VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование теоретических основ оптимизации численности персонала

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015642
Тема: Исследование теоретических основ оптимизации численности персонала
Содержание
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт управления бизнес-процессами и экономики
Кафедра "Экономика и организация предприятий энергетического и транспортного комплексов"













КУРСОВАЯ РАБОТА
«Исследование теоретических основ оптимизации численности персонала»













Руководитель                                                     Е.В. Кашина

Студент ЗУБ14-08БВ 431407891                     О.Ю. Толокнова








Красноярск 2018
СОДЕРЖАНИЕ

Введение...........................................................................................................
3
1 Исследование теоретических основ оптимизации численности персонала…………………………………………………………………….

6
   1.1 Формирование и взаимосвязанные функции персонала предприятия ....................................................................................................

6
   1.2 Критерии оценки персонала энергетической отрасли ....................
16
   1.3 Характеристика методов оптимизации численности персонала ....
23
2 Оценка производственно-хозяйственной  деятельности АО «Красноярская теплотранспортная компания»……………………………
36
   2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности АО «Красноярская теплотранспортная компания»………………….……
36
   2.2 Анализ финансового состояния АО «Красноярская теплотранспортная компания»……………………………………………...
38
Заключение…………………………………………………………………..
45
Список использованных источников……………………………………….
47













ВВЕДЕНИЕ
     
     Решающим фактором научно-технологической и макроэкономической конкурентоспособности России на мировом рынке является ускоренная модернизация отраслей общественного производства. Поэтому повышение конкурентоспособности крупных российских компаний невозможно без грамотного персонала. Значение персонала в стратегическом управлении является основополагающим фактором. Ранее считалось, что персонал представляет собой лишь одну из затратных составляющих организации, в стратегическом же менеджменте персонал рассматривается как ключевой ресурс, которым необходимо грамотно управлять, создавать условия для развития. 
     В современный период в теории и практике менеджмента все большее внимание уделяется проблемам стратегического управления персоналом. 
     В связи с этим особое значение приобретает оптимизация численности персонала на предприятии. Этим обусловлена актуальность темы данной выпускной квалификационной работы. 
     Оптимизация численности персонала включает: 
     - оценку наличного потенциала трудовых ресурсов; 
     - нормирование численности персонала; 
     - разработку программ по развития персонала. 
     Конкретное определение потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа работников в соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала. 
     Основной фактор регулирования численности персонала предприятий – состояние материальной базы, однако не следует уменьшать значимость организационных и социальных факторов.
     Вообще, оптимизация численности персонала – это определение такого соотношения количественных и качественных характеристик работников, которое необходимо для своевременного и качественного выполнения профессиональных задач. 
     Вопросы оптимизации численности персонала рассматривались отечественными и зарубежными исследователями. Среди отечественных можно отметить следующих: Белкин В. Н., Белкина Н., Камалова А. Т. Но в целом данная тема недостаточно разработана и требует дальнейшего исследования. 
     Объект исследования: АО «Красноярская теплотранспортная компания». 
     Целью данной дипломной работы оптимизация численности персонала на предприятии (на примере АО «Красноярская теплотранспортная компания»). 
     Отсюда вытекают следующие задачи: 
     - изучить теоретические и методологические основы оптимизации численности персонала;
     - проанализировать производственно-хозяйственную, социально- экономическую, финансовую деятельность АО «Красноярская теплотранспортная компания»;
     - оценить финансово-хозяйственную деятельность АО «Красноярская теплотранспортная компания»; 
     - выявить недостатки действующей системы управления персоналом на АО «Красноярская теплотранспортная компания»;
     - разработать мероприятия по оптимизации численности персонала АО «Красноярская теплотранспортная компания»;
     - рассчитать экономическую эффективность оптимизации численности персонала АО «Красноярская теплотранспортная компания».
     Практическая значимость работы: выводы, сделанные в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы в практической деятельности руководителей и менеджеров предприятий для формирования подхода к оптимизации численности персонала. 
     Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1 Исследование теоретических основ оптимизации численности персонала 
     
     1.1. Формирование и взаимосвязанные функции персонала предприятия 
     
     Персоналом (кадрами) предприятия называется основной (штатный) состав его работников. 
     Кадры – это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства. 
     На предприятии различают промышленно-производственный персонал и непромышленный персонал. К промышленно-производственному персоналу относится работники, занятые в производстве продукции. 
     Это работники основных, вспомогательных и подсобных подразделений предприятия, а также всех служб и хозяйств, обслуживающих эти подразделения и оказывающих персоналу промышленного производства услуги, связанные с производственной работой [1]. 
     Персонал непромышленной группы состоит из работников, непосредственно не связанных с производством продукции. Это работники жилищно-коммунальных хозяйств, общественного питания, детских, культурных, оздоровительных учреждений. 
     В зависимости от выполняемых функций в составе промышленно- производственного персонала выделяют следующие категории: 
     - рабочие; 
     - специалисты (инженерно-технические работники); 
     - служащие; 
     - младший обслуживающий персонал (МОП);
     - ученики; 
     - охрана. 
     Каждая категория персонала состоит из работников разных профессий, в рамках которых они разделяются по специальностям [2]. 
     Персонал предприятия включает личный состав всех занятых на нем работников: рабочих, руководителей и специалистов, как работающих по найму, так и работающих собственников. При этом формируются партнерские отношения между работниками разных должностных групп и между структурными подразделениями. Удельный вес различных категорий работников характеризует профессиональную, функциональную и социальную структуру персонала. 
     Профессиональная структура персонала определяется составом и соотношением профессиональных групп специалистов и рабочих. 
     Функциональная структура персонала формируется путем выделения групп работников по функциям (видам деятельности) предприятия: специалисты по маркетингу, исследователи, разработчики (проектировщики), плановики, диспетчеры, работники основного производства, по обслуживанию производства, социальной сферы [3]. 
     Социальная структура персонала формируется путем выделения работников по социально-демографическим группам: молодежь (в том числе учащаяся); женщины (в том числе матери-одиночки); лица пенсионного возраста; инвалиды; бывшие военнослужащие и др. 
     Состав кадров определяется перечнем должностей персонала предприятия, устанавливаемым дирекцией в качестве исходного условия ресурсного обеспечения функционирования производства и достижения стоящих перед предприятием экономических и других задач. Однако перечень должностей от директора до вахтера или уборщицы устанавливается не произвольно. Он в значительной мере объективно задан функционально- организационной и технологической структурой производства [4]. 
     Так, если предприятие само проектирует и изготавливает опытные образцы своих будущих изделий, то в его организационной структуре должно быть такое подразделение как конструкторско-технологическое бюро, а это означает, что в составе кадров должны быть предусмотрены такие профессии, как конструкторы, дизайнеры, технологи-проектировщики и т.п. 
     Многие крупные предприятия имеют свои брокерские места на биржах, свои фирменные магазины и технические центры для обслуживания тех, кто эксплуатирует их товары, что значительно расширяет диапазон профессий кадрового состава. 
     Следовательно, по мере увеличения функций в деятельности предприятия возрастает и разнообразие профессий и должностей кадрового состава персонала, необходимых для осуществления этих функций [5]. 
     Технологическая структура производства также предъявляет свои требования к составу кадров. Так, если это специализированное машиностроительное производство, то в составе рабочих кадров будут преобладать станочники, рабочие сборочных специальностей и рабочие по наладке и ремонту технологического оборудования, но не будет рабочих таких профессий как сталевар, горновой, машинист блюминга и прочих [6]. 
     Качественные параметры персонала предприятия определяются перечнем требований, предъявляемых к уровню квалификации работников. Обеспечение этих требований во многом зависит от потенциальных возможностей регионального рынка труда и финансовых возможностей самого предприятия. Количественные параметры состава кадров, то есть его численность, во многом зависят от объемов производства, сложности и трудоемкости производимой продукции, уровня механизации и автоматизации процессов производства, степени компьютеризации производственных, экономических, управленческих процедур и аналитических расчетов и колеблются в зависимости от конъюнктуры спроса на продукцию предприятия [7]. 
     Таким образом состав кадров определяет, работники каких специальностей, профессий, какой квалификации и в каком количестве необходимы данному предприятию. Различают расчетный и фактический состав кадров: первый определяется на основе расчетной проектной потребности в работниках, а второй отражает реально сложившуюся кадровую ситуацию. Поскольку не всегда удается укомплектовать вакантные рабочие места (должности) специалистами требуемой квалификации, расхождение между расчетным и фактическим составом кадров в этих случаях неизбежно. 
     Свое регламентированное выражение структура кадров получает в документе, который принято называть «Штатным расписанием предприятия» Оно отражает нормативную структуру кадров. Кроме того, для целей управления кадрами используются учетно-статистическая и аналитическая структуры кадров предприятия. Первая предназначена для учета состояния и движения кадров на предприятии, в отрасли, регионе, стране, а вторая – для аналитических целей службы управления персоналом. Образец штатного расписания представлен на рисунке 1.1.
     

Рисунок 1.1 – Образец «Штатного расписания предприятия»

     Образец «Штатного расписания предприятия», включает в себя несколько разделов, а именно: структурное подразделение; должность (специальность профессию), разряд, класс(категорию), квалификацию; количество штатных единиц; тарифную ставку(оклад); надбавки и примечания.
     Показатели учетно-статистической структуры кадров устанавливаются органами государственной статистики. В настоящее время учет ведется в разрезе таких категорий персонала: рабочие, руководители, специалисты, служащие [8]. 
     В аналитической структуре кадров предприятия можно выделить общую и частную (специальную) структуры. В свою очередь каждая из них представляет собой не одну, а множество самостоятельных структур, число которых зависит от классификационного основания для их построения. 
     Например, структуры кадров предприятия, относящиеся к группе «общих структур», могут быть построены на основании следующих общих для всех работающих признаков: пола, возраста, образования, профессии, общего стажа работы на одном предприятии, стажа работы по данной профессии, размера заработной платы, наличия или отсутствия акций данного предприятия у работников (для акционерных обществ) и т.д. [9]. Каждая из этих структур дает аналитический общий «кадровый срез» по одному или нескольким признакам. Так, анализ возрастной структуры работающих может, в частности, выявить так называемые «демографические ямы» и привлечь внимание службы управления персоналом к тому, что, например, группа работающих в возрасте 31-40 лет за последние пять лет сократилась вдвое, а число работников предпенсионного возраста увеличилось, что привело к существенному постарению персонала предприятия. 
     Структуры кадров предприятия, относящиеся к группе частных, дают представление о состоянии кадровой ситуации относительно определенной профессиональной группы работающих. Основания (классификационные признаки) для построения той или иной частной структуры могут быть как общие для этих структур (например, специальное образование), так и специфические (например, степень механизации труда рабочих) [10]. 
     Анализ состояния и динамики аналитических структур работников предприятия, проводимый службой управления персоналом или сторонними экспертами, позволяет:
     - поддерживать в оптимальном режиме принятую администрацией кадровую политику; 
     - контролировать процесс мягкой или жесткой перестройки структуры кадров в зависимости от изменений требований рынка; 
     - прогнозировать развитие кадровых изменений. 
     Формирование личного состава работников предприятия включает: наем и увольнение работников, оценку их возможностей и результатов деятельности, повышение их качественного уровня [11]. 
     При оптимизации численности персонала выделяются субъект и объект. Под субъектом (управляющий элемент) понимается носитель функции управления персоналом, т.е. совокупность органов и работников, реализующих функции управления персоналом. Субъект управления персоналом – это тот, от кого зависит качество принятия управленческих решений, а, следовательно, последующий результат деятельности работника, подразделения и всего предприятия в целом. Субъект управления персоналом – это тот, кто обладает функциями управления персоналом; занимает активное положение по отношению к объекту управления; имеет для этого необходимые возможности. Субъекты управления персоналом можно разделить на внутренние и внешние. Внутренними субъектами управления персоналом являются: 
     - функциональный аппарат, управляющий процессами подготовки, приема, адаптации, перемещения производственных кадров и т.п.; 
     - линейный управленческий персонал, осуществляющий руководство подчиненными подразделениями и коллективами; 
     - различные рабочие, профсоюзные и другие общественные организации, выполняющие ряд функций по сплочению коллектива, воспитанию его членов, развитию их творческой активности; 
     - неформальные лидеры, имеющиеся в коллективе [12]. 
     К внешним субъектам деятельности по управлению персоналом относятся: государство и его органы, которые принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений; ассоциации предпринимателей, вырабатывающие рекомендации в области управления, в том числе управления персоналом; организации, занимающиеся вопросами труда, и в первую очередь профсоюзы; собственники предприятий, нередко устанавливающие особые правила в области управления персоналом. 
     Объект (управляемый элемент, т.е. то, что изучается) – это основные компоненты системы управления персоналом: подбор, расстановка, оценка, стимулирование и т.д. 
     Необходимо различать принципы оптимизации численности персонала, под которыми понимают правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Основные принципы формирования и функционирования управления персоналом предприятия представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Принципы формирования и функционирования управления персоналом

     Все принципы оптимизации численности персонала реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы оптимизации численности персонала [13].
      Оптимизация численности персонала направлена на минимизацию расходов и увеличение прибыли. Чтобы провести оптимизацию численности работников, нужно знать, по каким критериям все это будет проводиться. Оптимизация – это процесс, при котором проводится оценка работы, принимается решение по дальнейшим мерам в отношении предприятия. 
     Формы оптимизации: 
     - сокращение денежных затрат на сотрудников; 
     - повышение доли квалифицированных рабочих среди персонала; 
     - проведение мероприятий с целью повышения опыта работников, их творческих способностей [14,15]. 
     Выбор формы зависит от предприятия и от его возможностей: насколько материально независима корпорация, какие задачи и цели стоят перед организацией, влияние внутренних и внешних факторов. 
     К проведению оптимизации численности персонала нужно подойти со всей ответственностью и разработать целый проект по этому поводу. Первым шагом по оптимизации должна стать диагностика всех дел предприятия, направленная на выявление качественной производительности труда и количества сотрудников (рисунок 1.2) [16].

Рисунок 1.2 – Схема оценки эффективности работы персонала
     
     После этого оптимальная численность специалистов подсчитывается именно в направлении качества их работы во всех сферах деятельности, будь то производственная или административная работа. Следующим шагом будет выбор кандидатов, которых необходимо сократить. Кого сократить – выбор не трудный, труднее ответить на вопрос – как это сделать, ведь у каждого сотрудника свои конкретные обстоятельства и необходимость работать на предприятии [17]. 
     В настоящее время выделяют два основных метода сокращения штата. Это мягкий метод и жесткий метод. Жесткий подход к сокращению представляет собой классическое увольнение. То есть работников заранее предупреждают о сокращении, делается это за два месяца до увольнения с выплатой соответствующей трудовому кодексу компенсации. Такое увольнение происходить за кроткие сроки и с наименьшими потерями. Но не все так просто, данный метод сокращения имеет несколько существенных недостатков: 
     - возможны конфликтные ситуации, как с самим персоналом, так и в отношении профсоюзов;
     - такие сокращения негативно влияют на социализацию общества;
     - внутри трудового коллектива ухудшается моральная обстановка; 
     - возможно снижение производительности труда. 
     Мягкий подход предусматривает сокращение персонала более лояльным способом без прямого участия администрации. В организации создаются определенные условия, когда увольнение становится необходимым шагом. Все мягкие виды сокращения условно делятся на три подгруппы: 
     - исключение «естественным» путем;
     - «мягкие» сократительные меры;
     - управление численностью работников без увольнения [18]. 
     При естественном выбытии персонал самостоятельно увольняется, задача предприятия – подготовить условия для подобных мер. Например, на некоторых предприятиях практикуется метод временного запрета брать на работу новых сотрудников. В это время некоторые работники могут уволиться самостоятельно или выйти на пенсию, таким образом, произойдет естественное сокращение персонала. 
     В итоге, если проводится правильная оптимизация численности персонала, можно добиться высокой производительности труда, сокращаются расходы не только на работников, но и на производство. При этом совершенствуются производственные процессы, неэффективные операции сводятся к нулю. Появившиеся бизнес-процессы реализуются быстрее за счет наименьших затрат на персонал. Так как снижено количество потерь, то продукция будет более качественной. Внутри трудового коллектива создается благоприятная обстановка и сплоченность, а это способствует постепенному росту бизнеса [19].
     
     1.2 Критерии оценки персонала энергетической отрасли 
     
     Формирование и развитие персонала на предприятии, в любой отрасли и в частности в энергетической, длительный и сложный процесс. Усилия сторон в этом направлении только тогда будут эффективны в современном мире, когда будут иметь научную основу.
     Инновационный характер производства, его высокая наукоёмкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма [20]. 
     В целях эффективного управления процессом формирования и использования персонала на предприятии энергетической отрасли применяется классификация работников, характерная для добывающих и промышленных предприятий. 
     Схема классификации персонала на энергетических предприятиях представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Классификация персонала на энергетических предприятиях

     Ранжирование, как видно из схемы, происходит по следующим критериям: 
     - по категориям: управленческий, производственно-оперативный, вспомогательный; 
     - по должностям и профессиям: руководители, специалисты, производственный персонал, технический персонал и т.д.; 
     - по специальностям: экономисты, финансисты, бухгалтеры, энергетики, механики и т.п.; 
     - по уровню квалификации: главный инженер, инженер, начальник технологического участка и т.д.; 
     - по полу и возрасту; 
     - по стажу работы на энергетическом предприятии; 
     - по отношению к собственности: работники-собственники имущества предприятия, наемные работники; 
     - по характеру трудовых отношений: постоянные работники, временные работники [21]. 
     С учетом многообразия показателей оценки их условно разделяют на несколько групп.
     К первой группе относятся показатели, характеризующие затраты труда работника, его интенсивность, сложность выполняемой работы, особенности организации рабочего процесса.
     Ко второй группе относят показатели, оценивающие результат труда, в том числе прямые и косвенные. Показателем прямых результатов, является, например, количество продукции, произведеннойработником за определенное время. Косвенные результаты, в отличие от прямых, свидетельствуют о влиянии труда одних работников на других. Другими показателями результативности труда являются объемы реализации труда, степень использования ресурсов, рентабельность и др.
     Третья группа — это показатели профессионального поведения, в том числе способность к сотрудничеству, коммуникабельность,чувство ответственности и др.
     К четвертой группе следует отнести личностные качества работника - порядочность, чуткость, честность и др.
     Типовой набор и последовательность основных мероприятий оценочной процедуры:
     1. Принятие решения об оценке работников и его нормативно-правовое оформление.
     2. Создание оценочной комиссии, обсуждение и утверждение ее количественного и персонального состава.
     3. Разработка и утверждение документов, регламентирующих деятельность оценочной комиссии, - Положение о комиссии, регламент ее работы и др., тиражирование их.
     4. Разработка, обсуждение и утверждение методических и организационных вопросов оценочной процедуры, тиражирование материалов.
     5. Разработка, обсуждение, утверждение рабочей программы (календарного плана) оценки.
     6. Подбор исполнителей оценки и экспертов, возможно, со стороны, если возможностей оценочной комиссии окажется недостаточно. Инструктаж.
     7. Формирование персонального списка оцениваемых работников.
     8. Ознакомление оцениваемых с методическими и организационными вопросами, выявление их отношения к этой процедуре.
     9. Сбор информации об оцениваемых, обработка и анализ ее на промежуточных и окончательном этапах, соответствующее оформление.
     10. Формирование окончательных оценок, соответствующее их оформление и утверждение.
     11. Доведение до сведения оцениваемых окончательных оценок.
     12. При наличии апелляций оцениваемых или исполнителейоценки рассмотрение их и принятие решений в соответствии с обусловленным порядком.
     13. Обсуждение и подведение итогов всей оценочной процедуры персонала.
     14. Использование окончательных оценок в решении кадровых вопросов.
     15. Хранение оценочной информации.
     Управление персоналом предприятия энергетической отрасли связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Управлять персоналом означает планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров. Кадровая работа, на таких предприятиях, включает в себя следующие элементы: 
     - подбор и расстановка кадров; 
     - обучение и развитие кадров; - компенсацию за выполненную работу; 
     - создание условий на рабочем месте; 
     - разрешение трудовых споров и т.д. 
     Персонал предприятий энергетической отрасли как объект управления целесообразно представить через фазы воспроизводства (Приложение А) [22].
     Из приложения А видно, что рабочие или производственный персонал предприятия энергетической отрасли, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Он подразделяется на основной и вспомогательный. Результатом их труда является продукция в вещественной форме. 
     Служащие или управленческий персонал энергетического предприятия осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта – реализация и контроль за исполнением. Управленческий персонал подразделяется на две основные группы: руководители и специалисты [23]. 
     Принципиальное отличие руководителя от специалиста в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления. Кроме того, различают руководителей высшего (директор и его заместители), среднего уровня (начальники цехов и подразделений) и нижнего уровня (начальники участков, мастера). 
     Эффективность управления персоналом во многом зависит от выбранной системы и методов управления, что говорит о необходимости их рассмотрения. Рассматривая систему и методы управления персоналом не предприятиях энергетической отрасли первые делом следует остановить внимание на разнообразие стилей руководства. 
     В зависимости от применяемых инструментов, на предприятиях энергетической отрасли, определяется стиль руководства – авторитарный, демократический, либеральный. В зависимости от применяемого стиля находиться и эффективность руководства [24]. 
     Стили руководства на энергетических предприятиях практически идентичны стилям руководства предприятий других различных отраслей промышленности [25]. 
     Коренным отличием являются ряд принципов на которых базируется большинство систем управления энергетических предприятий: 
     - успешные предприятия энергетической сферы уделяют большое внимание персоналу: когда людей ставят во главу перемен, они становятся движущей силой этих перемен; 
     - управление осуществляется на трех уровнях: высшее руководство, среднее руководство (коллектив) и нижнее звено (весь персонал предприятия); 
     - эффективность как критерий успеха предприятия, заключающаяся в достижении целей организации с оптимальным использованием ресурсов и максимизации прибыли; 
     - необходимо работать с пятью взаимосвязанными подсистемами качества: личное качество, качество команды, качество сервиса и качество предприятия в целом;
     - все работающие в организации являются сотрудниками. Все они члены социальной группы (коллектива). Весь коллектив и отдельные сотрудники, входящие в него, вносят вклад как в успех, так и провалы предприятия; 
     - обучение и повышение квалификации – ключ к развитию и переменам и неотъемлемая часть жизненно важного процесса продвижения предприятия. 
     Система управления персоналом формируется в соответствии с целями предприятия, включая подсистему общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем (рисунок 1.4) [26].

Рисунок 1.4 – Состав подсистем системы управления персоналом на предприятиях энергетической отрасли
     Система работы с персоналом – это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии. Исходными данными для разработки системы работы с персоналом являются: Всеобщая декларация прав человека, Конституция РК, Гражданский кодекс РК, Закон РК «О труде», система управления предприятием, планы экономического и социального развития (рисунок 1.5).

Рисунок 1.5 – Система работы с персоналом на предприятиях энергетической отрасли
     
     В различных организациях применяются различные виды систем управления персоналом, но система их формирования едина. 
     В организациях используются различные методы управления персоналом (способы воздействия на персонал с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства). Можно выделить три группы таких методов (таблица 1.2) [27].
Таблица 1.2 – Система методов и элементов управления персоналом

     
     Так как данные методы управления на предприятиях энергетической отрасли практически не отличаются от схожих методов других промышленных предприятий, рассмотрим только отличия, которые проявляются части использования экономических и социально-психологических методов.
     Хотя экономические и социально-психологические методы в управлении персоналом большинства промышленных предприятий носят косвенный характер управленческого воздействия, на предприятиях энергетической отрасли именно они занимают ведущее место в управлении персоналом. 
     Экономические методы управления персоналом на предприятиях энергетической отрасли способствуют выявлению новых возможностей и резервов, что особенно важно в переходный посткризисный период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников трудового процесса [28].
     Экономическое стимулирование персонала на предприятиях энергетической отрасли базируется на следующих основных принципах: 
     - особая важность экономического стимулирования персонала; 
     - взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития предприятия; 
     - дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства; 
     - сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации; 
     - сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность отдельных работников. 
     Экономическое стимулирование на энергетических предприятиях проявляется в установлении особого уровня материального вознаграждения (заработная плата, премии), компенсаций и льгот. 
     Таким образом, для успешного управления персоналом энергетического предприятия необходимы навыки управления экономическими и социально- психологическими методами воздействия, но не следует их использовать для решения конкретных стратегических задач.
     
     1.3 Характеристика методов оптимизации численности персонала 
     
     В нашей стране основная часть людей работает в постоянном штате сотрудников. 
     Но во многих странах помимо постоянных сотрудников есть еще и арендованные. Их нанимают на определенный срок, для выполнения каких- либо задач. Это может быть сезонная работа, когда в определенное время года нужно увеличить количество сотрудников, или, например, арендованный работник может замещать ушедшего в отпуск постоянного сотрудника. 
     В России наемный труд становится все более актуальным. К нему прибегают все больше предпринимателей, т. К. это экономически выгодно и позволяет существенно экономить бюджет предприятия. Методы же проведения оптимизации могут быть различные, если говорить о традиционных, то вот их малая часть: 
     - увольнение некоторых работников, с целью сокращения мест; 
     - отдельные подразделения могут быть расформированы; 
     - аутстаффинг, аутсорсинг и лизинг персонала. 
     Последние методы очень хорошо практикуются на западе, в нашей же стране они только набирают обороты, но еще применяются не везде. 
     Аутстаффинг – данный метод предусматривает выведение работающего персонала за пределы хозяйствования. Работники могут быть оформлены как работники другой компании, при этом осуществляют свои прежние функции.
     Аутсорсинг – в этом случае за пределы хозяйствования выводится не персонал, а рабочий процесс. Часто этот процесс не профильный, но без него не будет правильно функционировать весь бизнес. Предприятия функционируют путем организации его в одном направлении или нескольких сферах. При этом размеры предприятия могут быть сокращены и ресурсная нагрузка снижена (рисунок 1.6).

Рисунок 1.6 – Схемы аутсорсинга и аутстаффинга

     Лизинг персонала – такой метод длится не один день, он предусматривает наем с последующим правом выкупа. То есть, если предприятие не имеет возможности в данное время взять в штат сотрудника, оно сотрудничает с ним неофициально, с правом в дальнейшем взять его уже как официального работника. Имеются также категории работников, которые постоянно числятся в лизинге, это консультанты, подрядчики, технические специалисты. Данные работники зарегистрированы в другой компании-провайдере. 
     Сначала хотелось бы разобраться с основными понятиями, которые будут рассмотрены далее, – аутстаффингом, лизингом персонала, который также называют арендой, и аутсорсингом персонала. 
     Аутстаффинг персонала – это услуга по выведению персонала компании за штат с последующим привлечением его на основании гражданско-правового договора (договора аутстаффинга); 
     Лизинг (аренда) персонала – это услуга по предоставлению персонала на осуществление долгосрочных и краткосрочных проектов; 
     Аутсорсинг персонала – это передача какой-либо функции компании внешнему провайдеру, обладающему необходимым персоналом для ее выполнения.
     Грань между этими понятиями тонка, но она есть. А, следовательно, ее надо учитыва.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.