VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Искусство верхнего палеолита

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012592
Тема: Искусство верхнего палеолита
Содержание
     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
     ФГБОУ ВО ??«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
     ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
     Направление «История»
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Искусство верхнего палеолита
     Курсовая работа по дисциплине “Археология”.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Автор:
     Семёнова Дарья Дмитриевна, 1 курс, 11 группа
     Научный руководитель:
     Кандидат исторических наук, доцент
     Лагуткина Елена Викторовна
     
     
     
     
     
     
     
Тверь, 2018



      Введение	3
      Введение	3
      1. Теоретические аспекты исследования	6
      1.1. Характеристика первобытного общества	6
      1.2. Особенности искусства палеолита	13
      2. Анализ искусства палеолита		23
      2.1. Скульптура	палеолита	23
      2.2. Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)	27
      Заключение			32
      Список литературы	34
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Введение
      Актуальность исследования. Люди рисуют и лепят с доисторических времён. Когда-то наш: далекий предок впервые обратил внимание на то, что комок глины можно мять, и при этом он воспроизводит отпечатки его пальцев и сохраняет их, высыхая; что этому комку можно придать различную форму. Так было положено начало искусству лепки. Первые костяные и каменные головки и статуэтки относятся к верхнему палеолиту (ок. 33 тыс. до н. э.).
      А ведь резным изображениям, требовавшим уже достаточно сложной техники и орудий труда, вероятно, предшествовали не дошедшие до нас лепные. И неизвестно также, что появилось раньше - рисунки на стенах пещер, положившие начало живописи, или же объемные лепные и резные фигурки - первые скульптурные произведения. Если рисунок представляет собой двухмерную форму искусства, то скульптура - трёхмерное изображение, и её можно осмотреть со всех сторон. Занятия скульптурой развивают объёмно-пространственное мышление, а также затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу людей. На протяжении существования нашей цивилизации скульптура служила определённым целям: она воздействовала на не умеющих читать людей благодаря зрительным образам.
      Во все времена, у всех народов, на всех континентах находили и находят различные виды применения скульптуры - от фигурок и статуэток, до монет и орнаментов. Элементы скульптуры встречаются во всех направлениях декоративно - прикладного искусства, будь то резьба по дереву, кости, камню, или же изготовление глиняных изделий. Скульптурные произведения имеют и историческую ценность, каждая эпоха цивилизации накладывает свой отпечаток на произведения скульптурного жанра.
      Она тесно переплетается с другими направлениями искусства: рисунком, живописью, архитектурой, дизайном, декоративно- прикладным творчеством и поэтому вопрос актуальности этого вида искусства востребован и наше время...
      С развитием телевидения, компьютеров и их программного обеспечения, широкое распространение получило 3D- моделирование, способы обработки материалов, воспроизведение изображений. С появлением современных технологий применяются новые способы получения материалов для изготовления скульптурных произведений. С новыми технологиями развиваются и новые виды искусства: ландшафтный дизайн, садово-парковая скульптура и их разновидности, все они неразрывно связаны со скульптурой.
      Степень изученности проблемы. С древнейших времён, до наших дней, ученые всего мира занимаются исследованием объектов культурного наследия. В различных уголках мира расположены памятники искусства. Археологические раскопки с современными технологиями, позволяют получить более полную оценку объектам искусства, более точно определить возраст находок и их принадлежность к тому или иному этапу цивилизации. Изучением скульптуры занимались многие учёные и искусствоведы Ф.Ф. Каменский, М.А. Чижов, В. А. Беклемишев, В.В Павлов, Г.С. Дунаев,Е. А.Лансере,Б.Виппер,Г.И.Кепинов,Ю,Д.Колпинский,Н.Н.Ростовцев,
      Р.А.Куренкова, О.Ф.Вальдгауэр, В.А.Жуковский, М.В.Алпатов, и другие.
      В развитии русской пластики процесс преодоления последствий застоя, обусловленного особенностями эволюции отечественного искусства второй половины XIX века, предусматривал решение целого ряда проблем. Прежде всего, это было связано с необходимостью изменения сформировавшегося взгляда на скульптуру как на искусство, не способное конкурировать с актуальностью литературы и силой эмоционального воздействия живописи, а значит, как бы заведомо обречённое на второстепенное по отношению к ним положение. В связи с этим первой и важнейшей проблемой развития русской пластики на рубеже Х1Х-ХХ веков, становится задача обретение этим видом искусства актуального художественного языка, способного дать адекватное воплощение новым образам и питающему их внутреннему содержанию эпохи в целом.
      Разрешение такой задачи могло быть осуществлено только при условии открытия новых средств пластической выразительности и выработки творческих приёмов, позволяющих раскрыть усложнившееся содержание произведений искусства. При этом развитие русского ваяния протекало по своим собственным законам, заметно отличавшимся от эволюции иных сфер художественной культуры. Начиная с последнего десятилетия XIX века, история русской пластики предстает в качестве этапа, когда совершается драматическая трансформация взаимоотношений скульптуры и общества, произведения и зрителя. В жизни одного поколения русских людей - творцов и критиков скульптур - оценки достижений подвергаются радикальному пересмотру. Логично будет предположить, что причиной тому явились действительно эпохальные изменения в тематике, технике, наконец, образной структуре этого вида искусств.
      Целью исследования является охарактеризовать искусство верхнего палеолита: искусство малых форм, мелкая пластика.
      Объект исследования: в данной курсовой работе объектом исследования является искусство палеолита.
      Предмет исследования: искусство малых форм, мелкая пластика в эпоху палеолита.
      Задачи данного исследования:
      дать характеристику первобытному обществу; выделить особенности искусства палеолита; охарактеризовать особенности скульптуры палеолита; выделить особенности искусства малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика).
      Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
      1, Теоретические аспекты исследования
      1.1. Характеристика первобытного общества
      Культурная эволюция - непрерывный процесс развития культуры от простых форм к более сложным. Культурную эволюцию можно рассматривать как однонаправленный линейный процесс, прослеживая эволюцию человечества в целом; или как разнонаправленный многолинейный, изучая эволюцию каждой культуры или общества (или конкретных элементов культуры или общества) в отдельности1.
      В рамках социальной психологии, традиционно, нравственная регуляция поведения рассматривается сквозь призму психологии отношений, является компонентом психологических отношений, тесно связанным с моральным поведением, мотивами, намерениями и готовностью совершать поступки2.
      Традиционная культура едина с природой, ориентирована на сохранение самобытности, своего своеобразия, внутри нее человек не испытывает разлада с обществом. Она доиндустриальна, основной род занятий - сельское хозяйство. Важнейшим свойством культурной традиционной культуры является синкретизм (слитность, нерасчлененность, характерная для сознания человека). Каждый член рода - племенного коллектива не ощущает себя индивидуальностью, он растворен в коллективе. Соблюдение религиозных обрядов и обычаев выполняется бессознательно.
      Первобытным искусством считают искусство первобытности, т.е. от появления Homo sapiens и до возникновения классовых обществ. Первобытное искусство охватывает многие тысячелетия. Несколько периодов позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.), мезолита (ок. 10-5 тыс.
      лет до н.э.), неолита (ок. 5-3 тыс. лет до н.э.), эпоху бронзы (3-2 тыс. лет до н.э.) и эпоху железа (1 тыс. лет до н.э.).
      Термин «первобытное искусство» никак не означает упрощенное, невысокое по своему уровню творчество. Напротив, произведения, созданные на заре человечества, вызывают изумление и восхищение. В этот период возникли все основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основных подхода к изображению: реализм, следование натуре и условность, та или иная трансформация натуры ради достижения определенных целей.
      О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, во второй половине XIX в., когда стали находить небольшие скульптуры, отдельные рисунки на кости или камне, на стенах пещер. Памятники (произведения) первобытного искусства были обнаружены в самых разных местах земного шара, ибо уже к концу палеолита вся суша на более, или менее пригодных для жизни участках была заселена людьми.
      Судя по известным теперь уже в довольно большом числе образцам палеолитического жилища, оно представляло собой основательно построенную полуземлянку, иногда вымощенную плитами и укрепленную камнями, с кровлей, вероятно, конической формы,34 из жердей, покрытых ветвями и шкурами3.
      Некоторые из раскопанных землянок имели большие размеры, достигая 200 м. Внутри землянки были расположены очаги. Отдельные стоянки данной эпохи состояли из нескольких землянок, образуя маленький поселок, население которого доходило, вероятно, до ста человек взрослых. Судя по наличию костяных иголок, человек сделал сейчас еще одно немаловажное завоевание - научился шить
      . Сшитые шкуры зверей могли употребляться для покрытия жилища, и для защиты тела. Итак, человек обзавелся еще одним достоянием культуры - возникла одежда, исходным и основным назначением которой была защита тела. Ориньяко - солютрейский человек широко пользовался огнем: как на стоянках, так и в жилищах этой эпохи встречаются остатки не только костров, но и очагов или печей. Однако непосредственных следов умения добывать огонь искусственным путем мы все еще не имеем.
      Памятники ориньяко - солютрейской стадии не могут сами по себе сказать, что - либо об общественном строе данной эпохи. Но мы имеем все основания предполагать, что именно на этом переломном рубеже истории человечества развитие производительных сил привело к коренному преобразованию общественного устройства. Это развитие и новые формы хозяйства потребовали смены непостоянной, легко распадающейся человеческой группы, свойственной предшествующей стадии, более устойчивым и прочным коллективом. Спайку и форму этому коллективу дало кровное родство. Именно к данному этапу истории человечества следует отнести возникновение группы, прочно связанной постоянным совместным коллективным трудом и скрепленной кровным родством, — рода, или родовой общины, ставшей отныне основной общественной формой первобытного строя4.
      Главными занятиями первобытных людей были собирательство растений, пригодных в пищу, и охота на крупного зверя - бизона, шерстистого носорога, мамонта, пещерного медведя, дикую лошадь, оленя, кабана. В конце палеолита человек уже мог изготавливать разнообразные орудия труда, строить жилища, шить одежду с помощью костяных игл5.
      Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени этапом в истории человечества, существовавший на протяжении более миллиона лет.
      Сегодня научная периодизация догосударственного общества обосновывается уже по-новому. Выделяют два главных периода в его развитии, два способа существования и воспроизводства: присваивающую и производящую экономику. Первому периоду в основном соответствует матриархат, второму - патриархат.
      Итак, что же такое первобытное общество? Первобытное общество - это период в истории человечества, охватывающий эпоху от появления первых людей до возникновения государства, характеризующийся коллективным трудом и потреблением, основной ячейкой которого был материнский род, сменившийся патриархатом. Для того чтобы избежать превращения общества в неконтролируемую и неуправляемую толпу, оно должно быть организационно оформлено. Л. Морган считается первым ученым, который попытался с научной точки зрения систематизировать догосударственный период. Он выделил три основные эпохи - дикости, варварства и цивилизации, каждую из которых он подразделил на низшую, среднюю и высшую ступень в соответствии с теми успехами в производстве средств жизни, которых удалось достичь.
      Л. Морган утверждал, что «искусность в этом производстве имеет решающее значение для степени человеческого превосходства и господства над природой; из всех живых существ только человеку удалось добиться почти неограниченного господства над производством орудий жизни». Согласно данному научному труду, можно определить дикость как период прямого присвоения готовых продуктов, варварство — период введения скотоводства и земледелия, цивилизацию - период освоения дальнейших продуктов природы.
      Первобытное общество было более или менее однородно- коллективистским, не знало социального и других расслоения. Но постепенно такая структура преображалась: появляются социальные общности, группы, классы имели свои конкретные особенности.
      Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать вместе, сообща, так как они могли выжить только в коллективе. Именно этот признак определяет соответствующую социальную организацию общества, а именно - родовую общину, которая являлась первой формой организации догосударственного общества. Сплочение всех членов родов происходило за счет родственных связей, которые также положительно влияли на упрочнение коллективного труда, уравнительного распределения и общего производства.
      Ф. Энгельс выражал восторг, когда описывал родовую организацию. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов - все идут своим установленным порядком».
      В мире существует много различных религий и верований. Одни из них понятны большинству людей, некоторые же так и остаются для многих малопонятными и закрытыми6.
      В переводе с латинского языка оно звучит как «animus», что означает «дух, душа». Теперь можно сделать несложный вывод, что анимизм - это вера в различные нематериальные существа, такие как духи или души, которые могут находиться в самых разнообразных вещах, явлениях или предметах, согласно нюансам верований определенных племен или обществ7.
      В науку это понятие ввел философ Ф. Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин «анимизм» термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шаль. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам.
      Зная, что анимизм - это вера в духов, стоит более подробно рассмотреть, что же об этом говорил сам Тейлор. Так, он считал, что данное верование в большей мере основывается на тех ощущениях, которые человек испытывает во время сна или особого транса. Сегодня это можно сравнить с теми ощущениями, которые присущи человеку, например, на смертном одре.
      Сам же человек существует в двух различных по своей природе единицах: это тело, материальная часть, и душа, нематериальная. Вот именно душа может покидать оболочку тела, переходить из одного состояния в иное, переселяться, т. е. существовать после смерти своего тела. Согласно теории Тейлора об анимизме, душа может гораздо больше, нежели просто отправиться в страну мертвых или загробный мир. При желании она может управлять живыми родственниками, связываться с ними через определенных личностей (например, шаманов) дабы передать послания, участвовать в различных праздниках, посвященных мертвым предкам и так далее.
      Стоит также сказать, что фетишизм, тотемизм, анимизм - это схожие по своей природе религии, которые порой возникали друг из друга. Так, часто анимизм мог перетекать в фетишизм. Что это значит? Древние люди также верили в то, что дух не обязательно должен вселяться после смерти тела в такое же тело, он мог перейти в любой окружающий предмет. Фетишизм по своей сути - вера в силу окружающих предметов (всех или определенных, например, статуй), наделенных душой. Очень часто фетишизм перетекал из общего верования в то, что все окружающее одушевлено, в более узкое направление. Примером могут быть святыни предков африканских племен или родовые дощечки китайцев, которым длительное время поклонялись, веря в их силу и могущество. Очень часто фетишами пользовались и шаманы, выбирая для этого особый предмет. Считалось, что туда вселяется душа шамана, когда тот предоставляет свое тело для общения с духами умерших.
      Уже узнав, что анимизм - это верования в духов, стоит также сказать, что некие племена верили еще и в то, что у человека может быть несколько душ, которые имеют разные предназначения и обитают в различных частях тела: в макушке, ногах или руках. Что касается жизнеспособности этих душ, то она могла быть разнообразной. Некоторые из них могли оставаться в могиле с умершим человеком, другие отправлялись в загробный мир для дальнейшего там проживания. А некоторые просто переселялись в ребенка,
      чтобы его одушевить8.
      Примером могут служить якуты, которые веруют в то, что у мужчины есть восемь душ, а у женщины - семь. В некоторых верованиях родители при рождении ребенка отдавали ему часть своей души, что опять же может сказать о многодушии.
      Тотемизм похож по своей природе на анимизм тотемизм. Людям свойственно было наделять душой не только окружающие предметы, но и животных/ которые проживают рядом. Однако в одних племенах считали, что все животные обладают душой, в других же - только некоторые, так называемые тотемные животные, которым и поклонялось данное племя. Что касается душ животных, то считалось, что они также умеют переселяться. Интересным являлся тот факт, что многие верили: души умерших людей могут переселяться не только в нового человека, но также и в тотемное животное. И наоборот. Очень часто тотемное животное выступало в роли духа-хранителя данного племени.
      Это вера в огромную безликую силу, которая наделяет жизнью все окружающее. Это может быть урожайность, человеческая удача, плодовитость скота. С уверенностью можно сказать, что данные верования присущи были не только древним людям, они живы еще и сейчас.
      Так, например, в Индии верят, что существует много различных духов, которые живут в горах, лесах, полях. Бош и (индийские духи) могут быть как хорошими, так и злыми. А чтобы их успокоить или задобрить, и сейчас им приносят различные дары и устраивают церемонии жертвоприношения. О природе Анимизм - религия, которая наделяет душами все окружающее.
      Так, например, жители Андаманских островов верили в то, что огромную силу имеют природные явления и сама природа (солнце, море, ветер, луна). Однако согласно их мнениям, такие духи чаще всего были злыми и все время старались нанести увечья человеку. Например, дух леса Эрем-чаугала способен ранить человека или даже убить невидимыми стрелами, а злой и свирепый дух моря может поразить его человека неизлечимой болезнью. Однако в это же время духи природы считались и покровителями отдельных племен. Так, одни считали своим покровителем солнце, иные - ветер и т.д. Но остальных духов также нужно было уважать и поклоняться им, хотя для конкретного селения они могли быть менее значимыми9.
      Интересно, что согласно мнению поклонников анимизма, весь окружающий человека мир полностью населен душами, которые могут обитать в различных предметах, а также всех живых существах - животных, растениях. Сама же человеческая душа вообще является огромной ценностью в сравнении с телом, человеческая душа Важным является и тот факт, что все то, что для человека опасно или неосязаемо, также принято было одушевлять. Часто считалось, что вулканы, скалистые горы были обиталищем различных духов, а, например, извержения вызываются злостью или неудовлетворением деяниями людей. Стоит сказать и о том, что мир анимистов также был населен различными монстрами и опасными существами, например, виндиго у индейцев, но и позитивными существами - феями, эльфами.
      Однако, как бы просто Тейлор и его последователи не относились к анимизму, данная религия не является примитивной. Ей присуща своя особая логика, последовательность, это оригинальная система верований
      1.2. Особенности искусства палеолита
      Первые каменные орудия происходят из Африки, где были найдены и древнейшие ископаемые останки прямых предков человека. Эти древние орудия очень грубы и представляют собой куски горной породы, расколотые таким- образом, чтобы получились острые края. Однако для того, чтобы получить такой острый край путем расщепления камня, требовалось определенное умение. Орудием могли служить и сам кусок камня (его называют ядрищем), и отделенные от него отщепы. Эти очень древние нижнепалеолитические артефакты составляют так называемый олдувайский комплекс орудий, названный так по знаменитой стоянке в ущелье Олдувай на территории Танзании. На сегодняшний день древнейшие надежно датированные орудия олдувайского типа происходят со стоянки Када Гона в Эфиопии и относятся ко времени ок. 2,6-2,5 млн. лет назад. Сходные артефакты, возраст которых составляет примерно 2 млн. лет, были найдены и на юге Африки.
      В культурах, которые практикуют анимизм, существует огромное количество праздников и торжеств, посвященных удовлетворению воли духов. Лучшим примером могут послужить различные языческие праздники наших предков.
      Следует отметить, что анимизм: это не какой-то пережиток древних времен или давно забытые верования. На самом деле, основные понятия анимизма сформировали почти все современные религии на планете. В широком смысле, анимизм — это предок всех верований.
      Ввиду грубости их форм олдувайские орудия трудно разделить на определенные «типы». К тому же они поразительно однообразны во времени и пространстве. Создается впечатление, что различия между артефактами, найденными в разных местах, определяются в большей степени особенностями материала, из которого они изготовлены, чем какими-то иными причинами.
      Кроме камня, человек раннего палеолита примерно 2 млн. лет назад начал использовать кость. Однако костяные изделия в этот древнейший период относительно редки, а сами кости подвергались лишь минимальной обработке для придания им какой-то формы. На них заметны следы использования (они разбиты, расщеплены или отшлифованы), но настоящих
      орудий определенных типов из них не делали10.
      Памятники олдувайского типа прекратили свое существование приблизительно 1,7—1,6 млн. лет назад. Примерно тогда древний человек начал изготавливать особые орудия, называемые ручными рубилами. Это заостренные орудия, подвергшиеся двусторонней оббивке (с обеих сторон ядрища). Первоначально такие двусторонне обработанные орудия появились в Африке, но уже примерно 1 млн. лет назад они стали известны а Передней Азии, а ок. 750 ООО лет назад - в Европе (в противоположность олдувайским орудиям, зона распространения которых ограничивается Африкой). Африканские, европейские и переднеазиатские комплексы с ручными рубилами относят к так называемой ашельской культуре, получившей свое название по стоянке Сент-Ашель во Франции. Однако некоторые из стоянок в Европе почти не содержат ручных рубил, а на нижнепалеолитических памятниках Дальнего Востока они, как правило, редки или вовсе отсутствуют. Эта разница могла быть обусловлена либо отсутствием подходящего сырья, либо различиями в трудовых операциях, требовавших применения орудий.
      Памятники эпохи нижнего палеолита, как правило, достаточно просты по структуре, но трудны для интерпретации. Часто они представляют собой просто рассеянные артефакты, порой - в сочетании с костями животных, найденные в контексте, свидетельствующем, что в древности они были оставлены на поверхности земли, причем иногда - у озера или какого-то иного водоема. Время от времени нижнепалеолитические орудия находят в пещерах, но в большинстве случаев - на открытых местах. Предметом дискуссий между археологами являлся вопрос о способах применения каменных орудий и о причинах их совместного залегания с костями животных. Прежде полагали, что любое сочетание каменных орудий и звериных костей указывает на охотничьи занятия древних людей. Однако в наши дни археологи уделяют больше внимания иным объяснениям. Не могли ли, к примеру, артефакты оказаться рядом с костями зверя потому, что человек отрезал куски от трупа животного, уже убитого хищниками или умершего естественной смертью? Находка в таком месте окаменевших фекалий или следы зубов на костях также могут послужить свидетельством того, что человек пользовался добычей хищников. А может быть, подобное сочетание оказалось чисто случайным и вообще не связано с взаимодействием человека и зверя?
      Ответ на эти вопросы может дать изучение как костей животных, так и самих каменных орудий. По крайней мере на некоторых костях имеются царапины, свидетельствующие, что человек эпохи нижнего палеолита разделывал туши животных. На самих орудиях в микроскоп можно увидеть сохранившиеся следы сгоченности рабочего края, указывающие на их различное использование, в том числе - для срезания мяса.
      Кем были гоминиды, создававшие нижнепалеолитические орудия? Большинство ученых полагает, что наиболее вероятным изготовителем олдувайских орудий является Homo habilis - древнейший представитель человеческого рода. Артефакты ангельского типа принадлежат, вероятно, виду Homo erectus (именуемому также Homo ergaster) - во всяком случае ранее, чем 400 000-500 000 лет назад, когда их изготовителями уже могли быть древнейшие представители вида Homo sapiens, люди современного типа.
      Наскальные рисунки, обнаруженные в Испании и во Франции относятся к верхнему палеолиту (позднему каменному веку). Люди верхнего палеолита мало чем отличались от людей современного типа. Их мозг был близок к нашему, а руки уже были способны выполнять сложные действия. По всей видимости, у людей верхнего палеолита с успехом развивалось абстрактное мышление - первое необходимое условие для создания творений искусства. С появлением человека современного типа стали нарастать темпы развития культуры, открылись неизвестные до толе области творческой деятельности.
      Уже в эпоху Ориньяк (так называется одна из культур охотников верхнего палеолита, по месту Ориньяк во Франции, где были найдены кремневые пластины с ретушью, костяные наконечники копий), на стенах пещер был обнаружен контур руки с широко расставленными пальцами, обведенный краской и заключенный в круг. Это еще одно свидетельство расширения умственных способностей древнего человека, его психологической эволюции.
      Глубокая архаичность наиболее ранних пещерных изображений сказывается в том, что возникновение древних из них вызвано было на первый взгляд случайными ассоциациями в сознании первобытного человека, который заметил сходство в очертаниях камней или скал с обликом животных. Но уже в более поздние времена, вместе с образцами архаического искусства, в которых сочетаются естественное сходство и творчество человека, были широко распространены и такие изображения, которые целиком обязаны творческому воображению первобытных людей, например, женские статуэтки, так называемые «палеолитические Венеры».
      Для этих скульптур характерна жизненная передача форм обнаженного женского тела и выразительность. Возможно, это было одни м из проявлений преклонения древнего человека перед «праматерью», и дань общественным отношениям, связанным с матриархатом. Вместе с пластическими изображениями женщин для искусства верхнего палеолита характерны скульптурные изображения животных из бивня мамонта, кости и даже глины, смешанной с костной золой. Часто такие фигуры изображали мамонта, бизона, лошадей и других животных, в том числе и хищников.
      На многих из этих фигурок были выгравированы стрелы, что является явным доказательством того, что они служили, прежде всего, в качестве предметов магического охотничьего культа. А, это в свою очередь свидетельствует о том, что первобытные люди приобретали знания о мире животных для того, чтобы выжить. Проникновение в жизнь зверей являлось характерной и важной частью психологии людей, в такой степени, что окрашивало всю их духовную культуру. Преклонение перед животным - еще одно проявление тотемизма и связанного с ним табу. В результате для древнего человека животный мир и его духовная сущность слились воедино, о чем свидетельствуют обряды, мифы, сказания, в которых люди и звери представляют единое целое. Искусство же дополняло эти представления.
      Для палеолитического искусства красота заключалась в соответствии изображенного на рисунке животного с природными данными и в цветовой гамме. Первобытные художники стремились сохранить симметрию в расположении линий. В искусстве первобытного человека ключевую роль играл культ зверя, зарождение которого было обусловлено значением охоты в первобытном обществе. В эпоху палеолита охота являлась важнейшим занятием, главным источником существования древнего человека. И не случайно в религиозной системе палеолитических охотников главенствующее место занимал зверь. Он был покровителем рода, приносил удачу или не удачу во время добывания пищи. С ним были связаны все события, происходившие в мире.
      Тотем в переводе "его род" означал, что все члены данного рода происходят из определенного животного, растения и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. Тотемистические представления, древний человек воплощал в наскальной живописи, рисуя животных, сцены охоты. Развитие тотемизма имело свое влияние и на скульптуру, о чем ярко свидетельствуют малые статуэтки, подобные тому, который был найден в Моравии. Образы зверей: мамонтов, носорогов, лошадей, быков, пещерного медведя были найдены во многих регионах мира, и не только в Европе. Отсюда можно сделать вывод о том, что культ зверя в палеолитическом обществе имел такое же значение, какое сегодня имеют в мире образы Христа, Будды, других святых. Так, в силу распространения тотемизма и утверждения культа зверя палеолитическое искусство, как и все первобытное искусство было связано с природой, окружающим миром, религиозными представлениями древнего человека11.
      Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35-10 тыс. до н.э.
      Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно12.
      Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
      Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35-10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.
      Случилось это так: «археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».
      Замечательные полихромные изображения в пещерах содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры,
      если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.
      Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты - магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.
      Возникновение искусства связано с появлением человека современного типа в эпоху позднего палеолита. По мнению ученых, первобытное искусство появилось около 30 тысячелетия до н.э. Именно к этому времени относятся обнаруженные в XIX веке во Франции и в Испании наскальные рисунки.
      В сентябре 1940 года во Франции не далеко от местечка Монтиньяк в пещере Лас ко была открыта целая наскальная галерея, получившая впоследствии прозвище «Сикстинской капеллы первобытной живописи». Сотни фигур, обведенные темными линиями, писанные желтыми, красными, коричневыми, охрой, мергелем и сажей украшают стены пещеры. Здесь головы оленей, козлов, лошадей, быков, бизонов, носорогов и все почти в натуральную величину.
      В пещере Ласко мы впервые встречаем попытку первобытного человека изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Возможно, что это было определенным выражением религиозных представлений первобытного человека, стремящегося тем самым достичь успехов в охоте, и в то же время выразить преклонение перед тотемом своего рода.
      Интересные пещерные рисунки обнаружены в пещерах Фон-де-Гом Нио, а также в пещере Комбарелль.
      Если с возникновением материальной культуры более или менее все понятно, то вопрос о появлении первобытного искусства до сих пор остается открытым. По утверждению немецкого ученого и искусствоведа Германа Вейса (1822-1897) инстинкт самосохранения заставил человека взять в руки оружие. «Древесный сук, - писал Вейс в первом томе трехтомной монографии «История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь», - самое древнее и самое естественное средство обороны и нападения. Оно есть у всех племен.»_
      Этот же сук был использован первобытным человеком для добывания пищи, таким же образом, каким сегодня пользуются им человекообразные обезьяны13.
      В процесс добывания пищи и в борьбе со средой обитания проходил прогресс человека.
      Об этом наиболее полно изложено в монографии Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»(1876 г.). По мнению одного из основоположников марксистской теории эволюции человека «Труд - первое и основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». В процессе труда происходила антропологическая эволюция человека, изменение его внешнего облика, внутренних органов, прежде всего объема мозга, предопределившее появление не только рационального и абстрактного мышления, но и речи.
      Следовательно, в появлении первобытного искусства ключевым стали психологические .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44