- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Эмоциональное выгорание, агрессивность и конфликтность представителей различных профессиональных групп.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016089 |
Тема: | Эмоциональное выгорание, агрессивность и конфликтность представителей различных профессиональных групп. |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ФГБОУ ВО ПГУПС) ____________________________________________________________________________ Факультет: «Экономика и менеджмент» Кафедра: «Прикладная психология» ДВКР БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА по специальности «Психология»? Лукьянчук Анна Анатольевна На тему: «Эмоциональное выгорание, агрессивность и конфликтность представителей различных профессиональных групп» Обучающийся (подпись, дата) А.А. Лукьянчук И.о. заведующего кафедрой – главный руководитель (подпись, дата) Профессор Е.Ф.Ященко Руководитель КР (подпись, дата) Профессор, Е.С.Ермакова Нормоконтролер (подпись, дата) Должность, И.О.Фамилия? Санкт-Петербург 2017 Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания, агрессивности и конфликтности профессионалов 6 1.1 Синдром эмоционального выгорания как проявление профессиональной деформации. 6 1.2 Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов и специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства 15 1.3Связь синдрома эмоционального выгорания и личностных особенностей 16 Выводы по главе 1 25 Глава 2. Организация, методы, объём выборки исследования и их обоснование 28 2.1 Методология и организация исследования 28 2.2 Объем выборки и общая характеристика исследуемых 29 2.3 Характеристика психодиагностических методик, использованных в исследовании 31 Выводы по главе 2 36 Глава 3. Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания, агрессивности и конфликтности представителей различных профессиональных групп 37 3.1 3.1 Результаты эмпирического исследования синдрома эмоционального выгорания, агрессивности и конфликтности представителей различных профессиональных групп 37 3.2 нализ связи показателей синдрома эмоционального выгорания, агрессивности и конфликтности представителей различных профессиональных групп 51 Выводы по главе 3 55 Заключение 57 Приложение А. Диагностические материалы методик исследования Приложение Б. Статистические материалы исследования Библиографический список 60 64 64 74 Введение Актуальность исследования заключается в повышении внимания к синдрому эмоционального выгоранияи сопутствующим ему признакам-агрессивности и конфликтности, как в личностном, так и в профессиональном аспекте. В настоящее время эмоциональное выгорание у представителей различных профессиональных групп (педагогов и сотрудников сферы жилищно-коммунального хозяйства) обусловливается достаточно высокой социальной значимостью и достаточно широкой распространенностью. Поэтому большое значение приобретает изучение феномена выгорания - психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере. Профессиональная деятельностьзанимает существенное место в жизни человека. При этом влияние профессии носит не только позитивный, но и негативный, а порой разрушительный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома выгорания, снижающего продуктивность специалиста, с последующими повышением уровня агрессивности и конфликтности, пагубно влияющими не только на личность и здоровье, но и социум. Подверженными возникновению синдрому эмоционального выгорания (СЭВ) являются категории педагогов и специалистов коммунальной сферы. Основными факторами, обусловливающими их выгорание, становятся:ежедневная психическая перегрузка, самоотдача, высокая ответственность за учеников и клиентов, отсутствие баланса между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением. Кроме того, большинство школьных педагогов и специалистов обслуживания в сфере ЖКХ - это женщины, поэтому к профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Стоит отметить, что в настоящее время существует достаточно подходов к изучению направления работы по коррекции выгорания, однако актуальным является исследование особенностей протекания эмоционального выгорания у педагогов. Методологической основой исследования явились основные положения теорий, которые были разработаны зарубежными учеными: К. Кондо, Дж. Фрейденбергер Г. Селье, К. Маслачссылка на источники библ.списка. В отечественной психологии первые упоминания о феномене, близком эмоциональному выгоранию, можно найти в работах Б.Г. Ананьева, который употреблял термин «эмоциональное сгорание» для обозначения некоторого отрицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек-человек», и связанного с межличностными отношениями. Описание явлений, родственных по своему содержанию феномену выгорания было представлено в работах российских психологов Л.А. Китаевой-Смык, В.А. Бодрова, посвященных исследованию стресса ссылка на источники библ.списка. В середине 90-х годов 20 века эмоциональное выгорание стало предметом самостоятельного исследования в отечественной психологии. Для обозначения и описания исследуемого явления российскими авторами использовались различные термины: «эмоциональное сгорание» обозначено Т.В. Форманюк, Е.В. Юдиной, «эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, С.В. Умняшкиной,понятие «перегорание» ввела Г.А. Зарипова,употреблялись также термины «психическое выгорание». Н.Е. Водопьяновой и А.Б. Серебряковой было дано определение «профессиональное выгорание» ссылка на источники библ.списка. Разработкой методик для диагностики данной проблемы занимались психологи В.В. Бойко Г. Селье, А.И. Татищевассылка на источники библ.списка. Здесь нужно об актуальности изучения агрессивности и конфликтности профессионалов Цель исследования:сравнить особенности синдрома эмоционального выгорания, агрессивность, конфликтность у представителей таких профессиональных групп, как педагоги и специалисты жилищно-коммунальной сферы. Объект исследования: педагоги и специалисты жилищно-коммунальной сферы. Предмет исследования: синдром эмоционального выгорания, агрессивность, конфликтность педагогов и специалистовжилищно-коммунальной сферы. Гипотезы исследования: 1. Существуют различия показателей синдрома эмоционального выгорания, агрессивности, конфликтностиу педагогов и специалистовжилищно-коммунальной сферы. 2. Существуют связи между показателями синдрома эмоционального выгорания и характеристиками агрессивности, конфликтностиу педагогов и специалистовжилищно-коммунальной сферы. Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были сформулированы следующие задачи исследования: 1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования, существующие подходы к исследованию феномена эмоционального выгорания, обобщить и систематизировать теоретические данные. 2. Подобрать методики исследования. 3. Исследовать уровень выраженности синдрома эмоционального выгорания и особенности изучаемых личностных характеристик у представителей профессиональных групп: педагоги и специалисты жилищно-коммунальной сферы. 4. Выявить связи между показателями синдрома эмоционального выгорания и характеристиками агрессивности, конфликтностиу педагогов и специалистовжилищно-коммунальной сферы. 5. Сформулировать выводы и рекомендации по результатам исследования Методический инструментарий исследования представлен следующими методами и методиками: * Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. * Опросные методы, включающие следующие методики: * Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко. * Методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. * Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева. * Методы математико-статистической обработки данныхнаписать какие. База исследования Выборка представлена: - педагогамиМОУ «Оршинская СОШ» Калининского р-на Тверской обл.в количестве25человек женского пола с профессиональным стажем от 17до 20 лет; - специалистамижилищно-коммунальной сферы Тверского отделения AO«АтомЭнергоСбыт» в количестве 25 человек женского пола с профессиональным стажем от 17 до 20 лет? Практическая значимость исследования. Результаты исследования можно использовать для анализа и коррекции личностных особенностей педагогов и работников сферы ЖКХ с целью совершенствования их личностного развития и улучшением качества работы. Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания, как проявления профессиональной деформации 1.1 Синдром «эмоционального выгорания» как проявление профессиональной деформации Понятие эмоциональное выгорание понимается как комплекс особых психических проблем, которые возникают у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Впервые их описал X. Фройденбергер в 1974 г. Он наблюдал их у специалистов так называемых помогающих профессий - людей, с полной самоотдачей и с большим воодушевлением работавших в общественных организациях. После нескольких месяцев такой добровольной деятельности у этих людей наблюдался целый ряд характерных симптомов: истощение, раздрожительность, агрессивность, цинизм,конфликтность и т.д., которые X. Фройденбергер по контрасту с начальным «эмоциональным горением» назвал «эмоциональным выгоранием»ссылка на источники библ.списка. Широко известное описание синдрома дала впоследствии К. Маслач: эмоциональное выгорание - это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессийссылка на источники библ.списка. В.В. Бойко дает следующее определение эмоционального выгорания:эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [9]. Представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще - профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дробно и экономно использовать энерго- ресурсы, с другой - выгорание отрицательно сказывается на продуктивности и эффективности выполнении работы и отношениях с партнерами. Само по себе выгорание, таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными – его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности [1]. Структура синдрома эмоционального выгорания, по В.В. Бойко, представляетсобой последовательность трёх фаз: 1.напряжение включает симптомы – переживание психотравмирующихобстоятельств, неудовлетворённость собой, загнанность в клетку, тревогу идепрессию; 2.резистенция включает симптомы – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферыэкономии эмоций, редукцию профессиональных обязанностей; 3.истощение включает симптомы – эмоциональный дефицит, эмоциональнуюотстранённость, личностную отстранённость (деперсонализацию),психосоматические и психовегетативные нарушения [19]. Б. Пельман и Е. Хартман выделили три главных компонента эмоциональноговыгорания: 1.Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоциональногоперенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональныхресурсов. 2.Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативногоотношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятсяформальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалуиметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении,которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. 3.Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своейкомпетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольствесобой, негативном отношении к себе как личности [19]. В исследованиях российских менеджеров, проводимых Н. Е. Водопьяновой, А. Б.Серебряковой, Е. С. Старченковой изучалось влияние стилей поведения в проблемных ситуациях и личностных характеристик, на степень выраженности синдрома психического выгорания. Было обнаружено, что наиболее высокое эмоциональное истощение и редуцирование личных достижений наблюдается у тех менеджеров, которые предпочитают «избегание», а так же чем больше истощение, тем ниже самооценка и больше деформация самоотношения. Эмоциональное истощение часто сопровождается мотивационной деформацией, что является защитной реакцией организма на психологические стрессы [14]. В англоязычной литературе были опубликованы свыше тысячи статей по«эмоциональному выгоранию». Однако исследования носили главным образом.Дописать Данные о распространенности СЭВ подчеркивают егосоциальную значимость, поскольку СЭВ снижает качество профессиональной деятельности работников и негативно сказывается на психической сфере. Л.В. Куликов и О.А. Михайлова описывают профессиональное психическое выгорание как форму профессионального стресса, который начинает проявляться в постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать [41]. Контакты с ними становятся более «бездушными», «обезличенными», иногда формальными. Возникающие агрессия и конфликтность по отношению к клиентам и ученикам могут иметь скрытый характер и поначалу проявляться во внутреннем раздражении, чувстве неприязни, которое сдерживается, но постепенно могут возникать и эмоциональные вспышки, прорываться раздражение, несдержанность. Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер. У «выгорающего» специалиста наблюдаются изменения: * в поведении (он часто смотрит на часы; откладывает встречи; часто опаздывает (поздно приходит и рано уходит); yтpачивает творческий подход к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения становятся меньше; уединяется и избегает коллег; присваивает собственность yчpеждения; увеличивает yпотpебление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); теряет способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям; у него усиливается сопротивление выходу на работу); * в чувствах (утрата чувства юмора или юмор висельника; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение, как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, а не творческая деятельность); * в мышлении (все более упорные мысли о том, чтобы оставить работу; снижение способности сконцентрировать внимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиление подозрительности и недоверчивости; циничное, порицающее отношение к окружающим; менталитет жертвы; озабоченность собственными потребностями и личным выживанием); * в здоровье (нарушенный сон; частые, длительно текущие незначительные недуги; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; утомляемость и истощение в течение целого дня; ускорение нарушений психического и соматического здоровья) [3, с.446]. Таким образом, синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни. 1.2 Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов и специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства В процессе профессиональной деятельности педагог общается с учениками, родителями, коллегами. Профессиональное общение учителя характеризуется следующими факторами: протяженностью во времени; результаты совместной работы; эмоциональной насыщенностью, интенсивностью. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых маленькая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ, а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным. Падение престижа учительства, его труда негативно сказывается на самочувствии учителей, на оценке ими собственного труда. В конечном итоге это приводит к таким долгосрочным и труднокорректируемым последствиям, как низкая мотивация на педагогическую деятельность, малая заинтересованность в инновационной деятельности, профессиональная апатия. Подобные профессиональные деформации характера начинают мешать педагогу в работе, затрудняют его общение в кругу близких и друзейссылка на источники библ.списка. Проявление состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности имеет ряд отличительных особенностей: * высокая эмоциональная включенность в деятельность; * жесткие временные рамки (урок, четверть, учебный год); * отсутствие осознания обратной связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; * жесткий контроль со стороны администрации и ответственность перед родителями, обществом в целом за результат своей деятельности; * неотрегулированность организационных моментов в педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование)ссылка на источники библ.списка. Анализ психических состояний во время проявления СЭВ показывает, что эмоциональное выгорание является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня, как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения. Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Оценка профессиональной компетентности учителя, поиск эффективной модели обучения, в том числе и самих учителей - эти проблемы перекочевали в новое тысячелетие. Слабым утешением может служить только то, что мы не одиноки - нет ни одной страны в мире, где образовательная система не испытывала бы серьезных проблем. Все реформы несостоятельны, потому что истоки этих проблем - не столько социально-экономические, сколько морально-этические. Поэтому решать их следует иными средствами. Теперь рассмотрим особенности синдрома выгорания у специалистов в сфере коммунальных услуг. Данная профессия относится к типу « человек – человек», при котором, как было сказано выше, есть повышенные шансы получить эмоциональное выгорание. В процессе профессиональной деятельности специалист в сфере ЖКХ, должен не только уметь делать расчеты и подсчеты стоимости оплаты по квитанциям,уметь ориентироваться и ориентировать клиента по выбору индивидуального приборам учета, но и спокойно и рассудительно донести до клиента информацию,что приводит к эмоциональной перегрузке, истощению сил, повышению агрессивности и конфликтности. Также положение усугубляют особенности такие, как жесткие временные рамки на обслуживание одного клиента, повышенное внимание со стороны руководителя и клиента, не соответствие оснащенности рабочего места с точки безопасности жизнедеятельности, маленькие зарплаты. Хоть престиж сферы обслуживания растет, но в нашей стране он имеет ряд серьезных недочетов. Тем самым все вышеуказанные особенности формируют у работниках синдром эмоционального выгорания,что ухудшает эффективность данной сферыссылка на источники библ.списка. В.В. Бойко указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Роджерс, Добсонинициалы выделяют следующие личностные факторы: склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность), реактивность, жёсткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эмпатии, реакция на стресс по типу «А», возраст, профессиональный стаж [14,с.451]. К. Маслач выделила в качестве ключевых факторов синдрома эмоционального выгорания индивидуальный предел, потолок возможностей «эмоционального Я» противостоять истощению, противодействовать выгоранию самосохраняясь; внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия [42,60]. Нужны исследования СЭВ учителей и работников ЖКХ, по учителям работы точно есть https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/06/08/emotsionalnoe-vygoranie-pedagoga https://cyberleninka.ru/article/n/simptomy-emotsionalnogo-vygoraniya-sovremennogo-pedagoga 1.3 Связь синдрома эмоционального выгорания и личностных особенностей Анализ конкретных исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные [8, с.94]. Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных исследованию различных аспектов феномена профессионального выгорания, до настоящего времени ряд его проявлений изучен недостаточно, в частности 25 это взаимосвязи профессионального выгорания с организационными факторами [47] .В более поздних исследованиях был выявлен широкий спектр негативных последствий выгорания. Так, межличностные последствия проявляются в социальных (общественных), семейных отношениях, а также в рабочих конфликтах или деструктивном напряжении при общении с коллегами, деловыми партнерами, клиентами и т. д. «Выгорающие» на работе люди часто возвращаются домой раздражительными и эмоционально истощенными. Они полностью поглощены рабочими проблемами, от которых не могут освободиться даже в кругу семьи или друзей. Установочные последствия выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к клиентам, работе, организации или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации. Поведенческие последствия проявляются, как на уровне отдельного работника, так и на уровне организации. «Выгоревшие» работники прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникаций. В организации ухудшается психологическая атмосфера, возрастают текучесть кадров, абсентеизм, конфликтность, снижаются количественные и качественные показатели работы. Выгорание – основной фактор профессиональной деморализации, отлынивания от работы, низкой производительности, конфликтности в семье и на работе, физической болезни и дистресса. Выгорание может провоцировать злоупотребление алкоголем или различными медикаментозными средствами, например снотворным. Психофизиологические последствия отражаются в психосоматических расстройствах, таких как бессонница, головные боли и др [48]. Психолог Фрейденберг описывает "сгорающих" как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), "пламенных" и легко солидаризирующихся. Маскер пополняет этот список "авторитаризмом" (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [41, с.30]. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий В ряде исследований обнаружена отрицательная корреляция между компонентами выгорания и самооценкой. Однако, низкая самооценка хотя и предрасполагает к выгоранию, но сама может быть отражением факторов окружающей среды или даже отражением воздействия выгорания. Близким к исследованию этих взаимосвязей является выявление взаимосвязи между выгоранием и такими особенностями личности, как тревожность, эмоциональная чувствительность и некоторыми другими. Показано наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной - с чувством групповой сплоченности. Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Основной упор в изучении этих факторов был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друга другом. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [17]. Наличие связей между этой группой факторов и выгоранием в какой-то степени объясняется не только действительным их влиянием на данный феномен, но и их объективным содержанием, возможностью количественного измерения и однозначного понимания. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе "руководитель - подчиненный", так и между коллегами [46]. Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания - наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, "трудные" подростки и т.д.) Наиболее тесные корреляции обнаружены между выгоранием и удовлетворенностью трудом. Данный параметр имеет положительные корреляции со всеми тремя компонентами выгорания: эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений [41]. Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова основная его причина - личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды? Решение данных проблем особо важно, прежде всего, для разработки мер по предупреждению выгорания. Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых следует остановиться на подходе К. Mаслач и М. Лейтер [16, с.96]. Он основан на идее рассмотрения взаимодействия личностных и ситуационных факторов в возникновении выгорания. Выводы по главе 1 Профессиональная деформация личности – это изменения качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли. Деформация является следствием эмоционального выгорания, когда защитные механизмы ослабевают настолько, что работник не может противостоять губительным факторам и начинается процесс разрушения личности. Синдром эмоционального выгорания – эмоциональное истощение, невозможность сострадать. Само по себе выгорание конструктивно, дисфункциональны его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни; развивается постепенно и проходит три стадии. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Особое внимание уделяется профессиональной деформации специалистов, занятых в сфере «человек-человек». Среди профессий, в которых синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто, следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Среди факторов, приводящих к развитию синдрома эмоционального выгорания, выделяют следующие группы: личностные, рабочие, профессиональные и организационные. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и факторами рабочей среды. Глава 2. Экспериментальное исследование влияния агрессивности и конфликтности на развитие эмоционального выгораниясделать, как в содержании 2.1 Методология и организация исследования Цель исследования: определение синдрома эмоционального выгорания, агрессивности и конфликтности, у педагогов и специалистов коммунальной сферы. Объект исследования: особенности эмоционального выгорания у педагогов специалистов коммунальной сферы. Предмет исследования: синдром эмоционального выгорания, агрессивность, конфликтность Гипотеза исследования: 1.Синдром эмоционального выгорания связан с агрессивностью и конфликтностью. 2. ………………………………… В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, в которой раскрывается проблема эмоционального сгорания, агрессивности, конфликтности, и изучения влияния этих состояний на результативность деятельности. 2. Охарактеризовать профессиональную деятельность педагогов и специалистов коммунальной сферы. 3. Рассмотреть проявления синдрома эмоционального выгорания, агрессивности и конфликтности в педагогической профессии. 4. Рассмотреть проявление синдрома эмоционального выгорания агрессивности и конфликтности специалистов сфере коммунальных услуг 5. Провести исследование уровня эмоционального выгорания, агрессивности, конфликтности педагогов и представителей коммунальной сферы. 6. Проанализировать результаты исследования Исследование проводилось в несколько этапов: 1. Теоретический и организационный этапы: * обзор и анализ литературных источников по проблеме; * определение объекта и предмета исследования, конкретизация целей, задач, гипотез в соответствии с теоретическим анализом проблемы; * отбор методик для изучения синдрома эмоционального выгорания и личностных особенностей различных профессиональных групп; 2. Эмпирический этап: - проведение выбранных методик на выборке педагогов и работников сферы ЖКХ; - диагностика уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания и особенностей личностных характеристик у представителей различных профессиональных групп; - выявление связей между показателями синдрома эмоционального выгорания и характеристиками конфликтности и агрессивности у педагогов и работников сферы ЖКХ; - формулировка выводов и рекомендаций по результатам исследования. Методический инструментарий исследования представлен следующими методами и методиками: * Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. * Опросные методы, включающие следующие методики: * Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко. * Методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой. * Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева. * Методы математико-статистической обработки данных. Там, где желтым – вставить из введения 2.2 Объем выборки и общая характеристика исследуемых В качестве первой группы выборки выступают… Исследовательская работа проводилась среди педагогов МОУ «Оршинская СОШ» Калининского р-на Тверской обл. Испытуемыми стали 25 педагогов женского пола с разным профессиональным стажем от 17до 20 лет. Вторую группу выборки составилиИ среди специалистов коммунальной сферы Тверского отделения AO«АтомЭнергоСбыт». Испытуемыми стали 25 специалистов женского пола в сфере ЖКХ. (Таблица 1) дописать из введения Таблица 1. Общая характеристика выборки Первая группа выборки Вторая группа выборки Порядковый № Возраст Профессия/ специальность Порядковый № Возраст Профессия/ специальность 1 33 Оперуполномоченный уголовного розыска 1 36 Врач-хирург 2 36 Оперуполномоченный уголовного розыска 2 37 Врач-хирург 3 38 Оперуполномоченный уголовного розыска 3 36 Врач-хирург 4 40 Оперуп....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: