VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012521
Тема: Исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками
Содержание
3

Введение





Целью любой коммерческой организации считается получение прибыли, а один из способов ее получения - привлечение новых покупателей и заказчиков. Найдя новых покупателей, важно их заинтересовать с целью построения с ними продолжительной совместной работы. Для достижения этой цели следует находить к каждому клиенту индивидуальный подход, понять, что для них наиболее важно, а иногда и идти на серьезные уступки, однако при этом не стоит забывать об интересах своей компании.
Расчеты с покупателями и заказчиками могут осуществляться как с предварительной оплатой, так и с оплатой после совершения фактической отгрузки товаров либо оказания услуг в соответствии с условиями заключенных договоров. Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками напрямую зависит от выбранного способа ведения учета реализации продукции. Порядок возникновения дебиторской задолженности зависит от способа определения момента реализации продукции. За момент реализации продукции может приниматься момент оплаты ранее отгруженной продукции, либо за момент реализации принимается момент ее отгрузки.

Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают весомое влияние на финансовое состояние фирмы (ее прибыли либо убытки), важной составляющей которой считается доход от продаж товарной продукции. Правильная организация расчетов с покупателями и заказчиками сильно влияет на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. Поэтому возникает необходимость проведения аудиторской проверки.

Цель данной работы – исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.

Исходя из данной цели, задачами выпускной квалификационной работы является: 

изучение теоретических вопросов учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

рассмотрение организационно-экономической характеристики исследуемой организации;

осуществление оценки ведения бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в исследуемой организации;

рассмотрение порядка аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

определение направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками на основе проведенного исследования.

Рабочая гипотеза состоит в необходимости формирования и дальнейшего развития методического и организационного обеспечения учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками на основе использования системного подхода, что положительно повлияет на повышение качества учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Предметом исследования являются теоретические, методические и практические аспекты бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками  МУП «Красноебытсервис».

Объектом исследования является учет расчетов с покупателями и заказчиками.

Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в теоретико-методическом обосновании, практической разработке и решении комплекса вопросов, связанных с развитием бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчикам и в организациях. 

Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе исследования разработан комплекс мероприятий направленных на совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные и прикладные научные труды отечественных и зарубежных авторов в области бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, материалы периодических изданий и другие специальные литературно-справочные источники. Нормативную основу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, определена цель, основные задачи, объект исследования, его методология и методика.

В первой главе «Теоретические основы учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками» раскрыта экономическая сущность учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками. Изучено нормативно-правовое регулирование и сформулированы задачи бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. 

Во второй главе «Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками в МУП «Красноебытсервис» рассмотрена организационно-экономическая характеристика МУП «Красноебытсервис». Изучен порядок организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации.

В третьей главе «Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в МУП «Красноебытсервис» представлены результаты аудиторской проверки. Разработаны рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в МУП «Красноебытсервис».





Теоретические основы учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками



 Методика учета расчетов с покупателями и заказчиками



Хозяйственные связи, которые появляются между фирмой и покупателями и заказчиками, выступают необходимым условием ее деятельности, так как с их помощью происходит бесперебойная работа предприятия. От состояния расчетов с покупателями и заказчиками во многом зависит платежеспособность организации, его финансовое состояние, а также дальнейшее развитие партнерских связей. 

Заказчик – юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу – изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг. В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации, фирмы, граждане.

Покупатели – это физические и юридические лица, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками – неотъемлемый элемент  системы бухгалтерского учета.

Основными задачами этого учета является:

Создание полной и достоверной информации о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженные товарно-материальные ценности, выполненные работы и предоставленные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;

контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;

своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

Основными документами, регламентирующими учет расчетов с покупателями и заказчиками, являются:

Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 2 от 26 января 1996 года N 14–ФЗ [1]. В ГК РФ даются основные положения о видах сделок, обязательств, форм расчетов, договоров (порядок заключения, изменения и расторжения договоров), подробно описываются договоры купли-продажи, подряда, возмездного оказания услуг.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402–ФЗ [2]. В данном законе даны наиболее общие положения, касающиеся учета обязательств, а именно: организация бухгалтерского учета, оформление первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, правила проведения инвентаризации обязательств и их отражения в бухгалтерской отчетности; хранение документов.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 5 августа 2000 года N 117–ФЗ [3]. НК РФ регулирует налогообложение организаций, занимающихся продажей товаров, в части описания действий по уплате налога, сроков уплаты налогов и сборов, а также пеней и штрафов, требования по уплате налогов и сборов. В НК РФ рассматриваются условия обложения налогом на добавленную стоимость, акцизами, налогом на доходы.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 107н и от 24 марта 2000г. № 31н) [4]. Устанавливает общий порядок ведения и организации бухгалтерского учета юридическими лицами, в том числе ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками. Положение состоит из информации о документировании хозяйственных операций, инвентаризации имущества и обязательств, правилах оценки статей бухгалтерской отчетности в части дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 38н) [5]. Согласно данному документу для учета расчетов с покупателями и заказчиками в плане счетов предусмотрен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Данный счет дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы предъявленных расчетных документов и кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов на суммы поступивших платежей. 

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 [6]. Согласно данному положению величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации; величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных либо подлежащих получению организацией.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. [7]. В данном положении говорится о том, что дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации; если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Для того, чтобы интересы покупателей и заказчиков были защищены заключаются договоры, на основании которых и осуществляются расчеты с покупателями и заказчиками. Со дня подписания договора он вступает в силу и становится обязательным для сторон.

По договору купли-продажи оферент передает товар в собственность покупателя, а покупатель в свою очередь принимает этот товар и платит за него оговоренную в договоре сумму. 

Также договор может быть заключен на куплю-продажу товара имеющегося в наличии и у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан либо приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.

Договор поставки – разновидность договора купли-продажи, отличие от договора купли-продажи заключаются в следующем:

– товар по договору поставки приобретается для осуществления в последующем в хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

– по договору поставки, в отличие от договора купли-продажи, доставить товар всегда должен поставщик;

– исполнением договора поставки является передача товара покупателю, а не его возможная передача перевозчику, если только у него нет таких полномочий, выданных покупателем;

– договор поставки не может быть заключен организацией, не занимающейся предпринимательской деятельностью.

Договоры поставки и купли-продажи продукции и товаров являются самыми распространенными обязательствами в предпринимательской деятельности. Эти договоры охватывают большую часть товарных отношений в финансово-хозяйственной деятельности, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия либо осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Расчеты с покупателями и заказчиками бывают денежные и неденежные.

При расчетах с покупателями и заказчиками на предприятиях наиболее популярны денежные расчеты.

Денежные расчеты осуществляются как наличной, так и безналичной формой.

Если фирма выполняет расчеты со своими покупателями или заказчиками за купленные товары (работы, услуги) наличным путем, то денежные средства вносятся в кассу организации, следовательно, она  обязательно должна использовать контрольно-кассовую технику, то есть выдавать покупателю кассовый чек, для подтверждения приема наличных денег. Копии чеков (контрольные ленты) и другие подобные подтверждающие документы организации необходимо хранить в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации кассы и проверки товарных отчетов. Также компанией может быть использована система контроля с бланками строгой отчетности. В этом случае они могут не использовать контрольно-кассовую технику для расчетов с клиентами, например, при внесении денежных средств в кассу организации покупателю или заказчику, кроме отгрузочных документов на товар предоставляют документ об оплате этого товара – квитанцию к приходному кассовому ордеру. В этом документе указывается дата и номер кассового ордера, от кого получены денежные средства, сумма прописью и цифрами, и подписи кассира либо главного бухгалтера с расшифровкой подписей. На квитанцию ставиться печать. Существует лимит расчета наличными денежными средствами, который составляет 100 тыс. рублей по одному договору, в соответствии с указом ЦБР от 20 июня 2007 г. №1843–У.

Под безналичным расчетом понимают перевод денежных средств на банковский счет организации-продавца. При безналичных расчетах продавец выставляет покупателю счет на оплату, где указывает реквизиты своего расчетного счета, наименование товара (работ, услуг), их количество, сумму и общую стоимость.

С какой формой расчетов будет производиться расчет, предусматривается в договоре.

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками, согласно плану счетов бухгалтерского учета используется синтетический счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Этот счет преимущественно активный, пассивным он будет только тогда, когда покупатель вносит аванс в счет будущей поставки товаров либо оказания услуг. В момент совершения отгрузки товара покупателю возникает дебиторская задолженность. Она отражается по цене продажи на счёте «Расчёты с покупателями и заказчиками».

В таблице 1 представлена структура счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Таблица 1. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" 

Дебет

Кредит

Начальное сальдо – размер задолженности покупателей (заказчиков) перед организацией за полученную продукцию (товары, работы, услуги) на начало отчетного периода.

Начальное сальдо – размер задолженности организации перед покупателями и заказчиками по полученным от них авансам под поставку продукции (работ, услуг) на начало отчетного периода.

Оборот дебетовый – суммы предъявленные покупателям и заказчиками, то есть увеличение задолженности покупателя при реализации товаров  (работ, услуг), стоимость продукции отгруженной в счет ранее полученного аванса.

Оборот кредитовый – суммы поступивших платежей, то есть уменьшение задолженности покупателя при оплате за материальные ценности, а также суммы полученных авансов

Конечное сальдо – размер задолженности покупателей (заказчиков) перед организацией за полученные товары, (работы, услуги) на конец отчетного периода.

Конечное сальдо – размер задолженности организации перед покупателями и заказчиками по полученным от них авансам под поставку товаров (работ, услуг) на конец отчетного периода.



По счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" аналитический учет проводится по каждому из предъявленных покупателям или заказчикам счетам, а если фирма использует форму расчетов по плановым платежам – по каждому покупателю и заказчику.

Такое построение аналитического учета дает возможность получения всех необходимых данных по:

покупателям и заказчикам, по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам;

авансам полученным;

векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Синтетический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", обычно, совмещается с аналитическим учетом не только в случае автоматизированной обработки учетной информации. Эта взаимосвязь определяет удобство и наглядность учета расчетов с покупателями, где полностью раскрывается информация о покупателе в разрезе каждого выставляемого счета, поступившего аванса, а так же векселей, которые были получены в качестве оплаты. Более того, связь синтетического и аналитического учета расчета с покупателями способствует созданию оперативного управления, главной задачей которого является выявление резервов по ускорению расчетов с покупателями за готовую продукцию, выполнение работ и оказание услуг.

Бухгалтерский учет  расчетов с покупателями и заказчиками ведется на основании первичных документов:

При отгрузке продукции покупателю используются следующие первичные документы:

1) Счет-фактура, применяется для полного налогового учёта НДС на компаниях-налогоплательщиках;

2) Накладная – документ, с помощью которого оформляются операции по отпуску и приему товарно-материальных ценностей;

3) Товарно-транспортная накладная, предназначена для учета движения 

товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом;

4) Акт выполненных работ используется с целью отражения в учете реализации работ и услуг.

При получении оплаты от покупателей составляются следующие первичные документы:

1) Платежные поручения;

2) Квитанции приходного кассового ордера.

На счете 62 обычно открывают данные субсчета: 

субсчет 1 – для учета расчетов в общем случае; 

субсчет 2 – для учета полученных авансов

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется с кредитом счетов учета:

– 90 "Продажи" применяется при продажах покупателю товаров, продукции или за выполненные работы (оказанные услуги), когда это является основным видом деятельности организации:

Дебет 62 Кредит 90.1

– 91 "Прочие доходы и расходы" применяется для разовых продаж активов: основных средств, материалов, нематериальных активов, когда это не является основным видом деятельности фирмы.

Дебет 62 Кредит 91.1

Кредит счета 62 отображает факт оплаты от покупателя, то есть погашение имеющейся задолженности. Кредит счета 62 обычно корреспондирует с дебетом счетов учета денежных средств:

Дебет 50,51,52,55 Кредит 62

Стоимость реализованных товарно-материальных ценностей отображается по дебету счета 62 с учетом НДС.

Если компания находится на общей системе налогообложения, то она обязана начислить этот налог в соответствии с применяемой ставкой и оплатить его в бюджет.

Дебет 90.3 (91.2) К 68 НДС (в зависимости от того, что продается)

Уплата налога отображается проводкой:

Дебет 68 Кредит 51

Эти проводки отображаются при обычной продаже, когда фирма отгружает товарно-материальные ценности, а покупатель после этого производит оплату.

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведет себя как активный:

– по дебету данного счета отображается дебиторская задолженность (актив);

– по кредиту данного счета отображается погашение задолженности (то есть уменьшение актива).

В таблице 2 представлены типовые проводки по счету 62.

Таблица 2. Бухгалтерские проводки по счету 62 в общем случае

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена выручка от продажи готовой продукции, товаров

62

90.1

Начислен налог к уплате с проданных товаров

90.3

68

Отражена стоимость проданных основных средств, нематериальных активов, материалов

62

	91.1

Начислен налог с проданных активов

91.2

68

Поступили денежные средства в оплату проданной продукции, товаров (работ, услуг).

51(50)

62



Существует и другой альтернативный вариант расчетов с покупателями, когда компания сначала получает от покупателя аванс, а затем выполняет отгрузку. Учет расчетов в данном случае выполняется немного иначе.

Сначала, открывается дополнительный субсчет "Авансы полученные". При этом на первом субсчете ведется учет расчетов в общем случае.

Получение аванса создает кредиторскую задолженность продавца перед покупателем:

Дебет 51 Кредит 62.2

Если фирма находится на общей системе налогообложения, то она является плательщиком НДС, поэтому с полученного аванса она должна выделить определенную сумму для уплаты налога в бюджет.

Для этого можно использовать дополнительный счет 76, на котором открывается субсчет "НДС с авансов полученных". Проводка по начислению налога к уплате с полученного аванса имеет вид:

Дебет 76 НДС с авансов Кредит 68 НДС – данная проводка выполняется в день получения аванса.

Далее организация – продавец выполняет отгрузку товаров, продукции, активов, погашая эту задолженность:

Дебет 62.1 Кредит 90.1 (91.1).

Но и с проданных товаров также следует начислить НДС к уплате с помощью проводки:

Дебет 90.3 Кредит 68 НДС – данная проводка выполняется в день отгрузки.

Из выше написанного, следует, что НДС начисляется к уплате дважды:

– с аванса;

– с реализации.

Конечно, в двойном размере уплачивать организация его не будет, поэтому необходимо вычесть НДС с аванса, для этого выполняется проводка

Дебет 68 НДС Кредит 76 НДС с авансов.

В получении предоплаты от покупателя счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" будет выступать как пассивный:

– по кредиту формируется кредиторская задолженность (пассив);

– по дебету погашение задолженности (уменьшение пассива).

Именно поэтому счет 62 является активно–пассивным, так как может вести себя как пассивный и как активный счет.

В таблице 3 представлены проводки по учету авансов полученных.

Таблица 3. Бухгалтерские проводки по учету полученных авансов

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступили авансовые платежи в счет предстоящей поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг) (включая НДС)

51

62.2

Начислен налог с аванса

76 НДС с авансов

68 НДС

Отражена выручка от продажи готовой продукции, товаров

62.1

90.1

Начислен налог с проданных товаров

90.3

68 НДС

Зачтен авансовый платеж в счет оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

62.2

62.1

Принят к вычету НДС, в связи с  продажей товара, оплаченного авансом

68/НДС

76 НДС с авансов



Как только счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется, то есть по его дебету отражается стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей – у организации возникает дебиторская задолженность (выручка от продаж). Если покупатель вносил предоплату либо компания получала аванс – у организации возникает кредиторская задолженность.

В мировой торговой практике вексель является одной из наиболее распространенных форм расчетов. В бухгалтерском учете операции с товарными векселями отражаются с использованием отдельных субсчетов к счетам расчетов. На практике товарные векселя, обычно выдаются на сумму большую, нежели кредиторская задолженность векселедателя. Разница между ними компенсирует поставщику отсрочку оплаты за купленные товары. Эта разница – дисконт – должна учитываться в составе расходов векселедателя и доходов векселедержателя.

Если покупатель выдал продавцу простой вексель, то его следует учитывать на субсчете 3 «Вексель полученный» счета 62. 

После продажи продукции вексель должен быть погашен следующей проводкой:

Дебет 51 Кредит 62. Вексель полученный 

Если номинальная стоимость полученного векселя превышает стоимость продажи, то сумма превышения отражается проводкой Дебет 62. Вексель полученный Кредит 90.1. 

В таблице 4 представлен учет расчетов векселями у покупателя.

Таблица 4. Учет расчетов векселями у покупателя

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена выручка от реализации товара

62

90.1

Учтен полученный от покупателя вексель

62.Вексель полученный

62.1

Полученный вексель погашен

51

62.Вексель полученный

Отражено превышение номинальной стоимости векселя над стоимостью продажи

62.Вексель полученный

90.1



Учитывая, что организации самостоятельно выбирают свою форму расчета за предоставленные услуги, работы и материальные ценности, предусматривая ее в договоре, избегая риск неоплаты, компании целесообразно используют не только форму расчетов в денежном эквиваленте, но и различные не денежные формы.



Часто возникают ситуации, когда фирмам не хватает денежных средств, решением оплаты здесь могут послужить не денежные формы расчетов. К ним относятся: бартерные и товарообменные сделки, товарный кредит, уступка прав требования, расчеты векселями, списание дебиторской задолженности и др.



На практике в расчетах с контрагентами нашли широкое применение взаимозачет и бартер.

Бартер – равный обмен товаром, который оформлен единым договором. Оценка товара производится для обеспечения денежной эквивалентности обмениваемых товаров, где условием эквивалентности служит их договорная цена. В настоящее время широко также распространяется договор мены. Договор, в котором каждая сторона передает в собственность другой стороне товар в обмен на другой. В данном случае каждый участник играет роль одновременно и продавца и покупателя. Тогда обязательным условием является равноценность обмена, если в договоре не указано иное. 

Когда по договору мены передача товаров не совпадает по времени, договор считается выполненным, а товар реализованным лишь при условии получения товаров обеими сторонами, т.е. применяются правила о встречном исполнении обязательств. Участники сделки могут сами назначать момент перехода прав собственности на обмениваемые товары.



При бартерных операциях исполнение встречных обязательств, по сути, является оплатой товара контрагентом, поэтому момент перехода собственности на товар и момент его оплаты совпадают. При этом очень важным моментом является определение порядка перехода права собственности на обмениваемые товары. 

В случае, когда предприятие отгрузило свои товарно-материальные ценности, но еще не получило встречных ценностей от контрагента, не располагает правом признания выручки по текущей сделки, пока контрагент не предоставит товарно-материальные ценности.

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Дебет счета 45 «Товары отгруженные» – Кредит счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» – на фактическую стоимость обмениваемых товарно–материальных ценностей;

Дебет счетов 41 «Товары», 10 «Материалы», 08 «Вложения во внеоборотные активы» – Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на фактическую стоимость поступивших товарно–материальных ценностей по договору бартера;

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» – Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму НДС.

После получения товарно-материальных ценностей от контрагента признается выручка от бартерной сделки:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – Кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» – на фактическую стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей по договору бартера.

Дебет счета 90 «Продажи» субсчет 3 «НДС» – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму НДС;

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» – на сумму НДС, предъявленного к возмещению из бюджета.

В окончании всех операций 60 и 62 счета закрываются в части отраженных на них задолженностей по договору бартера:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – на сумму задолженности по договору бартера.

В бухгалтерском учете следует уделить особое внимание срокам давности дебиторской и кредиторской задолженности. Согласно ст. 197 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается на три года. Но законодательство предусматривает и специальные сроки исковой давности, как сокращенные, так и более длинные по сравнению с общим сроком.

Важным моментом считается, что отсчет срока исковой давности начинается не с момента появления дебиторской задолженности, а только с момента, когда задолженность переходит в разряд просроченной по условиям договора. Поэтому, в момент заключения договора следует предусмотреть сроки расчета, ведь именно с этого момента начинается отсчет срока исковой давности. При отсутствии оговоренных в договоре условий по срокам оплаты фиксация производится через предъявление претензии к должнику, а течение исковой давности начинается через семь дней.

Списание дебиторской задолженности оформляется приказом директора, в бухгалтерском учете делаются проводки, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5.  Списание дебиторской задолженности

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списание неистребованной дебиторской задолженности

91.2

62

Отражение сомнительной задолженности при наличии резерва по сомнительным долгам

63

62

Принятие к учету на забалансовый счет на сумму задолженности

007





Согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации" суммы списанной дебиторской задолженности включаются в состав прочих расходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли.

В каждой организации с 2011 года создание резерва по сомнительным долгам является обязанностью организации, о чем в пункте 70 Положения №34н были внесены изменения от 24.12.2010 г., резерв создается на основе результатов проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности.

Существует Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина №34н от 29.07.1998 г., где в пункте 70 регламентирован порядок формирования и использования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете. Этот пункт гласит о том, что организация создает резервы по сомнительным долгам в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты.

Размер создаваемого резерва устанавливается отдельно по каждому сомнительному долгу, и зависит как от платежеспособности должника, так и от вероятности ликвидации задолженности полностью либо частично.

При установлении величины резерва, в него включаются все суммы дебиторской задолженности, выявленные в процессе инвентаризации, независимо от подтверждения их дебиторами, об этом сказано в Письме Минфина №03–03–04/1/612 от 26.07.2006г.

Согласно п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" отчисления в резерв по сомнительным долгам являются прочими расходами организации.

Вся информация о резервах по сомнительным долгам формируется на счете 63 "Резервы по сомнительным долгам".

Списание долга в убыток из-за неплатежеспособности должника не является поводом для аннулирования задолженности. Списанная дебиторская задолженность для контроля фиксируется на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов", которая хранится в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Принятие к учету на забалансовый счет отражается проводкой:

Д007 – на сумму задолженности;

По истечении 5 лет делается запись:

К007 – на сумму задолженности.

Задолженность можно  списать со счета 007 и ранее этого срока только в двух случаях: при погашении должником задолженность или при ликвидации фирмы-должника.

Аналитический учет по счету 007 ведется по всем организациям, за которыми числится задолженность и по тем фирмам, чья задолженность была списана в убыток, и по каждому списанному в убыток долгу.

Таким образом, учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию (работы, услуги) отражается на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это активно-пассивный счет. На нем в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета отражают как расчеты по полученным авансам от покупателей, так и расчеты с покупателями за отгруженную им и неоплаченную продукцию.





1.2 Порядок проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками



В процессе финансово-хозяйственных операций у организации регулярно возникает необходимость проведения расчетов со своими контрагентами. Отгружая готовую продукцию, покупатель, обычно, не рассчитывается сразу, то есть происходит кредитование покупателя. Таким образом, с момента отгрузки продукции до поступления платежа денежные средства организации находятся в виде дебиторской задолженности.

В условиях формирования рыночных отношений и разнообразия форм собственности появилась потребность улучшения функций управления процессом производства, которое вызывало потребность в создании хозрасчетных органов финансового контроля, то есть аудита.

Аудиторская проверка – это независимая экспертиза финансовой отчетности коммерческих предприятий уполномоченными на то лицами (аудиторами) с целью подтверждения ее достоверности для государственных налоговых органов и владельцев. 

Целью аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками является установление полноты, правильности и своевременности отражения данных расчетов.

Источниками информации при аудиторской проверке данных расчетов являются договоры поставки продукции (работ, услуг), счета-фактуры, товарно-транспортные и товарные накладные, копии платежных документов, акты сверки расчетов, акты (протоколы) о зачете взаимных требований, учетные регистры по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главная книга, бухгалтерская отчетность предприятия.

Основные этапы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками:

Анализ наличия и правильности оформления договоров с покупателями и заказчиками.

Анализ организации первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Анализ состояния дебиторской задолженности.

Анализ правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с покупателями и заказчиками.

Анализ правильности налогообложения по расчетам с покупателями и зака.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.