- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Использование художественной литературы в формировании «образа семьи» у старших дошкольников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W010926 |
Тема: | Использование художественной литературы в формировании «образа семьи» у старших дошкольников |
Содержание
Содержание Введение………………………………………………………………………...……3 Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования образа семьи старших дошкольников…………………………………………………….6 1.1 Исследования в области «образа семьи» и его формирование у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..….6 1.2 Содержание понятия «образ семьи» ………………………………………..10 1.3 Роль детской художественной литературы в формировании «образа семьи» у старших дошкольников ………………………………………………………….14 1.4 Работа с детьми с использованием детской художественной литературы как средства воспитания………………………………………………………..............17 Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по формированию «образа семьи» у старших дошкольников средствами художественной литературы…..23 2.1 Организация исследования сформированности «образа семьи» у старших дошкольников………………………………………………………………………23 2.2 Формирование образа семьи посредством художественной литературы у старших дошкольников…………………………………………………………...31 2.3 Результаты исследования по формированию «образа семьи» у старших дошкольников……………………………………………………………………..36 Заключение………………………………………………………………………….40 Список использованных источников………………………………………...........42 Приложения Введение Семья является главнейшей средой формирования личности и важным институтом воспитания, ценность, которая создана человечеством. Современным людям необходимо следовать традиционным семейным ценностям, которые включают бережливое отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Основным фактором семейного воспитания принято считать его эмоциональный, интимный характер, который основан на родственных чувствах, и проявляющийся в любви к детям. Основной фактор, который отличает семью от других институтов – стойкость и постоянство воспитательных действий на детей всеми членами семьи. Надо уделять внимание тому, какой «образ семьи» складывается у подрастающего поколения. Для этого ребёнку нужны образно-понятийные опоры, к которым он будет привязывать изменчивые события текущей жизни, организуя их в некое понимаемое целое. Общение со взрослым человеком является для ребёнка важным источником оценочных воздействий, с помощью которых у него складывается отношение к реальной жизни, самому себе и окружающим людям. Безусловно, социальная ориентация ребёнка в общественной жизни начинается с «образа семьи». «Образ семьи» - это отражение знаний о семье в его сознании, то, что он видит на примере собственной семьи. Изучением проблемы формирования «образа семьи» у дошкольников занимались О.Г. Кулиш, Е.Ю. Макарова, H.A. Круглова [21], A.A. Нестерова, Н.И. Шевандрин [8], А.Н. Леонтьев [27]. Значение «образа семьи» для дошкольника заключается в том, что в соответствии с образами родителей у него складывается представление о себе, формируется самооценка, усваивает жизненные ценности. Такая работа включает разные формы и методы. Обогащению знаний о семье, семейных ролях и традициях, взаимоотношениях в ней оказывает содействие чтение художественной литературы. Отражают семейную тематику, такие как: М.Родина «Мамины руки», Я.Аким «Моя родня», Г.Виеру «Мамин день», О.Ю. Липатова «Я люблю свою сестричку», В.Осеева «Три сына»; рассматривание картин соответствующего содержания, как Б.Кустодиев «На террасе», «Родовое дерево», Ф.Славянский «Семейная картина» и другие. В содержаниях таких произведений заложена мораль, которую дошкольники воспринимают, неоднократно возвращаясь к тексту. Нравственные взгляды, представляющиеся в образах героев художественных произведений, закреплены в реальной жизни и в отношениях с окружающим, которые превращаются в этические эталоны, и регулируются желания и поступки ребёнка. Главные методы, позволяющие пробудить у ребенка интерес к истории своей семьи и закрепить знания о своих родственниках и близких, являются: чтение сказок, рассказов, стихотворений, пословиц, поговорок, составление родословной семьи, создание книжек-альбомов о семье, изготовление семейного герба или флага, которые могут отразить трудолюбие родителей, семейные традиции, семейные ценности, историю семьи. Особенную роль в формировании «образа семьи» имеет взаимодействие детского сада с родителями: совместные проекты, конкурсы и т.д. Таким образом, художественная литература имеет большое значение в становлении положительного образа семьи у дошкольников. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить использование художественной литературы в формировании «образа семьи» у старших дошкольников. Задачи исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования «образа семьи» старших дошкольников. 2. Провести диагностику сформированности «образа семьи» у старших дошкольников. 3. Реализовать работу по формированию «образа семьи» старших дошкольников посредством использования художественной литературы и выявить её эффективность. Объект исследования: процесс формирования «образа семьи» у старших дошкольников. Предмет исследования: использование художественной литературы в формировании «образа семьи» у старших дошкольников. Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование «образа семьи» у старших дошкольников будет успешным при использовании художественной литературы. Методологической основой исследования явились труды таких авторов, как О.Г. Кулиш, Н.И. Шевандрин [8], А.Н. Леонтьев [27], и другие. Методы исследования: 1. Теоретический анализ педагогической и психологической литературы. 2. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); 3. Количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Практическая значимость исследования состоит в том, что при условии подтверждения эффективности формирования образа семьи старших дошкольников средствами художественной литературы во взаимосвязи ДОУ с семьей, возможно дальнейшее использование полученных данных в педагогической практике. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» города Набережные Челны РТ. Структура и объем ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования образа семьи старших дошкольников 1.1 Исследования в области формирования «образа семьи» у детей дошкольного возраста Проблема «образа семьи» является существенной проблемой дошкольной педагогики. Над данной проблемой работали многие исследователи. Один из них Демидова Н.И. [10-12], которая выделяет три составляющих в категории «образ семьи»: когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Рассмотрим каждую из них. Когнитивная составляющая «образа семьи» характеризуются существующими в семье приоритетными целями и поведенческими стратегиями [10]. Эмоциональная составляющая «образа семьи» заключается в эмоциональной оценке разнообразных социальных явлений и ситуаций, определении личностно-ценностной иерархии семьи, социальных и поведенческих приоритетов. Поведенческая составляющая «образа семьи» способствует реализации имеющейся в семье личностно-ценностной ориентации, достижению значимых целей [10]. Модель «образа семьи» в работах Т.А.Смирновой включает в себя пять компонентов: 1. Ресурсный компонент, который связан с исследованием компенсаторных характеристик образа семьи. 2. Мотивационный компонент, который предполагает анализ значимости семьи. 3. Когнитивный компонент, который характеризует представления об основных характеристиках отношений в семье. 4. Эмоциональный компонент, который включает в себя переживания, связанные с образом семьи, отношением к настоящему и возможному будущему семейному статусу. 5. Компонент «образ Я», который представляет собой представления субъекта о себе через принадлежность к семейной группе [25]. К концу шести годам у ребёнка появляется два «образа семьи» - один образ идеальной семьи, который складывается на основе художественной литературы, мультфильмов и т.п., а второй образ: своей конкретной семьи - связан с ощущениями, которые ребенок получает в семье. Условия воспитания детей и то, каков уклад их семьи, является основой формирования ожиданий своей собственной будущей семьи. Таким образом, значим пример правильного поведения, хороших отношений между родителями, ведь каждый родитель является примером для своего ребенка. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Совместными стремлениями семьи и детского сада можно воздействовать на становление положительного «образа семьи» у детей дошкольного возраста[15]. В дошкольном возрасте значимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей – так как, каждый ребенок своеобразен, отличаются непроизвольным неустойчивым вниманием, кратковременностью интересов, для многих игра выступает ведущим видом деятельности, определяя во многом развитие ребёнка. Таким образом, в работе с детьми необходимо применять игровые приёмы, которые позволяют задать эмоциональный тон занятию и тем самым поддержать у детей интерес [14]. Влияние «образа семьи» - образа значимого для ребенка социального окружения - существенным образом влияет на развитие личности дошкольника. Оценка ситуации в семье взрослыми как благоприятной или неблагоприятной может не коррелироваться восприятием ее ребенком. Анализируя образ в контексте сферы сознания, А.Н. Леонтьев пишет, что образ строится на базе чувств, которые проникают в сферу сознания, трансформируются, приобретая новые характеристики; он выделяет в качестве основной характеристики образа его активную, деятельностную функцию[8]. Н.И. Шевандрин выделяет шесть факторов, которые способствуют формированию неадекватных брачно-семейных установок у молодого поколения [27]: 1. Аморальное поведение родителей – это алкоголизм, девиантное поведение. 2. Неполный состав семьи. 3. Недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей. 4. Негативность отношений между родителями. 5. Конфликтность отношений в семье. 6. Вмешательство со стороны родственников в дела семьи, воспитание детей. Т.А. Куликова отмечает следующие особенности восприятия семьи у детей дошкольного возраста: 1. Неблагополучной семьи у детей этого возраста не бывает. Ребенок, даже страдая от физических наказаний или от отсутствия внимания, в неблагополучной семье, не осознает, что его семья имеет отрицательные характеристики. 2. Наличие общего пространства, которое является ведущим для определения семьи детьми дошкольного возраста. Дошкольники включают в свою семью тех, кого видят и воспринимают в данном помещении. 3. Представления о семье у детей дошкольного возраста связаны с тем, что члены их семьи выполняют какую-то определенную деятельность - папа делает ремонт, мама готовит обед, старшая сестра выполняет школьные уроки и т.п. Члены семьи, которые не действуют на глазах у ребенка, оказываются не входящими в состав его семьи. 4. Члены семьи для дошкольника не связаны никакими отношениями, так как с их точки зрения важно что-то делать в доме, тогда ты станешь членом семьи. [19] Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании у дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе. Семья определяет степень богатства, насыщенности поверхностного уровня «образа семьи» (накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми); для детского сада первоочередным является обогащение, уточнение, обобщение, корректировка представлений детей о семье, семейном укладе; формирование ценностных ориентации, организация деятельности детей, дающей выражение чувств детей к родителям, другим членам семьи; косвенное воздействие на содержание детского «образа семьи» через повышение психолого-педагогической культуры родителей. Таким образом, семья в большей степени влияет на поверхностный уровень «образа семьи», а детский сад - на ядерный [3]. В примерных основных общеобразовательных программах «Детство», «Из детства - в отрочество», «Истоки» прослеживается два подхода к формированию «образа семьи» первый - предполагает развитие представлений о семье, второй - лежит в сфере нравственного воспитания ребенка, в частности, проявление гуманных чувств к членам своей семьи. Однако предусматриваются отдельные, разрозненные представления о семье, которые не объединяют все четыре типа категорий: денотативную, коннотативную, ценностную, мотивационную. В программах доминируют один или два типа категории, но не охватывается вся их совокупность, вследствие чего представления о семье не воссоздают целостность «образа семьи» [14]. В парциальных программах яснее очерчиваются рамки «образа семьи»: O.K.Васильева «Семь Я. Генеалогические корни», Д.И.Воробьева «Гармония. Программа интеллектуально- художественного и творческого развития», С.А.Козлова «Я - человек», Е.В.Рылеева «Открой себя», А.Д.Шатова «Дошкольники ... и экономика» и др. В этих программах представления включают сведения о ведении хозяйства, в частности, о семейном бюджете, о рациональном планировании траты денег, т.е. то, что составляет экономическую основу жизни семьи («Дошкольники и экономика») [14]. В парциальных программах, целью которых является приобщение к истории и народной культуре (JLH. Галигузова, СЮ. Мещерякова «Развитие у детей представлений об истории и культуре», О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М.Ю. Новицкая «Наследие», Е.В. Пчелинцева «Непреходящие ценности малой Родины»), предлагается знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями, семейным укладом. В региональных парциальных программах обращается внимание на необходимость прививать ребёнку чувство родства с семьей, побуждать их к проявлению отзывчивости на состояние взрослых (Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева «Мой родной дом»). Таким образом, в литературе довольно обширно рассмотрена проблема формирования «образа семьи» и пути ее формирования у детей дошкольного возраста. 1.2 Содержание понятия «образ семьи» Об?ра?з - субъективная картина ми?ра или его фр?аг?ме?нт?ов, включающая самого су?бъ?ек?та, других лю?де?й, пространственное ок?ру?же?ни?е и временную последовательность со?быти?й [4]. Под образом се?мьи С.С. См?аг?ина [24] по?ни?ма?ет симбиоз представлений ре?бе?нк?а о нормативной се?мье и почерпнутых из собственного опыта знаний и ощущений о со?бственно?й семье. Об?ра?з семьи начинает фо?рм?ир?оват?ься с первых лет жи?зни человека. На каждом этапе псих?ич?еско?го развития существует свой особый образ се?мьи. При эт?ом на разных ст?уп?енях онтогенеза у ре?бё?нк?а может быть ка?к два образа се?мьи: «свой» и «идеальный», так и од?ин - обобщенный образ се?мьи. Представление инди?ви?да о жизни его се?мьи - это са?мо?ст?оя?те?льный, сложный ме?ха?ни?зм, который необходим дл?я успешного функционирования се?мьи. Т.М.Мишина в 1983 году ввела по?ня?ти?е «образ се?мьи, или об?ра?з «мы» ка?к феномен семейного са?мо?со?знания, под которым им?ел?а в виду це?ло?ст?но?е, интегрированное об?ра?зо?ва?ни?е. «Одной из на?иб?ол?ее важных функций се?ме?йног?о самосознания является це?ло?ст?на?я регуляция поведения се?мьи, согласование по?зи?ци?й отдельных ее чл?енов. Адекватный об?ра?з «мы» оп?ре?де?ля?ет стиль жизни се?мьи, в частности су?пр?уж?ески?е отношения, ха?ра?кт?ер и правила инди?ви?ду?ал?ьног?о и группового по?ве?де?ни?я. Неадекватный об?ра?з «мы» - эт?о согласованные селективные пр?ед?ст?авле?ни?я о характере вз?аи?мо?от?но?ше?ни?й в дисфункциональных се?мьях, создающие дл?я каждого члена се?мьи и семьи в це?ло?м, наблюдаемый публичный об?ра?з - семейный ми?ф. Цель такого ми?фа - закамуфлировать те не?уд?овле?твор?енные потребности, ко?нф?ли?кт?ы, которые им?ею?тся у членов се?мьи, и со?гл?асоват?ь некие идеализированные пр?ед?ст?авле?ни?я друг о др?уг?е. Для гармоничных се?ме?й характерен согласованный об?ра?з «мы», для ди?сф?ункц?ио?на?льных - семейный ми?ф» [22]. В условиях благополучной семьи у детей формируются положительные эм?оц?ио?на?льные установки к ок?ру?жающемуающему, дети стремятся к общению, положительные об?ра?зы отца и ма?те?ри, которые позволяют сд?ел?ат?ь правильный выбор па?рт?неёра и воспроизвести родительские от?но?ше?ни?я в своей се?мье. Теоретический анал?из понятия «об?ра?з семьи» сталкивается с определеннми тр?уд?но?стям?и. По мнению И.В. Преснякова-Осип?овой, это связано с двой?ст?ве?нной природой психического об?ра?за. Автор выде?ля?ет несколько позиций пр?и определении данного по?ня?ти?я: 1. Определение по?ня?ти?я «образ се?мьи» дается исхо?дя из основных ха?ра?кт?ер?исти?к понятий «се?мья» и «образ». 2. «Образ се?мьи» рассматривается как ко?мп?онент «образа мира». 3. «Образ се?мьи» рассматривается как си?но?ни?м «семейных концепций», «родового бе?ссоз?на?те?льно?го», «сц?енар?ия», «об?ра?за Мы», семейного ми?фа [5]. Представление членов се?мьи о своей се?мье насыщены видными исти?на?ми - семейными по?ст?ул?ат?ам?и. Семейные по?ст?ул?ат?ы Э.Г.Эйдемиллер оп?ре?де?ля?ет как суждения чл?енов семьи о свое?й семье (то есть о се?бе и о других членах се?мьи, об отдельных сц?енах в жизни се?мьи и о се?мье в целом), ко?то?рые представляются им оч?евид?ными и которыми они ру?ко?во?дствую?тся (осознанные или не?осоз?на?ва?ем?ые) в своем по?ве?де?ни?и. Также внутренний об?ра?з семьи включает пр?ед?ст?авле?ни?е индивида о се?бе самом, свои?х потребностях, во?зм?ож?но?ст?ях, о других членах се?мьи, с которыми инди?ви?да связывают семенные от?но?ше?ни?я, и о характере этих от?но?ше?ни?й. Общее ра?звит?ие внутреннего образа се?мьи о себе происходит на протяжении всего жи?зненно?го цикла многих се?ме?йных поколений: ко?гд?а человек учится осоз?на?ва?ть происходящее в се?мье, понимать вз?аи?мо?связ?ь различных сторон ее жизни, вз?аи?мо?от?но?ше?ни?я, чувства всех ее членов. Эт?о происходит за сч?ет: 1) со?ци?ал?из?ац?ии (ребенок уч?ит?ся этому у ро?ди?те?ле?й в ходе повседневного об?ще?ни?я и переносит полученные на?выки в семью, ко?то?ру?ю создает сам); 2) благодаря ку?льту?ре и средствам массовой инфо?рм?ац?ии; 3) благодаря межличностному об?ще?ни?ю, «межличностной се?ти», в ко?то?ру?ю включена система се?мьи. Формирование об?ра?за - это сложный ра?звер?тыва?ющ?ий?ся во времени пр?оц?есс, в ходе которого от?ра?же?ни?е становится все бо?ле?е и более адекватным от?ра?жа?ем?ом?у предмету. Пр?и этом на ка?жд?ой фазе процесса выявля?ют?ся все новые свой?ст?ва предмета и ут?оч?ня?ют?ся те, которые уже выявле?ны. В процессе отражения по?ст?оя?нно происходит реконструкция об?ра?за в направлении повышения ур?овня его адекватности пр?ед?ме?ту[9]. Образы являются сп?ла?во?м отражения реального об?ъе?кт?а, воспринятого су?бъ?ек?то?м, и пр?ед?ше?ст?ву?ющ?ег?о собственного опыта су?бъ?ек?та. Предшествующий опыт фо?рм?ир?уе?т ожидания или ид?еа?лы, которые со?ед?иняя?сь с опытом, со?зд?аю?т образ, бо?ле?е или менее со?вп?ад?аю?щи?й с реальностью. От?ра?зи?вш?ись в сознании и за?фи?ксир?овавши?сь в том или ином виде, об?ра?з сам становится ре?ал?ьностью, влияющей на последующее осознание де?йствит?ел?ьности [19]. Значение «образа семьи» для дошкольника заключается в том, что в соответствии с образами родителей у него складывается представление о себе, формируется самооценка, усваивает жизненные ценности. Такая работа включает разные формы и методы. Обогащению знаний о семье, семейных ролях и традициях, взаимоотношениях в ней оказывает содействие чтение художественной литературы. «Образ се?мьи» влияет на построение определенных де?тско?-родительских от?но?ше?ни?й и на ро?ди?те?льск?ую позицию и по?ве?де?ни?е в семье уж?е в будущем взрослого че?ло?ве?ка. Важнейшими ха?ра?кт?ер?исти?ка?ми «образ се?мьи» являются ее фу?нк?ци?и, структура и ди?на?ми?ка. Нарушения структуры се?мьи затрудняют или пр?еп?ят?ст?ву?ют выполнению ее фу?нк?ци?й, что ве?де?т к появлению ра?зл?ич?ных расстройств и осло?жнений. Таким образом, «об?ра?з семьи» - эт?о социально-псих?ол?ог?ич?ески?й феномен, который представляет собой се?ме?йное самосознание, се?ме?йную идентичность. «Об?ра?з семьи» определяется че?ре?з основные компоненты ст?ру?кт?ур?ы семьи как си?ст?ем?ы. Он функционирует в ра?мк?ах правил семейной си?ст?ем?ы и главным об?ра?зо?м на бессознательном ур?овне. 1.3 Роль детской художественной литературы в формировании «образа семьи» у старших дошкольников При воспитании нравственных качеств ребенка самым действенным средством являются произведения детской художественной литературы. Они активно влияют на детей, вызывая самые различные чувства, способствуют формированию нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественные образы, увлекательные сюжеты, лучшие черты и качества человека, отрицательные поступки и явления - все это делает «книжное путешествие» к истокам нравственности интересным и находит живой отклик у детей, способствуя образованию у них нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. Писатели прошлого и настоящего создали и создают много интересных литературных произведений для детей дошкольного возраста, о проявлениях всех нравственных качеств. Обогащению представлений о семье, семейных ролях, взаимоотношениях в семье способствует чтение художественной литературы, отражающей семейную тематику: М.Родина «Мамины руки», Я.Аким «Моя родня», Г.Виеру «Мамин день», О.Ю.Липатова «Я люблю свою сестричку», В.Осеева «Три сына»; рассматривание картин соответствующего содержания: Б.Кустодиев «На террасе», «Родовое дерево», Ф.Славянский «Семейная картина», и др. Старшие дошкольники очень любят сказки Пушкина и Андерсена, веселые стихи С.Маршака, поучительные поэмы В.Маяковского. В таких увлекательных произведениях художественное слово глубоко воздействует на сознание детей, что дает возможность возбуждать колоссальные чувства, к примеру, чувство любви и уважения к порядочным и честным людям, или наоборот, вызывает неприятные чувства, чувство лжи и отрицательных поступков других людей. Но надо помнить, что переживания ребенка по поводу поступков героев литературных произведений или детские размышления о каких-то поступках друзей, не превратятся вдруг сами по себе в устойчивые черты личности детей. В связи с этим нужно, чтобы возникшие переживания не остались только переживаниями, а вызвали готовность поступать также как герой литературного произведения. Значит, в условиях детского сада, воспитатель должен создавать ситуации и так организовывать жизнь детей, чтобы у них появлялась потребность в этом. Воспитатели при формировании «образа семьи» и укрепления многих нравственных качеств используют художественную литературу - рассказы, сказки, стихи. Здесь моральная оценка хорошего поступка не навязывается ребёнку - он сам с помощью событий литературного произведения начинает разбираться в поступке героя. Вообще, для детей художественная литература - это человекознание и одновременно - самопознание. Познание себя в окружающем мире. Познание себя через других людей - героев книг. Это помогает и способности предвосхищать новое знание. Поэтому педагоги говорят об иллюзии самооткрытия истины через приобщение к ней, через включение ребенка в процесс познания, пройденный и подсказанный писателем. (16) Мы считаем, что это очень хорошо, если литературное произведение для детей характеризуется созвучными детству отличительными особенностями: постоянное движение сюжета, изменчивость ситуаций, процесс непрекращающегося обновления картин жизни. Ведь если детям читается детская книга, и она, к тому же, отвечает готовности ребенка к подобным положительным поступкам, то это само совершенство - в душе ребенка будет совершаться переворот, рождаться новое, ценное нравственное чувство. И даже далеко недостаточные нравственные чувства некоторых детей, благодаря художественной литературе и педагогическому таланту воспитателя, могут расти и изменяться. При чтении ребенок становится эмоциональным соучастником: исторических фактов, общественных событий, человеческих отношений, выраженных в захватывающе увлекательных образах героев и событиях, которые завораживают маленького читателя или слушателя, и обязательно вызывают иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями. Поэтому мы подчеркиваем, что, действительно, в этом заключена особая, практически уникальная, воспитательная сила художественного произведения, она находится в реальных лицах и их действиях, которые дети вполне могут переносить на себя. «У Земли спутник - Луна, у человека - книга. Если воспитатель останется, глух и нем к законным требованиям времени, то сам лишит свою школу жизненной силы», - писал К.Д. Ушинский, [15] «Книга - это могучее оружие», - утверждал В.А. Сухомлинский [9]. Осуществляя нравственное воспитание в детских дошкольных образовательных учреждениях, воспитатели создают условия для усвоения во всех возрастных группах положительного нравственного опыта, который приобретается на основе прочтения подобранных по определенной тематике литературы. В старших группах воспитатель уже углубленно использует метод объективной оценки, к которому привлекает всю группу после прочтения рассказа, стихотворения или сказки. Воспитатель начинает спокойнее оценивать детей, подчеркивает их самостоятельность в выборе поступка, ответственность за семью, любовь и уважение к ней. Таким образом, оценка поведения детей становится все в большей степени требовательной, воспитатель учитывает накопленный детьми опыт нравственного поведения, способность почувствовать и осмыслить поступки, а также выразить свои размышления на основе прочитанных произведений художественной литературы. «Задача детского сада, как отмечает Л.М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, нравственные и культурные представления, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием жанров, таких как, рассказ, сказка, загадка, пословица, небылица и другие. В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро и др. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях, расширяя, таким образом, их знания и представления» [11]. 1.4 Работа с детьми с использованием детской художественной литературы как средства воспитания Работа с детьми с использованием детской художественной литературы проходит при создании педагогом условий и при подборе конкретных форм и методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений, оценок, рождающих, в дальнейшем, нравственные чувства. Принято считать, что очень важна и сама подготовка воспитателя к любому занятию: производится выбор методов работы с книгой, определение литературной и воспитательной задач, особенно хорошо нужно готовиться к прочтению произведения. Ведь прочитать произведение детям нужно так, чтобы они поняли основное содержание, идею и, что было бы очень ценно, эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его). Только тогда можно ожидать определенного результата в восприятии и продвижении нравственных представлений. Существует и предварительная работа, в которую входит подготовка детей. Подготовка, прежде всего, к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания. Проведение такого занятия потребует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа о книге или, например, о детстве писателя этой книги, может быть, о каком-то случае из обычной жизни, всё это будет подготавливать детей к восприятию определенного произведения, связывая и их опыт, и текущие события с темой произведения. Для полного и глубокого понимания детьми содержания книги важно, чтобы они осмыслили за некоторое время до прочтения и рисунки к ней, тогда легче будет восприниматься текст произведения на занятии. А основными методами и формами ознакомления детей с детской художественной литературой являются следующее: 1. Выставка книг, создание библиотеки в группе. Такая форма работы улучшает восприятие детьми литературных произведений. Занятия по рассматриванию и обсуждению книг, разбору книг и их систематизации, а также установке картинок и починке книжек может происходить на групповой выставке книг, подготовленной заранее, например, ко Дню рождения писателя, сказочника или поэта. В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Книги для витрины выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, приближающихся юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем. 2. Чтение воспитателя детям на занятиях. Этот метод включает чтение литературных произведений по книге или наизусть. В основном это дословная передача текста. Воспитатель, сохраняя язык автора, передает оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства детей. Значительная часть литературных произведений читается по книге, большие произведения читаются в сокращении. Процесс слушания и понимания заключается в запоминании произведения, в умении глубже его пережить. Этим же целям соответствует и такой прием, как выразительность чтения. Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым заключена в его эмоциональной насыщенности. Существует прием повторности чтения. Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить тут же еще один - два раза, а из большого произведения повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие, ценные в воспитательном отношении. После первого чтения рассказа (стихотворения) дети обычно находятся под сильным впечатлением от услышанного, обмениваются репликами, просят почитать еще. Воспитатель поддерживает их непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, затем читает произведение вторично и рассматривает с детьми иллюстрации. Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. 3. Рассказывание воспитателя. Этот метод - относительно свободная передача текста на занятии, поэтому возможны перестановка слов, их замена, толкование. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей и усвоения ими нравственных представлений. План рассказа - это два - три основных пункта, определяющих содержание и последовательность изложения. А для того, чтобы разнообразить детские рассказы, педагогу надо заранее подготовить и дополнительные, новые пункты плана. Смена вопросов в процессе одного занятия активизирует внимание детей, кроме того, это средство индивидуализации заданий - ведь допускается более свободная передача текста (сокращение, перестановка слов, включение пояснений). Таким способом детей знакомят со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами. 4. Инсценирование. Эта форма работы применяется на занятии или вне занятия, она является средством вторичного ознакомления детей с художественным произведением, средством закрепления нравственных представлений, формирования чувств. В некоторых детских садах воспитателями применяется чтение и рассказывание с использованием наглядного материала, а именно - повторное чтение знакомого произведения и детский пересказ, сопровождающийся действиями с игрушками, или повторное рассказывание сказки, например, «Маша и Медведь», которое тоже сопровождается показом игрушек и действий с ними; настольный картонный театр (например, по сказке «Репка»); кукольный и теневой театр, а также передвижение фигурок на фланелеграфе; иногда демонстрируются мультфильмы, кинофильмы, телепередачи. 5. Инсценирование (как спектакль) произведений литературы детьми с самостоятельным разучиванием ролей возможно лишь при условии хорошего знания текста. Существует довольно много видов инсценировок: спектакль или игра-драматизация на занятии, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек в полном исполнении детей. Действие происходит согласно тексту произведения (чаще важные отрывки), но педагогом готовится сценарий или выполняется методическая разработка, по которым разворачиваются потом все действия детей и взрослого. 6. Заучивание наизусть. Этот метод представляет из себя выбор способа передачи произведения на занятии - чтение воспитателя или рассказывание (стихотворения или отрывка рассказа) и зависит от жанра произведения и возраста детей. Это ещё и работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений после прочтения его воспитателем - средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. К тому же, выразительное чтение - самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка и его нравственные представления, а в дальнейшем и чувства. 7. Беседа воспитателя по произведению. Детский пересказ. Эти приёмы комплексные, включающие целый ряд разных словесных и наглядных приемов. Беседа строится в основном по вопросам, позволяющим узнать эмоциональное отношение детей событиям и героям «Кто вам больше понравился? Почему? Кто самый главный герой? Нравится тебе этот герой или нет?», вопросы, направленные на выявление основного смысла произведения, вопросы, направленные на выяснение мотива поступков, вопросы, позволяющие понять настроение героя или его эмоциональное состояние: «Почему ему было страшно?, «Почему им было весело?» и тому подобные; вопросы, подводящие к выводам. Беседа позволяет выявить, осознали ли дети основную проблему рассказа или сказки. В беседах дети учатся строить логичный пересказ, передавать произведение близко к тексту. 8. Рассматривание иллюстраций к литературному произведению и беседа по иллюстрациям. Рассматривание иллюстраций и картин широко применяемый прием, идущий в дополнение к методам чтения или рассказывания литературных произведений. После прочтения детского литературного произведения можно проводить занятие по обзору иллюстраций. Для понимания детьми содержания иллюстраци....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: