VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретико-правовые основы международно-правового статуса Единого экономического пространства (ЕЭП) как региональной международной интеграции

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011704
Тема: Теоретико-правовые основы международно-правового статуса Единого экономического пространства (ЕЭП) как региональной международной интеграции
Содержание
4



СОДЕРЖАНИЕ

Введение	3

1 Развитие правового регулирования международных интеграционных объединений на постсоветском пространстве	6

1.1 Международные интеграционные объединения на постсоветском пространстве: правовой аспект	6

1.2 Понятие и правосубъектность Единого экономического пространства	15

1.3 Формирование и развитие правовой базы интеграции государств-участников ЕЭП	23

2 Международно-правовые основы Единого экономического пространства	33

2.1 Роль базовых соглашений в формировании правовой базы Единого экономического пространства и характеристика Декларации                             о Евразийской экономической интеграции	33

2.2 Процесс гармонизации и унификации законодательства государств – участников ЕЭП	41

2.3 Проблемы правового поля стран участниц Единого экономического пространства	48

2.4 Перспективы развития права Единого экономического пространства           в рамках Евразийского экономического союза	52

3 Характеристика Правового статуса Единого экономического пространства	57

3.1 Правовой статус Единого экономического пространства как                      он определен в учредительных документах ЕЭП	57

3.2 Права и обязанности стран-участниц Евразийского                 экономического союза	62

3.3  Правовой статус руководящих органов Единого экономического пространства	68

Заключение	76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	81

Приложение	88

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ	92





Введение

Тема: «Правовой статус Единого экономического пространства»

Актуальность темы магистерского диссертационного исследования определяется тем, что интеграция в мировую экономику является важным направлением деятельности государства. Она включает в себя множество государственно-правовых аспектов, что свидетельствует о постоянной актуальности исследуемой проблемы.

Поэтому проблематика интеграции из конкретно-прикладных вопросов узких научных специализаций на глазах у нынешнего поколения разрастается до глобальных, жизненно важных явлений, предопределяющих повороты во внешней и внутренней политике государств и судьбы населяющих их народов. В этом контексте важно отметить, что вопросы интеграции оказываются теперь совершенно по-новому актуальны и остры с точки зрения современного развития и будущего перспектив стран и регионов в геополитическом пространстве бывшего Советского Союза.

Вопросы формирования интеграционного права в результате активизации интеграционных процессов между государствами, а также появлению особого по своей природе системного комплекса международных норм – права межгосударственных объединений чрезвычайно актуален. Появление новых отраслей права связана, прежде всего, с расширением круга объектов правового регулирования, что обусловлено возникновением новых аспектов общественных отношений, которые должны быть урегулированы только правом.

Международное сотрудничество государств – сложное и многогранное общественно-политическое явление, изучением которого заняты историческая, экономическая, социологическая, географическая, юридическая и другие науки.

Регулирование интеграционных отношений в современной России имеет особую актуальность, поскольку эффективность этого процесса напрямую влияет на содержание и функционирование правовой системы. 

Проблемы правового регулирования создания и статуса наднациональных организаций в международном праве исследовались отечественными и зарубежными учеными. Наибольший вклад в их изучение внесли О.М. Мещерякова, О.П. Зайцева, Е.А. Шибаева, Г.И. Тункин, Т.Н. Нешатаева, в трудах которых получили научное обоснование проблемы статуса наднациональных организаций в целом. Особенностям правового регулирования статуса наднациональных организаций посвящены исследования Г.М. Вельяминова, К.А. Бекяшева, С.Ю. Кашкина, А.С. Исполинова, А.С. Смбатян В.Л. Толстых,, А.Н. Талалаева, М.Л. Энтина, А.П. Шпакович. Вопросы правового регулирования деятельности наднациональных судебных органов исследовались в трудах А.С. Смбатян, М.Л. Энтина, Е.Б. Дьяченко, К.В. Энтина.

Изучением правового регулирования статуса наднациональных организаций занимались такие зарубежные ученые как Н. Блоккер, М. Беджауи, М. Бобек, Т. Вудз, Д. Вейлер, Л. Конант, Н. Диетер, Д. Лодж, К. Ленаертс, Г. Мейсон, М. Мартинез, П. Мимин, Д. Нийман, Е.Г. Шермерс, А. Циммерман, П. Пескаторе и иные.

Цель магистерского диссертационного исследования – исследовать и проанализировать теоретико-правовые основы международно-правового статуса Единого экономического пространства (ЕЭП)  как региональной международной интеграции.

В соответствии с целью магистерского диссертационного исследования поставлены и решены следующие задачи: 

установить предпосылки для создания международных интеграционных объединений;

исследовать понятие и правосубъектность Единого экономического пространства;

исследовать международно-правовые основы ЕЭП и его правовой системы;

проанализировать правовой статус Единого экономического пространства  ;

выявить проблемы правового поля стран-участниц Единого экономического пространства; 

определить перспективы развития права Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического союза.

Объектом магистерского диссертационного исследования являются правоотношения, возникающие при создании международного интеграционного объединения – ЕЭП.

Предметом магистерского диссертационного исследования выступают международно-правовые нормы, регламентирующие создание международного интеграционного объединения – ЕЭП, основные теоретические подходы в этой области, а также судебная практика.

Эмпирической базой исследования послужили работы ведущих российских и зарубежных специалистов  по исследуемой проблематике.

Методологической основой исследования являются основные методы научных исследований, применяемые в правовой науке: диалектический, абстрактно-логический, аналитический (приемы анализа, сравнения и обобщения результатов), статистический, а также комплексный и системный подходы.  

 Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, ЕЭП и стран-участниц ЕЭП.

Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.







1 Развитие правового регулирования международных интеграционных объединений на постсоветском пространстве

1.1 Международные интеграционные объединения на постсоветском пространстве: правовой аспект

Многозначный термин «интеграция» (от лат. integration — восстановление, восполнение, от integer — целый, полный) в государственно-правовом смысле подразумевает совокупность политико-правовых, экономических и социо-культурных процессов, ведущих к координации деятельности и взаимодействию, а в некоторых случаях к объединению различных политических единиц, государственных образований, структур, сил.

Интеграция, применительно к процессам взаимодействия государств, – суть процесс объединения, движение к единому целому на различных направлениях. Различают несколько типов интеграции. В частности, политическую интеграцию и экономическую интеграцию, которая, по моему мнению, невозможна без достаточно развитых наднациональных механизмов. 

Интеграционные процессы развиваются ныне почти повсеместно на многих континентах земного шара. Сегодня интеграцию в целом и экономическую, по преимуществу, стали образно уподоблять вновь открытому закону истории и велению времени. Примеры интеграционных тенденций можно обнаружить и в Северной и Южной Америке, в Азии и даже в Африке. Но конечно наиболее очевидным и убедительным подтверждением объективной природы и практической целесообразности интеграции стал опыт Западной Европы и постсоветского пространства. Именно там достигнуты самые впечатляющие результаты, которые все более влияют на быстро меняющуюся общую картину мира.

Базой межгосударственной интеграции служит общность государственно-национальных интересов, интернационализация хозяйственно-экономической, политической, культурной и социальной жизни, взаимозависимость развития стран и осознание общности целей, ценностей и потребностей. Собственно на такой основе и осуществляются интеграционные процессы и формируются интеграционные структуры на Евразийском пространстве. При этом Евразийское пространство в его геополитическом смысле содержит в себе территории России, других стран СНГ и части прилегающих к ним с юга и с запада территорий вне пределов СНГ, находящихся в процессе избрания определенной социально-экономической и государственно-правовой ориентации.

В целях программно-ресурсного и организационно-правового обеспечения интеграция обретает закрепление в определенных организационно-правовых формах, характеризующих структурные особенности и степень межгосударственного взаимодействия, виды и уровни межгосударственных отношений, направления общей деятельности, характер регулирующего воздействия, механизмы принятия решений. Другими словами, организационно-правовая форма обозначает конкретную и определенную организацию юридически зафиксированных межгосударственных интеграционных отношений, выражающую степень, характер и содержание сотрудничества и взаимодействия государств.

Институциональными основаниями интеграции являются органы с наднациональными функциями и компетенцией субординационного порядка. В правовом поле интеграционных объединений возникают элементы и признаки «права интеграции», имеющего определенную автономию как по отношению к международному праву, так и к внутреннему праву.

В зависимости от поставленных целей, путей их достижения, а также регионально-географических характеристик формами межгосударственной интеграции могут быть союз (экономический, политико-стратегический, социо-культурный, таможенный), ассоциация, содружество, союзное государство, организация, общий рынок, сообщество, общее экономическое пространство, зона свободной торговли и др. Организационно-правовой характер интеграции выражается в легитимном оформлении межгосударственного взаимодействия, выборе легальных и законных методов и средств реализации договоренностей, направленных на достижение задач и целей, соответствующих национальным интересам и отвечающих нормам и принципам национального законодательства и международного права. 

Следует отметить, что необходимость поиска различных вариантов интеграции в рамках новых объединений, являющихся «своеобразными экспериментальным полигоном для апробации и поиска путей для решения проблем, возникающих в рамках СНГ», вызвана не только объективными (экономическими), но и субъективными (политическими) причинами. Действительно, как утверждает Е.А. Юртаева, «универсальность (или всеобщность) сотрудничества в рамках этих объединений не препятствует их членам создавать другие ассоциации, нацеленные на сотрудничество в каких-либо отдельных областях, или устанавливать более тесные связи в направлении совместного развития ограниченного круга субъектов».

Во времена развития международного экономического интеграционного процесса многие страны стремятся создавать межгосударственные организации, которые объединяют в себе страны-соседи или, чаще всего, страны с наиболее похожим исторически сложившимся путем развития. Наиболее известны объединения: Европейский союз (многие европейские страны, которые постепенно охватывали все более новые вопросы интеграции), Лига Арабских государств (решают похожие вопросы, как и в ЕС); более в узких направлениях: БеНиЛюкс (таможенно-экономический союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), ОПЕК (объединение по сырьевому принципу). Похожая организация существует на территории бывшего СССР – Содружество Независимых Государств, СНГ, которое должно решать вопросы сотрудничества между государствами, ранее входившими в СССР.

Международные организации призваны объединять усилия государств в политической, военной, научно-технической, экономической, валютно-финансовой, социальной и во многих других областях. «Одним из главных признаков, отличающих международные организации от других правовых форм международного сотрудничества, — отмечает Н. Ю. Ерпылева, — является наличие у них постоянно функционирующего внутриорганизационного механизма, который присущ международной организации как институту независимо от ее юридической природы». Однако невозможно согласиться полностью с этим мнением, так как юридическая природа международной организации во многом определяет различные элементы ее правосубъектности, например влияет на характер и объем правосубъектности.

Как отмечает Х. Алварес, «международные организации — межправительственные образования, основанные в соответствии с договором, обычно состоящие из постоянного секретариата, пленарных ассамблей, в которые входят все страны участники, и исполнительные органы с более ограниченным участием — таков феномен двадцатого века, имеющий мало общего с ранними формами институционального сотрудничества, включая объем правосубъектности тех организаций, которые ею обладают, весьма различен». В то время такой подход был совершенно справедлив, однако на данном этапе «международная правосубъектность между народных организаций является общепризнанной. Она закреплена во многих международных актах и стала институтом общего международного права».

Между государствами-участниками создается особая система отношений, которая отличает интеграционное объединение от других типов международных организаций. Наиболее глубокие изменения происходят в межрегиональных интеграционных объединениях, в которых государства-члены с самого начала берут на себя, с одной стороны, широкие, а с другой - довольно неопределенные общие обязательства вносить такие изменения в свои правовые системы, которые будут признаны необходимыми в последующих соглашениях государств-членов либо в решениях органов объединения. 

Возросшие возможности и ответственность России на мировой арене диктуют необходимость наращивания российского присутствия в международных организациях сообразно меняющимся реалиям международной жизни. однако это не значит, что Россия должна стремиться вступить в них на любых условиях.

Распад СССР — это не только политическое событие, конец двухполярного мира, но и разрушение единого интеграционного экономического механизма. Распаду способствовали многие факторы, в первую очередь неэффективное управление ресурсами, территориями, человеческим потенциалом.

Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего — стран, никогда не входивших в СССР), — это независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза в результате его распада в 1991 г.

Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп: 

Прибалтика: Литва, Эстония и Латвия.

Центральная Азия: Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан.

Закавказье: Азербайджан, Армения и Грузия.

Восточноевропейские страны: Молдавия, Белоруссия и Украина.

Россия, как правило, анализируется как особая категория, из-за своей уникальной преобладающей роли в регионе.

Создание Союза Независимых Государств (СНГ) является одновременно попыткой сохранить хотя бы часть экономических отношений, не допустить резкого снижения объемов производства, совместно осуществлять эксплуатацию энергетических, транспортных, торговых, общественных коммуникаций. С другой стороны, это цивилизованная форма разделения совокупного экономического ресурса уже несуществующего государства.

Интересен факт, что СНГ формируется почти параллельно с Европейским союзом, пройдя через развал уже существующего огромного интеграционного объединения, а ЕС объединяется на основе достаточно развитых государств, создаваясь как еще более мощная интеграционная структура.

СНГ формируется из государств со своими новыми границами и таможнями, национальными валютами и банковскими системами. Все страны СНГ, включая Российскую Федерацию, рассматривали интеграцию в начале девяностых годов прошлого века как покушение на национальные интересы. В последующие годы взаимные интеграционные интересы развивались, но в 2005 г. из союза вышла Туркмения, в 2008 г. Грузия. В последние годы Азербайджан, Армения, Молдова подписывают многие совместные документы СНГ с оговорками, которые фактически являются выражением несогласия с данными документами.

На постсоветском пространстве, кроме СНГ, было сформировано несколько интеграционных объединений, функционирующих в определенных организационно-правовых формах — Таможенный союз; Организация Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС); Союзное государство России и Белоруссии; Единое экономическое пространство (ЕЭП); Евразийское экономическое сообщество, упраздненное в 2014 году в связи с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Все эти формы региональной интеграции соединяют от двух и более государств, имеют свои функции, задачи и цели, осуществляемые различными организационно-правовыми механизмами.

Исходя из фактора социально-экономической пользы и политико-правовой эффективности показателен пример интеграции России и Беларуси. Организационно-правовыми механизмами реализации задач и целей Союза явились: принятие Устава Союза, образование его высших государственных органов (Парламентского Собрания, Исполнительного комитета, Высшего совета), образование общего бюджета, разработка и реализация союзных программ, формирование Таможенного и Пограничного комитета, Комитета по вопросам безопасности, принятие Договора о равных правах граждан, подписание Договора о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России, а также Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования. 8 декабря 1999 года в Москве произошло подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по исполнению условий Договора.

Цели Союзного государства включают многообразные стороны как в социально-экономической сфере, так и в политико-правой жизнедеятельности двух народов и стран. Приобрело закрепление в Договоре и стремление двух государств на формирование единой правовой системы (ст. 2 Договора), что может быть достигнуто путем постепенной унификации и гармонизации национальных правовых систем.

В числе межгосударственных функциональных взаимодействий на Евразийском пространстве максимальное распространение приобрела экономическая интеграция. В зависимости от объекта экономической интеграции и организационных средств ее реализации, сформировались и приобрели правовое закрепление такие интегративные организационно-правовые формы:

таможенный союз, начавший действовать с июля 2010 года;

зона свободной торговли СНГ, сформированная Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, предусматривающим минимизацию исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются ввозные пошлины;

Евразийское экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) (2001-2014) — международная организация, начавшая и воплотившая процессы Евразийской интеграции созданием Таможенного союза, а вслед за тем – Единого экономического пространства, и модифицированная в 2014 году в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на правовой платформе Договора о Евразийском экономическом союзе;

единое экономическое пространство.

В 90-е годы, после обусловленного сложным сочетанием объективных и субъективных причин распада Советского Союза и образования на постсоветском пространстве новых независимых государств, идеи евразийской интеграции были подхвачены главой Казахстана Н. А. Назарбаевым, который в 1994 году выступил с подробным и развернутым проектом создания государствами – членами СНГ нового интеграционного объединения – Евразийского Союза равноправных независимых государств, направленного на реализацию национально-государственных интересов каждой из стран-участниц и их совокупного интеграционного потенциала.

В связи с ограниченным объемом работы описывать историю евразийской интеграции мы не будем, так как она достаточно детализирована на страницах официальных изданий Евразийской экономической комиссии.

Приоритетной задачей международного сотрудничества в рамках формирования ЕАЭС явилась совместная деятельность таможенных служб России, Белоруссии и Казахстана. При участии ФТС России регулярно на полях Евразийской экономической комиссии дорабатывалась функциональная часть Договора о ЕАЭС и велась работа по включению в него положений некоторых международных соглашений.

Цель указанного интеграционного объединения состоит в эффективном продвижении Договаривающимися Сторонами процесса формирования Единого экономического пространства, что позволит не только объединить рынки обращения продукции, рабочей силы и т.д., но и создать гармонизированное национальное и наднациональное правовое регулирование.

За почти четверть века пройден большой путь по созданию перспективной базы дальнейшей интеграции. Практически это путь от кризисной ситуации до формирования условий для создания качественно нового интеграционного объединения на базе уже имеющихся структур в составе Союза Независимых Государств.

1.2 Понятие и правосубъектность Единого экономического пространства

В международном праве понятие  не сформировано единого общего определения «единое экономическое пространство», которое можно равно применить к определенной форме экономической интеграции независимо характера межгосударственной интеграции, состава участников и региона (территории) подобной интеграции.

Понятия «общее экономическое пространство», «единство экономического пространства» и «единое экономическое пространство»  в некоторых международных договорах применяются как равнозначные, в иных – как не тождественные и обособленные. Как уже замечалось, применяемые в международной практике термины «общий рынок», «единое экономическое пространство», «единый рынок», «европейское экономическое пространство» и др. в теории международного права рассматриваются как не определенные, не обладающие четким юридическим значением.

Следует отметить, что и в национальном российском законодательстве дефиниция «единое экономическое пространство» не обладает нормативным определением, стабильно и устойчиво выявляющего его юридическое содержание, невзирая на то, что применяется для обозначения стратегических задач и целей государства, принципов принятия управленческих решений в Конституции РФ, значительном числе политических и программных документов, федеральных законах и подзаконных правовых нормативных актах.

В правовой литературе по российскому гражданскому и конституционному праву, в российской судебной и правоприменительной практике понятие «единое экономическое пространство» характеризуется как производное от закрепленного в Конституции РФ понятия «единство экономического пространства», разъясняющее и развивающее его.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) – одна из форм международной интеграции, которая способствует развитию взаимоотношений между государствами-участниками. Это взаимоотношения в различных сферах экономики, политики и общественной деятельности. Своеобразный единый рынок, созданный в 2012, в него входят Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Это форма экономической интеграции, разрешающая добиться высокой степени либерализации внешнеэкономических связей внутри союза и реализации коллективного протекционизма за его границами. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырех свобод» между государствами-участниками: движения капиталов, товаров, рабочей силы и услуг, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении финансового сектора и макроэкономики, энергетики и транспорта, торговли, агропромышленного и промышленного комплексов и проч.

Для осмысления межгосударственной интеграции вообще, и интеграции в Евразийском контексте в частности, следует иметь в виду и принимать во внимание тот факт, что международная интеграция — явление весьма разноречивое. Отображая, как правило, объективные тенденции общественного развития, международная интеграция в некоторые моменты может приводить к обострению регионализма и тем самым к усилению международных противоречий. Страны, не включенные в те или иные интеграционные объединения, могут чувствовать угрозу национальной безопасности и своим интересам в углублении интеграционных объединений других государств, как, например, воспринимают отдельные государства образование Евразийского экономического союза.

Наряду с этим, разноречивость межгосударственной интеграции выражается, с одной стороны, в влечении стран к независимости и самостоятельности, с другой, — в тенденции к консолидации сотрудничеству и взаимодействию по самому обширному числу вопросов жизнедеятельности и обеспечения безопасности. Например, документально закрепленный момент роспуска СССР, определенный сильнейшим желанием советских республик к полному национальному суверенитету и государственной независимости, фактически совпал с подписанием Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) 8 декабря 1991 года. В частности, Преамбула Беловежского соглашения от 8 декабря 1991 года, получившего свое название по месту его заключения главами России, Украины и Белоруссии, констатировала, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Наряду с этим статья 1 Соглашения определяла: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств».

Соглашение сообщало о стремлении развивать сотрудничество в экономической, политической, культурной, гуманитарной и иных областях. При всей неоднозначности юридических и политических оценок данного правового акта, процесса его принятия, противоречивости некоторых осуществляемых в его контексте мероприятий, неоспоримым и очевидным фактом является осознание необходимости и неизбежности сохранения не просто связей, а тесного взаимодействия между странами, раньше входившими в единый союз.

Формирование Единого экономического пространства нередко воспринимается на Западе как некое «второе издание СССР». Однако на деле совершенно очевидно, что образцом для ЕАЭС выступает не ушедший навсегда в прошлое Советский Союз, а современные европейские и другие региональные интеграционные объединения.

И это неудивительно, ведь его идейно-политической основой является созданная выдающимися представителями отечественного интеллектуального сообщества первой половины XX века доктрина евразийства. Это учение, отстаивающее историческую самобытность не сводимой ни к Западу, ни к Востоку евразийской цивилизации, основу которой образует многовековой плодоносный синтез византийско-греческой, славянской, тюркской и восточно-романской культур, всегда исходило из необходимости создания альтернативного «советскому проекту» объединения свободных и равноправных государств и народов срединной части Евразийского континента.

Определение, в которой характеризуется сущность и понятие единого экономического пространства, сформулировано в Соглашении о формировании Единого экономического пространства, заключенного 19.09.2003г. 

Под единым экономическим пространством стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором действуют механизмы регулирования экономик, образованные на общих принципах, обеспечивающих свободное движение услуг, товаров, рабочей силы и капитала, и проводится единая внешнеторговая и согласованная в том объеме и в той мере, в каких это нужно для обеспечения равной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, валютно-финансовая, денежно-кредитная и налоговая политика.

Из вышеприведенного определения можно выделить отдельные важнейшие позиции, обусловливающие сущностные характеристики единого экономического пространства:

объединяет таможенные территории государств.

действуют единые принципы, обеспечивающие свободное движение услуг, товаров, рабочей силы и капитала.

действует единая внешнеторговая политика.

проводится согласованная валютно-финансовая, денежно-кредитная, налоговая политика в целях обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности.

Применение понятия «согласованная политика» показывает сложность и неготовность в данный момент реализовать переход к единой валютно-финансовой, денежно-кредитной и налоговой политике, что определенно дает право заявлять о наличии определенных этапов более глубокой интеграции уже в период формирования единого экономического пространства.

В результате того, что обладание международной правосубъектностью является одним из важнейших признаков международной организации, ЕЭП полностью обладает подобной правосубъектостью. А именно, в соответствии со ст. 6 Соглашения о формировании Единого экономического пространства, правовой основой обеспечения функционирования и формирования ЕЭП являются решения и международные договоры органов ЕЭП, принимаемые и заключаемые с учетом законодательств стран-участниц и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.


Рис. 1. Процесс формирования международной правосубъектности ЕЭП

Помимо того, в результате того, что ЕврАзЭС ликвидировано, а сформированная им объемная договорно-правовая база (около 215 соглашений), обеспечивавшая основы евразийской интеграции, сохраняется, то все эти документы направлены ЕАЭС и многие из них продолжают работать в рамках ЕЭП в части, не противоречащей Договору о ЕАЭС.

К тому же, ЕЭП организовывается в соответствии с международным правом и функционирует в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права, реглиментирующими взаимоотношения между ее государствами-членами.

Одним из важнейших принципов деятельности ЕЭП является уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы территориальной целостности государств-членов и их суверенного равенства.

Таким образом, Единое экономическое пространство признается международной организацией, учрежденной и действующей в соответствии с нормами и принципами международного права.

В соответствии с существующими в международном праве классификациям международных межправительственных организаций ЕЭП является:

по юридической природе — межправительственной организацией;

по уровню правовой системы — международной организацией;

по сфере деятельности — экономической организацией;

по кругу участников — региональной организацией;

по порядку вступления — открытой организацией;

по направлениям деятельности — организацией специальной компетенции.

Таким образом, проанализировав все главные признаки международной организации с перенесением их на ЕЭП, можно сделать вывод, что образование ЕЭП осуществлялось в соответствии с нормами международного права и учреждено на международном договоре, определяющем его компетенцию и правосубъектность; наличие у него общих принципов и целей, общих сфер деятельности и общих интересов при уважении суверенитета государств-членов и функционирование системы постоянно действующих органов. То есть ЕЭП является современной действующей международной региональной организацией, так как имеет все признаки международной межправительственной региональной организации.

Являясь международной региональной организацией, ЕЭП выступает на международной арене ее полноправным субъектом, главная миссия которого, по словам президента Казахстана, заключается в том, чтобы «во-первых, стать одним из ключевых экономических макрорегионов мира с приобретением естественных конкурентных преимуществ в качестве моста между Востоком и Западом, Европой и Азией. А, во-вторых, обеспечить вхождение каждой из стран — участниц Союза в число развитых государств мира».

Рис. 2. Институциональные механизмы, действующие в рамках функционирования ЕЭП



На сегодняшний день на ЕЭП, как на международную региональную организацию, имеющую высокий экономический потенциал, возложены значительные надежды, напрямую связанные с ее эффективной и успешной деятельностью.

Для обеспечения решения сформированных задач и целей предусмотрены продолжительные переходные периоды, что связано с рисками значительных бюджетных потерь в случае абсолютной либерализации рынков. Относительно целесообразности сохранения Таможенного союза и Единого экономического пространства после создания Евразийского экономического союза, начавшего деятельность с 1 января 2015 года, то они продолжают существовать как предшествующие ему формы экономической интеграции. Разумность данного подхода свидетельствуется сохранением СНГ, которое, невзирая на то, что уже осуществило большинство возлагавшихся на него функций, тем не менее, продолжает действовать в виде целого ряда подписанных соглашений. 

При этом существование Единого экономического пространства и Таможенного Союза дает возможность сделать процесс евразийской интеграции более гибким. Будущие кандидаты, проявившие готовность к интеграции, могут, в частности, примкнуть только к Таможенному союзу, воздержавшись от более глубоких форм ассоциации.

Более того, с формированием Евразийского экономического союза возрастает актуальность и прочих форм межгосударственной интеграции стран-участниц ЕАЭС, поскольку накопленный ими ценный опыт будет распространяться и на Евразийское экономическое пространство.

1.3 Формирование и развитие правовой базы интеграции государств-участников ЕЭП

Особый по своей природе системный комплекс международных норм – право межгосударственных объединений, выступает в качестве системы-подсистемы в рамках общего международного права, и его взаимодействие с национальным правом ученые традиционно рассматривают в контексте соотношения правового регулирования общественных отношений международным и внутригосударственным правом. К этой сфере отнесены: становление правовых институтов защиты прав и свобод человека, охрана и использование окружающей среды, борьба с преступлениями, которые ограничивают права человека, транснациональные преступления и др.

Интеграционное право – это комплексная отрасль, которая формируется на основе правовых норм других отраслей права и правовых норм, устанавливаемых специальным интеграционным законодательством. Некоторые ученые-международники интеграционное право считают приложением международного или внутригосударственного права. Также все чаще интеграционное право отождествляют с правом региональных объединений, в частности правом ЕС.

Предметом интеграционного права являются интеграционные отношения и их правовое регулирование основными и другими комплексными отраслями права и специальным интеграционным законодательством. Объектом интеграционного права выступают отношения, на которые направлено интеграционная деятельность. Субъектами - участники интеграционной деятельности: физические лица, юридические лица, государства, государственные и муниципальные образования.

Основными методами регулирования интеграционных отношений являются: правовая рецепция, унификация, стандартизация, имплементация и гармонизация. Однако Ю. А. Тихомиров указанные способы называет «формами», относя к ним также деятельность гос.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44