- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследовательский метод как средство развития познавательных УУД у младших школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011688 |
Тема: | Исследовательский метод как средство развития познавательных УУД у младших школьников |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУРСОВАЯ РАБОТА Исследовательский метод как средство развития познавательных УУД у младших школьников Выполнила: Студент __ курса, _____ группы, ФИО Научный руководитель: кандидат педагогических наук, ФИО ГОРОД, 2018 Содержание Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические аспекты использования исследовательского метода как средства развития познавательных УУД в начальной школе………………………………………………………………………………5 1.1. Понятие познавательные универсальные учебные действия…….5 1.2. Специфика развития познавательных УУД в начальной школе…7 1.3. Особенности развития познавательных УУД в начальной школе посредством исследовательского метода ………………………....................10 Глава 2. Реализация исследовательского метода на уроках в начальной школе как средства развития познавательных УУД………………………….15 2.1. Педагогические условия развития познавательных УУД у младших школьников посредством исследовательского метода……………………….15 2.2. Реализация исследовательского метода в процессе развития познавательных УУД у младших школьников………………….…………..19 Заключение………………………………………………………………..23 Список использованных источников……………………………………25 Приложение……………………………………………………………….29 Введение На сегодняшний день приоритетной задачей образовательного процесса учитель считает воспитание личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Достижение высоких результатов можно осуществить через исследовательские формы обучения. Исследование имеет огромное значение в жизни младшего школьника. Учащийся отдает ему максимум своей энергии, выдержки, самостоятельности, ума. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы не только развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, но и способствовала бы формированию познавательных универсальных учебных действий. Анализ научно-методической литературы, а именно таких ученых как Гачев Г.Д. , Тысько Л.А., Михайлова М.А., Асмолов A.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и других показал, что проблема реализации исследовательского метода в начальной школе как средство формирования познавательных УУД в настоящее время не является до конца исследованной. Отсюда следует, что проблема является актуальной. Учитывая актуальность, нами определена тема работы: «Исследовательский метод как средство развития познавательных УУД у младших школьников». Объект исследования: процесс развития познавательных УУД у младших школьников. Предмет исследования: процесс развития познавательных УУД у младших школьников посредством исследовательского метода. Цель исследования: изучить особенности использования исследовательского метода в начальной школе как средства формирования познавательных УУД. Задачи исследования: 1) Изучить понятие познавательные универсальные учебные действия. 2) Раскрыть сущность развития познавательных УУД в начальной школе. 3) Рассмотреть особенности познавательных УУД в начальной школе посредством исследовательского метода. 4) Выделить педагогические условия развития познавательных УУД у младших школьников посредством исследовательского метода. 5) Разработать методику реализации исследовательского метода в процессе развития познавательных УУД у младших школьников. Методы исследования: изучение педагогической, методологической, технологической литературы; обобщение педагогического опыта, анализ, синтез. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы могут быть использованы педагогами школ, студентами при прохождении практик. Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. Глава 1. Теоретические аспекты использования исследовательского метода как средства развития познавательных УУД в начальной школе 1.1. Понятие познавательные универсальные учебные действия Приоритетное направление, обозначенное в новом образовательном стандарте, это целостное развитие личности. Прежде всего, оно обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), создающие возможность успешного самостоятельного усвоения новых умений, знаний и компетентностей, включая умение учиться, то есть организацию усвоения. При этом умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, сохраняются и применяются в тесной связи с активными действиями самих детей. Универсальные учебные действия – это способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем активного и сознательного присвоения социального опыта; совокупность действий ребенка, которые обеспечивают его социальную компетентность, культурную идентичность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, толерантность. Универсальных учебных действий выполняют следующие функции: * обеспечение возможности школьника самостоятельно ставить учебные цели, реализовывать деятельность учения, искать и применять необходимые способы и средства достижения, оценивать и контролировать процесс и результаты деятельности; * организация условий для формирования личности и ее самореализации, основываясь на готовность к непрерывному образованию, толерантность жизни в поликультурном обществе, компетентность «научить учиться», высокой профессиональной и социальной мобильности; * в любой предметной области познания обеспечение успешного усвоения умений и навыков, формирование компетентностей и картины мира. В составе основных видов УУД А.Г. Асмолов, И.А. Володарская и Г.В. Бурменская выделяют несколько блоков: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия [3]. Согласно А.Г. Асмолову, познавательные универсальные учебные действия бывают общеучебными и логическими [3]. Универсальные общеучебные действия содержат: * самостоятельное формулирование и выделение познавательной цели; * структурирование знаний; * поиск и выделение необходимой информации; использование методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; * зависимости от конкретных условий выбор самых эффективных способов решения задач; * рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и оценка результатов деятельности; * в зависимости от цели выбор вида смыслового чтения и осмысление цели; * умение осознанно, адекватно и произвольно строить речевое высказывание, передавая в соответствии с целью содержание текста (сжато, подробно или выборочно), соблюдая при этом нормы построения текста (соответствие стилю речи, жанру, теме и др.); * формулирование и постановка проблемы, при решении проблем поискового и творческого характера самостоятельное образование алгоритмов деятельности; * действие со средствами знаково-символическими (моделирование, кодирование, замещение, декодирование) [3]. На сегодняшний день в педагогической науке учебно-познавательную деятельность рассматривают как деятельность субъекта, который осуществляет целеполагание, основываясь на согласование личностных и предметных задач, на универсальные способы деятельности, на систему важных ценностных отношений «я - мир» [3]. Учебно-познавательная деятельность, однако, обязательно сопровождается овладением необходимыми познавательными универсальными учебными действиями, выступающиеми её структурной единицей. Таким образом, познавательные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию учебно-познавательной деятельности и имеют направление на познавательное развитие личности школьника. Познавательное развитие личности – это развитие у учащихся способности управлять своей интеллектуальной и познавательной деятельностью, формирование научной картины мира, овладение методологией познания, способами и стратегиями познания и учения, развитие символического, репрезентативного, творческого и логического мышления, произвольных внимания и памяти, продуктивного воображения, рефлексии. 1.2. Специфика развития познавательных УУД в начальной школе Младший школьный возраст – это уникальный и решающий период развития ребёнка, когда активно формируется воображение, возникают основы личности, инициативность, творчество, вырабатывается воля и произвольное поведение. Стоит отметить, что все эти главные качества складываются в процессе развития познавательных УУД. Как правило, познавательные универсальные учебные действия учащихся направлены на успешное усвоение знаний, вырабатывание умений, навыков, развитие компетентностей в любой предметной области, определенной программой начального общего образования, на обеспечение всех этапов усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей младших школьников. Как показал анализ умственного развития и психических процессов, в период младшего школьного возраста ведущим является развитие мышления. Ввиду этого именно в данный период познавательные УУД, как базовые операции мышления, в большей степени должны стать предметом овладения учащимися младших классов. Учитывая возрастные особенности умственного развития детей, рассмотрим особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Анализ объектов у учащихся имеет два уровня сформированности. Первый – эмпирический, когда анализ связан с разложением целого на элементы. При этом путём сравнения выделяют общие черты явлений и предметов. Второй уровень – теоретический. Это анализ, связанный с выделением в некотором целом его единиц. Исследование В. В. Давыдова на определение уровня анализа объектов у учащихся младших классов, что работа с ними по экспериментальным программам в существенно большей степени способствует развитию у них теоретического анализа, чем обучение с использованием обычных программ. Учащиеся, усвоив общий способ действия путём специального обучения, проявляют затем большую самостоятельность при решении новых задач, чем учащиеся, которые усвоили этот способ, приходя к нему через частные случаи и образцы. По мнению автора это происходит потому, что в экспериментальном обучении для детей более отчётливо выступает сам путь абстрагирования существенных отношений, процесс их происхождения, при этом учащиеся не только усваивают преднамеренно формируемые у них абстракции, но и овладевают общим способом их построения. В обычном обучении детьми распространяются лишь отдельные частные случаи, не выделяется в них исходное существенное отношение. Познавательные УУД «проведение сравнения и классификации по заданным критериям» состоит из отдельных операций. Операция «сравнение» у младших школьников имеет особенности. Изначально младшие школьники при сравнении легко выделяют различия. Затем постепенно выделяется и сравнивается сходство, причём вначале яркие и броские признаки, в том числе и существенные. Первоклассники обычно перечисляют все особенности одного предмета, потом другого. Им ещё трудно составлять план для последовательного сравнения общих и различных свойств. Л.И. Румянцевой был сделан вывод, что операция сравнения быстрее формируется у более успевающих школьников [1]. Таким образом, для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, действия постановки и решения проблем, логические. Постановка и решение проблемы является основой развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, который состоит из: - формулирования проблемы; - самостоятельного создания способов решения проблем поискового и творческого характера [1]. Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. Общий вывод можно представить следующим образом. Спецификой формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников является достижение нескольких результатов, таких как: сформированность общеучебных универсальных действий и познавательных логических действий. 1.3. Особенности развития познавательных УУД в начальной школе посредством исследовательского метода В настоящее время одной из основных задач современного образования выступает достижение такого уровня образованности школьников, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера. Организуя образовательный процесс в начальной школе можно использовать различные методы: исследовательский, метод проектов, игры, информационно-компьютерные технологии (ИКТ), коллективно-творческие дела (КТД), конференции и др. Как один из эффективных методов развития у младших школьников познавательных УУД можно рассматривать исследовательский метод. Так, в Российской педагогической энциклопедии исследовательский метод трактуется как организация познавательной, поисковой деятельности учащихся путём постановки педагогом познавательной и практической задачи, требующей самостоятельного творческого решения [24]. Как правило, сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Цель исследовательской деятельности – это всегда получение нового знания о нашем мире. В этом ее основное отличие от деятельности учебной и просветительско-познавательной. И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова отмечают, что исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, регулирующаяся активностью и сознанием личности, направленная на удовлетворение интеллектуальных и познавательных потребностей» [8]. Продуктом этой деятельности является новое знание, приобретенное в соответствии с поставленной целью, с объективными законами и наличными обстоятельствами, обусловливающими достижимость цели. По мнению А.И. Савенкова, в основе исследовательского поведения находится психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации [28]. При организации исследовательской деятельности, многие педагоги придерживаются мнения, что если учащийся проходит через определенные этапы исследования, то такая организованная деятельность его личностно изменяет. Мы же придерживаемся иного мнения. По отношению к развитию личностного опыта ребенка подобная позиция является внешней. С таким подходом велика вероятность в осуществлении исследования остаться на уровне упрощённого соблюдения традиционно принятых в науке этапов организации исследования. По своей сущности исследовательская деятельность – активная познавательная позиция, связанная с продолжительным и периодическим внутренним поиском, творческой и глубоко осмысленной переработкой информации научного характера, действием путём «проб и ошибок», работой мыслительных процессов в особом режиме, озарением, личными открытиями [26]. Этим исследовательская деятельность отличается от проблемного и эвристического обучения, при этом находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий. В общем плане исследовательскую деятельность рассматривают как деятельность, в результате которой возникают новые материальные и духовные ценности. С точки зрения педагогики и возрастной психологии взгляд на данную проблему обнаруживает необходимость уточнения такого толкования. В первую очередь, это касается основной характеристики исследовательской деятельности – результативности. Подход исследовательской деятельности как к личностному свойству подразумевает ее анализ в различных точках зрения: 1) потребностно-мотивационной, которая предполагает наличие в познании у человека собственной активности; 2) внутренней инициативы, которая побуждает к поискам нового; 3) операционно-технической, которая подразумевает у индивида для выполнения той или иной деятельности определенных умений. В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность находится на этапе становления, что определяет ее специфические особенности: - младший школьник включается в исследовательскую деятельность, основываясь на познавательном интересе, который как раз присущ данному возрасту; - учитывая собственный небогатый опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, существенную роль в организации этой деятельности играют детские исследования и специальные занятия по вырабатыванию соответствующих умений; - исследовательские умения, формирующиеся в процессе данной деятельности, являются составной частью общих учебных умений, которые необходимы ученикам для успешной учебной деятельности. Особенностью исследовательской деятельности младших школьников также является ее многосубъектность. То есть помимо учащегося и его педагога субъектом деятельности могут выступать родители, без помощи и поддержки которых занятия исследовательской деятельностью у младших школьников значительно затрудняются. Для работы по формированию познавательных УУД с помощью исследовательского метода педагогу начальной школы необходимо понимать основные моменты: 1. Исследовательская инициатива может выражаться как отдельным ребенком, так и группой детей. 2. Ученые выделяют некоторые группы мотивов исследовательской инициативы: учебные, практические, «бескорыстная» познавательная активность, мотивы внесения разнообразия в условия, которые вызывают скуку. 3. Результат реализации указанных мотивов - достижение конкретного значимого результата, изменение настроения ребенка, познание решения прикладных практических задач, направленность ребенка на приобретение опыта. 4. Фактор, который запускает процесс исследовательской инициативы, по наблюдениям и выводам многих ученых, это субъективная неопределенность: объекта, ситуации, проявляющейся в новизне, сложности, противоречивости поступаемой информации или коллективном конфликте. 5. Средства исследовательского поведения, имеющиеся у ребенка, следующие: анализаторы (слуховое исследование, зрительное, вкусовое, тактильное и т.д.), искусственные и природные орудия; внутренние психические средства исследовательского поведения; опыт исследовательского поведения человека. 6. По применению в исследовательском поведении речи различают невербальное и вербальное исследовательское поведение. 7. Исследования по характеру двигательной активности бывают локомотивные (наблюдения со стороны, перемещаясь относительно объекта изучения) и манипулятивные (изучение, изменяя положение объекта в своих руках). 8. Условия исследовательского поведения могут быть следующие: физические (возможность или невозможность проведения конкретного действия) и социальные (общество поощряет одни виды исследования, запрещая другие, устанавливает цели важнейших исследований и т.д.). На индивидуальном уровне педагог направляет исследовательское поведение ученика, привлекает его внимание, поощряет исследовать одни предметы, вызывает негативное отношение к другим. Учащийся помимо физических предметов исследует и социальные отношения, в которые он включен. Результатами исследовательского поведения будут: прямой продукт - новая информация об исследуемых объектах, новая информация о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта, которые не являлись предметом исследования; получение знаний о самом процессе исследовательской деятельности и ее практическом опыте; личностное и познавательное развитие исследователя [21]. Таким образом, можно сделать вывод, что исследовательский метод – это организация познавательной, поисковой деятельности учащихся путём постановки педагогом познавательной и практической задачи, требующей самостоятельного творческого решения. В процессе реализации исследовательской деятельности происходит активный поиск и открытие школьниками субъективного знания с применением доступных для детей методов исследования. Поиск протекает с различной степенью самостоятельности. Результатом исследовательской деятельности является не только формирование исследовательских умений, познавательных мотивов, новых для учащегося знаний и способов деятельности, но и развитие познавательных УУД. Глава 2. Реализация исследовательского метода на уроках в начальной школе как средства развития познавательных УУД 2.1. Педагогические условия развития познавательных УУД у младших школьников посредством исследовательского метода Для успешной реализации исследовательской деятельности для учеников младшего школьного возрасте необходимо создать особые условия. Следует отметить следующие педагогические условия формирования познавательных УУД в исследовательской деятельности для учащихся начальной школы: 1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей: в связи с этим применение адекватных методов обучения; доступность методов и форм проводимых исследований, соответствие темы исследования личностным интересам и возрастным особенностям младших школьников; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников. Исследование должно быть интересным, посильным и значимым для учащегося, полезным для развития его личности. Индивидуальный подход позволяет учитывать возможности, интересы, способности, темп работы каждого конкретного ученика, регулировать помощь педагога, оказываемую в процессе исследовательской работы. 2. Мотивированность исследовательской деятельности учеников осуществляется за счет создания ситуаций интеллектуального и практического затруднения, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека. Учащимся необходимо помогать увидеть смысл их исследовательской творческой деятельности, её возможности в саморазвитии и самосовершенствовании, в реализации собственных способностей, осознавать ценность исследовательской деятельности. 3. Деятельность учителя, осуществляющего организацию учебно-исследовательской деятельности. Учитель должен включаться в сотрудничество с учениками, владеть знаниями об исследовательской деятельности, для организации процесса исследования обладать творческим потенциалом, с помощью организации поиска, поощрения действий и творческих начинаний детей образовывать творческую образовательную среду, использования продуктивных методов обучения, творческих исследовательских заданий, создания потенциалов для самореализации учеников, для проявления их инициативности и самостоятельности. Процесс исследования должен соответствовать интересам и возрасту детей. Педагог должен обеспечить систематичность и целенаправленность процесса развития исследовательских умений младших школьников. Важнейшую роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности. Согласно ей выстраиваются исследовательские занятия с применением исследовательских, игровых, эвристических и проблемных методов обучения. Как правило, формирование исследовательской деятельности проходит в несколько этапов. Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников содержат: - поддержание активности исследований учащихся на основе уже имеющихся представлений; - вырабатывание навыков ставить вопросы, наблюдать, высказывать предположения, составлять предметные модели; - формирование начальных представлений о деятельности исследователя. Для решения поставленных задач применяются следующие способы и методы деятельности: во время урока - создание проблемных ситуаций, коллективный учебный диалог, чтение-рассматривание, рассматривание предметов, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - экскурсии, игры-занятия, индивидуальное составление схем, совместное с учащимся определение его личностных интересов, выставки детских работ, изготовление моделей из разнообразных материалов. Второй этап - второй класс начальной школы - ориентирован: - на получение новых знаний и представлений об особенностях исследовательской деятельности; - на формирование умений определять тему и цели исследования, сравнивать, анализировать, формулировать выводы работы, оформлять итоги исследования; - на поддержание самостоятельности, инициативы и активности школьников [16]. Для включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность необходимо с помощью учебно-исследовательских заданий и задач и признания ценности коллективного опыта создать исследовательскую ситуацию. На данном этапе применяются следующие способы и методы деятельности: во время урока - учебная дискуссия, рассказы детей и педагога, мини-исследования, наблюдения по плану; во внеурочной деятельности - мини-доклады, экскурсии, ролевые игры, индивидуальное составление схем и моделей, эксперименты. Включение учеников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть дифференцированным, гибким, основываться на особенностях проявления у детей индивидуального исследовательского опыта. Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На этом этапе обучения в центр внимания становится обогащение исследовательского опыта учащихся через дальнейшее их накопление знаний об исследовательской деятельности, ее способах и средствах, развитие исследовательских умений и осознание логики исследования. В отличие от предыдущих этапов обучения, увеличение сложности деятельности состоит в усложнении учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. Учитывая особенности данного этапа, можно выделить соответствующие способы и методы деятельности школьников: уроки-исследования, мини-исследования, групповое выполнение и защита исследований, наблюдение, эксперимент, анкетирование и другие. Помимо урочной учебно-исследовательской деятельности можно активно применять и возможности внеурочных форм реализации исследования. Это могут быть разнообразные внеклассные занятия, а так же домашние исследования детей. Домашние задания для учащихся являются необязательными, они осуществляются по собственному желанию каждого ребенка. Самое главное, чтобы результаты исследования были представлены учеником и прокомментированы учителем или самими учащимися (выставка, показ). При этом не нужно от ученика требовать, чтобы он рассказал подробно о том, как проходило исследование, и важно подчеркнуть к выполнению работ стремление школьника, отметить только его положительные стороны. Тем самым происходит поддержка и стимулирование исследовательской активности ученика [18]. Для эффективной исследовательской деятельности должны соблюдаться некоторые условия: 1. Школьник должен иметь желание проводить исследование. Этого же должен хотеть и педагог. Если тема, направление не заинтересуют даже одну из двух взаимодействующих сторон, то в этом случае исследования не получится. 2. Для выполнения исследовательской работы у учащегося уже должны быть сформированы некоторые компетентности. То есть ученик должен суметь это сделать. Но, в первую очередь, это должен уметь сделать педагог. Невозможно руководить исследовательской деятельностью, если нет даже представления структуры работы, нет методики, не определено направление детальности. 3. И ученик, и педагог обязательно должны получить от своей работы удовлетворение. Исследование требует много моральных и физических затрат, но в учебно-воспитательном процессе имеет важное значение. В ходе разработки конкретной темы ученик существенно расширяет свой кругозор, улучшает такие навыки как выделение главного и второстепенного, конспектирование материала, анализ отобранных фактов, подготовка аргументированных самостоятельных выводов. Данная работа существенно влияет на развитие мышления, речи, памяти детей. Недостаточно просто написать исследование, его необходимо защитить и представить, ответив на все заданные вопросы. А для этого нужно хорошо и свободно владеть материалом, речью и иметь достаточно высокую скорость мышления. При написании работы сотрудничество педагога и учащегося должно выражаться не только в выявлении способностей школьников, ориентации их на познание как ценность, но и в развитии личности самого учителя, способного эффективно применять вверенные ему ресурсы человечества. Таким образом, исследовательская деятельность в начальной школе - это специфичная учебная деятельность, предполагающая наличие основных этапов, которые характерны для учебного исследования и ориентированы на открытие важных для учащегося знаний, формирование исследовательских умений. Занятия исследовательской деятельностью расширяют кругозор и ученика и учителя. Кроме того, с помощью данного метода развиваются познавательные УУД. 2.2. Реализация исследовательского метода в процессе развития познавательных УУД у младших школьников В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед педагогом встает проблема выбора оптимальных приемов, средств и методов формирования познавательных УУД. При решении этой проблемы необходимо исходить из того, что для учащихся нужно подобрать такие формы, приемы и методы работы, в которых они смогли бы показать и обогатить свой исследовательский опыт. На сегодняшний день младшие школьники в основном продолжают работать с книгой: пишут рефераты, доклады, сочинения, которые ввиду своей шаблонности и ограниченной тематики не дают высокого уровня развития. Ввиду отсутствия спланированной, целенаправленной работы по развитию познавательных УУД в начальной школе, педагоги не могут добиться высоких результатов в организации положительной мотивации к учебной деятельности и в формировании познавательных интересов. В процессе организации исследовательской деятельности обычно выделяют три уровня: 1) педагог сам определяет проблему и обозначает пути ее решения, ученику предстоит найти само же решение; 2) педагог ставит только проблему, а ученику предстоит найти самостоятельно методы и пути ее решения, а также само решение; 3) ученики самостоятельно ставят проблему, ищут способы и пути ее решения, самостоятельно находят решение. Исследовательская работа можно классифицироваться по разным критериям: - по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); - по времени (долговременные и кратковременные); - по месту проведения (урочные или внеурочные); - по теме (предметные и свободные); - по проблеме (например, освоение программного материала; закрепление материала изученного на уроке; вопросы, которые не входят в учебную программу). Форму, уровень, время исследования педагог определяет в зависимости от конкретных педагогических задач и возраста учащихся. Исследовательскую деятельность у младших школьников удобнее всего организовывать на уроках окружающего мира, так как этому способствует сам изучаемый материал. С целью активизации у учащихся познавательной деятельности на уроках-исследованиях рекомендуется применять следующее: - загадки, шарады, ребусы, задачи-шутки, задания на развитие творческих способностей и логические задания; - игровые моменты, связанные с введением в ход урока сказочных героев Поисковичка и Почемучки (помоги исследовать, задать вопрос, рассмотреть, изучить, описать и т.д.); - игры-исследования, фантастические исследования; - ролевые игры, дающие возможность провести исследования возможностей каждой профессии (например, если б я был строителем, учителем, поваром, фермером и т.д.); - игры-путешествия, к примеру, во времени, в новые страны, путешествия на другие планеты и т.д.; - должна присутствовать связь материала с наглядно-образным игровым материалом и связь с литературным сказочным материалом. Темы, выбираемые школьниками для проведения исследования, могут быть следующими: «Моя семья», «Мой домашний любимец», «История моего города», «Свойства… (ткани, бумаги и т.п.)», «Игры на уроках окружающего мира», «История… (слова, растения, цифр, открытия)», «Что мы знаем о календаре», «Вулканы», «Кактусы», «Динозавры», «Разные кошки – разные характеры», «Семь чудес света», «Растения родного края», «Как вырастить цветок» и другие. Результаты исследования могут быть представлены в следующих формах занятий: - конференции, где учащиеся представляют о проделанной работе краткий доклад и отвечают на заданные вопросы; - презентации, где красочно, ярко и интересно представляются достижения учащихся; - выставка достижений, проходящая в основном для родителей, которая может быть посвящена определенному предмету или теме. Для примера нами разработаны уроки исследовательской деятельности по предмету «Окружающий мир», направленные на развитие познавательных УУД. Целью уроков является формирование знаний о растениях, о воде, формирование бережного отношения к природе (Приложение 1). Таким образом, исследовательская деятельность формирует интеллектуальный подход к решению любой проблемы, делает ученика конструктивнее, внимательнее, спокойнее. Подобная деятельность развивает коммуникативную компетентность, формирует речь, пополняет лингвистический багаж, обогащает, совершенствует лексику. Учит описывать проблему и находить способы ее решения, деликатно вести спор, научную дискуссию, уважительно выслушивать оппонента, уважать не только себя и других, но и сам интеллектуальный труд. Навыки исследовательской деятельности формируют у младших школьников творческие и познавательные способности, а также личные качества, содействующие успешной исследовательской работе. Заключение Анализ теоретических исследований и практики педагогической деятельности показал, что проблема развития познавательных универсальных учебных действий ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: