VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Использование педагогического наследия Н

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008822
Тема: Использование педагогического наследия Н
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
 
Государственное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский Педагогический Государственный Университет»
 
  Специальность 
              Специализация              
Институт Детства
Факультет начального образования
              Кафедра теории и практики начального образования
 
Выпускная квалификационная работа на тему:

«Использование педагогического наследия Н. Ф. Бунакова в современных условиях »


Выполнила

студентка 5 курса

Александрова Н. А.


Научный руководитель –

доцент кафедры теории

и практики начального образования,

кандидат педагогических наук
Борисова Е. В.

Москва – 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
Глава I. Школа и педагогика в России во второй половине XIX века.
1.1. Развитие школы и педагогики в России во второй половине XIX века………………………………………………………………………………..
1.2. Жизнь и педагогическая деятельность Н. Ф. Бунакова…………………………………………………………………………..
Глава II. Педагогическое наследие Н.Ф. Бунакова и его использование в современных условиях.





























I. Школа и педагогика в России во второй половине XIX века

1.1. Развитие школы и педагогики в России во второй половине XIX века


     Наиболее важным и колоссальным прорывом в развитии школы и педагогики в России стал период второй половины XIX века. Данный период послужил толчком для развития всей педагогики, благодаря которому в наши дни происходит дальнейшее совершенствование образования, основываясь на идеи второй половины XIX века. Эта пора считается «освободительной эпохой» и расцветом национальной русской педагогики, поскольку в этот период было отменено крепостное право, и в стране царским правительством были произведены ряды реформ, в том числе и школьная. К школьной реформе подготавливались в течение восьми лет. Поскольку официальная педагогика к данному временному этапу развития уже сильно устарела, то перед высшими сословиями открыто стоял вопрос обучения народа. В отечественной педагогике встали такие проблемы обучения, как: « Как обучать? Как готовить учителя? Чему учить?» [] К этим вопросам и изменениям высшее общество побудила публикация статья «Вопросы жизни», написанной в 1856 году Николаем Ивановичем Пироговым (25 ноября 1810 года - 5 декабря 1881 года). Он затронул чрезвычайно важную проблему негуманного воспитания в учебных заведения, что повлекло за собой ряд изменений. Идеи Н. И. Пирогова побудили других педагогов поддержать гуманистические педагогические идеи. Главными идейными вдохновителями стали Николай Гаврилович Чернышевский ( 12 июля 1828 года - 29 октября 1889 года) и Николай Александрович Добролюбов ( 5 февраля 1836 года- 29 ноября 1861 года). Как отмечает Т. А. Дубровская, именно они стимулировали общественное мнение в образовательных реформах и поспособствовали созданию народного образовательного учреждения [].
     В 1864 году были утверждены «Положения о начальных народных училищах». Абсолютно все городские и сельские элементарные школы отнесли к начальным народным училищам. Это был огромный прорыв в педагогике, поскольку в данные заведения принимались дети абсолютно всех сословий. Основной целью народных училищ стало распространение первоначальных знаний и нравственных понятий. Продолжительность обучения составляло три года. В училищах преподавали такие предметы, как письмо, элементарные действия арифметики, церковное пение, чтение и, конечно же, Закон Божий []. В качестве учителей выступали как светские лица, так и духовные. Однако отбор для светских лиц был довольно строгим, от них требовали ряд документов, которые подтверждали их готовность к преподаванию и благонадежность в политических взглядах, от духовных же лиц данные документы не требовались. Возможно, именно поэтому основную часть преподавателей до сих пор составляли дьяки.
В некоторых местах не всегда была возможность открывать раздельные школы для мальчиков и девочек, поэтому было разрешено открывать совместные училища. Данные заведения контролировались училищными советами губернскими и уездными.
В гимназиях и прогимназиях так же произошли некоторые изменения. Учредили два типа гимназий: классические и реальные. Их отличие заключалось в том, что реальные гимназии не давали ученику право на поступление в высшие учебные заведения. Классические и реальные гимназии были исключительно мужскими учебными заведениями с семилетним сроком обучения.
Прогимназии же были начальной ступенью гимназии с четырехлетним сроком обучения, они соответствовали первым четырем классам гимназий.
В гимназиях и прогимназиях было разрешено утверждение программы преподавания, появилась возможность выбирать учебные пособия. Данные заведения стали доступны для всех сословий, но были платными [].
     В данный период было разрешено открывать частные учебные заведения, как мужские, так и женские. Именно частные школы и сыграли особую роль в системе образования России данного времени.
Во-первых, женщины теперь могли просвещаться в женских училищах, которые в свою очередь делились на два типа: I разряд-шесть лет обучения и II разряд-три года обучения.
Во-вторых, частные школы применяли новые приемы обучения и воспитания, имели продуманность в организации учебно-воспитательного процесса, в них гуманно относились к детям. В силу своей малочисленности частные учебные заведения не могли составить конкуренцию государственным школам, но зачастую это были лучшие школы своего времени, указывает Д. И. Латышина [].
     Вторая половина XIX века подарила русской педагогике ряд выдающихся людей, которые и по сей день известны, таких, как Н.И. Пирогов(), К.Д. Ушинский(), Л.Н. Толстой(), Н. Ф. Бунаков() и др. Именно благодаря им начались обсуждения проблем воспитания человека в России, создание новых педагогических теорий, расцвет и развитие отечественной педагогической науки.
     Одним из отличительных достижений в развитии педагогике данного временного этапа стало развитие женского образования. Этому событию сильно поспособствовали Н. А. Вышнеградский() и К. Д. Ушинский(). Уже к концу 1874 года, с их помощью, в стране было открыто около 190 женских гимназий. К сожалению, не все девушки могли себе позволить обучаться в этих гимназиях, поскольку все они были платными.
Стоит отметить, что все, недавно открывшиеся, женские учебные заведения либо принадлежали Министерству народного просвещения, иными словами, были министерскими, либо же мариинскими учебными заведениями, принадлежавшими Ведомству учреждений императрицы Марии. В министерских учебных заведениях девушки обучались семь лет, после окончания этих учебных курсов они получали аттестат домашней учительницы. Мариинские же заведения имели восьмой год обучения или курс. Это был педагогический класс, по его окончании девушки без экзаменов могли поступать на платные Высшие женские курсы.


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     В 1866 году после покушения на Александра II () начался спад в прогрессе образования, и эпоха глобальных школьных реформ остановилась. От идеи реформы отступили, и начали пересматривать взгляды правительства на среднюю школу. По мнению большинства, школа должна была стать классической, а ее деятельность необходимо было чётко регламентировать []. Возможно, что остановка в прогрессе образования произошли еще и причине того, что правительство довольно аккуратно вводило новшества в педагогике, иной раз даже сдерживая образование, это, конечно, негативно влияло на процесс преобразования школьной реформы.  Хоть и правительство делало это из-за своих опасений по поводу развития населения и прагматических целей. В любом учебном заведении можно было увидеть эту двойственную позицию правительства к данной реформе. Как в реальных, так и в классических гимназиях в основном оставался одинаковый подход к обучению, особо не допуская развития личности, поскольку развитие личности могло стать социально-опасным явлением.
Поэтому в 1871 году принимается новый Устав гимназий, который с небольшими изменениями просуществовал до 1917 года Теперь курс гимназий стал восьмилетним (всего было семь классов, но седьмой класс разделили на два года). Теперь все реальные гимназии закрываются, остаются лишь классические. Всю деятельность школы стали строго регламентировать на основе циркуляров Министерства народного просвещения. Гимназия стала осуществлять свою деятельность на основе общегосударственных программ, определяющих программу прохождения каждого предмета, время, отводимое на его изучение, порядок прохождения, объем классной и домашней работы.
Основными предметами гимназии становятся древние языки (около 40 % времени) и математика (около 35 % времени), второстепенными предметами – русский язык, история, география и др. Однако теперь снова вводится ограничения по приему в школы детей из низших слоев населения, обучение снова становится платным. Это послужило регрессом для педагогики, которая стремилась к развитию всего общества [].
     В 1887 году был издан министерский приказ, который был назван «Циркуляр о кухаркиных детях». В этом циркуляре запрещалось директорам гимназий и прогимназий принимать в свои учебные заведения детей, которые принадлежали низшим сословиям, например, нельзя было принимать детей кухарок, лакеев, исключением из приказа стали лишь те дети, которые были одарённые и имели гениальные способности. К большому сожалению, министерство не считало нужным давать образование детям, не принадлежащим высшему классу. И конечно же, из-за этого циркуляра в 1880 – 1890-е годы число учащихся недворянского происхождения в гимназиях резко уменьшилось, и общество почти вернулось к первоначальной стадии в педагогике []. Однако это не помешало широкой педагогической общественности постепенно создавать новые школы, проводить обновления, выступать с различными начинаниями и оригинальными идеями.
Конечно, состояние гимназий и прогимназий часто подвергалось критике со стороны общественности, поскольку они имели большие недостатки: отсутствие хорошего преподавания русского языка и литературы, отсутствие современной учебной программы и сильное переутомление учеников, всё же правительство не шло на поводу у общественности и продолжало контролировать деятельность учебных заведений. Но педагогическая общественность не бездействовала, а приобретала все больший спектр новаторов, указывает [].
     В этот период помимо разработки теоретических основ и учебных программ особое внимание уделялось и личности учителя. Помимо профессионализма учителя рассматривался и вопрос о том, что необходимо педагогу для успешного обучения детей. В эти годы активно развивается педагогическая журналистика и издаются ценные журналы, такие, как: «Журнал для воспитания», «Русский педагогический вестник», «Учитель» и другие. Помимо педагогических журналов вопросы воспитания и образования рассматривались и в политических журналах. Так, в издании «Современника» размещают статьи педагогического характера. 
     Во второй половине XIX века проблема недостатка и низкого уровня профессионализма учителей и преподавателей высших учебных заведений стояла довольно остро, но всё же данный период подарил русской общественности многих великих педагогов, которые внесли огромнейший вклад в процесс образования в России. Их имена до сих пор известны  современной педагогической общественности. 
     Выдающийся Константин Дмитриевич Ушинский () считается одним из основателей российской научной педагогики, которая опиралась на идею народности. Он начинает свой колоссальный вклад в образование с написания ряда статей: «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и многих других. Поскольку к середине XIX  века Ушинский уже считался довольно успешным учителем, то его в 1859 году назначают инспектором классов Смольного института благородных девиц. Именно в Смольном институте К. Д. Ушинский производит ряды реформ, которые вызывают недовольство у большинства преподавателей этого учебного заведения. К. Д. Ушинский решается на отважный шаг и меняет структуру института, произведя в нём некоторые реформы: был разработан новый учебный план для обучения девушек, в котором главными предметами стали русский язык, литература и естественные науки, впервые он проводит опыты на уроках физики и биологии. К. Д. Ушинский ввёл в институте дополнительные два года обучения: в первый год обучения девушки должны были изучать и  углубляться в знания по методике и педагогике, а во второй же год они занимались практикой в педагогике.
     В 1861 году  К. Д. Ушинский составил хрестоматию по русскому языку "Детский мир" в двух частях для преподавания в младших классах. После  им была написана книга для обучения в школах «Родное слово», помимо данного учебника его многие работы до сих пор используют в образовательных учреждениях. К. Д. Ушинский один из первых педагогов, который попытался обобщить научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с наукой о происхождении человека, отмечает [].
     Ещё одним из ярких представителей данного периода стал Василий Иванович Водовозов (1825-1886). В.И. Водовозов был последователем К. Д. Ушинского. После увольнения Ушинского из института благородных девиц В. И. Водовозов увольняется по собственному желанию, выражая своё несогласие и недовольства с увольнением К. Д. Ушинского. Василий Иванович Водовозов издаёт прекрасную книгу «Предметы обучения в народной школе», в ней он раскрывает основные психологические методики обучения и пишет  очень ценные указания для правильного обучения грамоте и арифметике в школах. Популярность в общественности Водовозову принесли «Рассказы из русской истории» и «Русская азбука для детей». К «Русской азбуке для детей» он также написал «Наставление для учителя». Он, как и К. Д. Ушинский, был сторонником введения в школах главных предметов русского языка и литературы главными учебными предметами сделать русский язык и литературу. По его мнению, литература должна была привить ученикам патриотизм и воспитать в них успешных граждан своей страны. Также он считал, что в преподавании необходимы принципы наглядности и последовательности, чтобы ученикам было проще воспринимать материал [].
     Для современной самым известным педагогом считается Лев Николаевич Толстой (1829-1910).
     Педагогический вклад в историю России Л. Н. Толстого начинается с открытия школы для крестьянских детей в Ясной Поляне в 1859 году и продолжается  до конца его жизни. После поездки заграницу, где Толстой ознакомился с работой школ стран Западной Европы, которые в свою очередь произвели на него отрицательные впечатления, он отмечает, что брать их за основу школ в России категорически нельзя и необходимо искать другую основу для русского образования. Такой основой стала идея о свободном воспитании [].
После своей командировке по странам зарубежья Л. Н. Толстой воплощает свои идеи в жизнь, применяя их в Яснополянской школе. На основе идеи о свободном воспитании он достигает великолепных результатов. Ученики стали с большим удовольствием посещать школу,  занимались с огромным интересом, проявляя самостоятельность и творческую деятельность, охотно искали ответы на вопросы, касающиеся обучения, погружались в знания с головой. После данного эксперимента Л. Н. Толстой понимает, что его позиция была абсолютно верной, и основа для обучения была взята правильная. Именно поэтому он требует разрешение на издание журнала «Ясная Поляна», и ему было разрешена публикация. Самые первые номера журнала включали в себя его статьи «О свободном возникновении и развитии школ в народе» и «О методах обучения грамоте» и многие другие. Это стало большим прорывом, поскольку Л. Н. Толстой не только теоретически обосновал свою идею, но и подтвердил ее практическими методами. Позже, уже В 70-х годах он составил "Азбуку" с книгами для чтения. Книг было четыре и к каждой он приложил руководство для учителя. Через пять лет Толстой издал "Новую азбуку", которая пользовалась ещё большей популярностью и просуществовала вплоть до середины XX века [].
     
     Взгляды Л. Н. Толстого на идеальную школу, конечно,  сильно отличались от взглядов педагогов-новаторов того времени, но также можно увидеть и ряд сходств с другими идеями. Для Л. Н. Толстого идеальная школа была такая школа, в которой ребенок свободен перед выбором, посещать или не посещать ему школу. Он волен, может посещать занятия в любое время. Им отрицались заранее установленные программы и твердое учебное расписание. Расписание и содержание учебных занятий в школе, по его мнению, необходимо было  определять исходя из интересов и потребностей детей, которых учитель должен уважать и удовлетворять их потребности в обучении. Учитель должен был привлекать интерес и детскую активность увлекательными постановками преподавания и быть гуманным, не прибегая к различным видам принуждения. Естественно, что данная идея имела огромный ряд минусов. Школа не должна и не могла существовать без расписания и учебных программ. Несмотря на то, что это было неким протестом против наказаний и крепостного права, всё же любая школа нуждалась в определенных учебных программах, опытных учителях, расписании работы школы, как и в наши дни. Однако помимо минусов у идей Л. Н. Толстого было много и плюсов, которые и сейчас широко используются. Например, он считал, что воспитание и образование ребёнка- это неразделимые вещи. Довольно много ценных мыслей высказал он и по вопросам методики обучения. Он выступал за внесение в обучение экскурсий, рассказов и бесед учителя с учениками.  В обучении же грамоте Л. Н. Толстой придерживался своему методу обучения, в котором согласные буквы назывались с приставкой гласного звука «е», он считал, что с помощью этого метода дети смогут быстро и легко освоить технику чтения.
     Л. Н. Толстой выделял и отдавал большое предпочтение развитию творчества у учеников, поэтому он рекомендовал чаще давать самостоятельные работы по написанию сочинений. В одной из своих статей он ярко описал процесс написания коллективного классного сочинения, в котором ученики преуспели. Л. Н. Толстой советовал вести преподавание так, чтобы  в классе не было отстающих учащихся. В методическом приложении к «Азбуке» им был перечислен ряд условий, при которых обучение будет успешным: ученику не стоит говорить о том, чего он не  способен знать и понять, а также о том, что ученик уже знает, между товарищами по классу, учителем и учеником необходимо создать дружеские отношения, учащийся не должен бояться наказаний за непонимание материала [].
     Так, например, Николай Александрович Корф (1834-1883) разработал специальную программу для обучения в сельских школах. Он разделил три года обучения на разные темы. Первый год был годом изучения предметов, которые непосредственно были связаны с ребёнком, второй год был годом изучения животных, растений и неживой природы, а третий год был годом сельского хозяйства, природоведения, гигиены и местных ремёсел. Данная программа значительно улучшила обучение в сельских школах, также Н. А. Корф написал книгу «Наш друг», которая в свою очередь использовалась на уроках.
     Большой вклад в развитии физического образования внёс Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Он в 1893 году организовал в Петербурге Курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания. Благодаря этим курсам в России появилось большое количество женщин-педагогов, позже их стали называть «лесгафтичками». Эти учителя придерживались идеям Лесгафта и несли их в широкую общественность. П. Ф. Лесгафт разработал теорию "физического воспитания". Его теория и основные идеи раскрываются в двухтомной работе "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста". Лесграфт считал, что умственное воспитание ребёнка напрямую взаимосвязано с его физическим воспитанием, он считал, что это одно из важнейших средств всестороннего развития людей. Ещё одна из его важных теорий, которая вызывает до сих пор большой интерес для педагогики, это «теория семейного воспитания». Данная теория была изложена в его работе «Семейное воспитание ребёнка и его значение». В этой работе были рассмотрены все недостатки семейных ценностей и воспитания, свойственные для данного периода. По мнению Лесгафта, все эти недостатки сказывались на детях губительным образом. Например,  он указал, что в семьях с младенчества у ребёнка часто приучают к искусственным раздражителям. К ним он относил качание, пеленание, закармливание вкусной едой, излишняя похвала ребёнка. Конечно,  есть нормальные раздражители, которые способствуют возбуждению физической и умственной деятельности человека, но эти прибавочные раздражители снижают работу нервной системы ребёнка. П. Ф. Лесгафт призывал с самого рождения к правильному воспитанию и физическому развитию детей, что вызвало положительную оценку общественности [].
     
     Петр Федорович Каптерев (1849-1922). Преподавал педагогику и психологию в средних и высших учебных заведениях Петербурга, был видным деятелем комитета грамотности и являлся одним из самых активных организаторов первого съезда по семейному воспитанию. Педагогика, на взгляд Каптерева, это прикладная отрасль человеческого знания, которая в свою очередь опирается на фундаментальные законы, открытые науками о человеке. Известность П. Ф. Каптереву принёс анализ психофизических факторов, которые были известны науке того времени по отношению к жизни и развитию новорожденного ребёнка. Он один из первых пришёл к заключению того, что воспитание должно начинаться с момента рождения ребёнка. Однако отсутствие необходимых знаний родителей могло приводить к тому, что родители были не способны правильно влиять на духовное развитие ребенка и их заботы ограничивались физической стороной воспитания. Это влекло за собой абсолютно неправильное воспитание детей с психологической точки зрения. Поэтому , по его мнению, воспитание было невозможным без предварительных знаний о всех процессах развития ребёнка. «Без этого знания воспитание невозможно». [].
     Каптерев выдвигал идеи  о создании детских яслей и садов и считал, что индивидуальность ребенка в правильно организованном детском саду не будет подавляться, а развиваться.
     Также П. Ф. Каптерев рассматривал и  проблемы школьного образования. В своих первых работах по дидактике он выдвигал идею развивающего обучения, считая, что обучение должно побуждать учеников к умственному труду и возбуждать их любознательность.
     Хороший урок по Каптереву характеризовался тремя основными чертами: познавательным интересом, наличием упражнений не только для ума, но и для воли и  основательной проработкой учебного материала. Дидактические же взгляды П. Ф. Каптерева наиболее полно представлены в его работе "Дидактические очерки. Теория образования ".
     Одной из основных идей в педагогическом наследии П. Ф. Каптерева стала идея о самостоятельности ученика и ее роли в развитии личности. Наиболее ярко она представлена в его работах «Педагогический процесс», «Педагогическая психология» []. 
     Помимо вышеперечисленных работ, П. Ф. Каптерев известен и как автор многих монографий по русской истории педагогики. Они получили положительную оценку современных педагогических деятелей. Это такие работы, как «Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели», «История русской педагогии», статьи «Развитие мировоззрения Н.И.Пирогова», «Общий характер педагогических статей Н. А. Добролюбова»
     
       Помимо методистов и педагогов, развивающих начальное образование во второй половине XIX века были и другие деятели, которые развивали школы в разных направлениях России. Этот период один из самых богатых периодов педагогами и общественными деятелями. 
     В это время в России были достигнуты большие успехи в области математики и физики. 
     Так, Пафнутий Львович Чебышев (1821—1894) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Благодаря ему было положено начало петербургской математической школе. В этой школе обучались талантливейшие дети, которые впоследствии становились учёными и прославляли свою страну. 
     Поскольку активно развивались естественные науки, то и деятелей в этой области тоже было довольно много.
     В развитии физики, например, большую роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839—1896). 
     Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.
     В химии тоже был прорыв, поскольку общественные массы несли знание людям, предлагали более детально изучать данный предмет в высших учебных заведениях. Вторую половину XIX века часто называют “золотым веком” русской химии. 
     Ученик Н. Н. Зинина Александр Михайлович Бутлеров (1828— 1886) разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до настоящего времени.
     В это же время свои первые открытия сделал и великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907). 
     Талант его как ученого развернулся в Петербургском университете. Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Его книга «Основы химии»  была введена в учебную программу многих институтов, а позже была переведена почти на все европейские языки.
     Д. И. Менделеев много думал о судьбах России. Ее выход на путь культурного подъема он связывал с широким и рациональным с развитием творческих сил народа, распространением просвещения и науки. Он выступал за введение народного образования и был сторонником многих педагогов-новаторов того времени. Свои раздумья о настоящем и будущем страны он изложил в книгах «К познанию России», «Заветные мысли», «Заметки о народном просвещении России». Именно в «Заметках о народном просвещении России» он выдвигает свои идеи о улучшения образования и соглашается с мнением о необходимости просвещения в народе. 
     Выдающимся русским естествоиспытателем и основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829—1905). 
     На первых порах его судьба складывалась так же, как и большинства его сверстников из дворянских семей. Он стал офицером и служил в саперном полку. Но вскоре понял, что его призвание иное, он захотел посвятить всю свою жизнь медицине и развитию данной науки в институтах страны.Он вышел в отставку и поступил вольнослушателем на медицинский факультет Московского университета. Окончив курс наук, он за свой счет отправился за границу совершенствоваться в медицине. Ему удалось стать учеником знаменитого немецкого ученого Г. Гельмгольца, физика, математика, физиолога и психолога. От него он получил много дельных советов и необходимых знаний.
     За границей Сеченов подготовил докторскую диссертацию по физиологии алкогольного опьянения. 
     После приезда в Россию, он возглавил кафедру физиологии в петербургской Медико-хирургической академии и организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. Выдающееся значение имел его курс лекций “О животном электричестве” (т. е. о биоэлектричестве). В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили работы Сеченова “Рефлексы головного мозга” и “Психологические этюды”.
     
     Деятельность другого всемирно известного русского биолога, Ильи Ильича Мечникова (1845—1916), сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 г. Мечников по приглашению французского ученого Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в своем знаменитом институте.
     Профессиональных историков давно уже не удовлетворял многотомный труд Н. М. Карамзина “История Государства Российского”. Было выявлено много новых источников по истории России, усложнились представления об историческом процессе. В 1851 г. вышел первый том “Истории России с древнейших времен”, написанный молодым профессором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьевым (1820—1879). С тех пор в течение многих лет ежегодно выходил новый том его “Истории”. Последний, 29-й том вышел в 1880 г. События были доведены до 1775 г.
     Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, Соловьев находил много общего в их судьбах. Отмечал он и своеобразие исторического пути России. По его мнению, оно заключалось в промежуточном ее положении между Европой и Азией, в вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. Сначала наступала Азия, полагал Соловьев, а примерно с XVI в. в наступление перешла Россия — передовой форпост Европы на Востоке.
     “История России” С. М. Соловьева написана на высоком профессиональном уровне, до сих пор используется специалистами, переиздается. Она знакома всем, кто интересуется отечественной историей. Однако стиль изложения в ней несколько суховат, в этом отношении она уступает “Истории” Карамзина.
     Учеником С. М. Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841—1911). Он сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В соответствии с духом нового времени Ключевский проявил большой интерес к социально-экономическим вопросам. Он старался детально проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его “Курс русской истории”, составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию.
     Ключевский вел тихую, размеренную жизнь кабинетного ученого, внешне небогатую событиями. Отдельные его попытки заняться политикой успеха не имели. “В жизни ученого и писателя,— говорил он,—главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли”.
     Широкую известность не только в России, но и за рубежом получили крупнейшие русские ученые, работавшие в области всеобщей истории. Максим Максимович Ковалевский (1851— 1916) прославился своими трудами по истории европейской крестьянской общины. Особое значение для русского читателя имела его работа “Происхождение современной демократии”, где рассматривались поворотные моменты европейской истории конца XVIII в.
     Во второй половине XIX в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научных центров.
     Таким образом, можно сделать вывод, что прогрессивные деятели педагогики внесли огромнейший вклад в дальнейшее развитие образования в России. Они проделали огромную работу по просвещению своего народа и правильного воспитания нового поколения. Они выступали за народность в образовании и за прогресс в подходах к обучению граждан. Благодаря им педагогика России вышла на новый уровень, страна обогатилась учёными и пресвященными людьми, обрела ряд инновации в программах и школьных реформах. Действительно, образование вышло на новый уровень, народ обогащался знаниями, а гуманистические идеи о воспитании позже были введены в большинстве школах России.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.2. Жизнь и педагогическая деятельность Н. Ф. Бунакова
     
     Николай Фёдорович Бунаков – русский педагог, теоретик и практик начального обучения второй половины XIX века. 
     Родился 26 ноября 1837 в городе Вологда в многочисленной семье Ф. Н. Бунакова, служившего правителем канцелярии при вологодском военном губернаторе. 
     Его детские годы не запомнились ему чем-то особенным.
     Он воспитывался дома, его слишком оберегали, мало давали воли и сдерживали от жизни, придерживаясь определенному графику дня. Наверное, поэтому Бунакову детство не оставило ярких следов в его душе. 
     Грамоте и письму Николай Бунаков обучался у священника приходской церкви. Обучение его заключалось в том, что он должен был твердить «азы» и «склады», учить молитвы и запоминать прочитанное из книг. Обычение для маленького Бунакова было мучительным и скучным занятием, его желание учиться отбивали и наказания, применяемые к нему учителем.
     За провинности и за непонимание материала его драли за уши, применяли щелчки и оплеухи. Позже по этой причине Бунаков будет выступать против наказаний учеников и недоброжелательно относиться к священнослужителям.
     Однако неприятные впечатления от первого учителя вскоре вытолкнули впечатления об его новом учителе. Это был ученик седьмого класса гимназии Н. П. Корелкин. Этот способный и серьёзный юноша, который впоследствии стал преподавателем в петербургской гимназии, привил  Бунакову любовь к чтению, на его уроках не было ни одного наказания. В 1847 Бунаков поступил в классическую гимназию Вологды. Эта была типичная школа с зубрёжкой, Законом Божьим, изучением латыни и греческого языка, в ней применялись жестокие меры наказания. Однако ни суровые наказания, ни дисциплина не смогли убить в нём интерес к обучению. 
     В 1854 году Бунаков закончил гимназию, но  из-за отсутствия материальных благостей не смог продолжить образование в университете, и он начинает приобретать знания путём самообразовательной деятельности. Именно поэтому он начинает свой путь народного учителя.
     Сдав экзамены по русскому языку на звание учителя,  он стал преподавать  в уездных училищах Вологодской губернии. 
     Бунаков был назначен в город Тотьму, который находился далеко от Вологды. Этот город был обыкновенным  глухим провинциальным городком. Местное общество не стремилось к получению знаний, пьянствовало и играло в карты. По словам Бунакова, это было общество «без истинно нравственных основ, без великих гражданских доблестей, без потребностей живого, разумного труда — общество, воспитавшееся в растлевавшей николаевской школе» [ Н. Ф. Бунаков, Моя жизнь, 1909, стр. 30-31]. 
     Среди его коллег по работе он тоже не встретил симпатичных и интересных ему людей. Почти все учителя Тотемского училища относились к своей профессии формально, без духовного подъёма, а обучение велось неудовлетворительно. 
     Бунаков не смог найти в этом училище хороший пример педагога, потому что сослуживцы не имели достаточных педагогических знаний и у них почти отсутствовал практический опыт. На первых шагах своей педагогической деятельности он был предоставлен самому себе. Конечно же, ему приходилось испытывать большие трудности, он пытался правмльно преподносить материал детям, не применял наказания на уроках, но отстуствие опыта давало о себе знать. Во многих ситуациях он просто не знал, как правильно объяснить ученикам материал, как привлечьб внимание к предмету.
     Однако же трудности не испугали Бунакова, а напротив заставили его более усердно и серьезно работать над собой. 
     Наверное, наиболее значительную роль в этом сыграло чтение им педагогической литературы, которая была в библиотеке уч.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44