- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование структуры детских страхов у начинающих спортсменов, занимающихся восточными единоборствами
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001763 |
Тема: | Исследование структуры детских страхов у начинающих спортсменов, занимающихся восточными единоборствами |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)» На правах рукописи Пичугина Мария Константиновна Исследование структуры детских страхов у начинающих спортсменов, занимающихся восточными единоборствами Направление магистерской подготовки 49.04.03 – «Спорт» Магистерская программа «Психологические проблемы в спорте» Научный руководитель: Кандидат психологических наук, Доцент, профессор Сопов Владимир Федорович Москва – 2016 Содержание Введение 4 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ДЕТСКИХ СТРАХОВ 7 1.1 Психологическая характеристика страха 7 1.2 Природа детских страхов 11 1.3 Страх в спорте 14 1.4 Симптомы страха 17 1.5 Психологическая характеристика восточных единоборств на этапе начального обучения 19 1.6 Психологические особенности младшего школьного возраста 22 Выводы по теоретическому разделу 24 ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25 2.1 Организация исследования 25 2.2 Методы исследования 26 ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32 Сравнение результатов психодиагностики в айкидо, кудо и карате 32 ВЫВОДЫ 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ВОСТОЧНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ 38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42 ПРИЛОЖЕНИЕ А. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ «СТРАХИ В ДОМИКАХ» А.И. ЗАХАРОВА И М.А. ПАНФИЛОВОЙ. 48 ПРИЛОЖЕНИЕ Б. МОДИФИКАЦИЯ ПРОЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ». 50 ПРИЛОЖЕНИЕ В. ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ М. ЛЮШЕРА. 51 ПРИЛОЖЕНИЕ Г. НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ 54 ПРИЛОЖЕНИЕ Д. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА. (ТЕСТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА) 56 ПРИЛОЖЕНИЕ Е. ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА 60 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. МЕТОД ВИЗУАЛИЗАЦИИ. 63 ПРИЛОЖЕНИЕ И. АРТ-ТЕРАПИЯ. 64 ПРИЛОЖЕНИЕ К. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ, А ТАКЖЕ ИХ КОРРЕКЦИИ. 67 Введение Актуальность. О страхе принято думать в негативном ключе, однако на самом деле нет ни одного психически нормального человека (ни взрослого, ни ребенка), который ни разу в жизни не испытывал бы этого чувства. Страх – столь же естественная психическая реакция, как и радость, удивление или боль. Страх основывается на инстинкте самосохранения, он выполняет важную работу: предупреждает об опасности и включает механизмы защиты, удерживает от безрассудных и импульсивных действий. Переживание страха естественно для человека. Каждый человек имеет собственную индивидуальную форму страха, которая так же относится к образу жизни человека, как присущая только ему форма любви и его собственная, индивидуальная неизбежность смерти. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека. Чувство страха, по всей вероятности, есть самое мучительное из всех психических состояний, отражающее внутреннее (душевное) беспокойство, подавленное, а иногда и просто паническое состояние. Порой страх приводит к утрате человеком контроля над своим поведением, которое может расцениваться как трусость, малодушие. Преодоление же чувства страха рассматривается как смелость или личное мужество. Подавляющее большинство детских страхов преходящи и обусловлены возрастными особенностями. В норме все страхи непродолжительны, проходят практически бесследно и не возвращаются и не должны кардинальным образом влиять на поведение ребенка и его взаимоотношения с окружающим миром. [60] Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленностиребенка, неправильном поведении родителей, а также и тренера. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы диагностики и коррекции детских страхов в спорте. Эта работа может выражаться как в ознакомлении тренера и родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении на консультацию к специалисту. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства. Объект исследования: страхи в детском возрасте. Предмет исследования: структура детских страхов в начале спортивной карьеры в восточных единоборствах. Цель работы – Определение структуры детских страхов, разработка рекомендаций по профилактике страхов. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ проблемы детских страхов и их влияние на карьеру в восточных единоборствах; 2. Исследование особенностей личности, психических процессов и состояния юных спортсменов в восточных единоборствах; 3. Исследование специфических страхов и их проявления в начале спортивной карьеры; 4. Разработка практических рекомендаций по профилактике детских страхов. Методы исследования: 1) анализ литературных источников; 2) наблюдение; 3) беседа; 4) анкетирование; 5) методы психодиагностики; 6) математический анализ. Испытуемые: 30 спортсменовв возрасте 8-10 лет, занимающиеся восточными единоборствами. Гипотеза исследования: Получение знаний о структуре детских страхов и их специфике поможет индивидуализировать подготовку в восточных единоборствах. Научная новизна: На спортсменах 8-10 лет, занимающихся восточными единоборствами (такими как айкидо, карате, кудо), было проведено исследование по определению страхов в спортивной деятельности. Практическая значимость: Материалы данного исследования могут быть использованы тренерами восточных единоборств для повышения результативности соревновательной деятельности путем психорегуляции спортсменов. Положение, выносимое на защиту: Результаты соревнований у спортсменов 8-10 лет в восточных единоборствах различны в зависимости от особенностей страхов, переживаемыми спортсменами. Структура данной работы включает в себя введение, три главы, выводы,заключение, список литературы и приложения. Общий объем - ____ страниц. Список литературы включает 70 источников. Текст работы проиллюстрирован 6 таблицами и 8 рисунками. ГЛАВА1ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ДЕТСКИХ СТРАХОВ Победа над другими дает силу, победа над собой – бесстрашие. ЛаоЦзы 1.1Психологическая характеристика страха Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [20]. Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихией. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни. Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития. Особенности страха указаны в Таблице 1. Таблица 1 - Особенности страха Признак Особенность Отношение к опасности Ответ на опасность Временные особенности Возникает во время наступления опасности Действие на психику Тормозящее Характер стимулов, вызывающих эмоцию Определенный, конкретный характер Направление во времени Источник - прошлый травмирующий опыт Роль мыслительных процессов в формировании психических ощущений Рациональный феномен Локализация в коре Правое полушарие Форма реагирования Инстинктивно-обусловленное В самом общем виде страх условно классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях,крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека, тревожной мнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка. Другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка. В страхе присутствует такой эмоциональный компонент, как чувство волнения и беспокойства, т. е. отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. [21]. Некоторые исследователи различают три формы страха, возникающие при осознании опасности. Первая форма - астеническая реакция - проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Развивается она по механизму пассивно-оборонительного рефлекса. Вторая форма - паника, захватывающая многих или всех членов команды. Проявляется в учащенной ЧСС, ознобе, треморе, одышке и др. Третий вид страха - боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью в момент опасности. Состояние боевого возбуждения положительно окрашено, то есть человек испытывает своеобразное наслаждение и повышение активности психической деятельности в ситуации опасности. [26] Первичное формирование состояний с навязчивым страхом происходит в условиях внезапного переживания человеком отрицательной эмоциональной реакции (испуг, тревога, крайняя озадаченность и т. д.). Страх всегда имеет причину. Исчезла угроза - пропал страх. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Когда речь заходит страхе, то разные авторы указывают на разные критерии их различения. Можно выделить, пожалуй, пять наиболее известных и описанных в психологической литературе критериев, позволяющих размежевать эти понятия. [4] Первый критерий— степень конкретности угрозы, опасности, на которую реагирует человек. Страх при этом рассматривается как реакция на реальную, предметно-определенную опасность, а тревожность считается переживанием неопределенной, диффузной, смутной угрозы, не имеющей четко осознаваемого объекта и очень часто попросту воображаемой. Второй критерий— направленность угрозы. Страх возникает тогда, когда нечто грозит самому существованию человека, целостности его организма, то есть в случае «витальной угрозы», а тревожность — когда, опасность связана с разрушением ценностей человека, его отношений с другими людьми, его потребностей, иначе говоря, когда угроза является личностной. Третий критерий— способ реагирования человека. От страха человек ведет себя либо стенически, либо астенически. В первом случае он проявляет невероятную активность, например, убегает со скоростью, которой позавидовал бы спринтер-чемпион, или одним махом перепрыгивает через высоченный забор (здесь уже возникает предмет зависти для спортсменов другого профиля), или вступает в схватку с предметом страха, демонстрируя неожиданную силу (храбрец позавидует). Во втором случае человек просто цепенеет, теряя вообще способность к активности (как кролик перед удавом). Четвертый критерий— сложность организации переживания. Страх, будучи базовой, фундаментальной эмоцией, устроен проще, чем тревожность, которая рассматривается как некая «надстройка», формирующаяся на основе страха в комбинации с другими базовыми эмоциями, а потому имеющая более сложную организацию. Пятый критерий— интенсивность переживания. Так, иногда полагают, что можно выстроить следующий ряд переживаний по степени их возрастания: тревога, опасение, боязнь, испуг, ужас. Последние четыре состояния характеризуют разные оттенки страха. Однако большую популярность приобрела концепция явлений тревожного ряда Ф.В. Березина, в которой выделены эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере нарастания состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности, раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение. Наиболее понятным, доступным и практически используемым критерием является, по-видимому, первый: страх провоцируется конкретной угрозой, а тревожность является безобъектным переживанием. Убедительной кажется и концепция явлений тревожного ряда, позволяющая обозначить достаточно четкие различия между тревожностью и страхом. 1.2 Природа детских страхов Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.). Страх проявляется как у отдельных лиц, так и у групп, больших масс. Степень, формы его проявления разнообразны, но это — область прежде всего индивидуальной психологии. Существуют различные формы страха: испуг, боязнь, аффективный страх — самый сильный. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное, трудно преодолимое течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на формирование характера, на отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру. [53] В научно-методической литературе выделяются социально-культурные и психологические предпосылки развития страха. [34] По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка. [10] Продолжающийся процесс урбанизации отдаляет человека от естественной среды обитания, ведет к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Подверженные страхам дети не склоны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они всё держат в себе. Детские страхи бывают: возрастные и невротические. Возрастным страхам подвергаются практически все дети. Наиболее они проявляются у эмоционально чувствительных детей, как отображение особенностей психического и личностного развития. Поводом их возникновения являются: 1. Наличие страхов у родных. При этом большинство страхов передаются от родителей неосознанно, но есть и другая категория - внушаемые страхи (такие как: Баба Яга, Гуси-Лебеди, пауки и т. д.). Это те персонажи, которыми родители обычно запугивают своих детей, чтобы добиться определённого послушания. 2. Тревожность в обращении с ребёнком. 3. Избыточное предохранение от опасности. 4. Большое количество запретов. 5. Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье. 6. Психологическая травма типа испуга, шока. 7. Испытываемые матерью нервно-психические перегрузки, вследствие вынужденной подмены семейных ролей. 8. Конфликтные ситуации в семье и т. д. Кроме возрастных - существуют невротические страхи. Невротическими страхи проявляются в результате: 1. Длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Обычно, это страхи темноты, одиночества, животных. 2. Недостаточная уверенность в себе, отсутствие адекватной самооценки, психологической защиты, наличие многочисленных страхов - являются признаком неврозов. Неврозы характеризуются: А) эмоциональной интенсивностью и напряжённостью; Б) длительным течением или постоянством; В) неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; Г) избеганием объекта страха, а также всего нового и неизвестного; Д) относительной трудностью устранения страхов. Детский невроз страха имеет разнообразные патологические проявления. Например, ритуалы. Собственно, по их наличию в быту и определяется детский невроз. Часто ритуалы шокируют окружающих. Также условно страхи можно разделить на две большие группы "врожденные" и "приобретенные". Страхи, названные нами "врожденными" сопровождают определенный возрастной период развития (или возрастные). "Приобретенных" страхи: Первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Вторая причина - страх может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи отрицательных персонажей и … "нехороших" людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Третья причина - это запугивание в воспитании - внушённые страхи. Четвертая причина - дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Пятая причина - дополнительные источники страхов СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях, как реагирует. Шестая причина - рядом с телевидением стоит литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение. Именно поэтому, когда вы читаете ребёнку незнакомую сказку, постарайтесь заранее прочесть её или просматривайте текст вперёд. 1.3 Страх в спорте Нельзя победить раз и навсегда. Побеждать нужно ежедневно. (из энциклопедии спортивного психолога) Спорт сегодняшнего дня - это одна из сторон нашей современной культуры и социальной жизни общества, имеющий свое содержание, структуру, закономерности и механизмы проявления. Спорт не только спортивная борьба, но это и наш образ жизни, в которой мы соревнуемся каждый день. Спорт - чаще всего первый опыт преодоления трудностей и победы над собой, это опыт поражений и умения работать с ним. Спортивная деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спорт немыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность - это одно из важнейших условий положительного влияния спорта на личность человека. В тренировочной и соревновательной деятельности могут возникать различные психические состояния, вызывающие неоднозначные изменения в организме и по-разному влияющие на деятельность спортсменов. Спортивная деятельность часто сопровождается переживанием страха (боязни), который может повлиять на успешность выступления на соревнованиях или на качество тренировочного процесса. Возникновение страха не редкость в спорте, в некоторой степени, они даже помогают в достижении желаемой концентрации. Однако, избыток может привести к приливу адреналина, что плохо может сказаться на результатах. Таким образом, спортивная деятельность, как деятельность в экстремальных условиях, способствует появлению различных страхов, поэтому важной задачей является разработка методов, которые помогли бы спортсменам преодолеть страхи. Спортивный страх - это эмоциональное состояние спортсмена, сопровождающееся ожиданием какой-либо грозящей ему опасности. Различают три формы страха, возникающие при осознании опасности: 1)астеническая реакция – проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках, развивается по механизму пассивно-оборонительного рефлекса; 2) паника – массовое состояние, которое захватывает многих или всех членов команды; 3)боевое возбуждение – связано с активной сознательной деятельностью в момент опасности (спортсмен испытывает своеобразное наслаждение и повышение активности психической деятельности в ситуации опасности).[45] Е.П. Ильин (2016) считает, что причинами страхов спортсменов могут быть: 1) личные опасения относительно результатов выступления: боязнь проигрыша и даже выигрыша (рисунок 1); 2) социальные последствия результата выступления (боязнь ответственности); 3) риск испытать боль или получить травму; 4) последствия собственной агрессии (например, в боксе боязнь нанесения серьезной травмы сопернику); 5) оценка силы соперника. Рисунок 1 – Спортсмены – единоборцы Кудо во время спарринга на соревновании Он делит их на виды: 1. Страх неудачи может приводить к тому, что спортсмен неосознанно начинает искать объективную причину отказа выступать на соревновании или выступления не в полную силу (травма, болезнь, растяжение мышц). 2. Страх успеха (никофобия). Спортсмен может внезапно остановиться перед самой победой, стоит ему только подумать: «Я могу его победить?! Его, до сих пор непобедимого? Нет, здесь что-то не так». Это относится как к отдельным спортсменам, так и командам. Страх успеха может возникнуть и у тренеров команд, которые предпочитают быть в числе ведущих, но не первых, поскольку в случае неудачи в следующем сезоне руководство клуба может поставить вопрос о снятии тренера. 3. Боязнь соперника. Спортсмен боится соперника, зная его силу; нередко возникновению такой боязни способствует и сам тренер, сообщающий только о сильных сторонах соперника, но не указывающий на его слабости. 4. Боязнь ответственности возникает в том случае, когда спортсмену предстоит выполнить решающее действие. [24] Оценка спортсменом своего состояния является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Анализ психологических особенностей страхов у спортсменов в конкретном виде спорта и доступных механизмов воздействия на психику спортсмена, выбор наиболее эффективных форм, средств и методов тренировки, творческое взаимодействие всех участников подготовки позволит максимально полно реализовать потенциал спортсмена и сохранить высокий уровень его соревновательных достижений. Боязнь травмы. Чаще всего этот страх возникает, когда у спортсмена уже была тяжелая травма. Спортсмен на подсознательном уровне становится более осторожным, избегает ситуаций, в которых возможно повторная травма.[45] 1.4 Симптомы страха Определить, действительно ли спортсмен чего-то панически боится, помогают симптомы страха. Они наглядно указывают – через комплекс внешних и внутренних психофизиологических признаков, – что в организме человека присутствуют эмоции страха. Чувство страха, хорошо знакомое любому спортсмену, будь он даже самым отчаянным храбрецом, всегда вызывает ряд физиологических изменений в человеческом организме. Некоторые из них проходят бесследно, как только он справляется с последствиями страха. Другие могут привести к психическим нарушениям, снижению иммунитета и развитию серьезных заболеваний. Страх несложно распознать по ряду внешних проявлений: 1. Расширенные зрачки. Испытывая страх, организм подсознательно дает команду мозгу, требуя от него более подробной информации, касающейся грозящей ему опасности. В первую очередь получить ее можно именно зрительным путем, поэтому в «бой» вступает парасимпатическая нервная система, отвечающая за нормальную жизнедеятельность организма и с помощью адреналина вызывающая расширение зрачков. 2. Слабый мышечный тонус. Паника, охватывающая спортсмена, когда он чего-нибудь боится, способствует тому, что все ресурсы организма мобилизуются на борьбу с угрозой. Избыток энергии нередко вызывает оцепенение конечностей, так называемый синдром ватных ног, благодаря которому испуганный индивид не может даже стоять, не говоря уже о том, чтобы бежать или сопротивляться. 3. Тремор различных участков тела. Дрожание губ, подбородка или конечностей, нередко наблюдающееся у напуганного человека – еще одна реакция организма на избыток энергии, и, как следствие, сильный мышечный спазм. 4. Изменение цвета лица. Внезапный приступ страха, активизируя защитные силы человеческого организма, способствует тому, что кровь в избытке приливает к сердцу и мышцам, оставляя другие, не столь важные в данный момент участки тела, без полноценного кровоснабжения. В результате лицо приобретает бледный, синюшный либо землисто-серый оттенок. 5. Изменение тембра голоса. Под влиянием сильного страха в организме спортсмена происходит ряд изменений – учащается пульс, усиливается сердцебиение, появляется сильное потоотделение и сухость во рту. В совокупности все эти факторы приводят к изменению тембра голоса, появлению охриплости и неприятных визгливых ноток. 6. Зажатость (скукоженность). В минуту опасности, человек испытывает непреодолимое желание стать, как можно меньше и незаметнее. Повинуясь инстинкту, он втягивает голову в плечи, съеживается и крепко обхватывает себя руками, стараясь защитить жизненно важные органы от повреждений. У детей, испытывающих панический страх, наиболее часто проявляются такие признаки [70], как: 1) усиленное потоотделение; 2) повышенное артериальное давление; 3) гипергликемия (избыточное содержание сахара в крови); 4) головокружение; 5) сухость и\или горечь во рту; 6) тошнота, рвота; 7) тремор конечностей, подбородка и губ; 8) частые позывы к мочеиспусканию; 9) ночные «неприятности»; 10) проблемы со стулом. Также у них наблюдается: боязливое ожидание, сложности в контролировании опасений, которые связаны со следующими симптомами [45]: А) беспокойство и чувство внутреннего напряжения; Б) чувство усталости; В) раздражительность; Г) мышечное напряжение; Д) нарушения сна. 1.5 Психологическая характеристика восточных единоборств на этапе начального обучения Современный спорт требует от ребенка совершенного состояния не только организма, а, прежде всего, духа как смысла, веры, как силы проявления волевых способностей и психической саморегуляции. С первых шагов ребенка в спорте тренер находится в постоянном диалоге с переживаниями и мыслями подопечного. [32] В восточных единоборствах деятельность спортсмена осуществляется в вариативно-конфликтных ситуациях, особенностью которых является принятие спортсменом наиболее оптимального решения в каждый конкретный момент спортивного поединка. Действия спортсмена во время спортивного поединка – это комплексная деятельность человека, которая требует перцептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, знаний, умений и навыков. Восточные единоборства в силу своей зрелищности, динамичности и экзотичности привлекают огромное число юных поклонников. Во многом их интерес к восточным единоборствам формируется из-за увлеченности фильмами, где показывается образ непобедимого бойца. С желанием познать тайны выбранного ими восточного единоборства ребенок приходит в спортивный зал и сталкивается с проблемой отсутствия быстрого достижения мастерства и видимых результатов, а также с тем, что их достижение требует значительных усилий и преодоления трудностей. Занятия восточными единоборствами сопряжены с рядом факторов, которые создают для ребенка на первых порах определенный дискомфорт: 1) непривычные физические нагрузки; 2) боязнь возможного травматизма (боли); 3) страх перед неудачами; 4) стресс. На этапе начального обучения, который совпадает в основном с младшим школьным возрастом, тренеру необходимо учитывать возрастные особенности детской психики (подробнее в главе 1.6). На Востоке умение входить в состояние соответствующего эмоционального возбуждения закладывается уже на ранних этапах обучения посредством использования ярких эмоционально окрашенных образов. Также образы используются не только при освоении различных технических действий, но и для формирования особой культуры движений, свойственной изучаемому стилю. В целях повышения мотивации к занятиям учебно-тренировочный процесс должен быть творческим и интересным, необходимо предоставлять ребенку возможность самовыражения. Контроль освоения техники на начальном этапе не должен проходить в форме экзамена на присвоение пояса, создающего стрессовую ситуацию, при которой ребенок зачастую не в состоянии полностью показать приобретенные им умения и навыки. Более целесообразно это делать в менее напряженной для психологического состояния ребенка обстановке: на показательных выступлениях, на совместных тренировках с другой группой (Рисунок 2), секцией, на открытом уроке перед родителями и др. [13] Рисунок 2 – Совместная тренировка групп начальной подготовки по Айкидо (Ёсинкан и Айкикай) 1.6Психологические особенности младшего школьного возраста Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте у ребенка происходит смена образа и стиля жизни: у него появляются новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность, к которой можно отнести и тренировочный процесс. Мотивы учения: 1) познавательные, которые направленны на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний; 2) социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); 3) узколичные — заслужить похвалу. Рассматривая мышление детей младшего школьного возраста, мы видим, что ряд операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь той или иной проблемы, имеют свои особенности: Анализ. Преобладает практически действенный и чувственный анализ; развитие анализа происходит от чувственного к комплексному и системному. Синтез. Развитие идет от простого суммирующего к сложному широкому синтезу; развитие синтеза идет значительно медленней, чем развитие анализа. Сравнение. Подмена сравнения простым рядоположением предметов: сначала дети рассказывают об одном предмете, а потом – о другом; большие затруднения у них вызывает сравнение предметов, которыми невозможно непосредственно действовать, особенно когда имеется много признаков или они скрыты. Абстракция. За существенные признаки порой принимают внешние, яркие, часто воспринимаемые признаки; легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи и отношения, которые существуют между ними. Обобщение. Замена обобщения объединением в группы по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов; три уровня развития обобщения: практически-действенное, образно-понятийное, понятийно-образное Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. В младшем школьном возрасте возникает необходимость развития у ребенка чувства ответственности за результат деятельности. В этом возрасте мотивы к физической активности еще не перерастают в стойкие и осознанные интересы к спорту, однако привычки, регламентирующие систематичность занятий физическими упражнениями, уже могут быть достаточно устойчивыми. Этому способствует соответствующая возрасту привычка подчиняться требованиям взрослых, в частности родителей и тренера. Добавим, что положительные отношения с тренером играют большую роль в поддержании спортивной мотивации независимо от возраста спортсмена. Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от его результативности и особенностей общения тренера с группой. Выводы по теоретическому разделу 1. Страх – это психическое состояние, которое возникает на основе инстинкта самосохранения как реакция на действующую или воображаемую опасность. 2. Страх классифицируют на: ситуационный и личностно обусловленный; реальный и воображаемый; острый и хронический. 3. Детские страхи бывают: возрастные и невротические. 4. Причинами страхов в спорте могут быть: А) личные опасения относительно результатов выступления; Б) социальные последствия выступления; В) риск испытать боль или получить травму; Г) последствия собственной агрессии; Д) оценка силы соперника. 5. У детей, испытывающих панический страх, наиболее часто проявляются такие признаки, как: 1) усиленное потоотделение; 2) повышенное артериальное давление; 3) гипергликемия (избыточное содержание сахара в крови); 4) головокружение; 5) сухость и\или горечь во рту; 6) тошнота, рвота; 7) тремор конечностей, подбородка и губ; 8) частые позывы к мочеиспусканию; 9) ночные «неприятности»; 10) проблемы со стулом. ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Организация исследования Настоящее исследование проводилось в три этапа в течение 2014-2015гг. 1 этап: Изучение состояния проблемы в специальной литературе, подбор методик исследования. 2 этап: Проведение исследования с 1.11.14 по 1.06.2015г на базе 3 спортивных клубв г. Москвы: 1. Клуб Айкидо Ёсинкан «СейваканДодзе»; 2. Спортивный клуб Кудо «Доберман»; 3. Клуб Карате Годзю-Рю «Тенгу». В исследовании принимали участие 30 спортсменов восточных единоборств (по 10 человек в каждой группе) в возрасте 8-10 лет. В естественных условиях тренировочной деятельности использовались информативные экспресс методики, не требующие много времени и несложные в обработке полученных данных (Рисунок 3) 3 этап: Систематизация, обработка и обсуждение результатов исследования, на основании которых подводились итоги и формулировались выводы. Рисунок 3 – Проведение психодиагностики спортсменов-единоборцев Кудо 2.2 Методы исследования Для подтверждения выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач применялись следующие методы психологического исследования: 1) анализ литературных источников; 2) наблюдение; 3) беседа; 4) анкетирование; 5) тестирование; 6) математический анализ. Анкетирование применялось для выявления отношения спортсменов к предстоящему тренировочному и соревновательному процессу в восточных единоборствах. Учитывались требования к последовательности и форме вопросов в анкете, оформление анкеты, приемам гарантии анонимности, методам их обработки, которые являются общими для любых опросов. При правильном построении экспериментальной работы и процесса с....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: