- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование влияния коррупции на экономическую безопасность страны и разработка мероприятий по совершенствованию антикоррупционной политики
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006577 |
Тема: | Исследование влияния коррупции на экономическую безопасность страны и разработка мероприятий по совершенствованию антикоррупционной политики |
Содержание
Содержание Введение 5 1 Теоретические аспекты теневой экономики и ее влияния на экономическую безопасность 9 1.1 Теневая экономика и ее составляющие 9 1.2 Причины возникновения коррупции, ее виды и формы проявления 11 1.3 Коррупция как источник угрозы экономической безопасности 20 2 Анализ коррупционной составляющей теневой экономики на государственном и региональном уровнях 28 2.1 Методы оценки уровня коррупции 28 2.2 Анализ коррупционной составляющей теневой экономики в РФ 33 2.3 Анализ уровня коррупции в регионе на примере Мурманской области 40 3 Разработка рекомендаций по противодействию коррупции 51 3.1 Отечественный и зарубежный опыт противодействия коррупции 51 3.2 Создание комплекса мероприятий по борьбе с коррупцией 59 3.3 Оценка эффективности рекомендаций по противодействию коррупции 67 Заключение 70 Список использованных источников 73 Приложения 76 Введение Современное развитие российской государственности вполне определенно позиционирует коррупцию как ключевую угрозу экономической безопасности и одно из самых серьезных препятствий на пути развития страны. Вполне очевидно, что коррупция и теневая экономика представляют собой тесно переплетенные и взаимопорождающие друг друга явления. Динамика взаимосвязи коррупции и теневой экономики в России, с одной стороны, вполне очевидна, а с другой – характеризуется лишь поверхностным ослаблением наиболее криминальной («черной») составляющей теневой экономики. Отмечены такие тенденции усиления некоторых форм теневой экономической деятельности, которые принимают «обыденный» характер: коррупция, неформальная занятость, нелегальная миграция. Теневая экономика, вполне очевидно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают замкнутый круг. Теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. Коррупция вынуждает ее оставаться в тени и вести нелегальный бизнес, создает основу для формирования ее новых сфер и видов. Теневая экономика – финансовая основа коррупции, а коррупция – финансовая основа теневой экономики. В этой связи проблемы изучения этих негативных социально-экономических явлений в России и выработки основ государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике должны решаться как единая комплексная задача. Следует отметить, что в Концепции национальной безопасности РФ отмечается, «что основными направлениями защиты конституционного строя России являются усилия, направленные на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в резком ограничении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств». Кроме того, актуальность исследования вызвана следующими обстоятельствами: во-первых, коррупция все активнее становится фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, что порождает недопустимые диспропорции не только в системе управления и функционирования государственных институтов, но и влияет на формирование общественного сознания, которое утрачивает доверие к власти и веру в справедливость; во-вторых, указанный негативный социальный феномен поразил практически все сферы нашей жизни - от государственной службы и правоохранительных органов до здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы. Уровень и масштабы существующей в стране коррупции сдерживают экономическое развитие России, негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают международную заинтересованность в сотрудничестве с нашей страной; в-третьих, поражение коррупцией властных структур неизбежно приводит к снижению роли государства как регулятора экономических и социальных процессов, стимулирует паразитирование незначительной части общества на проблемах и тяготах большинства, переводит нормальную систему взаимоотношений между людьми в теневую, зачастую криминальную сферу; в-четвертых, опасность коррупции заключается в том, что при ней общественные интересы подменяются корыстными интересами отдельных личностей и групп. Особенно опасна коррупция в правоохранительных органах, спецслужбах, прокуратуре, судебной системе, поскольку она подрывает веру населения в способность государства защитить права и свободы своих граждан; в-пятых, расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество между государствами превратило коррупцию в интернациональную проблему. Незаконные коррупционные отношения стали затрагивать интересы и благосостояние не одной, а многих стран мира, угрожать их национальной безопасности, устоям государственности. С учетом актуальности темы представляется целесообразным выделить объект, предмет, цель и задачи исследования. Объект исследования - теневизация экономической деятельности страны и региона на примере Мурманской области. Предмет исследования - экономический институт коррупции как угроза экономической безопасности России. Цель работы - исследование влияния коррупции на экономическую безопасность страны и разработка мероприятий по совершенствованию антикоррупционной политики. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. раскрыть содержание понятия и природы коррупции, дать системную характеристику и классификацию форм ее проявления; 2. определить последствия влияния коррупции на экономическую безопасность страны; 3. выделить основные методы оценки уровня коррупции и проанализировать коррупционную составляющую теневой экономики в РФ и в регионе на примере Мурманской области; 4. рассмотреть зарубежные и отечественные направления антикоррупционной политики; 5. вынести предложения по противодействию коррупции. Методологической и теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучению влияния коррупции на вопросы безопасности личности, общества и государства на глобальном, международном, региональном уровнях, законы Российской Федерации и Указы Президента РФ, другие законодательные и нормативные государственные акты и ведомственные документы, материалы научных конференций, посвященные проблеме коррупции. Кроме документов, принятых Государственной Думой и Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Госкомстата РФ, Минэкономики и др. государственных учреждений активно использовались статистические материалы различных общественных исследовательских и научных центров. В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы: системный подход, анализ и синтез, метод социологического обследования, метод социологического опроса, логико-исторический подход. Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в работе выводы и рекомендации могут способствовать, во-первых, внесению корректив в проводимую на государственном уровне политику по борьбе с коррупционной деятельностью, лоббизмом, протекционизмом; во-вторых, отдельные положения и выводы могут быть использованы государственными управленческими структурами при доработке правовых документов, регламентирующих антикоррупционную деятельность; в-третьих, исследование представляет определенный интерес для правоохранительных структур Российского государства, ведущих антикоррупционную деятельность; в-четвертых, внедрение мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области способно привести к эффективной реализации региональных программ и снизить преграды развития малого и среднего бизнеса. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения. В первой главе раскрыто содержание понятия коррупции, дана системная характеристика и классификация форм ее проявления, определены последствия влияния коррупции на экономическую безопасность страны. Во второй главе выделены основные методы оценки уровня коррупции и проанализирована коррупционная составляющая теневой экономики в РФ и в регионе на примере Мурманской области. В данной главе проведены расчеты, наглядно представленные в виде графиков, и сделаны выводы. Третья глава выпускной квалификационной работы посвящена рассмотрению зарубежных и отечественных направлений антикоррупционной политики, вынесению предложений по противодействию коррупции и оценке эффективности их реализации. Выпускная квалификационная работа включает: 1 Теоретические аспекты теневой экономики и ее влияния на экономическую безопасность 1.1 Теневая экономика и ее составляющие В настоящее время теневая экономика занимает значительное место в рыночной экономической системе. Она оказывает влияние на жизнедеятельность всей национальной экономики и является важной составляющей при производстве ВВП. Сокращение объемов теневой экономики представляет собой важнейшую задачу на пути постоянного совершенствования мировой экономики и повышения уровня национальной безопасности. Понятие «теневая экономика» состоит из определенных критериев (признаков), на основе которых экономическую деятельность можно отнести к разряду теневой. Данные признаки отделяют проявления теневой экономики от других, смежных с ней, противозаконных форм деятельности. Г.А. Агарков выделяет следующие признаки теневой экономической деятельности: - деятельность схожа с предпринимательской, так как она связана с риском и основной целью является получение прибыли; - деятельность наносит ущерб в любой форме не только общественному, но и государственному строю. Однако, при этом, данная деятельность отчасти может положительно влиять на экономику, сглаживая, например, социальные потрясения; - деятельность совершается с нарушением налоговых, административных, уголовных, трудовых и иных законодательно установленных норм, а также нарушает моральные принципы; - информация о деятельности носит скрытный характер, а также может искажаться ведущими ее субъектами; - деятельность реализуется предумышленно, то есть происходит сознательно и с заранее осуществленным планированием; - деятельность не связана с криминалом, однако, определенные действия могут иметь уголовный характер, но только экономической направленности. На основании перечисленных признаков Г. А. Агарковым дается следующее определение: «теневая экономика – это совокупность экономических отношений, преднамеренно скрываемых или искажаемых осуществляющими ее субъектами на свой риск, направленных на получение прибыли путем нарушения законодательных, налоговых, административных, трудовых или других законодательных либо моральных норм и наносящих ущерб государству (обществу) в любой форме». В СССР уровень теневой экономики был несущественным, но, к началу 1990-х годов он достиг своего пика и занял значительное место среди ведущих секторов российской экономики (по разным оценкам, он достигает от 30 до 50% официального ВВП). Основные причины стремительного роста теневой экономики в 1990-е гг. представлены в таблице 1. Таблица 1 - Причины расцвета теневой экономики в России в 1990-х годах Экономические Правовые Общественно-политические Административные Высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом. Разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями. Низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности. Отсутствие эффективной государственной вертикали управления, нацеленной на эффективное развитие бизнеса Развал финансовой системы (дефицит бюджета, гиперинфляция). Возникновение правового вакуума (в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было). Формирование мировоззрения вседозволенности и продажности. Чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса. Несовершенство процесса приватизации. Формирование в экономике значительного криминального сектора. Двойные моральные стандарты в обществе. Коррумпированность чиновников. Установление высокого налогового бремени. Использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики. Разрушение идеологических основ общественной жизни. Безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов труда. Колоссальные масштабы теневой деятельности в современной России сдерживают становление экономики и являются угрозой экономической безопасности страны. В России доля теневой экономики на потребительском рынке значительно выше, чем в других отраслях, а ведь именно в этой области существует большая часть малого предпринимательства. Зачастую доход от теневой деятельности значительно превышает легальный. Таким образом бизнес, находящийся в тени, становится более уязвимым и зависимым к проявлениям коррупции. Увеличение масштабов теневой экономики напрямую оказывает воздействие на рост коррупции. Можно сказать о том, что взятка – это своеобразная пошлина с теневого оборота. Следовательно, рост коррупции действительно свидетельствует о росте теневой экономики. Объем неформальной экономики в настоящее время занимает около 50% объема «белой экономики». Однако в зависимости от отрасли значения могут существенно отличаться. Можно сказать о том, что теневая деятельность является угрозой экономической безопасности государства, а также отрицательно влияет на морально-нравственное состояние общества и личности. При наличии теневой экономики невозможно с точностью оценить уровень безработицы, доходов, потребления и другую официальную статистику, т.к. эти данные являются ненадежными. Основываясь на недостоверных и ненадежных данных становится неэффективно и нецелесообразно разрабатывать различные программы и меры политики. К наиболее важным проявлениям теневой экономики относятся сокращение доходов бюджета и коррупция, без которой неформальная деятельность не может существовать. Коррупция является одним из главных факторов, подавляющих экономический рост и создающих неэффективное использование ресурсов. 1.2 Причины возникновения коррупции, ее виды и формы проявления Такое сложное социальное явление как коррупция ведет свой отсчет с глубокой древности, с появления первого вождя, первого правителя и продолжает существовать в наши дни во всех странах мира. «Коррупция (от лат. Corruption – подкуп, порча) означает подкупность, продажность общественных и политических деятелей, государственных и муниципальных чиновников. » Определений понятия коррупции существует множество. В учебной, публицистической, научной литературе разными авторами коррупция толкуется по-разному. Толковый словарь русского языка определяет коррупцию как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.» В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования. В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., коррупция определяется как «совершение или несовершение должностным лицом какого-либо действия при исполнении обязанности или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие.» В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом «Индем», указывается, что «под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некая вторая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны». Отсутствие единой точки зрения и различные подходы к определению коррупции свидетельствует о том, что данное явление многообразно и требует более тщательного и всестороннего его изучения. В Российской Федерации Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также гл. 30 УК РФ (ст. 285-293) являются ключевыми нормативными правовыми актами, которые определяют основные понятия в сфере борьбы и противодействия коррупции. Федеральный закон «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.» Таким образом, коррупция – это социальное явление, которое характеризуется подкупом – продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими личных либо узкогрупповых полномочий, возможностей, связанных с ними авторитетов. Можно выделить следующие признаки коррупции: 1. Коррупция – сложное социальное явление. В настоящее время не существует ни одной сферы социальных взаимоотношений, где бы не укоренилась коррупция. Она обусловлена историческими, национальными, культурными детерминантами и все чаще становится социальной нормой. 2. Наличие подкупа – продажности, то есть умышленный и заранее спланированный сговор между государственным служащим и иным физическим или юридическим лицом. Данный уговор может быть как двусторонним, так и многосторонним. 3. Наличие корысти в интересах определенного круга лиц. Коррупция – это единое образование в системе государственной и муниципальной службы. 4. Зачастую именно возможности авторитета и официальных полномочий делают из государственного служащего коррупционера. Таким образом, коррупцию можно рассматривать как интернациональную проблему. Она существует во всех странах, даже учитывая уровень развития и политическое устройство, и может отличаться лишь масштабами. В России существует два фактора, благодаря которым коррупция появилась и развивалась: унаследованный и привнесенный. Унаследованный фактор сложился еще в Древней Руси, когда государство только зарождалось. Мздоимство можно встретить еще в русских летописях XIII в. Благодаря Ивану III такое явление как коррупция получило законодательное ограничение, а Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. При Петре Великом коррупция продолжала развиваться, даже несмотря на жестокую борьбу с ней. Интересный момент, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, казнили за взяточничество обер-фискала Нестерова – того, кто изобличил Гагарина. Во времена царствования семьи Романовых коррупция оставалась одним из источников доходов многих государственных служащих и сановников. Основываясь на документах того времени, можно утверждать, что даже революция октября 1917 г., сменившая государственный строй, не поспособствовала отмене коррупции, а только лишь сформировала двуличное отношение к ней, которое способствовало укоренению мздоимства и лихоимства в новой политической власти. Привнесенный фактор – это продолжение прежних детерминант, а также, обстоятельства, возникшие в советский и постсоветский периоды. К ним можно отнести: социально-экономические; организационно-управленческие; правовые; нравственно-идеологические; социально-психологически. Социально-экономические детерминанты, существовавшие во все времена, являются неотъемлемой частью коррупции в России. Однако проявились они в полную мощь в период экономических реформ в конце XX в. К ним следует отнести: приватизацию государственной собственности; Галопирующая приватизация привела к тому, что к 1997 г. 75% собственности было сосредоточенно в частных руках небольшой группы лиц. 2) появление в России бедных и богатых людей; Произошло невероятное расслоение общества. С одной стороны, появилась политическая элита и олигархи, имеющие сверхвысокие доходы, с другой – основная масса бедного населения. Соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения России представлены на рисунке 1. Рисунок 1 - Соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения России (раз) 3) сращивание власти и бизнеса; 4) процесс либерализации социально-экономических отношений; 5) развитие полулегальной экономической деятельностью властных органов управления; 6) низкий уровень заработной платы в легальном секторе экономики. В качестве важной экономической причины роста коррупции в России можно назвать сформировавшуюся модель рыночной экономики, в основу которой легла определенная зависимость предпринимателей от представителей власти, а также неформальные правила общения между ними. По мнению экспертов, именно высшая государственная власть способствовала распространению коррупции на среднем и низовом уровне государственного аппарата. К числу организационно-управленческих причин существования коррупции следует отнести: 1) нестабильность государственной службы; 2) политический фаворитизм, заключающийся в выдвижении и продвижении по службе людей, несоответствующих занимаемой должности, не обладающих определенными навыками и уровнем знаний, необходимыми для работы в органах государственной или муниципальной власти. Как известно, право должно выступать не только регулятором общественных отношений, но и их гарантом. Основными правовыми детерминантами существования и распространения коррупции в России являются особенности действующего законодательства. Среди них следует выделить: 1. несовершенство нормативно-правовой базы: - ненадлежащая правовая регламентация служебных полномочий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления; - отсутствие между ними четкого распределения компетенции - дублирование и совмещение служебных обязанностей должностных лиц различных министерств и ведомств; - отсутствие четких санкций за нарушение тех или иных норм. Об этом свидетельствует и опрос граждан (таблица 2). Таблица 2 - Правовые предпосылки возникновения коррупции Рейтинг Проблема, причина Мнение граждан Важно Не важно 1 Нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования чиновником 80,6 7,9 5 Противоречие законов друг другу или внутри одного и того же закона 76,9 8,9 6 Широкая свобода усмотрения чиновника, представляемая законом или подзаконным актом 73,3 9,7 15 Работа должностных лиц плохо регламентирована правилами 61,9 20 16 Обилие ведомственных инструкций, циркулярных писем и т.д. 60,6 20,3 2. недостаточная эффективность действующего уголовного законодательства; Наличие у депутатов, судей, губернаторов и других чиновников статуса неприкосновенности, а также иммунитета от уголовного и административного преследования несомненно оказывает влияние на развитие коррупции. 3. противоречивость отечественного законодательства (коллизия). К нравственно-идеологическим факторам можно отнести: 1) отсутствие социально-нравственной идеологии в государств 2) резкое понижение уровня культуры и коренное преобразование социальных ценностей всего общества; Многие отечественные и зарубежные эксперты связывают коррупцию с моральным разложением и культурной деградацией общества. В то же время наблюдается обратная зависимость уровня нравственности от уровня коррупции. Необходимо отметить, что качественные и количественные характеристики коррупции зависят от морально-психологической атмосферы в обществе. По мнению Н. Ф. Кузнецовой, любое преступное поведение обусловлено в первую очередь традициями, привычками, потребностями, интересами и мотивацией преступного поведения личности и происходит под непосредственным влиянием социальной психологии общества, общностей и индивидуумов. К коррупционному поведению могут подталкивать следующие социально-психологические факторы: 1) информационная среда, которая не формирует в обществе негативное отношение к коррупционным преступлениям; 2) экономическая и политическая нестабильность, побуждающая чиновника, имеющего властные полномочия, к противоправным деяниям; 3) недостатки системы контроля, не обеспечивающего неотвратимости наказания за совершенные деяния; 4) имущественная дифференциация в обществе. Таким образом, зачастую чиновник пользуется своим служебным положением. Все это приводит к тому, что в обществе понятие «государственная служба» ассоциируется как доступ к «кормушке», то есть вседозволенность и бесконтрольность определенных действий, необходимых для быстрого обогащения, что, в принципе, дискредитирует публичную власть. Кроме того, происходит активное повсеместное разложение органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, а следовательно, со стороны населения формируется недоверие и происходит отчуждение общества от основных институтов государства. Основываясь на вышеперечисленных признаках и причинах коррупции, можно выделить следующие ее виды: 1) По субъектному составу - высшая коррупция (охватывает политиков, государственных чиновников федерального уровня и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне); - особая коррупция (в негосударственных организациях, сотрудники которых также могут распоряжаться не принадлежащими им материальными средствами для личной выгоды); - низовая коррупция (непосредственное взаимодействие человека с представителями органов местного самоуправления). 2) По объекту воздействия - коррупция в органах законодательной власти (проявляется в форме взяточничества для принятия нужного решения, лоббизма, протекционизма, назначения на должности "нужных людей" в иные органы государства); - коррупция в органах исполнительной власти (неправомерная деятельность при исполнении чиновниками своих служебных полномочий при реализации управленческих решений); - коррупция в судебных органах (влечет за собой тяжкие последствия неправомерного разрешения дел); - коррупция в органах местного самоуправления, которая во многом повторяет коррупцию в органах исполнительной и законодательной власти и характеризуется "меньшим размахом" коррупционных правонарушений; - коррупция в коммерческих и некоммерческих организациях. 3) По характеру воздействия на регулируемые отношения - уголовно наказуемые преступления; - гражданско – правовые нарушения; - административные и дисциплинарные проступки; - злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам, переход на руководящие должности в коммерческие и некоммерческие организации и т.п. 4) По своему охвату (размеру) - региональная, действующая в определенном регионе и зависящая от многих факторов; - межнациональная (международную), охватывающая своим действием несколько государств; - национальная, действующая в рамках одной страны, одной системы права. Формы проявления коррупции также многообразны как и ее виды, но объединяет их наличие коррупционного преступления. Коррупционное преступление – это предусмотренное в УК РФ общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы службы и выражается в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации каких-либо преимуществ, либо в предоставлении последним таких преимуществ. При подготовке проекта Федерального закона «Основы антикоррупционной политики» были выделены три группы коррупционных преступлений: коррупционные преступления в форме подкупа, иные коррупционные преступления, а также преступления, непосредственно связанные с коррупционными, которые представлены в таблице 3. Таблица 3 - Формы проявления коррупции Продолжение таблицы 3 Таким образом, коррупционная преступность – это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц. 1.3 Коррупция как источник угрозы экономической безопасности Экономическая безопасность – это такое состояние национального хозяйства, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую, социально-политическую стабильность, высокую обороноспособность в условиях воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов, эффективное управление, защиту экономических интересов на национальном и международных уровнях. Экономическая безопасность государства – сложное социально-экономическое явление, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства и воздействующих внешних и внутренних факторов. Она определяется уровнем развития производительных сил и состоянием социально-экономических отношений, развитием научно-технического прогресса и использованием его достижений в народном хозяйстве, внешнеэкономическом обмене и международной обстановке. Материальную основу экономической безопасности составляют: - развитие производительных сил, способных обеспечить расширенное воспроизводство; - высокий уровень жизни граждан; - экономическая независимость государства; -эффективное государственное управление на всех уровнях экономики; - борьба с преступностью. Угроза национальной безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Основные угрозы определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24). В соответствии с ней угрозы делятся на внутренние и внешние по отношению местоположения причин их возникновения — вне национальной экономики и внутри нее. Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются: - усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям. Это создает ряд проблем в обществе — тотальную неуверенность населения, его психологический дискомфорт, формирование крупных криминальных структур, наркоманию, алкоголизм, организованную преступность, проституцию. - деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги. Снижение конкурентоспособности и тотальное сворачивание производства стимулирует увеличение объемов безработицы и снижает качество жизни населения. Ресурсная ориентация национальной экономики позволяет получать высокий доход, но никоим образом не обеспечивает устойчивый экономический рост. - усиление неравномерности экономического развития регионов. Подобного рода ситуация закладывает проблему разрыва единого экономического пространства. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции. - криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними. Многие предприниматели отказываются от правовых методов решения споров между собой, избегая свободной конкуренции, все чаще прибегают к помощи криминальных структур. Все это негативным образом сказывается на общей экономической конъюнктуре и препятствует выходу национальной экономики из кризиса. - резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста — научно-технический потенциал за истекшее десятилетие практически потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики за наукоемкими отраслями, для создания которых Россия сегодня не обладает достаточным научным потенциалом. - усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства. - усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве. Транслирует его ряд общественных объединений, в интересы которых не входит сохранение культурной и национальной целостности России. - повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства; - снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения. В результате наблюдается устойчивая тенденция к сокращению уровня рождаемости, продолжительности жизни населен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: