- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Использование игровых методов и приёмов обучения на занятиях физической культуры в ДОО
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006184 |
Тема: | Использование игровых методов и приёмов обучения на занятиях физической культуры в ДОО |
Содержание
ВКР Использование игровых методов и приёмов обучения на занятиях физической культуры в ДОО Ваганова Ольга Яковлевна Дошк. отд. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6 1.1 Характеристика методов и приемов обучения движениям в теории и методике физического воспитания 6 1.2 Изучение игровых методов и приемов обучения движению на занятиях физической культуры в ДОО 21 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА 44 2.1 Методика констатирующего эксперимента 44 2.2 Формирующий эксперимент 49 2.3 Контрольный этап эксперимента 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 62 ВВЕДЕНИЕ Дошкольное детство - период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности, формируется здоровье. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – педагогов, родителей. Проблема эффективности развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. В детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные умения и навыки, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой, впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, труду, учению было и остается физическое воспитание. Здоровое, красивое тело, красивые движения – результат правильного физического развития. Маленький человек не может сам себя развить – это задача взрослых. Подвижная игра является условием формирования двигательной активности детей, а также стимулирующим фактором развития эмоциональной, интеллектуальной и других сфер ребенка, становится очевидной необходимость интенсивной практической и научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста средствами подвижной игры. Очень важно формировать у детей интерес к движению, включать в режим дня двигательную активность. Большая ответственность в данном случае ложится на специалистов в области физической культуры, в частности – педагогов. Воспитатель или учитель несет ответственность за освоение детьми новых двигательных навыков, разучивание подвижных и спортивных игр, формирование интереса к двигательной активности и умение ее применять для различных целей. Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных образовательных организаций. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. Все вышесказанное определяет актуальность данной работы. Цель исследования – изучить особенности использования игровых методов и приёмов обучения на занятиях физической культуры в ДОО. Объект исследования – процесс физического воспитания в ДОО. Предмет исследования – игровые методы и приемы обучения движениям детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования – обучение движениям детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях будет наиболее эффективным, если применять игровые методы и приемы обучения. Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Выявить существующие в практике игровые методы и приемы обучения на занятиях физической культуры. 3. Провести опытно-экспериментальную работу по теме исследования. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, филосовской литературы по теме исследования), эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, методы математической статистики и графической обработки результатов). Методологическая основа исследования представлена работами А.И. Быковой, Э.С. Вильчковского, Т.И. Осокиной, Е.Н. Вавиловой, А.В. Кенеман, А.В. Потехиной, Д.В. Хухлаевой, Э.Я. Степаненковой и других авторов. Исследование осуществлялось в три этапа: 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования. 2. Опытно-экспериментальный этап. Проведение констатирующего и формирующего эксперимента. 3. Проведение анализа, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление. Практическая база исследования. Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Красновский детский сад « Солнышко». Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Характеристика методов и приемов обучения движениям в теории и методике физического воспитания. Метод – это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных динамических задач, средств и условий. По мнению Э.Я. Степаненковой, регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом составляет основу методов физического воспитания. Активизация психических и физических сил ребенка и отдых после нагрузок повышают работоспособность, ускоряют восстановительные процессы. Широко используется в физическом воспитании переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, от физической нагрузки к умственной. При этом педагог должен следить за расходованием психических и физических сил ребенка, учитывать его индивидуальные и возрастные особенности и в зависимости от этого применять в обучении общедидактические вербальные (словесные), наглядные и практические методы. Важную роль в развитии личности ребенка играет усвоение им накопленного человечеством опыта: способов деятельности, знаний и т.д. Усвоению ребенком двигательного опыта и качественному его развитию способствуют следующие методы обучения: репродуктивный, проблемного обучения, информационно – рецептивный, формирования (развития) творчества. Информационно – рецептивный метод характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью ребенка и педагога. В этом совместном процессе он позволяет использовать различные способы обучения комплексно; воспитателю конкретно, четко, образно донести знания, а ребенку – осознанно их запомнить и усвоить. Репродуктивный метод обеспечивает полноценное усвоение двигательных действий (т.е. воспроизведение способов деятельности). Воспитатель, реализуя этот метод, продумывает систему физических упражнений на воспроизведение известных ребенку движений, которые сформировались в процессе применения им информационно – рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях, ребенок уточняет и воспроизводит их по данному образцу. Упражнения в движении целесообразно варьировать, для повышения интереса к ним. Репродуктивный метод, по мнению Э.Я. Степаненковой повышает усвоение знаний и навыков, позволяет варьировать их и использовать в разнообразных ситуациях. Метод проблемного обучения рассматривается как элемент, составная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором в качестве составной части отсутствует проблемное обучение, нельзя считать полноценным. Система обучения, построенная только на восприятии ребенком готовых знаний, не может развить до необходимого уровня его способности к творческой деятельности, научить его мыслить. Законы развития человеческого мышления лежат в основе проблемного обучения. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, отмечал выдающийся психолог и филосов С.Л. Рубинштейн. Ребенок начинает мыслить, когда у него появляется потребность что-то понять. Исследования последних лет раскрыли сущность и учебно-воспитательные функции проблемного обучения. Важнейшая особенность этого метода в том, что перед ребенком ставится проблема для самостоятельного решения. Он сам добывает знания, осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач. Знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее закрепляются в памяти. Э.Я. Степаненкова отмечала, что постановка соответствующей проблемы и ее решение ребенком способствуют не только сознательному усвоению движения, но и развивают умственные способности, учат мыслить самостоятельно [34]. Ребенок, решая посильные проблемы в упражнениях и подвижных играх, рождает веру в свои силы. Он переживает радость самостоятельных маленьких « открытий». Внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение более интересным и увлекательным. Обучение ребенка, усвоение им знаний создают предпосылки для творчества. Этому отводится значительное место в многогранном процессе обучения, поскольку глубокое усвоение знаний возможно только при творческой их переработке. Целенаправленное, продуманное использование педагогом методов и приемов обучения способствуют развитию творчества. Оно проявляется уже в младшем возрасте. В имитационных упражнениях, сюжетных подвижных играх ребенок. Воплощаясь в игровой образ (птички, зайчика, медведя и т.д.), проявляет фантазию, воображение. У него уточняются представления, которые подкрепляются игровыми действиями, при этом развивается их творчески исполнительный характер. Способность осуществлять творческие замыслы, придумывать комбинации движений, выполнение которых предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия, ребенок приобретает на протяжении дошкольного детства. В старшем дошкольном возрасте ребенок придумывает варианты подвижных игр, учится их организовывать, сочиняет свои новые игры. Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий. Педагог предлагает придумать ребенку определенные физические упражнения. Он выполняет их один, с группой, в шеренге, колонне, с предметами и без них. При этом, ребенок приобретает умение реализовывать свой замысел, придумывая игровые сюжеты . В теории физического воспитания используются также специфические методы: игровой, соревновательный, метод строго регламентированного упражнения, круговой тренировки. Рассмотрим особенности каждого из этих методов. Игровой метод отражает методические особенности игровых упражнений и игры, которые широко используются в физическом воспитании. Этот метод близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры. В классификации методов обучения игровым методам отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более точно и быстро. Они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием. Достоинство игровых приемов и методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с минимальными волевыми усилиями, с меньшими затратами нервной энергии [31]. В свое время Е.А. Флерина обратила внимание на то, что игровые приемы и методы позволяют полно и четко осуществлять учебные задачи в атмосфере заинтересованности и легкости, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение умений, знаний. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка точно и более быстро [43]. Игровой метод дает возможность совершенствования двигательных навыков, проявления самостоятельности и творчества, самостоятельных действий. Игровые действия развивают познавательные способности, морально – волевые качества, формируют поведение ребенка. Активно этот метод используется в младших группах, но также им широко пользуются в работе и со старшими дошкольниками. Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как быстрота ориентировки, находчивость, ловкость, инициативность, самостоятельность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины, товарищества и других нравственных качеств личности [13]. Соревновательный метод в относительно элементарных формах применяется широко в работе с детьми дошкольного возраста. Он используется во всех возрастных группах и эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений. Перед детьми ставится задача: кто дальше бросит мяч, кто быстрей принесет флажок. В старших группах этот метод позволяет эффективно развивать творчество, совершенствовать движения. Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий: - наличие твердо предписанной программы движений (порядок их повторения, техника движений, изменения и связи друг с другом); - точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками; - создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка (использование пособий, снарядов, тренажеров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за ее воздействием, распределение групп на местах занятий и т.д.) Метод регламетации направлен на развитие психофизических качеств, обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков. Метод круговой тренировки заключается в том, что выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма, ребенок передвигается по заданному кругу. Цель метода – повышение работоспособности организма, достижение оздоровительного эффекта от упражнений. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. При использовании метода круговой тренировки, рекомендуется: - начинать с нагрузки не более 50% от максимально возможной для каждого ребенка (повышение нагрузки осуществляется путем увеличения количества упражнений, скорости, времени их выполнения, а также укорочения отдыха между кругами); - оптимальное количество упражнений 6 – 8 (они подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, выполняются в быстром темпе, их содержание может оставаться постоянным); - постепенно повышать скорость преодоления кругов. Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке: - выполнение этих упражнений на каждом из снарядов и воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности организма, расположенных в определенной последовательности; - подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки; - использование упражнений с различными предметами, в том числе с мячами. Используя интервальный метод круговой тренировки, необходимо учитывать следующие факторы: 1) целесообразно повышать тренировочную нагрузку постепенно в ходе занятий – от 50 – 60% до максимальной на каждой « станции». Повышать нагрузку можно за счет увеличения количества упражнений на каждой « станции» или интенсивности их выполнения; 2) оптимальное количество « станций» от 6 до 8 – 10, темп выполнения упражнений необходимо повышать постепенно с учетом индивидуальных способностей ребенка до максимального; 3) после выполнения упражнений, перед переходом на очередную « станцию» необходимо отдыхать примерно в течение одной минуты [34]. В системе физического воспитания широко используются общедидактические методы: наглядный, вербальный (словесный), практический. Наглядные методы формируют представления о движении, двигательных ощущений и яркость чувствительного восприятия, развивают сенсорные способности; вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач, структуры, их содержания, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, моторные ощущения, правильность их восприятия. Практические методы жестко регламентированы. Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, содержания воспитательно - образовательной работы. Все методы обучения движениям взаимосвязаны. Каждый из них включает в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Методический прием – составная часть, детально конкретизирующая и дополняющая метод. При обучении используются разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, индивидуальное развитие ребенка, осознание двигательной задачи. Методические приемы выбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, степенью владения движениям, возрастными и типологическими особенностями, общим развитием ребенка. Целесообразный подбор приемов позволяет воздействовать на все анализаторные системы ребенка, активизировать его сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий. В методике и теории физического воспитания используются общедидактические приемы. Приемы наглядного метода разнообразны. Так, наглядно - зрительные приемы обеспечивают четкий, правильный показ образа движения или отдельных его элементов; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; подражание образцам окружающей жизни; использование кино-, видеофильмов, рисунков, фотографий, графиков, телепередач и т.д. Приемы, предполагающие тактильно - мышечную наглядность, основаны на непосредственной помощи воспитателя, который прикосновением к ребенку направляет и уточняет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребенок перестал сутулиться и принял правильное физиологическое положение тела, воспитатель проводит рукой по спине; или если ребенок затрудняется сделать вперед наклон, воспитатель поможет наклониться ребенку пониже. Использование этого приема должно быть кратковременным. В противном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремится к качественному самостоятельному выполнению движения. Предметная наглядность включает использование пособий, предметов для формирования представлений о выполнении движения. Данный прием способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют общеразвивающие упражнения с палкой, ходьбу с мешочком на голове и т.д. Наглядно - слуховые приемы способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под песни, ритм бубна, барабана, под музыку, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует ритм и темп, но и вызывает у ребенка желание выполнять движения, вызывает эмоциональный подъем. Важную роль в обучении ребенка движению играют приемы вербального (словесного) метода. Воспитатель дает краткое одновременное объяснение и описание физических упражнений, которые опираются на жизненный и двигательный опыт ребенка, его представления. Свои пояснения воспитатель сопровождает конкретным показом движений и его отдельных элементов. К вербальным приемам также относятся указания о выполнении движения, беседа, предваряющая введение новых подвижных игр и физических упражнений; уточнение сюжета подвижной игры или последовательности двигательных действий и т.п.; вопросы, которые задаются воспитателем ребенку до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнения двигательных действий или проверки имеющихся представлений об игровых действиях, уточнении игровых правил, образах сюжетной подвижной игры. Как отмечает Э.Я. Степаненкова, в физической культуре используются широко команды, распоряжения, сигналы. Они требуют различной интонации, выразительности и динамики. Например, воспитатель дает команду: « Ровняйсь!» - или сигнал: « Раз, два, три – беги!» и т.д. В физической культуре дошкольников используются разнообразные считалки. Считалками (народные названия: счет, читки, счетушки, пересчет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для распределения ролей в игре или для определения ведущего. Считалка используется для выбора водящих в играх с раннего детства и до вступления в юность. Она не знает сословных барьеров, перешагивает границы разных стран, была в обиходе детей многих народов. Происхождение считалки предположительно связано с особым ее видом – с тайным счетом. В древности существовал запрет на прямой пересчет дичи, добытой на охоте, в домашнем хозяйстве на прямое количественное определение приплода и т.д. Но так как было необходимо знать количество, изобрели форму косвенного пересчета, в котором счетные единицы заменялись их эквивалентами. Это были измененные до неузнаваемости порядковые и количественные числительные. «Первый» мог быть назван первенцы, первички, первенцыки; « второй, другой» - другенчики, другенцы, другичики и т.д. Названия первых чисел, даже измененных, достаточно прозрачны. Обозначение же числа 10 словом «крест» связано с тем, что, отсчитав десяток, его отмечали для памяти крестообразной зарубкой на дощечке. Таким образом, детская считалка является наследницей серьезного взрослого дела – тайного счета, который играл в свое время важную магическую роль в жизни человека. А.П. Усова, выдающийся специалист по дошкольному воспитанию, о значении считалок писала, что они как бы вводят в игру, служат самоорганизацией детей, помогают распределению ролей, подобно присказке, которая вводит в сказку [34]. Считалки способствуют выработке таких необходимых качеств, как честность, благородство, непреклонность, чувство товарищества (фактор этический). Произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в танце, песне, в работе (фактор эстетический). Следовательно, считалка несет познавательную, этическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей. Нередко дети сами придумывают считалки, у них развиваются творчество и наблюдательность, фантазия, так как темы для считалок берутся из жизни людей, животных, наблюдений за явлениями природы. Г.С. Виноградов подразделяет считалки на три группы, рассматривая разнообразные способы классификации: заумные считалки и считалки-заменки, считалки - числовки. К считалкам - числовкам он относит произведения, содержащие счетные слова, эквиваленты числительных и заумные счетные слова. К заумным относятся произведения, частично или целиком сотканные из зауми. К считалкам - заменкам относят произведения, не содержащие в себе ни заумных слов, ни счетных. Любопытна классификация считалок, данная М.Н. Мельниковым. По признаку единства элементов поэтической формы, в первую очередь композиции, были выделены заумные считалки, кумулятивные и сюжетные. В основе композиционного построения заумных считалок лежит звукоритмический принцип; в основе сюжетных – драматическое или повествовательное развитие сюжета; кумулятивные считалки – это объединение иногда разнородных образов без видимой логической необходимости [34]. В жизни ребенка считалки разного типа воздействуют друг с другом. Его радует заумь как игра звуков, но в то же время дети с удовольствием воспринимают и сюжет считалки. Жеребьевка (или жеребьевные сговорки) относятся к игровому зачину и чаще всего предназначена для того, чтобы разделиться на две команды. Дети дошкольного возраста жеребьевку применяют в виде игры. Дети, условившись, кто из них как будет называться, берутся за руки, остальные по одному проходят в образованные таким образом воротца и отвечает на вопрос, становясь на сторону того, чье название выбрал. Анализируя содержание текстов жеребьевных сговорок, мы погружаемся в мир разнообразных детских увлечений, забав, интересов. Наибольшее количество традиционных текстов считалок связано с конем (конь сивый, златогривый, вороной и т.д.), в которых предполагается сделать выбор между казаком удалым и конем вороным. Поскольку для крестьянского мальчишки все лучшее было связано с конем чуть ли не с колыбели, дети рано начинали понимать, что конь – кормилец, но еще больше увлекала красота пробежки коня и стремительность, это впечатление усиливалось легендами о конях, спасших жизни. Вот почему конь занял такое почетное место в мальчишеских произведениях. Почетное место в жеребьевных сговорках занимает и казак или добрый молодец, олицетворявшие свободолюбие, беспредельную удаль. Жеребьевные сговорки представляют собой жеребьевки и синтез считалки. Особенностью их являются выполнение двигательных действий и рифмованный текст, которые могут выступать самостоятельными играми. Например, играющие дети становятся в круг и кладут на подставку либо на пенек по два пальца; один из играющих, показывая на каждый палец, приговаривает по слову: «Первунчики, другенчики, тринцы, волынцы, пятый ладан, шестой шмак!» Палец, на который упадет последнее слово, отнимается, а счет далее повторяется, пока не останется один палец. Играющий, палец которого остался последним, ловит из своих товарищей кого - либо, пойманный сменяет водящего и сам ловит кого - нибудь. В вербальном приеме используется широко принцип обратного отображения мира. Это так называемые «перевертыши», которые ценны своей педагогической и художественной сутью и используются для выбора водящих в игре. Перевертыши – это поэзия парадокса. Введен этот термин был К.И. Чуковским. Он соответствует обозначению фольклорных аналогичных стишков навыворот у англичан (стихи вверх дном). Ритмичность, музыкальность, художественность зачинов, жеребьевок, считалок вызывает у детей эмоциональный отклик. Они запоминаются детьми легко и используются в их самостоятельных играх. К вербальным приемам относится образный сюжетный рассказ, он чаще всего используется для объяснения сюжетных подвижных игр. Содержание рассказа, его сюжет должно быть понятно детям. Поэтому использование этого приема требует продумывания, планирования педагогом предшествующей работы, с тем, чтобы у ребенка было сформировано представление об обыгрываемом сюжете. Воспитатель проводит наблюдение в живом уголке за поведением птиц, животных, в природе; показывает детям диафильмы, видеофильмы, кинофильмы, читает художественную литературу, составляя представления, необходимые для успешного проведения игры. Вместо ситуативного объяснения игры педагог использует перед проведением первой игры сюжетный рассказ или крошку - сказку, в который входят сигнал и правила игры. Их объяснение занимает те же отведенные методикой 1,5 – 2 минуты, а иногда и меньше. Воспитательный эффект от такого объяснения высок – у ребенка развивается фантазия, воображение. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, воспитанию выразительности движений. В объяснение игры вплетаются сигнал, правила. Сюжетные рассказы используются во всех возрастных группах. Нередко бывает сложно педагогу придумать объяснение игры. Для облегчения задачи можно использовать стихи. С большим интересом дети обыгрывают сказку Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали» и др. Психолого - педагогические исследования свидетельствуют о готовности детей 4 –5 и особенно 6 лет к осознанности задач в разнообразной доступной ему двигательной деятельности. Это позволяет широко использовать при обучении движениям словесные воздействия. Слово не только повышает скорость овладения навыком, но и его качество. В формировании двигательных навыков важную роль играет активизация идеомоторных представлений посредством словесной инструкции. Идеомоторный акт – это переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения. Возникающие представления о движении вызывают нервные импульсы, обеспечивающие осознанность движения. Раскрывая роль представлений в формировании двигательных навыков, А.И. Пуни подчеркивает их тренирующее воздействие. Основу идеомоторных представлений составляет известное положение И.П. Павлова: «Раз вы думаете об определенном движении (т.е. имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите». Результативность обучения при формировании двигательных навыков у ребенка во многом зависит от структуры упражнения и степени осознанности им содержания, последовательности его выполнения. Активизация идеомоторных представлений в этом играет важную роль. А.И. Пуни отмечал, что при выполнении упражнений у ребенка вырабатываются условно - рефлекторные связи, при их повторении, в том числе и мысленном, происходит уточнение этих связей, а в результате и практическое улучшение выполнения упражнений. В процессе формирования двигательных навыков воспитатель использует разнообразные приемы активизации идеомоторных представлений. Так, при достижении стабилизации навыка ребенку предлагается вспомнить и рассказать последовательность выполнения упражнения. Чтобы облегчить задачу ребенку предлагается план - схема – «Вспомни и расскажи, как выполняется упражнение хлопок о колено, какое исходное положение рук, ног, с чего начинается и как заканчивается упражнение». Ребенок говорит: «Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки внизу. Руки поднимаю вверх, опускаю на поднятое правое колено, потом поднимаю руки вверх и опускаю вниз». Иногда ребенок пытается сопровождать объяснение упражнения его выполнением. Слова и одновременное движение являются выражением зрительно - двигательного представления и облегчает ответную реакцию на задание. Предлагая ребенку выполнить движение, воспитатель может попросить вспомнить его, молча, а затем сделать [34]. Такие приемы обучения обеспечивают самоконтроль ребенка за правильность выполняемого им движения, повышает эмоциональное состояние, собранность и устойчивость внимания, заинтересовывают. Постоянное использование вербальных приемов позволяет педагогу применять их не только в знакомых упражнениях, но и при объяснении новых комбинаций движений. Ребенок самостоятельно придумывает новые комбинации из знакомых ему двигательных элементов, учится свободно ориентироваться в словесных заданиях. Приемы, относящиеся к практическому методу, направлены на формирование практических двигательных навыков; применение их ребенком в игровой и жизненной ситуации самостоятельно, а также на обогащение его знаниями, позволяющими осознанно осуществлять это применение. Практические методы побуждают ребенка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, участию в соревнованиях, выполнению игровых ролей, выполнению роли судей при проведении соревновательных игр, повышают интерес к самосовершенствованию, побуждают к заинтересованному, целенаправленному упражнению в круговой тренировке. Направляя практическую деятельность ребенка, педагог тем самым решает образовательные задачи, активизирует творчество, совершенствует умственное его развитие, предлагает ему придумать варианты подвижных игр и физических упражнений, свои собственные движения, которые можно выполнить одному или с группой детей, с предметами и без них; придумать свои игры и имитационные движения. Дети выполняют эти задания с удовольствием, совершенствуют и осознанно используют собственный двигательный опыт: они закрепляют свои знания о пространственном положении частей тела, технике движений; совершенствуют телесные представления; прислушиваются к ним, понимают и корректируют выполняемые движения; учатся ориентироваться в пространстве; усваивают знания о воздействии физических упражнений на организм, повышают кинестетическое образование; приобретают организаторские навыки, целенаправленность двигательных действий. Все приемы и методы обучения играют важнейшую роль в формировании двигательных навыков и должны применяться в комплексе. 1.2. Изучение игровых методов и приемов обучения движению на занятиях физической культуры в ДОО Двигательная деятельность в жизни человека является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. В дошкольном возрасте с помощью двигательной деятельности ребенок приспосабливается к окружающей жизни, познает мир[1]. Повышенный режим двигательной деятельности оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка: развивает мышечную и центральную нервную системы, опорно – двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма; обеспечивает усвоение ребенком доступных ему....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: