VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные закономерности здоровьесберегающих технологий в образовании на современном этапе развития российского общества

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013049
Тема: Основные закономерности здоровьесберегающих технологий в образовании на современном этапе развития российского общества
Содержание
     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)» «ТАГАНРОГСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА»
     
     Факультет педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования
     
     Кафедра общей педагогики
     
     
     
     КУРСОВАЯ РАБОТА
     
     на тему
     
     «Основные закономерности здоровьесберегающих технологий в образовании на современном этапе развития российского общества»
     
Курсовая работа
по педагогике
студентки 1 курса ЗФО
Ивановой Елизаветы Геннадьевны
Профиль подготовки
«Начальное образование» и «Дошкольное образование»
Научный руководитель:
Доцент кафедры Общей педагогики ТИ имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ "РИНХ"
Вараксин В.Н
     
     Дата сдачи   «     » _______________ 2018 г.
     Дата защиты  «     » ______________ 2018 г.
     Научный руководитель: _________________ Вараксин В.Н.
     
     
     Таганрог
     2018
     
     Содержание
     Введение…………………………………………………………….3
     Глава I.  Представление о здоровьесберегающих технологиях……........5
1.1. Сущность здоровьесберегающих технологий…………………..5
1.2. Какие бывают здоровьесберегающие технологии………………6
1.3. Средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий...7
1.4. Принципы и функции здоровьесберегающих технологий……....8
     Глава II Здоровьесберегающие технологии в системе современного образования…………………………………………………………………….. 9
     2.1Здоровьесберегающие технологии в ДОУ……………………………9
     2.2. Здоровьесберегающие технологии в школах…………………….13
     2.3 Здоровьесберегающие технологии в колледжах и институтах…..16
     Глава III Основные закономерности здоровьесберегающих технологий………………………………………………………………………..18
     3.1.  История развития здоровьесберегающих технологий, их современное понимание……………………………………………………18
     3.2. Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного………………..20
     Заключение………………………………………………………..24
     Список литературы………………………………………….26
     Приложения………………………………………………………27
     
     
     
     
     
     
     
     Введение
     Здоровье - неотъемлемая часть нашей жизни. И любые изменения в нем сказываются сразу на нас, людях. Любые заболевания отрицательно влияют на физическое, психическое и биологическое состояния человека. То, как мы выглядим, чем болеем и т.д. полностью зависит от нас самих. Можно заботиться о своем здоровье, каждый день, посещая больницы или оздоровительные центры, что многие люди и делают. Но такая возможность есть не у каждого. 
     Что же делать людям, которые день и ночь работают и совсем не находят минутки на себя? Бросить работу и заняться своим здоровьем - рекомендуют врачи. Но тогда начнут появляться другие вопросы: на что жить, чем платить за школу ребенка т.п. Взрослым тяжелее заботиться о своем здоровье, т.к. на них лежит ответственность не только за себя, а также за своего ребенка. Любой родитель хочет, чтобы его малыш вырос счастливым и здоровым. Как сохранит здоровье ребенка, если нет времени даже на себя? 
     Отдавая свое чадо в детский сад или школу,  мы надеемся, что там о нем позаботятся.  И это действительно так. В дошкольных образовательных учреждениях  и муниципальных бюджетных образовательных учреждениях дети учатся не только общаться друг с другом, получают новые  знания и остальное. Здесь же малышей обучают хорошим манерам  и прививают правила здорового образа жизни. Как? Очень просто. Для этого в любом образовательном учреждении существуют специальные здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье ребенка. 
     После школы парни и девушки отправляются учиться в колледж или институт, где, опять же, сталкиваются с здоровьесберегающими технологиями. Таким образом, мы видим, что о здоровье ребенка может позаботиться «образование», а точнее, образовательные учреждения, являющиеся неотъемлемой частью жизни всех людей.
     Актуальность темы исследования заключается в следующем:  сейчас, у многих родителей не хватает время на то, чтобы сохранить своего малыша здоровым. В настоящее время количество детей, страдающих разными заболеваниями, становится все больше и больше. С чем это связанно - точно не известно. Но одно очевидно всем –  без здоровьесберегающих технологий не обойтись.
     Объект: воспитанники ДОУ, ученики в  МБОУ, студенты колледжей, институтов, ВУЗов. 
     Предмет: роль здоровьесберегающих технологий в образовании на современном этапе развития российского общества.
     Цель исследования: изучить здоровьесберегающие технологии, а также показать их степень реализации в образовании на современном этапе развития российского общества.
     Задачи:
     найти место здоровьесберегающих технологий в образовательной среде;
     охарактеризовать здоровьесберегающие технологии;
     показать способы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
     Методы исследования:  наблюдение, теоретический анализ литературы по проблеме исследования здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях; изучение педагогического опыта.
     Теоретическую основу исследования составили труды: Н.А. Полтавцева, Н.К. Смирнова, Л.Ф. Тихомировой, Н.П. Абаскаловой и т.д.
     Структура работы следующая: введения,  три главы, заключение, список литературы и приложения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1
     Представление о здоровьесберегающих технологиях
1.1. Сущность здоровьесберегающих технологий
     Технология – последовательный, заранее продуманный порядок действий, устремленный на достижение ожидаемого результата.
     Здоровьесберегающие технологии –  это условия, методы и принципы образовательного процесса, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников или учащихся. Целью этих технологий  является формирование здоровья детей, усвоение навыков и знаний, а также привычек вести здоровый образ жизни.
     По степени влияния на здоровье детей, среди всех известных технологий, здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) наиболее значимы. Их важнейший признак – это применение психолого-педагогических методов, приемов и  подходов к решению появляющихся проблем.
     Выделяются три подгруппы ЗОТ:
     o психолого-педагогические технологии, которые, в свою очередь, связанны с работой педагога с детьми;
     o организационно-педагогические технологии. Они определяют структуры воспитательно-образовательного процесса, которая способствует предотвращению дезадаптационных состояний (переутомления, гиподинамии и других)
     o учебно-воспитательные технологии, которые содержат программы, направленные на обучение  заботы о своем здоровье. 
     На сегодняшний день врачам нелегко справляться с проблемами ухудшения здоровья. Поэтому формированием отношения у детей  к здоровью и здорового образа жизни  должен заниматься воспитатель и учитель. 
     Но готовы ли педагоги взять на себя такую непростую работу?
     Здоровье человека – это часть его жизнь. И каким оно будет, во многом зависит от педагогов. 
     Сейчас, не редко, многие педагоги под словом «здоровье» предполагают только физическую подготовку, совершенно забывая о нравственно-духовном и социально психологическом состоянии маленьких человечков. А ведь это не менее значимые составляющие. Здоровье ребенка  подобно игрушке. Если у машинки отвалились колеса,  она не будет ездить. А кукла без ног не сможет не ходить, не сидеть. Важно, чтобы все компоненты были, как единое целое. И развивались тоже вместе.
     Чтобы вырастить здорового ребенка,  педагогу необходимо не только проводить ряды мероприятий, но и сотрудничать с докторами и вести диалоги с родителями. Ведь желаемого результата можно добиться только  совместными усилиями. Какой толк, если, например, в детском саду воспитанников учат с утра делать зарядку, а дома они встают только в двенадцать часов дня? Во избежание  подобного, воспитатель должен разговаривать с мамами, папами или бабушками малышей, проводить беседы и вместе находить выход из данной ситуации. 
1.2. Какие бывают здоровьесберегающие технологии
     Избрание здоровьесберегающих технологий зависит от программы того или иного образовательного учреждения, а также конкретных условий, показаний заболеваемости ребенка и профессиональной компетентности педагога.
     Здоровье сберегающие технологии бывают:
     физкультурно-оздоровительные, медико-профилактические, здоровьесберегающие образовательные технологии, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, а еще валеологического просвещения родителей.
     1. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.  Направлены на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, а также  культуры профессионального здоровья и  развитие потребности к здоровому образу жизни.
     2. Медико-профилактические технологии. Обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинских работников детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
     3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка. Обеспечивают психическое и социальное здоровье ребенка. Их основной задачей является – обеспечение эмоциональной комфортности и положительного психологического самочувствия малыша в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
     4. Физкультурно-оздоровительные технологии.  Направлены на физическое развитие, а также укрепление здоровья ребенка:  развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, дыхательная гимнастика, закаливание, формирование правильной осанки (см. приложение 6, с. 51) и профилактика плоскостопия, массаж и самомассаж, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности (см. приложение 1, таблица 2, с. 31).
Во многих образовательных учреждениях используются современные здоровьесберегающие технологии. Подробнее узнать о них можно в приложении 1, таблица 1, ст. 29.
     
1.3. Средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий
     К средствам здоровьесберегающих технологий относятся:
> Средства двигательной направленности (бег, ходьба, прыжки, различные физические упражнения, гимнастика, физкультминутки и т.п.).
> Оздоровительные силы природы (водные процедуры, солнечные и воздушные ванны, ингаляция и фитотерапия).
> Гигиенические факторы (личная и общественная гигиена, влажная уборка помещений, проветривание, соблюдение режима дня и т.д.)
     Методы здоровьесберегающих технологий:
> игровой метод;
> познавательная игра;
> практический метод;
> фронтальный метод; 
> соревновательный метод; 
> групповой метод;
> метод индивидуальных занятий.
Приемы здоровьесберегающих технологий:
> Стимулирующие (элементы закаливания, приемы психотерапии и  фитотерапии);
> Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
> Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам);
> Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная и  дыхательная гимнастики, лечебная физкультура и т.д.).
     
     1.4. Принципы и функции здоровьесберегающих технологий:
     Принципы здоровьесберегающих технологий:
> системного чередования нагрузок и отдыха;
> систематичности и последовательности;
> принцип «Не навреди! »;
> всестороннего и гармонического развития личности;
> принцип сознательности и активности;
> непрерывности здоровьесберегающего процесса;
> возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
> постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
> принцип доступности и индивидуальности и др.
     Функции здоровьесберегающих технологий:
     * Диагностическая. Заключается в мониторинге здоровья индивидов в конкретных учебных и профессиональных коллективах, обеспечивает инструментально выверенный анализ состояния здоровья человека и подбор необходимых технологий здоровьесбережения.
     * Адаптивная. Обеспечивает адаптацию учащихся к социально-значимой деятельности. 
     * Рефлексивная. Заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
     * Интегративная. Объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
     * Формирующая. Осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.
     * Информативно – коммуникативная. Обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.

Глава 2
     Здоровьесберегающие технологии в системе современного образования
     2.1. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
        ?Здоровый человек — самое драгоценное произведение природы?, говорил Томас Карлейль [Электронный ресурс, с. 27]. И не зря. Ведь когда мы слабы физически, то многие вещи нам становятся не под силу. Стоить отметить, что физическое здоровье- это состояние организма человека и способность нормального функционирования всех его внутренних органов. Если по каким-либо причинам один из органов, а они все связаны, стал не справляться со своей работой, это сразу сказывается на теле человека и на его физической работоспособности. 
     Особенно сильно это чувствуют дети, организм которых не способен сопротивляться многим болезням, вирусам и прочее. По последним статистическим данным, можно сделать вывод, что состояние здоровья детей в школах и детских садах ухудшалось в 4-5 раз (см. приложение 1, график распространенных заболеваний среди детей до семи лет с. 34). Именно  поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны. 
     Укреплять здоровье ребенка нужно с раннего возраста, т.к. чем старше ребенок становится, тем больше с ним возникает трудностей. Например, его будет сложно его приучить вести здоровый образ жизни: правильно питаться, делать по утрам зарядку и остальное. И это не потому, что он «ленивый».  Возможно, мальчик или девочка не видят в этом смысла или у них просто нет стимула. 
     В этом и состоит задача детских садиков и школ - подтолкнуть ребят, помочь им сделать первый шаг к правильной жизни.  Сделать так, чтобы им хотелось самим это делать. С этой не легкой работой отлично справляются здоровьесберегающие технологии, включающие в себя интересные, простые и очень полезные занятия и элементы, которые помогают улучшить не только физическое здоровье малышей, но эмоциональное и  психическое состояние. 
     А для этого нужно создать необходимые условия здоровьесберегающего воспитания дошкольников (Приложение 7, с. 52). Надо грамотно организовать деятельность детей в игровой форме, а также снабдить ее игрушками, играми, оборудованием и пособиями. Правильно построить педагогический процесс в образе модели культуры.
     В целом, здоровьесберегающие технологии делятся на 4 группы:
     1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников. К ним относятся: спортивные и подвижные игры, тренажеры, контрастная дорожка, а также динамические паузы (например, физкультминутки, в которые входят дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастики).
     2. Технологии обучения здоровому образу жизни. Сюда относятся: точечный массаж, гимнастика после сна, физкультурные занятия, спортивные праздники, развлечения, день здоровья и бассейн.
     3. Технологии музыкального воздействия, в которые входят сказкотерапия и музыкотерапия
     4. Технология коррекции поведения.
     В любой группе обязательно должен быть оборудован «Уголок здоровья», включающий в себя традиционные пособия (спортивный инвентарь, массажёры, массажные коврики) и нестандартные оборудования, которые воспитатель должен изготовить сам. Например, пробковые коврики и веревки с узелками. Они необходимы для массажа ступней ног, способствующие развитию координации движений. Или, например, массажёры, в том числе самодельные. Всем известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма. 
     После сна необходимо проводить оздоровительную гимнастику. Выполнять ее нужно босиком под музыку.
     В оздоровительные режимы группы обязаны входить спектры медико-восстановительных методик. А это:
     * дыхательная гимнастика (развивает  и укрепляет грудную клетку);
     * гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);
     * пальчиковая гимнастика (воздействует на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);
     * точечный массаж;
     * мимические разминки;
     * упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
     Здоровьесберегающие технологии  в ДОУ
     Динамические паузы.  Проводит воспитатель во время занятий. Время проведения: 2-5 минут. Сюда включены элементы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
     При выполнении дыхательной гимнастики должно быть правильное дыхание. А для этого должны быть соблюдены следующие правила:
     > Дышать надо только через нос, ритмично и равномерно;
     > При вдохе стараться наполнять легкие по максимуму, а на выдохе максимально выдыхать;
     > Если возник дискомфорт, занятия должны быть прекращены;
     > Дыхательная гимнастика проводиться в хорошо проветренном помещении, в доброжелательной обстановке;
     > Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую неделю добавляется по одному упражнению.
     Физкультминутки способствуют улучшению психоэмоционнальному состоянию и положительно влияют на отношение к себе и своему здоровью. Стоит отметить, что физкультминутки может проводить кто-то из детей.
     Релаксация. Подходит для всех возрастных групп. Проводится руководителем физвоспитания, психологом или воспитатели. Во время проведения рекомендуется использовать спокойную классическую музыку. Например, звуки природы. Или произведения Чайковского.
     Подвижные и спортивные игры.  Как правило, проводит руководитель физического воспитания или воспитатель. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в игровой комнате или на прогулке.
     Гимнастика для глаз. Отлично снимает зрительную нагрузку. Проводится 3-5 минут, ежедневно, в любое свободное время, а также на занятиях.
      Бодрящая гимнастика.  В основном это: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по рельефным дощечкам. Проводится воспитателем, 5-10 минут, ежедневно после дневного сна.
     Пальчиковая гимнастика. Проводится воспитателем или логопедом, в любое время, в том числе и во время занятий. Подходит всем детям и особенно полезна тем, у кого есть проблемы с развитием речи. Рекомендована с младшего возраста.
     Физкультурные занятия.  Подходит для всех групп. В младшей время: 15-20 минут, средней: 20-25 минут, старшей:25-30 минут. Проводится руководителем физкультуры или воспитателем, в хорошо проветреваем помещении, 2-3 раза в неделю.
     Проблемно-игровые ситуации. Точного времени нет, т.к. занятие проводится в зависимости от поставленных педагогом задач. Обычно проводится в свободное время. Разрешается во второй половине дня.
     Занятия из серии "Здоровье" для детей и родителей в качестве познавательного развития. Проводит воспитатель во второй половине дня, один раз в неделю по 30 минут.
     Самомассаж. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо во время физкультминуток с целью профилактики простудных заболеваний.
     Психогимнастика. Проводятся один раз в неделю психологом, начиная со старшего возраста по 25-30 минут.
     Технология воздействия сказкой. Больше всего дети любят слушать сказки. И это не случайно. Ведь в ней может быть то, чего в реальной жизни нет. Сказка, это зеркало, отражающее настоящий мир через призму личного восприятия. На занятиях по сказкотерапии с детьми можно создавать словесные образы. Вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. 
     Сказка вызывает у малышей как радостные, так и пугающие эмоции. Поэтому важно, во время проведения сказкотерапии преобразовать отрицательные образы в положительные. Так мир ребенка будет наполнен радостью и красотой, и ему станет спокойнее, что хорошо скажется на его нервной системе. 
     Технологии музыкального воздействия. Применяются с целью снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и т.д. Проводятся воспитателем и музыкальным руководителем. Реализуются в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. 
     Существуют дополнительные методы закаливания. Сюда входят: полоскание рта и полоскание горла отварами трав (ромашка, шалфей, календула), обладающие обладают антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, либо раствором морской соли. Проводиться должно ежедневно после обеда, в течение 2-х недель поочередно. Умывание водой после дневного сна и хождение босиком вместе с воздушными ваннами может проводиться на физкультурных занятия и после дневного сна.
     Здоровый образ жизни, это единая система, которую необходимо выполнять и соблюдать, как одно целое.  Выполнять физические нагрузки, соблюдать личную гигиену, правильно питаться, следить за своим здоровьем и отказаться от вредных привычек. Также, нужно отметить, что на здоровье огромное влияние оказывает психологический климат в семье, детском саду или школе. Поэтому важно создать окружить ребенка теплой атмосферой, любовью и заботой.
     Важно соблюдать и проводить здоровье сберегающие технологии с родителями. А это:
     * Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;
     * Также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;
     * Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;
     * Оформления папок-передвижек;
     * Анкетирование;
     * Личный пример педагога;
     * Обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги);
     * Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?";
     * Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;
     * Дни открытых дверей;
     * Выпуск газеты ДОУ и т.д.
     
     Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать: воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
     Работа с мамами и папами является не менее важным компонентом. Ведь именно родители главные воспитатели ребенка. Для малыша они авторитет, кумир, которому они подражают. Важно, чтобы ребенку уделяли много внимания, а его день был верно организован, т.к. именно эти факторы очень сильно сказываются на настроении чада и влияют на психологический комфорт маленького человечка.  Как говорил Амбруаз Паре: «Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут».
     2.2. Здоровьесберегающие технологии в школах
     Школа- это не просто «источник» новых знаний и друзей. Это место, где детей учат хорошим манерам и правилам ЗОЖ. И снова здесь спешат на помощь здоровьесберегающие технологии, представлены физкультминутками, утренней гимнастикой, оздоровительными минутками, днем здоровья,  и  т.д.
     Как и в детских садах, в школе должна быть подходящая среда. 
     Для этого в первую очередь необходимо соблюдать  гигиенические условия, факторы:
     1. Освещенность;
     2. Шум;
     3. Дизайн и цвет стен;
     4. Размер помещений;
     5. Размеры и размещение в помещении мебели;
     6. В пищеблоке: ассортимент, качество пищи, организация питания и качество питьевой воды, используемой в школе;
     7. Состояние сантехнического оборудования.
     Не стоит забывать о учебно-организационных факторах. К ним относятся:
     1. Расписание уроков и  распределение нагрузки по дням, неделям в учебном году;
     2. Объем учебной нагрузки, а также ее соответствие с возрастным и индивидуальным возможностям ученика;
     3. Объем физической нагрузки  на уроках физкультуры, переменах и во внеучебное время по дням, за неделю, за месяц;
     4. Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.д.);
     5. Особенности устава школы и норм ее жизни;
     6. Участие родителей учащихся в жизни школы;
     7. Психологическое и медицинское обеспечение школы и т.п.
     И, конечно, психолого-педагогические факторы, в большей степени, зависящие от учителя. Это:
     1. Стиль педагогического общения учителя с учениками;
     2. Психологический климат на уроке, в классе;
     3. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам;
     4. Качество работы с «трудными подростками»;
     5. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;
     6. Обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
     7. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
     8. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе);
     9. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
     10. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
     
     Большая ответственность лежит на учителе. Ведь от него зависит, как ребенок воспримет и поймет ту или иную тему, новый материал и т.д. Правильно организовать урок (см. приложение 2, с. 35), создать благоприятный психологический климат (см. приложение 3, с. 46), следить не только за своим здоровьем, но и своих подопечных- все лежит на хрупких плечах педагога, задачи которого обучать, защищать и воспитывать детей, а также мело сочетать умственную и физическую нагрузку, предупреждение утомления и переутомления.
     Существуют четыре основных правила построения урока с точки зрения здоровьесберегающих технологий.
     Правило 1. Правильная организация урока (например, см. приложение 1, таблица 3, с. 32)
     Урок должен включать в себя три этапа:
     Первый этап -  педагог сообщает информацию;
     Второй этап - ученики готовят вопросы, после чего задают их;
     Третий – учитель и ученики формулируют ответы на поставленные вопросы.
     В результате получается веселый «разговор», в котором принимают участие все. Подобная организация урока не вызывает утомлений у детей, а делает его более интересным. 
     Правило 2. Использование каналов восприятия
     На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: 
     1. Аудиальное восприятие;
     2. Визуальное восприятие; 
     3. Кинестетическое восприятие.
     Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
     Опытным путем доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у учеников имеет свои пики и спады. Это происходит, как в течение всего учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Все зависит от возрастных особенностей.
     Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
     Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока следующая:
     * 5-25-я минута — 80%;
     * 25-35-я минута — 60-40%;
     * 35—40-я минута — 10%.
     Самыми трудными предметами считаются русский язык и литература, т.к. дети много пишу и читают, что ведет к быстрому утомлению. На этих уроках лучше использовать технологии «раскрепощенного развития детей», включающую в себя:  основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, режим смены динамических поз, использование конторок, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.
     Следует отметить, что обязательно необходимо проводить физкультминутки и создать положительный эмоциональный фон среди учащихся. Физкультминутки лучше проводить под музыку, сопровождая каждое действие стихами. Не стоит забывать об игровых паузах.
     Физкультминутки во время урока, не только дают детям огромную радость и возможность отдохнуть, но и  несут и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Подробнее  о комплексах физических упражнений, используемых для физминуток на различных уроках, смотрите приложение 4, с. 47.
     2.3. Здоровьесберегающие технологии в колледжах и институтах
     Даже становясь взрослыми,  необходимо поддерживать сове здоровье. Особенно нелегко это дается подросткам, студенческая жизнь которых наполнена: «интересными» парами, горой  курсовых и дипломов и, конечно, бессонными голодными ночами. В этом бешеном графике и минутки не найдется на занятие спортом. Что там спортом? Даже на то, чтобы кости размять и то, не секунды.
     В таких случаях могут отлично выручить наши старые и добрые друзья- здоровьесберегающие технологии.  
     В отличие от школы, в колледжах и институтах нет физкультминуток и веселых переменок. Но есть ничем незаменимые уроки физкультуры и дни здоровья, позволяющие на время отвлечься от учебников и тетрадок.
     Во многих учебных учреждениях высшего образования здоровьесберегающие технологии следующие:
     > Медико-гигиенические технологии. 
     В любом вузе или институте есть медицинский кабинет, который регулярно обеспечивает вакцинацию студентов, а также оказывает им медицинскую помощь в разделении обучающихся на группы физической культуры (ФК) — основную, подготовительную, специальную — по состоянию здоровья;
     > Психолого-педагогические технологии.
     Выражаются в обеспечении психологического комфорта обучающихся при проведении занятий;
     > Организационно-педагогические технологии. 
     Сюда можно отнести наличие в учебной программе всех специальностей лекционный курс дисциплины физическая культура, проводимый наряду с занятиями по прикладной физической культурой. Данный лекционный курс рассчитан на 1 семестр;
     > Физкультурно-оздоровительные технологии.
      К этому виду технологий относится вариативность занятий по прикладной физической культуре (в спортивном зале, на катке, на открытом стадионе), что более широко развивает физические качества обучающихся, а также наличие в вузе нескольких спортивных секций по разным направлениям;
     > Учебно-воспитательные технологии. 
     Данные технологии находят своё применение в акциях, проводимых студенческими организациями, например, «Меняем сигарету на конфету».
     Таким образом, следует вывод, что, не смотря на тяжелые учебные нагрузки, студент может поддерживать свое здоровье в норме. Однако, стоит отметить, что не во всех высших учебных заведения есть здоровьесберегающие технологии. А даже если и присутствуют, то молодые люди не особенно им уделяют внимания. Возможно, у них нет причин для этого. А может и желания.
     
     
     
     
     
     
     
     

     
     Глава 3
     Основные закономерности здоровьесберегающих технологий
3.1 . История развития здоровьесберегающих технологий, их современное понимание.
     Общество и школа- две взаимодействующие и неразрывно связанные среды. Изменение ситуации в обществе заметно сказываются на жизни школы. Меняются ее требования к ученику, задачи и приоритеты, а также содержание и структура образования. 
     За последнее 100 лет в России многое поменялось. В этом нет ничего удивительного, ведь время не стоит на месте. Особенные трансформации произошли в образовании. Но сколько бы ни менялись задачи реформирования школы, проблема «здоровья и охраны детей, укрепления их здоровья и создания подходящих условий для роста и развития школьников» оставалась неизменной. Эта проблема никогда не теряет своей значимости.
     Вспомним XX век – годы детской смертности. Тогда был чрезвычайно низкий уровень гигиенических условий, общей и особенно гигиенической культуры населения. Стоит отметить, что низкими были гигиенические и другие условия обучения в народных училищах и школах. 
     В современной педагогикой литературе термин «здоровьесбережение» стал общепринятым. Как и все в этой жизни, он имеют свою предысторию….
     Впервые, понятие о «школьных болезнях» было введено в 1870-ом году немецким врачом Р. Вирховым- автором книги « О некоторых вредных для здоровья влияниях школы», в которой он и выделил особую группу «школьных болезней».  Тогда то и стали задумываться о том, как «устранить причины этих школьных болезней».  Предложения были самыми разными. Например, использовать в образовательных учреждениях игры, гимнастику, танцы  и все виды изобразительного искусства.  «Словесная школа» заменялась «школой действия».
     В 1904 году в России, на съезде Российских врачей, были заложены основы концепции здоровьесбережения. На этом съезде  и обратили внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся и предложили ряд мероприятий «в целях устранения» вредных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие учащихся».
      В1905 году была организована врачебно-санитарная часть учебных заведения, а также издана первые «Инструкция и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений». Они определяли условия обучения и оборудование учебных заведений.
     Через некоторое время отмечалось улучшение физического развития детей, снижение детской смертности. Однако индекс здоровья школьников был достаточно низким. Наблюдался рост числа детей с хроническими заболеваниями и пограничными нарушениями психического здоровья в течение всех лет обучения, а еще резкое ухудшение осанки и зрения.
     В 70-х годах XIX века появилась необходимость анализировать школьную ситуацию и выяснить причину «школьных болезней». 
     Из работ профессора Н.И. Быстрова и доктора В.Г. Нестерова было выявлено, что увеличился процент школьников,  страдающих от головных болей и расстройств нервной системы.  В это же период именно в России впервые был введен «врачебный надзор за школами и определены рекомендации по организации школьной жизни».
     Конечно, это вызвало неудовольствие со стороны педагогов, которые  опасались, что соблюдение гигиенических требований может расстроить сложившуюся систему преподавания, резко изменить учебные планы и снизить образовательный уровень учащих.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%