- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование фразеологических единиц с нумеративным компонентом в английском и якутском языках
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010837 |
Тема: | Исследование фразеологических единиц с нумеративным компонентом в английском и якутском языках |
Содержание
Содержание Введение……………………..…………………………………….………………3 Глава 1. Теоретические предпосылки изучения фразеологических единиц….7 1.1. Развитие представлений о числе, счёте и количестве…………..…..7 1.2.Лингвистические исследования нумеративных компонентов…….11 1.3. Число как фрагмент мифолого-философской картины мира…...…15 Выводы по главе 1……………………………………………………..…...22 Глава 2. Исследование и сравнение нумеративных компонентов фразеологических единиц в ангийском и якутском языках…………..……… 2.1.Национально-культурная специфика нумеративных компонентов в английском и якутском языках……………………………………… 2.3. Характеристики нумеративных компонентов фразеологических единиц в английском и якутском языках…...………......................... Выводы по главе 2………………………………………………………………. Заключение………………………………………………………………………. Список использованной литературы………………………………………….... 1.1. Введение Актуальность темы обусловлена тем, что результаты исследования по числовой символике в английском и якутском языках могут пролить свет на многие проблемы в построении языковой картины мира. Степень изученности. Анализ языковых средств выражения категории количества и изучения поля количества в языке, символика и значение чисел, их семантика и функции, неоднократно затрагивались в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как М.М. Маковский, В.Н. Топоров, Н.Л. Жуковская, В.И. Рассадина, В.Д. Бабуева, Л. Болда, С. Дулам, Е.О. Хундаева, Э.В. Игнатьева, С.А. Швачко, H.JI. Клименко, Н.Н. Семенова, Т.М. Филоненко, Е.Н. Новикова, Т.В. Ряполова, В.В: Шевченко и др. Предметом нашего исследования являются языковые единицы английского и якутского языков с нумеративным компонентом. Объектом исследования явились числительные, обладающие символическими значениями, маркированные национально-культурной спецификой. Цель исследования – комплексное исследование фразеологических единиц с нумеративным компонентом в английском и якутском языках. Поставленная цель исследования определила необходимость решения следующих задач: 1. рассмотрение исторического развития представлений о числе, счёте и количестве; 2. исследование символики нумеративных компонентов; 3. выявление языковых единиц с компонентом нумеративным на материале английского и якутского языков; Материалом исследования послужили лексические единицы с компонентом нумеративным, собранные из толковых, фразеологических, тематических словарей. Научная новизна исследования состоит в том, что научному исследованию: 1. подвергаются ФЕ с компонентом нумеративным в английском и якутском языках и выделяются общие и дифференциальные признаки ФЕ; 2. исследуется символика нумеративных компонентов в сопоставительном плане на материале неродственных языков (английского и якутского); 3. выявляется национально – культурные особенности нумеративных компонентов английского и якутского языков; выделении общих и отличительных признаков ФЕ; Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу исследованиясоставляют работы отечественных и зарубежных специалистов в области филологии (Л. Вайсгербер, Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, Ю.Н. Караулов и др.), лингвокультурологии (Ю.С. Степанов, А. Вежбицка, М.М. Бахтин, В.А. Маслова и др.), философии (О. Есперсен, М. Хайдеггер и др.), в которых определены теоретические положения взаимосвязи языка и культуры, принципы языковедческой науки в изучении культуры как целостного явления и как ценностно-смыслового мира человека. Особая роль в определении методологических основ настоящего исследования принадлежит фундаментальным трудам лингвистов-теоретиков А.А. Потебни, Э. Сепира, В.П. Троицкого, М. Холла, О. Шпенглера, И.М. Кобозевой, А.Е. Супруна, В.Н. Топорова. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно вносит вклад в лингвокультурологию, лексикологию, сопоставительную лингвистику, т.к. анализ нумеративных компонентов, их символики помогает глубже понять общие законы, свойственные лексической семантике, установить связь языка и культуры. Полученные в результате сопоставительного анализа данные дают возможность познавать посредством языковых реалий культурные традиции, обычаи, значимые культурные ценности, закрепленные в памяти народа. Практическая значимость работы состоит в том, что фактический материал, представленный в курсовой, может быть использован для составления толковых, двуязычных, терминологических и мифологических словарей. Результаты исследования могут найти применение при подготовке лекций, спецкурсов, спецсеминаров по лексикологии и фразеологии, этнолингвистике и лингвокультурологии, а также при составлении программ, учебных и учебно-методических пособий для высших и средних специальных учебных заведений. Структура курсовойсостоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. Глава 1. Теоретические предпосылки изучения фразеологических единиц 1.1. Развитие представлений о числе, счёте и количестве В последние годы в языкознании активизировались исследования лингвокультурного характера. Изучаются проблемы взаимоотношения языка и культуры, языка и мифологии, языковая картина мира, национальный образ мира. Язык в его разнообразных функциях в соотношении с народным менталитетом, духовной культурой, народным творчеством, мифологией, язык как вербальный код и модель культуры стал объектом изучения возродившейся в мировом языкознании лингвокультуролoгии. Стремление исчислять сущее, взвесив и определив количественные характеристики мироздания, было присуще человеку всегда. Знание числа сыграло значимую роль в практической деятельности людей, т.к. «... без числа немыслима не только любая наука, но и любое отношение к жизни. Число дает не только меру вещей, но и простую связь явлений, и здесь язык неизбежно связан с числом в развитии человеческого мышления от диффузно-предметных попыток первобытного человека до современного понимания числа и чисел, во всем математическом и философском разнообразии числовых возможностей» (Реформатский, 1960). Число, будучи универсальным концептом и константой любой культуры, находит разное преломление в языках. Он входит в группу концептов, отражающих устройство мира. С помощью чисел люди описывают качественно-количественную сторону явлений. Как известно, все предметы окружающей нас объективной действительности имеют не только качественную сторону, но и количественную определённость, т.е. определенной величиной, числом, объемом, темпом протекания процессов и т.д. «Количество есть такая определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино» (ФС). Категория количества рассматривается нами как категория абстрактного, обобщенного мышления, получившая отражение в языке прежде всего в этапах развития лексических и грамматических категорий числа. Категория количества проходит этапы становления, начиная с познания количественных отношений, что является этапом установления равномощности или равночисленности конкретных множеств предметов и заканчивает этапом, когда числительные полностью теряют предметное значение и достигают высшей степени абстрактности. Одним из способов возникновения категории количества в языке является число - понятие, служащее обозначением количества, то, при помощи чего совершается счет предметов и явлений. Количественные характеристики объективного мира познаются путем исчисления и измерения, т.к. предметы могут быть дискретными, поддающимися счету. Исчисление и измерение возникли давно и сыграли важную роль в практической деятельности людей, в которой прикреплен определенный культурно-исторический знание человека. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что понятие числа зародилось в древнейший период из счета отдельных предметов. Начальным этапом формирования категории количества как категории абстрактного мышления является такой этап, на котором устанавливалась лишь равночисленность конкретных множеств предметов. Исследователи «первобытных» народов обращают внимание на то, что многие из них имеют числительные лишь в пределах первого десятка, а некоторые лишь числительные «один», «два». Установление равночисленности двух множеств, образуемых качественно отличными друг от друга предметами, предполагает способность абстрагироваться от качественных различий предметов, составляющих эти множества. Вместе с тем на этом этапе еще не производилось установление количества, числа предметов тех множеств, которые приводились во взаимно-однозначное соответствие. Выбор того или иного множества конкретных предметов в виде эталона, по отношению к которому устанавливалась равночисленность других конкретных множеств, значит дальнейший этап в становлении категории количества. В качестве такого эталона исходно использовалось более одного конкретного множества. Так, в этой функции использовались камешки, палочки, пальцы рук, ног и другие части человеческого тела, о чем свидетельствуют элементы десятичной, пятеричной и вигезимальной (двадцатеричной) систем исчисления. Зулусы (основное население провинции Наталь в ЮАР) обозначают «шесть» словом, имеющим смысл «взять большой палец», «семь» формой от глагола «указывать». Этим они хотят подчеркнуть, что число обнимает, кроме всех пальцев одной руки, еще большой и указательный пальцы другой руки. Как отмечает О.М. Фрейденберг в книге «Миф и литература древности», основная черта так называемых тотемических представлений первобытного человека слитность в них внешней природы и человеческого общества, с одной стороны, и с другой слитность в них единичности со множественностью. Эти две черты являются результатом особенностей сознания, в котором субъект и объект не расчленены. Человек, принадлежавший безличному коллективу, не имел еще предпосылок для выделения понятий о единичности. Первобытный человек отождествляет своего вожака со всем коллективом людей и каждого члена этой безличной людской группы считает равным другому, а также всем вместе. Так, начальная оценка однородных предметов объективного мира не дала человеку ничего, кроме неопределенного понятия «множество». Понятие о единице, противоположно понятию o множестве, дается человеку им самим. Он «один», все остальные образуют «множество». Позже, благодаря различению «я и ты» образовалось понятие двойственного числа. В процессе познания дискретного количества первоначально возникают понятия «один» и «больше, чем один» (=много). Этимологический анализ показывает, что числовое обозначение «два» в ряде языков возникает как результат переосмысления того слова, которое обозначало понятие «бoльшe, чем oдин». Возникшая грамматическая категория числа конституируется на основе оппозиции не форм со значением единичности и двoичнoсти, а форм со значением единичности и мнoжественности (Панфилов, 1975)В процессе эволюции наглядность и предметность уступили место абстрактному представлению о числе, т.к. «... в целях адекватного отражения действительности человеческое мышление на каких-то этапах должно абстрагироваться от всей сложности познаваемых объектов, рассматривать их только в некоторых свойствах, непрерывные процессы и явления рассматривать как дискретные...» /Панфилов, 1975/. Формирование в языке нумеративных компонентов, употребляющихся при абстрактном счете, переход от различных типов собирательной множественности к абстрактной дистрибутивной множественности означает о следующем этапе в развитии категории количества. Категория количества освобождается от влияния категории качества и достигает высшей степени абстрактности. В тех языках, где было образовано несколько систем нумеративных компонентов, первоначально употреблявшихся при счете только предметов определенного рода, это находит свое проявление в том, что одна из систем нумеративных компонентов начинает вытеснять остальные системы и употребляться как при счете таких предметов, для которых в этой функции ранее использовались особые системы нумеративных компонентов, так и при абстрактном счете. У большинства индоевропейских народов сложилась децимальная система счета, когда только лишь первые десять чисел имеют свои названия, возникавшие постепенно. Например, значение 80 в английском и русском языках мотивируется отношением чисел 8:10. На многих языках единицу исчисления образует «весь человек», т.е. число «двадцать», следы чего можно обнаружить в некоторых европейских языках. Датчане число «60» обозначают словом «tredsindstyve» - «трижды двадцать», французы «80» называют «quatre-vingt» - «четырежды двадцать», т.е. прослеживаются элементы вигезимальной системы. От троичной системы, которая при «всем человеке», как единице исчисления должна была перейти в двенадцатеричную, сохранились некоторые остатки. Например, в древненемецком языке, на котором от десятиричной сотни отличали подобным образом составленную «большую сотню» (GroBhurdert) в 12 х 10= 120 единиц. Так, категория количества достигает наивысшей степени абстрактности. Становится понятным, что лишь благодаря абстрагирующей работе человеческого мышления стало возможным отражение количественных отношений и выражение их в языке. И здесь нельзя не согласиться с А.А.Реформатским, что «Число - и умение мыслить числами - одно из великих и древних достижений человека» (Реформатский, 1960). Не все порядковые числительные лексически соотносятся с названиями чисел натурального ряда, о чем свидетельствует графический образ слов. В этимологических словарях указывается, что форма слова «первый» прослеживается в славянских языках и восходит к индо-европейскому pflrvas, purvyas - передний, прежний. «First» восходит к английскому fyrst - ранее других, передний. «Второй» встречается в славянских языках и восходит к древнеиндийскому vitaras, vitaram - ведущий дальше, дальше. «Second» от латинского sequi -следующий, последующий (Швачко, 1981:28). Имя числительное как особый словесный знак предстает как важнейшая единица коммуникации, играющей чрезвычайно важную роль в жизни общества. Факты языка подтверждают, что при фразеологизации имя числительное как компонент претерпевает качественные изменения, обретая новые, несвойственные ему как таковому признаки. 1.2. Лингвистические исследования нумеративных компонентов Число, являясь понятием, необходимым в различных областях человеческого знания и опыта, стало объектом исследования философов (Пифагор, Плотин, Платон, А.Августин, А.Лосев и др.), культурологов (Ю.Лотман, О.Шпенглер и др.) На разных этапах формирования научной мысли исследователи, включая культурологов и лингвистов, обращались к проблеме символического значения и художественной функции числа в различных мифопоэтических системах. Данный вопрос поднимается в трудах Т.И.Вендиной, С.А.Жаботинской, В.В.Иванова, В.М.Кириллина, М.М.Маковского, М.Н.Приемышевой, Ю.С.Степанова, В.Н.Топорова, Д.О.Шеппинга и др. Вопрос о происхождении и сущности числа и его художественной функции получил широкое освещение в трудах культурологов и лингвистов, 4 исследовавших мифопоэтические системы (В.В. Иванов, В.М. Кириллин, М.Ю. Лотман, М.М. Маковский, Ю.С. Степанов, А.И. Степанов, А .Я. Сыркин, В.Н. Топоров). Особенности числовой семантики и символики лексики и идиоматики рассматривались на материале различных языков: С.А. Жаботинской (1992) описаны когнитивные и номинативные аспекты класса нумеративных компонентов в современном английском языке; В.В.Шевченко (2001) исследовала символику и значение числовых компонентов в английских фразеологических единицах; Н.П. Черневой (2003) проанализированы семантика и символика числа русской и болгарской идиоматики; А.Б. Карасевым (2005) выявлена когнитивная обусловленность значений нумеративных компонентов в английских и испанских идиомах; Е.В. Голубевой (2006) представлена национально-культурная специфика картины мира в калмыцком языке на примере культурных концептов; М.М. Кумыковой (2006) исследованы фразеологические единицы кабардинского языка со значением количества и времени; Шондуг Баясгалан (2006) осуществил сопоставление семантики нумеративных компонентов во фразеологии монгольского, русского и английского языков; A.A. Осиповой (2007) проведено сопоставление семантики и символики лексем со значением числа в русской, английской и французской языковых картинах мира; A.A. Челноковой (2009) исследовано имя числительное как мотивационная база вторичной номинации в немецком языке; Шао Наньси (2009) рассмотрены нумеративные устойчивые выражения в русском языке; Т.Б. Пасечник (2009) провела сопоставительный лингвокультурологический анализ фразеологических единиц с числовым компонентом в русском и английским языках. В аспекте частнонаучных проблем отдельные элементы числовых представлений осетин затрагивались в работах З.Х.Ханаевой (1994), Д.Г. Тменовой (2003), Е.Б. Бесоловой (2006), Е.Б. Плиевой (2006) и И.Н. Цаллаговой (2010). В лингвистике ряд исследований посвящен символике чисел в культурах разных народов. Числовая символика изучалась как фрагмент национально-культурной языковой картины мира калмыков [Голубева 2006], рассматривались имена числительные в картине мира селькупов [Быконя 1998], исследовалась семантика и символика лексем со значением числа в русской, английской и французской языковых картинах мира [Осипова 2008] и т.д. Употребление нумеративных компонентов в произведениях устного народного творчества является объектом исследований в трудах многих отечественных и зарубежных ученых, как В.Вольнер, Н.Л.Жуковская, З.П.Иванова, В.М.Кириллин, С.Ю.Неклюдов, М.Орешкова, С.П.Праведников, Г.Ц.Пюрбеев и др. Проанализировав пратюркские числительные, исследователи отдела урало-алтайских языков Института языкознания РАН под руководством Э.Р.Тенишева и А.В.Дыбо реконструировали картину духовной и материальной жизни пратюрков. Ученые отметили, что тюркские языки, подобно многим другим языкам различных семей, в процессе длительного развития выработали универсалию в области чисел, уходящую от основной счетной функции и придающую определенным числам дополнительные символические, ритуальные значения [СИГТЯ 2006, 629]. В качестве параметров национальной языковой картины мира выступают, прежде всего, уникальные категории человеческого сознания и культуры, одним из которых является число [Гуревич 1984, 31]. Следует отметить, что модель числа представляется частью или фрагментом «целой языковой картины мира» [Шичжан 2001, 34-35]. В современных исследованиях лингвисты рассматривают число не только как грамматическую категорую, но и как фрагмент языковой картины мира. Возрастает интерес к изучению сакральных чисел, их этнокультурной символики, числовой модели мира того или иного народа и т.д. 1.3. Число как фрагмент мифолого-философской картины мира Мифологическая картина мира является особым типом картины мира; т.к. с одной стороны представляет собой первую попытку познать и упорядочить окружающий мир, первобытным человеком, а с другой, она выступает в качестве своеобразного универсального видения современного мира. Для ранних форм мифологической картины мира характерны: синкретизм мышления, обуславливающий сочетание реальных отношений к миру с мистифицированными, доводя их до взаимопроникновения и полного слияния; нерасчленённость в древнем представлении природы и человека, вещи и слова, предмета и знака, субъекта и объекта; иллюзорно-фантастические представления о мире; складывание бинарных оппозиций. Особенностями мифологического мировоззрения является неразделённость человека с природой, обожествление природы, антропоморфизм, зооморфизм, синкретизм (неотделение логического мышления от эмоциональной сферы), отождествление сущности с происхождением. Одним из аспектов мифологической картины мира является использование нумеративных компонентов. Это обусловлено тем, что числа играют большую роль в символике. Универсальность символизации чисел в мировой культуре определяется антропоцентричностью мировосприятия и универсальной системой развития человечества, а также желанием человека объяснить устройство мира, общества и самого себя через сакральную силу чисел. Кроме своих основных значений, числа также выражают культурное значение. Причина отождествления чисел с идеями-символами объясняется подходом примитивного человека к изучению окружающего мира. Астрология, нумерология, сакральная наука, изучающая соотношение космических циклов, оккультно-магическая теория чисел и другие эзотерические дисциплины были популярны с незапамятных времен и почитались в древних культурах разных народов. Пытаясь познать все оттенки смысла числа, люди связывали его с различными планами и уровнями бытия, небесными сферами, планетами. Число выступало не только в гадательной функции, но и как символ универсальных значений чисел. С древнейших времен числа служили средством описания миропорядка и ориентации в нем человека, им приписывали скрытый смысл и магическую возможность влияния на все окружающее. Числа считались неотъемлемыми характеристиками всех существ и предметов: они управляли не только физической гармонией и законами жизни, пространством и временем, отношениями с Богом, который понимался как Мировое единство, Высшая Истина. Числа трактовались как божественные символы Вселенной, основа представлений о мироздании, символ гармонии и порядка в противовес Хаосу [Топоров 1988: 629]. Любая культура, независимо от этнических и суперэтнических границ, является синтезом определенных символических систем, охватывающих такие общеизвестные проявления человеческой жизнедеятельности, как язык, религия, искусство, наука и др. Эти системы своими специфическими средствами раскрывают как отдельные стороны существующих физической и социальной реальностей, так и устанавливают взаимоотношения между последними, а также и самими символическими составляющими. Именно поэтому, в современных исследованиях лингвисты рассматривают число не только как грамматическую категорию, но и как фрагмент языковой и мифологической картин мира. Возрастает интерес к изучению сакральных чисел, их культурной символики, числовой модели мира того или иного народа и т.д. Если обратиться к мировой культуре, легко заметить её сугубую приверженность к традиционной образности, условности, некой знаковости, кодовости, предопределенности, вытекающих из самого характера символического мышления и мировозрения. Люди верили в магическое значение чисел, в их классифицирующую, организующую, целеобразующую роль в природе и обществе. В их представлениях числа отнюдь не были только эквивалентами величины единичности или множественности объектов окружающей действительности, а отражали, прежде всего, внутреннюю, глубинную суть элементов мироздания в его связях и целостности. Поэтому они выражали не только количественные, сколько качественные показатели всего того, что присуще природе, обществу и сознанию. На число можно взглянуть с разных точек зрения. Во-первых, с отдельными числами или даже с арифметическими операциями в конкретных культурах связаны различные представления. Во-вторых, многие ученые, философы, поэты считают, что число стоит за словом, звуком и другими знаками, что именно число – основа поэзии, искусства и вообще мировоззрения. Число передает все оттенки смысла и правит миром. Число имеет длинную и глубокую историю. У пифагорейцев оно трактовалось как выражение гармонии космического и человеческого порядков. В исламе рассматривалось как первооснова всех наук, искусства и культуры в целом. В литературе приводятся изречения пророка Мухамеда о том, что числа позволяют человеку открыть мир духовный, способствуют его оформлению в настоящего мусульманина и дают возможность перенять весь комплекс знаний и опыта предшествующих поколений. Числа используются еще и для тренировки умственных способностей человека, выступая в данном случае своеобразным символом человеческого интеллекта. Символика чисел используется в священной литературе, архитектуре, музыке, скульптуре и живописи. Во многих культурах, особенно в вавилонской, индуистской и пифагорейской, число есть фундаментальный принцип, лежащий в основе мира вещей. Оно - начало всех вещей и той гармонии вселенной, стоящей за их внешней связью. Число - это основной принцип соразмерности вселенной в пластическом искусстве, ритмике, музыке и поэзии. В герметической философии мир чисел отождествляется с миром причин. Числа не просто количественны, они имеют качественную символику. Одним из создателей учения о числе был известный ученый, математик – Пифагор. Пифагор жил примерно в 570 – 500 г.г. до н.э. Про него известно не очень много подлинных фактов, но сложилось множество легенд о его мудрости и даже его полубожественном происхождении. Уже в зрелом возрасте (по легенде в 40 лет) Пифагор поселился в южно-италийском городе Кротоне. Здесь он открыл школу, в которой ученики не только учились, но и жили. Школу эту называли пифагорейским союзом (братством), а всех, кто принадлежал к ней – пифагорейцами. Пифагор и его ученики верили, что числа обладают могущественной силой, что одни числа приносят добро и радость, богатство и хорошую жизнь, тогда как другие несут зло, горе, разруху и смерть. Главная задача математики, считали они, – это отыскать тайный «божественный смысл» числовых знаков. Даже душа каждого человека, по их мнению, связана с определенным числом; при этом она бессмертна и передается от одного человека к другому. Пифагор разбил все числа на разные группы, например, на четные и нечетные. Четные числа считались мужскими, а нечетные – женскими. Они выражали идею противоположностей, «противоположных начал», как говорили пифагорейцы. Кроме того, Пифагор выделил линейные (т.е. простые), плоские (в виде двух сомножителей) и телесные числа (в виде трех сомножителей). Он описал также совершенные, то есть натуральные, числа, равные сумме всех своих сомножителей и т.п. Представление о числах как особых знаках существовало во всём мире. Рассмотрим кратко символику основных нумеративных компонентов, которым свойственна символизация. Число «1» - начало числового ряда, выражает понятие «все», единое, целое, неразделимое. Упорядочивающее значение числа один – первый – выражает понятие изначальности, адекватно понятиям «новый», «начальный», «первый»: (первый ребенок – начало семьи, первый снег – начало холодов, зимы, первые лучи солнца – начало дня, первые звезды – начало ночи и т.д.). Древние китайцы, как и древние греки, считали, что 1 – это мать всех чисел. Именно из единицы рождаются четные и нечетные числа. Китайский философ Лао-Цзы писал: «Одно рождает два, два рождает три …». Единица как бы соединяет в себе четное и нечетное, т.е. мужское с женским, а потому она является основой мира, из нее происходит весь наш мир. Но если она вбирает в себя всю Вселенную, все предметы и свойства, то тогда единица должна соединять в себе добро и зло, одновременно 1 – это и дух, и свет, и слава, но в то же время – это материя, тьма и позор. Эзотерический смысл 10 в том, что оно символизирует идею абсолютного совершенства и числовой завершенности, возвращающей к источнику всех однозначных чисел – единице. Число 10 в Древней Греции имело особое значение. Десять равно сумме первых четырех чисел: 1 + 2 + 3 + 4. Вследствие этого оно получило особое название – «великий тетраксис», что означает великая четверка. Пифагорейцы считали его знаком полноты и гармонии. Из произведения 3 и 4 возникает число 12, которое также очень употребительно в разных культурах: 12 месяцев, 12 знаков Зодиака, 12 апостолов, 12 верховных богов в некоторых религиях. 12 считалось сверхсовершенным числом, символом «философского камня», законченности и божественного круга, вращающего вселенную. Присутствие числа 12 во многих реалиях жизни и религиозно-духовных традициях было отмечено многими исследователями. Причина сакральности числа 12 во всех индоевропейских культурах –прежде всего в делении года на 12 месяцев. Зодиак состоит из 12 знаков, где каждый знак символизирует определенный первоэлемент. Исследователь символизма чисел А.Ольгин, говорит о всепроникающей и вездесущей природе этого числа. Действительно, «12 знаков Зодиака, 12 часов дня и ночи, 12 главных олимпийских богов, 12 библейских колен, 12 апостолов, 12 дней Рождества. 12 символизирует космический порядок и спасение. С ним связанны понятия пространства и времени, а также колеса и круга. Таким образом, системы и схемы, основанные на круге или цикле, имеют тенденцию получать в виде конечного предела чисел 12. Число 13 называют «чертовой дюжиной». Оно противостоит «счастливому» числу 12. Это – сумма 12 + 1, и, кроме того, 13, в отличие от 12, является простым числом, то есть оно делится только на 1 и на само себя. Число 13 считается не счастливым, потому что оно на одну единицу превышает считающуюся сверхсовершенной дюжину, а это опасно дисгармонией, взрывом, слишком стремительным переходом к новому качеству. Отсюда связь данного числа с понятием смерти. Суеверия, связанные с числом 13, существуют во многих странах, у многих народов. Однако некоторые люди и даже целые народы рассматривают это число как хорошее, счастливое. В древнеримском календаре в каждом месяце отдельные дни имели свои особые имена: «календы» (1-ое число), «ноны» (5-ое или 7-ое число), и «иды» (13-ое число). По поверью древних римлян «иды» приносят людям счастье. Вплоть до сегодняшнего дня большинство итальянцев любят это число. Также верили, что число 13 приносит счастье, древние жители Центральной и Южной Америки. Число 13 играло важную роль в некромантии и темных культах, при его помощи вызывались духи. Данное число является видным в масонской символике. Оно было введено в состав Печати США во времена принятия Конституции в 1789г. 13 звезд над головой американского орла символизируют собой 13 штатов. Соломонова печать с ее магической основой включает в себя 13 звезд. 40 считалось числом абсолютной законченности, завершенности. Число «40» означает целостность и совокупность. Это число также означает испытание, посвящение и смерть. На сороковой день принято устраивать поминки: считается, что через сорок дней после смерти душа отправляется к богу. Блаженный Августин полагал, что число 40 выражает путешествие человека к истине и Богу. В христианстве сорок дней продолжается Великий Пост в честь сорока дней, проведенных в пустыне Христом. Сорок дней от Пасхи до Вознесения. В Ветхом Завете сорок дней провел Моисей на горе Синае; сорок дней и ночей продолжался ливень Потопа; сорок лет блуждали евреи в пустыне и т.д. Таким образом, числовые коды представляют собой одно из важнейших средств, на основе которых развивается и функционирует культура. Числа составляют элементы особого числового кода, с помощью которого описывается Вселенная, человек и сама система метаописания. Числовой код пронизывает любую культуру, систематизируя и группируя накопленные знания этноса, передавая из поколения в поколение национальную числовую символику. В архаических культурах числа являлись сакральным средством ориентации и космизации Вселенной. В древних мифопоэтических традициях число было не только образом мироздания, но служило моделью его периодического восстановления. Выводы к первой главе Число, будучи универсальным концептом и константой любой культуры, находит разное преломление в языках. Он входит в группу концептов, отражающих устройство мира. С помощью чисел люди описывают качественно-количественную сторону явлений. Все предметы окружающей нас объективной действительности имеют не только качественную сторону, но и количественную определённость. Одним из способов проявления категории количества в языке является число - понятие, служащее выражением количества, то, при помощи чего производится счет предметов и явлений. Существенный признак чисел – это выделение какого-то данного числа из ряда других, где число выражает отношение. Для сущности числа характерен процесс переосмысления его семантики, несмотря на то, что по сравнению с другими лексическими понятиями ему менее присуща многозначность при самостоятельном употреблении, в культурном контексте число утрачивает числовое и приобретает сакральное, символическое, магическое значения. Начальным этапом становления категории количества как категории абстрактного мышления является такой этап, на котором устанавливалась лишь равночисленность конкретных множеств предметов. Установление равночисленности двух множеств, образуемых качественно отличными друг от друга предметами, предполагает способность абстрагироваться от качественных различий предметов, составляющих эти множества. Вместе с тем на этом этапе еще не производилось установление количества, числа предметов тех множеств, которые приводились во взаимно-однозначное соответствие. Категория количества, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей (их величину, число и т.п.), получает наиболее конкретное выражение в нумеративных компонентов. Числа играют большую роль в символике. Универсальность символизации чисел в мировой культуре определяется антропоцентричностью мировосприятия и универсальной системой развития человечества, а также желанием человека объяснить устройство мира, общества и самого себя через сакральную силу чисел. Кроме своих основных значений, числа также выражают культурное значение. Наличие в языках языковых единиц с числовым показателем, семантика которых представляет сложный комплекс национально-культурных представлений, является объективным отражением в мышлении человека явлений материального мира и занимает определенный пласт в системе языка. Анализ теоретической литературы показал, что на разных этапах формирования научной мысли исследователи, включая культурологов и лингвистов, обращались к проблеме символического значения и художественной функции числа в различных мифопоэтических системах. Лингвистами рассматривались вопросы о происхождении и сущности числа и его художественной функции, об особенностях числовой семантики и символики лексики и идиоматики на материале различных языков, об употребление нумеративных компонентов в произведениях устного народного творчества. Большое количество работ посвящено исследованию фразеологических единиц с компонентом нумеративным на материале как родственных, так и неродственных языков. Глава 2. Исследование и сравнение нумеративных компонентов в ангийском и якутском языках 2.1.Национально-культурная специфика нумеративных компонентов в английском и якутском языках В якутском и английском языке числа 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 12, 40 являются национально-культурно маркированными, составляя часть национальной картины мира. Числите....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: