- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование исправительного воздействия на осужденных различных видов режима исправительных учреждений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010524 |
Тема: | Исследование исправительного воздействия на осужденных различных видов режима исправительных учреждений |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3 ГЛАВА I. РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ..............8 1.1. Понятие и сущность режима содержания осужденных в исправительных учреждениях...........................................................................................................8 1.2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях.............20 ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОНИКНОВЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ...................................................................................................30 2.1. Факторы, способствующие поступлению в исправительные учреждения запрещенных предметов......................................................................................30 2.2. Меры предупреждения проникновения запрещенных предметов в исправительные учреждения...............................................................................36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................43 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................47 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Современная пенитенциарная политика России в области исполнения уголовных наказаний развивается в направлении гуманизации системы мер уголовно-правового воздействия, повышения эффективности исполнения различных видов наказаний в достижении поставленных перед ними целей. Учитывая то обстоятельство, что совершение преступления зачастую предопределено конкретной жизненной ситуацией и кругом общения виновного до осуждения, необходимо в процессе исполнения наказания, в пределах возможного, подобрать ему такой способ исправительного воздействия на осужденных, который содействовал бы его становлению на путь исправления, а не вызывал бы в нём стремление совершить новое преступление в период отбывания наказания или после освобождения из исправительного учреждения. Не случайно места лишения свободы называют «школой преступности». Таким образом, деятельность исправительных учреждений должна включать не только исполнение наказания, но и осуществление специального исправительного и воспитательного воздействия. «Преодоление отрицательных качеств личности, которые привели осужденного к совершению преступлении, то есть, исправление осужденного - это та минимальная задача, которая должна быть решена при исполнении наказаний».1 Неудачи правового воздействия в местах лишения свободы обусловлены в основном обособленностью той среды, в которой находятся осужденные. Они содержатся в режимном учреждении, где должны проводить свое рабочее и свободное время, а также время ночного отдыха совместно с сотнями других лиц, лишенных свободы. Их деятельность целиком регламентирована нормативно-правовыми актами, вносящими коррективы, связанные с моральными и нравственными запретами, в различные сферы их жизнедеятельности. «Их связь с семьей, с прежней работой, с друзьями, находящимися за пределами исправительного учреждения, ослабевает и даже совсем прекращается. Оказавшись в заключении, многие осужденные теряют интерес к реальным событиям и процессам, они оказываются социально изолированными от общественно полезных связей».2 При исполнении наказания, связанного с лишением свободы, наблюдается деградация личности, что сильно ослабляет чувство собственного достоинства заключенного и затягивает его еще больше глубже в преступную среду. В тюрьме серьезно ограничивается его возможность распоряжаться материальными ценностями и иными благами. Его постоянно контролируют, и он смиряется с присутствием везде и повсюду других осужденных и обслуживающего персонала. «Предоставленные сами себе осужденные, основываясь на правилах криминальной субкультуры, превращают друг друга, в основном с помощью насилия и обмана, в жертву в социальном, психическом, половом и телесном отношении».3 Как известно, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет две основные цели: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Реализация второй цели в отношении осужденных к лишению свободы не вызывает особых трудностей и состоит в изоляции осужденных от общества, соблюдении ряда режимных ограничений, связанных с их специальным статусом. Что касается исправления осужденных как цели уголовно-исполнительного законодательства, то здесь возникают большие проблемы. Причин этому несколько: сложный состав спецконтингента (более 80% осужденных содержатся в исправительных учреждениях за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, половина осужденных отбывают лишение свободы второй раз), непонимание администрацией исправительных учреждений значения цели исправления осужденных, механизма ее реализации. Поскольку главным средством исправления осужденных является именно режим исправительного учреждения, то вопросы исправительного воздействия на осужденных различных режимов исправительных учреждений представляют собой важную и актуальную проблему. Названные и целый ряд других обстоятельств и обусловили выбор данной темы исследования. Степень научной разработанности проблемы. Исследованиями проблем режима в исправительном учреждении в разное время занимались многие учёные. В их ряду Ю.М. Антонян, З.А. Астемиров, Г.П. Байдаков, H.A. Беляев, A.B. Бриллиантов, Г.В. Верина, М.Н. Гернет, С.И. Дементьев, М.Г. Детков, В.К. Дуюнов, В.А. Елеонский, В. Есипов, A.A. Жижиленко, М.П. Журавлёв, А.И. Зубков, И.И. Карпец, Ф. Кистяковский, Б.З. Маликов, В.П. Малков, А.И. Марцев, М.П. Мелентьев, Т.Ф. Минязева, A.C. Михлин, С.П. Мокринский, А.Е. Наташев, А.В. Наумов, E.G. Никифоров, И.С. Ной, A.A. Пионтковский, C.B. Познышев, B. Полубинская, П.Г. Пономарёв, A.JI. Ременсон, М.С. Рыбак, С.Н. Сабинии, И. Селивёрстов, А.Ф. Сизый, Н.Д. Сергеевский, В.Ф. Смирнов, М.Н. Становский, H.A. Стручков, Ф.Р. Сундуров, Н.С. Таганцев, Ю.М. Ткачевский, Б.С. Утевский, В.А. Фефелов, В.Д. Филимонов, И.Я. Фойницкий, М.Д. Шаргородский, И.В. Шмаров, В.Е. Южанин и др. Отдельные вопросы, посвящённые исполнению наказания в виде лишения свободы, рассмотрены в работах M.JI. Грекова, Е.В. Королёвой, В.Г. Павлова, Н.И. Петренко, C.B. Рогозина и др. В настоящее время возникают новые вопросы относительно средств исправления осужденного и значения в этой связи различных режимов исправительных учреждений. Точность, ясность и однозначность в вопросах средств исправления осужденного и использования различных режимов исправительных учреждений позволят эффективнее решать задачи по охране интересов личности, общества и государства от преступных посягательств, предупреждению преступлений, исправлению осуждённых. Целями исследования являются комплексное исследование исправительного воздействия на осужденных различных видов режима исправительных учреждений; выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию редакции норм уголовно-исполнительного законодательства, связанных с проникновением запрещенных предметов в исправительные учреждения; устранение пробелов в законодательстве в рассматриваемой области. Названные цели предопределили постановку и решение следующих задач: рассмотреть понятие и сущность режима в местах лишения свободы; исследовать овременное состояние нарушений режима запрещенных предметов в исправительных учреждениях и правовые основы ответственности за данное нарушение рассмотреть оперативно-розыскные меры по поддержанию режима запрещенных предметов в местах лишения свободы; рассмотреть предупреждение нарушений режима запрещенных предметов в местах лишения свободы; исследовать личность и поведение злостного нарушителя установленного порядка отбывания наказания при проникновении запрещенных предметов в исправительные учреждения. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере влияния различных режимов исправительных учреждений на процесс и результаты исправления осужденных. Предметом исследования являются нормы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, положения общей теории права и правоприменительной практики относительно режима запрещенных предметов в местах лишения свободы. Основными методами исследования являются: диалектический, сравнительно-правовой, системно-структурный, логико - юридический, формально-логический, теоретический, метод анализа, обобщения. Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений, направленных на совершенствование уголовно- исполнительного законодательства Российской Федерации. Результаты исследования могут использоваться в деятельности судов и работников уголовно- исполнительной системы при исполнении наказания в виде лишения свободы, в преподавании курсов уголовно- исполнительного права в юридических вузах, а также в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке рассматриваемых проблем в части совершенствования системы средств исправления осужденных. Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. ГЛАВА I. РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1.1. Понятие и сущность режима содержания осужденных в исправительных учреждениях Как в уголовном, так и в уголовно-исполнительном законах идет речь о такой цели наказания, как исправление преступника, осужденного к лишению свободы. Исправление лишенных свободы - сложный и многогранный процесс, который предусматривает использование различных средств, методов, форм идеологического, правового воздействия на осужденных. В этой связи актуальность вызывают вопросы, связанные с понятием режим, которое является основным средством исправления осужденных и предупреждения постпенитенциарного рецидива. В законодательстве некоторых стран термин «режим» не встречается. Вместо него употребляются выражения «порядок и дисциплина», «установленный порядок». В документах ООН и ряда стран используется термин «правила обращения». В обиходе «режим» определяет образ жизни (режим новорожденного ребенка, режим подготовки космонавта, режим лечения больного и пр.). В уголовно-исполнительном праве термин «режим» в общих чертах формулируется как порядок исполнения наказания.4 Стручков Н.А., определяя режим как «образ жизни», полагал, что не существует режима исполнения штрафа, ибо жизнь человека при исполнении этого наказания не меняется.5 Режим - это порядок исполнения и отбывания в исправительных учреждениях наказания. «В нем концентрированно выражается все содержание уголовного наказания в виде лишения свободы и, следовательно, содержится весь комплекс правоограничений и лишений»6. Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК РФ).7 Режим в местах лишения свободы выполняет различные функции. Прежде всего, в рамках режима реализуются те правоограничения и лишения, которые присущи данному виду наказания, т.е. он несет в себе карательную функцию. «Реализуя кару, правила режима вынуждают осужденного соблюдать правила требования закона, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение и т.п. В этом проявляется его воспитательная функция». В сферу воздействия режима лишения свободы включены осужденные, отбывающие указанный вид наказания, администрация предприятий и организаций, где работают осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями; должностные лица государственных органов, посещающие эти учреждения и участвующие в уголовно-исполнительном производстве; граждане, находящиеся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним. Согласно ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», администрация этих учреждений имеет право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка. Применительно к исполнению наказания в виде лишения свободы «режим» выступает в двояком смысле - в широком и узком. В широком смысле - речь идет о режиме отбывания наказания, если иметь в виду его определение судом при назначении наказания в виде лишения свободы путем выбора определенного «режимного» содержания вида исправительного учреждения, в котором осужденный должен отбыть свое наказание, либо изменение этого же вида учреждения судом в процессе отбывания наказания. В таком понимании речь идет о режиме самого лишения свободы, определяемого и изменяемого решением суда. Во втором, более узком, но не менее содержательном смысле можно говорить о режиме, условиях содержания осужденных в самих исправительных учреждениях, то есть в режиме каждого вида этих учреждений.8 Режим определяет права и обязанности осужденных и, вместе с тем, регламентирует правомочия и обязанности администрации органа, исполняющего наказание. Принципиальным является положение, сформулированное в 4.1 ст. 82 УИК РФ, о том, что режим в исправительных учреждениях устанавливается федеральным законом, иные нормативные правовые акты, определяющие те или иные элементы режима, должны соответствовать закону, то есть Уголовно- исполнительному кодексу. Это положение предопределяет иерархию норм, регулирующих режим, их соподчиненность, устанавливает компетенцию соответствующих органов по принятию нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные правила режима (см. ч.3,4,6,7 ст. 82, ч.З ст. 83, ч.2 ст. 84, ч.2 ст. 86 УК и пр.). Для полного определения режима отбывания (исполнения) наказания лишения свободы необходимо хотя бы в самых кратких чертах рассмотреть его функции. Основной функцией режима лишения свободы является создание условий для применения основных средств воспитательно-карательного воздействия на осужденных. Для этого существуют режимные правила по привлечению осужденных к труду, организации воспитательной работы с ними, общеобразовательного и профессионально- технического обучения осужденных. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания. Так, в соответствии с режимными правилами труд осужденных носит обязательный характер (ст. 103 УИК РФ). В п.2 ст.71 Стандартных минимальных правил обращения с заключенными (принятых 30 августа 1955 года на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками) по рассматриваемому вопросу определено: «Все приговоренные обязаны работать».9 Труд осужденного в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы в отечественном уголовном праве традиционно рассматривается в качестве неотъемлемой части процесса социализации осужденного. При организации процесса трудовой деятельности осужденных к лишению свободы учитывается законодательство РФ о труде и социальной защите различных категорий граждан (ст.ст. 104, 105 УИК). Бесплатный труд используется лишь в строго ограниченных законом случаях (ст. 105 УИК). Содержание наказания в виде лишения свободы в целом соответствует ст.4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, поскольку труд таких осужденных может считаться работой, которая требуется по условиям заключения, осуществленного в соответствии с процедурой, предусмотренной законом (ст.5 Европейской конвенции...). В этой связи можно считать излишней перестраховкой изменение названий учреждений, в которых отбывают наказание осужденные к лишению свободы. Исключение из названия колоний слова «трудовые» (особенно это касается колоний для взрослых) не меняет сущности этих учреждений, где исправительное воздействие на осужденных предполагает использование их общественно полезного труда (ст.8;9 УИК).10 Осужденный не вступает с администрацией мест лишения свободы в договорные трудовые правоотношения и поэтому обязан выполнять любую определенную ему работу. В местах лишения свободы установлена шестидневная рабочая неделя с восьмичасовым рабочим днем. Эти и некоторые иные режимные правила, определяющие использование труда заключенных, не свободны от кары. Вместе с тем, я считаю, нужно внести ряд принципиальных изменений в режим применения труда. Несомненно, труд осужденных должен оплачиваться в соответствии с тем, насколько оплачивается подобный труд в рамках обычных трудовых отношений, а не в соответствии с уменьшенными нормами, установленными законодательством. Таким образом, нужно закрепить законодательно положение, что размер оплаты труда осужденных не может быть меньше аналогичного среднего заработка по данной профессии, который получает вольнонаемный рабочий. Помимо организации совместного труда, режим создает необходимые условия для совместного проживания большого числа осужденных, он определяет их быт. Это нормативы размеров жилой площади на осужденного, распорядок дня, порядок проведения свиданий с родными, близкими и иными лицами, условия приобретения осужденными в местной торговой точке продуктов питания и предметов первой необходимости и пр. Режимные нормы, обеспечивающие условия проживания и деятельности осужденных, не носят карательного содержания. Они обязательны для осужденных, но не содержат правоограничений. Иной функцией режима является частная превенция, предупреждение, пресечение совершения новых преступлений осужденными. Нормы режима обеспечивают необходимые условия для предупреждения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, т.е. реализацию профилактической функции. Функции режима осуществляются в единстве и взаимозависимости. Они, как это верно отмечает Высотина Л.А, выражают его сущность и представляют собой совокупность действий, предназначенных для получения определенных последствий. Являясь одним из основных средств исправления осужденных, режим преследует цель исправительно- воспитательного характера. Нормы режима создают необходимые предпосылки для применения к осужденным других средств исправления (ч.2 ст. 82 УИК РФ) - воспитательной работы, общественно-полезного труда, общеобразовательного и профессионального обучения и общественного воздействия, - ни одно из которых не может быть эффективным, если в исправительном учреждении нет должного порядка. В этом проявляется обеспечивающая функция режима. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что педагогические возможности режима ограничены. Педагогика учит, что воспитательное воздействие принуждения, а режим является именно таковым, относительно невелико. Однако пренебрегать им нельзя. Многократные повторения режимных правил способствуют возникновению динамического стереотипа, привыканию к надлежащему поведению. Режим способствует формированию навыков и привычек, положительного поведения, умения правильно и рационально действовать, жить. Именно на такой позиции стоят стандартные минимальные правила обращения с осужденными. В ст. 65 Правил подчеркнуто, что «режим заключенных, осужденных к лишению свободы, должен ставить себе целью, насколько это позволяет срок заключения, воспитать в заключенных волю и привить им навыки трудовой жизни, которые позволили бы им жить, уважая закон. Режим должен воспитывать в заключенных чувство собственного достоинства и развивать в них чувство ответственности».11 Структурными частями режима исправительного учреждения, определяющими его содержание, являются, по мнению профессора Астемирова З.А., следующие: 1. охрана исправительного учреждения и надзор за осужденными; 2. оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях; 3. правила внутреннего распорядка исправительного учреяедения как составная и центральная часть режима отбывания наказания; 4. изменение режима в процессе отбывания наказания и условий содержания осужденных в одном и том же исправительном учреждении; 5. введение режима особых условий в исправительных учреждениях и меры по обеспечению безопасности; 6. перевод осужденных к лишению свободы на передвижение без конвоя и сопровождения за пределами исправительного учреждения.12 Аналогичная же позиция у профессора Зубкова А.И. По мнению же иных авторов (Селиверстов В.И.), содержание режима лишения свободы определяется его основными функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания. Их можно разделить на три основные группы: правила, относящиеся 1) к персоналу исправительных учреждений; 2) к осужденным; 3) к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или прилегающих к ним территориях.13 Нам импонирует точка зрения Астемирова З.А., так как она наиболее полно охватывает содержание режима в исправительных учреждениях. Поэтому в дальнейшем изложении мы будем опираться именно на такое регулирование структуры и содержания режима в местах лишения свободы. Лишение свободы в соответствии с предписаниями закона сопряжено с правоограничениями в различных сферах человеческой жизни и деятельности. Прежде всего, это ограничения свободы передвижения. Характер и объем этого передвижения зависят от вида места лишения свободы и установленного в нем режима. К примеру, осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях общего режима, проживают в общежитиях. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях исправительных колоний строго режима, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа. Особенно необременительно ограничение свободы в колониях -поселениях, которые не имеют вооруженной охраны. Осужденные в этих местах лишения свободы во время от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах всей территории колонии. Отбывание лишения свободы сопряжено с рядом правоограничений в сфере материально-бытового обеспечения осужденных. Об этом свидетельствует лимит предметов первой необходимости, иных принадлежностей, которые могут приобретать осужденные в местах лишения свободы, получения посылок, передач и бандеролей и пр. По мнению некоторых авторов (Курганов С.И.) режим в исправительных учреждениях есть установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами (Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений) порядок исполнения и отбывания лишения свободы.14 Правила режима распространяются не только на территорию исправительного учреждения, но и на прилегающие (режимные) территории. В режимных требованиях и ограничениях воплощается кара, составляющая сущность наказания. В установленных правоограничениях и обязательных правилах поведения реализуются карательная и воспитательная функции режима, относящиеся к осужденным. Внутренний распорядок в ИУ включает: порядок приема осужденных; правила их поведения во время работы и отдыха; перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных; перечень и количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе; порядок изъятия предметов, запрещенных к использованию; правила производства проверок свиданий, приема и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешенных к продаже осужденным. Как видно из приведенного перечня, правила, определяющие внутренний распорядок, в первую очередь адресованы администрации учреждений, поскольку она несет ответственность за состояние законности и правопорядка в этих учреждениях.2 Правила режима строго регламентируют работу, учебу, досуг осужденных. Осужденный, находясь в исправительном учреждении, не может по собственному желанию выбирать время сна, приема пищи, характер и место работы, время и место прогулки, число и время свиданий с родными и близкими и т.д. На первый взгляд, это обстоятельство противоречит основным требованиям педагогики и создает непреодолимые трудности для педагогического процесса по исправлению осужденных. Однако, несмотря на отсутствие у осужденных права самостоятельного выбора и решения всех вопросов их жизни, труда и быта, несмотря на принудительный распорядок дня, и в условиях лишения свободы имеются все возможности для успешного воспитательного воздействия на осужденных. Условия отбывания наказания - это определенные ступени исправления осужденного, на которых в зависимости от режима исправительного учреждения, личности осужденного и его поведения увеличиваются или уменьшаются правоограничения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством. Сущность института изменения условий содержания осужденных к лишению свободы заключается в изменении их правового статуса, в частности объема прав как в сторону ослабления правоограничений, так и в сторону усиления последних. Под изменением условий содержания в пределах одного исправительного учреждения понимается одновременное увеличение или сокращение всех предусмотренных законом льгот, связанных с переводом на улучшенные условия или более строгое содержание в колониях общего, строгого и особого режимов, в тюрьмах, в воспитательных колониях. С этой целью УИК РФ предусмотрел15: - в исправительных колониях трехступенчатую систему отбывания наказания (обычные, облегченные и строгие условия содержания); - в воспитательных колониях - четырехступенчатую (обычные, облегченные, льготные и строгие условия содержания); - в тюрьмах - двухступенчатую (общий и строгий виды режима). Обычные условия являются базовыми. В зависимости от поведения осужденных возможно их перемещение на облегченные условия, где им предоставляется право дополнительно расходовать средства на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получать посылки, передачи и бандероли, а также краткосрочные и длительные свидания; или на строгие условия, где, напротив, сокращается объем перечисленных прав осужденных с одновременным содержанием их в запираемом помещении. Уголовно-исполнительный кодекс РФ допускает повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные, из обычных - в облегченные условия. Таким образом, изменение условий содержания - результат оценки не только разового поступка, но и системы поведения осужденного: отсутствие взысканий и добросовестное отношение к труду в течение определенного времени - от 6 месяцев до одного года в зависимости от вида исправительного учреждения. Таким образом, практика деятельности исправительных учреждений позволяет утверждать, что строгое соблюдение всех правил режима и распорядка дня в одних случаях является основой, а в других - содействует воспитанию у осужденных необходимых для исправления качеств, как-то: дисциплинированности, трудолюбия, чувства коллективизма, уважения к закону и правилам общежития и других черт характера, необходимых для честной жизни. В числе тех средств, при помощи которых исправительные учреждения осуществляют задачу правового воспитания осужденных, положительную роль играют правила режима, точнее, Правила внутреннего распорядка, и их неуклонное выполнение. «Систематическое, неуклонное соблюдение этих норм воспитывает у осужденного вначале привычку, а затем и сознание обязательности и целесообразности норм права, недопустимости их нарушения».16 Действительно, если осужденный по привычке выполняет нормы, содержащие правила режима, и видит на собственном опыте, что выполнение этих норм не только избавляет его от неприятных последствий, неизбежных в случае их нарушения, но и влечет за собой применение к нему льгот, улучшает его положение и даже приближает его освобождение, у него вырабатывается сознание целесообразности и обязательности выполнения этих норм. Значение проявления у осужденного сознания целесообразности выполнения правил режима в целом, и правил распорядка в ИУ, в частности, с точки зрения правового воспитания заключается в том, что оно прокладывает в его психике путь к более высокой форме сознания - «к сознанию целесообразности и обязательности не только норм, содержащих правила режима, но и других правовых норм (уголовно-правовых, административно-правовых и пр.), регулирующих поведение в обществе всех граждан». Таким образом, для того, чтобы добиться такого воспитательного результата, требуется планомерная, целеустремленная воспитательная работа в сочетании с самым строгим систематическим требованием безусловного выполнения всех правил режима. 1.2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях Главной задачей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является исправление осужденных, возвращение в социум полезных, созидательных людей, способных без постороннего контроля и чрезмерной опеки вести жизнь, достойную человека. В соответствии со ст. 9 УИК РФ, под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: - установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), - воспитательная работа, - общественно полезный труд, - получение общего образования, - профессиональная подготовка и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Под режимом понимается урегулированный нормами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. В психологическом отношении он представляет собой организацию всей жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности. Режим выполняет три взаимосвязанные функции: - карательную; - воспитывающую; - обеспечивающую. Карательная функция режима состоит в том, что осужденный лишается свободы, изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором; кроме того, осуществляется принудительная регламентация его работы, отдыха, учебы, досуга. С точки зрения психологии, режим - это долговременный фрустратор, который лишает человека определенных благ, ограничивает удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей17. Неудовлетворение этих потребностей неизбежно вызывает как физические, так и нравственные страдания. Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, вызывает отрицательные психические состояния, способные удерживать его от совершения новых преступлений. В противном случае, если бы все потребности человека, подвергнутого уголовному наказанию, беспрепятственно удовлетворялись, то наказание как таковое не было бы реализовано. Однако, вызывая страдания, оно не должно оказывать пагубного влияния на здоровье и состояние психики человека. Кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается осужденными. Одни из них сильнее переживают ограничения в удовлетворении физиологических потребностей, другие - социальных, третьи - с одинаковой остротой страдают от ограничения тех и других18. Воспитывающая функция режима. Режим обладает самостоятельной воспитывающей функцией. В самом деле, четкий распорядок дня (время подъема, отбоя, физзарядки, развода на работу, принятия пищи и т. д.), высокая организованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер, поведение осужденного, дисциплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (аккуратность, точность, исполнительность). Обеспечивающая функция режима состоит в том, что благодаря поддержанию установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении создаются благоприятные условия для организации труда, обучения, политико-воспитательной работы, деятельности коллектива и самодеятельных организаций осужденных, а также для руководства ими со стороны администрации и воспитателей учреждения. Режим является действенным средством в борьбе с паразитизмом, тунеядством, азартными играми и другими негативными явлениями в среде осужденных, так как создает условия для постоянного контроля за их поведением, психологически принуждает осужденных точно и строго выполнять предписанные правила под угрозой применения к ним санкций (изменение условий содержания в худшую сторону путем водворения в ШИЗО и ПКТ). Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений19. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности по поводу исполнения и отбывания наказания. То есть в сферу воздействия режима включены осужденные, администрация исправительных учреждений (далее ИУ), администрация организации, где работаю осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями, должностные лица государственных учреждений, помещающие эти учреждения и участвующие в процессе исправления, граждане, находящиеся на объектах ИУ и территориях, прилегающих к ним. Важна территориальная сфера действия режимных правил: их действие распространяется на прилегающие к ИУ территории, на которых у....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: