VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Использование технологии триз в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000079
Тема: Использование технологии триз в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КОКШЕТАУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ш. УАЛИХАНОВА

                                                                   						



Сагалбекова Алёна Владимировна 

 
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

		

6М010100 «Дошкольное обучение и воспитание» 
  
		


Диссертация на соискание академической степени магистра по научно-педагогическому направлению



Научный руководитель
к.п.н, доцент Крамаренко Б. В.
      



ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой
 «Социальной педагогики и методики обучения»
И.о. магистр педагогики и психологии 
Мельникова Т.Н.

«______»__________________2014 год

    
    
Кокшетау 2014 г.
    Содержание
    Нормативные ссылки…………………………………………………...3 стр.
    Определения, обозначения и сокращения…………………………….4 стр.
    Введение………………………………………………………………...5 стр.
    Глава 1.  Теоретические основы использования ТРИЗ технологии в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников.
    1.1. Психолого-педагогические проблемы интеллектуального развития старших дошкольников…………………………………………………..10 стр. 
    1.2. Возможности интеллектуального развития старших дошкольников при использовании ТРИЗ – технологии…………………………………25 стр.
    Глава 2. Основные направления совершенствования использования ТРИЗ технологии в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников.
    2.1. Методические аспекты совершенствования ТРИЗ – технологии в деятельности ДОУ………………………………………………………....47 стр.
    2.2. Пути использования ТРИЗ - технологии в ДОУ как фактор, определяющий интеллектуальное развитие дошкольников……………58 стр.
    2.3. Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию ТРИЗ технологии в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников…………….68 стр.
    Заключение………………………………………………………….118 стр.
    Список использованных источников……………………………...122 стр.
    Приложения…………………………………………………………127 стр.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    

    Нормативные ссылки
    
    В настоящей диссертации использованы ссылки на следующие стандарты:
- Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г.
- Закон Республики Казахстан «Об образовании»  от 27 июля 2007 года N 319-III ЗРК;
- ГОСО РК 5.03.002- 2004 Магистратура, основные положения;
- СТ РК 1158-2002 ГС РК «Образование высшее профессиональное. Материально-техническая база организаций образования»;
	   - ГОСО РК 5.04.033 – 2011 Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения.


    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    


    Определения, обозначения и сокращения
    
    В настоящей диссертации применяют следующие термины с соответствующими определениями:
	- Теория решения изобретательских задач - область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.
	- Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой;
	- Интеллектуальное развитие - это развитие определенных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность, сокращенность; 
	- Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения многих видов деятельности. Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание;
	- Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими;
	- Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений;
	- Детское дошкольное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. 
	В настоящей диссертации применяют следующие термины с соответствующими сокращениями:
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач;
ДОУ – дошкольно - образовательное учреждение;
ГУ – государственное учреждение;
МФО  - метод фокальных объектов;
ИКР - идеальный конечный результат;
ОТСМ – общая теория сильного мышления;
РТВ – развитие творческого воображения;
СО – системный оператор;
МТ – морфологическая таблица;
МА – морфологический анализ;
МК – метод каталога;
ММШ – метод мозгового штурма;
ММЧ – методика маленьких человечков;
ФЭМП – формирование элементарных математических представлений.


    Введение
    
    В Послании Президента Республики Казахстан  Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»  определены основные приоритетные задачи в сфере дошкольного образования,  где знания, умения и профессиональные навыки работников детских садов являются ключевыми ориентирами  современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров в этой сфере. Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования [1].
    Данная программа активно разрабатывается и успешно внедряется в жизнь. Увеличивается количество дошкольных учреждений разного типа, совершенствуется педагогический процесс. Вместе с тем наблюдается недостаточная обеспеченность квалифицированными педагогическими кадрами. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
    Фиксируется применение устаревшей методики и принципов формирования образовательной среды. Названные факторы негативно сказываются на качестве педагогического процесса и развитии познавательного интереса и интеллектуальных способностей дошкольников [2,].
    Реформирование казахстанской системы дошкольного образования и воспитания предполагает создание условий, обеспечивающих развитие способностей каждого ребенка. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» указано, что одной из задач системы образования является развитие и обогащение интеллекта путём создания условий для развития индивидуальности. 
           Современная система образования в ДОУ во многом сохраняет традиционный подход в обучении детей. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий сводит к минимуму интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к интеллектуальному развитию. Выходом из сложившихся противоречий между усложняющимся содержанием образования и старыми методами его реализации является переход к инновационным методам, в большей степени ориентированным на развитие ребёнка формирования творческого потенциала [3].
    Г. С. Альтшуллер, автор разработанной технологии ТРИЗ, утверждает, что интеллектуальные способности возможно и нужно развивать, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать? 
    Главная идея технологии состоит в том, что интеллектуальные системы возникают и развиваются по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного - без множества пустых проб - решения изобретательских задач. Технология превращает производство новых интеллектуальных идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций [4].                                                                                                                  	Работы исследователей технологии ТРИЗ А. Страунинг [5], С.И.Гин [5], С.И. Крохина И.Н. [6] свидетельствуют о том, что использование данной технологии способствует активизации интеллектуального и мыслительного процесса у дошкольников.                                                                                                                       	Исследования показали, что в педагогическом процессе работники ДОУ не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности  использования технологии ТРИЗ.                                                                                	Анализ теории и практики использования ТРИЗ технологии выявил ряд противоречий:                                                                 
     - между ориентацией нового содержания образования на интеллектуальное  развитие способностей  дошкольника и традиционными формами обучения; 
    - между сформированностью у дошкольников определённой системы фактических знаний и недостаточным развитием интеллекта дошкольников,                                                                                                                 - между убеждённостью педагогов в необходимости развития интеллектуального потенциала дошкольников и несформированностью способности  у самих педагогов к этой важнейшей профессиональной  деятельности.                                                                              	
    Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития интеллектуальных способностей  у старших дошкольников, и недостаточными  возможностями образовательного процесса в  детском саду.                                                                                              	Следовательно, возникает необходимость  использования таких методов и приёмов, которые полнее содействовали бы развитию способностей  детей старшего дошкольного возраста. Мы попытались разрешить  данное противоречие и обратились к  созданию системы работы по развитию интеллектуальных способностей  дошкольников с использованием   методов  и приёмов, элементов ТРИЗ.                                                                                                                                                                                                                                                   
    Одна  из  актуальнейших проблем в образовании дошкольников, является не проявление творчества воспитателей в работе с дошкольниками, формирование «многоэкранного, системного педагогического мышления». Для того чтобы дети овладели определенной суммой знаний и умений и могли фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать, очень важно их приобщать к ТРИЗу – теории решения изобретательских задач. В современном образовательном процессе существует направление, называемое ТРИЗ – педагогикой [7].  	 
	Именно способностью к поиску, к познанию нового определяется уровень развития интеллекта. Главная цель воспитания состоит в том, чтобы углубить и расширить интеллектуальный потенциал ребенка-дошкольника. В этом плане велика роль воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Будущее ставит перед ним серьёзную задачу: осуществить переход к моделированию у дошкольников целостной картины мира и системного мышления. Для этого  воспитателям следует выйти «за рамки» предмета и учить детей сотрудничать, исследовать проблемные ситуации и находить оптимальные способы их решения, разрабатывать проекты, экспериментировать и претворять их в жизнь [8]. 
    Цель исследования: определить, обосновать и апробировать основные пути использования ТРИЗ - технологии в ДОУ, как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников.
    В соответствии с целью, нами были определены следующие задачи исследования: 	
	–изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования ТРИЗ – технологии в деятельности ДОУ, как фактора развития интеллекта старших дошкольников;
	-выявить пути использования ТРИЗ – технологии в ДОУ, как фактор определяющий интеллектуальное развитие дошкольников;	
	– разработать и апробировать в опытно – экспериментальной работе, модель развития интеллектуальных способностей дошкольников, в условиях применения ТРИЗ – технологии  в ДОУ; 
	- разработка научно - методических рекомендаций для педагогов и родителей старших дошкольников по интеллектуальному развитию  детей, в условиях использования ТРИЗ – технологии в ДОУ.
	Гипотеза исследования: процесс  использования ТРИЗ – технологии в ДОУ будет способствовать интеллектуальному  развитию старших дошкольников, если при её применение будет:
	- соответствие содержание, форм и методов, возрастным особенностям дошкольников при учёте их интересов и потребностей;
	- использована модель развития интеллектуальных способностей старших дошкольников, основанная на системном подходе; 
	- осуществление родителями морально – психологической и интеллектуальной поддержки педагогам и детям. 
      Объект исследования – процесс развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ. 
    Предмет исследования – использование ТРИЗ - технологии, как  одного из ведущих факторов развития интеллектуальных способностей (мышления и воображения) старших дошкольников.
    Теоретическая база исследования. В конце 50-х годов 20 века появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. В процессе овладения инструментами данной технологии не только приобретаются навыки решения интеллектуальных задач, но и формируются черты интеллектуально развитой личности.
    Г. Альшуллер и его главный труд «Творчество, как точная наука» 1979 год предлагает новые способы исследования технических систем. 
    В XX в. внимание педагогов, учёных к проблемам формирования детей одаренности  усилилось [9]. 
    Неоценимый вклад в исследование психологических основ развития  интеллектуальных способностей, творческого процесса внесли видные учёные нашей Республики К.Б. Жарыкбаев [10], М.А. Кудайкулов [11], М.М. Муканов [12], Т.Т. Тажибаев [13],  и многие другие. Необходимо также выделить ряд диссертационных исследований, посвященных проблемам интеллектуальных способностей, которые провели казахстанские ученые Б.Ш. Байжуманова [14], Б.А. Тургунбаева [15],  Л.Г. Дирксен [15], Т.У. Оспанова [15]  и другие.
    Повышение качества образования, активизация деятельности ребенка  предполагает раннее выявление и развитие его внутреннего потенциала. В Казахстане создан центр «Дарын», открываются интеллектуальные школы для одарённых детей, организуются олимпиады, используются новые технологии обучения и воспитания. Осуществленны исследования по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста (Б.Ш. Байжуманова [14], Б.А. Тургунбаева [15], Л.Г. Дирксен [15]  и др.). 
	Решению поставленных задач и подтверждению рабочей гипотезы эксперимента будет способствовать применение комплекса методов, соответствующих этапам исследования:
    – теоретические методы: анализ физиологической, психологической, педагогической и методической литературы;
    – эмпирические методы: наблюдение, беседа, интервьюирование и анкетирование;  
    – прогностические методы: проектирование модели процесса интеллектуального развития, разработка систем упражнений и технологий их проведения, методических рекомендаций;
    – практические методы: проведение опытно-экспериментальной проверки эффективности модели процесса интеллектуального развития старших дошкольников, с использованием элементов ТРИЗ в рамках констатирующего и формирующего этапов;
    – статистические методы: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментального исследования, тематическая обработка полученных данных;
	- исследовательские методики Г.Н. Матвеев, И.В. Выбойщик «Развитие наглядно-схематического мышления»; «Развитие ассоциативного воображения» А.И. Савенкова; диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф – Харриса; «Развитие творческого воображения» автор О.М. Дьяченко; «Развитие вербального воображения» Г.Н. Матвеев, И.В. Выбойщик.
	База исследования: школа-сад №14 «Чайка» г. Кокшетау, который занимается с сентября 2010 г. опытно – экспериментальной работой по внедрению ТРИЗ – технологии в образовательный процесс. Многолетний опыт работы этого учреждения показывает, что систематическая научно-обоснованная работа по организации учебно-воспитательного процесса с использование технологии ТРИЗ способствует более продуктивному развитию интеллектуальных способностей дошкольников, соответствующему  динамично развивающейся системе образования.                                       
	Научная новизна исследования заключается:
	- в выявлении возможностей использования ТРИЗ – технологии, в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников;
	- в определение педагогических условий применения ТРИЗ – технологии, как фактора развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
	Основные положения работы, выносимые на защиту:
   - пути использования ТРИЗ – технологии в ДОУ, как фактор определяющий интеллектуальное развитие дошкольников;	
- модель развития интеллектуальных способностей дошкольников, в условиях применения ТРИЗ – технологии  в ДОУ;
     - учебная программа использования ТРИЗ – технологии для детей старшего дошкольного возраста на развитие интеллектуальных способностей;
- научно - методические рекомендации для педагогов и родителей старших дошкольников по интеллектуальному развитию  детей, в условиях использования ТРИЗ – технологии в ДОУ.
	Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется следующим:                                       
	-  выявлены психолого-педагогические проблемы использования ТРИЗ – технологии в деятельности ДОУ, как фактора развития старших дошкольников;
	- разработаны пути использования  ТРИЗ – технологии, как фактора, определяющего интеллектуальное развитие старших дошкольников; 
	- определена и апробирована модель использования ТРИЗ – технологии ДОУ, как фактора развития интеллектуальных способностей дошкольников старшего возраста.
	Практическая значимость исследования выражается в:
	- обосновании методов и приемов, использования в ДОУ технологии ТРИЗ, обеспечивающих эффективность развития интеллектуальных способностей старших дошкольников;
- апробации учебной программы использования ТРИЗ – технологии для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, включающей:
1) комплекс учебных материалов для старших дошкольников (цели, компоновка, диагностика, подбор содержания);
2) план пошаговых мероприятий внедрения технологии ТРИЗ в ДОУ;
3) разработку методических материалов для педагогов;
4) информацию для родителей.
	-  разработке научно-методических рекомендаций для педагогов ДОУ и рекомендаций для родителей старших дошкольников, по использованию ТРИЗ – технологии.                                                  	
	Публикации по теме исследования. По материалам исследований опубликовано четыре статьи:
	- «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» // Республиканский педагогический журнал «Ребёнок в детском саду» 2013 г. - №11. – С.4-5;
	- «Технология ТРИЗ в деятельности ДОУ для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» // Сборник научных трудов учёных Северного Казахстана и Сибири «Актуальные проблемы форсированного развития сельского хозяйства Казахстана» 2013 г. – С.122-125;
	- «Специфика использования технологических приёмов ТРИЗ в образовательной деятельности дошкольников» // ІХ Международная научной конференции студентов и молодых ученых  «Наука и образование - 2014»;
	- «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ на современном этапе, как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» // Сборник научных трудов учёных Северного Казахстана и Сибири «Актуальные проблемы форсированного развития сельского хозяйства Казахстана» 2013 г. – С.60-64.
	Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, общих выводов, списка использованных источников (115), включающего  наименования  и 15 приложений. Работа изложена на  127 страницах машинописного текста и включает 9 рисунков, 29 диаграмм и 38 таблиц.   
	Введение содержит актуальность и обоснование направления исследования, изложены научные положения, выносимые на защиту, и их основные позиции. Поставлена цель исследований и определены задачи.
    В первой главе «Теоретические основы использования ТРИЗ технологии в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников». Рассмотрены психолого-педагогические проблемы интеллектуального развития старших дошкольников. А также возможности интеллектуального развития старших дошкольников при использовании ТРИЗ – технологии.
	Во второй главе  «Основные направления совершенствования использования ТРИЗ технологии в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Разработаны и апробированы пути использования ТРИЗ – технологии в ДОУ, как фактора, определяющего интеллектуальное развитие старших дошкольников. Описана опытно – экспериментальная работа модели использования ТРИЗ – технологии ДОУ, как фактора развития интеллектуальных способностей дошкольников старшего возраста. Разработаны научно-методические рекомендации для педагогов ДОУ и рекомендации для родителей старших дошкольников, по использованию ТРИЗ – технологии, как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников.                                                      
    
    

    Глава 1.  Теоретические основы использования ТРИЗ технологии в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников
    
    1.1. Психолого-педагогические проблемы интеллектуального развития старших дошкольников.

	Проблема развития интеллектуальных способностей дошкольников давно рассматривается в психологии и педагогике.
	В детстве развивается познавательный интерес мыслительных процессов, вырабатывается мотивация разнообразных видов деятельности. Исследования педагогов - психологов А.В. Запорожца [17], П.Я. Гальперина [16],  говорят о том, что применяемые в детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития детей в дальнейшем. А.В. Запорожец заметил, что эмоциональные и интеллектуальные качества дошкольника не  развиваются необходимым образом на стадии детства, поэтому преодолеть возникающие недостатки в становлении личности ребёнка оказывается в будущем трудно[17].
	Теоретические основы развития интеллектуальных умений представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский [18], П.Я. Гальперин [19], Е.Н. Кабанова-Меллер [20], Н.А. Менчинская [20], С.Л. Рубинштейн [20], В.Ф. Паламарчук [20], Т.И. Шамова [21], И.С. Якиманская [21]  и др).
	Особое внимание обращено на выявление психологических и индивидуальных закономерностей интеллектуального развития и воспитания дошкольников, к способам его формирования с учетом возрастных особенностей ребёнка и возможностей содержания учебного материала.
	Работы педагогов - психологов: П.П. Блонского [21], В.А. Крутецкого [21], В.В. Давыдова [21], Ж. Пиаже [21], Н.Ф. Талызиной [22], Л.М. Фридмана [22], Г. Хемли [22], Я.А. Пономарева [21], отмечено, что без  целенаправленного развития разнообразных форм мышления, невозможно достигать эффективных положительных результатов в обучении дошкольников, систематизации его учебных навыков, знаний и умений.
	Развитие ребенка будет эффективным, когда оно начинается в раннем детстве. Дошкольникам свойственна огромная уникальная способность к восприятию нового, развитие познавательной активности. Если эти качества не развивать, они могут быть в дальнейшем утеряны навсегда. Интеллектуальное развитие детей не может быть предопределено; это процесс можно остановить, замедлить или ускорить в зависимости от обстоятельств. 
	Изучением интеллектуальных способностей дошкольников занимаются ученые разнообразных направлений. Один из вопросов, стоящих на сегодняшний день перед психологией – это является ли интеллект врожденным фактором или он развивается в зависимости от социума. Этот вопрос, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность приобретают ценность в век всеобщей скоростной компьютеризации и информатизации [23].
	Интеллект (от лат. intellectus – понимание, постижение, разумение) в психологии рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».	Интеллект относят к общему фактору умственной энергии [24, с.114].
	С точки зрения когнитивной психологии развитие интеллекта - это изменение когнитивных структур, способностей и процессов в течение всей жизни. Определяют интеллект тем направлением, на которое направлено его развитие, и не думать при этом о границах интеллекта.
	Основной теорией развития интеллекта в когнитивной психологии является  теория стадий Пиаже, который показал свои выводы, наблюдая за детьми разного возраста. После рождения ребёнку ничего не остается делать, как адаптироваться к этому миру. Ассимиляция (истолкование события в разрезе существующих знаний) и аккомодация (приспособление к новой информации) - два процесса адаптации ребёнка [25].
	Первая стадия - сенсомоторная стадия. Появляются первые навыки и рефлексы. Затем дети, старше 1 года, начинают  искать исчезнувшего из его поля зрения предмет. Они эгоцентристы и судят о мире со своей «колокольни», но теперь уже они начинают понимать, что предметы вокруг них существуют на самом деле, и они не исчезают, когда они их не видит. Таким образом, у детей возникает постоянство объекта, появляются первые представления о внешнем мире. У них появляется цель, которой они стараются достигнуть, это ли не первые признаки интеллекта [25].
	Вторая стадия - предшествующая операциям. До 7 лет у ребёнка развивается интуитивное символическое мышление, но он остаётся эгоцентричным. Он уже может конструировать решения каких-то проблем, не воплощая их в жизнь. Мир вокруг него расширяется, включая пока простые понятие о внешней среде.
	Третья стадия - конкретных операций. В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать своими внутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции [25].
	Четвертая стадия - формальных операций. После 12 лет у детей появляется абстрактное мышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение и обновление информацией. Важно, только чтобы не произошло обнищание души при обогащении информацией, как говорил А.Н. Леонтьев [26].
	Пиаже отмечал, что поскольку ребёнок с рождения окружен социальной средой и она на него воздействует так же, как и физическая среда. Социум не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, навязывает другие ценности и обязанности, изменяет его мышление. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка, содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления [25].
	Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов: хромосомные аномалии и генетические факторы наследственности человека.
	С каким бы потенциалом не родились дети, необходимые им для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой они будут взаимодействовать всю жизнь. Эмоциональное общение новорожденных детей с матерью, с близкими родственниками, взрослыми людьми имеет решающее значение для интеллектуального развития детей. Существует связь между интеллектуальным развитием детей и его возможностями общаться со взрослыми в течение достаточно длительного времени (чем меньше общения со взрослыми, тем медленнее происходит интеллектуальное развитие). Также влияет социальное положение семьи: обеспеченные семьи имеют более широкие возможности для создания благоприятных условий развития детей, развития их способностей, их обучения и в конечном счете для повышения интеллектуального развития детей. Влияют и методы обучения, применяемые для развития способностей детей. К сожалению, традиционные методы обучения больше ориентированы на передачу знаний детям и сравнительно мало внимания уделяют развитию способностей, интеллекта, творческих возможностей ребёнка [26, с.173].
	Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т.е. от врожденных и генетических факторов, и окружающей среды[27, с.318].
	Генетические факторы представляют тот потенциал, который дети получают с наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти ничего неизвестно; единственное, что можно утверждать, – это то, что в определенной степени от них зависит направление интеллектуального развития индивидуума.
	Таким образом, интеллектуальное развитие детей характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. У детей изменения происходят постепенно и в разные сроки у каждого ребенка.
	Интеллект у ребёнка - это система развития познавательных процессов относительно возрастной нормы, обеспечивающая адаптацию детей в обществе. Адаптация в обществе предполагает, прежде всего, возможности детей развиваться и обучаться в среде сверстников, взаимодействовать с окружающими, отвечая социальным нормам поведения [27].
	Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения многих видов деятельности. Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание и многое другое [28].
	Мы в своей исследовательской работе рассмотрим два вида интеллектуальных способностей - мышление и воображение.
	Воображение - способность сознания создавать образы, идеи, представления и манипулировать ими [28].
	Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений [28, с.97].
	Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивают дети. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может пугать и напрягать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, в котором можно многое узнать.
	Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях.
	Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. 	Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, абстракция, синтез, классификация и обобщение.
	В последние десятилетия возникли тревожные тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные методы, формы и даже содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их мышлению, восприятию и памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию ребёнка. А самое важное, происходит искусственное ускорение темпов развития ребёнка [29].
	В связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей дошкольников с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дети дошкольного возраста с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, больше уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.
	В основе интеллекта лежит развитое мышление. Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий, что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой - области познания [30].

	






Рисунок 1.1 - Стадии детского творческого мышления.

	Практика работы ДОУ показывает, что педагоги зачастую используют репродуктивные методы обучения. Но существует целый арсенал средств активизации мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Одним из них выступает занимательность. Проблеме занимательности посвящены труды по педагогике и психологии (Ю.К. Бабанский [31], К.А. Лыгалова [32], Д.И. Трайтак [32], И.Д. Синельникова [33], Н.И. Гамбург [33] и др.). Психолог П. Кудлер [34], отмечал, что наука развивается так быстро, что человек не может обойтись без научных знаний. 
	Педагог - психолог Я.И. Перельман [35] говорил, что занимательность это одно из главных средств, которое помогает сложные научные истины делать доступными для человека, удивлять, возбуждать в нем процессы умственной деятельности и наблюдательности, содействовать активному познавательному интересу к окружающим предметам и явлениям. Исследования педагога - психолога Н.И. Гамбург [36], свидетельствуют о том, что ребусы, загадки способствуют активизации мысли, побуждают к поиску ответов. 
	Целью занимательности являются новизна, необычность и неожиданность. Занимательный материал, специально был создан для умственного развития детей и требует для своего решения сообразительности, смекалки и догадливости. Это способствует формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения и синтеза. 
	Следует не забывать, что занимательность эффективна, только тогда, когда воспитатель понимает ее как фактор, который влияет на развитие психических процессов, понимает цели ее использования в каждом случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе многообразно: 
– средство переключения внимания, эмоций и мыслей, разрядка напряженной обстановки; 
- опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особенно трудного материала;
– толчок к познавательному интересу; 
 – средство повышения эмоционального настроя познавательной деятельности ребёнка с недостаточной работоспособностью;
- активация внимания и волевых усилий у дошкольников (Г.И. Щукина) [37]. 
	Педагоги ДОУ постоянно используют занимательность в педагогическом процессе на занятиях и в не их. 
	Педагог З.А. Михайлова [38] отметила, что при решении занимательных проблем дошкольники используют два вида поисковых проб: мыслительные (обдумывание хода, предложение решения, предугадывание результата) и практические (действия в перекладывании, подборе). В поиске решения дети проявляют смекалку (догадку) и как бы внезапно приходят к правильному решению. 
	Любая занимательная ситуация включает определенную познавательную нагрузку, которая скрыта игровой мотивацией. Умственная задача реализуется в игровых действиях ребёнка. Догадливость, смекалка, инициатива проявляются в активной умственной деятельности дошкольников, основанной на непосредственном интересе. 
    Особенность роли воображения состоит в сложности выявления его специфики и обусловлена тем, что оно тесно связано со всеми видами познания. Это является причиной возникновения тенденции к отрицанию того.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44