VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016798
Тема: Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя.
Содержание
ФакультетУправления
КафедраПсихологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин



КУРСОВАЯ РАБОТА



по дисциплине
Психология учебной деятельности
(название дисциплины)



Тема:

Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя


                                                                              (тема работы)




Выполнил студент
2 курса, Гетигежева Карина Артуровна

(курс, группа, фамилия, имя, отчество)
				


Преподаватель 
Лобанова Анна Вячеславовна
Рыбакова Надежда Алексеевна

(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

			
Работа защищена с оценкой _______________________________________________
                                                                                                                     (оценка, подпись преподавателя)








	Москва 2018г	
Содержание
     
Введение…………………………………………………………………………..3
ГлаваI.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫПРОБЛЕМЫ………………………………………………………………………5
I.1 Базовые понятия: стиль, индивидуальность, индивидуальный стиль……..5
Глава 11. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА…………………………………….….7
II.1 Особенности формирования педагогического стиля деятельности………7
II.2 Диагностика стиля педагогической деятельности………………………..18
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников и литературы…………………………..25



















Введение
     Психология довольно давно занимается изучением индивидуальности человека. В основном ее изучение осуществляется в двух дисциплинах: дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология.
     Со временем индивидуальные особенности деятельностистали изучаться отдельно и получили название индивидуального стиля деятельности (ИСД). ПодИСД  понимают совокупность способов и приемов осуществления деятельности. Благодаряособенностям и свойствам нервной системы  формируютсяразные, индивидуально-устойчивые приемы деятельности, которые дают людям возможность достигать примерно одинаково вытот или иной индивидуальный стиль деятельности успешно формируется только если субъект положительно относится к ней. Индивидуальный стиль также является и посредством выражения отношения личности к реально осуществляемой ею деятельности, и как условие формирования в дальнейшем у субъекта активно-творческого отношения к ней.
     Только с 1950-1960-х гг.ученые начали проявлять интерес к проблеме ИСД.На сегодняшний деньуже существует множество работ, которые посвящены исследованию   индивидуального стиля деятельности с разных сторон, как  в нашей стране, так и за рубежом. Проблема индивидуальности, индивидуального стиля деятельности исследовалась В.С. Мерлиным, Е.А. Климовым, А.К. Байматовым, А.В. Ошмариным, З.И. Вяткиной, Н.С. Лейтес, В.И. Гинецинским, Ю.М. Орловым Н.Ю. Посталюк, Ю.А. Самариным, Е.П. Ильиным, В.А. Толочек и др. Исследованы и охарактеризованы: когнитивные, эмоциональные, деятельности, руководства, общения, поведения, жизни; перцептивные, реактивные, аффективные, рациональные, эмпирические и др.
     Основными исходными теоретическими положениями концепции индивидуального стиля деятельности интегрирующей идеи ученых, стали следующие посылки:
     - есть стойкие личные качества, существенные для успеха деятельности, но практически невоспитуемые (т.к. они обусловлены типологическими свойствами нервной системы);
     - существуют разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления деятельности;
     - имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей;
     - формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними;
     - субъективное, будучи отражением объективного, обладает собственной активностью[1, стр. 54]
     Объектом исследования является индивидуальный стиль деятельности.
     Предмет: индивидуальный стиль педагогической деятельности.
     Цель данной работы – всеобъемлющееисследование особенностей формирования индивидуального стиля деятельности.
     Задачами курсовой работы являются:
     - рассмотрение теоретических аспектов индивидуального стиля деятельности;
     - изучение особенностей индивидуального стиля деятельности педагога;
     - практическое исследование формирования индивидуального стиля деятельности педагога.
     Теоретическую основу курсовой работы составляют труды как отечественных так и зарубежных исследователей, материалы СМИ и ресурсы Интернет по интересующей нас проблеме.
     В работе использовались методы: анализ учебной и методической литературы по теме исследования; тестирование и обобщение.
     Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, библиографического списка и приложения.

I.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
     I.1 Базовые понятия: стиль, индивидуальность, индивидуальный стиль
     Основу теории формирования индивидуального стиля деятельности составляют: стиль и индивидуальность.
     Для начала необходимодать определение понятию «стиль». Оно имеет статус междисциплинарной категории, которая определяет не только индивидуальные, но и социально-типичные явления (национальный стиль в одежде, стиль театральной школы, архитектурный стиль и т.д.).
     Изначально стиль (от латинского – stilus, stylus) – палочка для письма, способ изложения, склад речи1. Еще понятие «стиль» использовалось в античной риторике, где оно является характеристикой выразительных средств языка, речи. В последующем понятие стиля было тесно связано с архитектурой, музыкой, литературоведением, лингвистикой, искусствознанием.
     В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова стиль определяется как метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения.
     В общем значении «стиль» имеет такое определение как «характерное физиономическое единство какого-либо явления человеческой жизни и деятельности, типическая форма его внешнего выражения»2.
     На социально-психологическом уровне, стиль – категория, выражающая определенный тип поведения людей, т.е. понятие «стиль» является неким  отражением индивидуальной своеобразности процесса и результатов деятельности данного человека в отличие от других людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала)3.
     В психологии понятие «стиль» впервые было использовано А. Адлером. Стилем, в его понимании, является совокупность особенностей человека, которые способствуют компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психических, социальных). Ю.А. Самарин определяеь стиль как объединение трех составляющих: направленности личности, степени сознательного владения своими психическими процессами и техническими приемами деятельности.
     Для  психолога В.А. Толочек стиль человека – это постоянное, достаточно устойчивое, универсальное, целостное психическое образование, которое включает сознательные и бессознательные механизмы пассивности активной адаптации человека к среде.
     Таким образом, стиль – это метод, совокупность приемов и способов, функционально проявляющихся в рамках деятельности, поведения и образа жизни человека.
     Теперь, когда мы дали точное определение термину «стиль», можно приступить к рассмотрению индивидуального стиля анализа понятия «индивидуальность». В педагогической психологии с понятием «индивидуальность» обычно связывают рассмотрение индивидуальных особенностей личности (главным образом темперамента, характера, способностей).
     Известный российский психолог А.В. Петровский считает, что индивидуальность как «личность в своеобразии всех ее проявлений», которая, на его взгляд, «проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида».
     Индивидуальность– это совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождаются в ходе жизни человека в обществе при наличии необходимых антропогенетических предпосылок, обеспечивает ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов, воплощаются через общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью для данного человека образа жизни4.
     В.М. Русаловубежден, что индивидуальность человека – это система многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития человека.
     Таким образом, индивидуальность – это не только индивид, который является частью определенного общества, интеграция их как личностно-значимых, но и его особенности, а также, в некоторой степени непохожесть на остальные члены общества.
     Индивидуальный стиль деятельности отображает всю систему отличительных признаков деятельности человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями. Стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне в устойчиво повторяющихся приемах и способах деятельности, своеобразной временн?й организации действий, качественных особенностях продукта деятельности. Внутрисубъектные особенности индивидуального стиля представлены типичными стратегиями деятельности, индивидуально-своеобразными особенностями контроля, саморегуляции действий и состояний5
     
     
     
     
     
II. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИУЧИТЕЛЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРАСТВА
     II.1 Особенности формирования педагогического стиля деятельности
     
     Чем же обусловлены успешная профессиональная деятельность и выработка оптимальных способов и приемов ее осуществления, выраженная продуктивностью взаимодействия педагога с учащимися? На мой взгляд, на успех педагога оказывает влияние система его профессионально значимых качеств.
     Результатом педагогического опыта и творческого саморазвития, является мастерство педагога, которое можно обозначить, как пик его профессионализма. Для того чтобы достичь уровня «мастера» в данном виде деятельности, видится необходимым постоянное формирование деятельности своего индивидуального стиля в процессе педагогической деятельности.
     Н.Н. Никитинарассматривает педагогическое мастерство как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельности. Состав данных свойств ученый объединила в группы.
     Благодаря своей индивидуальности учитель способствует раскрытию многих сторон личности и учащихся, так как своим примером, которому ученики часто следуют во всем, благотворно способствует формированию правильного мировоззрения  школьника, воспитывая уважение к правам человека и личным свободам.
     В педагогике существует множество критериев, по которым ученые рассматривают стиль деятельности преподавателя. Так, опираясь на исследования З.Н. Вяткиной, отметим, что индивидуальный стиль деятельности не врожденное качесвто, он может вырабатываться в течение всей жизни, а может быть сформирован целенаправленно, при помощи определенного обучения. В таком случае  педагог должен положительно относится к своему делу и стремитсяуглублять свои знания и умения.
     Таким образом, - индивидуальный стиль деятельности преподавателя состоит из определенных компонентов, входящих в систему его деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический. Эти составляющиетесно связаны друг с другом, взаимозависимы и являются единой структурой, позволяющей преподавателю умпешно осуществлять свою деятельность. Это динамическая «конструкция», первая часть которой играет главную роль, а другая – второстепенную. При этом, если все составляющие данной структуры будут на низком уровне развития, они несмогут обеспечить эффективную педагогическую деятельность.
     При этом возможное преобладание того или иного компонента в деятельности педагога,  полностью зависят от особенностей свойств нервной системы и не оказывают негативного влияния на его деятельность. Поэтому в зависимости от ведущей роли одного из компонентов З.Н. Вяткина выделяет три стиля, обусловленные типологическими свойствами нервной системы:
     1. Организаторско-коммуникативный. Этот стиль деятельности характерен для преподавателей с сильно подвижным типом нервной системы. Его отличительными чертами являются: умение импровизировать; творческий и динамичный характер ведения урока; способность быстро решать сложные педагогические задачив течение урока; активное общение с субъектами и объектами процесса обучения.
     2. Конструктивно-организаторский. Этот стиль деятельности присущ преподавателям довольно инертного типа нервной системы. Его основные признаки: устойчивость параметров требований к организации учащихся в ходе урока, сильный контроль качества выполнения заданий; отсутствие разнообразия и динамики дисциплинарного воздействия; стандартность средств общения.
     3. Конструктивно-коммуникативный. Этот тип деятельности свойственен педагогам слабого типа нервной системы. Для него характерны: повышенная ответственность при подготовке и, непосредтсвенно, проведении занятия; тщательность в отборе учебного материала; интенсивное общение; ровный, спокойный, доброжелательный тон обращения с учениками.
     Н.И. Петрова отмечает, что когда речь идет об индивидуальном стиле педагогической деятельности то вопрос состоит в том, какие индивидуально-своеобразные методыи способы эффективнее для педагогов с непохожими типологическими особенностями. И определяет индивидуальный стиль как определенную систему способов педагогической деятельности, обусловленную принципиальными личными качествами и складывающуюся только при правильном отношении человека к своей деятельности. Исследователь выделяет два абсолютно разных стиля деятельности учителя: «инертный» и «подвижный», а также третий, который балансирует между ними.
     В основании классификации положены свойства нервной системы. Стоит отметить, что процесс формирования индивидуального стиля деятельности у каждой группы имеет свои особенности. Преподавателям с активной подвижной нервной системой удается наиболее быстро вырабатывать индивидуальный стиль деятельности.
     По мнению В.С. Мерлина, стиль деятельности педагога зависиткак и  от темперамента, так и от психофизиологических свойств личности педагога и не определяется  ими неизбежно и беспвортно. Условия также оказывают значительное влияние на стиль деятельности и педагогической деятельности, или педагогической среды (исторический период, особенности объекта педагогической деятельности, то есть ребенка).
     В.А. Сластенин, в свою очередь, рассматривает становление индивидуального стиля деятельностипреподавателя в процессе его принципиально иного подхода на основе новой идеи  подготовки. Комплекс индивидуальных особенностей педагога, по его мнению, может лишь частично отвечать требованиямкреативной, обладающей новизной педагогической деятельности. Следовательно, педагог сознательно или интуитивнотонизирует свои целевые для работы качества и одновременно компенсирует или преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха.
     Делаая упор на теорию интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, ученый считает, что индивидуальный стиль деятельности - целостная система операций, которая, безусловно, обеспечивает эффективное взаимодействие учителя с учащимися и, которая определяется целями, задачами инновационной педагогической деятельности, свойствами различных уровней индивидуальности учителя. Автор убежден, что особенность педагогической деятельности требует от преподавателя полного и объективного осознания своего индивидуального стиля и его коррекции при изменении условий.
     В основу определения индивидуального стиля деятельности Э.Г. Костяшкинположилсоставляющие структуры личности и предложил нашему вниманию такие стили педагогической деятельности как:
     – интеллектуальный (склонностьк научно-аналитической деятельности);
     – волевой (проявление авторитарности, повышенной требовательности к себе и обучаемым);
     – эмоциональный (высокая эмоциональность, чуткое реагирование на изменения внутреннего состояния обучаемых);
     – организаторский тип включает в себя отдельные компонентыостальных видов  и поэтому представляет собой наиболее универсальный вид пелагогическойлеятельности.
     В литературе наибольшую популярность обрела классификация стилей педагогической деятельности, которая основывается на форме отношений, возникающих между людьми, вовлеченными в сферу этой деятельности, которая выделяет три основных стиля деятельности: авторитарный, демократический, попустительский:
     1) Директивный стиль профессиональной деятельности (авторитарный). В основе этого стиля лежит авторитарный подход к организации учебного процесса. Субъект учебного процесса - педагог. Ученик, в свою очередь, является объектом педагогического воздействия, а не равноправным партнером. Учитель сам принимает решения, строго контролирует  выполнение предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, при этом происходят случаи, когда ущемляются права учащихся; не объясняет свои действия перед учащимися.
     2) Коллегиальный стиль профессиональной деятельности (демократический). Этот стиль основывается на функциональной структуре управления, когда преподаватель передает часть своих функций и обязанностей учащимся. Этот стиль характерен при использовании объяснительно-иллюстративного метода обучения и применении инновационных форм. При его осуществлении кругсубъектов учебного процессазначительно расширяется. Ученик  теперь становится равноправным партнером в общении. Учитель дает ученикам возможность принимать решения, учитывает их мнения, самостоятельность поощряется, педагог  основывается не только на успеваемости, но и на личностных качествах учеников.
     3) Либеральный стиль профессиональной деятельности основан на совокупности демократического и гуманитарного подходов. Особое внимание уделяется соблюдению прав и свобод образовательного процесса при этом учитываются толерантность и сотрудничество как между сверстниками, так и между детьми и педагогом.. Учитель не принимет решения, передавая инициативу в руки учеников - «коллегам». Этот стиль присущ проблемному типу обучения. Здесь все участники учебного процесса являются его субъектами.
     Наиболее полная картина, о стилях педагогической деятельности была предложена А.К. Марковой и А.Я. Никоновой. Они убеждены, что ИСД преподавателя необходимо рассматривать как устойчивое сочетание: мотива деятельности, выражающегося в преобладающей ориентации педагога на отдельные сферы учебно-воспитательного процесса; целей, которые проявляются в форме планирования деятельности; способов ее выполнения; способов оценки результатов деятельности. Они считают, что ИСД может быть предметом формирования и самоформирования, при этом процесс формирования зависит от таких положений как индивидуально-личностные особенности педагога, его педагогический стаж, характер требований, предъявляемые к нему.
     В основу различения стиля ими положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету) (рис. 4).
     Среди важнейших содержательных характеристик выделяют следующие:
     - преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
     - адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
     - оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
     - рефлексивность-интуитивность.
     На основании вышесказанного, ученые выделяют четыревида ИСД педагога.Половина является полярной: эмоционально-импровизационный (ЭИС), и рассуждающе-методичный (РМС), а другая половина - промежуточной: эмоционально-методичный (ЭМС) и рассуждающе-импровизационный.
     Они обладают следующими характерными чертами:
     1. Эмоционально-импровизационный стиль. Педагоги с ЭИС направляют всё свое внимание на процесс обучения. Его деятельность высоко оперативна, материал излагает логично, интересно, однако в процессе объяснения работает только пеагог и отсутствует какая-либо деятельность со стороны учащихся. Во время опроса педагог с ЭИС обращается в основном, к сильным ученикам, опрашивает очень быстро, либо совсем не позволяет им говорить, либо дает им говорить мало, не дожидается, пока ребята сформулируют ответы. У такого педагога огромное количество разнообразных методов, но при этомочень низкий уровень методичности, недостаточно закрепляется и контролируется материал. ЭИС в большей мере характеризуется интуитивностью, неумении анализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
     2. Эмоционально-методичный стиль. Педагог с ЭМС характерны работает на результат обучения, но при этом уделяет немалое внимание процессу обучения, а также адекватному  и объективномупланированию учебного процесса. В его деятельности преобладает интуитивность над рефлексивностью. В его деятельности присутствуют постоянное закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Отличительной чертой такого педагога является высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует общее обсуждениево время занятие, а также позволяет высказывать мнения. Использует богатый арсенал методических приемов при обработке учебного материала, дляактивизации учащихсяи  пробуждения у них интереса к особенностями преподаваемого предмета.
     3. Рассуждающе-импровизационный стиль. Для преподавателя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебного процесса, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Данный стиль отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, сопровождается низким темпом работы, коллективными обсуждениями. Педагоги РИС мало говорят на уроке сами, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений, наводящих вопросов), давая возможность отвечающим сформулировать высказывание.
     4. Рассуждающе-методичный стиль. Педагог с РМС, консервативен в применении средств и способов педагогической деятельности, но при этом, учитывает результаты обучения, и опираясь на них адекватно планирует учебный процесс. Они обладает ыысоким уровнем методичности, который  сочетается с ограниченным набором используемых методов обучения.Такой учитель не учитываетнеобходмость продуктивной деятельности   учащихся, поэтому его занятия характерны редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса педагог с РМС не обращается ко всем ученикам. В основном он обращается к наиболее слабым ученикам, при этом давая достаточное количество времени, чтобы ученик успел подумать и сформулировать свой ответ. Для учителя данного стиля характерна рефлексивность.
     Как наиболее объединяющий показатель, стили педагогической деятельности делят на  гибкий, позитивный и консервативный.
     Характерной чертой гибкого стиля педагогической деятельности, является вариабельность и обоснованность способов деятельности, устойчивым объединением эмоционального и методичного компонентов, обеспечивающий достойный уровень педагогической деятельности. Преподаватель данного стиля ориентируется на процесс и результат; использует множество различных  форм организации учебной деятельности учащихся, при активизации их мыслительной деятельности на занятии, организации коммуникативной деятельности и получении обратной связи; обладает высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих отрабатывать весь учебный материал и включать в работу всю группу.
     Характерными личностными чертами педагога безусловно являются такие качества как уравновешенность, артистизм, толерантность, адекватная самооценка, сформированность механизмов саморегуляции, гибкость поведения, сформированность коммуникативных навыков, высокий уровень педагогического общения и многое др. Очевидно, что в педагогической деятельности не избежать напряженных ситуаций. В таких случаях гибкий стиль характеризуется мотивированным и подчиненным организующей цели выбором способов и приемов деятельности. Это проявляется в том, что педагог может сохранять контроль, использовать навыки саморегуляции, умеет  самостоятельно и успешно справляться с той или иной ситуацией.
     Позитивный стиль педагогической деятельности, можно охарактеризовать относительным разнообразиемметодов и приемов педагогической деятельности и недостаточно стабильным сочетанием эмоционального и методичного компонентов. Преподаватели позитивного стиля являются довольно профессиональными, обладают глубокими знаниями и практическими навыками для овладения профессией учителя, мотивационной направленностью на профессиональный рост, используют общие и традиционные методы и приемы педагогической деятельности.
     Педагог позитивного стиля  обладает такими личностными особенностями как неуравновешенность, быстрая и необъяснимая  смена настроения под  воздействием различных причин, преувеличение или закрытость в выражении естественных чувств, низкий уровень саморегуляции, нестабильность самооценки и др.
     В напряженных ситуациях преподаватель позитивного стиля педагогической деятельности может сохранять контролируемый выбор способов и приемов деятельности в начале ситуации, возможно неконтролируемое, иногда истерическое поведение педагога в процессе напряженной ситуации и потеря контроля над ней. Это выражается в обращении учителя за помощью к родителям, завучу, директору, психологу и др.
     Консервативныйстиль,  обладает такими  характерными чертами, как  отсутствие изменение способов и приемов деятельности, преобладание либо эмоционального, либо методичного составляющих. Педагог консервативного стиля педагогической деятельности не обладет нужными качествами для того чтобы в полностью обеспечить  достижение необходимых результатов деятельности или обеспечить их  посредством нарушения взаимоотношений, снижения уровня психологического комфорта, нарушения психического и физического здоровья . Это выражается в отсутствии восполнения возможной негативной демонстрации индивидуального стиля педагогической деятельности педагога.
     Личностные особенности педагога данного стиля:
     - являются высокая степень чувствительности к критическим замечаниям и обиде;
     - низкий уровень саморегуляции;
     -  неуравновешенность;
     - эмоциональная неустойчивость;
     - тревожность.
      Внеоднозначных  ситуацияхучитель данного типа может  утратить связь, благодаря которой он осознано выбирал способы и приемы  деятельности для достойного решения той или иной проблемной и даже стрессовой ситуации. Подобное поведение является основанием для завуча, директора, родителей или других лиц, чтобы вмешаться в ситуацию по собственной инициативе6
     Проявления индивидуального стиля педагогической деятельности отражаются в:
     - манере поведения;
     - темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
     - стиле педагогического общения;
     - выборе методов обучения;
     - подборе средств воспитания;
     - реагировании на действия и поступки детей;
     - манере поведения;
     - предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
     - характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
     - в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
     В основу формирования индивидуального стиля педагогической деятельностилегли  три основных фактора:
     - особенность педагогической деятельности определяет  условиядля осуществления педагогом своей профессиональной деятельности, а также содержание дисциплины, курса, учебного материала.
     - такие особенности обучающихся, влияющие на стиль педагогической деятельности, как возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.7.
     - индивидуально-психологические особенности учителя, которые оказывают свое влияние на формирование стиля педагогической деятельности, включая индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие особенности.
     В деятельности педагога эти особенности соотносятся также с характером взаимодействия, с характером организации деятельности, предметно-профессиональной компетентностью учителя и характером общения.
     Таким образом, индивидуальный стиль педагогической деятельности – характерная для данного учителя система навыков, методов, приемов, способов решения задач в процессе работы. Совокупность индивидуальных особенностей педагога не могут полностьюотвечать профессиональным требованиям. Поэтому учитель, понимая это  илиинтуитивно мобилизуя свои профессиональные качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те качества, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается индивидуальный стиль деятельности – неповторимый вариант типичных для данного педагога приемов работы в типичных для него условиях.
     Так, в сложных ситуациях с требующих  темп и ритм деятельности педагог с подвижным типом нервной системы быстро и успешно решает задачи благодаря своей расторопности, умениюс легкостью осуществлять действия быстрее и переходить от одного состояния к другому.
     В тех же, лишенных предвзятости, условиях учитель инертного типа использует другие методы. Он может реагировать на какие-то сигналы не так быстро,так как его особенность заключается в предусмотрительности, повышенном внимании к осуществлению предупредительных мер. В процессе своей деятельности он привыкает к систематичности, основательности в работе. Благодаря продуманности программы работы с детьми, он может скрывать свои минусы, к которым относится, как мы уже и говорили, отсутствие расторопности действий, при  сложных и неоднозначных ситуациях.
     Стиль педагогической деятельности – это объединительная характеристика деятельности, описывающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль педагога. Стиль педагогической деятельности может появиться только там, где у учителя есть свобода самовыражения. Педагог, видя, что существует множество способов осуществления профессиональной деятельности, может выбрать какой-то один, который  станет его стилем деятельности.
     Т.е., дающим необходимые результаты индивидуальным стилем педагогической деятельности является такой стиль, с помощью которого учитель постоянно находит нужные и удобные сочетания в способе активизации, перенацелевании и привлечении учащихся, умелоразрешая сложившуюся педагогическую ситуацию для достиженияпоставленных учебных и воспитательных целей. Определенный порядок этих сочетаний в организации и регуляции конструктивногообраза действий педагогов и описать тот или иной индивидуальный стиль педагогической деятельности.
     
     
     II.2 Диагностика стиля педагогической деятельности
     Выявление индивидуального стиля педагогической деятельности у будущих педагогов является целью данного практического исследования.
     Исследование проводилось среди студентов 1-го и 2-го курса Московского педагогического государственного университета№ .
     Методикой для диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности (Приложение 1) является  опросник, который в целом включает 33 вопроса, на которые предлагается ответить «Да» или  «Нет».
     Был проведен подсчёт количества баллов по каждой шкале, в соответствии с ключом, и тем самым определялся соответствующий одному из 4 вариантов, стиль педагогической деятельности: эмоционально-импровизационный (ЭИС); эмоционально-методичный (ЭМС); рассуждающе-импровизационный (РИС); рассуждающе- методичный (РМС). Предпочитаемый стиль педагогической деятельности покажет шкала с наибольшим количеством выборов.
     Исследования проведенные в группе студентов 1 курса, позволили определить,  наибольшее количество - 31,1% (21 человек) предпочитают рассуждающе-импровизационный стиль педагогической деятельности, на втором месте по процентному соотношению студенты - 30,5% (20 человек), которые предпочитают рассуждающе-методичный стиль, 21,1% (15 человек) опршенных склоняется к эмоционально-импровизационному стилю, наименьший процент респондентов - 17,3 % (7 человек) предпочел бы в работе (5 человек) эмоционально-методичный стиль педагогической деятельности.
     Результаты исследования индивидуального стиля педагогической деятельности, проведенного в группе студентов 2 курса, также позволили установить что, большинство студентов - 30,6% (19 человек) предпочитают рассуждающе-импровизационный стиль педагогической деятельности, меньшее количество студентов - 27,2% (17 человек) предпочитает рассуждающе-методичный стиль, 22,4% (14 человек) исследованных склоняется к эмоционально-импровизационному стилю, наименьший процент респондентов - 19 % (12 человек) предпочел бы в работе (12 человек) эмоционально-методичный стиль педагогической деятельности.
     После проведения сравнительного анализа данных двух разных курсов, было заключено, что наибольшее число респондентов предпочитаютрассуждающе-импровизационный стиль педагогической деятельности. Также студенты в обеих группах отдают предпочтениерассуждающе-методичному стилю. Эмоционально-методичному стилю, в обеих группахотдалм приоритет наименьшее количество респондентов.
     Трактуя показатели исследования, нельзя не  отметить, что в обеих группах с минимальнымотрывомпреобладаетрассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный стили, что можно объяснитьжеланием педагога доходчиво преподнести учебный материал, добросовестным отношением к знаниям всех учащихся, требовательностью, рациональностью. В центре внимания педагоганаходятся академические знания учащихся, чтопорой препятствует познавательной мотивации, из-запостоянного использованияисключительно стандартного набора форм и методов обучения.
     Итоги качественного анализа констатируют тот факт, что предпочитаемый стиль зачастую фиксируется преимуществом в 1-2 балла, что свидетельствует о диффузном состоянии и периоде активного поиска собственного профессионального стиля.
     В заключение, можно сделать вывод о том, что индивидуальный стиль педагогической деятельности -серьёзнаяпричина для развития профессиональной индивидуальности будущего педагога в период профессиональной подготовки. И способностьразвить индивидуальный стиль говорит  учителя продемонстрироватьглавные положительные качества в целях профессиональной деятельности.
     
     Вывод.
     В итоге, индивидуальный стиль деятельностиподразумевает  гибкую, вариативно-подвижную функциональную систему, которая имеет точные качественно-количественные границы, в частности границы субъектно удобных и неудобных способов, режимов работы, эффекти.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44