- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Использование наглядности при обучении произношению в начальной школе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010565 |
Тема: | Использование наглядности при обучении произношению в начальной школе |
Содержание
МинистерствообразованияинаукипоРФ ФГБОУВОТувинскийГосударственныйуниверситет Кызылскийпедагогическийколледж Курсоваяработа: «Использованиенаглядностиприобучениипроизношениювначальнойшколе» Выполнила:студентка2курсагруппы«б» ТараачыЧелээш Научныйруководитель: ОоржакР.М. Кызыл2017 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5 1.1 СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА 5 1.2 РОЛЬ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11 ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОИЗНОШЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 23 2.1 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ 23 2.2. ТРУДНОСТИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ УЧАЩИМСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ 30 2.3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 39 2.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 55 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 57 Введение Актуальностьисследования.Впоследниегодывновьстановитсяактуальнойпроблеманаглядностиприобучениирусскомуязыкувмладшихклассах.Этообъясняетсямногимипричинами. Применениенаглядныхучебныхпособийспособствуютформированиюуучащихсяматериалистическихпредставленийипонятий,выработкеунихуменийинавыков. Наглядность,какодинизважнейшихдидактическихпринципов,разрабатываетсяиреализуетсявтеорииипрактикепреподаваниярусскогоязыканавсехэтапахразвитияшкольногообразования.Основнымспособомегореализацииявляетсяиспользованиесредствнаглядностивучебномпроцессе.Дляпредметарусскийязыкзначимыэлементынаглядно-изобразительногоматериала,такиекакпредметныекартинки(дляуроковобученияграмотеиработынадсловамиизорфографическогословарянаурокахрусскогоязыка),картинкидляуроковобученияграмотеиразвитияречи,которыеиспользуютсяприсоставлениипредложенийитекстовразличныхтиповречи. Всовременномобучениинаглядныепособияиграютбольшуюроль. Наурокахрусскогоязыкаосуществляютсявовзаимосвязивсеосновныепринципыобучения:сознательность,наглядность,систематичность,прочность,учетвозрастныхвозможностей,индивидуальныйподход.Вобучениирусскогоязыкаособуюрольиграетпринципнаглядности.Принципнаглядностиобученияэтоориентациянаиспользованиевпроцессеобученияразнообразныхсредствнаглядногопредставлениясоответствующейучебнойинформации. Правильноеиспользованиенаглядностинаурокахрусскогоязыкавшколеспособствуетформированиючеткихпредставленийоправилахипонятиях,содержательныхпонятий,развиваетлогическоемышлениеиречь,помогаетнаосноверассмотренияианализаконкретныхявленийприйтикобобщению,которыезатемприменяютсянапрактике.Применениеразличныхсредствнаглядностиактивизируетучащихся,возбуждаетихвниманиеитемсамымпомогаетихразвитию,способствуетболеепрочномуусвоениюматериала,даетвозможностьэкономитьвремя.Вэтомактуальностьработы. Цельисследованияопределитьвлияниенаглядностиприобучениипроизношениюнаурокахрусскогоязыкавнациональнойшколе. Объектисследования:использованиенаглядногоматериалавпроцессеобученияпроизношениюнаурокахрусскогоязыкавнациональнойшколе. Предметисследования:процессиспользованиянаглядностинаурокахрусскогоязыкаприобучениипроизношениювначальнойшколе. Исходяизцели,мыопределилиследующиезадачи: 1.Изучитьвидыиформынаглядности; 2.Рассмотретьразновидностинаглядногоматериаланаурокахрусскогоязыка; 3.Определитьрольнаглядногоматериалаприобучениипроизношениюумладшихшкольников. Объект,предметицельопределилиследующуюгипотезуисследования:есливпроцессеобученияпроизношениюнаурокахрусскогоязыкавначальныхклассахбудутприменятьсянеобходимыеметодыисредстванаглядногообучения,тоэтозначительноповыситэффективностьобучения. Практическаязначимостьработысостоитвтом,чтовведениеиприменениесредствнаглядностинаурокахрусскогоязыкавначальныхклассахявляетсяпоказателемсформированностикачествазнанийиуменийи,какрезультат,эффективностиобучения. Структураработы:работасостоитизвведения,двухглав,выводовпоглавам,заключенияиспискалитературы. Глава1.Основныенаправленияиспользованиянаглядностивпроцессеобучениярусскомуязыкувначальнойшколе 1.1Сущностьиразновидностинаглядногоматериала Средстваобучения,реализующиепринципнаглядности,различаются:похарактеруматериаласловесныйиизобразительный,конкретныеязыковыеединицыиихмодели,схемы;повидамвосприятиязрительному,слуховому,зрительнослуховому;поспособамподачиматериаласпомощьютехническойаппаратурыилибезнеё,встатикеиливдинамике;поорганизационнымформамработыснимифронтальнаяработанаосноведемонстрационнымпособийииндивидуальнаянаосновераздаточногоматериала1. Натуральныепредметыиихизображениядаютпреждевсегопредставлениеовнешнемобликеизучаемогообъекта,позволяютпредставитьеговцелом.Учебныемоделивоспроизводятлишьотдельныенаиболеесущественныестороныявленияилипроцесса. РольучебныхмоделейвформированиитеоретическихпонятийкакосновынаучногомышленияубедительнораскрытыВ.В.Давыдовым.Онхарактеризуетучебныемодели,каксвоеобразныйсплавнаглядностиипонятия,конкретногоиабстрактного,предполагаетдажерассматриватьмоделирование,какдидактическийпринцип,дополняющийнаглядность. СоотношениеэтихпринциповВ.В.Давыдовопределяетследующимобразом:«там,гдесодержаниемобучениявступаютвнешниесвойствавещей,принципнаглядностисебяоправдывает.Нотам,гдесодержаниеобучениястановятсясвязииотношенияпредметов,тамнаглядностьдалеконедостаточна.Здесьвступаетвсилупринципмоделирования». Средстваобучениярусскомуязыкупостроенынаязыковомматериале.Этослова,словосочетания,предложения. Однакодалеконевсегдасловесныйматериалобладаетнаглядностью,ибоонапредполагаетопределеннуюупорядоченностьязыковыхединиц.Впоискахобоснованногорешенияэтихсложныхвопросовсчитаютцелесообразнымразграничитьязыковуюиречевуюнаглядность,посколькушкольныйкурсрусскогоязыкапредусматриваетрешениетворческихипрактическихзадач.Основаниядляподобногоразграничениямынаходимупсихологов. Д.Н.Боярскийутверждает,чтовязыкеестьсвояособаяязыковаянаглядность,котораяслужитчувственнойопоройприформированииграмматическихпонятий. Схематическоеизображениеязыковогоматериалаявляетсясвоеобразныммоделированием,тоестьвоспроизведениемсущественныхсторонизучаемыхправил,определений,понятий.Подобныемоделивнагляднойформераскрываютграмматическиезакономерности,облегчаютформированиенетолькопредставлений,ноипонятий. Главнойзадачейречевойнаглядностидляуроковрусскогоязыкаоблегчитьзапоминаниенаиболеетрудныхслучаевсловоупотребления,соблюдениенормлитературногопроизношения.Поэтомусредстваречевойнаглядности,призванныеоблегчитьвоспитаниекультурыречи,воспроизводятконкретныеслова,словосочетания,предложения. Конкретностьотличаетитесредстванаглядности,которыеиспользуютсянаурокахразвитияречи,нодляформированиякоммуникативныхуменийнеобходиминойматериалтекст.Важноуточнитьнетолькохарактерматериала,составляющегосодержаниесредствязыковойиречевойнаглядности,ноитевидывосприятия,накоторыеэтисредствадолжныбытьориентированы. М.Р.Львовговориторечикакодеятельностичеловека,использующегоязыквцеляхобщения,выраженияэмоций,оформлениямысли,познанияокружающегомира,дляпланированиясвоихдействий.Речьматериальна,онавоспринимаетсяорганамичувств.Речьнетолькопроцесс,ноирезультат:речевыетексты,устныеилиписьменные,книги,рассказы,песниипрочее2. Образыпредставлениясущественноотличаютсяотобразоввосприятия.Посодержаниюонибогачеобразоввосприятия,ноуразныхлюдейониразличныпоотчетливости,яркости,устойчивости,полноте.Степеньнаглядныхобразовпредставленияможетбытьразличной,взависимостиотиндивидуальныхособенностейчеловека,отуровняразвитияегопознавательнойспособностей,отегознаний,атакжеотстепенинаглядныхисходныхобразоввосприятия. Существуюттакжеобразывоображенияобразытакихобъектов,которыечеловекникогданевоспринимал.Однакоонисоставлены,сконструированыиззнакомыхипонятныхемуэлементовобразоввосприятияипредставления.Рольтакихобразовчрезвычайновелика,благодаряэтомучеловекспособенвначалепредставитьсебепродуктсвоеготруда. Наглядностькакпринципобученияпредполагаетсозданиеуобучаемыхнаглядныхпредставленийввидепсихологическогообразаизучаемогообъектаилидействиясцельюформированияунихзнаний,уменийинавыков. Одновременнаяопоранаслухизрениежелательнаприпояснениисредстввыразительностиустнойречи,интонационнозвуковыхинеязыковых(взгляд,мимика,жесты).Сэтойцельюучащимсянадопредоставитьвозможностьнетолькослышатьрассказчика,ноивидетьего.Сочетаниезрительногоислуховоговосприятияпоможетвданномслучаевоспитыватьушкольниковкультурыречевогоповедения,вчастностиумениеобщатьсясаудиторией(говорить,глядянаслушателей,держатьсяспокойно,естественно,избегатьненужныхдвижений)3. Современнаядидактикаисходитизнеобходимостиширокогооснащенияпедагогическогопроцесса.Этотподходотраженвспециальномнормативномдокументе,которыйрегламентируетразработкусредствобученияповсемучебнымпредметам,втомчислеипорусскомуязыку. Типовойпереченьпредусматриваетсозданиесредств,ориентированныхнаразныевидывосприятия,разныеспособыподачиматериала,разныеорганизационныеформыработысним. М.Р.Львовдаетсвоёопределениенаглядныхпособийпорусскомуязыкуучебныепособия,позволяющиеопиратьсяназрительныевосприятия:таблицыпофонетике,грамматике,лексике(например,таблицыгласныхисогласных,таблицысклоненияименсуществительныхипрочее),схемы,словарныеплакатыдлязапоминанияправописанияслов,картиныдлябесед,рассказовисочинений,портретыученыхиписателей,альбом,атакжеэкранныепособиядиаикинофильмы,слайды,телефильмыипрочее.Средстванаглядностиделятсяна: 1.средствазрительнойнаглядности; а)экранные:транспаранты,диапозитивы,диафильмы; б)печатные:демонстрационныекарточки,картины,раздаточныйматериал; 2.средстваслуховойизрительнослуховойнаглядности: а)звуковые:магнитофонныезаписи,грампластинки; б)экраннозвуковые:кинофильмыикинофрагменты,диафильмысозвуковымсопровождением4. Такзрительнаянаглядностьреализуетсявпечатныхиэкранныхпособиях.Значительнаячастьэтихсредствпостроенанаязыковомматериале.Онраспределенмеждутаблицами,демонстрационнымикарточкамиитранспарантами.Подобноераспределениепомогаетвводитьинформациюсразуипочастям,использовать,статичныйидинамичныйспособподачиматериала,чередоватьготовыетаблицыисоставлениеихнаосновеподвижныхэлементов. Главнымсредствомреализациислуховойнаглядностиявляетсязвукозапись,тоестьматериалы,записанныенагрампластинкуилимагнитофоннуюпленку.Этисредстваобучениядополняютживоесловоучителя,расширяютвозможностидляподготовкиииспользования,звучащихобразцов. М.Р.Львовхарактеризуетзвукозаписьследующимобразом.Звукозаписьвиддидактическогоматериала,используемогоприобученииартикулированиюзвуков,орфоэпическомупроизношению,выразительномучтению,интонациям.Представляетсобоймагнитофонныеленты,дискидляпроигрывания,киноленты.Звукозаписииспользуютсятакжедляписьмадиктантасмагнитофона,длявыполнениядругихупражнений,особенновмалокомплектныхшколах,гдеодинучительодновременнозанимаетсясучащимисяразныхклассов. Сочетаниезрительнойислуховойнаглядностиосуществляетсяспомощьюкинофильмов,атакжедиафильмовсозвуковымсопровождением.Этисредстваобученияпозволяютсоздатьслухо-зрительныйсинтезнаосновединамическогоистатистическогоизображения. Передшколойпоставленасерьёзнаязадача:улучшениякачестваобученияивоспитанияучащихся.Успешнорешениеэтойзадачипредполагаетнетолькоповышениенаучно-теоретическогообучения,ноиукреплениематериально-техническойбазышкол,оснащениеучебно-воспитательногопроцессасредстваминаглядности.Этиукреплениеособенноочевиднынапримеретакогоучебногопредмета,какрусскийязык. ПомнениюМ.Р.Львовасредстваобучениярусскомуязыкускладываютсяизтрехкомпонентов:а)учебного,дидактическогоматериала,составляющегосодержаниеобучения:языковыепонятияитермины,входящиевшкольнуюпрограмму,ихопределения,правилапримерыязыковыхединиц,употребляемыевпроцессеобучениядляиллюстрацииопределенийиправилдляупражнения,примерыупотребленияязыковыхединицвречи,тоестьтексты; б)методовиприемовобучениякакприусвоенииязыковойтеории,такформированииречевыхуменийинавыковговорения,чтения,письма,аудирования; в)организацииучебно-воспитательнойработыпорусскомуязыку,такихеёформ,какурокииихсистемы,лабораторныезанятия,экскурсии,внешкольныеивнеклассныезанятия,самостоятельныедомашниезанятияилизанятиявгруппепродленногодняипрочее.Особовыделяютсяматериальныесредстваобучениярусскогоязыка:1)учебныекомплексы:учебник,учебныепособия,сборникиупражнений,словари,карточки,таблицы,картины,звукозаписи,киноителефильмы;2)аппаратураТСОдлявоспроизведениязвучащейиписьменнойречи;3)контрольно-обучающиеустройства,принадлежностиписьмаипрочее,лингафонныекабинеты,кабинетырусскогоязыка.Некоторыеавторыотносяткчислусредствобученийтакжеметодическиепособиядляучителей,рассматриваяихкаксредствообучающеготрудаучителей5. Однимизтребованийэффективнойметодикииспользованиясредствобученияявляетсяреализацияихдидактическихивоспитательныхвозможностей.Поэтомуизложениюметодическихосновиспользованиякаждоговидасредствнаглядностипредшествуеткраткаяхарактеристикаихдидактическихфункции,атакжетребованийксодержанию,построениюиоформлениюматериала.Уточнениеэтихтребований,крометого,поможетучителювцеленаправленнойработепосозданиюсамодельныхпособий. 1.2Рольнаглядногоматериалавобучениирусскомуязыкумладшихшкольников Средстванаглядностипомогаютрешитьтакиезадачи,какмобилизацияпсихологическойактивностиучащихся;введениеновизнывучебныйпроцесс;повышениеинтересакуроку;увеличениевозможностинепроизвольногозапоминанияматериала;расширениеобъемаусваемогоматериала;выделениеглавноговматериалеиегосистематизация. Средстванаглядностииспользуютсяпрактическинавсехэтапахобучения:наэтапеобъясненияновогоматериаланаэтапезакрепленияиформированиянавыков,наэтапеконтролязаусвоениемзнанийиформированиемумений,наэтапесистематизаций,повторения,обобщенияматериала. Вдидактике,какизвестно,выработанынекоторыеисходныепринципиальныеположения,которыеимеютобщееруководящеезначениедлялюбогоучебногопредмета,дляразличныхступенейобучения.Многиеизэтихобщихположенийчащевсегоназываютсядидактическимипринципами6. Несмотрянаобязательныйхарактердлявсехучебныхпредметовиступенейобучения,онинапрактикереализуютсяпо-разному,взависимостиотспецификиучебногоматериала,изучаемоговшколе,иособенностейэтапа,накотором,находятсяэтоизучение.Несмотрянаточтовусловияхначальногообучениячтениеиграмматикаявляютсячастямиодногоитогожепредмета«Русскийязык»,нельзясказать,что,напримерпринципнаглядности,которымпользуетсяучителькакнаурокахчтения,такинаурокахграмматики,применяетсясовершенноодинаково. Однимизфундаментальныхпринциповобучениявсемшкольнымпредметамявляетсявоспитывающийиразвивающийхарактеробучения7. Обучениеэтонетолькосообщениезнаний,ноивоспитание(коллективизма,дружбы,ответственности,любознательностиитомуподобное)ивсестороннееразвитие(восприятия,наблюдательности,памяти,мышление)ребенка. Однимизпринципиальныхтребований,которыепредъявляетдидактикаккаждомуучебномупредметуиккаждойступениобучения,являетсясознательностьусвоенияучебногоматериала.Подсознательностью,преждевсегопонимаетсяучащимисясодержанияизучаемогоматериала;предполагается,чтоученикнемеханическизаучиваетматериалиливыполняетзадание,ондолженобъяснить,почемуонвыполняетиливыполнилтак,анеиначе. М.Р.Львоврассматриваетсознательностьобучениярусскомуязыку,какдидактическийпринцип,предполагаетединствопреподавания(деятельностиучителя)иучения(деятельностиучащихся).Поэтомуобычнопринципсознательностиобученияобъединяетсясактивностьюучащихсявпознавательномпроцессеипринципполучаетназвание:«Принципсознательностииактивностиучащихсявобученииприруководящейролиучителя».Сознательностьобученияпредполагаетнетолькопонимание,глубокоеосознаниеизучаемогоматериала,ноипониманиепутейпознание,актуальноеучастиешкольникавпознании:наблюдениенадфактамиязыка,анализязыковыхобразцов,доступнаяисследовательскаяработа.Сознательностьобученияотноситсяглавнымобразомкусвоениюзнаний,однакосознательностьобученияповышаеткачествоусвоенияуменийинавыковвобластиречи,чтения,письма.Сознательностьобученияисключаетмеханическоеусвоение,зубрёжку,отрывочностьзнаний8. Активностьвобучениирусскомуязыкуинтенсивностьнаправленностишкольниканаучебнуюдеятельность;дидактическийпринцип,требующийтакойпостановкипроцессаобучения,прикоторойучащийсястановитсясубъектомпознавательнойдеятельности,котораявоспитываетинициативность,самостоятельностьвусвоениизнаний,уменийинавыков,вразвитиимышления,речи,памяти,творческоговоображения.Активностьвобученииобеспечиваетсяприменениемсоответствующихметодов,приемовработы,оборудования,пособий. Теоретическиезнаний,однако,вмладшемшкольномобучениинеимеютниобразовательного,ниразвивающегозначения,еслионинесопровождаютсядостаточнымколичествомпрактическихупражненийиеслионипревращаютсявпрактическиеуменияинавыки.«Наурокахрусскогоязыкаизучаетсяинаукаоязыке,ноизучениееёнесамоцель,асредствоосознаниясобственнойречиучащихся,ускоряющееиоблегчающеееёразвитие»,говоритЛ.П.Федоренко9. «Обучениетольковтомслучаеявляетсяфактомумственногоразвития,еслионобудетвызыватьинаправлятьактивнуюумственнуюдеятельностьшкольников».Сдругойстороны,«недостатокростасамостоятельностиучащихсяислабоеразвитиепознавательныхспособностейнаблюдаетсятогда,когдаобучение,опирающеесянаактивнуюумственнуюдеятельностьучащихся,подменяетсянатаскиваниемих». Искусствоучителяначальныхклассовзаключаетсявтом,чтобы,всяческивозбуждаяпознавательнуюактивностьисамостоятельностьдетейнаурокахрусскогоязыка,втожевремяруководитьими,подготавливатьихкактивномувосприятию,осторожнопомогатьимвсамостоятельнойработе,предупреждатьошибки,побуждатьихксамоконтролюивовлекатьвработунадсвоиминедочетамисловом,учитьихучиться,приобщатьккультуреумственноготруда. Младшегошкольниканеобходимонаучитьслушатьнауроке,тоесть,какговорятфизиологиипсихологи,уметьдлительноподдерживатьочагвозбуждениявкореголовногомозга,направленныйнавосприятиевсеготого,чтопроисходитнауроке.Учащийсянетолькослушает,ноизрительнонаблюдаетзадействиямиучителяиливызванногоученика(записьнадоске,демонстрируемоенаглядноепособие).Нооннетолькослушаетинаблюдает,онтакжеидумает,тоестьсопоставляетслышанное,виденное,прочитанное,написанное,классифицирует,анализирует,систематизирует,обобщает,делаетвывод.Инадонаучитьдетей,чтобыонинаурокахрусскогоязыкаумелиобъяснитьдоказывать,рассуждать.Этоспособствуетобщемуразвитиюиусвоениюзнанийиумений. Но,развиваяуучащихсяабстрактноемышление,учительникогданедолжензабыватьклассическуюхарактеристикупознавательныхспособностейдетей,даннуюК.Д.Ушинским:«дитя,еслиможнотаквыразиться,мыслитформами,красками,звуками,ощущениямивообще»10. Отсюдавполнеестественнымпредставляетсяизвестныйдидактическийпринциппринципнаглядности.Дляреализацииэтогопринципанужныразныеформынаглядности,разныеприемыеёприменения,смотряпохарактеруучебногопредмета,взависимостиотособенностейизучаемойтемы,отэтапаработынадтемой.Наглядностьнаурокахязыкаэтонетолькозрительнаянаглядность,онавыражаетсятакжевзвуковойипроизносительнойсторонахречи.Учительсвоимправильнымпроизношением,четкойдикцией,выразительнымчтениемиречьюпоможетинойразлучше,чемрассуждения,понятьязыковоеявлениеи,крометого,воспитатьуучащихсяумениеслушатьислышатьречь,отчетливоиправильнопроизносить,выразительночитать,различатьинтонационнуюсторонуречи. Наибольшийпедагогическийэффектнаглядностьдает,еслисочетаетсясословомучителя,которыйорганизуетнаблюденияучащихся,побуждаетихксамостоятельнымвыводам.Следовательно,делонетольковхарактеретогонаглядногоматериала,которыйвключаетсявучебныйпроцесс,ноивметодикеегоиспользования.Всовременнойдидактикесправедливоподчеркиваетнеобходимостьпоискановыхформсочетаниянаглядностисословомучителя,вчастности,длясозданияпроблемныхситуаций. ПомнениюпсихологаА.Н.Леонтьева,наглядностьможетслужитьнетолькодляконкретизациипредставлений,обогащениячувственногоопытаучащихся,нодлярешенияспециальныхпедагогическихзадачраскрытияопределенныхзакономерностей,подведениякнаучнымобобщениям.Второйзадачеотвечаетлишьтотнаглядныйматериал,который«служиткакбывнешнейопоройвнутреннихдействий,совершаемыхребенкомподруководствомучителявпроцессеовладениязнаниями»11. ВсозданииопордлямыслительныхдействийА.Н.Леонтьеввидитпсихологическуюфункциюнаглядности,котораяоблегчаетпроцессыобобщения. ПсихологическаятеорияН.И.Жинкинапозволяетуточнитьфункциюизобразительногоматериаланаурокахразвитияречи.Этосозданиеситуацииживогообщения,котораявызываетуученикапотребностьубедитьсясвоимимыслямииопределяетинтонационнуювыразительностьустноговысказывания.Длясозданияучебно-речевойситуацииможетбытьиспользованонетолькословесноеописаниеих,ноизрительноевоспроизведениетакихкомпонентов,какобстановка,условияобщения,адресатвысказывания. Причемвторойспособ,спомощьюизображений,обладаетопределеннымпреимуществом,посколькупомогаетшкольникамувидетьситуацию,зрительнопредставитьеё,темболее,чтокартина,рисунок,какправилосопровождаетсясловеснымпояснениемучителя.Поэтомуизобразительныйматериалможетнайтисамоеширокоеприменениенаурокахразвитияречи.Уточнениетребуетидругой,главныйматериал,которыйиспользуетсякакнаглядныйсловесный. М.Р.Львовуказывает,чтоязыковаяподготовкатекстасочинения,изложениянаподготовительныхэтапахкписьменномуилиустномусочинению,кизложениюпроводитсяспециальная,руководимаяучителемподготовкаязыковыхсредствсвязисосборомматериалаиегосистематизацией,ссоставлениемплана,обдумываниемкомпозицийипрочее.Языковаяподготовкатекстапредполагает:а)отборслов,составлениесловарикапредстоящегосочиненияисоответствиистемойсматериалом,выборнаиболееточныслов; б)подготовкуправописаниянужныхслов,предупреждениевозможныхошибоквних; в)подготовкуоборотовречи,изобразительныхсредств,фразеологическихединиц,цитат; г)написаниенебольшихфрагментовпредстоящеготекста,черновыхнабросков. Наэтапеязыковойподготовкетекстаиспользуютсясловари,образцовыетексты;подготовленныйязыковойматериалможетбытьобсужденсучителем.Впроцессенаписаниятекстасочиненияилиизложенияразрешаетсяпользоватьсяподготовленнымязыковымматериалом;важно,чтобыподготовленныесредстваязыкабылидействительноиспользованы. СвязнуюречьМ.Р.Львоврассматривает,кактермин,употребляемыйвметодикерусскогоязыкавтрехзначениях: 1)связнаяречьдеятельностьговорящего,процессвыражениямысли,например:Впроцессесвязнойречиучащиесяовладеваютсинтаксическимиумениями; 2)связнаяречьтекст,высказывание,продуктречевойдеятельности,например:анализсвязнойречи,упражнениявсвязнойречи:изложения,пересказы,докладыипрочее; 3)названиеразделаметодикиразвитияречи:методикасвязнаяречьэтометодикаизложений,сочиненийидругихтекстовых,творческихработ12. Урокиразвитиясвязнойречипредполагаютиспользованиесредствречевойнаглядности,однакопосодержаниюэтисредствапринципиальноиные,потомучтопредназначаютсядляформированиядругихуменийинавыков. ПедагогВ.П.Вахтеровпризнавал,чтоистинностьидостоверностьполучаемыхчеловекомзнанийзависит,преждевсегоотпоказанийоргановчувств.Ученыеособоевниманиеуделялипринципунаглядностивобучениимладшихшкольников.Ноонвыступалпротиводносторонностииузоститрактовокнаглядногообученияипредлагалзаменитьтермин«наглядноеобучение»болееточновыражающимсутьпонятиятермином«предметныйметодобучения».Педагогсчитал,чтопознаниеноситполисенсорныйхарактер,поэтомувобучениинеобходимоиспользоватьнетолькозрительныйислуховойанализаторы,ноидругиеорганычувств:осязание,обоняние,«мускульныеитермическиечувства»,«двигательныеиорганическиеощущения»13. Всовременнойдидактикеутверждаетсяболееширокоепониманиепринципанаглядности.Этоодинизсамыхизвестныхиинтуитивнопонятныхпринциповобучения,использующийсясдревнейшихвремён.Закономерноеобоснованиеданногопринципаполученосравнительнонедавно.Восновееголежатследующиестрогозафиксированныезакономерности:органычувствчеловекаобладаютразнойчувствительностьюквнешнимраздражителям,уподавляющегобольшинствалюдейнаибольшейчувствительностьюобладаюторганызрения.Органызрения«пропускают»вмозгпочтив5разбольшеинформации,чеморганыслуха,ипочтив13разбольше,чемтактильныеорганы.Информация,поступающаявмозгизоргановзрения,нетребуетперекодирования,оназапечатлеваетсявпамятичеловекалегко,быстроипрочно. М.Р.Львовдаетследующееопределениевосприятияучебногоматериалапорусскомуязыкуэтопроцессотражениесовокупностисвойствизучаемогоявления,ихузнаваниеиотнесениекопределеннойкатегорииужеизвестныхсвойствиявленийихосмысление.Ввосприятииучаствуютзрениеслух:восприятиеизбирательно,онозависитотиндивидуальногоопыта,интересов,поставленнойцели.Впредмете«русскийязык»объектомвосприятияслужат:звукиречи,морфемы,словасловосочетания,предложенияитекст,атакжетеоретическийматериалправила,определенияпонятий,моделиисхемы;вправописанииобъектамиявляютсяорфограммаипунктограмма.Следовательно,восприятиеучебногоматериалапорусскомуязыкуэтослушание,чтение,рассматриваниесхемимоделей. Условияхорошеговосприятия: а)постановкацели,задачипередучащимисяиорганизацияихвнимания; б)подготовка,«препарирование»новогоматериала,егопреподнесениесвязьсизученнымранее,четкоевыделениенового,дозировкаматериала,делениеегоначасти; в)контрольвосприятиякаждымучащимся; г)осмысление,осознаниевоспринятого,обобщение. Оченьважночтобыэтапвосприятиянебылупущеннауроке:отчетливоеслушаниезвуковиихсочетаний,четкоевыделениеморфем,словосочетаний,орфограммитакдалее,полноевосприятие,схемимоделей,правилиопределенийэтоосноваэвристическойбеседы,решенияпроблемнойзадачи;безхорошоорганизованноговосприятияневозможнаактивнаяпознавательнаядеятельностьучащихся. Овидахвосприятияипонятийнаглядностиговоритсяследующее:«Всовременнойдидактикепонятиенаглядностиотноситсякразличнымвидамвосприятиязрительным,слуховым,осязательнымидругие.Ниодинизвидовнаглядныхпособийнеобладаетабсолютнымипреимуществамипереддругим. Изучениелексики,морфологиииорфографиипредполагаетвосновномиспользованиезрительныхобразов.Длясинтаксисаипунктуацииэтихобразовнедостаточно:онидолжныподкреплятьсяозвученнымиматериалами,облегчающимиорганизациюнаблюденийнадинтонациейкакоднимизспециальныхсредстввыраженияграмматическихзнанийиорганизацийсинтаксическихединиц. Наглядныепособияспособствуюторганизациичувственногопознанияученика. Длямладшихшкольниковнаглядныепособияимеютбольшоеразвивающеезначение,таккакспособствуютформированиюабстракции,обобщений,операцийанализаисинтеза. Применениенаглядныхучебныхпособииспособствуетформированиюуучащихсяматериалистическихпредставленийипонятий,выработкеунихуменийинавыков.Наглядныепособияиспользуютсявшколенаразличныхэтапахучебногопроцесса:приобъясненииучителемновогоучебногоматериала,призакрепленииегоучащимися,вовремяповторенияизученногоматериалаиприпроверкеучителемзнанийучащихся,атакжевовнеклассной,кружковойработе.Наглядныепособиядолжнысоответствоватьсодержаниюучебныхпрограммиучебнику,методамиприемамобучения,возрастнымособенностямучащихся,атакжеудовлетворятьопределеннымнаучным,эстетическим,санитарно-гигиеническим,техническимиэкономическимтребованиями. Наглядныйматериалимеетбольшоезначениевразвитииречидетейпреждевсегоблагодарясвоейконкретности.Зрительныйобразглубже,нежелисловесный,волнуетчувствоивоображениедетей,сильнеевозбуждаетмыслиивызываетжеланиеоблечьэтимыслиичувствавслова. Всесвязанноеснаглядностью,яркостьювпечатлений,вызываетсильныечувстваизапоминаетсялегкоинадолго.Привыраженныхзатрудненияхвизученииправилдетиотносительносправляютсясправиламинаглядно-действенногохарактерасобобщенияминанаглядномуровне.Послеэтогоонихорошоосуществляютпереносусвоенныхзнанийнановыйматериал.Наблюденияучителейначальныхклассовиисследованияпедагоговпсихологовсвидетельствуютопреобладанииумладшихшкольниковкинетическихивизуальныхстилейобучения. Школьникунеобходимаработасобразами.Образынаполняютпонятиясодержанием,служатдлявыявленияихглубинныхсвойств.Понятиябезобразовпусты. Недостаточныйжизненныйопытмладшихшкольниковопределяетограниченностьихсловарногозапаса.Новыеслова,научныетермины,могутусваиватьсятолькопараллельноссоответствующимиобразамииработой,нацеленнойнаосмыслениеэтихтерминовиобозначаемыхимипонятий.Наглядно-чувственныеданныепозволяютпроникатьвпознаниядействительности. Наглядныепособияактивизируютпроцессобучения. Однаизцелейобучениярусскогоязыкавшколе,какотмеченовобъяснительнойзапискекпрограмме«подготовитьучащихся,грамотныхвширокомсмыслеслова,вооружитьихнавыкамипользованияустнойиписьменнойречьювтакойстепени,вкакойэтобудетимнеобходимадляактивнойтворческойпроизводственнойиобщественнойдеятельности»14. ВпрограммесреднейобщеобразовательнойшколеподредакциейЛ.С.Зайцевавобъяснительнойзапискеуказано«Вцеляхактивизациипознавательнойдеятельностидетейследуетпрактиковатьразличногородаучебныезадачиспривлечениемдидактическихигр,чащевводитьупражненияиигрызанимательногохарактера(кроссворды,шарады,ребусы,грамматическое,орфографическоелото,игрыв«путешествия»словидругие),использоватьразнообразныенаглядныеитехническиесредстваобучения.Нормализациянагрузки,предупреждениюутомляемостиспособствуетвключениевурокразнообразныхвидовдеятельностидетей(слушаньеучителя,беседа,наблюдениезаязыковымматериалом,работасучебником,тетрадью,доской,игры,наглядныепособияидругое),рациональноечередованиеустныхиписьменныхупражнений,своевременноепроведениефизкультминуток». Т.В.ИгнатьеваиЛ.А.Вахметинаутверждали,что«наурокахобучениячтениюиписьмуучительстремитсякразнообразиювидовдеятельностисучетомпсихофизиологическихособенностейпервоклассников,используетзанимательныйматериал,включаетвурокигровыеситуациинаправленынато,чтобыснятьнапряжение,переключитьвниманиедетейсодногоучебногозаданиянадругое». ВпрограммепорусскомуязыкуичтениюКлимановаЛ.Ф.отмечает,что«познавательнаяориентациякурсаобеспечивает:усвоениеосновныхязыковыхпонятийнаиллюстративно-образнойосновесучетомэтаповпознавательнойдеятельностиребенкаотнаглядно-практическогоиобразно-символическогоуровнейосмысленияматериалакабстрактно-логическомупонятийномууровнюусвоенияязыка». Такимобразом,прииспользованиинаглядныхпособийурокрусскогоязыкаприобретаетэмоциональнуюокраску,привлекательнуюдлямаленькихучеников,благодаряэтомуповышаетсяегоэффективностьиулучшается«климат»вкласса. Всевышесказанноепозволяетсделатьследующиевыводы:наглядностьвобучениирусскомуязыкуявляетсяоднимиздидактическихпринципов,состоитизопорыначувствительноепознаниевобразованииуучащихсяпредставленийипонятийнаосновеживоговосприятияпредметаиявлений. Психологисчитаютцелесообразнымразграничитьнаглядностьнаязыковуюиречевую,посколькушкольныйкурсрусскогоязыкапредусматриваетрешениетворческихипрактическихзадач. Сочетаниезрительногоислуховоговосприятияпоможетвоспитыватьушкольниковкультурыречевогоповедения,вчастностиумениеобщатьсясаудиторией. Однимизтребованийэффективнойметодикииспользованиясредствобученияявляетсяреализацияихдидактическихивоспитательныхвозможностей. Наглядностьэтоодинизважнейшихдидактическихпринципов,разрабатываетсяиреализуетсявтеорииипрактикепреподаваниярусскогоязыканавсехэтапахразвитияшкольногообразования.Основнымспособомегореализацииявляетсяиспользованиесредствнаглядностивучебномпроцессе. Средстванаглядностипомогаютрешитьтакиезадачи,какмобилизацияпсихологическойактивностиучащихся;введениеновизны,вучебныйпроцесс;повышениеинтересакуроку;увеличениевозможностинепроизвольногозапоминанияматериала;расширениеобъемаусеваемогоматериала;расширениеобъемаусеваемогоматериала;выделениеглавноговматериалеиегосистематизация. Искусствоучителяначальныхклассовзаключаетсявтом,чтобы,всяческивозбуждаяпознавательнуюактивностьисамостоятельностьдетейнаурокахрусскогоязыка,втожевремяруководитьими,подготавливатьихкактивномувосприятию,осторожнопомогатьимвсамостоятельнойработе,предупреждатьошибки,побуждатьихксамоконтролюивовлекатьвработунадсвоиминедочетами. Такимобразом,наглядностьиграетособуюрольвобучениидетеймладшегошкольноговозраста,таккаксоответствуетособенностямихвосприятияиусвоениязнаний.Наглядныепособияимеютбольшоеразвивающеезначение,атакжеспособствуютвыработкеудетейуменийинавыков. Глава2.Использованиенаглядностиприобучениипроизношениювначальнойшколе 2.1Основныетребованиякобучениюпроизношению Вцеляхактивизациипознавательнойдеятельностииразвитияречевыхнавыковуучащихсямладшихклассовнаурокахучителямследуетпрактиковатьразличногородаучебныезадачиспривлечениемдидактическихигр,чащевводитьупражненияиигрызанимательногохарактера(кроссворды,шарады,ребусы,грамматическое,орфографическоелото,игрыв«путешествия»словидругие),использоватьразнообразныенаглядныеитехническиесредстваобучения. Вэтомпунктеотражаетсяопытучителейпоиспользованиюзаданийснаглядностями,которыеспособствуютразвитиюнаглядно-действенногоинаглядно-образногомышлениямладшихшкольников.Например,учителяначальныхклассовчастоиспользуют«Лентубукв».«Лентабукв»впервыхучебникахшкольника«Букваре»и«Азбуке»являетсяоднимизсущественныхкомпонентов.Онавыступаетвкачествесвоеобразногосредстванаглядности,помогающеговзапоминаниибуквиоказывающегодетямзаметнуюпомощьвразличениизвуковибукв,восознаниипринципаихклассификации,икромеэтого,открываетпередучителемдополнительныевозможностиразнообразитьееработунаурокахпервоначальногочтения.Дляэтогомыиспользуемклассную«лентубукв»,котораяпредставляетсобойувеличеннуювмасштабе«ленту»,помещеннуювбукваре. Обучениеграмотепроводимвдвапериода:подготовительныйиосновной.Наэтапегласныхбуквподготовительногопериодазнакомимучащихсяспервымипятьюгласнымибуквамииприступаемкработес«лентойбукв»,кработе,квозможностикоторойрасширяютсявосновнойпериод.Вэтовремяпроводимурокидвухтипов:урокиознакомлениясновымизвукамиибуквамииурокизакреплениязнанийоновыхзвукахибуквах.Накаждомизних«лентабукв»применяетсябезвсякогоущербадляглавногонауроках–обучениячтениюслогов,словипростейшихтекстов.Описываемыеприемыработыс«лентой»проводятсякакпоучебнику,такипоклассной«лентебукв». Наэтапахподготовкикизучениюновогоматериалаилиповторениясцельюобобщенияобизученныхужезвукахибуквах,предлагаемучащимсяследующиезадания:Чтениеизученныхгласныхбукввпрямомилиобратномпорядке;Чтениеизученныхсогласныхбуквсверхувниз,снизувверх,приэтомребенокдолженговоритькакойзвуконаможетобозначать;Чтениеизученныхбукввпрямомиобратномпорядке.Приэтомможнопровестиигру«Ктолучше?».Угадываниебуквпополовинкамбукв;Характеристиказвукаобозначенногоданнойбуквой;Обозначениебуквамизвуков.Весьмаважныприемыработыс«лентойбукв»,которыепозволяютопределитьместоновойбуквыврядуизученных,чтообеспечиваетзапоминаниеееграфическогоизображения,названияисоответствиясозвуками:Установлениеместановойбуквыврядубукв(«ленты»)Составлениеслов(устно)созвуками,обозначаемымиданнойбуквойтак,чтобыонибыливначале,серединеиливконцеслов.Можнопровестиввидеигры«Ктобольше?».Составлениедвухбуквенныхитрехбуквенныхслоговсбуквой,указаннойна«лентебукв»путемдобавленияизвестныхгласныхисогласныхичтениеих.Нахождениевбукварныхсловахипредложенияхбуквы,указаннойна«лентебукв».Наурокахпозакреплениюизученныхбуквполезнымибудуткакназванныевыше,такиследующие,болеесложныезадания:Составлениесловсданнойбуквойтак,чтобыонавначале,серединеиликонцесловаобозначалатвердыйилимягкий,звонкийилиглухойсогласный,гласный,служащийдляобозначениямягкостиилитвердостипредшествующихсогласных. Составлениеичтениесловпо«лентебукв»(возможнодополнительноеиспользованиеразрезныхслогов).Закреплениеуменияраспознаватьгласныеисогласныезвукинаслух,правильнопроизноситьихобозначатьбуквами.Уточнениеартикуляцииотдельныхзвуковвсвязиссопоставлениемсбуквами.Упражнениевопределениислогообразующейролибукв.Числопри....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: