- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследовать внеурочную деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012455 |
Тема: | Исследовать внеурочную деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время актуальность проблемы развития познавательного интереса школьника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования. Сегодня особую популярность обретают образовательные системы, в которых педагоги и психологи создают условия для развития личности самого ученика. Известно, что познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано, и ребенок часто приходит в школу с кругозором, который намного превышает те сведения, которые содержатся в учебных пособиях. Но знания, полученные ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы, их преобразование в логичную и полную картину мира происходит именно с участием педагога. Проблема управления развитием познавательного интереса ребенка является достаточно значимой в современной психологии образования. Психологический смысл понятия «интерес» отражает большое количество значимых для школьника процессов — от единичных (внимание, восприятие) до их совокупности и выражается в потребностях и отношениях личности. Можно сказать, что познавательный интерес — основной вид интереса, он несет в себе все функции интереса как психического образования: его избирательный характер, единство объективного и субъективного, наличие в нем органического сплава как интеллектуальных, так и эмоционально-волевых процессов. Познавательный интерес в отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний всегда имеет свой предмет, в нем ясно и четко выражена направленность на определенную предметную область, к глубокому познанию которой стремится школьник. Познавательный интерес — это один из сильно действующих мотивов в человеческой деятельности, то есть реальная причина действий, которая ощущается растущим человеком как особо важная для него. Учителю необходимо обращать внимание на закономерности развития познавательных интересов младших школьников и общие закономерности психического развития ребенка в процессе обучения и внеурочной деятельности. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение, и тем большую роль у учителя должны играть методы активного обучения и воспитания. В психолого- педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме познавательного интереса личности. Особую значимость представляют для нас работы С.Л. Рубинштейна, Г.И Щукиной, Н.Г. Морозовой, А.Н. Леонтьева и др., посвященные анализу понятия «интерес» (в том числе, и познавательный интерес) и его компонентов. В работах этих авторов подчеркивается единство эмоциональной, волевой и интеллектуальной сторон познавательного интереса, причем мыслительные процессы описываются как его основное структурное ядро. Объект исследования – познавательные интересы младших школьников Предмет исследования – процесс формирования познавательного интереса младших школьников средствами внеурочной деятельности Цель – Исследовать внеурочную деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников. В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы формирования познавательного интереса младших школьников в теории и практике обучения. 2.Раскрыть виды и направления внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста. 3. Проанализировать программы организации внеурочной деятельности, направленные на развитие познавательных интересов младших школьников. 4. Провести диагностику учащихся с целью выявления уровня становления познавательных интересов. Методы исследования: Теоретические - анализ, обобщение Эмпирические - наблюдение, анкетирование 1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Особенности формирования познавательных интересов у младших школьников Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость. В своей книге Ян Амос Коменский «Великая дидактика» писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». По мнению Коменского, в природе каждого ребёнка заложены нравственные и умственные возможности, которые позволили учёному отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности ученика, выдвинуть положение о лёгкости, приятности и основательности обучения. Интерес представляет собой сложное, значимое для личности образование. Понятие «интерес» имеет большое количество различных трактовок. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, «…интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей и помыслов…» [16, с. 121]. Н.Г. Морозова описывает интерес как «активно-познавательное и эмоционально-познавательное отношение человека к миру» [14, с. 44]. А.С. Бакарёва видит в интересе «своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека в целом» [8, с. 9]. Словарь психологических терминов объясняет понятие «интерес» как «тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий». Также интерес — «…это специфическое отношение личности к объекту, вызванное осознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью» [16с.36]. Что же такое познавательный интерес? Определим само понятие – познавательный интерес. Г.И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов». Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Учитель воспитывает интерес к своему предмету. По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес — это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…» [8, с. 82]. Н.Г. Морозова определяет познавательный интерес как мотив, описывая его как «важную личностную характеристику школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению». Автор считает, что интерес это отражение сложных процессов, происходящих в мотивационной сфере деятельности [14, с. 58]. Мы считаем, что именно этот вид интереса (познавательный интерес) является чрезвычайно важным в организации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Познавательный интерес у младших школьников имеет довольно яркую эмоциональную окраску. Он проявляется в интересе к наблюдениям, описаниям, впечатлениям. Познавательный интерес в младшем школьном возрасте в значительноймере определяется таким новообразованием психики как стремление к взрослению и стремление к самостоятельности. Познавательный интерес в этом возрасте связан с желанием проникнуть в существующие закономерности учения и в основание знаний в целом. К развитию интереса можнотакжеотнести ислучаиперехода познавательногоинтереса в учебный интерес. В связи с этим, И.Ф. Харламов изучал специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса [4, с. 37]. Исследуя и познавая мир, ребенок делает массу открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей его действительности. Согласно мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес — это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам [19, с. 88]. От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и всё более устойчивой направленности личности на изучение предмета – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия. Познавательный интерес оказывает влияние на личность школьника многозначно. Можно объединить в системе преподавания все три особенности интереса как цели, средства и результата. С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности, как черты личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения или же его мотив. Когда мы создаём с помощью элементов занимательности, вводимым на разных этапах урока, лекции, доклада, внимание к теме, мы пользуемся интересом как средством обучения. В этом случае мы используем объективно привлекательные свойства предметов, явлений, событий, процессов (эффектный опыт, неожиданные сравнения, парадоксальные явления, впечатляющее слово). На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью. Здесь уже интерес выступает как результат обучения. По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяем уровни развития познавательного интереса. 1 - низкий уровень, 2 - средний и 3 – высокий уровень. Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера. По каким внешним проявлениям можно судить о возникновении и углублении познавательного интереса у учащихся? 1. Прежде всего, это многообразные проявления, характеризующие мыслительную активность учащихся: 1.1.вопросы учащихся, которые свидетельствуют об ориентировке в знаниях, об умственной активности школьника, о стремлении проникнуть в сущность объекта изучения – явления, события содержания учебного предмета; 1.2.стремление учеников по собственному почину, без указаний и требований учителя, принять участие в рассмотрении и обсуждении фронтальных вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей. В этом смысле, готовность учащихся дать развёрнутый ответ на вопрос учителя следует считать признаком наличия познавательного интереса; 1.3.сосредоточенность внимания на предмете интереса; 1.4. характер процесса деятельности: и то, как принимается задания - готовностью к действиям или безразличием, и то, как выполняется поставленная задача – самостоятельно или по образцу (а то и просто списывается с доски готовое решение), и то, насколько внимателен при этом ученик или рассеян, и то, как он относится к процессу своей деятельности – увлечен или равнодушен, и то, наконец, каков результат выполнения поставленной задачи (глубина, основательность, оригинальность или узость и примитивность в подходе). 2. Эмоциональные проявления учащихся также является показателями познавательного интереса, которые можно зафиксировать в процессе наблюдения: 2.1.в речевых реакциях восклицаниях (типа «Вот здорово!»), в обмене мнениями с соседом; 2.2.в наступившей тишине, которая свидетельствует о взволнованности учащихся; 2.3. в адекватности реакций учащихся в ответ на происходящие в классе (смех в ответ на юмор и курьёзные ситуации, мимика гнева, радости, разочарования, мыслительного напряжения, соответствующие содержанию ситуации). 3. Показателями, распределяющими в процессе наблюдения картину устойчивости и силы познавательного интереса, являются и избирательная направленность круга чтения учащихся и участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы (КВН, предметный кружок, вечера, расширяющие кругозор), и выполнение индивидуальных заданий, и характер использования свободного времени. Развитие познавательных интересов ребенка – один из важнейших факторов успешности учения. Все усилия педагога сформировать у детей какие-либо представления или понятия обречены на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждения. В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются найти более глубокие связи и отношения между различными явлениями. Основой формирования познавательных интересов служит возраст, в котором ребенок находится в младшей школе. Именно в этот момент происходит взросление и становление личности что создаёт основу к расширению познавательных интересов. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. В. В. Давыдов в своей книге «Теория развивающего обучения» отмечает, что «младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного полного и неполного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными.» [12, c.125] По мнению В. В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста. Система «ребенок - учитель» является ведущей и начинает определять отношения ребенка к родителям и к детям. Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Вместе со своими обязанностями школьник получает и новые правила. Он может претендовать на серьезное отношение взрослых к своему труду, он имеет право на свое рабочее место, необходимое для его занятий время. Получая хорошую оценку за свой рабочий труд, он может ждать по отношению к себе со стороны взрослого не только похвалы, но и уважения. В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Д. Б. Эльконин отмечал, что ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к детям. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель по отношению к правилу допускает лояльности, то правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относиться к эталону, который вводит учитель. К третьему классу положение меняется, и значимость учителя снижается. Ситуация «ребенок - учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо. Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей поскольку: во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. И так, одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Познавательные интересы младшего школьника возможно развивать не только во время урока, но и во внеурочной деятельности. Развитие познавательного интереса происходит не только во время занятий кружков, но и во время систематических экскурсий, которые являются неотъемлемой частью внеурочной деятельности учащихся. Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущности стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей. Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности младших школьников и может играть значительную роль в структуре их личности. Так же познавательные интересы младшего школьника возможно развивать не только во время урока, но и во внеурочной деятельности. 1.2 Программа организации внеурочной деятельности по ФГОС В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. В свою очередь федеральный государственный стандарт начального образования вводит следующее определение. «Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части базисного учебного (образовательного) плана. Может быть организована в виде экскурсий, кружков, секций, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.» Д. В. Григорьев и П. В. Степанов дают следующее определение: «Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации». Другими словами, внеурочная деятельность - это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания. Конечно, в идеале из этих отдельных занятий должна получиться целостная общественная жизнь ученика в школе - интересная, насыщенная. [11, c. 10] Т. В. Пикулина определяет, что «внеурочная деятельность школьников — это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.» [15, c. 3] По мнению Ш.А.Амонашвили «внеурочная деятельность – это составная часть учебно – воспитательного процесса, одна из форм организации свободного времени учащихся». [7, c. 26] М.М. Федорович утверждает, что внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеурочная активностьимеют одну общую черту - это их задача. Задачей неурочной деятельности является воспитание школьников и активное их участие в процессе социализации. Именно в ходе этих занятий и должны формироваться основные позитивные черты будущей личности в виде целеустремленности и способности достигать поставленных целей. Таким образом, внеурочная деятельность в начальной школе - Это ключевой этап в становлении характера и манеры поведения маленького человека. Именно деятельность учителя начальных классов является настолько важной и значительный в данный период, сложный для многих детей. [18, c. 26] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждает, что внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы «Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. [1] В приказе Министерства образования и науки РФ № 2357 указано, что «целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов.» [3] Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. [2] Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет, что организационный раздел внеурочной деятельности включает в себя: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет, что Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности обе спечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. В методических рекомендация об организации внеурочной деятельности указано, что под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образовании. [1] И.В. Макарова определяет, что содержание программ внеурочной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей. Важно превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. [13, c. 51] В Приказе министерства образования и науки РФ № 2357 указано, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) [3] Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. [3] Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждении.[3] В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что внеурочная деятельность является добровольным выбором учащегося/родителя/законных представителей учащегося. «Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения» Так же в школе присутствует внеклассная работа. В.С. Безрукова в педагогическом словаре раскрывает понятие «внеклассной работы» следующим образом:внеклассная работа-это деятельность учащихся класса (классного коллектива) вне уроков (после уроков), в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом (классным воспитателем, классным руководителем, куратором). [9, c. 25] Во внеклассную работу вовлекаются родители, учителя школы, интересные люди из других учреждений. Внеклассная работа есть составная часть воспитательной системы школы и потому всегда согласована с жизнедеятельностью всей школы. В нее входит: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по их личным интересам, способностям, склонностям; познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; общественно полезная деятельность учащихся на благо школы, семьи, отдельных учащихся, района, города и страны в целом; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Внеклассная работа строится на изучении особенностей каждого учащегося, сориентирована на него лично. Она добровольна и жестко не планируется. Внеклассная работа – эффективное средство сплочения детей в коллектив, создания мажорного тона в общении и учебе, развития социальных качеств, таких как коммуникативность, умения руководить и подчиняться, умения и стремления жить в мире друг с другом и др. Она организуется посредством самоуправления учащихся. Обобщая сказанное, можно сказать, что внеклассная деятельность схожа с внеурочной, но у них так же есть свои различия: Г.Н. Аквилева и З.А. Клепинина определяют, что внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. [6, c. 81] Внеурочная работа в отличие от внеклассной является обязательной. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеурочной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. В итоге можно сформулировать понятие внеурочной деятельности таким образом, внеурочная деятельность это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволит в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план, который содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, и включает в себя внеурочную деятельность учащихся, объем которой может составлять до 1350 часов за 4 года обучения, то есть 10 часов в неделю, что определяется гигиеническими требованиями к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки в конкретной параллели (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»): внеурочная деятельность организуется образовательным учреждением по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики; объем части внеурочной деятельности, реализуемой через учебный план образовательного учреждения (а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса, проводимой в формах, отличных от урочной); внеурочная деятельность в образовательном учреждении должна соответствовать целям, принципам, ценностям, отраженным в основной образовательной программе начального общего образования, воспитательной системе школы; выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определяется образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса.Как показал анализ нормативных документов министерства образования и науки Российской Федерации основными особенностями организации внеурочной деятельности в начальных классах являются: Внеурочные занятия проводятся в школе во второй половине дня, после 45- минутной динамической паузы и обеда. Внеурочные занятия проводятся преимущественно с меж классными группами детей, сформированными с учётом формирования групп продлённого дня, выбора учеников и родителей, по отдельно составленному расписанию в расчёте 1-2 занятия с группой в день в творческих объединениях дополнительного образования. Наполняемость групп при проведении внеурочных занятий может быть от 15 до 30 человек. Продолжительность занятия внеурочной деятельности в 1-2 классе составляет 35 минут, если занятия спаренные – 70 минут с перерывом длительностью 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений; в 3-4 классах – 45 минут. Но при этом обязательно учитывается требования СанПиН 2.4.2.2821-10: «Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов». [19] Организация внеурочной деятельности воспитанников осуществляется учителями начальных классов, де реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учителями физической культуры, а также педагогами творческих объединений дополнительного образования. В методических рекомендациях об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования № 03-296 указано, что научно-методическая поддержка реализации внеурочной деятельности осуществляется через: изучение Интернет- ресурсов и методических пособий; повышение квалификации педагогов материально- техническое обеспечение. Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе должны быть предоставлены необходимые условия: для проведения занятий в классах, реализующих ФГОС, в одну смену, должна быть оборудованы столовая, спорт зал, спортивные площадки, музыкальная техника, мультимедийное оборудование, компьютерные классами и библиотекой. Таким образом, организовывать внеурочную деятельность в начальной школе нужно с учетом возрастных способностей детей, следует учитывать требования СанПин и т.д. Исходя из особенностей организации внеурочной детальности мероприятия следует заранее планировать. 1.3 Виды и направления внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Цели организации внеурочной деятельности определяются изложенными в ФГОС НОО требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения. Цельвнеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Задачи внеурочной деятельности: создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей; укрепление их здоровья; личностно-нравственное развитие и самоопределение учащихся; обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе; формирование общей культуры школьников; духовно-нравственное развитие и воспитание личности учащихся; организация содержательного досуга. Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение), проб....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: