VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013673
Тема: Кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства
Содержание
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 Понятие малого и среднего предпринимательства

	В современной литературе существует много разных трактовок термина «предпринимательство». 
     Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации предпринимательство определяется как самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая на свой риск, направленная, на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг и/или выполнения работ лицам, зарегистрированным в установленном законом порядке,[1].
     Предпринимательство – общедоступный вид деятельности. Согласно российскому законодательству предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин. Российскими предпринимателями могут выступать иностранцы и лица без гражданства. Предпринимателями-партнерами могут быть объединения лиц, которые используют собственное и/или приобретенное на законном основании имущество, [4]. 
     Развитие предпринимательства и активность предпринимателей, во многих случаях выявляет уровень демократизации государства и открытости экономики страны. Малое предпринимательство решает общие вопросы повышения благосостояния населения и их занятости, а также обеспечивает налоговое поступление в бюджет государства. Помимо этого, малый бизнес способствует повышению уровня социальной ответственности и осведомленности граждан, [26, C. 178-181].
     Однако далеко не всем удается стать предпринимателями. Чтобы стать успешным бизнесменом, необходимы знания, способности, умения, энергия и природный дар. Без всех этих качеств, иногда, достигнутые успехи могут оказаться не долгими и обернуться провалом, потерями, а то и вовсе банкротством, [25, C. 57-59]. А также, необходимо понимать, что предпринимательство — это не только купить-продать, но и тяжелый повседневный труд, требующий полной отдачи. 
     В наибольшей степени, предпринимательство характеризуется такими признаками, как ответственность, активный поиск, самостоятельность, инициатива, риск, динамичность и мобильность. Предпринимательству свойственны тактический способ действий и относительная кратковременность операций, сделок. Предприниматель склонен проводить ряд кратковременных операций, сменяющих друг друга, в процессе которых в одних сопутствует успех, в других – провал. При этом важно, чтобы доходы превышали расходы, то есть прибыль покрывала убытки, [14, C. 157-163].
     В настоящее время существует много различных классификаций предпринимательства. Рассмотрим классификацию в зависимости от экономических показателей, т.е. выручки предприятия от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, [21, c. 96].
     В зависимости от экономических показателей предпринимательство делится на малое, среднее и крупное. Кратко рассмотрим каждый вид по отдельности.
      В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года   № 209-ФЗсубъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
     К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся лица, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
     1) доля участия других лиц в капитале должны быть в рамках следующих установленных значений:
     а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Роcсийской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
     б) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать сорок девять процентов; 
     в) суммарная доля участия юридических лиц, которые сами являются субъектами малого и среднего бизнеса, не ограничена. 
     Целесообразно отметить исключения, касательно долей участия в уставном капитале.  Установленные ограничения не распространяются на: 
     - акционеров инновационного сектора экономики;
     - фирмы, применяющие на практике современные технологии, которые разработали их учредители – бюджетные (научные) учреждения;
     - фирмы, учредители которых входят в перечень лиц, которые оказывают государственную поддержку инновационной деятельности;
     - участников проекта «Сколково». 
     2) Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
     а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
     б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
     3) Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для микропредприятий – 120 млн. рублей, для малых предприятий – 800 млн. рублей и для средних – 2 млрд. рублей, [4, 7].
     Стать обладателем статуса малого или среднего бизнеса можно только в том случае, если вышеперечисленные условия будут соблюдены на протяжении двух календарных лет, последующих один за другим, [24, c. 57].
     Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в случае, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не больше предельных значений, установленных в пунктах 2 и 3, [4].
	Как такового официального определения крупного предпринимательства нет. Проанализировав ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», можно прийти к выводу, что крупными признаются предприятия, показатели которых превышают установленные законом критерии для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. 
	Изучив виды предпринимательства, можно определить отличительные особенности малого и среднего предпринимательства (табл. 1.1).

Таблица 1.1 – Отличительные особенности малого и среднего предпринимательства
Критерий
Малое предпринимательство
Среднее предпринимательство 

Одно предприятие
Сеть/группа предприятий 
Средняя численность работников
От 15 – 100
От 101 – 250 
Годовой доход
От 120 – 800 млн рублей
От 801 млн – 2 млрд рублей
Источник: составлено по [32].
     Такжестоит отметить, что в письме от 18.08.2016г. №14-2-04/0870 Федеральной налоговой службой определены критерии внесения сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. В тексте указано, что конкретизированные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего бизнеса, которые установлены ФЗ №408 от 29.12.2015г., будут приняты к сведению при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Следовательно, первые изменения в реестр, будут вносится только присоставлении Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.
     Рассмотрим еще льготы для малых предприятий в 2018 году:
     1) они вправе не вводить лимит денежных средств, которые в кассе [8]. За хранение наличных средств в кассе, превышающей установленной суммы полагается штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса вправе хранить в кассе денежные средства в неопределенном количестве. Но, если лимит средств предприятием всё-таки определен, то его следует аннулировать соответствующим приказом. У малых предприятий есть преимущество в том, что приказ можно оформить в любой момент. 
     2) в 2018-м годудолжны будут вести упрощенный бухгалтерский учет [5]. На индивидуальных предпринимателей данный вид льготы не распространяется, так как они и так освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет. Что касается амортизации, они вправе начислять еёне каждый месяц, а раз в год. Материальные производственные затраты списываются не по мере использования, а сразу в полной сумме. Упрощенные методы ведения бухучета расписаны в любом Положении бухгалтерского учета. Необходимо знать, что льготы по ведению бухгалтерского учета не распространяются на акционерные общества и ООО, у которых доход превышает 800 млн. рублей, поскольку для нихпроведение аудита обязательно. 
     3) Малые предприятия в 2018 году получат субсидии от региональных властей — регионы снижают налоговые ставки для организаций, имеющих налоговые льготы, находящихся на упрощенной системе налогообложения. Не менее важно, для малого бизнеса на уровне регионов имеются льготы по налогу на имущество. 
     4) Согласно Федеральному закону №158 от 29 июня 2015 года «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»субъекты малого бизнеса в 2018 годуобладают правом покупки государственной и муниципальной недвижимости, находящейся у них в аренде, [6]. 
     5) Микропредприятиявправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и др. Но, в этом случае, работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор. Такие трудовые договора должны заключаться по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства №585 от 27 августа 2016 года. Но еслимикропредприятие утратит статус, то работодателюнеобходимо в течение 4-х месяцев восстановить все локальные нормативные акты.
     Таким образом, под предпринимательством следует понимать инициативную деятельность любого дееспособного гражданина, связанного с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания общественной пользы с личной выгодой. Подразделение предпринимательства на малое, среднее и крупное осуществляется в соответствии с установленными законом показателями.  Но, чтобы соответствовать статусу предпринимателя и относится к тому или иному виду предпринимательства, следует достичь нормы величин, предусмотренные законодательством. 


      Роль банковского кредита в источниках финансированиясубъектов малого и среднего предпринимательства
     
     Развитие малого и среднего предпринимательства - один из приоритетов экономического развития государства. Поэтому, кредитование малого и среднего бизнеса служит одним из важнейших факторов его развития, и в следствие чего, выявление современных тенденций кредитования является актуальным. 
     Финансирование субъектов малого и среднего бизнеса — проблема, котораятребует комплексного подхода, где, для всех предприятий без исключения, важен поиск оптимальных источников финансирования. Важность поиска,для предприятий малого и среднего бизнеса,оптимальных источников финансирования обусловлена следующими особенностями:
      1) устойчивость к внешним изменениям, которая непосредственно проявляется в способности малого и среднего бизнеса более успешно адаптироваться к изменяющимся условиям рыночной экономики; 
     2) социально-экономическая значимость, формирующаяся в повышении уровня жизни;
     3) диверсификация бизнеса, которая способствуетвытеснению неэффективных производств с рынка иразвитию свободной конкуренции; 
     4) ориентация на наукоемкие высокотехнологичные тенденции производства, [11, 15]. 
     Крайняя из особенностейнаиболее характерна для экономик развитых зарубежных стран. 
     Как в России, так и в зарубежных странах на практике для финансирования малого и среднего бизнеса применяется банковский кредит. Чем более развита банковская система, тем эффективней данный источник финансирования, а, соответственно, кредит более доступен и подконтрольнее характер его применения. 
     Применение банковского кредита в российской практике является малоэффективным способом финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. Это обуславливается комплексностью процесса кредитования, которая подразумевает анализ финансового состояния субъектов малых и средних предприятий банками с проведением последующего мониторинга состояния заемщика. 
     К наиболее важным проблемам кредитования МСБ относят непрозрачность российского бизнеса, отсутствие надежных залогов, постольку поскольку большинство представителей указанной сферы не являются владельцами ликвидного имущества, и недоверие к бизнесу, которое испытывают банки,[31]. 
     Следует отметить, что, несмотря на препятствия, которые существуют на пути развития кредитования малого и среднего бизнеса, эта сфера считается одной из наиболее перспективных, так как сами банки находятся в состоянии конкуренции между коммерческими и государственными кредитно-финансовыми организациями и, естественно, все они заинтересованы в увеличении клиентской базы. Причиной тому может служить рост предприятий малого и среднего бизнеса в последние годы, а также частые случаи, когда предприниматель готов брать средства на развитие на невыгодных для него условиях, [11, c. 182]. 
     Процедуры оценки и мониторинга финансового положения требуют от банковских организаций дополнительных затрат, которые те предпочитают не нести, потому кредитование МСБ в России носит исключительный характер, когда в развитых странах банковский кредит выступает основным источником финансирования субъектов МСБ. 
     Помимо того,целевая направленность,высокие процентные ставки и малые сроки предоставления ограничивают потенциал кредита как основного источника финансирования в стране. При нынешних условиях банковского рынка малый и средний бизнес стремится находить более дешевые альтернативные источники привлечения финансовых ресурсов. 
     Также немаловажной проблемой кредитования малого и среднего бизнеса, в свою очередь вызванная его краткосрочностью,является поддержание текущей (операционной) деятельности предприятий, непосредственно связанной с пополнением оборотных средств, делающее невозможным реализацию инновационного потенциала предприятий, которое требует более долгосрочных кредитов и несения более высоких рисков банками, [31, C. 64-65]. Этим обуславливается низкий уровень поддержки предприятий данного сектора, которые ориентированыв первую очередь,на научные разработки, а также ориентированных непосредственно на производство инновационной продукции. 
     Чаще всегов России кредитными ресурсами обеспечены предприятия, которые занимаются оптовой и розничной торговлей и ремонтом, следующими по обеспеченности кредитами следуют предприятия обрабатывающих производств и предприятия, которые осуществляют операции с недвижимым имуществом. 
     В современных условиях ограниченности доступа к внешним рынкам национальный рынок испытывает еще большие трудности, что непосредственно отражается на кредитной политике банков, в том числе, на состоянии самих предприятий, в частности. 
     В странах Евросоюза чуть ли не каждый субъект малого и среднего бизнеса является членом профессиональной ассоциации или союза, существование которых регламентируется многочисленными законодательными нормами, в том числе регулирующими финансовую поддержку малого и среднего секторов экономики. Финансовая поддержка является многосторонней и включает в себя предоставление грантов и льгот в кредитовании на покупку оборудования, стимулирование экспортных и инновационных отраслей. В Евросоюзе для целей предоставления финансовой поддержки самыми широкими полномочиями наделены Министерства промышленности и правительства регионов, активно используются венчурные фонды, которые предоставляют источники финансирования на сроки от 5 до 10 лет. В среднем, полученныхльгот для малого и среднего бизнеса в странах Евросоюза (страхование экспортных кредитов,налоговые льготы, гарантии займов), достаточно для того, чтобы покрыть 50 % всех требуемых предприятиями данного сектора капиталовложений, в случае страхования экспортных кредитов льготы покрывают свыше 90 % их стоимости. 
     При этом предоставление кредитов малому и среднемубизнесу менее декларативно, чем в России: процентные ставки для предприятий многими банками определяются индивидуально, также возможен и индивидуальный план погашения, который учитывает сезонность производства. В США поддержка субъектов МСБ подразумевает инструменты венчурного финансирования, непосредственного субсидирования за счет средств бюджетов и всестороннюю помощь в получении кредита и предоставления гарантий по кредитам, которые обеспечиваются Администрацией по делам малого бизнеса в США — АМБ (US SmallBusinessAdministration).
     Программа АМБ по гарантированию кредитов предполагает гарантию погашения 90 % кредитов за счет государства. Отдельно акцентируется программа финансового содействия малому и среднему предпринимательству в случае чрезвычайных обстоятельств. Для предприятий, которые по каким — либо критериям банковских требований по предоставлению кредитане соответствуют, действует отдельная программа АМБ. Наряду с этим, АМБ уделяет пристальное внимание модернизации уже действующего малого бизнеса, поддержке малых наукоемких предприятий. 
     Несмотря на то, что в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» главная роль в поддержке отведена региональным и муниципальным органам власти, в России нет эффективной системы фондов по обеспечению малого и среднего бизнеса финансовыми ресурсами. В США отделения независимого федерального ведомства АМБ действуют гораздо эффективней, имея широкую разветвленную сеть региональных представительств, [31, C. 64-67].
     Предоставление кредитов малому и среднемубизнесу является важной составляющей его развития и успешного функционирования. Очень часто субъектам МСБ нужно модернизировать основные фонды, внедрять инновации в производство, расширять производство и сферу своей деятельности. И это трудно реализовать, не привлекая заемных средств, постольку поскольку кредит служит основным источником удовлетворения потребностей данного сегмента. Именно за счет кредитов малый и средний бизнес могут стать более конкурентоспособными, тем самым соответствовать современным условиям рыночной экономики. Для выявления основных тенденций кредитного рынка малого и среднего предпринимательства, следует рассмотреть динамику объема выданных кредитов малому и среднему бизнесу на период с 2013 по 2018гг по состоянию на 1 января (таблица 1.2).
     Исходя из данных таблицы 1.2, следует отметить, что в 2014 году наблюдается рост объемов кредитов, по сравнению с 2013 годом. наблюдается снижение объемов кредитов с 2015 по 2017 года. И только в 2018 году замечен рост объемов, предоставленных кредитов малому и среднему предпринимательству. В кредитах в иностранной валюте в 2014 и в 2015 годах наблюдается рост объемов, предоставленных кредитов и начиная с 2016 идет спад.

Таблица 1.2 – Объем выданных кредитов малому и среднему предпринимательству за период с 2013 по 2018 годы, по состоянию на 1 января (млн.руб)
Года 
Объем предоставленных кредитов в рублях
Объем предоставленных кредитов в инвалюте
Всего 

Субъектам МСБ
из них: ИП
Субъектам МСБ
из них: ИП
Субъектам МСБ
из них: ИП
2013
6 766 861
650 885
175 664
2 687
6 942 525
653 572
2014
7 761 530
688 022
303 229
3 006
8 064 759
691 028
2015
7 194 839
579 638
415 755
2 944
7 610 594
582 582
2016
5 080 951
307 425
379 322
822
5 460 273
308 247
2017
5 161 991
341 450
140 634
1 260
5 302 625
342 710
2018
5 984 490
420 976
132 662
270
6 117 152
421 246
Источник: составлено по [29].
     Руководствуясь данными таблицы 1.2, построим диаграмму для более наглядного видения изменений (рис. 1.1).

Рис. 1.1 – Динамика исоставпредоставленных кредитов МСП за период с 2013 по 2018 года, по состоянию на 1 января (млн.рублей)
Источник: cоставлено по [29].
     На основании анализируемого периода можно сделать вывод о том, что общийобъем представленных кредитов в 2014 году увеличился по сравнению с 2013 годом на 1 122 млрд. рублей. С 2015 года по 2017 года наблюдается сокращение объемов кредитов, выданных МСБ. В 2015 году наблюдается сокращение на 454 млрд. рублей, в 2016 году резко уменьшился на 2 150 млрд. рублей, а в 2017 – на 158 млрд. рублей. Данные спады внизсвязаныс тем, что крупнейшие банки страныведут тенденцию к сокращению кредитования малого и среднего бизнеса. Это происходит, несмотря на то, что на сегодняшний день нашей стране наоборот необходимо развивать данный сектор.И наконец, спустя четырехлетний спад, на начало 2018 года был замечен рост объемов кредитов на 815 млрд. рублей. 
     Ключевыми условиями стабилизации и развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса являются: 
     - смягчение или частичная отмена санкций в области возможности заимствований для предприятий и финансовых институтов реального сектора; 
     - снижение инфляционных ожиданий, стабилизация уровня инфляции; 
     - значимое снижение ключевой ставки, который на данный момент реализуется;
     - реализация механизма целевого финансирования со стороны ЦБ операций по кредитованию малого и среднего бизнеса на сроки свыше одного года;
     - увеличение масштабов применения механизма гарантийной поддержки. 
     Несмотря на положительные тенденции, кредитование малого бизнеса в России,по сравнению с западными странами,находится на низком уровне. Государственные программы по поддержке кредитования малого бизнеса хоть и получили развитие в последнее время, но ситуацию переломитьим пока не удалось, [20, c. 320]. 
     В Россиидальнейшее развитие малому и среднему бизнесу необходимо по целому ряду направлений. Сюда можно отнести совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего бизнеса,создание новых программкредитных, улучшение условий кредитования, снижение процентных ставок и другие. Однако, по оценкам экспертов, несмотря на высокие темпы роста, Россия сможет догнать объёмы кредитования в развитых странах не ранее, чем через 15 лет.
     Исходя из вышеизложенного материала можно сказать, что банковский кредит – неотъемлемая часть развития и совершенствования малого и среднего бизнеса. В основном, за счет заемных средств предприятия расширяют и развивают свой бизнес. Как выяснилось, в Европе поддержка малого и среднего бизнеса занимает приоритетное место, нежели в России. В нашей стране, как увидели из анализа, объемы предоставленных кредитов имели тенденцию сокращения на протяжении четырех лет. Лишь к 2018 году стало заметно незначительное увеличение. Но и этого мало, чтобы предоставить широкую возможность для развития бизнесу. Число зарегистрированных предприятий с каждым годом растет, а объем кредитов сокращается. Необходимо принять меры, касательно финансовой поддержки субъектов МСБ.

     
     1.3 	Особенности кредитования субъектов малого и среднего бизнеса
     
     Ведущим преимуществом малого предприятия в условиях современного рынка является наиболее гибкая, реакция на быстро меняющийся спрос,чем у крупных предприятий: умение «уловить» потребность, которая возникает только и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. 
     Главнаяроль коммерческих банков в развитии малого и среднего бизнеса обуславливается сложностью получить финансовые средства из других источников для малых предприятий. Как показывает практика, малые предприятия почти не пользуютсяфондовым рынком в качестве института финансирования из-за высокой степени недоверия к нему. По причине слабой конкурентной позиции подавляющего большинства малых предприятий на товарных рынках они гораздо чаще реализуют собственные товары и услуги с отсрочкой платежа, чем получают кредиты от своих поставщиков. Отсюда, банковский кредит становится единственно возможным вариантом внешнего финансирования.
     Кредитование представляет собой одну из форм финансового обеспечения предпринимательской деятельности, [1].
     Кредит - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях платности, срочности и возвратности. Согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или любая кредитная организация обязуется предоставить денежные средства заемщику в том размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее, [34].
     Нормы кредитования содержатся в гл. 42 ГК РФ «Заем и кредит». Выдача денежных средств на возвратной основе осуществляется через договор займа. В соответствии со ст. 807. Гражданского кодекса "по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных вещей того же рода и качества". Разновидностью договора займа выступает кредитный договор. В соответствии со ст. 819 "по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее". Притом к отношениям по кредитному договору применяются правила о договоре займа, если иное не установлено законодательством и не вытекает из существа кредитного договора.
     Кредитование может осуществляться не только по кредитному договору. Однако по кредитному договору кредитование могут осуществлять только кредитные организации, так как кредитором в кредитном договоре выступает только кредитная организация. 
     Помимо этого, можно встретить такой вид кредитования как коммерческое кредитование. Коммерческое кредитование - предоставление кредита в виде предварительной оплаты, аванса, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг в договорах, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных средств или иных вещей, определяемых родовыми признаками.
     Малые предприятия могут получать бюджетный, налоговый и инвестиционный налоговый кредиты. В связи с вышесказанным, следует выделить кредитование в широком и узком смыслах. В широком значении кредитованием– это предоставление материальных благ или выгоды с последующим их возвращением. Оно включает в себя все виды договора займа, а также бюджетный, налоговый и инвестиционный налоговый кредиты. В узком смысле – размещение денежных средств, которое осуществляется от своего имени и за свой счет на условиях платности, срочности и возвратности, [2]. В этом случае за пользование кредитом выплачиваются проценты.
     В большинстве случаев, бизнесмены в банки обращаются за кредитом в связи с неустойчивым финансовым положением организации. Притом при устойчивом состоянии предприятие обходится собственными средствами, что не дает повысить экономическую эффективность организации, [17, C. 127-130]. 
     Основные условия получения кредита следующие:
 длительное время существования фирмы;
 наличие ликвидного имущества для залога;
 доходность предприятия;
 цели, обоснования расходования полученных средств;
 репутация предприятия, кредитная история.
	Условия предоставления кредита определяются исходя из финансового положения заемщика, от срока и суммы кредита, наличия залога и обеспечения. Данные факторы, прежде всего, влияют на процентную ставку. Взять кредит для предпринимательства не требует особых усилий при предоставлении поручительств или обеспечении его залогом, или же региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства. 
	Постепенно доступность банковского кредитования как главной формы привлечения заемных средств предприятиями малого предпринимательства увеличивается, что показывает хорошую тенденцию. Здесь имеет место увеличение лимитных сумм, увеличение сроков предоставления кредита, снижение ставки кредита, смягчение требований к длительности ведения хозяйственной деятельности заемщиком. А также, выявляется повышение маркетинговой активности банков на рынке кредитования малого и среднего бизнеса, [35, C. 1357-1368]. 
	Следует заметить, что из-за недостаточности или полного отсутствия ресурсов для запуска малого предпринимательства и затруднения законного приобретения их у государства заставят предпринимателей прибегнуть к взаимодействиям с теневой экономикой, тем самым содействуя постепенному введению теневой экономики в малые предприятия, делая их зависимыми от них.
	Опрос среди банков, которые предоставляют денежные средства малому и среднему бизнесу, помог сформировать ряд особенностей при работе с данным сегментом рынка, [22, C. 188-192]:
	1) объемы кредитования малых предприятий недостаточно примечательнына фоне общей низкой инвестиционной активности в стране. Несущественность объемов кредитования малого и среднего предпринимательства в принципе не может обеспечить существенную прибыль банковским организациям с одной стороны, и в какой-то мере удовлетворить потребности малых предприятий в заемных средствах – с другой. 
	2) Преимущественно краткосрочный характер, который понижает уровень части кредитов, выдаваемых банками малым предприятиям, т. е. кредитов, которые не могут решить проблемы расширения деятельности заемщика также очевиден. 
	3) Срок рассмотрения кредитной заявки - долговременный. Большинство кредитных организаций увеличили срок рассмотрения заявок, тем самым, отказавшись от экспресс-методов оценки клиентов. 
	4) Транзакционные издержки банков значительно большие. Трудовые затраты, которые возникают при работе с МСБ, существенно больше, чем при работе с крупными кооперативами. Банк станет меньше расходовать на предоставление одного кредита крупному корпоративному клиенту, чем на несколько сотен кредитов субъектам малого предприятия, [18, C. 60-62]. 
	5) Разработка обязательных резервов. Обязательное резервирование средств, предусмотренное законом, затрудняет работубанков с малыми предприятиями, поскольку малый бизнес относят к категории повышенного риска. 
	Процедуры банков по предоставлению кредитов малому и среднему предпринимательству характеризуются определенной особенностью. Здесь очевидно наличие специфических «зон риска»самых малых предприятий, также повышенный уровень всех традиционных источников риска. 
	Риск кредитования растет за счет таких факторов как: 
- разветвленностьотраслей предприятий;
- отдаленность малого бизнеса от образования всей предпринимательской среды;
- низкое качество проработки бизнес-планов при привлечении кредитов; 
- закрытое ведение учета бизнеса;
- дефицит собственного капитала;
- затруднения в предоставлении залогового кредита, [25, C. 192-195].
	Между тем, стоит также выделить особенности данных составляющих управления рисками банковского кредитования относительно той особенность, которая складывается при взаимодействии банков с субъектами МСБ:
	1. Определение срока кредита. Чем более длителен срок кредита, тем быстрее растут его риски; при этом, искусственное сокращение срока ссуды может оказать отрицательное воздействие на заемщика, подтолкнув его к более ошибочным и более рискованным принятиям решений и, непосредственно, увеличить общие риски и банка, и заемщика. 
	2. Согласование суммы кредита предписывается реальной стоимостью инвестиционного проекта иего затратами на создание необходимых резервов, которые определяются, отталкиваясь от сроковосуществления проекта и его характера.
	3. Чрезмерно высокие процентные ставки. Чаще всего, банки кредитуют малые предприятия по более высокой ставке, чем своих крупных и первоклассных заемщиков. 
	4. Разграничение рисков и их выявление.Выявление риска для кредитных ресурсов, которые направляются в сферу малого предпринимательства, часто выражается в том, что ресурсы направляются не непосредственным заемщикам, а промежуточным финансовым институтам, непосредственно ориентированным на нужды малого бизнеса и которые имеют отработанные процедуры, кадры и прочее. 
	5. Изучение отрасли заемщика (подотрасли).Следует чаще прогнозировать изменения в области деятельности, чтобы своевременно реагировать на них. Банк обязан оценивать способности клиента подготовиться к предполагаемым изменениям и принимать предупредительные меры. 
	6. Практика кредитов под залоговое обеспечениеслужит главным инструментом управления рисками. Но, с одной стороны, нормы Банка России вынуждают предоставлять кредит под залог, так как необеспеченные ссуды требуют большей иммобилизации средств под резервы, а с другой, – зачастую управление обеспечением и его хранение являются трудоемкими и неприбыльными операциями для банка. Основным фактором, который тормозит развитие кредитования малых предприятий, является отсутствие инфраструктуры по реализации залогов, [12, C. 35-39]. 
	На сегодняшний день, российские банки начинают применять в практике зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно принимает участие в составлении бизнес-плана заемщиков, консультируя его руководителей по всем финансовым проблемам. Специалисты консультируют предприятие на всех этапах использования ссуды, ихучастие не ограничивается определением потребности заемщика в финансовых ресурсах. Помимо того, если у должника образовываются финансовые проблемы, кредитор дает ему рекомендации по выходу из кризисного состояния. Банк, помогая заемщику, не только гарантирует возврат средств, но, тем самым, сохраняет и клиента.
	Обобщая изложенный выше материал, можно сделать вывод, что малый и средний бизнес, у которого наиболее высокие шансы получить необходимый ему кредит на развитие в требуемом размере – это предприятие, которое функционирует на рынке региона не менее полугода, тем самым, приносящее своим владельцам стабильный доход, а также имеющее четкие перспективы развития. Если говорить в общем о кредитовании субъектов МСБ в России, то, несмотря на рост данного сегмента рынка услуг кредитования в последние несколько лет, ему требуется дальнейшее развитие по.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44