VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Международно-правовые акты о наемничестве.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001360
Тема: Международно-правовые акты о наемничестве.
Содержание
     Дипломная работа
     
     «Уголовно-правоваяхарактеристика наемничества (ст. 359 УК РФ»
     Содержание
     
     Введение 
     Глава 1.Международно-правовые актыо наемничестве.
     1.1. Международное законодательство о наемничестве.
     Глава 2. Уголовно-правовой анализ состава преступления, предусмотренного ст. 359 УК РФ «Наемничество».
     2.1. Объект преступления, предусмотренного статьей 359 УК РФ.
     2.2. Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 359 УК РФ.
     2.3. Субъект и субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 359 УК РФ.
     2.4. Квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного статьей 359 УК РФ.
     Глава 3. Соотношение преступления, предусмотренного ст.359 УК РФ «наемничество», с другими преступлениями, предусмотренными УК РФ.
     Заключение 
     Список использованной литературы 

     Глава 1. Международно-правовые акты о наемничестве
     
     В юридической литературе встречается мнение, что впервые попытка международного закрепления преступности наемничествав международном праве была принята Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г.1
     По смыслу ст. 4 указанной Гаагской конвенции, на территории нейтральной Державы в пользу воюющих не могут быть сформированы военные отряды и открыты учреждения для вербовки. Ответственность нейтральной Державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих (ст. 6).По мнению ряда авторов, например, Блищенко И.П. и Жданова Н.В., эти положения преследовали цели предупреждения наемничества.2 Подданные государства, не принимающего участия в войне, считались нейтральными лицами (ст. 16). Однако они не могли ссылаться на свой нейтралитет, если совершали действия, враждебные по отношению к воюющему, либо совершали действия в пользу воюющего, а именно если добровольно поступали на службу в ряды военных сил одной из сторон. В таком случае нейтральный не должен подвергаться более суровому обращению со стороны воюющего, во вред которому он отказался от нейтралитета, чем то, которому подвергся бы за подобное же деяние подданный другого воюющего государства (ст. 17).3
     Первыми актами ООН, направленными против наемничества, следует признать ряд резолюций Совета Безопасности ООН, принятых в связи с событиями в Конго в 1961 г.4 Генеральная Ассамблея ООН в 1968 г. в Резолюции N 2465 (XXIII) окончательно установила, что практика использования наемников является уголовно наказуемым деянием, а сами они объявляются преступниками, находящимися вне закона. В ней подчеркнута необходимость принятия во всех странах законов, объявляющих набор, финансирование и обучение наемников на их территории уголовно наказуемым преступлением, и запрета своим гражданам поступать на службу в качестве наемников.
     В Декларации о принципах международного права 1970 г.5 ГА ООН рекомендовала странам воздерживаться от организации или поощрения организации и содержания наемников для вторжения на территорию другого государства (принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН).
     Первой попыткой определить понятие наемника в международном масштабе было постановление Организации Африканского Единства 1972 года,6 в которой наемник определялся как «лицо, руководствующееся желанием наживы и за материальное вознаграждение готовое воевать на стороне, которая платит».
     Необходимость наказания наемников как международных уголовных преступников содержится и в Основных принципах правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов (1973 г.).7 Генеральная Ассамблея отнесла засылку на территорию другого государства наемников, которые осуществляют применение вооруженной силы против другого государства, к актам агрессии со всеми вытекающими международно-правовыми последствиями.
     В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. "Определение агрессии"8 отмечено, что засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них будет квалифицироваться в качестве акта агрессии (п. "g" ст. 3).
     В 1977 г. Совет Безопасности ООН в Резолюции N 405 потребовал от государств не предоставлять свою территорию для вербовки наемников, не разрешать своим гражданам участвовать в их формировании, вербовке, обучении и переброске их в другие государства.9
     Впервые правовое содержание понятия "наемник" появляется в статье 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (1977).10 По мнению Хабачирова М.Л, ни одна норма этого документа, ни любого иного, принятого до него и имеющего обязательный для государств характер, не содержит квалификации наемничества как преступления.11
     Тем не менее, наиболее полное определение наемника было отражено в Дополнительном протоколе I (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г., который в п. 2 ст. 47 установил, что наемником признается любое лицо, которое:
     а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
     б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
     в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
     г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
     д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
     е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.12
     При этом подчеркивалось, что наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. По мнению Белого И.Ю., ввиду своего специального характера законодательство о вооруженных конфликтах в целом не касается вопроса о законности наемнической деятельности и не определяет ответственности за наемничество тех лиц, которые участвуют в наемнической деятельности.13
     Протокол ратифицирован Постановлением ВС СССР от 4 августа 1989 г. N 330-1 с заявлением. Протокол вступил в силу для СССР 29 марта 1990 г.
     В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 3 мая 1978 г. N S-9/2 "Декларация по Намибии и Программа действий в поддержку самоопределения и национальной независимости Намибии"14 констатировалось, что в целях расширения своей военной деятельности в Намибии Южная Африка активизирует вербовку наемников и организует в территории племенные армии. В Программе действий в поддержку самоопределения и национальной независимости Намибии содержался призыв ко всем государствам принять эффективные меры по предотвращению вербовки наемников для службы в Намибии или в Южной Африке (п. 41).
     В Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (18 ноября 1987 г.)15провозглашено: государства должны выполнять возложенные на них в соответствии с международным правом обязательства воздерживаться от организации, подстрекательства, пособничества или участия в полувоенных, террористических или подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах и от потворствования организованной деятельности, направленной на совершение таких действий, в пределах своей территории (п. 6 ст. I).
     В Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств (принята Резолюцией 36/103 XXXVI Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1981 г.)16 закреплено, что принцип отказа от интервенции и невмешательства во внутренние и внешние дела государств включает обязанность государства не допускать на своей территории обучения, финансирования и вербовки наемников или засылки таких наемников на территорию другого государства и отказывать в предоставлении средств, включая финансирование, для оснащения и транзита наемников (п. "g" ст. II).
      Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. была принята Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников.17 В ней было расширено юридическое определение наемника: при наличии всех остальных признаков наемником признается лицо не только участвующее в военных действиях (т.е. в межгосударственном военном конфликте), но и принимающее участие в вооруженном конфликте как таковом.18
     Согласно названной Конвенции термин "наемник" означает также любое лицо, которое:
     1) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
     - свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства; или
     - подрыв территориальной целостности государства;
     2) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом целью получить значительную личную выгоду и побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
     3) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
     4) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;
     5) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.
     Наемники не признаются законными участниками вооруженных конфликтов, на них не распространяется режим военного плена, и, более того, с точки зрения международного права, они являются уголовными преступниками, которые должны нести ответственность перед судом.19
     Таким образом, была образована юридическая база для предотвращения использования наемничества в вооруженных столкновениях внутригосударственного характера, а также участия наемников в насильственных действиях, направленных на свержение правительства, подрыв конституционного строя государства, его территориальной целостности.
     В названной Конвенции, по сути, впервые сформулирован состав наемничества как самостоятельного преступления: была установлена индивидуальная ответственность лиц, осуществляющих вербовку, финансирование, обучение и использование наемников в вооруженном конфликте, а также ответственность самих наемников за непосредственное участие в таком конфликте.
     Она вступила в силу 20.10.2001, когда на хранение Генеральному секретарю ООН было передано 22 документа о ее ратификации или присоединении. В соответствии с Конвенцией вербовка, использование, финансирование и обучение наемников признаются преступлениями международного характера, за которые государства-участники в национальном законодательстве предусматривают соответствующие наказания.
     Подписанная сорока и ратифицированная тридцатью государствами, Конвенция является важным международно-правовым документом по предотвращению использования наемников как средства нарушения прав человека и прав народов на самоопределение.
     Многие страны, в том числе Россия, не подписали и не ратифицировали Конвенцию "в силу ряда обстоятельств, в том числе весьма широкой трактовки понятия наемничества, неконкретности отдельных формулировок и жесткого подхода к проблеме выдачи наемников другим государствам и их уголовному преследованию".Вместе с тем государства, которые не подписали и не ратифицировали Конвенцию, признали наемничество преступлением по национальному уголовному праву, в том числе и Российская Федерация.20
     Некоторые исследователи, например, Камерон Л, предлагают африканскую (1977 г.) и международную (1989 г.) конвенции именовать коллективным названием "конвенции о наемниках", относя их к источникам международного уголовного права. Согласно этим конвенциям, при наличии имплементирующего законодательства государств-участников лица, подпадающие под определение наемника, будут подвергнуты преследованию как за отдельное преступление за тот факт, что они являются наемниками. Эти конвенции могут применяться в любых ситуациях (в том числе немеждународных вооруженных конфликтах).21
     В апреле 1993 г. на рассмотрение Верховного Совета РФ был внесен проект Закона РФ "Об ответственности за вербовку, вооружение, финансирование, обучение и использование наемников"22, однако он не был принят. 
     Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 января 1995 г. N 331-1 СФ23 был внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проект Федерального закона "О внесении дополнения в Уголовный кодекс РСФСР" ст. 66.1 "Наемничество". Однако законопроект не был принят, поскольку уже шла работа над новым УК РФ.
     Положительным моментом в противодействии наемничеству является разработка проекта Модельного закона СНГ «О противодействии наемничеству».24 В нем четко и детально рассмотрены понятия наемника и наемничества. Принятие данного закона, по-моему мнению, сыграло большую и положительную роль в противодействии с рассматриваемым преступлением, поскольку в его основе лежат общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, предусмотрена возможность международного сотрудничества в области противодействия наемничеству, а также контроль и надзор за законностью осуществления противодействия наемничеству.
     
     
     
     

     1.1. Международное законодательство о наемничестве
     
     Рассматривая закрепление состава наемничества в странах СНГ, можно увидеть, что, например, в УК Беларуси относит наемничество к преступлению против мира и безопасности человечества. В ст. 132 описано пять видов альтернативно указанных форм наемничества, осуществляемых с целью противодействия праву народов на самоопределение, признанному международным правом.25По мнению Изъянова А.Д., белорусский законодатель, введя вышеуказанную цель, учитывал опыт прошлых десятилетий, когда наемничество преимущественно было связано с нарушением указанного права. Однако в настоящее время его характер значительно изменился. Нередко оно сопровождает преступления, которые не посягают на конституционную власть и тем более на независимость и национальный суверенитет государства (например, торговля людьми, незаконный оборот наркотиков и др.). При совершении наемниками таких преступлений лица, ответственные за их вербовку, финансирование, использование и т.д., согласно нормам УК Беларуси, строго говоря, не должны признаваться субъектами преступления, если у них не было цели противодействия законному осуществлению права народов на самоопределение.26
     В соответствии со ст. 132 УК Беларуси уголовная ответственность установлена за вербовку, обучение, финансирование, иное материальное обеспечение и использование наемников только в военных действиях. Изъянов А.Д. считает, что белорусские ученые, раскрывая понятие "военные действия", полагают, что им охватываются как ситуации вооруженного конфликта, так и иные случаи, по характеру насилия и интенсивности не достигающие уровня вооруженного конфликта. 27
     Так же в УК Беларуси в одной норме содержится как определение наемника(наемничества), так и закрепляется состав участия наемника в вооруженных конфликтах или различного рода боевых действиях. В ст. 133 преступлением признается «участие на территории иностранного государства в вооруженных конфликтах, военных действиях лица, не входящего в состав вооруженных сил воюющих сторон и действующего в целях получения материального вознаграждениябез уполномочия государства, гражданином которого оно является или на территории которогопостоянно проживает (наемничество)».28
     УК Азербайджана относит наемничество к военным преступлениям. В ст. 1141 УК Азербайджана сказано о вооруженном конфликте или военных операциях.29
     УК Украины относит наемничество к преступлениям против мира и безопасности человечества и международного правопорядка. Согласно ст. 447 УК Украины наемничеством является использование наемников в насильственных действиях, направленных на свержение государственной власти либо нарушение территориальной целостности других государств.30 На мой взгляд, это более широка трактовка понятия наемничества, что, в принципе, соответствует нормам международного права (ст. 1 Конвенции о наемничестве).
     Подробную характеристику закрепленных в норме «насильственных действий» дает украинский юрист П.С.Матышевский. Так, по его мнению, «насильственные действия включают применение оружия илифизической силы (ведения боя, захват заложников, нанесение телесных повреждений, убийствои т.п.) на территории другого государства в отношении любого государственного деятеля этогогосударства с целью лишить его власти или определенной ее части. Насильственные действиямогут представлять собой захват важных объектов другого государства (средств массовой информации, связи, банков, государственных помещений и т.п.) с целью свержения государственной власти или нарушения территориальной целостности государства».31
     В примечании к ст. 162 УК Казахстана, помимо цели материального вознаграждения, говорится и об иной личной выгоде.Другие цели у наемника могут быть в случае их совместимости с корыстью при обязательном наличии цели материального вознаграждения. Цель же личной выгоды, предусмотренная на альтернативных началах в УК Казахстана, может изменить само понятие наемника.
     По ст. 162 УК Казахстана, в качестве квалифицирующего признака участия наемника в вооруженном конфликте или военных действиях называются гибель людей или иные тяжкие последствия.32
     Рассматривая же страны Европы , Короткий Ф.В. отмечает, что, например, в 1870 г. в Англии был принят Акт о службе иностранному государству. Положения этого акта запрещали подданным Великобритании поступать на службу к иностранному государству для участия в военных действиях против другого государства, если Великобритания не находилась с этим последним в состоянии войны. Характерно, что для многих стран Британского Содружества указанный акт остается и по сей день единственным законом, направленным против наемников. Английский парламент подтвердил действие акта во время войны в Испании.33 В мае 1968 года Великобритания приняла закон, запрещавший ее подданным поступать на какую-либо службу в Родезии. Однако Скотланд-Ярд полностью игнорировал сообщения прессы о вербовке наемников на территории Англии для борьбы против законного правительства народной Анголы и для службы в рядах армии Смита. Более того, английские полицейские власти облегчили отправку наемников в Анголу через аэропорты Англии в Бельгию, в ряде случаев отменив необходимые таможенные и пограничные формальности.34
     Блищенко И.П., и  Жданов Н.В.В пишут, что в Швеции XIX в. считалось преступлением вербовать подданных для службы иностранному государству без санкционирования короля. А в 1918 г. премьер-министр Швеции запретил формирование отрядов на территории страны для участия в гражданской войне в Финляндии. Во время гражданской войны в Испании в 1937-1939 г.г. в Швеции действовал специальный закон, запрещавший вербовку на военную службу в Испании. В 1948 г. был принят специальный закон (сейчас он включен в Уголовный кодекс), предусматривающий штраф или тюремное заключение на срок до 6 месяцев за вербовку на иностранную военную службу без разрешения правительства или за незаконный выезд из страны с этой целью и до двух лет тюремного заключения за те же действия, совершенные в военное время.35
     Шандиева Н.О. заключает, что, в целом современное уголовное законодательство стран Европы рассматривает различные проявления наемничества как преступления против внутренней безопасности и обороноспособности государства, преступления, направленные на подрыв добрососедских отношений с иностранными государствами или нарушение нейтралитета, т.е. как преступления против внешней безопасности, и как само наемничество, правда, в специфическом его выражении.36 Подобная классификация позволяет точнее выявить общее и специфическое в закрепленных в этих странах нормах о наемничестве или его проявлениях.
     В качестве преступлений против внутренней безопасности и обороноспособности государства ряд проявлений наемничества рассматривается в уголовном законодательстве Бельгии, Дании, Франции, ФРГ, Швеции. В УК Бельгии, Дании, ФРГ, Швеции таким преступлением признается вербовка лица для иностранной службы без разграничения вербовки наемника или добровольца. Причем вербовка может являться собирательным названием для ряда составов: самой вербовки, а также «побуждения» и «пользования услугами другого лица» с корыстной целью (Ст. 126-129 гл. III разд. I Книги 2 УК Бельгии)37, «склонения» людей «незаконно покинуть страну для того, чтобы поступить на такую службу»38 (ст. 12 гл.19 ч.2 УК Швеции). Как видно, в одной норме содержатся и сам состав вербовки, и соучастие в такой вербовке в виде подстрекательства и пособничества к ней. 
     В законодательстве рассматриваемой группы стран нередки указания на то, что вербовка должна совершаться только на территории соответствующего государства или в его пределах (УК Дании, Швеции) - существенно сужая возможности привлечения к ответственности вербовщиков, выводя за пределы уголовного закона случаи, когда вербовка граждан данного государства происходит вне территории этой страны. Также значительно сужаются предписания международного права при распространении понятия наемника только на граждан соответствующего государства (УК ФРГ).
     В отличие от других стран первой группы, в УК Франции, принятом в 1992 г., прямо не закрепляется преступность вербовки для иностранной военной службы, а устанавливается ответственность за «набор вооруженных сил без приказа или без разрешения законных властей» (п. 2 ст. 412-7).39 На мой взгляд, данной нормой фактически должны охватываться и случаи противоправной вербовки лиц для создания вооруженных сил. К лицу, осуществляющему вербовку наемников, может применяться ст. 413-1, признающая преступлением «подстрекательство военных, относящихся к французским вооруженным силам, к переходу на службу иностранного государства», осуществляемое с целью «нанести ущерб национальной обороне». Как пишет Н.Е. Крылова, «при этом причинение реального вреда не является необходимым условием» и «этот ущерб может, в частности заключаться и в отсутствии данных военных в составе вооруженных сил Франции».40 По смыслу последней нормы наказуемо подстрекательство к переходу как на военную, так и на гражданскую службу.
     Как преступления против внешней безопасности государства, т.е. преступления, направленные на подрыв добрососедских отношений с иностранными государствами или нарушение нейтралитета ряд проявлений наемничества представлен в законодательстве Великобритании, Финляндии, Бельгии. В этой группе стран в основном устанавливается ответственность за незаконное поступление на военную службу. Причем последнее также имеет свои составляющие:
     1) само поступление на такую службу и побуждение к поступлению на нее (Закон Великобритании о поступлении на военную службу за границей (Акт о службе иностранному государству) 1870 г.);
     2) «неоставление службы в таких вооруженных силах» (УК Финляндии);
     3) или состоит из нескольких альтернативных действий: найм, вербовка, прибегание к услугам третьего лица (по смыслу ст. 126 УК Бельгии)
     Надлежит отметить особенность установления уголовной ответственности за наемничество в праве Испании. УК Испании фактически не содержит состава наемничества, однако, он содержит норму, которая снимает все противоречия с международным правом и является примером прямого действия нормы международного права. Раздел XXIV «Преступления против международного сообщества» УК Испании содержит главу 111 «О преступлениях против лиц и собственности, имеющих защиту в случае вооруженных конфликтов», включающую ст. 614. По смыслу данной статьи, выделяются в отдельную группу субъекты, совершающие деяния, относящиеся к ведению боевых действий и противоречащие положениям международных Договоров, подписанных Испанией. К данным субъектам, согласно ратифицированному Испанией I Дополнительному протоколу, относятся и наемники.41



     
     
ВВЕДЕНИЕ
     
     По определению В. Даля, "нанимать" означает "брать из платы во временное услужение, в работу". В свою очередь, "наемник" - тот человек, который "нанялся, пошел в найм, в работу или на службу". Наконец, "наемничество" - это "состояние наемника" как таковое, не более того.42 Почти через сто лет С. Ожегов определил содержание термина "наемник" как "тот, кто продался кому-нибудь, кто из низких, корыстных побуждений защищает чужие интересы".43
     В современных условиях наемничество является одной из реальных угроз не только национальным интересам отдельных государств, но и глобальной безопасности в целом. Обусловлено это, прежде всего, тем, что определенная часть людей — наемники — избирают противоправное участие в вооруженных конфликтах или в военных действиях в качестве источника средств к существованию. Обычно они применяют всевозможные виды насилия в нарушение норм международного права, причем насилие нередко является одним из главных компонентов их преступной деятельности.
     В результате вербовки, обучения, финансирования, а также использования наемников в вооруженных столкновениях нередко формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда здоровью лиц, правомерно участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях, уничтожение или разрушение народно-хозяйственных объектов противоборствующей стороны (сторон).
     Принципиальный шаг к формально - юридическому определению наемника был сделан в ст. 47 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г. А состав наемничества как самостоятельного преступления против мира и безопасности человечества определен в Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.); в этом же документе было расширено понимание и самого наемника.
     Практически все вооруженные конфликты современности подтверждают, что действия наемников наносят серьезный ущерб суверенитету, стабильности и безопасности государств. Понимание этого привело к разработке и принятию универсального международно-правового акта по вопросам борьбы с наемничеством — Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г.
     Осознание высокой общественной опасности наемничества и деятельности наемников отражено в ряде факторов, указанных в преамбуле к Конвенции о наемничестве и обусловивших ее принятие. Среди них наиболее важными представляются признание вербовки, использования, финансирования и обучения наемников: 1) нарушением таких принципов международного права, как суверенное равенство, политическая независимость, территориальная целостность государства и самоопределение народов; 2) преступлениями, вызывающими глубокую озабоченность всех государств.44
     Под влиянием международного уголовного права, а также в связи с реальной общественной опасностью наемничества для целостности Российской Федерации его преступность впервые установлена и в УК РФ. 
     Актуальность данной темы прежде всего связана с тем, что на сегодняшний день на планете полыхают десятки вооруженных конфликтов, имеющих как международный, так и внутригосударственный характер, причем многие из них носят латентный характер. Ведущую роль в продолжающейся ситуации активного применения вооруженной силы в Северо - Кавказском регионе Российской Федерации сыграли и продолжают играть наемники. Именно эта категория людей, "циркулируя в пределах вооруженных конфликтов, активизирует последние; "требует" появления такого рода конфликтов, способствует поддержанию военного психоза не только в так называемых "горячих точках", но и в целых регионах цивилизации".45
     Ситуация обострилась еще больше после событий ноября 2013 года, названного СМИ Евромайданом, последствия которого привели к самопровозглашению республик, отделившихся от Украины. По многочисленным данным, на территории самопровозглашенных государств действует около тысячи наемников из разных стран.
     Цель исследования – изучить состав преступления, предусмотренного ст. 359 УК РФ, с позиции законодателя и уголовно правовой доктрины.
     Предмет исследования – нормы в ст. 359 УК РФ, учебная литература международные конвенции, научные статьи, российское и международное законодательство о наемничестве.
     Объект исследования – отношения, возникающие в результате совершения деяний, предусмотренных ст. 359 УК РФ, их уголовно-правовой оценке и квалификации.
     
     

     1. Объект преступления, предусмотренного статьей 359 УК РФ
     
     Установление объекта преступления имеет важное уголовно-правовое значение, так как он определяет общественную опасность деяния, является обязательным элементом любого состава преступления, а также его установление необходимо для правильной квалификации совершенного деяния. 
     Статья 359 УК РФ «Наемничество» расположена в Разделе XII УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества». 
     В доктрине уголовного права существует дискуссия по поводу того, что именно считать родовым объектом посягательства ст. 359 УК РФ, так как складывается такая ситуация, в соответствии с которой непонятно, что законодатель понимает под названием вышеупомянутого раздела, ибо толкования слов, которые в нем употребляются, ни российское законодательство, ни международное, а также ни судебная практика, не дают. 
     В российской литературе доминирует точка зрения в соответствии с которой «…мир в международном праве (или международный мир) трактуется как отношения между народами и государствами, основывающиеся на проведении внешней политики ненасильственными средствами, и отсутствие организованной вооруженной борьбы между государствами».46
     Практически идентична точка зрения других авторов, которые утверждают то, что преступления, предусмотренные разделом XII УК РФ, посягают в чистом виде на мир и безопасность человечества, при этом выступая в качестве родового (специального) объекта этих преступлений.47
     Другие исследователи считают, что объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие правила использования средств и методов, порядок ведения войны, регламентированные международным правом.48
     Третьи считают, что объектом наемничества являются мир и мирное сосуществование государств и народов.49
     Я считаю, что говоря о родовом объекте «Наемничества», следует согласиться с точкой зрения тех авторов, которые считают, что им являются общественные отношения, обеспечивающие правила использования средств и методов, порядок ведения войны, прежде всего потому, что международное гуманитарное право устанавливает ограничения на применение тех или иных методов и средств ведения войны. Эти ограничительные меры относятся к видам используемого вооружения, способам его применения и общему поведению лиц, задействованных в вооруженном конфликте. Принцип проведения различия требует, чтобы стороны вооруженного конфликта всегда проводили различие между комбатантами и военными целями, с одной стороны, и гражданскими лицами и гражданскими объектами – с другой, и, соответственно, подвергали бы атакам только законные цели. Кроме того, международное гуманитарное право запрещает нападения неизбирательного характера, а также устанавливает принцип соразмерности, который требует, чтобы так называемые попутные потери жизни среди гражданского населения и/или ущерб гражданским объектам не были бы чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить. Для имплементации ограничений и запрещений в отношении нападений все стороны вооруженного конфликта должны также соблюдать специальные меры предосторожности.
     И наконец, нормы ведения боевых действий предоставляют специальную защиту некоторым объектам, в том числе культурным ценностям и местам отправления культа (например, памятникам истории), объектам, необходимым для выживания гражданского населения (в том числе производящим продовольствие сельскохозяйственным районам, посевам, сооружениям для снабжения питьевой водой), а также установкам и сооружениям, содержащим опасные силы (а именно плотинам, дамбам и атомным электростанциям). Запрещено использование методов и средств, способных причинить долговременный и серьезный ущерб природной среде, поскольку это угрожает здоровью и выживанию гражданского населения.
     Исходя из этого, я не считаю, что наемник, будет действовать в соответствии с данными нормами, так как его главная цель – получение значительного материального вознаграждения за исполнение тех приказов и поручений, которые ему будут продиктованы и, скорей всего, они не будут соответствовать вышеупомянутым правилам и законам ведения войны.
     Далее считаю нужным рассмотреть видовой объект преступления, предусмотренный ст. 359 УК РФ.
     В литературе есть высказывается точка зрения, в соответствии с которой видовой объект занимает промежуточное положение между родовым и непосредственным и является, таким образом, частью, подсистемой родового объекта, находясь с ним в соотношении "род - вид", поэтому видовой объект можно обозначить как подгруппу близких, сходных социальных благ, входящую в более широкую группу однородных, однопорядковых ценностей. Видовой объект - это объект вида (подгруппы) очень близких по характеру преступлений, но в некоторых случаях он может отсутствовать, совпадая с родовым тогда, когда раздел Особенной части состоит всего из одной главы.50
     Я полностью согласна с данной позицией и считаю, что в нашем случае какие-то признаки, которые отличали бы родовой объект от видового в Разделе XII УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества», отсутствуют. Тем более, Глава 34 УК РФ полностью копирует название раздела, в котором находится, а других глав в этом разделе нет.
     Далее необходимо сказать о непосредственном объекте преступления, предусмотренного ст. 359 УК РФ, по поводу которого тоже ведутся дискуссии в доктрине уголовного права и с которым возникают проблемы у правоприменителя.
     Часть российских ученых дифференцируют содержание непосредственного объекта через общепризнанную категорию «общественных отношений». Например, И.В. Шишко определяет непосредственный объект как «...соблюдение принципов правовог.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%