VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Инновационные методы оценивания учебной работы школьников на внеурочных занятиях по психологии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010931
Тема: Инновационные методы оценивания учебной работы школьников на внеурочных занятиях по психологии
Содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом в управлении процесса образования и согласно принципам последовательности, систематичности и прочности должен осуществляться в течение всего периода обучения.
Проблема педагогического контроля в настоящее время приобретает новые форматы, в связи с тем, что в сферу образования вводятся более современные стандарты, ставящие перед всеми участниками образовательного процесса вопрос о повышении его качества и адаптации к появившимся новшествам.
Контроль учащихся является нужным и важным звеном образовательного процесса, от верной постановки которого зависит успех обучения и качество подготовки выпускников.
Сегодня тема педагогического контроля имеет особое место в системе образования, так как сейчас проявляется особенный интерес к такому понятию, как «качественное образование», в связи с чем, происходит повышение эффективности и надежности педагогического контроля.Эффективность систем контроля и оценка хода результативности обучения необходимы для того, чтобы полноправно делать выводы о том, насколько точно и полно реализуются цели обучения, и своевременно вносить требуемые поправки, стимулировав учащихся к успешному овладению предметами.
Предмет исследования- методы и формы контроля обучающихся.
Объект исследования - инновационные методы контроля обучающихся в общем и высшем образовании.
Теоретическая цель- проведениекритериального анализа методов контроля учебной работы школьников и студентов, используемых в образовательном процессе; изучение новых форм и методов контроля, предлагаемые учеными и практиками; обобщение традиционных и инновационных форм контроля, составление таблицы «Современные методы оценивания учебной работы обучающихся».
Практическая цель- разработка и представление описания примеров использования инновационных методов оценивания учебной работы школьников на внеурочных занятиях по психологии в старших классах.
В соответствии с данными целями можно выделить следующее задачи:
1) Изучить и проанализировать специальную литературу для выявления сущности понятия «контроль», «методы контроля»
2. Охарактеризовать основные понятия педагогического контроля
3. Изучить новые формы и методы контроля
4.Составить таблицу «Современные методы оценивания учебной работы обучающихся».













Глава 1. Теоретические основы педагогического контроля.
1.1 Сущность и функции педагогического контроля.
Проблемой контроля знаний и умений учащихся интересовались многие психологи и педагоги, например, такие как: С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Т.А. Ильина, Е.И. Перовский, Н.Ф. Талызинф, В.И. Хальзов, различные аспекты организации и осуществления контроля освещены в трудах В.И. Гинецинского, М.С. Дмитриевой, В.Н. Ефимова, В.Н. Константинова, М.Н. Скаткица, И.И. Тихонова, В.А. Якунина. 
В связи с этим существует большое количество определений термину «контроль». Например, в педагогическом словаре Г.М. КоджаспировойиА.Ю.Коджаспирова имеется два определения термину «контроль» (фр.controle) – 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин; 2) функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел». 
Еще одно определение можно найти в книге Л.П. Крившенко «контроль- наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков».[Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005.) http://didacts.ru/termin/kontrol.html]
Именно, это третье определение, по-моему, мнению, является наиболее точным для описания термина «контроль».
Впервые, в ХVII веке идею всестороннего контроля знаний умений и навыков теоретически обосновал Я.А.Коменский. В своей работе «Великая дидактика». Он сформулировал правило, устанавливающие порядок контроля знаний учащихся, которые состоят в том, что учитель на каждом уроке проверяет задания, а в конце учебного года проводятся переводные экзамены.
Становление системы контроля Российского образования связано с именем Петра I, именно во время формирование его реформ было положено начало экзаменам.
Большой вклад в разработку системы контроля за учением внес К.Д. Ушинский. В научных работах и в ходе своей педагогической деятельности он рассматривал проблемы организации контроля знаний. Ушинский ввел в практику выпускные и переводные экзамены, при этом ограничив сроки их сдачи и количество баллов для оценивания.В теоретических работах 30-х годов ХХ века рассматривались различные аспекты контроля и учета знаний. Особый интерес среди данных работ представляли научные труды Ананьева, Иванова, Ленского. Вопросам учета и контроля в учебно-познавательном процессе большое внимание уделялось в работах выдающихся советских педагогов Крупской Н.К., Шатцкого С.Т. и др. Крупская Н.К. констатировала тот факт, что каждый педагог должен владеть умениями точно учитывать и контролировать, при этом организовывать не формальный контроль, а реальный.  [Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов.- [Текст]/ Ю.К. Бабанский. М., «Просвещение», 1988. -с.633].
Контроль является необходимым структурным компонентом обучения и образовательного процесса в целом. С помощью контроля можно выявить все преимущества и недостатки новых средств и методов обучения, сравнить их качество результативности, найти связь между планируемыми и достигнутыми уровнями образования, осуществить сравнительный анализ работы преподавателей разных сфер, дать качественную и количественную оценку достижений учащихся и выявить недостатки, пробелы в знаниях, дать руководителю учебного заведения объективную оценку о качестве образования и оказать помощь при принятии управленческих решений. Контроль за учебной деятельностью учащихся может осуществлять преподаватель, сами учащиеся (самоконтроль) или каждый из них с помощью технического средства контроля.
Предмет педагогического контроля -  оценка результатов, полученных в ходе педагогического процесса (знаний, умений, навыков, интересов, мотивов и т.д). 
Субъект оценки – преподаватель.
Объект контроля – все, что относится к учебно-воспитательному процессу.
В педагогической практике используются следующие виды контроля:
-Предварительный контроль. Проводится для выявления наличных знаний, умений и навыков к началу обучения. Предварительный контроль применяется в начале года или перед изучением новой темы и служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом.
-Текущий контроль. Осуществляется в ходе процесса обучения и позволяет определить уровень сформированности знаний, умений и навыков. Текущий контроль позволяет преподавателю вовремя выявить западаемые темы и оказать помощь в их освоении.
-Итоговый контроль. Определяет конечные результаты полученных знаний по определенному предмету. Это интегрирующий контроль т.к. именно он позволяет судить об общих достижениях обучаемых.
-Отсроченный контроль. Осуществляет контроль «багажа» остаточных знаний и умений через какое-то время после изучения темы или раздела (данный промежуток времени может колебаться от 3 месяцев до больше полу года).
А.В. Хуторский выделяет также:[Пидкасистый П.И. Педагогика.- М., «Просвещение», 1996г - 378с]
-Повторный контроль. Данный вид контроля заключается в проверке знаний с параллельным изучением нового материала.
-Периодический контроль (тематический). Проводится в конце четверти, либо полугодия и позволяет выявить результаты освоения ранее полученного материала за определенный период и определить качество изучения обучающимися учебного материала по разделам, темам предметам. Может происходить в форме контрольных работ, зачетов, обобщающих уроков. 
В зависимости от того, кто осуществляет контроль, выделяют следующие три типа контроля.
· Внешний (осуществляется учителем над деятельностью учащегося)
· Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища)
· Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью)
Контроль является главным составляющим компонентом учебного процесса, влияющим на эффективность и качество обучения, поэтому принято выделять следующие задачи:
-корректирование и диагностирование знаний, умений и навыков учащихся, выявление качества усвоения учебного материала;
- учет и оценивание результатов учащихся, их успехов и достижений;
- определение, полученных знаний, умений и навыков на разном уровне.
-определение уровня развития психических новообразований.
-определение готовности учащихся.
Р.Ф.Кривошапова и О.Ф. Силютина[Болотпина Л. Р. Педагогика./Л.Р. Болотина - М.: Просвещение,1987 с.63] выделяют следующие функции контроля: 
- Диагностическая (выявление уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения учащихся; контроль помогают преподавателю найти наиболее эффективный метод для наиболее благоприятного усвоения учебного материала).
- Обучающая (систематизация и усовершенствование знаний и умений; контроль способствует проверке и закреплению изученного материала).
- Контролирующая (выявление исходного уровня умственного развития учащихся для его дальнейшего развития, сравнение планируемых результатов с действительными; контроль определяет исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками).
- Развивающая (стимулирование познавательной активности учащихся, развитие их творческих способностей; в процессе контроля развиваются все психические процессы, такие как память, мышление, воображение, речь, внимание и т.д.) 
- Прогностическая (опережающее получение информации; контроль позволяет определить достаточно ли сформированы, полученные в ходе учебного процесса знания и умения, для возможности дальнейшего изучения нового материала).
-Воспитывающая (воспитание у учащихся дисциплинированности, аккуратности и ответственности к учению; контроль способствует твердой воли, самоконтролю, привычки к регулярному труду).
-Ориентирующая (получение информации о степени достижения целей, полученных в ходе обучения; контроль ориентирует учащихся в их трудностях в учебном процессе).
Контроль в обучении так же, как и другие компоненты педагогического процесса имеет свои определенные требования:
-индивидуальный характер контроля (контроль осуществляется за деятельностью каждого учащегося);
-разнообразие форм проведения контроля (реализуется развивающая, воспитывающая и обучающая функции контроля);
-регулярность, систематичность проведения контроля на всех процессах обучения;
-всесторонность контроля;
-объективность контроля (исключает ошибочные суждения);
-дифференцированный подход (учет индивидуальных особенностей, обучающихся);
-единство требований со стороны обучающихся.
Принципы контроля:
· Целенаправленность - четкое определение цели проверки. 
· Объективность - предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, искажающих действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. 
· Всесторонность – возможность одновременного охвата большого по содержанию проверяемого материала. 
· Регулярность–постоянный, систематический контроль, сочетающийся с учебным процессом.
· Индивидуальность – оценка знаний, умений и навыков каждого учащегося.
1.2 Традиционные методы педагогического контроля.
Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. [Сластенин В.А., Исаев, Е. Н. Шиянов. Педагогика: 2002 г. C.337.]
Метод контроля - это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения, эффективности учебного процесса. [Педагогика.Учебное пособие для студентов пед.вузов и пед.колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого.- М: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.]
При дальнейшем, при раскрытии сущности понятия «методы контроля» я буду использовать определение В.А.Сластенина.
В традиционной педагогике выделяются следующие методу педагогического контроля: методы письменного контроля, методы устного контроля, методы практического контроля,повседневное наблюдение.
Но так как темой педагогического контроля занималось большое количество ученых, то некоторые из них выделили и другие методы контроля, например, Щукин Г.И.- метод графического контроля; Ю.К.Бабанский- методы программированного и лабораторного контроля; В.Оконь-проблемные ситуации и многие другие. [Педагогика.Учебное пособие для студентов пед.вузов и пед.колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого.- М: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.]
Методы устного контроля.
Это наиболее распространенные методы контроля знаний и умений обучающихся. Е.И.Перовский отмечал, что очень большим достоинством метода устного контроля является непосредственный живой контакт между преподавателем и учащимся, благодаря которому у преподавателя появляется возможность для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала. [Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе-М.:Академия педагогических наук РСФСР, 1960.- 512с.]Методы устного контроля требуют от преподавателя больших временных затрат и долгой предварительной подготовки: тщательный отбор информации, придумывание вопросов и задач, создание на занятии особой атмосферы, придумывание всевозможных путей для активизации всех обучающихся в процессе проверки. Данный метод контроля обладает большим развивающим эффектом устной речи, но при всем этом у метода есть и черты, осложняющие его использование: невозможность повтора и более детального анализа ответов, что снижает качество оценки; оказание возбуждающего действия на нервную систему; не отвечает требованиям валидности, объективности и надежности.  Методы устного контроля - это беседа, рассказ учеников, лекция, демонстрация учебных фильмов, объяснение, сообщения о своем опыте и прочее. Устный контроль проводится ежеурочно в различных его формах: фронтальной, индивидуальной и комбинированной.На уроке и в лексике преподавателей это называется опросом. Фронтальный опрос - проводится в форме беседы. Его достоинством является то, что с его помощью преподаватель может вовлечь в активную умственную работу на уроке всех обучающихся одновременно, а недостатком- не позволяет вскрыть всю глубину знаний обучающихся. Индивидуальный опрос – предполагает в себе ответы студентов на вопросы по изучаемому учебному материалу и служит очень важным средством для развития познавательных процессов обучающихся, а также позволяет получить более полные и точные данные об уровне усвоения учащимися материала. Характерным недостатком индивидуального опроса является тот факт, что при нем на уроке задействовано лишь небольшое количество обучающихся, а все остальные остаются пассивными, что вынуждает преподавателя решать проблему их занятости во время опроса. Но при этом индивидуальный опрос имеет такое достоинство, как получение более точных и полных данных об уровне освоения полученного материала. Комбинированный опрос (уплотненный опрос) – самый трудный вид опроса, при котором один человек отвечает устно, а еще 3-4 – письменно. Достоинством такого опроса является то, что за сравнительно короткий промежуток времени можно проверить знания обучающихся по большому разделу программы и опросить в среднем от 5 до 10 человек в течение 20 минут, а недостатком- преподавателю необходимо одновременно наблюдать и за группой, и за вызванными к доске обучающимися, а также следить за устным ответом. 
Таким образом, метод устного контроля позволяет выявить и оценить знания и умения учащихся, проследить логику изложения ими материала, умение применить свои знания для анализа происходящих вокруг процессов, отточки выражения своей точки зрения, умения правильно выразить свои  теоретический знания и т.д. 
Методы письменного контроля.
Методы письменного контроля являются важнейшими методами контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Письменный контроль обеспечивает более высокую объективность и способствует развитию логического мышления обучающихся. Применение данных методов дает возможность преподавателю за короткий срок проверить усвоение учебного материала всеми обучающимися одновременно.  
Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий). По форме и содержанию письменные работы могут быть разными, это всевозможные диктанты и сочинения, ответы на вопросы и решение задач, составление тезисов и подготовка различных рефератов, выполнение различных схем и чертежей. При помощи письменных работ можно выявить наиболее неусвоенные, непонимаемые или западаемые темы учебного материала. По времени письменные работы могут быть кратковременными (до 10-15 минут) и долговременными (не больше одного академического часа). Метод письменного контроля обладает нетолькопреимуществами, но и недостатками, главными из которых являются: отсутствие живого контакта между преподавателем и учащимися и трудность самого процесса письменного выражения своих мыслей. Рассмотрим такие формы письменного контроля, как самостоятельная работа, контрольная работа, домашняя работа, диктанты, зачет, сочинения и рефераты, тестирование, практическая работа, самоконтроль и взаимопроверка
Самостоятельная работа.
Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля.
Контрольная работа
Контрольная работа - это запланированная преподавателем проверка знаний, осуществляемая в письменной форме, промежуточный метод определения наличных знаний. 
В педагогике существуют различные способы вариантов контрольных работ:
- 2-4 варианта одинаковой трудности;
-варианты на выбор определенной оценки (т.е. ученику на выбор предлагается три текста контрольной работы на оценку «3», «4», «5»);
-контрольная работа по уровню;
-контрольная работа, в которой заранее заданий больше, чем необходимо для получения определенной оценки, каждое задание оценивается в балл;
-контрольная работа, включающая в себя задачи с несколькими вопросами.
В учебных заведениях используют следующие виды контрольных работ: 
1) теоретические, позволяющие проверить усвоение теоретической базы
2) практические, проверяющие умения применять теоретические знания на практике, для решения поставленных задач;
3) комплексные, включающие в себя задания и теоретического и практического характера.
Домашняя работа
Домашняя работа является необходимой составляющей для проверки и оценки успеваемости учащихся, позволяет преподавателю выявить качество усвоения изучаемого материала.
Диктанты (предметные и технические).
Диктанты чаще всего используются для текущего контроля. С их помощью можно подготовить учащихся к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. 
Зачет
Используется для определения достижения конечных результатов обучения каждого учащегося по определенной теме. Зачет предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся и является одной из основных форм контроля в старших классах и в профессиональных учебных заведениях.
Реферат
Рефераты позволяют систематизировать знания учащихся, способствуютформированию мировоззрения и являются действенными для повторения и обобщения изученного материала.
Тестирование
Сущность данного метода состоит в предъявлении учащимся ряда вопросов, с определенным перечнем ответов, один из которых является правильным. Они направлены на определение уровня знаний достигнутого учащимися в процессе обучения.Требования к тестам: 1) тесты должны быть стандартными, т.е. предназначенными для всех учащихся; 2) валидными; 3) надежными.
  Различают следующие виды тестов:
-избирательный тест (состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются и верные и неверные ответы);
-закрытые тесты (не содержат варианты ответов);
-тесты перекрестного выбора (задания, с установлением соответствия между элементами нескольких ответов);
-тесты идентификации (в таких тестах в качестве ответов используются графики, схемы и т.п.);
-избирательные тесты
По мнению В.П.Беспалько, система тестового контроля сводится к трем определениям: выявление уровня сформированности знаний и умений; измерение знаний и умений; оценка знаний и умений. (Алтаниус - М.: Изд-во МГУ, 1978, с.184].
Практическая работа
Практическая работа необходима для закрепления полученных в ходе занятий теоретических знаний и отработка навыков и умений на практике.
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль осуществляется в ходе объединения студентов разного уровня развития в динамические (микрогруппа больше 2 человек, дается одно общее задание), статические (2 студента меняются ролями «учитель-ученик») или вариационные пары (у каждого члена группы свое задание).
Самоконтроль
Самоконтроль предполагает под собой самостоятельный поиск допущенных ошибок и неточностей, и их устранение.
Методы практического и графического контроля.
Практическая проверка – это основной метод контроля в период производственной практики. Используется данный метод лишь в сочетании с письменным и устным контролем. Контроль знаний, умений, навыков при помощи данного метода осуществляется как в ходе выполнения учащимися конкретной производственной деятельности, так и по её результатам. Практический контроль используется на уроках рисования, труда, математики, физики, химии, биологии. Данный метод контроля выявляет сформированность знаний и умений, в ходе практической деятельности.
Наблюдение.
Метод наблюдения позволяет преподавателю понять то, как все ученики воспринимают и усваивают учебный материал, и в какой степени они проявляют свою сообразительность, свои умения и навыки, свою самостоятельность и прочее.Данный метод предполагает в себе ежедневное, ежеурочное наблюдение за деятельностью учащихся во время занятия. 
Таким образом, анализ работ различных исследователей, таких как В.П.Беспалько, А.О.Татур, В.М.Соколов и др. показал, что традиционные методы контроля не всегда бывают валидными, надежными, объективными, а также имеют свои преимущества и недостатки.
1.3.Инновационные методы педагогического контроля
Помимо традиционных методов контроля обучающихся в настоящее время широко используются инновационные методы: модульно-рейтинговая система, кейс-метод, портфолио, метод развивающейся кооперации, проекты, катанотесты, контекстные задачи, программированный контроль (альтернативный метод, метод выбора, машинный контроль).
Модульно - рейтинговая система - модульная система обучения + балльно-рейтинговая система оценки деятельности и достижений студентов (в баллах оцениваются не только знания и навыки обучаемых, но и личностные качества: активность, неординарность решений поставленных проблем.Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.
Кейс-метод – имитация реального события, метод конкретных ситуаций. Специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную профессиональную ситуацию. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.
Портфолио-  метод оценки личностных достижений школьников. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Метод развивающейся кооперации - постановка задач, для которых нужно объединение студентов
с распределением внутренних ролей в группе. Позволяет оценить умения студента: выслушать и принять во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; сотрудничать и работать в команде; брать на себя ответственность и т.п.
Метод проекта - организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. С точки зрения учителя — это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. [Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.Автор: Жидкова Р. А.Журнал: Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского scholar, Выпуск № 28 / 2012, Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-otsenivaniya-rezultatov-obucheniya#ixzz4fNHDKB2i]
Катанотест- задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке возрастания и тест составлен так, что пока ученик не ответит на вопрос, следующий ему не откроется.
Контекстные задачи - это задачи мотивационного характера, в условии которых описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся; требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбора способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. [Автор :Жидкова Р. А.Журнал: Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского  scholar, Выпуск № 28 / 2012, Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-otsenivaniya-rezultatov-obucheniya#ixzz4fNHDKB2i]
Программированный контроль (альтернативный метод, метод выбора,машинный контроль) - сущность данного метода состоит в предъявлении учащимся вопросов, каждый из которых предполагает три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Данный метод контроля может использоваться в виде машинных тестов, он существенно уменьшает время, требующееся на проведение контроля в форме структурированного машинного теста, дает возможность сделать данный процесс менее болезненным для учащихся. Немаловажным преимуществом является быстрое, объективное и надежное оценивание знаний учащихся, получение оценки  сразу каждым учеником, исключает сомнения учащихся об объективности полученных результатов и существенно экономит время преподавателя. Также этот метод контроля очень хорош при дистанционном обучении.Подобные вопросы можно давать одновременно всем учащимся на отдельных листах или на компьютере, но такой метод позволяет проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала.
1.4.Формы педагогического контроля.
Формы контроля знаний и умений учащихся очень многочисленны и разнообразны, т.к. они зависят от специфики работы каждого преподавателя. Формы контроля определяются и выбираются педагогом исходя из темы, курса, временного фактора, уровня подготовленности и освоенности материала учащимися и т.п. Контроль в образовательном процессе осуществляется в различных формах. Выделяют пять основных форм контроля:
1) Индивидуальная форма. Данная форма контроля предполагает в себе непосредственное взаимодействие преподавателя и обучающегося, применяется для выявления знаний, умений и навыков отдельных участников образовательного процесса. 
2) Групповая форма. При данной форме перед группой учеников ставиться определенный вопрос по теме ранее изученного материал, но для дачи ответа на этот вопрос могут быть задействованы не только члены этой микрогруппы, но и остальные учащиеся.
3) Фронтальная форма. Такая форма контроля осуществляется в виде беседы, преподаватель составляет вопросы по небольшому объему изученного материала, а ученики кратко отвечают на них. Фронтальная форма контроля не используется для глубокого выявления уровня знаний учащихся, ее целью является прослеживание освоенности изученного материала и готовность к восприятию новой темы.
4) Комбинированная форма. Эта форма сочетает в себе одновременно индивидуальный, групповой и фронтальный контроли. Комбинированная форма контроля чаще всего используется преподавателем после прохождения объемной темы, когда необходимо проверить освоенность полученных знаний у максимального количества обучающихся. Данная форма предполагает в себе наличие заданий разной степени сложности, для каждого ученика, в зависимости от его успеваемости.
5) Самоконтроль. Данная форма контроля обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения.
Можно выделить несколько традиционных форм контроля знаний и умений, обучающихся в школе:
· терминологический диктант
· тестовое задание
· компьютерная проверка знаний и умений
· самостоятельная работа
· письменная контрольная работа
· практическая работа (лабораторная)
· устный контроль:устный опрос (индивидуальный или фронтальный)
Формы контроля знаний и умений студентов:
Устные:собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен.
Письменные:тест, контрольная работа, эссе, реферат, курсовая работа, научно-учебные отчеты по практикам, отчеты по научно-исследовательской работе (НИРС).
2.1 Методы и формы педагогического контроля на внеурочных занятиях по психологии 
Уроки психологии в школе носят развивающий характер, включают в себя как работу с текстами, так и игровое моделирование, творческое самовыражение учащихся.
Структура занятия по психологии И.В.Вачкова:
1) организационный момент – используются ритуалы приветствия, разминочные задания;
2) основная часть – реализуется в двух вариантах: а) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой, подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; б) если занятие продолжает изучаемый раздел, то применяется схема: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
3) подведение итогов – рефлексия результатов занятия, проходящая в два этапа: а) эмоциональное реагирование (что понравилось, заинтересовало); б) осмысление (в чем польза того, о чем шла речь);
4) домашнее задание (должно носить творческий характер);
5) ритуал прощания.
При подготовке и проведении урока важно обеспечить его методическое оснащение: методические пособия, поурочным планированием и сценариями-конспектами занятий; книги для чтения по психологии; рабочие тетради-дневники для учащихся, соответствующие содержанию разделов программы и темам занятий.
На занятии по психологии необходимо использовать измерительные процедуры, позволяющие проследить за эффективностью направленности занятий:
-активизация самопознания учащихся;
 -динамика в их психическом и личностном развитии. 
Измеряемые показатели должны соответствовать целям и задачам конкретной программы, но в целом это:
– самооценка детей;
– уровень развития их рефлексивных способностей;
– состояние мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы;
– характеристики познавательных процессов;
– психологический статус в группе сверстников.
При оценке знаний по психологии может использоваться два типа оценивания:
1)нормативное оценивание- оценка степени соответствия знаний учащихся с установленными нормами усвоения.
2)оценивание на основе распределения результатов.
 Оценить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся по психологии можно при помощи письменных, устных и практических методов контроля. Например, таких как: 
- опрос (устный или письменный) по теме, изученной учащимися ранее. 
-практическое задание, например, после изучения темы «Стратегии поведения в конфликтной ситуации», ребятам можно предложить разбиться на микрогруппы, каждая из которых должна выбрать одну стратегию поведения и представить ее другим учащимся в виде живой картины, но без слов, при этом каждый участник должен быть задействован, после же этого можно спросить у ребят какая стратегия поведения в конфликте свойственна им. Так же можно предложить ребятам разработать  ребусы по самым различным темам или же после изучения темы  о самооценке создать коллаж на тему «Кто я?», «Какой я» (для этого необходимо учащимся подготовить цветные журналы, газеты, ножницы, клей и картон, после чего ребята должны подобрать картинки и фразы из журналов и газет, которые по их мнению характеризуют их и помогают ответить «Какой я»
-эссе, например, предложить учащимся написать мини-сочинение на тему «Какое влияние оказывают  интернет-технологии на сознание подростков»   и подтвердить свое мнение тезисами, по ранее изученным темам.
 -диктанты, например, для лучшего усвоения основных терминов по психологии, можно провести с учащимися письменный опрос в виде терминологического диктанта.
-тесты, включающие в себя самые разнообразные задания: задания с пропусками, задания с выбором альтернативных ответов, задания по комбинированию единиц информации, задания с открытым ответом, задания практического характера.
-домашняя работа, например, по теме, изученной на занятии придумать игру, ребус, кроссворд, найти фильм и т.п. 
2.2 Пример использования инновационных методов оценивания учебной работы школьников на внеурочных занятиях по психологии в старших классах
Пример использования метода проекта для оценки учебной работы школьников.
Метод проектов относится к инновационным методам контроля знаний, умений и навыков учащихся. Данный метод дает возможность преподавателю проанализировать умения учащихся применять полученные на занятиях теоретические знания на практике.
В.А.Девисилов считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 
[Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно-ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2009 г. №2. С.29-34.] Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняет в течение определенного промежутка времени. В основе проекта лежит проблема, для решения которой учащимся необходимо владеть большим объемом предметных знаний. Типов проектов большое количество, они подразделяются по характеру деятельности и организации, по количеству участников,  по продолжительности,  а также по доминирующему в проекте методу.
Пример группового проекта:
Группе учащихся предлагается  проект по психологии на тему «Сила цвета».
Цель данного проекта: изучить особенности воздействия цвета на эмоциональное состояние и работоспособность учащихся.
Задачи:
-изучить теоретическую основу по этой теме;
-вычислить цвет имени каждого члена группы при помощи теста «Цвет имени»;
-выявить наиболее приоритетный цвет для учащихся разного возраста (2 класс, 5 класс, 9 класс);
-изучить влияние ярких цветов на психику и эмоциональное состояние;
-разработать рекомендации по использованию цветовой гаммы в ученических кабинетах.
Субъекты проекта: учащиеся разного возраста.
Срок реализации проекта: 1 месяц.
Исходя из такого многообразия целей проекта, можно предложить учащимся выбрать кто из группы,  какую  цель будет раскрывать.
Таким образом, один-два человека будут рассказывать теорию (т.е. напомнят ребятам, какой цв.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%