- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование теоретических аспектов понятия «местная власть» и сравнение моделей организации местного самоуправления в разных странах
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012730 |
Тема: | Исследование теоретических аспектов понятия «местная власть» и сравнение моделей организации местного самоуправления в разных странах |
Содержание
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Общая характеристика местного самоуправления в Российской Федерации 7 Глава 2: Понятие современной модели организации местного самоуправления и её организационно - правовые формы 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37 ВВЕДЕНИЕ Наиболее важной деталью в системе институтов государственной власти является местная власть. Она представляет собой связующее звено между обществом и государством, самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Степень демократизации государства и уровень развития гражданского общества характеризуется наличием местной власти. Благодаря местной власти, население решают политические, экономические, социальные и культурные вопросы и вопросы здравоохранения местного значения. Местная власть - «выражение, чаще употребляемое в публицистике, когда подразумеваются, в отличие от центральной власти, любые властные инстанции, действующие на периферии, т.е. в условиях РФ - на уровне субъектов РФ, местного самоуправления»1. Некоторые ученые подразумевают под местной властью - власть местного самоуправления. Местное самоуправление - категория конституционного и муниципального права. «Местное самоуправление является элементом конституционного строя РФ и одной из форм осуществления власти народа. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»2. Местное самоуправление – это Советы депутатов, которые избираются непосредственно гражданами, считается своего рода местным парламентом. Роль местного самоуправления в нынешнем обществе постоянно увеличивается, и приобретает общегосударственное значение. Муниципальные органы на сегодняшний день не только решают существенные жизненные проблемы людей, но и являются важнейшими компонентами в деле формирования гражданского общества в современной России, составляя одну из основ демократического строя. «По мере развития российского общества центр тяжести в управлении городами все больше будет смещаться в сторону местного управления. Это положительная тенденция и ее необходимо укреплять и развивать»3 Новым этапом в процессе формирования местного самоуправления в современной России стало принятие и подписание Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 1 сентября 1995 г. Однако при осуществлении данного Федерального закона появились определенные трудности, связанные не только лишь с формированием необходимой материально-финансовой базы местного самоуправления, но и с оценкой Закона, а именно пониманием его отдельных положений и норм, концепций местного самоуправления, лежащих в основе Закона, и сущность Общих принципов организации местного самоуправления. Формирование местного самоуправления - один из основных вопросов развития конституционного строя и всего государственного механизма нашей страны. Проблемы, касающиеся местного самоуправления, на протяжении многих лет рассматривались многими учёными. Данной актуальной теме посвящались множество научных статей, монографий, диссертационных исследований. Например, в первой половине XIX века проблемы самоуправления освещались в работах Аренса, Гербера, Гнейста, Еллинека, Штейна и др. Среди российских учёных, которые занимались вопросами самоуправления, можно назвать В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова, Л.А. Велихова, В.И. Лешкова, Б.Н. Чичерена и многих других. В своих трудах выдающиеся учёные анализировали естественно-правовые основы самоуправления, навыки организации местной власти в зарубежных странах, возможности осуществления местного самоуправления в российских условиях, взаимоотношения органов местного самоуправления с государственной властью и другие проблемы. Можно с уверенностью сказать о том, что в нашем и в будущем времени интерес к данной проблеме организации местного самоуправления не ослабнет. Об этом могут свидетельствовать многочисленные работы, посвященные вопросам реформирования муниципальной власти в России, в том числе труды С.А. Авакьяна, Ю.А. Дмитриева, О.Е. Кутафина, В.В. Таболина, В.И. Фадеева. Тема курсовой работы является актуальной потому, что формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность основных институтов местного самоуправления, продолжается. Несмотря на то, что местное самоуправление в России имеет исторические корни, современная ситуация в нашей стране существенно отличается от той, что сформировалась на рубеже XIX - XX веков. Бесспорно, при выборе рациональной системы организации местной власти нельзя забывать об исторически сложившихся традициях, но полностью копировать прежние достижения было бы нецелесообразно, как и «западный» вариант, который первоначально необходимо тщательно изучить и проанализировать, прежде чем применять его в условиях российской действительности. Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов понятия «местная власть» и сравнение моделей организации местного самоуправления в разных странах. Для достижения цели данной работы решены следующие задачи: * раскрыта сущность, понятие и субъекты местной власти; * рассмотрены современные модели организации местного самоуправления; * определены основные организационно-правовые формы местного самоуправления; Объектом исследования является местное самоуправление. Предметом исследования - организационно-правовые формы местного самоуправления в Российской Федерации. Для написания курсовой работы использована как учебная литература, нормативные правовые акты, так и статьи периодических изданий и ресурсы сети Интернет. Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе курсовой работы рассматривается понятие «местного самоуправления», её сущность, субъект; характеризуются этапы становления местного самоуправления в России. Во второй главе раскрываются понятия и содержание современных моделей организации местного самоуправления в разных странах; рассматриваются организационно-правовые формы местного управления. Глава 1. Общая характеристика местного самоуправления в Российской Федерации Любое правительство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые соответствовали бы его политике, и находили поддержки со стороны населения. Для достижения этих целей был создано местное самоуправление. В России накоплен большой опыт в данной сфере. «Начиная с XVII века создаются и действуют различные местные органы и представители центра на местах. Но лишь с середины XIX века формируются звенья местного самоуправления на основе представительства различных слоев населения и самостоятельности в ведении местных дел»4 Для России вопрос территориального распределения административной компетенции всегда имел ключевое значение. «В рамках самодержавного государства оказывалось возможным экспериментировать с разными подходами к организации внутреннего управления. Так Учреждение, созданное при Екатерине II для управлениями губерниями, перенесло центр тяжести в управлении с центра на места и обеспечило институциональное закрепление данного принципа (коллегии были упразднены, а отраслевое управление сконцентрировалось на губернском уровне в руках наместников, и в первую очередь губернаторов)»5 В начале XIX века была проведена новая реформа государственного управления. Были сформированы министерства, каждое из которых имело агентов в губерниях и уездах. Отраслевой принцип управления проводился через систему министерств, воплощением территориального принципа считался генерал-губернатор. Сочетание государственного и общественного управления осуществлялось в Российской Империи второй половины XIX в. правом государственных органов заниматься управлением учреждений, осуществлять надзор и контроль, а по отношению к подданным ограничивались реализацией функций полицейского государства. В тоже время общественному управлению предоставлялось право заниматься непосредственными интересами населения, а также тех или иных сообществ. Министерство внутренних дел (МВД) играло ведущую роль в деле подбора кадров для замещения должностей губернаторов, в их награждениях и наказаниях. Но оно также «стремилось сохранить значение должности губернатора, сделать из губернаторов своих эффективных агентов на местах. Поэтому после учреждения министерств падает значение губернского правления. Влияние МВД на губернаторов было далеко не беспредельным, и они так и не стали полностью частью бюрократической системы этого министерства. Но губернаторы в первую очередь оставались людьми императора, подчинялись ему»6. В связи с этим образовались внутренние противоречия, характерные для управленческой политики самодержавия в XIX веке: - с одной стороны, министерская система управления создавалась как средство повышения эффективности управления страной; - с другой стороны, русский самодержец стремился сохранить собственную независимость от создаваемых им учреждений. Вследствие этого в XIX веке так и не была создана общая структура министерств. «Опыт земских учреждений XIX века доказал, что местное самоуправление не может быть выведено за пределы системы государственного управления. Органы местного самоуправления приводят в жизнь мероприятия, относящиеся к государственным функциям, то есть их полномочия по большей части делегированы государством. Это означает право последнего контролировать осуществление таких функций. С другой стороны, органы местного самоуправления обладают правом местного нормотворчества, и для того чтобы их деятельность была эффективной, они нуждаются в принудительной власти. Земским учреждениям приходилось обращаться за помощью в местную полицию. К услугам земств и городов были общие суды, но опыт земской и городской реформ, проведённых во второй половине XIX в., свидетельствует также, что отрыв принудительной власти от органа местного самоуправления существенно снижает авторитет последнего. Гарантией независимости органов местного самоуправления от центра, равно как и эффективности, было наличие у земских учреждений собственных средств»7. Особенностью системы местного самоуправления в России до 1917 г. было сочетание территориального и корпоративного принципа в организации управления на местах. «В Советском государстве, с первых лет его существования, создаётся единая система Советов - сверху донизу. Её низовые звенья выполняли функции местных органов государственной власти и местных органов государственного управления. Такое построение способствовало согласованности действий всех звеньев, но существенно ограничивало самостоятельность местных органов»8. И всё же идеи местного самоуправления не были полностью чужды доктрине и практике тех лет. Они поддерживались в ряде научных трудов. В советский период власть строилась на идее централизации. «Воплощением её, согласно Конституции РСФСР 1978 г., были: принцип демократического централизма как основы организации и деятельности Советского государства; включение Советов в единую систему органов государственной власти; право вышестоящих органов отменять решения нижестоящих; двойное подчинение отраслевых и функциональных местных органов управления. Переход к новой организации власти на принципах местного самоуправления начался в конце 80-х годов в контексте демократических преобразований, происходивших в СССР. Первые концептуальные подходы в этом отношении отразил Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990 г. и закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июля 1991 г. Этапом в его развитии стали указы президента РФ: "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" от 9 октября 1993 года; "О реформе местного самоуправления в Российской федерации" от 26 октября 1993 года; "О гарантиях местного самоуправления в Российской федерации" от 22 декабря 1993 года.»9 Конституция 1993 года закрепила ряд основополагающих принципов организации местного самоуправления: * право населения на местное самоуправление; * самостоятельность в решении вопросов местного значения; * обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти; * принцип совместного ведения федерации и ее субъектов по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления. При принятии Конституции РФ 1993 года, устанавливающей концептуально новые подходы к организации государственной власти и местного самоуправления, потребовалось принять новый закон о местном самоуправлении. В результате в 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Исходя из конституционного принципа совместного ведения федерации и ее субъектов по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления, законы о местном самоуправлении со временем были приняты во всех субъектах РФ. Законы отражали особенности территориальной организации местного самоуправления каждого региона России. «Федеральный закон 1995 года, являясь результатом политического компромисса, имел определенные недостатки, основными из которых являлись: * нечеткость в определении компетенции муниципальных образований; * непроработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуравления; * несоответствие финансовых ресурсов муниципалитетов реально исполняемым полномочиям»10. Большинство проблем стали результатами опережающего характера формирования местного самоуправления, когда самоуправленческие институты возникли не в результате органического движения «снизу», а по инициативе «сверху». По итогам работ была разработана новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Принятие этого Закона стало отправной точкой проходящей в настоящее время реформы местного самоуправления. «Конституция Российской Федерации провозглашает Россию демократическим государством. Одним из важнейших принципов демократического общества, одной из форм народовластия современной России является местное самоуправление. С деятельностью органов местного самоуправления неизбежно сталкивается каждый житель нашей страны, поскольку муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их неотложных повседневных проблем»11. Местное самоуправление можно определить как самостоятельную, и под свою ответственность, деятельность населения в решении вопросов местного значения. «Местное самоуправление - разновидность местного управления и одновременно как бы антипод всякому управлению извне, поскольку это самоуправление. В той или иной местности может иметь место управление гражданами "сверху", через представителей каких-то структур публичной власти более высокой иерархии, и самоуправление граждан, входящих в местное сообщество. Местное самоуправление - самоорганизация местного сообщества и управление его внутренними делами»12. По мнению А. Я. Слива: «Местное самоуправление - это власть человека, точнее человеческих сообществ, волею судьбы проживающих вместе. Место, где проходит повседневная жизнь человека, - это не планета, не страна от океана до океана и даже не составная часть федеративной России. Это конкретный город, район, село, посёлок. Это место, где люди просыпаются и ложатся спать, работают и растят детей, идут под венец и хоронят стариков. Местное самоуправление - это власть местных людей, избираемая ими самими и им подконтрольная. При этом, разумеется, всякая власть, в том числе и местная должна подчиняться закону»13. По мнению В.Г Игнатова сущность местного самоуправления заключается: 1. «МСУ — это не самоцель, а лишь средство улучшения качества жизни населения, образующего местное сообщество; 2. МСУ направлено главным образом на решение вопросов местного значения; 3. МСУ базируется на системе принципов, основополагающим из которых является самоответственность; 4. МСУ должно опираться на разнообразные формы прямого волеизъявления граждан: местные референдумы, собрания (сходы), муниципальные выборы и др.; 5. Обязательный элемент МСУ — наличие в муниципальных образованиях выборных органов местной власти»14. Муниципальные отношения по своей структуре содержат ряд элементов, среди которых выделяют субъекты муниципального права. По смыслу Основного закона страны вся власть пребывает в руках народа. Таким образом, можно сделать по аналогии вывод, что на местном уровне власть принадлежит населению. Вообще к субъектам местного самоуправления можно отнести: * «Граждан, проживающих на территории муниципалитета, при этом иностранцы также имеют непосредственное отношение к населению * Местная власть, без которой невозможно осуществлять местное управление * Государство, обеспечивающее существование местной власти, посредством принятия законов»15 1. Население как основной субъект муниципальных отношений Главным субъектом местного управления, безусловно, является население. Термин население в буквальном смысле означает совокупность людей, которые населяют ту или иную территорию. Исходя из этого, можно придти к выводу, что без присутствия граждан, невозможно организовать власть на той или иной территории. Граждане обретают статус населения посредством регистрации на конкретной территории муниципалитета. Находясь на территории города или населенного пункта, граждане принимают непосредственное участие в жизни муниципалитета, например, облагораживают территорию, голосуют на избирательных участках, пользуются муниципальной собственностью и услугами. Говоря об иностранцах, пребывающих на территории муниципалитета, то можно отметить равенство в правах наряду с гражданами этой территории. То есть они имеют право на жилище, на труд и даже на участие в выборах, если имеют постоянную регистрацию на территории муниципалитета. 2. Органы местного самоуправления Муниципальные органы являются вторичным субъектом муниципальных отношений, из-за того что они формируются после того, как появляется территория, населяемая гражданами. Местные органы власти являются неотъемлемой частью существования местной власти, так как они наделяются для этого полномочиями. Формирование муниципальных органов происходит самостоятельно населением. Никто иной не вправе вмешиваться и давать указания в отношении выборов или назначения должностных лиц местного уровня. Структура муниципальных органов также формируется самостоятельно. Виды местных органов и порядок их формирования закрепляется уставом муниципалитета, а также на уровне регионального закона. 3. Роль государства в отношениях с местной властью Государство занимает важную роль в организации и деятельности местной власти. С одной стороны они никоим образом не вмешиваются в деятельность муниципалитета, с другой принимают активное участие в том, чтобы местная власть имела право на существование, а население принимало в этом непосредственное участие. Государство активно взаимодействует с муниципальными органами. Это проявляется в постановке общих целей и задач развития гражданского общества. В связи с чем, принимаются законы, которые распространяются на каждого гражданина. Государство помогает в поддержании общественной безопасности и дисциплины, посредством системы правоохранительных органов. Кроме того, без финансовой помощи не возможна любая деятельность хозяйствующих субъектов муниципальных образований. Так, например, организация малого бизнеса невозможна без кредитования, льготного налогообложения, проведения совместных мероприятий по организации и функционирования предпринимательства. Таким образом, роль государства проявляется в помощи и обеспечении права граждан в осуществлении местного самоуправления. Делая вывод можно отметить, что местное самоуправление, будучи самостоятельным институтом гражданского общества, не входящим в систему государственной власти, выполняет свою собственную роль в государственно-правовой структуре российского общества, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также осуществляется непосредственно через представителей в органах местной власти. Глава 2: Понятие современной модели организации местного самоуправления и её организационно - правовые формы Реформа местного самоуправления начинается в России с начала 90-х годов, и споры об этом не прекращаются и в настоящее время. Сейчас настал момент, когда необходимо определить, созвучны ли волнующие нас проблемы тем, которые обсуждались много лет тому назад и обсуждаются в зарубежных странах. «Принцип самоуправления – один из наиболее древних и универсальных среди тех, что применяются в управлении. Данный принцип отвечал потребностям человеческого общества, начиная с самых ранних стадий его развития (Древний Рим) и до определенного времени оставался единственным средством социальной организации. По мере развития общества нарастает его взаимное отчуждение с государством, а также усложняются задачи управления. Роль самоуправления и способы его институционального оформления начинают существенно меняться, попадая во все большую зависимость от форм и методов управления»16. Основные принципы правовых муниципальных систем большинства европейских государств, а также США, Японии и множества других стран были заложены в ходе муниципальных реформ XIX века. Муниципальные реформы XIX века формировались на фундаменте, который строился для них уже в средние века. Средневековые города уже несли в себе «зародыш» буржуазного коммунализма. В начале XX века широкое признание получила теория, по которой органы самоуправления являются органами не государства, а общин, как особых от государства публично-правовых юридических лиц. На современном этапе развития мирового общества существуют различные типы и модели местного самоуправления. «Англосаксонская – получившая свое распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и др. странах, где местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий, а на местах отсутствует полномочный представитель Правительства, который бы опекал органы местного самоуправления. Континентальная (французская) – модель в настоящее время распространена в странах франкоязычной Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, которая основана на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления и представляет собой классическую, иерархическую пирамиду, в которой нижестоящие звенья напрямую подчиняются вышестоящим. Советская модель – является зарубежной и действует на Кубе и в КНР. Она имеет принципиальное отличие от основных зарубежных моделей. Для нее характерны следующие черты: -правовую основу деятельности местных органов составляют Конституции и акты, издаваемые центральными законодательными органами; -принцип жесткой централизации управления; -принцип патернализма; -функционирование органов местного самоуправления в системе органов государственной власти; -отсутствие муниципальной собственности, местных бюджетов и т.п.»17 «Местное самоуправление в США учреждается и регулируется в соответствии с их Конституциями и статутами. В отличие от европейских государств США не гарантируют местного самоуправления на национальном уровне, но самостоятельность местных органов высокая. Штаты учреждают местные органы, определяют полномочия и организационные структуры, а местные органы, в свою очередь, получают от Штатов право на принятие либо Устава (Хартии), либо права на местное законотворчество.»18 В США сложились три основных модели местного самоуправления: 1. Сильный мэр – Совет, действующий в самоуправляющихся городах США; 2. Слабый мэр – Совет; 3. Модель Совет – Управляющий, используется в городах средних размеров. Японию также можно привести в пример для рассмотрения модели местного самоуправления.«Местное самоуправление в Японии осуществляется на двух уровнях: префектура и поселения. За каждым из уровней закреплена собственная компетенция; вмешательство со стороны каких-либо других уровней и государства не допускается, а если и допускается, то только через суд. Система органов местного самоуправления закреплена в законодательстве. Модель местного самоуправления в Японии основана на принципах: -формализация принципа разделения властей на всех уровнях; -выборность высшего должностного лица (Мэр, Префект) и представительного органа; -сосредоточение ответственности за проводимую политику и основных рычагов управления выборного должностного лица; -установление единообразной структуры местного самоуправления; -местные автономии; -выборности всех должностных лиц местного самоуправления; -право местных органов публичной власти по управлению своим имуществом; -издание своих постановлений в пределах законов и др.»19 Опыт местного самоуправления в Японии может быть применен в современной модели организации местного самоуправления в Российской Федерации. Применительно к России и с учетом евроазиатского расположения нашей страны, данный опыт является особой ценностью. Рассматривая систему местного самоуправления в ФРГ, можно отметить, что гарантии местного самоуправления представлены в основном законе ФРГ. В Германии союзы общин пользуются правом местного самоуправления в рамках их законной компетенции на основании законов, которые обеспечивают жизнеспособность общин и союзов общин. «Государственное устройство построено от общин и союзов общин, районов и округов к землям и федерациям снизу вверх. Существуют две основные формы организации местного самоуправления: южно-германская и северо-германская которые в свою очередь, представлены «парламентской» и «президентской» моделью формирования органов руководства общины.»20 Рассмотренный пример показывает, что российская традиция местного самоуправления может развиваться в русле европейской, где независимость местных сообществ от государственной власти регламентируется законом, а зарубежный муниципальный опыт может быть применен в России. «Европейская Хартия местного самоуправления выделяет четыре основных признака, без которых не может осуществляться местное самоуправление: -власть, действующая в пределах, установленных законом; -наделение местного самоуправления правом самостоятельного распоряжения ресурсами; -власть с четко обозначенными функциями в государстве; -наличие выборных органов местного самоуправления. А также обозначает черты, присущие различным моделям местного самоуправления. Для выбора конкретных моделей местного самоуправления нужны определенные условия, в которых должно осуществляться местное самоуправление, зависящие от: -экономической модели общества и отношений, возникающих в сфере собственности; -демократических интересов в обществе и государстве; -региональных, национальных, местных традиций и особенностей осуществления власти на местах.»21 Этот перечень далеко не полный, но является наиболее важным, так как учет этих условий определяет эффективность моделей местного самоуправления. Модель – это система, устанавливающая положение о том, каким должен быть объект, определяет его структуру, задачи, цели, функции, права и обязанности, ответственность и др. Модель местного самоуправления можно определить как систему взаимосвязей между субъектами местного самоуправления и органами государственной власти, структура которых складывается, исходя из местных традиций и особенностей, наличия демократических институтов, отношений. В данный момент в России еще происходят процессы преобразования местного самоуправления. При функционировании современных моделей местного самоуправления в Российской Федерации должны учитываться следующие признаки: -на данном этапе развития российского государства осуществляется переход от общегосударственной собственности к многообразным формам собственности, включая и муниципальную, требующею регулирования экономических процессов и наличия достаточных возможностей у местной власти; -в Российской Федерации производство представлено крупными предприятиями, где влияние их на жизнь городов очень велико, а влияние городов на крупные производства сведено к минимуму; процесс приватизации этих предприятий без участия местных властей привел к тяжелым последствиям; -развитие регионов и отдельных территорий в стране распределяется неравномерно; разные условия для хозяйственной жизни, разный уровень доходной части местных бюджетов требует индивидуального подхода к развитию каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление. Таким образом, для современной России необходима система органов местного самоуправления, которая будет самостоятельной в области экономики, и если это произойдет, то в таком случае они смогут оказать помощь государству в проведении экономических преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции. Основу модели местного самоуправления составляют органы местного самоуправления, которые не только самостоятельно обеспечивают деятельность большого диапазона хозяйственных и социальных служб, но и используется в качестве объекта и проводника социально-экономической политики федеральных органов власти. Все это трансформирует местное самоуправление в интегрированную часть всего государственного механизма. Важным условием в определении значения местных органов власти служит тот фактор, что на этом уровне управления занята большая часть работников муниципальных служб. «Органы местного самоуправления делятся на органы общей компетенции, то есть местные органы власти, наделенные полномочиями осуществлять множество функций и решать различные вопросы местного значения, и органы специальной компетенции (функциональные, отраслевые), создаваемые для выполнения какой-либо одной или более функции. Одним из главных признаков новой модели местного самоуправления является ответственность представительных органов, глав местного самоуправления, в первую очередь, перед населением.»22 Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением призван обеспечить: 1. Эффективность обеспечения местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований; 2. Учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления; 3. Тесную связь с органами и должностными лицами местного самоуправления. Основанием для наступления ответственности, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является утрата доверия населения. Прядок и условия ответственности перед населением определяется Уставами муниципальных образований. Свое недоверие органам местного самоуправления население может выразить с помощью прямого волеизъявления граждан, например референдум или отзыв должностного лица. «Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции, Устава субъекта Российской Федерации, Федеральных законов, Законов субъекта Российской Федерации, Устава муниципального образования, а также за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти, материальными и финансовыми средствами.»23 Решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью закреплено в Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, и других форм прямого волеизъявления. Именно этим и реализуется самостоятельность в решении местных проблем. Это предоставляет финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления, что включает сюда управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, а так же решение иных местных вопросов. Еще одной чертой самостоятельности местного самоуправления является законодательно закрепленная гарантия невмешательства органов государственной власти в вопросы местного значения. Самостоятельность местного самоуправления характеризуется наличием соответствующей компетенции у муниципальных органов. В Уставах муниципальных образований определяется компетенция и сроки полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти полномочия направлены на решение конкретных вопросов жизнедеятельности муниципального сообщества. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальной собственности и местный бюджет. В Уставах муниципальных образований устанавливается, что управление муниципальной собственностью накладывается на органы местного самоуправления. Они вправе осуществлять с муниципальным имуществом любые сделки, регламентировать условия использования муниципальной собственности, осуществлять приватизацию муниципальной собственности. «Закон закрепляет за органами местного самоуправления право на создание предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности. Еще одной гарантией минимальной финансовой базы является то, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованием минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых бюджетов. Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделены правом самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, что еще раз подтверждает финансовую самостоятельность местного самоуправления. Конституционное право управления муниципальной собственностью принадлежит органам местного самоуправления. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.»24 Деятельность органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью сводится к следующим вопросам: -органы местного самоуправления должны самостоятельно формировать и утверждать перечень объектов муниципальной собственности; -определять поряд....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- исследование организационно-правовых аспектов становления и совершенствования института местного самоуправления РФ в постсоветский период (с начала 1990 г. по наше время)
- Исследование роли органов государственной власти и местного самоуправления в выработке механизмов эффективной деятельности по организации патриотического воспитания
- Исследование теоретических и практических аспектов управления прибыли на предприятии