- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе с родным нерусским языком обучения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010242 |
Тема: | Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе с родным нерусским языком обучения |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: Методика преподавания русского языка На тему: «Использование дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе с родным нерусским языком обучения» Выполнила: студентка 2 курса 2 группы 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании КунзекпенТайганаМергеновна Научный руководитель: Ооржак Рима Маннай-ооловна Кызыл 2017 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 6 1.1 ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6 1.2. ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 11 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОМУ 17 2.1. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ И АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. 17 2.2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 36 Введение Актуальностьисследования.Работапосвященаисследованиювлияниядидактическойигрынаповышениеинтересактакомуучебномупредметукакрусскийязыксроднымнерусскимязыкомобучения. Считаю,чтовнастоящеевремяэтапроблемаактуальна,таккакоднотипностьишаблонностьуроковснижаютинтерескобучению,делаютучебныйпроцессбесперспективным.Русскийязыкявляетсяоднимизсложныхиотнюдьнесамыхинтересныхпредметоввшколе.Поэтомунеобходимоещёвначальнойшколеразвитьуучащихсяинтерескэтомупредмету,сделатьегокакможноболеерадостнымиувлекательным.Вэтомимогутпомочьдидактическиеигры,ихпериодическоеиспользованиенауроках. Свойроднойязыклюдидолжнызнатьсраннегодетства,нообучениекдругомуязыкупроцесссложный,особоевниманиеэтомудолжноуделятьсявначальнойшколе.Знанияпорусскомуязыку,полученныедетьмивначальныхклассах,дадутимключкпознанию,кобразованности,кподлинномуразвитиюума,обеспечатформированиематериалистическогомировоззрения,развитиеабстрактногомышленияидадуттеоретическуюбазудляусвоенияорфографических,грамматических,орфоэпическихуменийинавыков.Всёэтобудетспособствоватьповышениюкачествазнаний,грамотностимладшихшкольников. Однаковнастоящеевремяпреподаваниерусскогоязыкавначальнойшколеосуществляетсяввесьмасложныхсоциокультурныхусловиях,отражающихнеоднозначностьобщественных,политическихиидеологическихпреобразований,чтоисказываетсянакачествезнанийучащихся. Основноепсихологическоеразличиеигровойиучебнойдеятельностисостоитвтом,чтоигроваядеятельностьявляетсясвободной,вполнесамостоятельной-ребенокиграеттогда,когдахочет,выбираетпосвоемуусмотрениютему,средствадляигры,выбираетроль,строитсюжетипр.Учебнаядеятельностьпостроенанаосновепроизвольныхусилийребенка.Онобязанделатьто,чтоемупоройнехочетсяделать,таккакучебнаядеятельностьоснованананавыкахпроизвольногоповедения.Переходотигровойдеятельностикучебнойчастонавязываетсяребенкувзрослыми,анепроисходитестественнымпутем. Теоретическаябазаисследования.Педагогипонимали,чтовигреребенокнакапливаетзнания,развиваетспособности,формируетпознавательныеинтересы.Наверно,игра,поэтомувисторииразвитияпедагогическихсистем,быласвязанасобразовательнымизадачами.Развивалисьигры,приспособленныектому,чтобыобучатьдетейречи,счету,письму.Например,впедагогикеЕ.А. Флерина1иградаваладетямпредставлениеоформе,величине,цветепредметов,всистемеВ.И. Попова2,например,игрыиспользовалиськакобразовательноесредство.ИсследованияА.К. Бондаренко3,Е.В. Архипова4,М.А. Новиков5идругихсвидетельствуют,чтозакономерностиформированияумственныхдействийнаматериалешкольногообученияобнаруживаютсявигровойдеятельностидетей. Цельработы:датьхарактеристикудидактическойигрекаксредствуповышенияинтересакрусскомуязыку; Задачи: изучитьтеоретическиеосновыдидактическихигр,влияющихнаповышениеинтересакрусскомуязыкудлядетейснероднымрусскимязыкомобучения. проанализироватьопытпередовыхпедагогов,использующихвсвоейпрактикедидактическиеигры,влияющиенаповышениеинтересакрусскомуязыку; использованиедидактическихигрнапрактикесцельювыявленияповышенияинтересакрусскомуязыку; Объектисследованияразвитиепознавательногоинтересаумладшихшкольников. Предметисследованияпедагогическиеусловияиспользованиядидактическойигрыкаксредстваразвитияпознавательногоинтересаумладшихшкольников Гипотеза:процессповышенияинтересакрусскомуязыкубудетэффективнее,есливсериюуроковрусскогоязыкабудутвключатьдидактическиеигрыинтересные,доступные,включающиеразныевидыдеятельностидетей. Дляподтверждениявыдвинутойгипотезыиспользовалисьследующиеметодыисследования; изучениеианализлитературыпопроблеме; педагогическоенаблюдение; анализпроделаннойдеятельности. Базаисследования:МБОУ СОШ № 11 г. Кызыла Структураработы.Даннаяработасостоитизвведения,двухглав,заключения,спискалитературыиприложения. ГлаваI.Теоретическиеосновыпостроенияпроцессаобучениярусскомуязыкувначальнойшколесиспользованиемдидактическихигр 1.1Подходыкпостроениюпроцессаобучениярусскомуязыкувсовременнойначальнойшколе Впоследние10-20летидётактивныйпоискусиленияпрактическойнаправленностиосвоениярусскогоязыка,изученияеготак,чтобыдажемладшийшкольниквпределахвозрастныхвозможностеймогсвободнообщатьсянанём,осознанноотбиратьсредстваязыка,осваиватьегокрасоту,лексическоебогатстворусскойсловесности.Ужевэтомвозрастеребятампредстоитрешатьмногообразныеречевыезадачи-задатьвопрос,очём-тосообщить,обратитьсяспросьбой,пригласить,поздравить,понятьобращённуюкнимречь(устнуюиписьменную).Аглавное-начатьчитатькнижки.Таковыцелиизадачиизучениярусскогоязыкавшколе.Актуальнаяизних-воспитатьлюбовькязыкурусскогонарода,научитьсяпостигатьсегопомощьюкультуру,особенностинациональногохарактера,обретатьдуховно-нравственнуюосновугражданина,патриота. Мыпривыкликспециальноподобраннымтекстампатриотическогоилинравственногохарактера. Носегоднянужнодругое:изучениесамогоязыка,языкарусскогонарода.Этазадачасталапервоочереднойвсвязистем,чтоидётмощнаяэкспансиясостороныанглийскогоязыка.Появиласьреальнаяугрозаидлярусского,идлядругихязыков-оказатьсяпоглощённымианглийским. Особеннозаметнатревожнаятенденция-желаниеродителей,чтобыихребёнокобязательноизучалвшколетолькоанглийский.Трудно-призовутнапомощьрепетиторов.Владетьанглийскимсталопрестижно,ведьанглийскийактивноиспользуетсясейчасвделовойсфере,врыночнойэкономике,вкомпьютерныхтехнологиях.Отсюдаирезультаты:многиевыпускникиуспешносдаютэкзаменыпоиностранномуязыку,нообнаруживаютполнуюбеспомощностьвформулированиисвоихмыслейприобщениинарусскомязыке. Оченьвредитобщейязыковойграмотностиупотреблениеполногоязыкаврезкосниженномстиле.Детисудовольствиемпереходятнаобщениеспомощьюжаргонизмов,нередкоинецензурныхслов. Огромнарольизучениярусскогоязыкавстановлениидуховно-нравственнойличности.Языксвязансмноговековымидуховнымитрадициями,нравственнымиубеждениями,самосознанием,мудростьюнарода-своегосоздателя.ВеликийрусскийпедагогК.Д.Ушинскийотмечал:«Лучшееидажеединственноверноесредствопроникнутьвхарактернарода-усвоитьегоязык»6. Наурокахрусскогоязыканужнопересмотретьработуспроизведениямиустногонародноготворчества,особенноспословицамиизагадками.Учителяиспользуютихдостаточночасто,но,ксожалению,практическивсе,какправило,подбираютрадизакрепленияорфографическихправил.Ушинскийговорил:«Мыучимсянародномуязыкунапословицах,иболучшегонародногоязыка,чемкоторыйсохранёнвпословицах,незнаем»7.Поэтомунадосначалавыявитьсмыслпословиц,азатемобратитьвниманиедетейнаобразность,краткостьиёмкостьязыка,выражающегоэтотскрытыйсмысл.Полезныупражнениявсоставлениипословициздвухчастей,дописываниеихпоконцуилиначалу,подборпословицссинонимическимиилиантонимическимизначениями. Приподборезагадок,которыетакжеширокоиспользуютсянауроках,приоритетнымполезносделатьанализособенностейих«тайнойречи»,поискслов-ключиковкотгадке.Чтобывоспитательныйпотенциалтакойработы-развитиевоображения,образностимышления,языковоговкуса-сталнамногоэффективней,рекомендуетсяиспользоватьтекстынеизвестныхдетямзагадок,чтобыанализ,поискязыковыхсредствбылоправдан. Аналогичнойработытребуютидругиепожанрупроизведенияустногонародноготворчества.Подчёркиваяточность,выразительность,поэтичностьидругиекачестваанализируемыхобразцовнародноготворчества,вытемсамымбудетесодействоватьвоспитаниючуткостиккрасотерусскогоязыка,устнойнароднойречи.Полезнотакжевключатьвурокивысказываниямастеровслова,языковедоворусскомязыке,доступныедляпониманияизаписиученикамимладшихклассов.Например:«Русскийязык-ревучийибогатый,задушевный,какпеснянадколыбелью»8. Практикаубеждает:записьтакогородавысказыванийлучшепроводитькакзанятияпокаллиграфиивначалеурока.Высокийслогпобуждаетктщательнойзаписиэтихмыслей-жемчужин.Афоризмыстановятсясвоеобразнымзапевомвсегоурокаитребуюттакогожеяркогоматериаладлядальнейшегораскрытияосновноймысливысказываний.Конечно,приэтомнужносамимтрепетноотноситьсякязыку,которомумыучимдетей. Когдасформированмотивизученияязыка,главнейшейстановитсязаботаоязыковомиречевомразвитиикаждогошкольника.Эффективентотурок,накоторомдетиосмысливаютпрактическуюзначимостьизучаемогоматериала,стремятсяусвоитьновоеязыковоеявлениеидостигаютуспехавовладениисобственнымиречевыми,интонационными,графическими,скоростныминавыками,испытываютнетолькочувствоуспеха,ноиудовольствияотграмотнойречи,грамотногописьма.Весьмаперспективнавэтомнаправлениикоммуникативнаяориентированностьуроковрусскогоязыкаикурсавцелом. Коммуникативнаяориентацияизучениярусскогоязыкапоможетнаучитьдетейсвободноиосознанно(сучётомвозраста)пользоватьсясредствамиязыкаприобщении-пониматьсодержаниеустнойиписьменнойречи,уметьслушатьичитать,выражатьустноиписьменнособственныемыслиичувствавразличныхсферахижанрахречи.Вэтомсостоитсовременноепониманиеразвитияречи-развитиеосновныхвидовречевойдеятельности,котораябазируетсянаобогащениисловарядетей,наразвитииихграмматическогострояречи,речевогослухакаждогошкольника.Детидолжнывнятнопроизноситьзвуки,слова,восприниматьивоспроизводитьинтонациювысказывания,различатьфонемы.Кразвитиюречевогоаппаратаотноситсяитренировкаподвижностикисти,мелкихмышцпальцев,способствующаядостижениюбыстрогоиразборчивогописьмаит.п. Важнейшейхарактеристикойкоммуникативногоподходаявляетсяиспользованиетекставкачестведидактическойединицыучебногоматериала.Анализтекстовстроитсякакразговорсавторами.Наосноветекстовучащиесянаблюдаютфактыязыка,усваиваютречеведческиепонятия,наихбазеформируютсянавыкиязыка,навыкирождениятекста.К.Д.Ушинскийпризывалучителейцеликомдоверятьсявоспитательнымвозможностямхудожественноготекста,силеродногослова,говоря,что«язык-величайшаясилавоспитания»9. Прианализепоэтическойречивыразитесвоёвосхищениепоэтическимобразнымсловом,преклонениепереднимирадостьотеговосприятия.Этобудетсодействоватьразвитиюэтико-эстетическоговкуса,эмоциональнойкультурыдетей. Посредствомтекстов,принадлежащихперумастеровслова,можнонагляднопредставитьбогатствоизобразительныхресурсоврусскогоязыка,обогатитьсвойлексиконточнымииобразнымисловамииоборотами. Втожевремяопоранатекстобеспечиваеторганическоеединствопознаниясистемы,структурыязыкаиразвитияречи.Обычноприналичиивучебномматериаледобротноготекстапроводитсясдвоенныйуроксловесности,накоторомформируютсяичитательские,иязыковые,иречевыеумения. Такимобразом,типыуроковприсовременныхподходахстановятсяразнообразнее.Этоитрадиционныеурокипоизучениюновогоматериаласзакреплениемзнанийорфографии,грамматики,фонетики(комбинированные),раздельныеурокипообъяснениюновогоматериала,закрепления,проверкизнаний,урокисловесности,уроки-тренинги,урокиподготовкикизложению,ксочинению,урокианализатворческихработ,,урокириторики,уроки-конкурсы,уроки-инсценировки,интегрированныеурокинаматериаледругихпредметовит.п. 1.2.Видыдидактическихигрвобразовательномпроцессеначальнойшколы Вседидактическиеигрывначальнойшколеможноразделитьнанескольковидов:Игрыспредметамивначальнойшколе Внихиспользуютсяреальныепредметыиигрушки.Играясними,школьникиучатсясравнению,устанавливаютсходствоиразличиепредметов.Дидактическиеигрывначальнойшколерешаютзадачинаклассификацию,установлениепоследовательности.Помереовладенияучащимисяновымпознаниемопредметнойсредезаданияусложняются:школьникиделаютупражнения,определяяпредметполюбомуизпризнаков,затемобъединяютпредметпоэтомупризнаку(форме,цвету,качеству,идр.) Словесныеигрывначальнойшколе Онипостроенынадействияхисловахшкольников.Делаяставкунаимеющиесяпредставленияопредметах,втакихиграхшкольникиучатсяуглублятьзнанияоних.Именновдидактическихиграхтребуетсяиспользоватьполученныеранеезнаниявновыхобстоятельствахисвязях.Этиигрыпроводятсдетьмивсехвозрастов,новажныониименноввоспитаниииобученииучащихсявначальнойшколе,таккакониразвиваютумениевнимательнослушатьучителя,быстронаходитьответнавопрос,четкоформулироватьсвоимысли. Игры-беседы Восновележитобщениеучителясошкольниками,школьниковспреподавателемидетеймеждусобой.Этообщениеимеетуникальныйжанрискусногообученияиигровойдеятельностишкольников.Вигре-беседеучительчастодействуетнеотсвоеголица,аотблизкогоперсонажаитемсамымнетолькосохраняетобстановкуобщения,ноиусиливаетрадостьдетей,желаниеповторитьзадание.Однакоигра-беседатаитвсебеопасностьусиленияприемовпрямогообучения.Воспитательноезначениезаключеновсодержаниисюжета-темы,ввозбужденииинтересактемилиинымаспектамобъектаизучения,отраженноговигре.Познавательноесодержаниенележит«наповерхности»:егонужнонайти,сделатьоткрытиеиврезультатечто-тоузнать. В педагогикеФребеляиградаваладетямпредставлениеоформе,величине,цветепредметов.Всистеме.ОДекролиигрыупотреблялиськакобразовательноесредство.ВпрактикеПоттииХиллнапервыйвзглядвыступаютаксессуарыигры,т.е.материалыдляконструированияимоделирования.Почемуименновигресоздаютсяблагоприятныеусловиядляусвоенияновыхзнанийиуменийидляразвитияудетейпсихическихпроцессов?Важнейшийпсихологическийсекретигрывтом,чтоонаобязательнопостроенанаинтересеидобровольности.Заставитигратьнельзя,увлечьигройможно10. Игракакспособпереработкиполученныхизокружающегомиравпечатленийизнаний-наиболеедоступныйдлядетейвиддеятельности.Ребенокиграетввоображаемыхситуациях,втожевремяработасобразом,пронизывающаявсюигровуюдеятельность,стимулируетпроцессмышления.Врезультатеосвоенияигровойдеятельностиуребенкапостепенноформируетсястремлениекобщественно-значимойучебнойдеятельности. Игры,которыеиспользуютсявначальнойшколе,делятсянадвебольшиегруппы-ролевые(творческие)идидактические(игрысправилами).Дляролевыхигрсущественнымявляетсяналичиероли,сюжетаиигровыхвзаимоотношений,вкоторыевступаютдети,исполняющиероли.Например,ролеваяигра«Встречаемгостей».Вначальнойшколеэтотвидигрвпоследниегодыстановитсявсеболеепопулярным,таккакучительначинаетпониматьихзначениявразвитииумладшихшкольниковвоображения,творчества,навыковобщения.Дидактическиеигры-болеепривычныйдляучителяметодобученияивидигровойдеятельности.Ониделятсянанаглядные(игрыспредметами),атакжесловесные,вкоторыхпредметынеиспользуются.Средидидактическихвыделяютсясюжетныеигры,например«Магазин»,«Почта»,гдеврамкахзаданногосюжетадетинетолькорешаютдидактическуюзадачу,ноивыполняютролевыедействия. Главноезначениеэтихигрвследующем:значительноповышаетсяпознавательныйинтересмладшихшкольниковкобучениюграмоте;каждыйурокстановитьсяболееярким,необычным,эмоциональнонасыщенным;активизируетсяучебно-познавательнаядеятельностьмладшихшкольников;развиваетсяположительнаямотивацияучения,произвольноевнимание,увеличиваетсяработоспособность. Рассмотримсущностьдидактическойигры.Данныйвидигрыпредставляетсобойсложное,многоплановоепедагогическоеявление,неслучайноеёназываютиметодом,иприемом,иформойобучения,ивидомдеятельности,исредствомобучения.Мыисходимизтого,чтодидактическаяигра-этометодобучения,впроцессекоторойвигровойситуациирешаютсяучебно-воспитательныезадачи. Дидактическаяиграможетиспользоватьсянавсехступеняхобучения,выполняяразличныефункции.Местоигрывструктуреуроказависитоттойцели,скоторойееиспользуетучитель.Например,вначалеурокадидактическаяиграможетприменятьсядляподготовкиучениковквосприятиюучебногоматериала,всередине-сцельюактивизацииучебнойдеятельностимладшихшкольниковилизакрепленияисистематизацииновыхпонятий. Вовремяигрыученик-полноправныйучастникпознавательнойдеятельности,онсамостоятельноставитпередсобойзадачиирешаетих.Длянегодидактическаяигра-этонебеззаботноеилегкоевремяпрепровождение:играющийотдаетеймаксимумэнергии,ума,выдержки,самостоятельности.Познаниеокружающегомиравдидактическойигреоблекаетсявформы,непохожиенаобычноеобучение:здесьифантазия,исамостоятельныйпоискответов,иновыйвзгляднаизвестныефактыиявления,пополнениеирасширениезнанийиумений,установлениесвязей,сходстваиразличиямеждуотдельнымисобытиями.Носамоеважное-непонеобходимости,неподдавлением,апожеланиюсамихучащихсявовремяигрпроисходитмногократноеповторениематериалавегоразличныхсочетанияхиформах.Крометого,играсоздаетатмосферуздоровогосоревнования,заставляетшкольниканепростомеханическиприпоминатьизвестное,амобилизоватьвсезнания,думать,подбиратьподходящее,отбрасыватьнесущественное,сопоставлять,оценивать.Вдидактическойигреучаствуютвседетикласса.Победителемчащебываетнетот,ктобольшевсехзнает,атот,укоголучшеразвитовоображение,ктоумеетнаблюдать,быстрееиточнеереагироватьнаигровыеситуации. Дидактическаяиграсодержиттрикомпонента:дидактическуюцель,игровоеправило,игровоедействие. Дидактическаяцельопределяетсякакосновнаяцельпроведенияигры:чтоучительхочетпроверить,какиезнаниязакрепить,дополнить,уточнить. Игровоеправило -этоусловиеигры.Обычноониформулируютсясловами«если,то…».Игровоеправилоопределяет,чтовигреможно,ачегонельзяизачтоигрокполучаетштрафноеочко11. Игровоедействиепредставляетсобойосновную«канву»игры,еёигровоесодержание.Этоможетбытьлюбоедействие(добежать,поймать,передатьпредмет,произвестиснимкакие-томанипуляции),могутбытьсоревнование,работанаограниченноевремяит.п. Такимобразом,дидактическаяигра,во-первых,выполняетобучающуюзадачу,котораявводитьсякакцельигровойдеятельностиипомногимсвойствамсовпадаетсигровойзадачей;во-вторых,предполагаетсяиспользованиеучебногоматериала,которыйсоставляетсодержаниеинаосновекоторогоустанавливаютсяправилаигры;в-третьих,такаяиграсоздаетсявзрослыми,ребенокполучаетеёвготовомвиде. Дидактическаяигра,являясьметодомобучения,предполагаетдвестороны:учительобъясняетправилаигры,подразумевающиеучебнуюзадачу;аучащиеся,играя,систематизируют,уточняютиприменяютполученныеранеезнания,умения,навыки,унихформируетсяпознавательныйинтерескпредмету.Вначальнойшколемогутбытьиигры,вкоторыхдетиприобретаютзнания. Главнымусловиемдляпроведениялюбыхигрсправиламиявляетсяналичиеушкольниковпредставлений,необходимыхдлясоблюденияправилигры.Поэтомудидактическиеигрыцелесообразноорганизовыватьневначалеизучениятемы,когдазнаниядетейещенедостаточны,авконце,когдатребуетсяпроверить,чтоусвоенохорошо,ачтотребуетповторения Дидактическаяиграможетиспользоватьсянавсехступеняхобучения,выполняяразличныефункции.Местоигрывструктуреуроказависитоттойцели,скоторойееиспользуетучитель.Например,вначалеурокадидактическаяиграможетприменятьсядляподготовкиучениковквосприятиюучебногоматериала,всередине-сцельюактивизацииучебнойдеятельностимладшихшкольниковилизакрепленияисистематизацииновыхпонятий. Игрысправиламивсегдаимеютучебнуюзадачу,которуюнужнорешить.Впроцессеэтихигрребенокусваиваетсистемуэталоновсенсорных,этических,практическихидругих,уточняетсвоизнанияобокружающеммире,учитсяприменятьихвдругихситуациях.Игрусучениемможетобъединятьодинитотжеспособдействия,например,классификация,сравнение,анализидр.Игрысправилами,такжекакиучебнаядеятельность,обязательнодаютположительныйрезультат,развиваютсамоконтрольисамооценку.Такимобразом,компонентыучебнойдеятельностисовпадаютсоструктуройигрысправилами. Играсправилами,и,преждевсегодидактическаяигра,должназаниматьопределенноеместовначальномобразовании,таккаконаположительновлияетнаразвитиеребенка(наегомышление,внимание,речь),способствуетформированиюновойведущейдеятельности-учебной. Такимобразом,ценностьдидактическихигрзаключаетсяивтом,чтодетивзначительноймересамостоятельноучатся,активнопомогаядругдругуивзаимносебяпроверяя.Приемыиформыработынаурокахобученияграмотевозможнысамыеразнообразные.Всезависитотпрофессионализмаитворчестваучителя. Использованиеигрвпроцессеобученияпревращаетихвкатегориюдидактических,гдепроцессобразованияпогруженвпроцессобщения,аактивностьобучающихсясравнимаилидажепревосходитактивностьпедагога. Глава2.Анализпедагогическойдеятельностипопроведениюдидактическихигрнаурокахрусскогоязыкакак неродному 2.1.Анализобразовательнойситуацииобучениярусскомуязыкукакнеродномуиактуальностьопыта. Вшколе №11 г.Кызыла, где я прохожу практику,обучаютсяучащиеся 2 национальности: русские и тувинские.80%учащихсясоставляюттувинские дети.Дляэтихучащихсярусскийязыкнеявляетсяродным.Большинстводетейпоступаютвпервыйкласс,плохозная(иногданезнаявообще)русскийязык. ВколлективеСОШ№11все учителя в совершенстве владеют со знанием русского языка, поэтому не трудности обучать детей русскому языку. Сначалаярешилаопределитьуровеньвладениярусскимязыкомучащихся начальных классов,чтопомогломневдальнейшейработе.Дляопределенияуровняязыковойподготовкиучениковяиспользовала«ПроектобразовательногостандартапорусскомуязыкукакгосударственномуязыкуРФ»,гдеопределенытребованиякуровнюподготовкиучениковнаначальномиосновномэтапахобучения,предложеныспособыизмеренияуровнявладенияязыком12.Нарядустрадиционнымиформамистандартпредусматриваетинетрадиционные-тестирование,методикиизмеренияуровнявладенияслушанием,чтением,говорением,письмом.Диагностиказнаний,уменийучащихсяпозволиламнеопределитьуровеньвладениярусскимязыкомучащихся 2 «а»класса.Врезультатеявыделилатриуровня:слабый,среднийинулевой. Учащихсясослабымуровнемвладениярусскимязыкомсоставляло45%,этоученики,которыеструдом,нопонималирусскуюречь,моглиговоритьнаопределённыетемы(осебе,своейсемье,общатьсявмагазине,втранспорте).Лексическийзапасихбылоченьограничен.Присутствовалсильныйакцент,мешающийнормальномуобщениюсучителемидругимиучениками.Былисильнаялексическаяиграмматическаяинтерференцияиз-завлиянияродногоязыка,замедленныйтемпречи,тоестьученикпостоянноискалсловадлявыражениясвоеймысли(переводилсродногоязыка). Сосреднимуровнемвладениярусскимязыкомбыло30%учащихся.Этиучащиесядопускалиошибкивударениииинтонационномоформлении,присутствовалиакцент,лексическаяиграмматическаяинтерференция.Учащиесяпонималимоиобъяснения,моглиответитьнапоставленныйвопрос. Остальные25%учащихся-ученикиснулевымуровнемвладениярусскимязыком.Этиученикивообщенеговорилипо-русски,непонималимоихслов.Стакимиучащимисяяобщаласьчерезучеников-консультантов. Ксожалению,проблемасостояланетольковплохомзнаниирусскогоязыка.Возникливопросы:«Какорганизоватьучебныйпроцесс?»,«Каквписатьвнегоработусэтимидетьми?»,«Счегоначать?»,асамоеглавное-«Какобучитьрусскомуязыкунерусскихучащихся?». Убольшинствадетейвсознаниисосуществуютсистемыдвухязыков.Приэтомзакономерностирусскогоязыкаученикивоспринимаютчерезпризмуродногоипереносятявленияродногоязыкаврусскуюречь,чточастоприводиткошибкам.Такойпереносназываетсяинтерференцией.Главнойзадачейясчиталапреодолениеотрицательного,вданномслучае,влиянияродногоязыка,предупреждениеинтерференционныхошибокврусскойречи. Методыиформыработыобучениярусскомуязыкукакнеродному Я выбрала дидактическую игру для проведения урока. Таккаквклассеученикисразнымязыковымуровнемвладениярусскогоязыка,товозникланеобходимостьсозданияколлективнойформыработы.Достоинствоэтойформыработысостоитвтом,чтооназначительноувеличиваетобъёмречевойдеятельностинауроках:ведьхоровыеответыпомогаютпреодолетьбоязньдопуститьошибку,аэтосамоеглавноевработестакимиучениками.Этаработаудобнадляразыгрыванияпредлагаемыхречевыхситуаций,которыепобуждаютихспроситьилисказатьчто-либонарусскомязыке.Онипомоглисоздатьудетейзапаснаиболееупотребительныхрусскихсловифраздляиспользованияихвразговорнойречи.Частояпросилаучеников,плохоговорящихпо-русски,сказатьнасвоёмродномязыкеназваниетогоилииногопредмета.Этобылонеобходимодлятого,чтобыребятасосреднимуровнемвладенияязыкамоглиобъяснитьлексическоезначениетрудныхслов,аученикулучшепонятьего. Работавпарахпомогаламнеисправлятьречевыеошибкиучениковпутёмсоставлениядиалогапозаданнойситуации.Ребятаоказывалидругдругупомощьвправильномичёткомпроизношениинероднойречи.Выработкафонематическогослухадостигаласьизасчётиндивидуальнойработысучеником. Работупоцепочкеяиспользовалаприотработкетехникичтения,призакреплениизнанийграмматическихформиструктурсозрительнойопоройибезнеё,присоставлениирассказовпосюжетнымкартинкам,припересказе. Длятого,чтобыпривитьинтерескрусскомуязыку,яиспользовалазанимательныедидактические игры,различныевидыкарточеккакдляиндивидуальнойработы,такидлягрупповой,раздаточныйматериалпредметныекартинки,загадки,ребусы,игрушки. Занимательныеигрыоживлялиурок,делалиегоболееинтереснымиразнообразным.Учебнаязадача,поставленнаяпередучащимисявигровойформе,становиласьдлянихболеепонятной,асловесныйматериаллегчеибыстреезапоминался.Закреплениестарыхиприобретениеновыхречевыхнавыковиуменийвигровойформетакжепроисходилиболееактивно.Впроцессеигрыдетиусваивалиновуюлексику,тренировались. Дидактическиеигры,используемыекакнаурокахрусскогоязыка,такинадругихуроках,былинагляднымиисловесными.Спомощьюнаглядныхигрярасширяласловарныйзапасучащихся,привлекаяигрушки,предметы,различныйпечатныйнаглядныйматериал.Словесныеигрызачастуюстроилисьбезопорынапредметнуюнаглядность.Ихцельюбыло-закреплениеужеизвестнойлексикииразвитиеумственнойдеятельности,формированиенавыковговорениявсоответствииспоставленнойпередучащимисяигровойзадачей. Словесныеигры,которыеяиспользоваланауроках,являлисьоднимизэффективныхсредствконтролязапроцессомформированияустнойрусскойречиучащих.Припоминаниеивоспроизведениесловвсловесныхдидактическихиграхосуществлялисьнарядусрешениемдругихмыслительныхзадач:заменойодногословасинонимичнымему,названиемпредметаилидействующеголицапоегопризнакамилидействиям,группированиемпредметовпосходствуиразличию. Используяэтиформыиметодыобучениянауроках,ясделалапрограммныйматериалболеедоступнымдляусвоенияучащимися,повысилаихинтерескизучениюрусскогоязыка. Напротяженииработывначальнойшколеяпроводилаоткрытыеурокипорусскомуязыкупотемам:«Правописаниемягкогознакапослешипящихнаконцесуществительных»,«Переноссловсмягкимзнаком»,урокразвитияречипотеме«Моямалаяродина»ивнеклассныемероприятия«Путешествиевсказку»,игру«Умникииумницы»,«Прощаниесазбукой»,«Поздравляемнашихмам»,«ВстречасветеранамиВОвойны»,«Прощаниесначальнойшколой»дляучителейнашейшколы,гдедемонстрироваларостуровнявладениярусскимязыкомучащихся,показывалаработупопреодолениютрудностейусвоениярусскогоязыка,привитиюинтересакрусскомуязыкуучащихся. Таким образом, полученныеврезультатеизмеренияданные:вклассекконцумоей практики снулевымуровнемвладенияязыкаучащихсясократились,те кто вообще ничего не говорили начинали говорить, показывать, что определяет эффективность применяемых методов. 2.2.Опытно-экспериментальнаяработапоразвитиюпознавательногоинтересаумладшихшкольниковчерездидактическуюигру Для проведения констатирующегоэксперимента я выбрала 1«А» класс МБОУ СОШ №11 г. Кызыла,в нем участвовало 26человек,обучающиесяпоучебнику«Русскаяазбука»подредакциейВ.Г.Горецкого. Эксперимент проходил на базе школы №11 24 апреля 2017 года. Следуетотметить,чтокконцу урокаучащиесядолжнызнать: Некоторые звукиибуквырусскогоалфавита,осознаватьихосновноеотличие. Должныуметь: Вычленятьзвукивсловах,определятьихпоследовательность;; Определятьместоударениявслове; Вычленятьсловаизпредложений; Устносоставлять3-5предложений. Для начала я поставила себе задачу изучитьиподобратьсоответствующиеигры. Апробироватьигровыеметоды,способствующиеповышениюучебнойактивности. Проанализироватьиобобщитьполученныеданные. Исследованиепроходилов3этапа. На1этапеизучалсяуровеньразвитияпознавательногоинтересапервоклассников; 2этапбылнаправленнаэкспериментальноеапробированиеигровыхметодов,используемыхприобученииграмоте Назаключительном3этапеоцениваласьэффективностьмероприятий. В классе двадцать четыре человека, из них 13 мальчиков и 11 девочек. Один из мальчиков данного класса находится на индивидуальном обучении. В целом класс активный. Все ребята между собой дружные, стараются помогать друг другу на уроках. Активно принимают участие в различных общешкольных мероприятиях. Успеваемость класса средняя. Отличников нет, пять ударников, достаточно большое количество учащихся имеет по одной две тройки. У некоторых ребят возникают проблемы с учёбой, они также дополнительно занимаются с репетитором. На уроках ребята работают активно с интересом. Основная масса учащихся данного класса к учебе относится ответственно, многие готовят по теме урока дополнительный материал. Что касается такого предмета как русский язык, хотя материал курса сложен, но ребята стремятся понять тот материал, который им предложен учебной программой, многие проявляют интерес к этому предмету, активно работают на уроке. Но проблема повешения интереса к русскому языку в классе есть. Сложные темы не всегда интересны ребятам, наблюдая за классом можно было заметить, что если одни ребята (небольшое количество) проявляют интерес, то другие могут не слушать учителя и заниматься посторонними делами. Наблюдая за классом можно было также заметить, что больший интерес к уроку учащиеся проявляют тогда, когда используются дидактические игры, учащиеся с удовольствием включаются в игру, причем не только те ребята, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно малоактивны. Выявлениеуровнясформированностипознавательнойактивности Ссамогоначалаобучениянеобходимоформироватьпознавательнуюактивностьучеников,чтодолжностатьнеотъемлемойчертойобучениямладшихшкольников.Мысчитаем,длятого,чтобыповыситьэффективностьпознавательнойдеятельностиучащихсянеобходимоиспользоватьметодыработы,назначениекоторыхформированиеинтересакпредмету,активизацияучащихся,развитиемыслительныхопераций.Активизациюучащихсянаурокахобученияграмотеможнодостичьчерезинтересныесюжетыигр,личнымучастиемдетейвиграх,проявлениемтворческихиинтеллектуальныхспособностейучеников,поддержаниеэмоциональноготонусавдеятельностиучащихся;использованиевпроцессеобучениякомплексадидактическихигр;применениесистемыпоощрений. Дляопределенияуровняпознавательнойактивностимладшихшкольниковнаурокахобученияграмотеиспользовалиметоднаблюдения. Цель: выявить, как учащиеся относятся к русскому языку, насколько он им интересен. Наблюдение происходило за деятельностью учащихся на уроках русского языка. В ходе наблюдения выяснилось, что данный урок у школьников не является любимым предметом, во втором классе ребята изучают довольно сложные для понимания темы, такие как: состав слова, словообразование, текст, структура текста и т.п. данные темы не вызывают у учащихся особого интереса к этому предмету. Многие ребята на уроках ведут себя пассивно, не работают, что говорит о снижении интереса к языку. Ученики, которые добросовестно относятся к знаниям, активны на уроках у них более высокая мотивация к учению. В ходе наблюдения можно было заметить, что к концу урока активность учащихся заметно снижается, к концу урока снижается и уровень внимания, школьники начинают заниматься посторонними делами, и как следствие понижение интереса к уроку. При использовании различных форм работы, проведении нестандартных заданий, использование вместо сложных определений, которые трудно выучить, стихов раскрывающих данные понятия, можно было заметить, что учащиеся проявляли большую активность, начинали работать и те ученики, которые обычно пассивны на уроках. Большее оживление наступало тогда, когда на уроках присутствовали дидактические игры. Во время проведения игр учащиеся работали с удовольствием, от своей деятельности они получали удовольствие, старались выполнить задачу игры как можно лучше. На уроках, в содержание которых входило такое средство обучения, как дидактическая игра, повышалась активность учащихся, повышался их интерес к уроку. Наблюдая за деятельностью ребят на уроках без дидактических игр, и уроков с использованием вышеуказанных игр, можно сделать вывод о том, что более продуктивным является тот урок, на котором присутствовали игры. На таких уроках ребята меньше устают, внимание у них сохраняется до конца урока, учебный материал, даваемый в игре, усваивался школьниками лучше, а закрепление шло более продуктивно. Учащиеся с удовольствием учувствовали в игре. Таким образом, из наблюдения видно, что проблема повышения интереса к русскому языку в школе актуальна, необходимо пользоваться средствами стимулирования деятельности учащихся на уроках, в состав которых входит и дидактическая игра. И использовать их надо систематически. На разных этапах урока. Метод анкетирование Анкета была проведена среди учащихся. В анкетировании принимали участие все учащиеся. Цель анкеты: выявить мотивацию учащихся по отношению к русскому языку.(Приложение №1) Анкета проводилась два раза в начале практики и по ее окончании, для того чтобы сравнить результаты с интервалов 1 неделя. Первый этап проведения анкеты дал следующие результаты: У 5 % учащихся высокий уровень мотивации, 15 % учащихся имеют средний уровень мотивации, 50 % - имеют внешнюю мотивацию, 30 % - имеют низкий уровень школьной мотивации. Первый этап анкеты показывает, что уровень мотивации у школьников невысокий, половина ребят в классе имеет лишь внешнюю мотивацию, а 30 % учащихся - низкий уровень мотивации. Таким образом, из первого этапа анкеты видно, что ребята учатся не с самым большим интересом, который мог быть в данный период обучения, следовательно, и познавательный интерес к русскому языку у учащихся слаб, т.к. данный предмет является одним из основных и выдается в количестве пяти часов в неделю. По русскому языку периодически, в течение месяца, проводились дидактические игры. По завершению данного периода вновь была проведена анкета. Второй этап анкеты дал следующие результаты: У 10 % учащихся высокий уровень мотивации, 25 % учащихся имеют средний уровень мотивации, 40 % - имеют внешнюю мотивацию, 15 % - имеют низкий уровень мотивации. Таким образом, анализируя результаты анкеты можно сделать следующие выводы. Проведение дидактических игр на уроках русского языка дала положительный результат, учебная мотивация у школьников повысилась, хотя и немного. Следовательно, использование дидактических игр положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам русского языка. Дальше я провела беседу с учителем, чтобы выяснить, как учитель относится к использованию игровых приемов и дидактических игр для повышения интереса к русскому языку. Каков ваш педагогический стаж? 25 лет Сколько классов вы уже выпустили? 4 Как вы относитесь к использованию дидактических игр на уроках на уроках русского языка? К использованию дидактических игр на уроках русского языка отношусь положительно, считаю, что такие игры необходимо проводи....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: