- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методические условия формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011251 |
Тема: | Методические условия формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки |
Содержание
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Содержание Введение ……………………………………………………………………….3 Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ВУЗЕ 1.1. Теоретико-методологические аспекты формирования педагогической культуры учителя музыки……………………………………………………. 1.2. Обоснование и проектирование методических условий формирования вокально-педагогической подготовки студентов вузов к профессиональной деятельности……………………………………… 1.3. Модель формирования педагогической культуры учителя музыки…… Выводы к главе I ……………………………………………………………....... ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ 2.1. Цель, задачи и методы опытно-экспериментальной работы ………….. 2.2. Разработка программы мероприятий по формированию вокально-педагогической культуры будущего педагога………………………………… 2.3. Опытно-эксперемнтальная проверка педагогических условий эффективного применения можели формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки……………..……………………………………. Выводы к главе II …………………………………………………………….....77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..87 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….92 Введение Актуальность исследования. Необходимость модернизации системы высшего образования в логике культурологического подхода обусловлена потребностями современного кардинально меняющегося российского общества в подготовке специалистов, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной культуры. В связи с этим возрастают требования к профессиональной вузовской подготовке будущего учителя музыки, к его музыкально-педагогической культуре, составляющей которой выступает вокально-педагогическая культура Современное общество все больше осознает свою зависимость от качества образования, поскольку уровень и система знаний существенно влияют на эффективность деятельности человека в социуме. Прогресс социально - экономических преобразований, нравственный и духовный рост общества, во многом зависит от уровня культуры, воспитания и постоянного развития творческих способностей человека. Теоретическое осмысление проблемы формирования культуры педагогической деятельности является важной задачей педагогической науки. Вокально-педагогическую культуру учителя музыки мы понимаем как интегративное качество личности, включающее в себя ценностное отношение к наследию человечества в области разных видов певческой деятельности, компетентность в сфере вокальной педагогики, уровень собственного вокально-исполнительского мастерства, а также творческой активности в вокально-педагогической деятельности. Для раскрытия сущности вокально-педагогической культуры учителя музыки мы обратились к анализу работ в области философии, культурологии, психологии, педагогики, музыкознания, раскрывающих семантику понятий «культура», «культура личности», «профессиональная культура», «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура», «художественная культура», «музыкальная культура», «вокальная культура». К проблеме формирования педагогической культуры обращались многие ученые разных направлений – философы, психологи, педагоги (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, Д.С.Лихачев, Н.В. Кузьмин, С.П. Рубинштейи др.). Педагогическая культура и проблемы формирование профессионально-педагогической культуры учителя (В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.В. Барабаншикова, Е.В. Бондаревскойи, В.Л. Бенина), творческую природу педагогической культуры рассматривали Д.Б. Богоявленская, И.Н. Семенов др. в них предстает как важная часть общей культуры учителя, которая выражается в системе его профессиональных качеств и особенностях педагогической деятельности. Вокально-педагогическая культура учителя музыки, являясь подсистемой профессионально-педагогической культуры, имеет свои специфические особенности: она включает в себя вокальную педагогику и вокальное исполнительство. Различные аспекты вокальной педагогики и вокального исполнительства нашли свое отражение в исследованиях Д.Л. Аспелунда, Л.Б. Дмитриева, В.П. Морозова, К.М. Мазурина, А.Г. Менабени, И.К. Назаренко, Г.П. Стуловой, Р. Юссона и др. Вместе с тем, во многих работах термин «вокальная культура» употребляется, но авторы не раскрывают семантику данного понятия во всей его целостности, а ограничиваются лишь декларированием термина и узкой его формулировкой. На сегодняшний день понятие «вокально-педагогическая культура» учителя музыки в педагогической науке как системное явление до сих пор не являлось предметом специального исследования, что приводит к обострению разногласия между педагогической теорией и образовательной практикой Таким образом, существуют противоречия между: - объективной необходимостью формирования культуры педагогической деятельности учителя музыки и реальными условиями; - формированием гуманистической направленности личности педагога с высоким уровнем осознания ценности человеческой личности и традиционной методологией системы образования; - между требованиями, которые общество предъявляет к педагогу как профессионалу, и фактическим уровнем готовности выпускников к выполнению ими своих профессиональных функций; - требованиями педагогики и осуществлением профессиональной педагогической культуры учителей. Данные противоречия позволяют обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске и определении возможностей и путей формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки и обусловили выбор темы магистерской диссертационной работы – «Методические условия формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки». Цель исследования – выявление организационно – педагогических условий формирования вокально-педагогической культуры будущего учителя музыки. Объект исследования – процесс профессиональной вузовской подготовки будущего учителя музыки. Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования педагогической культуры учителя музыки. Гипотеза исследования: технология успешного формирования вокально-педагогической культуры будущего учителя музыки предусматривает: разработать модель формирования педагогической культуры учителя музыки; разработать и реализовать комплекс организационно-педагогических условий формирования педагогической культуры учителя музыки; разработать учебно-методическое обеспечение формирования педагогической культуры учителя музыки. В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи: 1) изучить теоретико-методологические аспекты формирования педагогической культуры учителя музыки; 2) определить критерии, и уровневые показатели сформированности вокально-педагогической культуры будущего учителя музыки; 3) Теоретически обосновать, разработать технологическую модель формирования вокально-педагогической культуры в процессе вузовской подготовки учителя музыки. 4) Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий реализации модели формирования педагогической культуры учителя музыки. Методологической и теоретической основой исследования явились работы, раскрывающие культурологический подход в образовании (Л.А.Беляева, В.Л.Бенин, С.А.Днепров); работы по теории обучения (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); теоретические положения о сущности музыкальной культуры и музыкально-творческой деятельности (В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин); теория музыкально-эстетического развития личности (Э.Б.Абдулин, Ю.Б.Алиев, Р.А.Тельчарова); теоретические основы постановки голоса в вокальной педагогике, физиологии и акустике голосового аппарата (В.А.Багадуров, Л.Б.Дмитриев, А.Г.Менабени). В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ философской, педагогической, психологической, музыкально-педагогической, вокально-педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ и обобщение педагогического опыта; синтез, сравнение, моделирование. Исследование проводилось в течение 2015—2017 гг. в условиях естественно протекающего образовательного процесса на базе специальности 53.00.03 «Вокальное искусство и дирижирование» на факультете «История, искусство, крымскотатарский язык и литература» ГБОУ ВО РК «КИПУ» г. Симферополь. Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Определена структурная модель вокально-педагогической культуры учителя музыки как интегративного и многоаспектного феномена, включающая различные компоненты. 2. Научная новизна исследования заключается в том, что: уточнено понятие «педагогическая культура учителя музыки», выявлены педагогические условия реализации модели формирования педагогической культуры учителя музыки, разработана комплексная методика формирования педагогической культуры учителя музыки, разработана модель профессионального воспитания будущего учителя музыки, состоящая из целевого, методологического, содержательного, процессуального и оценочно-результативного блоков, ориентирована на эффективность научно – методического обеспечения воспитательного процесса в системе СПО и ВПО. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: - разработано содержание понятия вокально-педагогическая культура, в котором данный феномен представлен как интегративное качество личности; -определена специфика структурных компонентов вокально-педагогической культуры - аксиологического, теоретического, технологического, творческого; - разработаны критерии и показатели для определения уровня сформированности вокально-педагогической культуры у студентов. Практическая значимость определяется тем, что разработанные структурная и технологическая модели могут быть использованы с целью оптимизации процесса формирования вокально-педагогической культуры будущих учителей музыки в средних и высших учебных заведениях, а также в подготовке слушателей курсов повышения квалификации учителей, преподавателей педагогических училищ и вузов. Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялась в процессе педагогической деятельности автора исследования работы на кафедре «Вокальное искусство и дирижирование» ГБОУ ВО РК «КИПУ». Основные положения исследования нашли отражение в 2-х публикациях. Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ВУЗЕ 1.1. Теоретико-методологические аспекты формирования педагогической культуры учителя музыки Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным относительно недавно. Исследование проблемы формирования педагогической культуры учителя началось в связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя. С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике, психологии были проведены исследования, посвященные как общетеоретическим основам педагогической культуры (А.В. Барабанщиков, В.Л. Сластенин, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, Г.И. Бенин, В.А. Чижакова и др.), так и ее отдельным аспектам: методологическому (В.А. Сластенин, В.В. Краевский, А.Н. Ходусов);гуманитарному (Г.И. Гайсина, Е.Н. Шиянов); этнопедагогическому (В.А. Николаев, В.К. Шаповалов); политехническому (В.А. Комелина, В.Д. Симоненко); историко-педагогическому (А.К. Колесова, 3.И. Равкин); нравственно-эстетическому (Е.Н. Богданов, Н.Б. Крылова); коммуникативному (В.С. Грехнев, Ш.А. Магомедова, А.В. Мудрик); технологическому (М.М. Левина, Н.Г. Руденко); духовному (Е.И. Артамонова, Н.Е. Шуркова, Е.Г. Силяева); физическому (М.Я. Виленский). В специальной педагогической литературе впервые понятие педагогическая культура упоминается в работах В.А. Сухомлинского, который определял ее как индивидуальную, личностную характеристику, связанную как с преподавательской, так и с воспитательной деятельностью. Современные исследователи рассматривают педагогическую культуру человека как интеграцию, синтез природных и приобретенных личных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя [60, с. 73]. В современной педагогической науке нет общепринятого определения педагогической культуры. Разные авторы понимают ее следующим образом: – совокупность высокого уровня развития и совершенствование всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных сил педагога, его способностей и возможностей; – сложную социальную характеристику личности учителя, окружающую его педагогическую позицию; как показатель уровня его духовного, нравственного, интеллектуального развития, его знаний, умений и навыков, высокого профессионализма, профессионально-значимых качеств личности, необходимых для успешного решения педагогических задач; – часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательно-воспитательных процессов; – интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии, синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания, наличие культуротворческих способностей; – часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для социализации личности, осуществления образовательно-воспитательных процессов [60, с. 104]. Анализ данных определений позволяет выявить общее: педагогическая культура представляет собой, с одной стороны, часть общей культуры педагога, с другой, высокий уровень развития его профессионально важных качеств: знание своего предмета, владение психолого-педагогическими знаниями, эрудиция, эмпатия и др. Заслуживает внимания толкование двух основополагающих понятий: «педагогическая культура» и «культура педагога» (Н.Б. Крылова). «…педагогическая культура - это некоторая совокупность (иногда не просто сумма, но система, открытая или закрытая) ценностных отношений к образованию и ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах [40, с. 204]. Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности: – профессионально-педагогическая культура – это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования; – профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности; – профессионально-педагогическая культура – это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей; – единицей анализа профессионально – педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность; – особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности [40, с. 208]. Анализ философской, историко-педагогической и психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что педагогическая культура – это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий. «Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях». Носителями же профессионально-педагогической культуры являются специалисты, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне [35, с.48]. Для раскрытия сущности профессионально-педагогической культуры необходимо актуализировать такие понятия, как «профессиональная культура», «общая культура» и «педагогическая культура». Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности. Профессия, как сложившееся социально-культурное явление, обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Отражая противоречивый характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач [34, с. 69]. Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности: – профессионально-педагогическая культура это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования; – профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности; – профессионально-педагогическая культура – это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей; – единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность; – особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности [36, с. 17]. Учет указанных методологических оснований дает возможность обосновать модель профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностнотворческий. Аксиологический компонент профессиональнопедагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей [36, с. 18]. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. Личностнотворческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Именно в педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития, противоречие между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением этого развития и др. [36, с. 19]. Категория «общая культура педагога» рассматривается как имплицитно связанная с культурой общества, но применённая к конкретному специалисту - педагогу образовательного процесса. В ней, опираясь на теорию И. Зимней, мы выделяем следующие характеристики, которые определяют культуру педагога как субъекта образовательного процесса: уважение педагогом достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия; адекватность педагога ситуациям бытового, профессионального и общественного взаимодействия (его внешний вид, манера поведения, общение, культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни и т.д.); соблюдение им социокультурных традиций, обычаев и норм в моно- и кросс-культурном взаимодействии; его постоянная готовность использовать общекультурный фонд знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.) в своей профессиональной деятельности; культура его интеллектуальной и предметной деятельности; непрерывность интеллектуального и эстетического развития педагога; его нравственное самоопределение в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, в сохранении культурной жизни общества; его социальная ответственность за себя, за свое поведение, за благополучие других людей и так далее [33, с. 161]. «Профессиональная культура педагога» – категория органично связана с «общей культурой педагога». Профессиональная культура педагога – это закономерное, учебно-воспитательной деятельностью опосредованное, интегральное взаимно детерминированное проявление его специальной квалификации и общей культуры. Сущность профессиональной культуры педагога может быть раскрыта через системные принципы исследования всей совокупности его качеств как высококвалифицированного и высококультурного специалиста и субъекта образования молодежи [36, с. 19]. Становление педагогической культуры молодого учителя тесно связано с мотивацией педагогической деятельности. Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к учащимся, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности. Главную роль в становлении педагогической культуры молодого учителя, получившего образование и работающего по выбранной специальности, играет профессиональное самовоспитание. В современных условиях приобретает особое значение утверждение К.Д. Ушинского: «Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам Воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием». Формирование культуры педагогической деятельности будущего педагога вытекает из общего понимания культуры, характерного для человека в различные исторические эпохи и рассматривается в неразрывной связи с общественно-историческими предпосылками развития этого феномена как динамического явления, изменяющегося в процессе развития общества, отражающего его ценности [37, с. 201]. Совокупность педагогических ценностей образуют содержание педагогической культуры и характеризуют уровень педагогической культуры педагога. В педагогике культуру рассматривают как «совокупность материальных и духовных достижений человечества за историю существования человечества на земле; слагаемые культуры: деятельность, продукт деятельности, духовное осмысление жизни». Даже самое развернутое определение культуры не может до конца исчерпать ее содержания. В ней воплощены духовные ценности образования и воспитания - педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессиональные этические нормы, средства обучения и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, которые служат социализации личности в конкретных исторических условиях. Таким образом, педагогическая культура – составная часть духовной культуры и социальной культуры в целом, как часть общечеловеческой культуры и базовой культуры личности. Педагогическая культура в целом представляет собой динамическую систему, которая постоянно меняется в процессе своего развития. С точки зрения Мойсеюка Н.Е. педагогическая культура учителя является системным образованием. Ее главными структурными компонентами являются: педагогические ценности, творческие способы педагогической деятельности, опыт. По мнению Соколовой Л.Б., если учитель, не осознав в вузе сущности культуры педагогической деятельности, подменяет свою задачу и берет на себя функцию трансляции знаниевого компонента культуры, то он не только делает ущербной эту часть культуры, не имея должного основания быть ее проводником именно в этой ипостаси, не только сам демонстрирует бескультурье непонимания сущности и ценности профессионализма, но также оставляет своего ученика один на один с реальностью, без средств и возможностей хоть как-то соотнестись с любым ее проявлением [37, с. 135]. Показателями высокого уровня педагогической культуры следует считать: – гуманистически направленную личность педагога; – психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление; – владение педагогическими технологиями, знание своего предмета; – опыт творческой деятельности; – способность обоснования собственной педагогической системы (дидактической, воспитательной, методической); – культура профессионального поведения (педагогического общения, речи, внешнего вида) [21, с. 18]. Организация педагогического процесса в вузе помогает преподавателям и студентам осознать и оценить ценности педагогической деятельности, необходимость их формирования еще на этапе вузовского обучения будущего педагога. Каждый преподаватель, проявляя социально-педагогические и профессионально-педагогические ценности в педагогическом процессе, выстраивает свою стратегию деятельности. Сластенин В.А. рассматривает педагогическую культуру как важную часть общей культуры учителя, которая проявляется в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности. С одной стороны, педагогическая культура - это профессиональная культура, представляющая совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и опыта их реализации в профессиональной деятельности, достигшей мастерства, с другой стороны, она шире профессиональной культуры, так как характеризует работу не только педагога, но и тип педагогического воздействия других социальных групп - школьных коллективов, родителей, то есть она является культурой воспитания и образования [61, с. 88]. По мнению Бенина В.Л. «профессиональная культура предполагает совокупность специальных знаний и опыта их реализации в профессиональной деятельности. Ее специфическим проявлением является формирование профессионального типа мышления, накладывающего специфический отпечаток на весь образ мышления и поведения человека». С точки зрения психологии «мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера» [15, с. 382]. Педагогическая культура органически объединяет в себе тенденции к гуманизму, творчеству и характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач. Главным критерием профессиональной культуры педагога является творческая по своей природе деятельность. Особенности формирования педагогической культуры педагога определяются: – уровнем профессиональной подготовки; – уровнем социально-педагогического опыта; – индивидуальными творческими способностями; – психофизиологическими особенностями; – возрастными особенностями [15, с. 260]. Творчество - это высокий уровень способностей, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Фокин Ю.Г. выстроил структуру процессов в соответствии с ассоциативной гипотезой творчества в такой последовательности: - объект, источник информации; - восприятие информации, выявление потребности; - накопление информации через практику и опыт; - мотивация и потребность; - выявление индивидуальностью потребности; - осознание и постановка задачи самим объектом; - появление ассоциаций, которые зависят от богатства опыта и эрудиции объекта; - направленное изучение литературы; - отбор вариантов решения и формулировка гипотезы; - реализация, проверка и уточнение формулировки [15, с. 268]. Такая последовательность действий, по мнению автора, позволяет сформулировать рекомендации и для индивидуального, и для коллективного творчества. Владение знаниями психолого-педагогического цикла дисциплин создает условия для педагогического творчества, дает возможность свободно ориентироваться в потоке педагогической информации, решать сложные педагогические задачи. Для успешности творческого процесса педагог должен обладать такими качествами личности, как образное и аналитическое мышление, готовность к риску, чувство юмора, независимость суждений, активность, самоконтроль, инициативность, самостоятельность, ответственность. По мнению Кан-Калика В.А. сущность педагогического творчества - это деятельность обучаемого и педагога, которая направлена на постоянное решение бесчисленного множества учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются в общении оптимальные, органичные для данной педагогической индивидуальности, не стандартизированные педагогические решения, опосредованные особенностями объекта-субъекта педагогического воздействия [38, с. 112]. Проблеме развития педагогического творчества большое внимание уделял Станиславский К.С. утверждая, что преподаватель это творческая личность. В частности он выделяет семь ступеней педагогического творчества и раскрывает пути их реализации - сосредоточенность, бдительность, бесстрашие, спокойствие, доброжелательность, обаяние, радость, а к коллективному творчеству он предъявляет такие требования: точность во всем, дисциплина, порядочность, взаимодоверие, творческая сосредоточенность, вдохновение, умение слушать критику, внимание, воля [38, с. 305]. Таким образом, творческое обоснование роли и места обучения педагога творчеству в общепрофессиональной подготовке педагога и подготовка педагога-творца имеет большое значение для вузовского образования. Научить решать творческие задачи не возможно, но в процессе обучения можно развивать такие качества, которые помогут решать творческие задачи. Обучение творческому подходу в педагогической деятельности необходимо еще на этапе подготовки будущего специалиста в вузе. Для этого необходимо создавать проблемные условия на практических занятиях и семинарах в форме беседы, «круглого стола». Готовить выступления на научных конференциях, принимать участие в конкурсах, олимпиадах, в исследовательской работе, практиковать совместную работу с педагогами в период педагогических практик и другие виды деятельности, которые должны носить постоянный характер и входить в заранее спланированную технологию развития творческих способностей студентов. Основу содержания педагогической культуры преподавателя составляют эмоционально-волевые качества, выступающие в виде внутреннего ориентира, отражающего целевую и мотивационную направленность, побуждающего и направляющего его деятельность, т.е. личностная система ценностей. В процессе педагогической деятельности преподаватель осваивает и реализует нормы, регламентирующие профессионально-педагогическую деятельность в виде идей, концепций, теорий, что способствует росту профессионального развития преподавателя и повышению его педагогической культуры. Формы творческой работы со студентами: лекции и тематические сообщения, встречи и обсуждения по текущим проблемам, тематические семинары, творческие лаборатории, передача накопленного опыта студентам, педагогические конференции, практики должны базироваться на принципах [41, с. 254]. Идеал профессионала дает возможность определить направления деятельности по пути профессиональных устремлений, и будет побуждать к проявлениям профессиональной самореализации. По мнению Соколовой Л.Б. ценностные ориентации в культуре педагогической деятельности выступают как движущие силы развития личности. В качестве ценностей демократических взаимоотношений выступает развитие личностных качеств студента, при условии полной свободы творческого выбора необходимых форм и методов в педагогическом процессе. Итак, педагогическая культура представляет собой сложное социально-педагогическое образование, основу которого составляют педагогические ценности. Совокупность педагогических ценностей образует содержание педагогической культуры и характеризует уровень педагогической культуры педагога. Педагогические ценности объективны и относительно устойчивы, так как формируются в ходе развития общества и позволяют педагогу соотносить свою педагогическую деятельность. В процессе подготовки педагог постепенно овладевает педагогическими ценностями, и степень овладения педагогическими ценностями является показателем его личностно-профессиональной педагогической культурности. Преподаватель высшей школы сочетает научное и педагогическое творчество, и характер научной деятельности преподавателя влияет на решение педагогических задач. 1.2. Обоснование и проектирование методических условий формирования вокально-педагогической подготовки студентов вузов к профессиональной деятельности Для оптимизации процесса эффективной вокально-педагогичксой подготовки студентов вуза обратимся к его моделированию. Исследование педагогического моделирования встречаются в трудах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой, Л.И. Новиковой, В.А. Штоффа и др. В общеметодологическом смысле под моделированием понимают научный метод построения и изучения моделей, реально существующих в природе и обществе предметов и явлений. Процесс создания модели предусматривает определение объекта моделирования, установление мет....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: