- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социальное партнёрство ДОО и семьи в формировании у старших дошкольников культуры поведения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014425 |
Тема: | Социальное партнёрство ДОО и семьи в формировании у старших дошкольников культуры поведения |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет дошкольного и начального образования Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА) СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ДОО И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Дошкольное образование» Выполнила: студентка 4 курса очной формы обучения СИФИЕВА Карина Исмаиловна Научный руководитель: к.пед.н., доцент АНДРИЕНКО Надежда Константиновна Армавир – 2018 Оглавление Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста. 1.1 Культура поведения детей как основа социально-коммуникативного развития детей. 1.2 Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. 1.3 Социальное партнёрство ДОО и семьи в воспитании культуры поведения. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры поведения у старших дошкольников в процессе социального партнёрства ДОО и семьи. 2.1. Изучение исходного уровня сформированности у старших дошкольников культуры поведения. 2.2 Организация социального партнёрства ДОО и семьи в воспитании культуры поведения у старших дошкольников. 2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы. Заключение Список использованной литературы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Введение Культура поведения современного ребёнка. Какая она? Из чего складывается? Как и какими методами и средствами на неё влиять? Это вопросы, волнующая весь мир и не с проста. Родители, занятые своей карьерой, различными гаджетами и другими развлечениями, всё меньше времени уделяют собственным детям, порой, перекидывая все обязанности по их воспитанию на образовательные организации, и даже не задумываются о собственной роле в данном процессе. Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.). Также не знание особенностей развития детского организма и его психики ведёт к тому, что родители недооценивают важности раннего периода жизни ребёнка. Они не понимают, что, упустив возможность воспитать нравственные качества сейчас, потом уже будет поздно. Есть и те родители, которые в своей заботе о будущем ребёнка или в погоне за собственными амбициями перенагружают детский организм всевозможными кружками, занятиями и т.д., что также пагубно влияет на его здоровье и стремление учиться. Дети во все времена были гордостью своей семьи, родители радовались их успехам, внешнем видом, но мало кто задумывался над тем, как они себя ведут в обществе взрослых, сверстников, близких и посторонних, как держится на людях, каковы его манеры. Поэтому вопрос о налаживании взаимодействия детского сада и семьи является актуальной проблемой всего общества, учитывая и то, что дошкольное образование является первой полноценной ступенью в образовании человека. [1Закон об образовании] Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Всем известно, что именно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. Во многом их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено, так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому тема нашей работы сегодня очень актуальна. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе - это взаимодействие в интересах детей. Согласно ФГОС ДОО «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» [….]. Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе. Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина). Объект исследования: формирование культуры поведения дошкольников в процессе взаимодействия ДОО и семьи. Предмет исследования: особенности организации взаимодействия ДОО и семьи. Цель исследования:изучение форм и видов сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей на современном этапе развития общества. В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме воспитания культуры поведения в семье. 2. Рассмотреть формы и методы построения взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разобраться в процессе формирования культуры поведения старших дошкольников. 4. Определить критерии сформированности у старших дошкольников культуры поведения. 5. Подобрать диагностические методики, позволяющие выявить или определить уровень сформированности культурного поведения старших дошкольников 6. Изучить готовность родителей к взаимодействию с ДОО или педагогами ДОО в процессе формирования культуры поведения детей. 7. Провести диагностику уровней сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста. 8. Разработать методические рекомендации по построению системы взаимодействия ДОО и семьи в воспитании культуры поведения старшего дошкольного возраста. Методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, анкетирование, беседа, составление рассказов по личному опыту, показ иллюстраций, наблюдение. Гипотеза исследования:на этапе старшего дошкольного возраста важным является формирование культуры поведения детей, поэтому нам необходимо как можно лучше организовать работу педагогов и родителей, так как только совместными усилиями мы сможем добиться положительного результата. Практическая значимость заключается в том, что результаты теоретического исследования могут использовать педагоги дошкольного образовательного учреждения в практической деятельности. На основе данной работы мы можем ярче преподносить информацию как педагогам дошкольной образовательной организации, так и родителям. База исследования по формированию культуры поведения у старших дошкольников в процессе социального партнёрства – МАДОУ №25 г. Армавир, старшая группа детского сада №3. Структура работы включает введение, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Содержание первой главы рассматривает формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическую проблему, как одно из направлений социально-коммуникативного развития ребёнка. Раскрывает особенности сотрудничества семьи и детского сада в целях формирования культуры поведения детей. Вторая глава раскрывает особенности сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста и рекомендации к её формированию. В заключении приведены основные выводы. Список использованной литературы содержит 40 источников. В приложении представлены анкеты, план бесед, иллюстрации и рекомендации. Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста. 1.1. Культура поведения детей как основа социально-коммуникативного развития детей. Социально-коммуникативное развитие детей является одной из важнейших проблем педагогики. Его важность возрастает из-за имеющихся противоречий современной социокультурной среды, представленных в особенностях социального окружения ребёнка. Это дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Цель развития и воспитания детей в рамках данного направления по ФГОС является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. (ФГОС) Социально коммуникативное развитие направлено на: * присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; * развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; * становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; * развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; * формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; * формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; * формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. * формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его). (ФГОС) Под социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возраста (в культурологической парадигме образования) понимают процесс и результат необратимых качественных и количественных изменений, происходящих в личности ребенка под влиянием ценностей социальной культуры, обеспечивающих овладение способами поведения, характерными для той или иной культурной традиции, творческое и активное воспроизведение коммуникативного опыта в различных видах детской деятельности. Социально-коммуникативное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, их присвоения и сотворения. В нем и приобщение к культуре, как системе открытых проблем, и ее освоение, и созидание связаны с реализацией субъектной самости индивида и его культуротворческой функции (Д.И. Фельдштейн, В.Т. Кудрявцев). (..0) Л.С. Выготский утверждал, что социально-коммуникативное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру. В ходе этого процесса ребенок не только присваивает, он ещё и творит культуру в виде новых социальных способностей, к которым относятся: творческое воображение, способствующее прогнозированию ситуаций социального взаимодействия, ориентация на позицию другого человека, нормативная регуляция, элементы рефлексии, эмоциональная идентификация, социальный опыт, гуманное, толерантное отношение к себе подобному, уважительное и бережное отношение к достояниям культуры. Эффективность социально-коммуникативного развития обусловлена действием различных факторов: генетически заданных характеристик (наследственности), среды, активности индивида и целенаправленного воспитания, содержание которого представлено ценностями разных видов социальной культуры. Основой социально-коммуникативного развития дошкольников является нравственное воспитание, включающее формирование культуры поведения. Нравственное воспитание В науке термин «культура» используется, прежде всего, в качестве общетеоретической категории анализа, по масштабу охвата сходной с категорией «общество». Культура означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества (этнического, национального, цивилизационного). В. А. Караковский считает культуру великим богатством, накопленным человечеством как в материальной, так и в особенности духовной жизни людей. Мерой культуры и воспитанности человека является его интеллигентность. Культура, по мнению О. С. Газмана, есть решение противоречий между крайностями, то есть «культура» – это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. Что же такое культура поведения? Сначала обратимся к определению понятия поведение. Это совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ. Формирование навыков поведения предусматривает усвоение выработанных человечеством определённых норм и правил. Поведение выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей идеалов. Культура поведения в психологии рассматривается как соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими. В педагогике «культура поведения» – это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступках человека в обществе, основанных н нормах нравственности, этики, эстетической культуры. Мы считаем, что «культура поведения» – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности, которая тесно связана с нравственными чувствами и представлениями. Так, например, в педагогическом словаре - это соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни [….]. Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Здесь, под термином "культура поведения" мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. С. В. Петерина культуру поведения дошкольника рассматривает как "совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности". […..] Культура поведения не сводится, к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Содержание работы по воспитанию культуры поведения конкретизируется в правилах поведения исследователями С.А. Козловой и Т. А. Куликовой, которые говоря о культуре поведения выделяют понятия "нравственное правило" и "нравственная норма" [10]. В литературе эти понятия порой употребляются как синонимы. Однако в педагогике они разводятся. И правило, и норма - это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл. Правило может быть единичным, относящимся к определенной ситуации, к определенному предмету: правило пользования предметом, правило поведения за столом и др. Норма носит более обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения и конкретизируется в правилах. Например, воспитатель знакомит детей с правилами: когда рассаживаемся для занятия, стульчики надо придвигать тихо; не стоит играть в шумные игры, если кто-то рядом отдыхает; если в группу зашел гость, надо предложить ему пройти и сесть - все это правила. Они конкретизируют норму - быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим тебя людям. Одним из гарантов своевременного и качественного социально-коммуникативного развития является социальное воспитание как целенаправленный, содержательно наполненный, технологически выстроенный, результативно диагностируемый процесс взаимодействия педагога с детьми, способствующий освоению ими социокультурных ценностей, их интериоризации в разных видах деятельности и культуротворчеству. Анализируя литературу по данной проблеме исследования, мы пришли к выводу о том, что проблемой воспитания занимались многие ученые, такие как Н.М. Болдырев, М.И. Рожков, Е.О. Смирнова, В.Т.Чепиков, Н.Е. Щуркова, М.Г. Яновская и др. Формирование культуры поведения детей и подростков рассматривали Т. Г. Анкудинова, В. В. Кобзева, Д. Орлова и др. В. А. Сластенин в содержании культуры поведения условно выделил следующие компоненты: культура общения, культура внешности и речи, культурно-гигиенические навыки и привычки, культура деятельности, а С.В. Петерина выделила такие компоненты как: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. [ ….] Культура поведения включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт культуры поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки […]. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, умеют видеть противоречивость некоторых правил (всегда ли нужно помогать товарищу; всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда ли жалоба воспитателю является ябедничеством и т.д.). Очень важно, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Императивная функция нормы должна с самого начала выступать не как догма, а как необходимое, осознанно принимаемое условие. Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности, значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные, любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов. Успешность общения, проявляющаяся во взаимопонимании, предопределяется действием механизмов социально-коммуникативного развития. По мнению В.В. Давыдова, «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности». Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследования М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет: формирование у детей знаний норм и правил общения; умение общаться с окружающими; желание ребенка вступать в контакт; предупреждает негуманное проявление эмоций. Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской. Но эта проблема требует теоретического осмысления и методической разработки. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности. Оно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой: интерактивную, коммуникативную, перцептивную стороны речевого взаимодействия. Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения. Основными путями социально-коммуникативного развития являются: социализация как процесс приобщения к социальной культуре, обеспечивающий социальную адаптацию индивида в обществе, индивидуализация как процесс обособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самости индивида и культуротворчество. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур. Социальная ориентация опосредуется социальной перцепцией, осуществляемой по разным основаниям (видовые, родовые, половые, национальные, этнические особенности), предвосхищающим воображением, мысленным прогнозированием хода развития ситуации взаимодействия, «запускающими» эмоциями (либо провоцирующими, либо блокирующими дальнейший ход взаимодействия). Онтогенетически исходным в овладении универсальными способами социального непосредственного взаимодействия является механизм рефлекторной регуляции. Его первичные проявления обнаруживаются уже в младенческом возрасте в виде социально направленной улыбки и в дальнейшем часто актуализируются бесконтрольно, на уровне феномена «стимул-реакция». Огромное значение в процессе общения имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Осознанию ценностей социально-направленных действий и определению общих ориентиров общения способствуют механизмы нормативной регуляции и эмоциональной идентификации. Контрольный компонент общения связан с действием механизмов оценки как способа установления значимости социального контакта для субъекта, самооценки как способа установления собственной значимости для других, рефлексии как процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Культура поведения не является врождённым качеством или биологически унаследованным свойством, она формируется в процессе индивидуального развития как результат обучения и воспитания. Так, например, чтобы проявились такие качества как: скромность, исполнительность, правдивость и тд., - необходимо накопить в предшествующий период жизни необходимый минимум знаний об окружающей предметной и социальной среде, сформировать относительно устойчивое эмоциональное отношение к материальным и моральным ценностям, осознать себя как субъекта деятельности и объекта воздействия. Только на этой основе возможно формирование определенных убеждений и жизненных позиций человека, направленности личности, ее внутренних нравственных качеств и внешнего проявления, то есть культуры поведения. Старший дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель. Как отмечают исследователи, управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля над самим собой, – ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Старший дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около четырех лет, и он начинает ставить перед собой специальную цель: запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и др. Е.И. Тихеева отмечает, что «сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными». Главное в управлении своим поведением – уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, то есть способности владеть и управлять собой. На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Таким образом, для старшего дошкольника характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как надо. В этом возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Он начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). Под словом "самосознание" в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" — "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" — "каким бы я хотел быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия. Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Советские психологи Л. С. Выготский и А. В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым (вопросы "Что это? Из чего сделано? Для чего эта вещь?") на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. В программе развития ребенка-дошкольника "Истоки" сформированы базисные характеристики личности, которые составляют неповторимую индивидуальность каждого человека. Данные характеристики личности складываются в дошкольном детстве, но не одновременно и находятся в постоянном изменении и развитии. На каждом возрастном этапе они имеют свое содержание. При отсутствии условий, благоприятствующих своевременному становлению базисных характеристик личности, в дальнейшем могут возникнуть ее серьезные деформации. Компетентность — важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка. Интеллектуальная компетентность означает сформированность интеллектуальных операций: умение выбирать соответствующую информацию, которая помогает строить новое действие; выполнять действие, чтобы достичь цели; пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач. Под языковой компетентностью подразумевается свободное выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых — жестовых, мимических, пантомимических) средств. Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов: • мотивационного, т. е. проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия; • когнитивного, познание другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменение настроения, эмоционального состояния и т.д.; • поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения. Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. В плане физического развития компетентный ребенок: владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту, умеет адекватно реагировать на изменения окружающей обстановки. В общении компетентного взрослого и компетентного ребенка строятся межличностные отношения качественно иного уровня. Креативность — способность ребенка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности. Инициативность. Это важнейший показатель творческого интеллекта; ее развитие в дошкольном возрасте является непременным условием с....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Использование художественной литературы в формировании «образа семьи» у старших дошкольников
- Теоретические аспекты индивидуального подхода в формировании социальной компетенции у старших дошкольников с нарушениями речи на логоритмических занятиях
- Практическое исследование проблемы обучения старших дошкольников культуре поведения в игровой деятельности