VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование роли органов государственной власти и местного самоуправления в выработке механизмов эффективной деятельности по организации патриотического воспитания

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009163
Тема: Исследование роли органов государственной власти и местного самоуправления в выработке механизмов эффективной деятельности по организации патриотического воспитания
Содержание





































































ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Патриотическое воспитание: сущность и содержание……………………..11
1.2. Патриотизм в условиях трансформации российского общества………….26
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ  В ГОРОДЕ  НОВОСИБИРСКЕ
2.1. Общая характеристика молодежи г. Новосибирска как социально-демографической группы…………………………………………………………42
2.2. Основные направления работы с молодежью органов государственной власти и местного самоуправления по патриотическому воспитанию…………57
Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В ГОРОДЕ НОВОСИБИРСКЕ
3.1. Результаты и эффективность работы по организации патриотического воспитания…………………………………………………………………………68
3.2. Механизмы совершенствования деятельности государственной власти и местного самоуправления по организации патриотического воспитания молодежи……………………………………………………………………………79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..90




ВВЕДЕНИЕ
   Актуальность темы исследования. Патриотизм –  одно из самых сложных общественных явлений. Его формирование зависит не только от субъективного эмоционального и нравственного восприятия человеком окружающей его действительности и отношения к ней, но и от объективных условий, которые складываются во всех сферах жизнедеятельности общества. Поскольку отношение к патриотизму у молодого поколения российских граждан формировалось в условиях вакуума идеологии в период реформ, когда изменились ценностные ориентации общества, вопросы патриотического воспитания молодых граждан являются насущно важными. Исходя из этого, важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является воспитание патриотизма у подрастающего поколения.
   И основополагающую позицию в патриотическом воспитании молодёжи должно занимать государство. В.В.Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос», опубликованной в «Российской газете», писал: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим» [38].
   Актуальность темы данного научного исследования обусловлена необходимостью осмысления политики государства в сфере создания системной деятельности по формированию позиции гражданина-патриота у каждого молодого человека в условиях перехода России на новые социально-политические и экономические отношения, а также необходимостью научного поиска новых подходов в деятельности органов государственной власти по патриотическому воспитанию молодежи.
   Степень научной разработанности проблемы. Целый ряд работ современных российских ученых [53, 55, 56] посвящен непосредственно генезису понятия патриотизм, его сущности, структуре, функциям. В этих работах исследуются теоретико-методологические основы понятия «патриотизм» и его факторы, влияющие на формирование патриотизма в различных экономических, политических и социальных условиях. Важность работ данной группы для раскрытия темы данного диссертационного исследования объясняется тем, что без понимания сути патриотизма невозможно говорить ни о патриотическом сознании, ни о патриотическом воспитании граждан.
   Большая группа научных трудов отечественных ученых посвящена патриотизму в системе политического сознания, политической психологии, политических ценностей и ценностных конфликтов в современном российском обществе. В исследованиях, относящихся к данной группе работ, также рассматриваются различные аспекты социальной адаптации молодежи и процесса формирования новой иерархии демократических ценностей у молодого поколения [5-7, 20, 26, 29, 30, 37].
   Научный интерес представляют исследования, посвященные тематике патриотического воспитания граждан, принадлежащие перу Е.А. Андреева, В.В. Гладких, Ю.П. Сентюрина, В.А. Коробова, А.В. Солодилова, А.И. Афонина, В.А. Белоганова и других авторов.
    Патриотическое воспитание рассматривается и в религиозно-мировоззренческом направлении, где православное воспитание российской молодежи играет традиционно главную роль. По мнению сторонников такого подхода, на различных этапах формирования личности целенаправленное и последовательное патриотическое воспитание подрастающего поколения необходимо осуществлять через механизмы духовного воспитания [9, 16, 23, 39, 40].
   Молодежной и патриотической политике, различным ее направлениям посвящены статьи таких авторов как Н.Р. Ахвледиани, М.М. Кудрявцев, Г.В. Летуновский и другие [8, 10-12, 13, 15, 51, 24, 25, 45]. Анализ этих работ показывает, что авторы не всегда критичны в оценке отрицательных последствий воздействия реформ государства на патриотическое воспитание. Кроме того, они рассматривают лишь отдельные направления молодежной политики государства, их результаты и существующие противоречия в настоящее время. 
   Таким образом, несмотря на значительное число научных исследований, тема роли государственных институтов в патриотическом воспитании современной молодежи не исчерпала себя и требует дальнейшего научного осмысления. Особенности отношения к патриотизму и степень его актуализации у молодежи в ракурсе их взаимозависимости с социально-политическими преобразованиями недостаточно исследованы. 
   Необходим специальный  политологический анализ состояния современного патриотического воспитания, институтов, путей и механизмов осуществления такого воспитания в условиях социально-политической трансформации, переживаемой современной Россией.
   Цель диссертационной работы состоит в исследовании роли органов государственной власти и местного самоуправления в выработке механизмов эффективной деятельности по организации патриотического воспитания городской молодежи в условиях трансформации российского общества.
   Для достижения цели исследования выделяются следующие задачи:
   1. Исследовать содержание понятия «патриотическое воспитание» в российской общественной науке, выявить основные механизмы патриотического воспитания в российском государстве.
   2. Проанализировать особенности патриотического воспитания в российском обществе и влияние конкретно-исторических факторов, обусловивших его специфику в современных условиях.
   3. Определить роль органов государственной власти и местного самоуправления в воспитании патриотизма современной молодежи в современных условиях российского общества (на примере города Новосибирска).
   4. Выработать механизмы эффективной деятельности государственной власти и местного самоуправления по организации патриотического воспитания молодежи (на примере города Новосибирска).
   В соответствии с целью и задачами исследования его объектом стал процесс воспитания патриотов в молодежной среде в условиях трансформации Российского общества.
   Предмет исследования – деятельность государственной власти и местного самоуправления в патриотическом воспитании молодежи в условиях современного российского общества в городе Новосибирске.
   Содержание диссертационного исследования. 
   Первая глава «Теоретико-методологические основы патриотического воспитания в современной России» вводит в историю проблемы патриотического воспитания, даёт понимание сущности патриотического воспитания с позиций разных теоретико-методологических подходов, знакомит с основами содержания патриотического воспитания, рассматривает процесс и результат патриотического воспитания с позиций аксиологического и культурологического подхода. Так же в первой главе изложены результаты исследования понятия  «патриотизм», его особенности. Определена актуальность патриотизма и задача выработки нового содержания патриотизма в современных условиях России.
   Выявлена и обоснована необходимость  единой государственной политики в области патриотического воспитания,  консолидации и координирования работы различных институтов общества и государства в системе патриотического воспитания граждан. 
   Вторая глава «Анализ деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по организации патриотического воспитания молодежи в городе Новосибирске» посвящена анализу основных направлений работы с молодежью органов государственной власти и местного самоуправления по патриотическому воспитанию.
   Представлена инфраструктура учреждений муниципальной молодежной политики города Новосибирска, описана их реорганизация: перевод всех учреждений сферы молодежной политики города в  формат работы многопрофильных центров посредством исключения образовательного компонента. Выявлено, что гражданско-патриотическое воспитание молодёжи является одним из 7 приоритетных направлений деятельности в сфере молодёжной политики. Однако, в основополагающих документах (Концепция, ведомственная целевая программа) целью и задачами является развитие потенциала молодёжи и не указывается формирование позиции гражданина-патриота. Поэтому наблюдается дефицит ценностного содержания понятий патриотизма и гражданственности у молодёжи. А учреждения решают задачу организации досуга молодёжи.
   Выявлено, что проблемы в осуществлении гражданско-патриотического воспитания молодёжи в отдельном городе напрямую связаны с отсутствием законодательной базы государственной молодёжной политики. 
   В третьей главе «Направления и методы совершенствования патриотического воспитания молодежи в Новосибирске» рассматриваются основные формы реализации  мероприятий патриотического воспитания молодёжи, как традиционные, так и инновационные. 
     В главе дан анализ рисков и существующих сложностей в деятельности Центров патриотического воспитания, показано наличие проблем, ведущих к неэффективности деятельности, таких как отсутствие системы патриотического воспитания.
     Предложены конкретные решения проблемы патриотического воспитания молодёжи на уровне города и муниципальных образований.
     В заключении изложены причины проблемной ситуации в сфере молодёжной политики в Новосибирске,  в частности,  отсутствие управленческой стратегии развития молодёжной политики и её приоритетных направлений. И предложены основные направления развития молодежной политики на ближайшую десятилетнюю перспективу.
   Методологическую базу исследования составили: системный подход к проблематике, общенаучные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция), исторические и методологические приемы по анализу различных направлений патриотического воспитания (институциональный, поведенческий, структурно-функциональный, сравнительный, культурологический), которые позволяют рассматривать различные направления патриотического воспитания последовательно, как цельную социальную и культурную реальность, встроенную в политическую систему отношений в обществе и государстве.
   Эмпирическую базу исследования составили материалы социологических опросов и статистические данные деятельности молодёжных центров сферы молодёжной политики города Новосибирска в рамках реализации Программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2015-2020 годы».
   Научная новизна исследования. В настоящем исследовании впервые решались задачи определения роли и выработки механизмов эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в воспитании патриотизма молодежи в городе Новосибирске.
   Данное исследование проводилось с позиции практической деятельности  по патриотическому воспитанию в сфере молодёжной политики, что позволило на основе анализа выявить ключевые моменты неэффективности и предложить модель единой городской системы патриотического воспитания во взаимодействии государственной власти и местного самоуправления.
   Научная и практическая значимость исследования. Мало изучен вопрос эффективности управления в сфере молодёжной политики. Не изучены вопросы построения единой системы патриотического воспитания. Данное исследование позволило увидеть взаимодействие управленческих структур в сфере молодёжной политики на примере города Новосибирска и внести предложения по повышению эффективности в решении этого вопроса.
   Полученные результаты исследования дают возможность внедрения предложенных решений. Так, предложение по созданию Городского центра гражданско-патриотического воспитания  рассмотрено на заседаниях рабочих групп по разработке проекта муниципальной программы «Развитие сферы молодежной политики в городе Новосибирске на 2018 – 2021 годы» и принято в проект программы. 
   Апробация исследования. Важнейшие положения диссертационного исследования опубликованы в 2-х сборниках: 
   - Патриотическое воспитание молодежи как приоритетное направление реализации молодежной политики Новосибирска. // Материалы Международной научно-практической конференции. 23-24 ноября 2016. - пос. Персиановский: Донской ГАУ, 2016. с. 79-82.
   - Столбова К.В. Формы патриотического воспитания в сфере молодежной политики (на примере города Новосибирска) // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2016 №3 (21.2)
   Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (64 источника). Работа содержит 96 страниц, 1 рисунок, 3 таблицы.


ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
	Теоретико-методологический анализ патриотического воспитания определяет главные признаки данного феномена и его основных измерений, которые представлены, прежде всего, работами русских философов Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, М.Н. Каткова, К.Н. Леонтьева, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкого, Н.В. Устрялова, Г.В. Флоровского, П.Я. Чаадаева и других. 
     Среди современных авторов следует отметить работы К.С. Гаджиева, В.В. Ильина, В.В. Кожинова, Н.Г. Козина, И.И. Кондрашина, В.П. Макаренко, А.С. Панарина, И.Р. Шафаревича, В.Ю. Шпака и других, не только актуализирующих наследие отечественной философско-правовой мысли, но и устанавливающих взаимосвязь патриотизма с русским национальным самосознанием и национальной государственностью.
     Понимание сущности патриотического воспитания с позиций разных теоретико-методологических подходов позволяет определить иерархию его категорий, проблем, дать характеристику его структуре и содержанию в контексте целостности и диалектического единства традиций и инноваций. Основу содержания патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности: Человек, Труд, Семья, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. В содержании патриотического воспитания раскрываются веками закрепленные в историческом опыте государства и народа ценностные отношения в системе философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир, на природу, общество и человека, которые характеризуют патриотическую направленность мировоззрения личности. Патриотическая направленность мировоззрения представляет «сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности» [39, с. 241]. 
     Б.Ф. Павлов, исследуя концептуально-методологические основы развития патриотического воспитания учащейся молодежи на современном этапе, рассматривает ценностно-патриотическое мировоззрение личности, в структуре которого он выделяет систему взглядов, убеждений, ценностных установок и идеалов, определяющих высокую степень субъектной позиции личности в ее гражданско-патриотическом самоопределении [33, с. 93]. 
     Исследователями установлено, что в основе самоопределения, в том числе и гражданско-патриотического, лежит субъектная (активно-деятельностная) позиция личности. В системе воспитания она обусловливается как позиция личностного саморазвития обучающегося. Механизм самоопределения определяется как выбор - самооценка - отношение - самоутверждение.
     В структуре субъектной позиции личности выделяются мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятельностный компоненты (В.А. Сластенин, Г. И. Аксенова и др.). Ведущим мотивом становления субъектной позиции выступает мотив самоутверждения в многообразных личностно-значимых отношениях и деятельностях (самостоятельной, предметной, совместной и творческой). 
     При рассмотрении процесса и результата патриотического воспитания в контексте гражданско-патриотического самоопределения, главным критерием которого выступает патриотизм, А.Л. Захаровым [52, с.203] установлено, что с позиций аксиологического подхода он может быть рассмотрен через механизмы самооценки и выбора с качественными характеристиками: ценностью (значимостью для себя), принципом (исходной позицией), идеалом (соизмерением своих результатов с образцом, эталоном). А с позиций культурологического подхода - как культурно-патриотические нормы (самооценка и выбор отношений, поведения, деятельности) и их отождествление (соотнесение) с собственными проявлениями (самоидентификацией), с уровнем своих притязаний, с достигнутыми результатами и их обусловленностью в социальном сравнении сопоставлением мнений окружающих). 
     Исследуя патриотическое воспитание школьников в изменяющейся России, Е. Н. Поддубный [35] рассмотрел понятие «патриотизм» как изначально социальное чувство - чувство общности, единства, солидарности с родными и близкими, чувство сопричастности их судьбе. Дал оценку патриотизму как особой разновидности чувства любви к Родине, которое представляет собой первичное эмоциональное выражение души и духа характера. Определил, что патриотизм глубоко укоренен в человеческой свободе. «Любовь к родине всегда есть дело свободного («автономного») самоопределения индивидуальной человеческой личности». Установил, что патриотизм находит интеллектуальное выражение в понятиях, в патриотических взглядах под определенным углом зрения осмысливаются те или иные социальные отношения, намечаются пути и способы их изменения в интересах Отечества. 
     Б. Т. Лихачев, исследуя философию воспитания, отмечает, что внешняя форма проявления достоинства более связана с категориями социальной, исторической памяти, личного счастья и любви. Человек чести, прежде всего, гражданин-патриот. Он бережно относится к прошлому своего народа, своей Родины, сознавая, что эта честь отцов, дедов, прадедов, переданная ему  из поколения в поколение [27, с. 229]. 
      Проблема патриотического воспитания всегда находилась в центре внимания педагогической науки. В настоящее время большое число диссертационных исследований посвящено проблеме патриотического воспитания учащихся различного возраста. Их результатом является разработка концепций, структурно-функциональных моделей патриотического воспитания, выделение критериев определения уровней патриотической воспитанности.
     К основным направлениям научных исследований в области патриотического воспитания относятся:
     Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.
     Историко-краеведческое  - познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.
     Гражданско-патриотическое  - это воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга.
     Социально-патриотическое - направлено на активизацию межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
     Военно-патриотическое  - это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций.
     Героико-патриотическое  - составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических традиций и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.
     Спортивно-патриотическое  - направлено на формирование конкурентоспособности человека на рынке труда, развитие силы, ловкости, выносливости, воспитания воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни и блокировки негативных и вредных привычек.
     Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, мировоззренческо- идеологическими основами, принципами, формами и методами воспитания.
   	В патриотическом воспитании, как направлении государственной политики, удалось осуществить перевод решения проблемы на системную основу. Одна из важнейших задач, поставленных в государственных программах о создании и функционировании государственной системы патриотического воспитания в стране, в целом решена.
   Под формированием системы патриотического воспитания правомерно понимать процедуру ее динамичного совершенствования, качественного превращения в целостную и вполне взаимосвязанную между собой структуру компонентов, внешне проявляющуюся в повышении уровня патриотического сознания и активной деятельности людей.
   Анализ реализации государственных программ показывает, что их содержание, комплексное, последовательное планирование и выполнение позволили не только создать систему патриотического воспитания, но и придать ей устойчивость, что обеспечило их эффективное функционирование на всех уровнях системы (целевом, субъектном, управленческом, содержательном, технологическом, информационном).
   На федеральном и региональном уровнях определены основные субъекты патриотического воспитания и их отношения в управленческой вертикали, которые укрепляются нормативной, правовой и финансовой базой их деятельности. Патриотическое воспитание должно стать одним из важнейших направлений государственной политики, повседневной деятельности большинства органов федеральной власти, органов власти субъектов Федерации, ведущих общественных организаций.
   На наш взгляд, что в современных условиях России нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания. Работу по патриотическому воспитанию молодежи необходимо проводить целенаправленно на всех уровнях государственного управления. Система патриотического воспитания граждан должна консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении. Одним из приоритетных направлений деятельности такой системы должно стать патриотическое воспитание молодежи на героических примерах Отечественной истории, включая выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта. Это позволит значительно консолидировать российское общество, создать единую государственную идею и занять России достойное место в мировой системе XXI века.
   Система патриотического воспитания молодежи должна предусматривать формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, органами местного самоуправления, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
     Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Воинское и патриотическое воспитание молодежи было не прихотью, а насущной общественной потребностью. Эволюция взглядов на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения шла вместе с развитием государства, военного дела, педагогических взглядов.
     Наиболее распространенным способом воспитания патриотических чувств у населения древней Руси являлись народное сказание, былины, в которых воспевались подвиги богатырей, вооруженным путем, отстаивающих рубежи страны, безопасность своего народа. Как правило, передавались они в устной форме.
     В русских летописях встречаются документы, отражающие примеры наставлений русских князей своим сыновьям. Наряду с этим широко практиковалось привлечение молодежи к обучению военному делу путем участия в различных народных играх и забавах, содержавших, обычно, значительный элемент противоборства. Важным этапом в военно-патриотическом воспитании молодежи являлось привлечение молодых людей к участию в военных походах. Подростки и молодежь вместе со старшим поколением стремились внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Хорошо известны подвиги подпольщиков «Молодой гвардии», юных партизан Дубинина В., Голикова Л., Чайкиной Л., Котика В., Казея М., Портновой 3. и многих других. В рядах регулярных воинских формирований с оружием в руках сражались тысячи подростков - сыновей полков. За годы войны в ряды армии и флота влились 3,5 миллионов комсомольцев. Партизанские отряды на 60% состояли из молодежи. Самоотверженно трудились подростки и молодежь в тылу. Число комсомольско-молодежных фронтовых бригад в промышленности к концу войны достигло 154 тысяч. В уборке урожая на полях страны принимали участие более 20 миллионов пионеров и школьников.
     В послевоенный период партийное и советское руководство продолжало уделять проблеме военно-патриотического воспитания подростков и молодежи большое внимание. Об этом свидетельствует тот факт, что во многих партийно-правительственных документах, определяющих перспективы развития государства, обязательно отражались вопросы военно-патриотического воспитания молодежи. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловили изменения в социокультурной жизни, повлияли на переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения. 
     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
     С начала реформ в системе образования в 90-х годах 20 века (как и реформирования всей страны) была ориентация на деидеологизацию школы. Делалось это под лозунгом гуманизации и демократизации образования. Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспитания.
     Стала проявляться гиперболизация идеи индивидуально-личностного подхода в обучении, удовлетворение запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств. 
     Характерной чертой духовной жизни современной России является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Многообразие идей внешне является выражением демократии, а по существу - отражением глубокого внутреннего кризиса, препятствующего российскому обществу выбраться из состояния углубляющегося духовного кризиса.
     Во все времена идея патриотизма занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших его сферах деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России выработанный веками, неотъемлемый компонент её отечественной науки, культуры и необходимое условие величия и могущества нашего государства. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма, силы и самосохранения российского народа.
     Процесс формирования патриотического воспитания и самоидентификации личности проходил в борьбе с многочисленными внешними врагами, в течение многих столетий.
     Анализ особенностей патриотизма и общественных ценностей, на которых базируется патриотическое воспитание, дает возможность выделить следующие его особенности:
   - особая любовь русских людей к родной земле. Огромная территория нашей страны - это важнейший фактор патриотического сознания россиян, формировавший их уверенность в том, что «Русь невозможно поработить» [21], что на необъятных просторах Родины в трудную минуту всегда найдется сила, которая сплотит и поведет за собой народ против иностранных завоевателей. История нам дает множественные подтверждения этого.
   - общинность, как устойчивая склонность и потребность русских людей в коллективной жизни. Издревле на Руси она проявлялась в решении наиболее значимых социальных вопросов на общих сходах (вече). Многие понятия в русском языке связаны с общинными, родственными отношениями. Природа, родить, родина, народ - однородные понятия;
   - свободолюбие, готовность к сознательному самопожертвованию ради свободы Отечества. Даже в условиях жестокой неволи русский человек всегда стремится к своему освобождению, к возвращению на Родину, к свободной жизни;
   - жизненная стойкость и мужество, Эти качества питают твердость духа в нелегкие для Родины времена, неистребимую веру в «лучшую жизнь», терпеливость и выносливость;
   - особое понимание воинского героизма. Оно характерно как для простых солдат, так и для полководца, так как в их основе лежит любовь к русской земле и защите своих личностных индивидуальных ценностей. Так, Д. Донской на Куликовом поле, покинув княжескую дружину, стал в общий строй ополченцев Большого полка. A.B. Суворов считал за честь «драться в первых рядах своей армии» [44]. Всем известна близость к солдатам К.К. Рокоссовского и Г.К. Жукова; 
   - державность (государственная самодостаточность), как исторически, так и геополитически обусловленная форма развития Российского государства. Наиболее ярко она выражается в национальной гордости за принадлежность к великой стране, представители которой внесли значительный вклад в развитие культуры, науки и искусства человеческой цивилизации;
   - гордость и достоинство русской нации, сочетающиеся с проявлением миролюбия и добрососедских отношений с другими народами. У русских отсутствует комплекс «народа-господина». Быть самим собой, сохранять неповторимый колорит национальной культуры - устойчивое стремление россиян на протяжении всей тысячелетней истории их существования;
   - действенность проявления патриотических чувств. «Пришло время для каждого русского доказать свою любовь к Родине» [19], - писали молодые русские офицеры в 1812 году своим родителям и близким перед отправлением в армию М.И.Кутузова. Патриотизм без действия - мертвый патриотизм.
   Среди других особенностей - высокая гуманистическая направленность русской патриотической идеи, приверженность православию, соборность, законопослушание и др.
   Таким образом, Россия, оказываясь на краю пропасти, каждый раз находила в себе силы возродиться из пепла еще более сильной и сплоченной державой. Примеров в нашей истории более чем достаточно. Отсюда и наша уверенность в преодолении кризиса современного общества, и в успешном проведении реформирования многочисленных отраслей экономики, науки, образования и т.д. Поэтому так важен патриотизм как действие, применимость всех своих возможностей и талантов каждого гражданина, каждого молодого человека на благо нашей Родины, нашего государства.
     В современных условиях перед Россией, как многонациональным государством, стоит задача выработки нового содержания патриотизма, который в наибольшей степени способствовал бы воспитанию российских патриотов XXI в., а не повторял ограниченные варианты патриотизма прошлых столетий. В условиях обновления страны идея патриотизма должна выйти на качественно новый уровень трактовки, понимания и воплощения в жизнь. Российский патриотизм должен быть на уровне общегосударственной идеи, занимать доминирующие положение по отношению к любому индивидуальному патриотизму, выражать интересы государства и граждан России. 
     Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан - войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д. В такие периоды проявления патриотизма отмечаются высокие благородные порывы, особая жертвенность во имя своего народа и своей Родины. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.
     По мнению многих политологов, современная трактовка «русская идея» может претендовать на роль духовно-нравственной и социальной ценности. Она способствует осуществлению надежды определенной части российского общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление института семьи. Вопрос об общероссийском патриотическом идеале стал обсуждаться все более активно, и как следствие этого, возникла необходимость более глубокого понимания сущности «русской идеи», ее осмысления не только в контексте изменений, происшедших в России за последнее десятилетие, но и с учетом развития многовекового исторического опыта нашего государства. Осмысливая содержание «русской идеи» необходимо помнить, что современная Россия - это многонациональное государство, которое объединяет большое количество этносов, представляющих различные религиозные конфессии. Многочисленные нерусские народы стали считать Россию своей общей исторической родиной, получая от русской нации экономическую, культурную и другую помощь, военную защиту от врагов.
     Несомненно, патриотизм является духовным достоянием человек.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44