- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы МБОУ СОШ п
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002525 |
Тема: | Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы МБОУ СОШ п |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «АмГПГУ») ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Попова Анастасия Витальевна РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» Профиль «Начальное образование». Дипломная работа Комсомольск-на-Амуре, 2017 Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет». Научный руководитель: Саливон Е.Г.,канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования. Рецензент: Ф.И.О., __________________________ Защита дипломной работы состоится: « »____2017 г. в _ч. __мин., в аудитории « » на заседании ГЭК направление подготовки 44.03.01«Педагогическое образование» профиль «начальное образование». К защите допускаю: Научный руководитель _____________________ Ф.И.О. (подпись) Заведующий кафедрой БЖиЕН _____________________ Ф.И.О. (подпись) Декан ЕГФ _____________________ Ф.И.О. (подпись) Оглавление Введение………………………………………………………………………….......4 Глава1. Теоретические основы реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы 1.1 Основные функции и этапы реализации здоровьесберегающих технологий …........…..……………………………………………….………………………….7 1.2. Деятельность педагога по сохранению и укреплению здоровья детей……………..………………………………………………………………......14 Глава 2. Реализация мер по сохранению физического и психического здоровья младших школьников 2.1. Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы МБОУ СОШ п.Гурское…………………………………………………………… 26 2.2.Результативность опыта здоровьесберегающих технологий в ОУ в рамках реализации ФГОС ……………………………………………………………….....31 Заключение………………………………………………………………………….37 Библиографический список………………………………………………………..38 Приложение ……………………………………………………………………….41 Введение Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования, требований к структуре, результатам и условия реализации основной образовательной программы.С внедрением ФГОС НОО основным направлением деятельности педагога разрабатывается программа « Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность. Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения на все времена. Актуальность рассматриваемой темы непременно отмечена и в государственных законах,которые регламентируют образовательную деятельность.Во главе закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ,в котором отмечано,что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности. Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте. В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе. По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Таким образом, перед педагогами стоит главная задача по сохранению и укреплению здоровья учащихся при поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Подготовка учеников к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна быть приоритетным направлением в деятельности педагога. Здоровьсберегающие технологии в начальной школе определяется как система мер,создающая максимально возможные условия для сохранения,укрепления и развития духовного,эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Таким образом, актуальность и значимость вышеизложенного и обусловили выбор темы исследования: «Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной образовании в соответствии с ФГОС НОО». Цель исследования: изучить основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной, сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую, философскую, специальную литературу по теме здоровьесберегающих технологий. 2. Выявить проблемы здорового образа жизни младших школьников 3. Разработать методические рекомендации для учителей по формированию здорового образа жизни у младших школьников. Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни младших школьников будет эффективным при условии, если: 1. Учтены возрастные особенности младших школьников 2. Созданы условия для формирования здорового образа жизни. 3. Совершенствуются формы работы педагога по формированию здорового образа жизни. В процессе исследования были использованы следующие методы: наблюдение, беседа и эксперименты. Методики: 1.Методика «Знания о здоровье». 2. Методика «Мое здоровье». 3. Методика «Гигиенические навыки». 4. Методика «Ценностные ориентации». База исследования: МБОУ СОШ Гурского с.п. В исследовании приняли участие 45 учащихся с 1-4 класс и их родителей. Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Глава 1.Теоретические основы реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы 1.1 Основные функции и этапы реализации здоровьесберегающих технологий Школу , осуществляющую свою образовательную деятельность ,должна интересовать не только успеваемость, процент качества знаний учащийся дает классу, всему учебному заведению, но и как чувствует себя ученик, о чем думает, как относится к себе и окружающим. Школа должна применять комплекс мер для всестороннего развития школьника, которые не окажут негативного воздействия на здоровье ребенка. От того как соблюдены гигиенические и психолого-педагогические условия проведения урока в и зависит функциональное состояние учащихся в процессе образовательной деятельности. На сегодняшний день существует множество определений понятия здоровье. Так, в словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое и психическое благополучие [16]. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.[9]. Сама сущность здоровья характеризуется биологически направленным потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами повседневной жизнедеятельности, нормальным психо-физиологическим состоянием и социально-направленными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых). [10]. По мнению Т.В. Карасевой, здоровье - это комплексное и, при этом, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции [11]. Большинство авторов, изучающих феномен здоровья, соглашаются с тем, что это сложное, многокомпонентное явление и выделяют соматический, психический и социальный его уровень. О.Л. Трещева не соглашаясь с этим, утверждает: характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящее ему вред. Поэтому здоровье человека должно определяться и личным уровнем его проявления [12]. Н.К. Смирнов дает следующее определение: Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов [13]. Н.И. Соловьева под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает функциональную систему организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья [15]. Н.Т. Рылова определяет здоровьесберегающую среду образовательных учреждений как совокупность управленческих, организационных, обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья обучающихся, педагогов на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств м методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов риска, реализации комплекса межведомственных мероприятий по созданию. [14]. Главная из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него все необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.[3] Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему генерировать плодотворные идеи и обеспечивать положительные педагогические результаты. К таким качествам относятся следующие: способность к развитию и формированию личностных креативных черт; высокий уровень коммуникативной, профессионально-этической и рефлексивной культуры; знание функционирования психических состояний, процессов, свойств личности, творческого совершенствования человека; умение прогнозировать итоги собственной деятельности; способность к формированию индивидуального педагогического стиля; знание основ моделирования и проектирования здоровьесберегающих технологий.[2] Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика), физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия), экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе включают многие знакомые большинству учителей психолого-педагогические методы работы и подходы к решению возможных проблем. Например, образовательный процесс, имеющий медико-гигиеническую направленность, подразумевает использование профилактических программ, проведение мероприятий по просвещению учеников относительно санитарных норм, обеспечение гигиенических условий обучения и т. д. Что касается физкультурно-оздоровительных технологий, то здесь основные задачи состоят в тренировке силы воли и выносливости, закаливании, формировании из физически слабых людей здоровых и тренированных личностей. Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Так, выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии. [17]. Функции ЗОТ имеют ряд функций: - Формирующая. Реализуется на основе социальных и биологических закономерностей становления личности. Индивидуальные психические и физические свойства человека предопределяются наследственными качествами. - Рефлексивная. Состоит в переосмыслении прошлого личностного опыта, в приумножении и сохранении здоровья, что дает возможность соизмерить достигнутые результаты с имеющимися перспективами. - Диагностическая. Состоит в мониторинге развития школьников на базе прогностического контроля, за счет чего удается соизмерить направленность действий и усилия учителя в соответствии с возможностями ребенка, данными ему от природы. Здоровьесберегающие технологии в школе обеспечивают индивидуальное прохождение учебного маршрута каждым ребенком, инструментально выверенный анализ факторов и предпосылок перспективного развития образовательного процесса. - Информативно-коммуникативная. ЗОТ обеспечивают трансляцию опыта формирования бережного отношения к собственному здоровью. - Интегративная. Здоровьесберегающие технологии в школе объединяют различные системы воспитания и научные концепции, народный опыт, направляя их по пути приумножения здоровья подрастающего поколения.[17] Главные этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе: 1 этап - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий: * Соблюдение теплового режима; * Поддержание в помещениях школы чистоты; * Соблюдение нормативов освещенности в классах; * Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися; * Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы; * Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся; 2 этап - условия для здоровья на уроках: * Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека: * Формирование правильной осанки; * Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.; * Физкультминутки ; * Использование мебели, соответствующей росту обучающихся; * Морально-психологические: * Доброжелательность; 3 этап - формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям: * Перспективность, оптимистичность; * Жизнерадостность; * Уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности; * Защищенность обучающихся; * Дух сотрудничества; * Построение оптимальных целесообразных отношений учитель - ученик. 4 этап - изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях: * Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков; * Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости; * Активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста; * Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры, * Увеличение доли времени на улучшение осанки. 5 этап - во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях. * Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями: * Проведение два раза в год Дня здоровья - спортивного праздника как комплекса эстафет, соревнований и туризма; * Организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и первоклассников; * Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры); * Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д. 6 этап - программа здоровья учителя, которая включает в себя: * Творческую активность; * Поддержание благоприятного морально-психологического климата; * Организацию здорового досуга; * Занятия физической культуры и спортом; * Апробирование приемов и средств оздоровления организма. 7 этап - пропаганда здорового образа жизни: * Формирование физиологии здоровья; * Обучение способам оздоровления организма; * Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой. 8 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач: * Проведение медосмотров врачами мед. центра; * Профилактика инфекционных заболеваний; * Обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи. 9 этап - работа с родителями: * проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка; * включение родителей в воспитательный процесс; * привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.). Из основных этапов реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, можно создать необходимые условия для познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей. [29] На каждое образовательное учреждение возложены конкретные обязательства как воспитательные, учебные, так и по охране здоровья детей. Какие здоровьесберегающие технологии в начальной школе применяются? На самом деле их очень много. Ведь уже с первого класса у детей воспитываются привычки к здоровому образу жизни. Перед педагогическим коллективом стоит много задач: пропаганда культуры здоровья, совершенствование методов и форм работы по сохранению и дальнейшему укреплению здоровья школьников; формирование у учеников потребностей и качеств, способствующих развитию здоровья. За каждым классом начальной школы должен быть закреплен отдельный кабинет, оснащенный техническими средствами обучения. В кабинете должен соблюдаться воздушно-тепловой режим. [2] 1.2 Деятельность педагога по сохранению и укреплению здоровья детей « Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья подрастающего поколения, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми». Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М. Громбах. [19] По словам профессора Н. К. Смирнова, «обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы».Ведь и правда большую часть времени учащиеся проводят в школе и педагоги должны создать все необходимые условия по здоровьесбережению школьника. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является главной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях человеческого общества. В наше время можно с уверенностью сказать, что педагог в состоянии сделать для здоровья учащегося больше, чем врач. Это вовсе не значит, что учитель брать на себя обязанности медицинского работника. Просто учитель должен способствовать, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. [23 ]Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них все то новое и важное, чтопришло в их жизнь в связи с приходом в школу. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. [21] Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Оссобенно актуальна проблема для начальной школы, что связано с изменениями в привычном укладе жизни ребенка,с освоением ребенка новой социальной роли «ученик».[28] Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма невелик, потому что для этого возраста нормально состояние утомляемости, эмоциональная чувствительность и ранимость. При поступлении детей в первый класс, каждый учитель начальных классов обязательно должнен проводить мониторинг состояния здоровья первоклассников.[20] Эти сведения важны для каждого учителя, т.к. он выстраивает индивидуальную систему работы с каждым учеником, выдвигает требования, соответствующие состоянию здоровья ребенка. Задача учителя не только сохранить уровень физического и духовного здоровья, но укрепить его. Именно поэтому очень важно использовать в образовательной деятельности здоровьесберегающие технологии, так как они предусматривают системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не навредить здоровью учащихся. Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной образовании имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей, ведь только здоровый ученик – успешный ученик. Любое болезненное состояние (физическое или психическое) резко снижает эффективность обучения. Здоровье сберегающие технологии делятся на три группы: 1) технологии, которые обеспечивают соблюдение гигиенических требований; 2) технологии оптимальной организации учебного процесса; 3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями. 1 группа технологий - технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Они, прежде всего, предполагают соблюдение требований СанПиН. Так, во всех кабинетах начальной школы используется цветовая гамма, которая способствует нормализации эмоционального состояния детей. В классах соблюдается воздушно-тепловой и питьевой режимы (в каждом классе есть диспенсер). Все учителя начальных классов следят за освещением и своевременно подают заявки на замену ламп. Для сохранения зрения учащихся и профилактики заболеваний глаз учителя начальных классов в течение учебного года не менее трёх раз меняют расположение посадочных мест для каждого ученика. При этом меняется зрительное поле ученика, что благотворно влияет на зрение. Многие кабинеты начальной школы оснащены ноутбуками и мультимедийными проекторами. Используются они в соответствии с указанными в санитарных требованиях продолжительностью и периодичностью. Например, в 1-2 классах -15 минут, в 3-4 20 минут. После использования ТСО, связанных со зрительной нагрузкой, рекомендуется проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз. Вообще, обязательным пунктом на каждом уроке в начальной школе является проведение физкультминуток. Нашими учителями разработаны различные комплексы физкультминуток . Среди них: фм для снятия утомления с плечевого пояса и рук, фм для улучшения мозгового кровообращения, фм на уроках с элементами письма, фм и гимнастика для глаз, дыхательные упражнения и другие.Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние детей. Обычно 1-2, в 1 классе и 3. Очень нравятся детям физкультминутки в стихах, сопровождающиеся громким проговариванием, что способствует снятию эмоционального напряжения. Иногда мы связываем упражнения для физкультминутки с темой урока. Так, например, на уроке обучения грамоте можно предложить такое задание: если в слове встретится звук а – вам надо присесть, если нет – встать. 2 группа технологий – технологии оптимальной организации учебного процесса. Все мы стараемся, чтобы на уроке ребёнку было интересно. То, что интересно - неутомительно! Известно, что длительная монотонная работа способствует утомляемости школьников. Поэтому на уроке мы всегда используем различные виды деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, списывание, ответы на вопросы, решение примеров, задач и другие). Но и мелькание упражнений, их частая смена может утомить ребёнка. Поэтому, оптимальное сочетание : не меньше 4 и не больше 7 видов деятельности за урок через 7-10 минут урока. При проведении уроков учитываем индивидуальные особенности восприятия у разных детей. У кого-то оно словесно-логическое , у других- наглядно-образное, у кого-то тактильное. Зная эти особенности учеников начальной школы, мы используем в работе разные варианты подачи материала: словесный, наглядный, организуем практические и самостоятельные работы, т.е. даём возможность видеть, слышать, пробовать. Чередуются разные виды преподавания не позже чем через 10-15 минут. Очень важен для сохранения здоровья психологический климат на уроке и стиль общения учителя с учениками. Поддержка, похвала, доброжелательный настрой, атмосфера сотрудничества дают заряд положительных эмоций школьникам и самому учителю, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор. Включение в урок небольшой шутки, поговорки, интересной истории, весёлой картинки или музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя роль эмоциональной разрядки. [31] 3 группа технологий – разнообразные психолого-педагогические технологии на уроках и во внеурочной деятельности. В начальной школе очень часто используются игровые технологии. Использование игровых технологий обеспечивают психологическую разгрузку, вызывают положительные эмоции, даёт им сведения развивающего и воспитательного характера, повышают мотивацию к изучению предмета, побуждают к активизации самостоятельной познавательной деятельности Учителями начальной школы используются технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проблемного обучения. Все они повышают сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов. [33] Технология уровневой дифференциации обучения позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе. [25] Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимаем систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: 1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. 2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы. 3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. 4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.). Типы технологий: * Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания); * Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия); * Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла); * Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.). Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать: 1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий; 3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех; 5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут; 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки); 7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; 8) позы учащихся, чередование поз; 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения; 10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации; 11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.; 12) психологический климат на уроке; 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока следует обратить внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %; 15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 16) темп и особенности окончания урока: * быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; * спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; * задержка учащихся в классе после звонка (на перемене). Результаты: * создание экологически комфортной здоровьесберегающей среды, психолого-педагогической здоровьесберегающей технологии сопровождения учащихся в образовательном процессе школы; * повышение уровня развития здоровьесберегающей компетенции субъектов образовательного процесса; * обновление содержательной и методической базы преподаваемых дисциплин, совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса школы и здоровьесберегающего пространства. [32] Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление. [24] Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики: 1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения. 2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических. 3.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей. 4.Установление межпредметных связей, осознаваемых обучающимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями. 5. Активизация развития всех сфер личности обучающихся. 6.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 7.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижны....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: