VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008553
Тема: Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
Содержание
28



Министерство образования и науки Российской Федерации



федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Тольяттинский государственный университет»





институт права

(институт)

____________________________________________________________

(кафедра)









КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ) 



по учебному курсу «Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности»



Тема «Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности»















Студент

А.С. Хорунжая

(И.О. Фамилия)



Группа

ЮРбз-1336Д

(И.О. Фамилия)



Преподаватель 

Е.В. Чуклова

(И.О. Фамилия)





















Тольятти 2017





			Оглавление	

	

	Введение	3

	Глава 1. Понятие внешнеэкономической деятельности и источники ее правового регулирования	5

	1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности	5

	1.2. Особенности и виды источников правового регулирования внешнеторговой деятельности	8

	Глава 2. Характеристика видов источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности	11

	2.1. Международные договоры, заключаемые между государствами	11

	2.2. Национальные правовые акты	16

	2.3. Обычаи и судебная практика как источники права	18

	Заключение	24

	Список использованных источников	26

	Приложения	29






Введение



Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что переход к рыночной экономике коренным образом изменил экономические отношения между их участниками как внутри государства, так и во внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности. Кардинальному преобразованию подверглось правовое регулирование этих отношений.

По проблеме источников права опубликована значительная научная литература, в которой подвергнуты исследованию различные аспекты и стороны указанной проблемы. Тем не менее, несмотря на солидную научную базу, проблема источников права продолжает оставаться до сих пор в центре внимания исследователей. Так, усиливающиеся в последнее время процессы правовой глобализации и интеграции, взаимовлияния правовых семей, влияния международного права на внутригосударственные правовые системы обозначили проблему официального признания в качестве источника российского финансового права судебного прецедента.

Россия активно участвует в мировом экономическом пространстве, внимательно изучает современный опыт внешнеэкономических рыночных связей, его правовой механизм и применяет его в своей практической работе.

В настоящее время ни одно государство не может существовать без экономических связей с другими государствами. Эти связи весьма разнообразны: обмен товарами, ценными бумагами, научно-техническими достижениями, выполнение различных работ и услуг, получение и предоставление финансовых кредитов и многое другое.

Наша страна всегда поддерживала со своими партнерами такого рода внешнеэкономические связи. Однако сейчас они претерпевают существенные изменения, поэтому по существу можно говорить о становлении нового характера внешнеторговых и внешнеэкономических отношений. На смену государственной монополии внешнеэкономических связей, когда их осуществляли только специализированные внешнеторговые и аналогичные им государственные структуры, пришла широкая самостоятельность вступления в них любого субъекта предпринимательской деятельности (коммерческих и некоммерческих юридических лиц, индивидуального предпринимателя без образования юридического лица). Таким образом, эти связи стали более разнообразными, приближенными к сложившейся мировой практике.

Предметом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием внешнеторговой деятельности.

Объект курсовой работы – источники правового регулирования внешнеторговой деятельности.

Целью курсовой работы является исследование сущности и видов источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ.

В соответствие с целью определены следующие задачи курсовой работы:

- исследовать понятие источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности;

- раскрыть особенности международных договоров как источника права внешнеэкономической деятельности

- выявить особенности торговых и деловых обычаев;

- раскрыть особенности судебной и арбитражной практики в регулировании внешнеэкономической деятельности.

В процессе выполнения курсовой работы использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, системный анализ, историко-правовой, формально-юридический.

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, разделенных на четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения.





Глава 1. Понятие внешнеэкономической деятельности и источники ее правового регулирования



1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности 



Исторически понятие «внешняя торговля» связано с международным обменом товарами. Поэтому первоначально внешняя торговля определялась как совокупность товарных операций по экспорту и импорту. Поскольку внешняя торговля является частью экономики, то с ее развитием появляются и новые формы внешнеэкономических связей, особенно в сфере экономического и научно-технического сотрудничества с другими странами. Таким образом, следует исходить из понятия внешней торговли в широком смысле: помимо прямого обмена товарами в него включаются и обмен потребительными стоимостями в иных формах.

За период 1992–1995 гг. в целом завершилось формирование основ системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. На смену тотальному контролю за внешнеэкономическими связями пришел механизм государственного регулирования таких связей с использованием инструментов и методов, традиционных для стран с рыночной экономикой.

В таких условиях со всей остротой встал вопрос о принятии закона, в котором нашли бы свое комплексное, системное закрепление правовые основы внешнеторговой деятельности с учетом общих принципов социальной и экономической политики, таможенного и валютно-финансового регулирования. В ряде зарубежных стран такие законы были приняты (например, Закон о торговле в США, Закон о контроле за валютными операциями и внешней торговлей в Японии и др.). Существовали они и в некоторых государствах СНГ (в частности, Закон Молдовы «Об основах внешнеэкономической деятельности» и т.п.).

В декабре 2003 года был принят федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в котором определены основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность федеральных органов исполнительной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований в области внешнеторговой деятельности.

Внешнеторговая деятельность определяется в законе как «деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговлей товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью» (ст. 2).

На сегодняшний день легальное определение понятия «внешнеэкономическая деятельность» сформулировано в Федеральном законе от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Согласно ст. 1 этого Закона, к внешнеэкономической деятельности относится внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). Таким образом, внешнеэкономическая деятельность в полном объеме включает внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность в области между- народного обмена. 

Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие и специальные.

К общим относятся: уважения прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты субъективных прав и др.

К специальным следует отнести:

- единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ;

- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- единство таможенной территории;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;

-  защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

-  исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговой деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;

-  обеспечение выполнение обязательств РФ по международным договорам РФ;

-  взаимность в отношении другого государства (группы государств);

-  обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, а также права на спаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности.

Все приведенные выше специальные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности нашли свое закрепление в ст. 4 федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Кроме того, внешнеторговая деятельность в России осуществляется в строгом соответствии и с учетом торговой политики. Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики РФ.

Основной целью, которой является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров, услуг и реализуется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 12). Торговая политика РФ строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

Наряду с традиционной формой торговли в настоящее время потенциально стал возможен более широкий выбор видов внешнеторговой деятельности (производственная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности; концессионная деятельность; лизинговые операции; посреднические операции; деятельность иностранных инвесторов, совместная предпринимательская деятельность с участием иностранных контрагентов и т. п.). Необходимо отметить, что в законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» отсутствует подробная регламентация и перечень видов внешнеторговой деятельности, а дается лишь их общая ориентировка и отсылка к соответствующим правовым актам.



1.2. Особенности и виды источников правового регулирования внешнеторговой деятельности



Человечество живет в постоянном экономическом и хозяйственном общении и взаимодействии. Общаются между собой граждане, всевозможные объединения граждан – предприятия, ассоциации, банки и т.д., а также государства. 

Характер этого объединения многолик, но в этом многообразии первенствующую роль занимают имущественные, а также связанные с ними неимущественные отношения. Эти отношения являются гражданско-правовыми и регулируются преимущественно нормами гражданского законодательства. В этой связи возникает потребность более тщательного изучения источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Когда такие отношения возникают и реализуются в пределах одного государства, и, как правило, между его субъектами права, не затрагивая интересов так называемого «иностранного элемента», то они регулируются национальным гражданским правом, т. е. правом данного государства.

Важнейшей категории теории государства и права является понятие «источника» (формы) права. 

В России традиционно источниками права принято считать нормативные правовые акты, санкционированные обычаи, судебные и административные прецеденты и нормативные договоры. В качестве источников права называют также юридическую науку. 

Однако в последние годы источником права стали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его деятельность, организационные формы принятия нормативного правового акта (акт волеизъявления, правотворческое решение). 

Анализируя сложившиеся в отечественной и зарубежной научной литературе представления об источнике права - его понятии, сущности, содержании и назначении, профессор М.Н. Марченко считает, что «…невозможно не придти к выводу о том, что «источник права», как и само право, непозволительно определять лишь с одной какой-либо отдельно взятой стороны, поскольку это будет неполное, одностороннее его определение и несколько искаженное о нем представление». 

Таким образом, источник права как явление и отражающее его понятие следует рассматривать, как традиционно это делается в юридической литературе одновременно с разных сторон и в разных аспектах. Соответственно, имеются в виду и широко используются представления об источниках романо-германского права в историческом, социологическом, философском и иных смыслах. Следует отметить, что «формально-юридическое» представление об источниках права в отечественной и зарубежной юридической литературе является в настоящее время, пожалуй, наиболее распространенным и наиболее часто употребляемым. При этом термины источник и форма права отождествляются. Данный сугубо формально-юридический подход характерен также для современной отраслевой юридической литературы. Предлагаем считать, что источник (форму) права я следует определять в аспекте юридически формализованного выражения как документального носителя правовых норм, что позволяет отождествлять его с понятием формы права. Решение этих вопросов усложняется, если имущественные сделки совершаются между субъектами права, находящихся в разных государствах, когда товар поставляется из одной страны в другую, работы и услуги субъектами права одной страны осуществляются на территории другой страны. 

Такого рода вопросы возникают потому, что национальное право отдельных государств по-разному регулирует определенные правовые отношения. Каждое государство суверенно и не вправе диктовать свою волю другому государству, как и гражданину либо юридическому лицу другого государства, вступающего во внешнеэкономические (внешнеторговые) сделки с его собственными гражданами и юридическими лицами.

В связи с этим в международной практике традиционно выделяют четыре группы источников внешнеторговой деятельности:

- международные договоры;

- национальные нормативные правовые акты;

- торговые обычаи;

- судебная и арбитражная практика (правда, в России данный источник права не признается в качестве общепринятого) – см. Приложения 1 и 2. 

Далее рассмотрим указанные источники применительно к сфере внешнеэкономической деятельности более6 подробно.


Глава 2. Характеристика видов источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности



2.1. Международные договоры, заключаемые между государствами



Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Наглядным примером может служить, в частности, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – содействует совместному развитию государств региона. Подписанная государствами-членами «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества» значительно способствует осуществлению сотрудничества в транспортной, энергетической, культурной областях, науки и техники, образования, здравоохранения и т. п.

1 января 2012 г. Беларусь, Россия и Казахстан образовали Единое экономическое пространство (ЕЭП) и подписали 17 основополагающих документов, регламентирующих деятельность нового межгосударственного образования. Эти соглашения законодательно закрепили базовые принципы сотрудничества: свободу перемещения по общей территории товаров, капиталов и рабочей силы, единство таможенной и тарифной политики, единые основы транспортной, энергетической и информационной систем. В частности, одним из основных документов является Таможенный кодекс Таможенного союза.

Таким образом, Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств, поскольку международным договорам принадлежит в этих вопросах первостепенная роль.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства – продолжателя Союза ССР.

Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации как государства – продолжателя Союза ССР, опубликованы в официальных изданиях Совета Министров (Кабинета Министров) СССР. Тексты указанных договоров публиковались также в сборниках международных договоров СССР, но эта публикация не являлась официальной.

Среди международных договоров как источников правового регулирования внешнеторговой деятельности следует, прежде всего, выделить многосторонние и двусторонние международные договоры.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел РФ в «Собрании законодательства Российской Федерации», в «Бюллетене международных договоров» и размещены на «Официальном интернет-портале правой информации» (URL: www.pravo.gov.ru); международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению Федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

На применение вступивших в силу международных договоров Российской Федерации лишь при условии их официального опубликования ориентирует суды общей юрисдикции и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Такого же порядка придерживался и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (в настоящее время упразднен), который полагает, что арбитражные суды должны применять вступившие в силу и должным образом доведенные до всеобщего сведения международные договоры Российской Федерации (п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. № 8 «О действии международных договорах Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса»).

Среди международных договоров о внешнеторговой деятельности в настоящее время важнейшее значение имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11 апреля 1980 г., именуемая обычно Венской, поскольку была учреждена в Вене. Конвенция определяет сферу ее применения, отношения к которым она не применяется (ст. 1-6); требования к форме договора (ст. 11-13); порядок заключения договора (ст. 14-24); обязательства продавца (ст. 30-44); средства правовой защиты покупателя в случае нарушения договора продавцом (ст. 61-65); переход риска (ст. 66-70); положения общие для продавца и покупателя (ст. 71-73); определение убытков (ст. 74-77); проценты (ст. 78-80); последствия расторжения договора (ст. 81-84); обязанности по страхованию товара (ст. 85-88); заключительные положения (ст. 89-101).

К числу международных договоров, регулирующих отношения по международной купле-продаже, относятся и Общие условия поставок (ОУП) нормативного характера, в которых участвовал бывший Советский Союз. В данном случае речь идет об Общих условиях поставок товаров между организациями стран – членов Совета Экономической Взаимопомощи 1968/1988 (ОУП СЭВ 1968/1988 гг.). ОУП СЭВ создали общий правовой режим взаимной внешнеторговой поставки в странах – их участниках. Их применение способствовало сокращению сроков заключения десятков тысяч контрактов, на основе которых производились взаимные поставки, установлению единообразной практики разрешения споров по таким контрактам.

В современном мире пока еще не удалось создать унифицированный международно-правовой режим для всех международных торговых сделок. Имеющиеся международные конвенции далеко не исчерпывающим образом регламентируют даже те договорные типы, которые являются их предметом, потому и возникает достаточно острая потребность в установлении хотя бы унифицированных общих положений договорного права, которые отвечали бы требованиям адекватного регулирования международных коммерческих договоров. 

На реализацию этой потребности и направлена международная деятельность в области создания нормативных сводов, устанавливающих определенные правила поведения участников международных коммерческих сделок, и таким образом по своему содержанию являющихся правовыми нормами. Такие документы, разрабатываемые в рамках межгосударственных организаций, представляют собой неформальную кодификацию норм, входящих в состав различных национальных правовых систем. 

Наиболее заметным среди регулирующих документов такого рода, предназначенным для универсального применения, являются принятые Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА). Первая редакция этого документа была опубликована в 1994 г. В 2004 г. была опубликована вторая редакция Принципов УНИДРУА. Редакция 2004 г. содержала пять новых глав, в которых рассматривались полномочия представителей (агентов), права третьих лиц, зачет, уступка прав, перевод обязательств и передача договоров, а также исковая давность. Также новые положения были добавлены в преамбулу, и две новые статьи включены в главы 1 и 5, относящиеся к несовместимому поведению и отказу от прав по соглашению соответственно. Кроме того, в текст отдельных норм, составляющих Принципы и сопровождающие их комментарии, были внесены редакционные изменения. Эти изменения были продиктованы в основном необходимостью отразить появление в документе новых сведений, а также приспособить его нормативное содержание к потребностям регулирования договорных отношений с учетом развивающейся практики заключения коммерческих договоров с использованием электронных средств связи. 

В результате изменений количество статей Принципов УНИДРУА 2004 г. возросло со 120 в редакции 1994 г. до 185. Следует отметить, что новые главы Принципов 2004 г., посвященные уступке прав и передаче обязательств, зачету, исковой давности, вышли за традиционные рамки общей части обязательственного права и затрагивают отношения из обязательств, носящих недоговорный характер

Итак, в настоящее время, поскольку внешнеэкономическая деятельность затрагивает не одно, а сразу несколько или даже множество государств, международные договоры выступают в качестве основного источника правового регулирования. Роль договорного характера регулирования внешнеэкономической деятельности с каждым годом возрастает, при этом, на первое место выходят специальные конвенции, посвященные отдельным аспектам правового регулирования внешнеэкономических отношений. 



2.2. Национальные правовые акты



Российское внутреннее законодательство, регулирующее внешнеторговую деятельность, представлено Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ и множеством федеральных законов, иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Среди норм Конституции РФ, касающихся сферы международной торговли, можно назвать п. 2 ст. 8 (о признании и защите равном образом различных форм собственности, включая иностранную), п. 4 ст. 15 (о действии общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров РФ), п. 1 ст. 17 (о признании гарантировании прав и свобод человека и гражданина), ст. 34 (о свободном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности), ст. 35 (о гарантиях права собственности), ст. 46 (о гарантиях судебной защиты прав и свобод), ст. 71-72 (о разграничении компетенции Российской Федерации и субъектов РФ) и другие.

Гражданский кодекс РФ, помимо общих норм (о сроках, о сделках, о лицах, о договорах и обязательствах и др.); подлежащих применению к международным коммерческим отношениям, содержат ряд специальных норм (п. 1 ст. 2, ст. 7, ст. 140-141, п. 3 ст. 162, ст. 454-566 и др.) и специальный раздел VI «Международное частное право», состоящий в основном, из коллизионных норм, регулирующих вопросы выбора применимого права. Коллизионные нормы указанном разделе подразделены на общие и специальные.

Общие нормы сосредоточены, главным образом, в гл. 66 «Общие положения». Это нормы об определении применимого права, квалификации юридических понятий при определении применимого права, установлении содержания норм иностранного права, взаимности, обратной отсылке, применении императивных норм, оговорке о публичном порядке, реторсии.

Специальные коллизионные нормы содержатся в главах 67 Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц» и 68 «право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям». Среди них имеются нормы, непосредственно относящиеся к сфере предпринимательства, например, о праве, подлежащем применению при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 1201); о праве, подлежащем применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции (ст. 1222) и другие.

Помимо ГК РФ и ТК ТС нормы, регулирующие международную торговлю, содержатся также в различных федеральных законах, например, федеральном законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г.; федеральном законе РФ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» от 2 декабря 1998 г.; федеральном законе РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 г. и т. д.

Так, сфера применения федерального закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» охватывает не только отношения внешней торговли товарами, но и отношения внешней торговли услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Государственному регулированию внешнеторговой деятельности в области внешней торговли посвящена глава 5 данного закона, в которой определены методы регулирования.



2.3. Обычаи и судебная практика как источники права



В гражданском праве, как и в международном частном праве, наряду с нормами права, т. е. правилами, издаваемыми государством, широкое распространение имеют обычаи.

Обычаем признается сложившаяся и широко применяемое какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, непредусмотренное законодательством правило поведения, не зависимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).

В международной торговле и в области торгового мореплавания торговые обычаи (custom in trade) имеют широкое распространение.

Так, Кодекс торгового мореплавания РФ отсылает к обычаям морских портов. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. «О морских портах в РФ» – обычаи морского порта представляют собой правила поведения сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством РФ. Такие обычаи учитывают естественные факторы порта и сложившиеся в нем правила этики мореходства. Эти обычаи содержатся в изданных Торгово-промышленной палате (ТПП) СССР сборниках «Свод обычаев соответствующего порта» (например, Мурманского, Выборгского, Находки и т. д.). Обычаи морского порта не должны противоречить Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ и другим федеральным законам.

В последние десятилетия в международной коммерческой практике заметно усилилась тенденция к исключению из договоров норм национального права какого-либо конкретного государства. Считается, что одной из причин такого поведения договаривающихся сторон является их убежденность в том, что национальное право, принципиально ориентированное на регулирование внутренних отношений, как правило, не отвечает спец- ифике международных торговых сделок. Поэтому стороны, подчеркивая свое стремление выйти за рамки национального регулирования, прямо указывают, что их договор будет подчиняться не какому-либо национальному праву, а, например, «общепринятым принципам и нормам права» или «праву международной торговли», либо используется иная формула, отсылающая к нормам наднационального или транснационального характера. 

Довольно часто в таких случаях используется термин lex mercatoria, которым в средние века обозначались нормы, являвшиеся фактически торговыми обычаями и считавшиеся обязательными для купцов из разных стран в их торговых взаимоотношениях. В современных условиях содержание данного термина понимается пока е далеко неоднозначно, так же как существуют различные подходы, каса- ющиеся оснований для практического применения данной концепции правового регулирования международных торговых сделок. Некоторые из них идут довольно далеко в поддержке идеи широкого применения современного права международной торговли lex mercatoria. Так, в частности, бытует мнение, что данная концепция может применяться в тех случаях, когда стороны договора вообще оставляют открытым вопрос о применимом материальном праве или, как иногда говорят, совершают «негативный» выбор применимого права. Поскольку это может быть истолковано как стремление сторон международного коммерческого договора не подчинять его действие нормам какого-то определенного национального права, а допустить, чтобы неурегулированные в договоре проблемы решались в соответствии с имеющими наднациональный характер правовыми нормами, адресованными международным сделкам и отражающими общие для существующих национальных правовых систем концепции и право- вые решения. Как показывает международная практика, число случаев, когда применяются указанные нетрадиционные подходы для установления  содержания прав и обязанностей сторон международного коммерческого договора, постоянно возрастает. Наиболее проблематичной стороной концепции lex mercatoria является неопределенность источников, содержащих нормы, которые его составляют. Периодически предпринимаются попытки придать обязательный характер тем нормам, которые не имеют такого характера в силу отсутствия их государственного одобрения.

Российская правовая наука не признает судебную практику подлинным источником права. Однако российское законодательство, стоит признать, достаточно мобильно. Ежедневно появляются десятки различных нормативно-правовых актов. Из-за неизбежных пробелов и коллизий в процессе применения правовых норм законодательная база постоянно нуждается в существенных изменениях и дополнениях. В заключение отметим, что проблема признания судебного прецедента источником российского права заключается не только в несовершенстве и несогласованности юридической терминологии в данной области. 

Она во многом объясняется тем, что в отечественной юридической литературе в понятие «прецедент» зачастую вкладывается иной смысл, нежели тот, который заложен в классической англо-саксонской доктрине права. Отсутствие многолетней практики применения судебного прецедента и соответствующей своеобразной доктрины «судейского права», применительно к отечественной правовой системе, негативно сказываются на многочисленных попытках обосновать данный правовой феномен в качестве своеобразного «нетрадиционного» формального источника современного гражданского права РФ. 

Одновременно можно признать практическую необходимость признания правотворческой деятельности высших судебных органов в части разъяснений и обобщений в качестве источника российского права. В тоже время следует подчеркнуть, что в таком случае этот источник будет нести вспомогательный характер и применяться лишь в отсутствие нормы закона, не подрывая идею его верховенства. Представляется, что игнорирование разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ по применению федерального законодательства приводит к постановлению ошибочных судебных решений. В этой связи представляется, что для эффективного использования института классического судебного прецедента в России не созданы необходимые условия. Однако не вызывает сомнения тот факт, что судебные решения, апробированные высшими судебными органами и официально опубликованные, оказывают существенное влияние на устойчивость правоприменительной практики. 

Вопрос о роли судебной и арбитражной практики, как источника права, является до сих пор спорным в юридической литературе. По общему правилу решения судов и арбитражных судов, как отечественных, так и международных не являются источниками права. Однако следует учитывать, что в некоторых государствах судебная практика признаются источниками права, в частности, в Англии, США и некоторых других странах англосаксонской системы, где применяется так называемый «судебный прецедент», т. е. проводимые в решениях судов взгляды судей на какой-либо правовой вопрос, имеют руководящее значения при решении судами аналогичных вопросов в дальнейшем, иными словами решение суда по одному делу является обязательным при рассмотрении аналогичного дела.

Основное значение судебной и арбитражной практики в России состоит в том, что как решения по конкретным делам, так и особенно руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ не будучи источником права, оказывают помощь в единообразном применении законодательства, в том числе и участниками внешнеторговой деятельности.

В этой связи следует отметить и практику арбитражного суда, Международного коммерческого арбитража, Морской арбитражной комиссии при ТПП России и других государств – членов СНГ, а также доктринальное (научное) обобщение этой практики в литературе, помогающее правильному пониманию применения норм международного и национального права, надлежащему исполнению внешнеторговых контрактов и разрешению возникающих при этом имущественных споров. Следовательно, источником права может выступать также доктрина – общепризнанный нау.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.