики ОГПУ стали крупные объекты, возведение и эксплуатация которых требовали массового применения неквалифицированной рабочей силы в чрезвычайно неблагоприятных климатических условиях. В качестве примера приведем численность осужденных, работавших на отдельных стройках и объектах страны к началу 1935 г.: канал Москва - Волга - 193 тыс. чел., Байкало-Амурская железная дорога (БАМ) - 150 тыс. чел., Ухтинско-Печерский лагерь (добыча нефти, угля) - 61 тыс. чел., заготовка дров для Ленинграда (Свирский лагерь) - 40 тыс. чел., заготовка дров для Москвы (Темниковский лагерь) - 33 тыс. чел.
     С 1936 г. НКВД СССР впервые наряду с другими наркоматами должен был представить хозяйственный план не только по капитальным работам (это требовалось и раньше), но и по промышленному производству. Таким образом, он приравнивался к промышленным наркоматам.
     К указанному периоду сложилась специализация его деятельности, которая включала: горнодобывающие отрасли, строительство, лесозаготовку и передачу осужденных другим ведомствам.
     В 1935 - 1936 гг. Приказом Наркома внутренних дел СССР от 09.06.1935 N 167 и Циркуляром ГУЛАГ от 04.12.1935 N 43-446 вначале на строительстве канала Москва - Волга, а затем во всех отраслях производства в лагерях и местах заключения, а также в хозяйственных работах, поддающихся нормированию, вводилась сдельная оплата труда.
     Ввиду неудовлетворительности результатов труда в 1938 г. с 1939 г. во всех лагерях вводилась должность десятника (мастера), который должен был руководить 2 - 4 постоянными бригадами численностью 50 - 100 чел. 15 - 20% десятников разрешалось назначать из заключенных, имеющих техническое образование и отличившихся ударной работой на производстве14.
     На количественный и качественный состав осужденных сильно повлияла война. В 1941 - 1943 гг. было досрочно освобождено свыше 570 тыс. чел., в 1941 - 1945 гг. умерло свыше 1 млн. заключенных, более 20% составляли больные.
     Возникший недостаток заключенных частично компенсировался использованием так называемого мобилизационного контингента - 400 тыс. чел. советских граждан национальностей стран, воюющих с СССР (немцев, финнов, румын). Часть из них содержалась в лагерях наравне с осужденными. В последний период войны и после ее окончания в лагерях содержалось значительное количество военнопленных.
     Послевоенные годы характеризуются широким использованием заключенных в десятках наркоматов, что говорит о том, что привлечение осужденных к труду находилось вне правового поля, а пенитенциарные цели государства состояли в их наиболее дешевом экономическом использовании.
     Данный период, по мнению некоторых исследователей, характеризуется признаками кризиса экономики МВД, ухудшением оперативной обстановки в местах лишения свободы (волнения в лагерях и лагерный бандитизм), снижением производительности труда, сокращением доли осужденных, привлекаемых на производство15.
     Свидетельством о готовности к постепенному отказу от традиционных форм организации лагерной экономики являлась поддержка МВД компаний досрочного освобождения заключенных с последующим прикреплением их к определенным предприятиям в качестве вольнонаемных рабочих. Так, в сентябре 1950 г. на строительстве Волго-Донского канала работало 20,9 тыс. вольнонаемных и 52,8 тыс. заключенных16.
     Смерть И. Сталина, назначение Л. Берии новым министром объединенного МГБ и МВД, передача из МВД в ведение хозяйственных министерств всех строительных и промышленных предприятий привели к тому, что сметная стоимость всех строительных работ МВД была сокращена со 105 до 19 млрд. руб., амнистировано 40% (1 млн.) осужденных, лагеря и колонии, кроме особых лагерей, были переданы из МВД в Министерство юстиции. Таким образом, 1953 г. можно считать завершающим годом рассматриваемого периода.
     Результаты проведенного анализа показывают, что на пенитенциарное производство начала 50-х годов важное влияние оказывали два обстоятельства: во-первых, уменьшение количества рабочих рук и рост в лагерях удельного веса уголовников-рецидивистов, во-вторых, изменение экономической роли МВД, которое теперь выступало в качестве поставщика рабочей силы и зависело от потребностей хозяйственных ведомств, которым в большей степени требовались вольнонаемные, а не заключенные.
     Проблемы с трудоустройством заключенных заставляли принимать управленческие решения, связанные с реорганизацией существующей системы лагерей, путем реформирования их в исправительно-трудовые колонии, имеющие собственные производства.
     Задуманная реформа стала проводиться в 1956 г. и совпала с очередным (IV) периодом развития пенитенциарного производства, непосредственно связанного с целями исправления и профилактики пенитенциарной преступности осужденных. Он приходится на середину 50-х годов - начало 90-х годов XX в.
     Из ведения МВД хозяйственным министерствам передавались последние значительные хозяйственные подразделения (Главное управление специального строительства, Главное управление лесной промышленности и др.). Один из символов сталинской эпохи - ГУЛАГ - прекращал свое существование.
     25.10.1956 выходит Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О мероприятиях по улучшению работы МВД СССР», в котором, в частности, предусматривалась замена лагерей колониями, организованными на базе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где осужденные могли бы получать рабочую квалификацию.
     На основе этого руководство УИС решало задачу завершения создания и дальнейшего развития собственной производственной базы. В интересах этого организационная структура производства исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) полностью копировалась с аналогичных производств аналогичных секторов народного хозяйства. Многие предприятия ИТУ вступали в контрагентские отношения с крупными предприятиями-смежниками. В результате сложилось два основных направления собственного производства - производственная деятельность, которая планировалась централизованно, на основе народнохозяйственных планов, и производство, работающее в кооперации с предприятиями отраслевых министерств.
     Вскоре стало ясно, что отсутствие необходимых ресурсов не дает возможности реформирования. МВД стало требовать возвращения части утраченных хозяйственных объектов и добилось решения об отсрочке ликвидации лагерей17.
     Нельзя не согласиться с мнением М. Деткова о том, что в советских исполнительно-трудовых учреждениях на протяжении длительного периода велся поиск наиболее оптимальных форм официальной среды осужденных, с тем чтобы наиболее эффективно использовать предусмотренные законом формы, методы и средства психолого-педагогического воздействия на личность.
     В качестве наиболее удачной формы организации среды осужденных был признан отряд, история которого в советское время начинается с создания строительного отряда в Дмитлаге ОГПУ в соответствии с Приказом от 15.02.1934. Однако его настоящее рождение, становление и развитие предопределялись изданием Приказа МВД СССР от 14.06.1957 N 0375 об утверждении Временного положения о начальнике отряда18.
    Исправительно – трудовой кодекс РСФСР 1971 г. регламентировал исполнение лишь двух наказаний - лишения свободы и исправительных работ. Примечательным является то обстоятельство, что уже в названии самого кодекса содержится указание на то, что указанный              нормативно-правовой акт нацелен на исправление осужденных именно по средствам труда.
    Трудовая деятельность осужденных к лишению свободы регламентировалась Главой V ИТК РСФСР 1971 г., под названием «Труд лиц, лишенных свободы».
    Указанная глава регламентировала привлечение лиц, лишенных свободы, к общественно - полезному труду, условия труда лиц, лишенных свободы,оплату труда лиц, лишенных свободы, а также вопросы удержания из заработка лиц, лишенных свободы и привлечение лиц, лишенных свободы, к работам без оплаты труда, пенсионное обеспечение лиц, утративших трудоспособность во время отбывания наказания.
     Важными организационно-управленческими этапами развития уголовно-исполнительной системы являлись Приказы МВД СССР N 370 1971 г. и N 320 1982 г., Приказ МВД РФ от 31 мая 1993 г., которые последовательно закрепляли принципы формирования отрядной системы ИУ. В частности, в Приказе МВД СССР N 370 1971 г. отмечалось, что стабильность отрядного звена определялась работой в одну смену и на одном производственном участке. Приказ МВД СССР N 320 1982 г. подчеркивал, что в основу формирования отряда закладывается принцип педагогической, режимной и производственной целесообразности. Приказ МВД РФ от 31 мая 1993 г. в очередной раз подтверждал, что отряд является основным организационным звеном в структуре исправительного учреждения.
     В конце 70-х - начале 80-х годов XX в. в условиях пенитенциарного производства ведется активный поиск передовых форм привлечения осужденных к труду, проводятся экономические эксперименты: внедряется бригадная форма организации труда; создаются укрупненные промышленные предприятия, производственные объединения и т.д.19. Появляются работы, посвященные вопросам исправления осужденных к лишению свободы в процессе воспитательного и трудового воздействия на них.
     Отличительными чертами данного периода являются: развитие законодательной базы, регламентирующей производственную деятельность ИТУ20, свертывание традиционной сельскохозяйственной деятельности, создание в 1957 г. фактически новой отрядной системы, которая использовалась и в производственной деятельности, введение общеобразовательного и профессионального обучения осужденных, введение в штат ИТУ должности инженера по производственно-техническому обучению осужденных.
     В 70 - 80-е годы по объему валовой продукции предприятия, расположенные в местах лишения свободы, входили в пятерку наиболее крупных производителей СССР, наряду с предприятиями и фабриками, работающими в системе тяжелого машиностроения, сталеплавильной отрасли, лесозаготовки и т.д.21. Создание собственной производственной базы исправительных учреждений можно было с полной уверенностью отнести к очевидным достижениям отечественной пенитенциарной системы. Производственный сектор мест лишения свободы не только служил средством обеспечения занятости спецконтингента и подготовки осужденных к трудовой деятельности после освобождения, но и вносил весомый вклад в экономику страны в целом. При этом необходимо подчеркнуть, что развитие экономики учреждений и органов УИС обеспечивалось научно обоснованными подходами к организации производственной деятельности предприятий исправительных учреждений на основе достижений целого комплекса наук: теории управления, экономической теории, научной организации труда и др.22.
     К сожалению, на сегодняшний день утрачены многие методики воспитания потребности в труде осужденных, разработанные учеными-пенитенциаристами в 70 - 80-х годах прошлого столетия23.
     Вступление УИС в рыночную экономику (начало 90-х годов XX в.), вызвавшее значительное ухудшение работы исправительных учреждений по всем напра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44