- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Интернет тренажёры как средтво обучения изучающему чтению
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009901 |
Тема: | Интернет тренажёры как средтво обучения изучающему чтению |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Физико-математический и технолого-экономический факультет Кафедра английского языка и методики преподавания Студент группы ИА 12-01 Н.В. Дуничев КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Работа защищена с оценкой «_____________» Руководитель Т.В. Борисова _____________________ «____»___________201__ г. ТЕМА «Интернет тренажёры как средтво обучения изучающему чтению» Новокузнецк 2016 Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические основы обучения изучающему чтению 1.1 Чтение как вид речевой деятельности 3 1.2 Виды чтения 3 1.3 Основные характеристики процесса обучения чтению 3 Вывод по первой главе 3 Глава 2. 2.2 Понятия и виды средств обучения 3 2.2 Интернет-тренажеры как средства обучения чтению 3 2.3 Разработка системы упражнения для обучения чтению при помощи интернет тренажеров 3 Вывод по второй главе 3 Заключение 3 Список использованной литературы 3 Введение В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в процессе обучения. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. Это не только новые технические средства, новый подход к процессу обучения, но и новые формы и методы преподавания. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Для методики преподавания иностранных языков наиболее актуальной на сегодняшний день является проблема разработки рациональных, надежных и реальных методик обучения основным видам речевой деятельности, в частности чтению. В любом языке, чтение, как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является неотъемлемым для любого человека. Что касается иностранных языков, то возможность непосредственного общения с носителями языка имеют немногие, а вот возможность читать на иностранном языке – практически все. Процесс чтения, предполагает в себе множество мыслительных операций, а в следствии — возможность извлечения информации их текста. В сфере обучения, чтению отводится особая роль, так как чтение является средством формирования вторичной языковой личности на уроках иностранного языка. Чтение воспроизводит познавательную функцию языка, в свою очередь правильный подбор текстов дает возможность использовать содержащуюся в них фактическую информацию и для расширения общего кругозора учащихся, и в воспитательных целях. В настоящее время процесс обучения изучающему чтению при помощи электронных средств обучения, в частности интернет тренажеров, малоизучен. Учитывая все вышесказанное, мы определили актуальность исследования. Она заключается в недостаточной разработке методических материалов в данной области. Объектом исследования в данной работе является процесс обучения изучающему чтению школьников на среднем этапе. Предмет исследования – интернет тренажеры как средство обучения изучающему чтению школьников на среднем этапе. Цель исследования – разработать систему упражнений для обучения изучающему чтению при помощи интернет тренажёров. Задачи исследования: 1) рассмотреть чтение как вид речевой деятельности; 2) выявить виды чтения; 3) выявить характерные особенности обучения изучающему чтению; 4) ознакомиться с понятием и видами средств обучения; 5) изучить интернет тренажеры как средство обучения изучающему чтению; 6) разработать комплекс упражнений для обучения изучающему чтению посредством интернет тренажеров; Теоретической базой данной работы стали работы отечественных ученых и педагогов по иностранному языку (Леонтьев А.А., Клычникова З.И., Гальскова Н.Д., Азимов Э. Г., Щукин А. Н., и др.), а также статьи посвященные проблемам обучения чтению. Практическая значимость работы определяется актуальностью исследования и заключается в востребованности разработок в области обучению чтению с использованием современных технологий. Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами, она включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Глава 1. Теоретические основы обучения изучающему чтению 1.1 Чтение как вид речевой деятельности В словаре методических терминов Азимова Э. Г. и Щукина А. Н., выделяют следующее определение чтения - это самостоятельный вид речевой деятельности, который входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает письменную форму общения. [1] По мнению Иполитовой Н.А., чтение – это особый вид речевой деятельности, это процесс одновременного восприятия и понимания письменного текста. Это глубоко внутренний процесс, состоящий в интерпретации текста, которая подразумевает словесное, предметное и смысловое понимание. Понимание текста основано на предметной и языковой компетенции. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Проведенные в последнем десятилетии исследования в ряде стран показали: читатели способны мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить новые верные решения. Так что же такое чтение? В чем же суть этого процесса, что лежит в его основе? Чтение, как и аудирование, является рецептивным, реактивным и по форме протекания невыраженным внутренним видом речевой деятельности. Чтение может быть и частично внешним, выраженным видом речевой деятельности, например чтение вслух. Но даже одинаковые механизмы (восприятие, внутреннее проговаривание, механизмы кратковременной и долговременной памяти, прогнозирование, осмысление) работают в чтении специфично, так как опираются на зрительное, а не на слуховое восприятие речи. [7] Процесс чтения базируется на технической стороне, то есть на навыках, которые представляют собой автоматизированные зрительно -речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом и, следовательно, реализация коммуникативного умения чтения. По сравнению с аудированием, при чтении человек может воспринимать текст столько раз, сколько ему нужно. Формирование и развитие языковой личности происходит по большей степени благодаря чтению. Именно поэтому в изучении иностранных языков чтению уделяется особое внимание. [4] Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму вербального общения. В свою очередь чтение, как и любая деятельность, подразделяется на два направления: содержательное (компоненты предметного содержания деятельности) и процессуальное (элементы процесса деятельности), причем ведущая роль принадлежит содержательному. К содержанию деятельности относят прежде всего ее цель – результат, на достижение которого она направлена. В чтении такой целью является раскрытие смысловых связей – понимание речевого произведения, представленного в письменной форме (текста). Процесс чтения изменяется под влиянием цели чтения: чтец стремится получить результат наиболее экономным путем. И чем опытнее чтец, тем успешнее он справляется с этой задачей: он читает по-разному, его чтение характеризуется гибкостью. Гибкость является отличительной чертой зрелого чтеца. При чтении, процессы восприятия и осмысления протекают одновременно и взаимосвязаны, умения и навыки, обеспечивающие его процесс, принято условно делить на две группы: а) связанные с «технической» стороной чтения - обеспечивают восприятие символов и соотнесение их с определенными значениями преобразование зрительных сигналов в информационные единицы (перцептивная переработка текста) б) установление смысловых связей между языковыми единицами разных уровней и тем самым содержания текста, замысла автора и т.д. (это умение позволяет представлять текст как законченное речевое высказывание). [5] Прежде всего, чтение это восприятие готового речевого сообщения, получение информации, поэтому его относят к рецептивным видам речевой деятельности. Особенностью чтения является то, что оценка успешности его осуществления носит субъективный характер и находит выражение в удовлетворенности читающего полученным результатом – достигнутой степенью полноты и точности понимания. Таким образом, чтение представляет собой сложную перцептивно-мыслительную мнемическую деятельность, процессуальная сторона которой носит аналитико-синтетический характер, варьирующийся в зависимости от ее цели. Чтец может называться зрелым, когда свободно осуществляет данный вид речевой деятельности, благодаря имеющейся у него способности каждый раз избирать вид чтения, необходимый для конкретной задачи, позволяя быстро и правильно решить поставленную задачу, благодаря полной автоматизированности навыков.[5] 1.2 Виды чтения Классификации чтения по различным признакам издавна уделялось большое внимание в методике обучения иностранным языкам. И психологи, занимавшиеся исследованием процесса чтения, и методисты, стремившиеся рационализировать обучение этому виду речевой деятельности, отдавали себе отчет в том, что читать текст можно по-разному, с разной целью, в разном темпе и с разной степенью понимания, а кроме того, чтение может протекать в разной форме: вслух или про себя, то есть в форме «громкого» или «тихого» чтения, а иногда – и в смешанной форме. Остановимся кратко на характеристике видов чтения, учет которых необходим в обучении иностранному языку. [2] В методике обучения чтению выделяют различные виды чтения. В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С.Х. Фоломкиной, которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Просмотровое (поисковое – skimming reading), направленное на оценку и отбор материала с точки зрения нужд и интересов читающего. При этом чтецом изначально решаются такие частные задачи: определение темы и объекта описания, степени новизны текстовой информации, сфер приложения сведений, которые можно получить из текста, широты охвата и глубины описания, доступности изложения. Эти частные задачи решаются с помощью определенных действий и операций: тема и объект описания выявляются, прежде всего, путем толкования, заглавия, выделения и трактовки содержащихся в нем ключевых слов, терминов и выражаемых ими понятий. В этом случае полезны такие упражнения, как выявление и перевод опорных терминов заглавия, их комментирование. Кроме того, для уточнения темы (объекта) описания целесообразно прибегнуть к беглому просмотру текста для ознакомления с основной смысловой линией его содержания. Здесь полезен поиск и выделение фразовых единств, содержащих наиболее концентрированную информацию. После этого становится возможной субъективная оценка новизны и значимости текстовой информации. Доступность изложения проверяется выборочным прочтением двух-трех «средних» по трудности фрагментов, что должно быть задано в виде предтекстового упражнения. Просмотровое чтение обычно заканчивается одним из двух исходов: либо чтец отказывается от чтения данного текста, либо переходит на другой вид чтения. Ознакомительное (fluent reading) чтение, направленное на выявление и усвоение основного содержания текста в тех его аспектах, которые представляют интерес для читателя. Ознакомительное чтение направлено на прием самой информации, на ознакомление с содержанием текста. Однако специфика приема при данном виде чтения состоит в том, что он проводится выборочно, причем читающий осуществляет саморегуляцию в отношении охвата содержания (внимание концентрируется лишь на некоторых фрагментах) и глубины восприятия-понимания (налагаются определенные лимиты на полноту охвата смысла читаемого). Вследствие этого типичными для ознакомительного чтения являются «скачки» как пространственного, так и темпового характера: читатель «перескакивает» через отдельные части текста и то ускоряет, то замедляет сам процесс. Чтение развертывается как бы в рамках, внутри которых происходят колебания уровней понимания – от фрагментарного при беглом просмотре до более углубленного проникновения в смысл отдельных частей. По сути, ознакомительное чтение, будучи специфическим видом, чтения и имея свои собственные информационные задачи, с операционной точки зрения, включает в себя элементы и просмотрового, и вдумчивого. Таким образом, ценность ознакомительного чтения состоит в сочетании информативности с экономичностью, так как оно позволяет читателю опускать отдельные смысловые блоки и детали текста, которые по каким-либо причинам не заслуживают внимания. Следует иметь в виду, что содержание, существенное для одного лица, может для другого оказаться второстепенным, а третье лицо будет интересоваться деталями. Исходя из примерно однородного по кругу интересов состава студентов и однородного по содержанию и языковой трудности состава текстов, можно говорить о целесообразности предварительного уяснения преподавателем основных смысловых блоков, которые предположительно окажутся в центре внимания студентов при ознакомительном чтении. [10] Изучающее (вдумчивое – close reading) чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. Оно протекает в условиях концентрации внимания на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается его анализом, критической оценкой, обобщением, то есть извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения, рекомендации. Решение этих задач требует повышения роли логико-дискурсивного мышления, связано с активизацией внутренней речи, внутреннего перевода как средств преодоления языковых и смысловых трудностей на пути к достижению понимания. Ещё одной задачей является также формирования у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения, – повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который, по данным С.К. Фоломкиной, составляет 50–60 слов в минуту. С точки зрения коммуникативно-познавательной ценности наиболее важным видом является вдумчивое чтение. Оно же и наиболее трудное, требующее обилия упражнений. Виды и скорость чтения взаимосвязаны. Каждый вид требует определенной «средней» скорости. Беглый просмотр текста осуществим в быстром темпе, но это невозможно при вдумчивом чтении. Просмотровое чтение обычно проходит со скоростью 400–500 слов в минуту, ознакомительное – 180–200, вдумчивое – 50–60. Из сопоставления этих данных видно, что просмотровое чтение может протекать в 10 раз быстрее, чем вдумчивое. Совершенно ясно, что за такой разницей в темпе стоит существенная разница в совершаемых языковых и мыслительных операциях. [8] Таким образом, в зависимости от целей, которые ставит перед собой читающий, чтение делят на изучающее, ознакомительное и просмотровое. Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на извлечение информации, которая содержится в письменном тексте (речевом произведении). Помимо классификации С.Х. Фоломкиной, рассмотрим классификацию И.Л. Колесниковой, рассматривающую виды чтения текстов в современной методике преподавания иностранных языков, в соответствии с поставленной человеком цели чтения. Extensivereading “Экстенсивное чтение – вид учебного чтения, которое предполагает развитие умений читать тексты с большой скоростью, с общим охватом содержания и в основном самостоятельно. В процессе чтения синтез превалирует над анализом. Экстенсивное чтение направляется и контролируется учителем путем специальных заданий, которые охватывают большие отрезки текста, затрагивают его содержательную сторону”([7], с.97). Communicativereading / fluentreading “Развитие умений коммуникативного или зрелого чтения – одна из основных целей обучения иностранному языку. Зрелое чтение подразумевает такой подход к письменному тексту, при котором читающий ясно представляет себе цель предстоящей деятельности. ”([7], с.98-99). В процессе обучения чтению целевая установка как важнейший элемент речевой деятельности, формируется в виде задания. Задание исходит из характера текста для чтения и определяет степень проникновения в его содержание. Scanning “Чтение с выборочным извлечением информации – вид коммуникативного чтения, направленный на нахождение в тексте специфической информации для ее последующего использования в определенных целях. Эта информация может быть двух видов: 1. Конкретная информация, которую необходимо обнаружить в тексте: определения, даты, цифровые данные, имена и названия, - или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждений. 2. Информация о полезности текста, о том, представляет ли он интерес и может ли быть использован в дальнейшем. Для получения этой информации бывает достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы, познакомиться со структурой текста”.[7] Поскольку смысл чтения с выборочным извлечением информации заключается в быстром поиске и нахождении нужной информации, то тренировка в этом виде речевой деятельности обычно ограничивает время выполнения задания и может происходить как соревнование между учащимися. Основными учебно-речевыми действиями, выполняемыми при этом, являются действия поиска, идентификации, выбора и сопоставления. Skimming / Skim reading / Reading for gist “Чтение с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации” – вид коммуникативного чтения с общим охватом содержания и установкой на понимание главного, наиболее существенного; ознакомительное чтение. При ознакомительном чтении «достаточным бывает понимание 70% текста, если в остальные 30% не входят ключевые положения текста, существенные для понимания основного содержания” ([7], с.100). Чтение с пониманием основного содержания предполагает сформированность таких частных умений, как умение определять тему, выделить основную мысль, выбрать главные факты из текста, опуская второстепенные. Ознакомительное чтение является непременной составляющей таких видов чтения, как изучающее и критическое, может предшествовать им. Ознакомительное чтение может осуществляться с установкой на последующую передачу основного содержания текста в виде краткого устного или письменного изложения – резюме, аннотации. Readingfordetailedcomprehension “Чтение с полным пониманием текста, с извлечением полной информации – вид коммуникативного чтения с установкой на полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте, их осмысление и запоминание; изучающее чтение. В реальной жизни данный вид чтения чаще всего связан с учебой и профессиональной деятельностью”([7], с.100-101). Criticalreading “Чтение с критической оценкой, чтение для критического анализа или критическое чтение – вид коммуникативного чтения, который предполагает оценку прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения, знаниями, с собственным жизненным опытом. Обоснованная оценка невозможна без полного и точного понимания текста, уяснения замысла и позиции автора, знания литературных приемов и особенностей авторского стиля. Чтение с критической оценкой интегрирует различные виды чтения, предполагает высокий уровень развития умений чтения, способность анализировать содержание и языковую форму, отличать факты от мнений, подвергать сомнению прочитанное”([7], с.101). При обучении любому виду речевой деятельности следует четко ставить цели и задачи обучения, которые будут разными на различных этапах обучения. 1.3 Основные характеристики процесса обучения чтению Нынешние условия обучения иностранным языкам в школе со всей очевидностью подтверждают острую необходимость переориентировки целевых установок. Одним из важнейших и реально используемых на практике видов речевой деятельности, прочными основами которого должен овладеть каждый выпускник средней школы, является чтение как коммуникативное умение. Основная задача средней школы в области обучения чтению на иностранном языке является в вооружении учащихся по возможности полным арсеналом средств, способов, приемов, необходимых и достаточных для эффективной самообразовательной деятельности в послешкольный период, а также создание прочной языковой основы, на которой было бы возможно в дальнейшем построение профильно-направленного обучения иностранному языку в учебных заведениях различного типа. Чтение является и целью, и средством обучения иностранному языку. В учебном процессе следует четко различать эти две его функции, так как они определяют методическую организацию всей работы. Чтение как цель обучения предполагает овладение учащимися умением читать на иностранном языке. Данное умение является одной из практических целей изучения этого предмета в школе. Пред школой стоит задача обеспечить так называемый минимальный уровень коммуникативной компетентности. Его достижение необходимо, так как только в этом случае создаются объективные предпосылки для чтения по собственной инициативе. Чтение, как вид речевой деятельности, возможно, является наиболее эффективным средством обучения. Положительная роль чтения особенно ощутима в овладении языковым материалом: мнемическая деятельность, сопровождающая процесс чтения, обеспечивает запоминание языковых единиц, причем как изучаемых, так и новых для учащихся. В изучении иностранных языков, на более высоком уровне изучения, чтение текста является по больше степени средством расширения словаря. [4] При чтении, происходит запоминание языкового материала, что обеспечивает получение необходимого языкового опыта, наличие которого - необходимое условие правильности устной речи (говорения): в текстах изучаемые языковые единицы многократно повторяются в разнообразных контекстах, вследствие чего в сознании учащегося формируются нормы употребления и семантические границы изучаемого языка (усвоение грамматических структур, сочетаемость лексических единиц, соотнесение и тех и других с разными ситуациями общения). Цели обучения чтению: * лингвистические цели — развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации: — с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); — с полным пониманием содержания (изучающее чтение); — с извлечением необходимой (интересующей) значимой информации (поисковое чтение) * коммуникативная цель — формирование и развитие умений чтение как вида речевой деятельности, приближение к ситуации реального опосредованного общения. При обучении чтению в средних классах должны быть одновременно предусмотрены: с одной стороны, объективные трудности, с которыми встречается обучаемый при овладении этим видом речевой деятельности на этапе младшей школы и пути их преодоления, с другой стороны, психологические особенности, методические приемы обучения, адекватные целям и условиям их реализации [4]. Для определения умений, которые должны быть сформированы на начальном этапе обучения чтению, необходимо рассмотреть содержание обучения чтению. Содержание обучения включает следующие компоненты: 1. лингвистический компонент (языковые и речевые единицы различных уровней языковой иерархии); правила оформления и оперирования ими; 2. психологический компонент (действия и операции, составляющие суть чтения как вида речевой деятельности, на основе которой формируются навыки и умения); 3. методологический компонент (овладение рациональными приемами учения, формирование умений их практического применения). [12] Рассмотрим основные требования к текстам при обучении изучающему чтению на среднем этапе обучения. Наиболее значимыми компонентами в процессе обучения видам чтения являются: выбор текста, формулировка задания и форма контроля. Существует ряд требований к текстам, при помощи которых у учащихся развивается навык чтения. Тексты, которые используются в учебном процессе, должны соответствовать коммуникативно-познавательным интересам и потребностям учеников, а также степени сложности их языкового и речевого опыта в родном и иностранном языках, содержать интересную информацию для учащихся отдельной возрастной группы. Такой текст должен восприниматься учащимся как носитель содержательной информации. В учебном процессе могут использоваться разные типы текстов. Любой текст влияет на читателя. Прагматические тексты дают новую информацию, другие - воздействуют на чувства и мнения учащихся, на их поведение. Это говорит о важности обращения к содержательным аспектам используемых текстов. На каждом этапе обучения предлагаемые тексты должны отражать свою коммуникативную функцию в общении. С их помощью учащиеся должны создавать объективный образ страны изучаемого языка и формировать представление о жизни сверстников за рубежом. При выборе текста для того или иного вида чтения играют важную роль его объём, логико-композиционная структура, сложность языкового материала. Для изучающего чтения выбирают тексты, объём которых в несколько раз меньше текстов для ознакомительного чтения, как правило, небольшие (1-1,5 страницы). Чаще используются тексты описательного типа, тексты из художественной, научно-популярной и общественно-политической литературы. Такие тексты читаются со словарем (как в аудитории, так и во внеаудиторное время), а точное и полное их понимание контролируется переводом на русский язык. В аудитории в процессе чтения и перевода таких текстов обучаемые под руководством преподавателя осуществляют анализ различных трудностей лингвистических и информационных явлений. Таким образом, чтобы в дальнейшем при изучении иностранного языка они научились преодолевать эти трудности самостоятельно. Вывод по первой главе В ходе работы мы выявили, что чтение является одним из наиболее важных видов речевой деятельности. Мы придерживаемся определению Иполитовой Н.А., из которого следует что понимание текста основано на предметной и языковой компетенции. Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше. Мы рассмотрели классификацию видов чтения, предлагаемой С.Х. Фоломкиной, где чтение является рецептивным вид речевой деятельности, как вид речевой деятельности, возможно, является наиболее эффективным средством обучения, направленным на извлечение информации, которая содержится в письменном тексте (речевом произведении). [9] Тексты должны заключать в себе познавательную ценность, информативную значимость и содержать определенные трудности, как в содержательном, так и в языковом отношении. Далее мы изучили основные характеристики процесса обучения чтению из которых следует, что чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки. Глава 2: 2.2 Понятия и виды средств обучения Средства обучения – это материалы учебного процесса, которые помогают учителю организовать эффективное обучение иностранному языку, а учащимся – эффективно овладеть им. Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения наряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Средство обучения представляет некий объект, который необходим для организации учебного процесса. В культуре этот объект существует сам по себе, независимо от образования. Он функционирует в обучении как оператор (предмет, функция, совершающая операции), обеспечивающий отображение учебной информации во внутренний мир личности в форме знаний, умений и навыков, поэтому он «располагается» между учащимися и новой учебной информацией. Его функция аналогична средствам труда (лопата, сеялка, комбайн и т.д.). Существует некоторое подобие между структурами обучения (в аспекте духовного производства личностей) и производительным трудом (в плане производства ценностей культуры). Понятие о средствах обучения противоположно с понятиями о средствах производства, транспорта, связи и т.д. Обычно для усвоения знаний используется некоторое множество средств организации и активизации в обучении процессов восприятия, понимания, обобщения, запоминания, и применения учебной информации. Средства обучения используются учителем и учащимися как орудие познавательной (учебной) деятельности. В обучении они участвуют дважды: вначале как предмет усвоения, а затем как средство усвоения новых знаний. Средства обучения сочетаются с методами, однако, если методы отвечают на вопрос «как учить?», то средства – «чем учить?», «с помощью чего учить?». Объекты, используемые в качестве средств обучения, имеют определенные характеристики (свойства), такие как возможность их зрительного и (или) слухового восприятия, технология применения, системность, назначение и др. Каждая характеристика может служить основанием для их классификации. Средства обучения классифицируются по различным основаниям: по субъекту деятельности, по составу объектов, их функции в учебном процессе, отношению к учебной информации и т.д. В зависимости от состава характеристик одни средства входят в одну классификацию, другие – в несколько, а универсальные средства (такие как речь, наглядные и др.) – во все классификации. [11] Известно, что существует огромное количество средств обучения, в том числе обучения иностранному языку, а также несколько классификаций по различным признакам. Рассмотрим их. В целом обеспечение учебного процесса можно разделить на две большие группы: средства для работы и обучения учителя и средства обучения для учащихся. Чернилевский Д.В. приводит следующую классификацию средств обучения, включающую следующие шесть категорий: * учебники и другие печатные текстовые средства; * простые визуальные средства – оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, графики, карты; * механические визуальные средства – диаскоп, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп: * аудиальные средства – проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники; * аудиовизуальные средства – телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны; * средства, автоматизирующие процессы обучения – тренажер, лингафонные кабинеты, компьютеры. Рогова Г.В. классифицирует средства по двум группам – механические (магнитофон, фильмопроектор, телевизор, радио, компьютер и лингафонный кабинет) и немеханические (доска, фланелевая и магнитная доски, диапроектор). Кроме того, Рогова Г.В. выделяет учебные материалы, которые позволяют учащимся овладеть иностранным языком. К ним относятся: книга для учителя, учебник (для учащихся), руководства, книга для чтения, словари, программы. [13] Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды: * печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); * электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.); * аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.) * наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); * демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные) * учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.) * тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.) * Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.) Есть и иной подход к типологии средств обучения. Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения. Одним из основных средств преподавания является речь учителя, которая должна удовлетворять следующим требованиям: 1) грамматическая правильность; 2) точность; 3) образность; 4) экономичность; 5) эмоциональность. Грамотно построенная и четко произнесенная фраза позволяет учащимся правильно понять мысль учителя, запомнить ее и воспроизвести. Речь учителя должна состоять из логически связанных предложений, причем логика это....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: