VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Использование лексических упражнений для развития словаря старших дошкольников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013275
Тема: Использование лексических упражнений для развития словаря старших дошкольников
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………….……………………………………………..…3
Глава I. Теоретические основы проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста
1.1  Лингвистический аспект изучаемой проблемы ………………..……..6
1.2  Особенности усвоения словаря детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………12
1.3  Состояние изучаемой проблемы  в теории и практике дошкольного образования  ……………………………………………………………………19
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста
2.1. Особенности лексической стороны речи старших дошкольников (по данным констатирующего эксперимента) ……………………………………27
2.2. Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста посредством использования лексических упражнений……………………..34
2.3. Результаты экспериментального исследования (контрольный эксперимент)……………………………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...…….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………50
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………59









     Введение
     Актуальность исследования. Главной  задачей  обучения детей в детском саду является обучение  родному языку. Эта задача, согласно ФГОС ДО,  состоит из ряда  составляющих:  обогащение, закрепление и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование разговорной речи, совершенствование грамматической правильности речи, воспитание интереса к художественному слову, развитие связной речи, подготовка к обучению грамоте [76]. Слово считается основной единицей языка, и  без расширения словарного запаса ребенка, невозможно совершенствование речевого общения. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия. В слове отражается содержание речи. 
     Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи. В этом периоде происходит наиболее интенсивное формирование  речевых умений детей. Этот этап характеризуется качественным скачком в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. 
     Словарь  в речевом развитии является одним из компонентов речи. Овладение словарем является важным показателем умственного развития. Богатство словаря является признаком искусной  речи и показателем высокого  уровня интеллектуального  развития
     Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие личности ребенка, его речи и  мышления. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. 
     Проблемой нашего исследования стал вопрос: каким образом использование лексических упражнений влияет на развитие словаря старших дошкольников.
     Исходя из проблемы исследования была сформулирована  цель работы – определить педагогические условия развития словаря детей старшего дошкольного возраста посредством лексических упражнений.
     Соответственно были выделены объект исследования – словарь детей старшего дошкольного возраста – и  предмет исследования – использование лексических упражнений в процессе развития словаря старших дошкольников.
     Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование словаря у старших дошкольников будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
     -  создание предметно – развивающей среды в группе;
     - совместной работе педагогов ДОУ с родителями;
     - специальный отбор лексических упражнений, направленных на развитие словаря дошкольников.  
     Цель и гипотеза определили задачи исследования:
     - изучить теоретические основы развития словаря дошкольников;
     - выявить особенности развития словаря у старших дошкольников посредством диагностики;
     - разработать и апробировать экспериментальную методику по развитию у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических задач и упражнений.
     - экспериментально проверить результативность использования разработанной технологии в процессе развития словаря у детей дошкольного возраста.
     Этапы исследования: 
     I этап. На первом этапе формировались основные положения исследования, изучалась психолого-педагогическая литература и методическая, изучались методики по развитию словаря детей дошкольного возраста. Изучалась и анализировалась система дидактических игр и лексических упражнений и их влияние на развитие словаря детей дошкольного возраста. 
     II этап. На втором этапе рассмотрено состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации.
     Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие методы:
      - теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;
      -  наблюдение за процессом развития мыслительных операций у старших дошкольников;
      - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
      - тестирование;
      -  статистические методы обработки материалов.
     Исследование проводилось на базе МДОУ Мирновский детский сад «Петушок», в старшей группе «Лунтик».
     В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
     Практическая значимость исследования заключается в разработке системы работы по развитию словаря посредством лексических упражнений, что может быть использовано в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
     
     
     
     
     
     
     
1. Теоретические основы проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста 

1.1. Лингвистический аспект изучаемой проблемы 
     
     Проблема  развития словаря детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, психологов, логопедов.
     Методические основы развития лексической стороны речи детей заложены еще в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития активного словаря дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей.
     По общему признанию, слово – это одна из основных значимых единиц любой языковой системы. Лингвисты определяют слово как важнейшую языковую категорию, поскольку язык состоит из системы слов, «распадается» на слова, формируется в процессе взаимодействия слов.
     Обращаясь к матерям и призывая их быть внимательнее к речи собственных детей в 1911 г. К. И. Чуковский писал: «Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас - как оптовый склад таких готовых форм, «магазин готового платья». А у детей — это мастерская— все мерится и шьется, твориться каждую минуту заново, каждую минуту сначала, - все вдохновение и творчество» [Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 400с., С. 137]. Ему удалось вовлечь многих в увлекательную работу по сбору детских речевых инноваций.
     Дэн Слобин, известный исследователь детской речи, имел все основания назвать словесные инновации русских детей «маленьким чудом русской речи» [Слобин Д., Грин Д. Психолингвистика. – М.: Прогресс, 1976-350с., С. 54]. В самом деле, любой ребенок, овладевающий русским языком, сочиняет большое количество новых слов и непривычных для нашего слуха новых форм уже существующих слов.                               
     Как конкретная единица речи слово наиболее полно проявляет свое значение в связной речи. Как единица лексики слово обладает самостоятельностью. Слово представляет собой целую систему форм и значений. В слове различают его звуковое оформление, морфологическую структуру и заключенный в нем смысл. Слово представляет собой внутреннее конструктивное единство, лексических и грамматических значений.
     Работая над словарем ребенка, необходимо одновременно работать над звуковой стороной данного слова, правильность его грамматического оформления и над усвоением его значения.
     Опираясь на труды советских психологов (Л. С. Выготский,            А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн,    Д.   Б.   Эльконин      и   др.), посвященные   вопросам формирования речи детей, можно выявить закономерности развития словаря детей и сформулировать ряд методических выводов, касающихся его активизации. Речевой навык определяется в психолого-педагогической литературе как автоматизированное речевое действие, которое образуется в результате многократного повторения этого действия. Следовательно, речь – деятельность, требующая развития творческих речевых умений на базе автоматизированных навыков.
     Достичь необходимого уровня владения речью – значит приобрести умение говорить достаточно быстро, без мучительных мыслительных операций, инициативно начать и продолжать разговор.
     Активизацию словаря рассматривают как формирование одного из видов речевых учений (умение быстро находить нужное слово, выражать свои мысли точными словами и т. д.), превращающихся, при благоприятных условиях, в навыки.
     Так как пассивный словарь человека составляет резерв для активного словаря, задача педагогов – создать оптимальные условия для обогащения пассивного словаря и для перевода пассивного словаря в активный.
     Исследования физиологов и психологов (М. М. Кольцова, И. М. Сеченов и др.) показывают, что формирование обобщающей функции слова совершается в процессе обучения.
     Учеными доказана огромная роль слова в различении качеств воспринимаемых раздражителей. Благодаря слову получаемые раздражения воспринимаются как признаки вещей.
     Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни осуществляться на родном языке.
     Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народной культуры. Ребенок черпает свои первые основные исключительно конкретные представления об окружающей его материальной среде при помощи своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путем. Слово ценно своим содержанием.
     Содержание для первых слов детей доставляет окружающая конкретная действительность, в первую очередь те люди, предметы, с которыми он имеет общение.
     Накопление содержания речи и ее формирование неразрывно связаны с постижением вещей. Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. «Вещь есть сущность, а слово - нечто случайное, вещь - это тело, а слово - одежда, вещь - зерно, а слово - кора и шелуха. Следовательно, то и другое нужно предоставлять человеческому уму одновременно, но сначала -вещь, как объект, не только познания, но и речи» [Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М., 1996., С. 126].
     Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.     Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
     Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развитие речи, как понятие о словаре активном и пассивном.
     Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или мене часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и другие.
      Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющий детей на различных возрастных ступенях.
     Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления   слов, освоения   их   социально   закрепленных значений, и формирование умения пользоваться ими в конкретных условиях общения. Слово обеспечивает содержание общения. В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения — это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.
     Лингвисты выделяют такие обязательные свойства слова, как фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность, то есть наличие значения и способности слова сочетаться с другими словами. Отсюда вытекает важный методический вывод о необходимости овладения словом в единстве его лексического, грамматического значений, языковой формы (звуковой, морфологической) на основе активного использования в речи.
     С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам, открытым И.П.Павловым. Физиологическая сущность слова, так же как и его лингвистические характеристики, обуславливают такой принцип в обучения языку и речи, как наглядности.
     С психологической точки зрения значение есть обобщение, выражающее понятия. Значение слова есть «единство» обобщения и общения, коммуникации и мышления. Именно в значении слова «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» [Леонтьев А.А. Основа психолингвистики. – М., 1997., С. 13].
     Взгляд на слово как на феномен мышления определяет своеобразие и роль словарной работы     с детьми.  Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием понятийного мышления.
     В дошкольном возрасте ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, в связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а с другой точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи.
     Для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон: соотнесенности слова с предметом; связи слова с определенным понятием; соотнести слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка.
     Усвоить значение слова - значит овладеть всеми его сторонами. Усвоение словаря решает задачу накопления представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладения лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
     Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
     Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают трудности в обучении, не находя подходящих   слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что остаточным запасом слов ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
     Эмоциональное развитие дошкольника, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависит от степени усвоения обозначений, эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
     Психологи считают, что перевод конкретно-чувственного понимания эмоциональных состояний на уровень осмысления возможен лишь при условии их точной и полной вербализации.
     Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления, происходит исследование социальных контактов, формируется личность.
     Роль слова как важнейший единицей языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы в детском саду.

1.2. Особенности усвоения словаря детьми старшего дошкольного возраста
     
     В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением [Немов Р.С. Психология: В 3-х т. Т. 1. / Р.С. Немов. - М: Владос, 2001. - 495 с., с. 93].
     Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
     Для того чтобы определить понятие «развития словаря, необходимо разобраться понятием «слово».
     Слово — основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка — фонетики (поскольку состоит из звуков речи), лексики (поскольку обозначает, кодирует, какое-то явление действительности, т. е. несет смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в определенной грамматической форме).
     В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно.
     Лексическим значением слова называют способность слова обозначать (кодировать) внеязыковую реальность: предметы и явления (дом, солнце, человек, закат), отвлеченные понятия (мысль, правда), действия (строить, светить, любить, думать), признаки предметов (белый, вечный, дружелюбный, правдивый), признаки действий (вверх, ярко, искренне, честно), числа (один, двенадцать, сто), указания на предметы, признаки, числа (я, кто, какой, сколько). Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. [Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с., с.76]
     Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.
     Темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком.
     В классическом варианте в педагогической литературе, посвященной развитию словаря детей дошкольного возраста, выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.[ Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с., с.94]. Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.
     Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.
     После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».[ Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с., с.95].
     
     Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4 – 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребёнок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений, и рост словаря. Дети 5 – 7 лет владеют бытовым словарём на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлечённым значением – горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество – в тех случаях, когда в словаре ребёнка не находится нужного слова («самостреляльный» пистолет, «самогоночная» машина). Однако чаще в случаях затруднения ребёнок не называет предмет. К семи годам большинство слов в словаре ребёнка составляют имена существительные – около 42 % и глаголы – 43 %. Прилагательные и наречия соответственно занимают около 7 % и 6 %; служебные слова – около 2 % [Алексеева М.М., Яшина В.И.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 400с., с. 142]. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
     Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».
     В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов: футляр – «очечник», «очкуха»; лейка – «поливалка»; мебель – «спят там»; автомобиль – «чтобы ездить»; сиденье – «чтобы садиться» и т.д. И даже обобщающие слова, в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения (игрушки – играть, одежда – одевать, обувь – обувать).
     Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Например, народ – «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нарядного платья нет»; последователь – «по следу идет, охотник какой-то»; ракетница – «это тетенька на ракете летает». [Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с., с.99].
     Н. X. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками: прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово (5-летний Адик на собственный вопрос «Почему эти рабочие называются плотники?» ответил: «Они плотно забивают»).
     Малыш ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, «бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов: вместо сухарики – «кусарики», вместо милиционер – «улиционер». Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова.
     Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит: летчика называет «самолетчик», летать, по его мнению, можно и на воздушном шаре, и на планере, а «самолетчик» летает только на самолете. [Швачкин Н.X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.; Л., 1948., с.100].
     Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).
     Л. С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное.
  Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.[ Выготский Л.С.Мышление и речь. – М., 1996. -415 с., с.18].
     Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.
     К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными».[ Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975., с.3-5]
     Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. (Ребенок смотрит, как готовят пюре: «Почему картошку долбишь ? Почему ты расталкиваешь картошку? Я видел: ты ее сейчас толкала!»). В старшем дошкольном возрасте наблюдаются случаи осознанного употребления метафор («Какие большие виноградины! Прямо воздушные шары!» [Харченко В. К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения//Детская речь как предмет лингвистического изучения/Под ред. С. Н. Цейтлин, - Л., 1987, с.98].
     Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
     1) Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
     2) Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
     3) Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
     Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании.
     Таким образом, важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

1.3. Состояние проблемы в теории и практике дошкольного образования
     Проблема формирования словаря детей дошкольного возраста рассматривалась рядом педагогов – И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинским, Е.И.Тихеевой  и др.
     В их работах представлены результаты исследования речи детей дошкольного возраста, содержание и методы развития импрессивной стороны речи, словарного запаса, элементарных форм долингвистической стороны речи. Большое практическое значение имеет содержание и методика работы с детьми по формированию словаря.
      
     Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают лексические упражнения. В дошкольной методике принято выделять лексические и словарные упражнения. Лексическими называют упражнения, служащие для закрепления знаний ребенка в области лексики. Материалом для них являются слова и устойчивые словосочетания, функционирующие в речи: антонимы, синонимические ряды слов, паронимы, фразеологические средства языка. Оба вида упражнений тесно связаны между собой, в ряде случаев их трудно разграничить.
     Если придерживаться такого принципа типологии, то очевидно, что подавляющее большинство упражнений со словом, с его смысловой стороной следует назвать словарными. Однако, в последние годы в дошкольной методической литературе и практике все упражнения в области лексики (словарного состава языка) получили название лексических. Термины "словарные" и "лексические" употребляются как синонимы.
          Известно, что лексические упражнения в отличие от дидактической игры не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.
      
     Упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.
          Применение словарных упражнений имеет в педагогической науке давнюю историю. Так, И.Г. Песталоцци в книге «Как Гертруда учит своих детей» описывает усложняющиеся задания на определение предметов, их признаков
     * Подбор к именам существительным имён прилагательных. Например: угорь - скользкий, червеобразный, крепкокожий; вечер - тихий, ясный, прохладный, ненастный и др.;
     * Подбор к именам прилагательным имен существительных. Например: круглый - ядро, шляпа, луна, солнце; легкий - перо, пух, воздух; высокий - башня, гора, великан, дерево.
          Затем следовали упражнения на употребление слов в связной речи. Особое внимание Песталоцци уделял глаголам, их сочетанию с другими словами. Постепенно дети должны были выполнять задания на описание и толкование слов и выражений. Все эти речевые упражнения Песталоцци рассматривал как «средство уяснения понятий»
          В русской классической педагогике систему упражнений по развитию устной и письменной речи разработал К. Д. Ушинский. Эти упражнения, названные   автором логическими, направлены на классификацию и группировку слов и понятий, охватывающих разные сферы области знания. Например: учебные вещи и игрушки, мебель и посуда, кушанья и напитки, домашние животные и дикие звери, люди по возрастам и занятиям (родство и свойство и т.д.), соотнесение видовых и родовых понятий (смородина - ягода, а рыжик?.. Овца - домашнее животное, а лиса?..), определение понятий (Что такое роза? Что такое уж?), употребление слова в предложении в ответ на вопрос учителя (Не плодовое ли дерево груша? - Да, груша плодовое дерево), на дополнение предложений: чем что делают? (Что делают иглой?  ... пером? ножом? ушами? глазами?), кто что делает? (Учитель, земледелец, пастух, охотник?..), что с чем делают? (Песок сыплют, а воду?.. Платье шьют, а носки? ...), на определение голосов и движений животных (Заяц прыгает, а ласточка? и т.д.) [Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968., С. 118].
          Для детей дошколь.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%