- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Интеллектуальное развитие детей в процессе экологического образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008098 |
Тема: | Интеллектуальное развитие детей в процессе экологического образования |
Содержание
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ) Дошкольное образование Направление Курс Группа ЮСУПОВА МИЛЯУША КУРСОВАЯ РАБОТА Интеллектуальное развитие детей в процессе экологического образования Научный руководитель УФА 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………...…………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………….….…….7 1.1. Особенности интеллектуальной и познавательной деятельности дошкольников………………………………………………………………..……7 1.2. Развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности……………………………………………………………………16 1.3. Развитие познавательной и исследовательской деятельности дошкольника в процессе экологического образования……………..………...23 Выводы по первой главе……………………………………………………...33 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………………………………………….35 2.1. Организация и содержание исследования………………………………...35 2.2. Результаты исследования………………………………………………......45 Выводы по второй главе……………………………………………………...49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….52 ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования очевидна, так как среди сложных задач в образовательной сфере значится проблема совершенствования познавательной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года за №273 ФЗ, должны обеспечивать выполнение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по образовательным областям в различных видах деятельности, в том числе - в познавательно-исследовательской деятельности. Среди сложных задач в образовательной сфере значится проблема совершенствования процесса интеллектуального развития дошкольников. В наши дни педагоги пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции детей с целью их введения в мир культуры, природы родного края. Осознанно-правильное отношение к природе необходимо строить на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании взаимосвязей внутри природных сообществ. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого - создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Проблемы интеллектуального развития дошкольников широко исследовали такие ученые, как В.А. Васильев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец и другие. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Экологическое состояние нашей планеты требует от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе. В практике экологического образования используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных наблюдений, экскурсий, занятий, игр с использованием дидактического материала таких педагогов, как С.А. Веретенникова, З.Ф. Аксенова, Р.Н. Жуковская, С.Н. Николаева, М.М. Макаровская и др. Актуален учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс, так в исследованиях педагогов Р.Л. Агишевой, Р.Х. Гасановой, Ф.Н. Фазлыевой, раскрываются вопросы значения природы родного края в развитии личности детей дошкольного возраста. Изучение современного состояния педагогической науки и практики позволило установить противоречие между: - потребительским отношением к природе и образованием как обязательным и действенным инструментом решения экологических проблем; - между осознанием педагогами необходимости ознакомления детей с природой родного края и низким уровнем интеллектуального развития детей дошкольного возраста в детском саду. Отмеченные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске и выборе педагогических условий интеллектуального развития старших дошкольников в процессе экологического образования. Все вышеизложенное позволило определить тему исследования: «Интеллектуального развития детей в процессе экологического образования». Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Предмет исследования: особенности интеллектуального развития старших дошкольников в процессе экологического образования. Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая апробация процесса интеллектуального развития старших дошкольников в ходе экологического образования. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если воспитатель будет применять познавательно-исследовательскую деятельность при изучении природы родного края с детьми старшего дошкольного возраста, то это будет способствовать их интеллектуальному развитию. Задачи исследования: 1. Рассмотреть сущностные характеристики интеллектуальной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. 2. Представить характеристику развивающей природной среды как места исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. 3. Изучить возможности прогулок и экскурсий как исследовательскую деятельность по знакомству детей с природой родного края. 4. Провести эмпирическое исследование по выявлению специфики процесса экологического образования через внедрение исследовательской деятельности. Теоретическими основами исследования явились: принцип единства сознания и деятельности, принцип системности и активности сознания личности. Методы исследования: - анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; - диагностические (экспресс - методика Р.Х. Гасановой, методика проведения диагностики экологических знаний детей дошкольного возраста В.В. Смирновой, Н.И. Балуевой, Г.М. Парфеновой); - количественный и качественный анализы полученных данных. Практическая значимость заключается в возможности реального внедрения в работу дошкольных образовательных организаций результатов исследования в процессе экологического образования. Эмпирической базой исследования выступила подготовительная группа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № ……….г.Уфы Республики Башкортостан. Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Особенности интеллектуальной и познавательной деятельности дошкольника Проблема развития познавательной деятельности личности издавна привлекает интерес как педагогов, так и психологов. Но не глядя на это, длительное время её решение заключалось или на жизненных наблюдениях, или на самостоятельных соображениях. Основной шаг в решение проблемы был тогда, когда материалисты 17 века начали разглядывать познавательную активность как продукт личного развития, истоки которого лежат в чувствах, восприятиях, получаемых детьми в итоге действия внешнего мира на органы эмоций. Восприятие человека –важное условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является конкретным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. Именно на базе восприятия вероятна активность остальных психических функций - мышления, памяти, воображения. Большую роль в разработке развития познавательной деятельности на базе органов эмоций сыграли труды И. М. Сеченов. Он придавал принципиальное смысл исследованиям для разработки главных проблем физиологии нервозной деятельности и психологии. Практическому опыту ребёнка он придавал решающее смысл, процессу деятельности в отношении познаваемых объектов для формирования адекватных мнений о внешнем мире [14, с. 432]. Ребёнок - любопытный исследователь окружающего мира. Эта изюминка заложена в нём от рождения. Именно И. М. Сеченов писал о прирожденном и «очень драгоценном» свойстве нервно-психической организации малыша - безотчетном влечении воспринимать окружающую жизнь. Павлов И. П. именовал это качество рефлексом «Что такое?». Под воздействием предоставленного рефлекса дети знакомятся со свойствами предметов, устанавливают новейшие для себя связи между ними. Познавательная активность - это постоянно изобретение и поиск что-то нового. Уже небольшой ребёнок, по мере формирования у него мыслительной деятельности, уже ищет новое в окружающем мире. Например, он думает над гаджетом игрушки, пробует понять окружающий его мир. На протяжении дошкольного детства, наравне с игровой деятельностью, огромный смысл в развитии личности детей имеет познавательная активность, которая выражается не лишь как процесс усвоения познаний, умений и навыков, а, основным образом, как поиск познаний, приобретение познаний без помощи других или под тактичным управлением родителей, исполняемого в процессе взаимодействия. Определяя значение деятельности, эксперты, до этого только, разглядывали регулируемую сознанием активность человека. Так, по понятию С. Л. Рубинштейна, специфическая изюминка деятельности состоит в том, что она сознательна и целенаправленна. «В деятельности, и через нее, человек реализует свои цели. Объективирует свои планы и идеи, в преобразуемой им реальности» [14, с. 433]. Приведенная цитата в полном значении слова отображает суть самого процесса изучения. В старшем дошкольном возрасте интеллектуальное формирование - это непростой полный парадокс, включающий формирование познавательных действий (восприятия, мышления, памяти, интереса, воображения), которые представляют собой различные формы ориентации малыша в окружающем мире, в себе самом и регулируют его активность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту приметно нарастают способности инициативной преобразующей активности детей. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности детей, которая обретает представление в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на обнаружение новейшего. Поэтому преобладающими стают вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко ребёнок не только узнаёт, но пробует сам ответить, применять собственный небольшой эксперимент для разъяснения странного, а иногда и вести «опыт». Обобщенное знание беспристрастной действительности проистекает благодаря мышлению. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного, расширяет границы знания. В мышлении на базе сенсорной информации делаются определенные абстрактные и практические выводы. Оно отображает существование не лишь в облике отдельных вещей, явлений и их параметров, но и описывает связи, имеющиеся меж ними, какие чаще только конкретно, в самом восприятии человеку не предоставлены. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме с поддержкой речи [11, с. 85]. Выготский Л. С. давал такое определение мышлению: «Мышление - это перемещение идеи, раскрывающее ассоциация, которая ведет от единичного к всеобщему и от всеобщего - к отдельному. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений - и обобщенное знание беспристрастной действительности» [11, с. 433]. Среди теорий детского мышления, получивших обширное понятие в западноевропейской и частично южноамериканской психологии, особенное пространство занимает концепция, выдвинутая Ж. Пиаже. Большая и неоспоримая заслуга Ж. Пиаже содержится в том, что более живо и углубленно, чем кто - или, поставил вопрос о развитии мышления - как вопрос не лишь количественных, но и высококачественных конфигураций - и попробовал отметить в ходе умственного развития малыша отменно разные ступени. По понятию Ж. Пиаже, выделяются 4 стадии развития мышления от рождения до зрелости. Первая – формирование ребёнка от рождения до 2 лет: сенсомоторное мышление - неимение интеллектуальных операций. Вторая - это период от 2 до 7 лет - стадия дооперационного мышления. В этот период развивается у малыша стиль, создается представления, проистекает «интериоризация» деяния в мысль. Это период формирования приятного мышления малыша, которое Пиаже именует интуитивным. Третья стадия - от 7-8 до 11-12 лет - это стадия конкретных операций, умственные деяния получают характеристики обратимости и создаются в определенную структуру. Четвертая от 11-12 до 14-15 лет - это стадия формальных операций с предложениями и высказываниями, проистекает организация операций в структурное единое [14, с. 247]. По понятию Ж. Пиаже, мышление детей до 7-8 лет продолжает сохраниться эгоцентрическим, синкретическим и преобразуется в логическое мышление только в итоге социализации. Задача построения научной теории интеллектуального развития малыша заполучила особенный смысл в русской психологии. Большую роль и ценность представляли работы П. П. Блонского, показавшего ошибочность методов, которыми воспользовались в исследовании мыслительных действий Ж. Пиаже и разработавшего уникальные пути изучения детского интеллекта [26, с. 16]. В исследованиях А. В. Запорожца показано, что в процессе развития детского мышления проистекает не только изменение отдельных интеллектуальных операций, но и направлению детского мышления, что отображается, в свою очередность, на специфике решения задач. Под направленностью понимаются возрастные конфигурации в отношении к предъявленным задачам. Запорожец А. В. отмечает: «Ребёнок часто не решает поставленной перед ним задачи вовсе не потому, что недостаточно овладел соответствующими интеллектуальными действиями и операциями или не достиг соответствующего уровня развития мышления; своеобразное решение получается потому, что ребенок своеобразно осознает задачу в соответствии со своими побудительными мотивами» [26, с. 18]. В исследованиях П. Я. Гальперина выявлена генетическая база мышления и показана его зависимость от практической деятельности деток. П. Я. Гальперин по этому поводу высказывал такие идеи: «Мышление постановляет задачи, которые становит ему предшествующая активность, в окончательном счете, активность практическая; она становит эти задачки средствами, которыми она располагает в итоге предшествующей деятельности» [42, с. 19]. Многие эксперты отмечают, что в процессе умственного развития ребёнка обоюдно соединено три главные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Умственное формирование детей дошкольного возраста возможно разглядывать с точки зрения овладения детьми все наиболее трудными и действенными преобразованиями объектов. Одна из более ранних форм мышления - это наглядно-действенное мышление, главными признаками которого является неразрывная ассоциация мыслительных действий с практической деятельностью. Люблинская А. А. отмечает, что у деток дошкольного возраста логическому мышлению предшествует «мышление руками». Практические задачки решаются детьми в ходе умных целенаправленных действий. В исследованиях А. А. Люблинской и ее последователей были выделены 4 главные фазы решения задач в наглядно-действенном плане. В первой фазе ребёнок добивается только окончательной цели, которую требуется добиться. Действия малыша строятся без учета критерий, в какие эта цель поставлена. Вторая фаза характеризуется обследованием настоящих критериев задачи. Такое исследование исполняется с поддержкой поисковых действий. В третьей фазе ребёнок затевает сравнивать условия задачи с основной целью. В четвертой фазе с поддержкой поисковых действий выявляется вся цепь критерий, исполнение которых ведет к решению задачи [32, с. 236]. Особый смысл для удачного развертывания процесса мышления А. А. Люблинская придает умению ребенком сконструировать главный вопрос задачки. Поддьяков Н. Н. отмечает, что в качестве главного признака наглядно-действенного мышления выделяет узкую ассоциация мыслительных действий с действиями, принципиальную невозможность решить поставленную задачу без роли практических действий. Этот знак определяет индивидуальность наглядно-действенного мышления [14]. Такое мышление выступает как разновидность практического мышления, которое изучалось в работах С. Л. Рубинштейна и других психологов. Но Н. Н. Поддьяков отмечает, что в практичном мышлении, описанном данными учёными, не было таковой твердой зависимости воплощения мыслительных действий от последовательных преобразований познаваемого объекта. Задача могла быть решена и без практических действий. Затем на шаге практической реализации этого решения оно уточнялась и дорабатывалась. Исследования почти всех психологов (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн и остальных) проявили главную роль образного мышления при исполнении различного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Анализ работ психологов А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова позволяет отделять два вида мыслительной деятельности [26, с. 16]. Первый вид мыслительной деятельности характеризуется на знание какого-нибудь объекта в том облике, в каком он дан. Этот вид мышления ориентирован на определение особенностей познаваемого объекта. Например, когда ребёнок получает новую игрушку в руки, он затевает с ней действия. Он разглядывает ее, нажимает, раскладывает и так дальше. Все его деяния ориентированы на то, чтобы больше познакомиться с предметом, его долями, связями долей. Логика воплощения практических действий подчинена познавательной деятельности, которая определяется структурой исследуемого объекта. Важно отметить, что этот вид мышления выступает как основа, на которой создается учебная деятельность детей. Второй вид мышления характеризуется направленностью на заключение какой-нибудь практической задачки, то имеется познавательные деяния тут включены в практическую активность. Этот вид мыслительной деятельности характеризуется собственным специфичным мотивом - процесс знания ребенком объекта исполняется из-за получения таковых познаний, какие нужны для решения той или другой практической задачки, получения практического итога. Надо отметить, что настоящий процесс мышления исполняется в узком содействии обоих видов. Поддьяков Н. Н. отмечает, что важная черта мыслительной деятельности детей - независимость, проявляющаяся не лишь в умении дошкольника без поддержке зрелого улаживать новейшие несложные задачи, но и в умении становить новые цели и достигать их в процессе поисковой деятельности. С точки зрения меры самостоятельности детей при решении тех или других задач выделяет два вида мышления: - первый вид характеризуется тем, что взрослый задает ребёнку цели деятельности и указывает методы их заслуги; - 2-ой вид характеризуется тем, что ребёнок действует самостоятельно и в ходе преобразований предметов выявляется их скрытые характеристики и связи. Такой вид мышления именуется детским экспериментированием [26, с. 18]. Мыслительная активность человека представляет собой заключение различных мыслительных задач, направленных на обнаружение сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из методик мыслительной деятельности, средством которого человек ставит мыслительные задачи. Мыслительные операции разнородны. Это - анализ и синтез, сопоставление, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это станет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Мыслительная активность постоянно ориентирована на приобретение какого-нибудь итога. Человек исследует предметы, ассоциирует их, абстрагирует отдельные характеристики с тем, чтобы обнаружить сплошное в них, чтоб открыть закономерности, правящие их развитием, чтоб завладеть ими. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты реальности в их связях и отношениях. Каждое мнение имеет отдельную мысль о чём-либо. Последовательная логическая ассоциация нескольких суждений, нужная для такого, чтоб решить какую-либо мыслительную задачу, взять в толк что-нибудь, отыскать протест на вопрос, именуется рассуждением. Рассуждение имеет практическое значение только тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и станет ответом на вопрос, результатом поисков идеи. Важно выделить, что к старшему дошкольному возрасту растут способности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности малыша, которая обретает представление в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «изобретение» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом основной причиной выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребёнка решающий смысл играет не обилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой познания приобретаются. Дети дошкольного возраста являются исследователями, выражая активный энтузиазм к исследовательской деятельности. Попытки без помощи других выдумать разъяснения разным явлениям свидетельствует о новеньком шаге развития познавательных возможностей. Ребенок деятельно увлекается познавательной литературой, естественными явлениями, символическими изображениями, графическими схемами, делает пробы применять их без помощи других [25, с. 9]. В итоге абстрактного разбора трудности изучения выявлены последующие индивидуальности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста: - у деток старшего дошкольного возраста деятельно расширяется размер познаний ребёнка, а в связи с этим изменяется и характер его умственной деятельности. С развитием мышления анализ делается все более детальным, а синтез все наиболее обобщенным и четким. Дети уже способны взять в толк ассоциация между окружающими предметами и явлениями, предпосылки тех или других событий; - в старшем дошкольном возрасте познавательное формирование - это полный парадокс, включающий формирование познавательных действий, какие представляют собой различные формы ориентации малыша в окружающем мире, в себе самом и регулируют его активность. Заметно нарастают способности инициативной преобразующей активности малыша. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая обретает представление в форме поисковой, исследовательской энергичности; - малыш узнает предмет в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия исполняют познавательную, приблизительно - исследовательскую функцию, формируя условия, в которых открывается содержание предоставленного объекта; - главной особенностью является то, что познавательная активность значима с позиций личного развития малыша. Правильно организованная, регулярно осуществляемая в образовательных учреждениях под управлением преподавателей, владеющих исследовательской культурой, она оказывает напряженное воздействие на его ум, ощущения, волю воспитанников. 1.2 Развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Дошкольное детство - это возраст (3 года - 7 лет), в котором появляются начальные формы учебной деятельности: когда ребёнок уже может обучаться с помощью взрослых, но только когда обучение ведется сообразно уровню его психического развития и с учётом ведущей деятельности. Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает исследование моделированием как центральной умственной возможностью, с иной, - создание случайного поведения. Ребёнок дошкольного возраста обучается ставить более отдаленные цели, опосредованные его представлением. Он жаждет к их достижению, не глядя на препятствия. Эльконин Д. Б. выделяет, что в период дошкольного возраста дети проходят большой путь развития - от отделения себя от взрослого до открытия своей внутренней жизни, самосознания. При этом разрешающий значение имеет характер мотивов, которые побуждают личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в поведении [7, с. 177]. Одним из основных новообразований дошкольного возраста является наглядно-образное мышление. Важно отметить, что создание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления проистекает в узкой связи с формированием логического мышления, базы которого закладываются в дошкольном возрасте. Познание действительности, ее важных связей и зависимостей проистекает, главным образом, на складе наглядно-образного мышления - ключевой формой мышления в этом возрасте. В целом, можно сделать вывод, что психическое формирование ребёнка, ведущая деятельность, общение со зрелым и ровесниками формируют базу для следующего развития личности ребёнка в предоставленном возрасте. Ведь конкретно в этом возрасте начинает формироваться личность ребёнка, создается его мотивационная сфера, закладывается база мировоззрения: представления о себе, о природе, об окружающем мире. В системе разных познаний об окружающем мире одно из основных мест занимает познание о явлениях природы родного края. В ежедневной жизни дети неизбежно видятся с новыми, неизвестными им явлениями и предметами активный природы и у них появляется желание выяснить это новое, взять в толк неизвестное. Исследовательская деятельность вызывает большой энтузиазм у деток. Исследования предоставляют вероятность детям самим отыскать ответы на вопросы «как?» и «отчего?». Потребность ребёнка в новейших впечатлениях делается основой развития и происхождения исследовательской деятельности, которая ориентирована на знание окружающего мира. Чем лучше и разнообразнее поисковая активность, тем дети получают более новую информацию, тем полноценнее и скорее они развиваются. Исследовательская деятельность различается принципиально от хоть какой иной тем, что цель, определяющая эту активность, ещё не сформирована и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе розыска она проясняется и уточняется. Это прикладывает особенный отпечаток на все деяния, которые вступают в поисковую активность: они очень подвижны, гибки и носят опытный нрав. Зимняя И. А., осматривая изучение в широком контексте информационного места, показывает, что сама работа есть процесс, активность и энергичность субъекта. Тут нужен вывод о том, что исследовательская активность – особенный вид деятельности человека [42, с. 21]. Представим дидактическую модель обучения исследовательской деятельности со всеми гранями операционально - структурной организации исследовательской деятельности в Приложении 1. В исследовательской деятельности дошкольника выделяется одна главная изюминка: дети познают предмет в процессе практической деятельности с этим объектом, практические деяния, исполняемые детьми, исполняют познавательную функцию, формируя условия, в которых открывается содержание предоставленного объекта. Необходимо отметить, что исследовательская деятельность у ребёнка дошкольного возраста владеет два вида: первый вид можно обрисовать тем, что энергичность в процессе деятельности вполне исходит от самого малыша. Он выступает как ее настоящий субъект, без помощи других строящий свою активность: становит ее цели, отыскивает пути и методы их заслуги и т. д. В этом случае ребёнок в исследовательской деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет главные составляющие ситуации, учит малыша определенному методу действий. Таким образом, дети получают те итоги, какие были до этого определены взрослым. В педагогической науке под исследовательской деятельностью понимается, как исследовательское обучение, в процессе которого ребёнок находится в ситуации, когда он сам овладевает подходом к решению проблем и мнениями в процессе знания, в большей или наименьшей ступени направляемого (организованного) педагогом [23, с. 91]. Слово исследование нам говорит, что исследование - это получение чего-то «из следа». Все, что мы вокруг нас видим - это не что иное, как отпечатки разных явлений. Например, если за окном снег лежит - это след циклона. Развивая у ребёнка способность, замечать следы, собирать и сопоставлять данные, делать выводы, мы формируем у него исследовательский тип мышления. Алгоритм исследовательского обучения следующий: - ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить; - дает вероятные пути решения; - делает испытание данных вероятных решений, исходя из данных; - делает выводы в согласовании с плодами испытания; - употребляет приобретенные выводы к новым данным; делает обобщения. Педагогами выделяется три уровня исследовательского обучения: - на главном уровне преподавателем ставится нзадача и намечается способ ее решения. А заключение само и его поиск ребёнку предстоит выполнить без помощи других; - на другом уровне преподавателем лишь ставится перед детьми проблему, а способ ее решения отыскивает ребёнок без помощи других( тут вероятен корпоративный, пакетный розыск); - на 3-ем уровне постановка трудности, одинаково как разработка самого решения и розыск способа её решения, исполняется ребёнком без помощи других [8, 7]. Познавательный энтузиазм, являющийся долею познавательной деятельности, теснейшим образом связан с развитием многообразных личных отношений: опроса дела к той или другой области науки, познавательной деятельности, роли в них, общению с соучастниками знания. Именно на предоставленной базе - знания предметного мира и дела к нему, научным истинам - создается мироощущение, миропонимание, мировоззрение пристрастному и функциональному нраву, которому содействует познавательный энтузиазм. Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения разных методик положительного заслуги итога, экспериментом творческой деятельности, направленностью на его практическое внедрение в собственной будничной жизни. Основа познавательной энергичности малыша в исследовательской деятельности является возражение меж сложившимися умениями, познаниями, навыками, усвоенным экспериментом заслуги итога способом проб и ошибок и новыми познавательными ситуациями, задачами, появившимися в процессе постановки цели изучения и ее заслуги. Источником познавательной энергичности делается преодоление предоставленного противоречия меж усвоенным экспериментом и необходимостью разъяснять его и модифицировать в собственной практической деятельности. Это дозволяет ребёнку обнаруживать независимость и творческое известие при исполнении поручения. Руководство действием развития творческого мышления детей со стороны воспитателя реализуется средством применения им разных приемов и способов активизации познавательной сферы ребёнка [49, с. 37]. По понятию Н. Л. Паршуковой, энтузиазм выступает как выборочная направление психических действий человека на объекты и явления окружающего решетка. И как необходимость и рвение личности учиться конкретно данной областью явлений, предоставленной деловитостью, от которой получаешь наслаждение; и как мощнейший усилитель энергичности личности; и как особенное избирательное известие к окружающему миру, к его явлениями и объектам [42, с. 23]. Запорожец А. В. характеризовал энтузиазм тремя моментами: 1) позитивной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны данной эмоции, т. е. тем, что мы именуем готовностью знания и познавания; 3) наличием конкретного мотива, который идёт от самой деятельности, т. е. активность сама по себе привлекает и вдохновляет человека учиться, в независимости от остальных мотивов [24, с. 17]. Интерес развивается и создается в деятельности, и воздействуют на него не отдельные составляющие деятельности, а вся её объективно- субъективная суть (нрав, процесс, итог). Интерес - это «сплав» множества психических действий, образующих особенный тонус деятельности, особенные состояния личности (удовлетворенность от процесса обучения, рвение погружаться в Знание интересующего предмета, в познавательную активность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). Важнейшая область всеобщего парадокса энтузиазма - познавательный энтузиазм. Его предметом является одно из самых важных параметров человека: узнавать окружающий мир не только с целью общественной и био ориентировки в реальности, но в самом существенном отношении человека к миру - во влечении просачиваться в его обилие, защищать в сознании причинно-следственные связи, сущностные стороны, двойственность, закономерности. Больше такого, познавательный энтузиазм, активизируя все психические процессы человека, на высочайшем уровне собственного развития инициирует личность к неизменному розыску преображения реальности средством деятельности. Особенность познавательного энтузиазма содержится в его возможности активизировать и обогащать процесс не лишь интеллектуальной, но и хоть какой деятельности человека, так как познавательное правило имеется во всякой из них. Каждый вид человечной деятельности охватывает в себе познавательное правило, поисковые творческие процессы, какие водят к преобразованию реальности. Каждую активность человек, благородный познавательным энтузиазмом, делает с огромным пристрастием, более отлично. Познавательный энтузиазм - принципиальное образование личности, которое складывается в ходе жизнедеятельности человека, создается в социальных критериях его существования и никаким образом не является сходу присущим человеку от рождения [8, с. 43]. Познавательный энтузиазм имеет место быть во влечении детей узнавать новое, узнавать неизвестное о свойствах, качествах предметов, явлений реальности, в желании взять в толк их суть, отыскать имеющиеся между ними связи. Основа познавательного энтузиазма - функциональная мыслительная активность. Проблема любознательности исследуется в отечественной психологии довольно издавна, хотя она далека ещё от собственного конечного решения. Шеверталова Л. А. исследует любознательность как степень развития энтузиазма, отражающую положение опроса дела ребёнка к предмету знания и ступень воздействия его на личность [49, с. 53]. Следовательно, любознательность – черта личности, проявляющаяся в функциональном познавательном от....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: