VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологические факторы успешности профессиональной самореализации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014523
Тема: Психологические факторы успешности профессиональной самореализации
Содержание
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  
Факультет онлайн обучения



Направление
37.03.01
Кафедра


(код)

(аббревиатура)




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему «Психологические факторы успешности профессиональной самореализации»





Обучающийся 
Ганиева Юлия Михайловна
   
_____________

(Ф.И.О. полностью)

подпись
Руководитель 

   
_____________

(Ф.И.О. полностью)

подпись
Рецензент

   
_____________

(Ф.И.О. полностью)

подпись
Консультант 

   
_____________

(Ф.И.О. полностью)

подпись

Декан ФЭО

  
_____________

(Ф.И.О. полностью)

подпись






МОСКВА 2018 г.

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» 
Факультет _________________
Кафедра _______________

УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета _______________

___________________________Ф.И.О.

 «____»_______________________ 201___г.


ЗАДАНИЕ 
на ВКР обучающегося

Ганиева Юлия Михайловна
(Ф.И.О. обучающегося полностью)

1. Тема ВКР:  Психологические факторы успешности профессиональной самореализации 
2.  Структура ВКР:

ГЛАВА 1. Теоретическое       изучение            психологических             факторов профессиональной успешности.
1.1. Понятие самоактуализации в психологической литературе.
1.2. Специфика   профессиональной самореализации.   Труд как   ведущий вид деятельности взрослого человека.
1.3. Факторы успешности профессиональной самореализации.
ГЛАВА 2.  Эмпирическое         изучение         психологических             факторов профессиональной самореализации.
2.1.   Характеристика выборки, этапов и методик исследования.
2.2. Анализ    результатов     исследования       взаимосвязи       психологических факторов и профессиональной самореализации.
2.3.  Рекомендации по психологическому сопровождению.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

3. Основные вопросы, подлежащие разработке.
     Во введении рекомендуется обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цели и  задачи работы, описать объект, предмет и методики исследования.
     Для написания главы 1 рекомендуется изучить основную и дополнительную литературу по выбранной теме. В пункте 1.1 необходимо проанализировать и сравнить позиции различных авторов о содержании понятия  и самореализации. В пункте 1.2 необходимо рассмотреть труд как ведущий вид деятельности взрослого человека, а также изучить специфику профессиональной самореализации на примере педагогов ДОУ. В пункте 1.3. необходимо описать внешние и внутренние факторы, влияющие на реализацию профессионального потенциала личности с точки зрения как зарубежных, так и отечественных авторов. 
    В главе 2 необходимо провести эмпирическое исследование для выявления влияния некоторых факторов  на профессиональную самореализацию личности на примере педагогов ДОУ  и  определить  наиболее значимые из этих факторов.
    В пункте 2.1 требуется дать характеристику выборки, этапов и методик эмпирического исследования. В пункте 2.2 необходимо изучить такие характеристики испытуемых, как успешность профессиональной самореализации испытуемых, их мотивационный комплекс, удовлетворенность работой, ресурсность, наличие  или отсутствие признаков эмоционального выгорания, психологическое благополучие, характер  отношений с окружающими, независимость суждений,  способность управлять внешней средой,  самопринятие, наличие долгосрочных жизненных целей. Затем провести  количественную обработку полученных результатов обследования работников, а также подвергнуть результаты обследования статистическому анализу  с помощью коэффициента корреляции Пирсона на предмет взаимосвязи успешности профессиональной самореализации и исследуемых  психологических факторов. 
    На основании полученных результатов в пункте 2.3 целесообразно дать рекомендации респондентам для более эффективной реализации  своего потенциала в выбранной  профессии  с учетом результатов исследования.
    В заключении необходимо отразить основные положения дипломной работы и сформулировать общие выводы.
     В приложение выносятся образец бланка обследования респондентов, сводные таблицы полученных результатов.
    
4. Исходные данные по ВКР:
     Основная литература:
1. Адлер А. Понять природу человека. Перевод Цыпина Е. А., редакция Козикова М. В. Гуманитарное агентство «Академический проект». СПб - 1997. 
2. Акмеология:  Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
3. Водопьянова, Н. Опросник "Потери и приобретения персональных ресурсов" (ОППР) / Н. Водопьянова, М. Штейн. – Санкт-Петербург // Психодиагностика стресса: [стресс-менеджмент] / Н.Е. Водопьянова. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – С. 304-309. 
4. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие /. Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 343 с. — Серия: Профессиональная практика. 
5. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 222 с.
6. Кудинов С. Самореализация как системное психологическое образование. – Библиотека РГИУ: http://www.i-u.ru.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
8. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 13-46.
9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб: Питер, 2017. – 448 с.
10. Реан ? А. А. Психология изучения личности. -  М.: Михайлов, 1999. 
11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Перевод М.М.Исениной. М.: "Прогресс", 1994.
12. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. №3.
13.  Шостром Э. Анти-Корнеги, или Человек-манипулятор Мн.: ТПЦ "Полифакт", 1992. - 128 с.
      Дополнительная литература:
1. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии// Психологические проблемы самореализации личности. Сборник/ под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
2. Денисова Е.А. Гендерные особенности самореализации личности студентов. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М.: РУДН, 2010.
3. Кислицина О.А., Мерсиянова А.П. Роль родительских установок в самореализации личности // Вестник КАСУ. – 2006. – №1.
4.  Ломов Б. Ф. Психологическая регуляция деятельности: Избранные труды. Институт психологии РАН. М.- 2006.
5. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под общ. ред. Л. М. Митиной. — М.: Академия, 2005.
6. Психологические проблемы самореализации личности. Сборник / под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой. – СПб:  Изд-во СПбГУ, 1997.
7. Роджерс К. Несколько важных открытий [Текст] // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1990. № 2. С. 58-65.
8. Самореализация педагога детского сада// Управление дошкольным образовательным учреждением. №4/2015.
9. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 460 с.  — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
10. Солодовникова И.В. Самореализация личности в зрелом возрасте (социологический анализ). Автореф. дисс. … д. социол. н. – М.: РГГУ, 2007.
11. Ядов В. А., Киссель А.  А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического обоснования//Социологические исследования  № 1,1974.


Руководитель: __________________________
                                                                                                     подпись                            расшифровка

Обучающийся задание получил: «____»______________ 201____г.


Обучающийся 	________________________
подпись                            расшифровка










СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………8
ГЛАВА 1. Теоретическое       изучение            психологических             факторов профессиональной успешности ……………………………….....…11
1.1. Понятие самоактуализации в психологической литературе ………….....11
1.2. Специфика   профессиональной самореализации.   Труд как   ведущий вид деятельности взрослого человека ……………………………………..…..19 
1.3. Факторы успешности профессиональной самореализации ……………..26
ГЛАВА 2.  Эмпирическое         изучение         психологических             факторов профессиональной самореализации…………………………….......34
2.1. Характеристика выборки, этапов и методик исследования.……………..34
2.2.Анализ    результатов     исследования       взаимосвязи       психологических факторов и профессиональной самореализации…………. 39
2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению ……..……………68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………..………….…………….............79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..………...81
ПРИЛОЖЕНИЯ.……………………………………………………..…………..85










     ВВЕДЕНИЕ
     В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Повышенная актуальность темы самореализации личности для современной психологии обусловлена,  двумя обстоятельствами.
     Во-первых, относительное экономическое благополучие жителей современного мира привело к тому, что «человек оказался в большей степени высвобожденным от проблем выживания, что было характерно для более ранних этапов развития общества. Уровень сознания личности, в целом, также возрос, что обусловливает большую сложность внутреннего мира и, соответственно, качественно более сложное протекание личностных кризисов. Самореализация позволяет снизить чувство неудовлетворенности собственной жизнью, развить собственную индивидуальность, повысить самоценность личности, что существенно снижает риск негативных последствий возрастных и личностных кризисов» [8]. Усиление внимания к проблеме самореализации личности связано с растущим пониманием ее определяющей роли в развитии личности, в формировании жизненной стратегии и развертывании жизненного пути [32].
     Во-вторых, для всего мира в настоящее время характерна нестабильность социально-экономической ситуации, высокая динамичность, сложность, неоднозначность, противоречивость. Темпы развития инновационных технологий и экономики предъявляют повышенные требования к способностям человека. В этих условиях личность, сформировавшая жизненные стратегии и привычки, оказалась перед необходимостью переоценки своих целей и стремлений, преодоления многочисленных стереотипов о мире и о себе, поиска нового, особого и самостоятельного пути, способствующего осознанию и раскрытию своих потенциальных возможностей.
     Цель данной работы - выявить и изучить психологические факторы, влияющие на успешности профессиональной самореализации.
     Предметом исследования являются факторы успешности профессиональной самореализации.
     Объектом исследования является профессиональная самореализация человека.
     Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по предмету исследования.
2. Изучить взаимосвязь между некоторыми психологическими факторами и успешностью профессиональной самореализации личности.
3. Разработать рекомендации по психологическому сопровождению работников  в контексте профессиональной самореализации.
     Гипотеза исследования – успешность профессиональной самореализации личности зависит от таких факторов, как удовлетворенность работой, эмоциональное выгорание, мотивация, персональные ресурсы, цели  в жизни, самопринятие, управление внешней средой, независимость суждений (автономия), позитивные отношения с окружающими, психологическое благополучие.
     В работе были применены такие методы исследования, как:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Психодиагностические методы.
3. Математические методы количественной обработки данных.
     Для исследования необходимых характеристик были использованы следующие психодиагностические методики:
- методика диагностики мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А. Реана;
- опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н. Водопьяновой и М. Штейн;
-  оценка удовлетворенности работой по В. А. Ядову;
-  экспресс-диагностика выгорания В. Капонни и Т. Новак;
- шкала психического благополучия К. Риффа в русскоязычной адаптации Шевеленковой – Фесенко.
     Теоретическая и практическая значимость  работы заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить основные пути оптимизации профессиональной самореализации педагогов дошкольного образования. 
     Результаты исследования могут быть использованы психологами для повышения эффективности применения индивидуального подхода в процессе консультирования работников 
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (45 наименование) и 12 приложений. В тексте работы представлено 4 таблицы  и 13 рисунков.
     















ГЛАВА I. Теоретическое изучение психологических факторов профессиональной успешности

1.1. Понятие самоактуализации  в психологической литературе
     Понятие «самореализация» достаточно размыто описывается в различных источниках. Зачастую авторы отождествляют его с такими понятиями как «самоактуализация», «личностный рост», «саморазвитие». 
     Первым, кто ввел данные понятие, был К. Гольдштейн, который сформулировал термин «самоактуализация», как особое настроение сознания, когда на первый план выходят потребности в творческой реализации, раскрытии своих способностей, высвобождении возможностей. В одной из своих работ  А. Адлер отмечал, что понятие «самореализация - это нечто, без чего жизнь человека невозможно представить», стремление человека к превосходству или достижению наилучшего из возможного [1]. Адлер лишь объясняет с философской точки зрения смысл самореализации, не давая при этом ни четкого определения данного понятия, ни ее механизма.
     А. Адлер отмечал, что человек делает себя сам, творит себя, свою личность, в соответствии со своими целями, планами, самосознанием. Индивид, являясь творцом, способен обозначить себе цель и проложить путь к ней. Другими словами цель, является действенным стимулом «самореализации».
     Другие представители  гуманистического направления психологии, такие как Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Шостром и А. Маслоу также в своих работах уделяли внимание вопросу самореализации личности, при этом используя философский подход. 
     К. Роджерс также как и А. Адлер указывает на то, что стремление к самоактуализации – есть врожденное качество человека [35]. При этом оно имеет наследственно заданное определенное избирательное направление. Феноменологическое направление характеризует идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации. Этот мотив представляет собой "свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать личность" [34]. 
     Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранять и раскрывать себя, максимально выявлять лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. С точки зрения Роджерса, стремление человека к достижениям является способом воплощения своих внутренних возможностей. Далее некоторые существенные признаки определяют тенденцию к актуализации как "один центральный источник энергии в организме человека" [34]. Она берет начало в физиологических процессах организма, то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция. Человеком управляет процесс роста, в ходе которого осуществляется его личностный потенциал. Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию. Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. 
     В контексте теории Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Я-концепция является определяющей в подходе Роджерса [35]. 
     А. Маслоу в своих трудах  говорил о том, что само  понятие «самоактуализация» предполагает, что достигшие ее индивиды имеют удовлетворенные до этого базовые потребности, такие как, например, потребность в любви, уважении, чувстве общности и единства, самоуважении [27]. Самоактуализированные  люди уважают себя и других, имеют друзей, чувствуют и знают, что окружающие принимают их, чувствуют себя достойными любви и любимыми, имеют почву под ногами, обладают определенным социальным статусом, чувствуют себя защищенными. В то же время самоактуализированные личности не  ощущают себя уязвимыми, не чувствуют себя одинокими, отвергнутыми, не тревожатся по пустякам, не находятся в изоляции, не ощущают себя презираемыми, ненужными, зависимыми от других или неполноценными [28].
     А. Маслоу указывал также  на то, что самоактуализированные личности – это люди увлеченные, посвятившие себя какой-то цели за пределами собственного «Я». Это личности  имеющие призвание, исполняющие свой долг не ради эгоизма или корыстных личных целей, а занимающиеся именно любимой работой.  Когда с такими людьми говоришь об их работе  или о любимом деле, то сразу понимаешь, как они любят свою работу, ощущают ее естественной и правильной, как то, для чего они и родились на свет [29]. Здесь прослеживается связь между самоактуализацией и профессиональной самореализацией. Самореализация - это абсолютное претворение в жизнь потенциала личности. Если спросить у человека, влюбленного в свою работу, реализовавшего свой потенциал: «Кто ты?», то ответ будет такой – «педагог», «пианист», «архитектор». Следовательно, человек охарактеризует себя как представителя своей профессии. Любимое дело – есть сущность самоактуализации такого человека. Призвание человека, достигшего самоактуализации, является основным качеством его  собственного «Я», он  идентифицирует себя со своим призванием,  полагая его частью своей личности. Профессиональная самореализация - это составляющая самоактуализированной личности.
       Самоактуализация – это работа над тем к чему человек стремится. Например, по словам А. Маслоу «решение стать рядовым врачом – не лучший выбор для самореализующейся личности» [27], однако, если человек стремится стать самым лучшим врачом и старается раскрыть свои возможности по максимуму, тогда он на верном пути к профессиональной самореализации.  
     Э. Фромм говорил о том, что самореализация свойственна каждому индивиду и заключается в наличие продуктивной активности, то есть использовании  человеком своих способностей на благо и единение с миром. Из условий жизни индивида формируются его потребности, например: потребность в установлении связей (привязанности) – преодоление ощущения отстраненности от природы; потребность в корнях; потребность в идентичности; потребность в системе ценностей [22]. 
     Абрахам Маслоу охарактеризовал причины удовлетворенности и мотивацию самоактуализированных людей следующими словами [27]:
1. Им нравится хорошо делать свое дело.
2. Им навиться поддерживать и хвалить хорошие начинания, талант, благородство.
3. Им не нужно, чтобы все их обязательно любили.
4. Они испытывают радость от торжества справедливости.
5. Они благодарны судьбе за удачу, или, по крайней мере, всегда осознают, что им повезло.
6. Их девиз: «Положение обязывает». Они чувствуют, что долг того кто стоит выше на социальной лестнице быть терпеливым и снисходительным, как принято относится к детям.
7.  Им нравится привносить закон и порядок в неразбериху. 
8. Они ненавидят коррупцию, нечестность, напыщенность, фальшь и вступают с ними в борьбу.
9. Они считают, что все люди должны иметь равное право на самореализацию. 
10.  У них в лексиконе много фраз синонимов – хорошо сработано.
11.  Руководящая должность для них дает лишь одно преимущество – право распоряжаться деньгами, то есть решать, как их разумнее употребить.
12.  Они получают удовольствие от филантропии. 
13.  Их характеризует фраза «По  долгу службы я общаюсь со многими замечательными людьми».
14.  Им нравится брать на себя ответственность и не уклонятся от нее.
15.  Свою работу считают ценной и значимой, иногда даже самой важной на свете.
16.  Им нравится повышать эффективность работы, рационализировать труд. 
17. Они практически равнодушны к лести, аплодисментам, популярности, статусу, престижу, почестям и т.п.
     Какое же значение имеют для таких людей деньги, продвижение по службе? Они заняты любимым делом, а им еще и платят за это деньги. Это большая удача. Зарплата, которую такие люди получают это лишь часть вознаграждения за их труд, ведь работа позволяющая реализовать свой потенциал сама по себе представляет награду, а деньги – приятное дополнение.
     Большая часть людей живет иначе, так как занимается не любимым делом ради заработка, чтобы за эти деньги потом получить то, что они на самом деле хотят. В отличие от «высших» потребностей, таких как самоактуализация и профессиональная самореализация, базовые доминанты необходимы для выживания и физического здоровья. Тем не менее «высшая» мотивация реальное явление и присутствует у большинства индивидов. Когда работа и призвание совпадает, работа становится основной характеристикой личности. 
     Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами [35]:
1. Открытость по отношению к опыту любого типа;
2. Намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;
3. Способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;
4. Чувство свободы в мыслях и поступках;
5. Высокий уровень творчества.
     Роджерс описывает достигшего наиболее полного раскрытия человека в большей степени как актуализирующегося, чем уже актуализированного, подчеркивая процессуальный, длящийся характер этого действия. Он всячески подчеркивает постоянный рост личности человека.
     Занимался исследованиями в области самоактуализации личности и такой американский психолог, как Эверетт Шостром. Автор сосредоточивает свое внимание как на описании самоактуализирующегося человека, называя его «актуализатор», так и на его противоположности, именуемой автором как «манипулятор». Особо отмечается то, что «актуализаторов в чистом виде не бывает, но чем естественней человек, чем более искренни его чувства, тем ближе он к идеалу» [44].
     Шостром описывает основные контрастные характеристики актуализаторов и манипуляторов.  Например,  манипуляторам присущи такие свойства, как  фальшивость,  разыгрывание ролей,  подбор и выражение чувств, в зависимости от обстоятельств, неосознанность, закрытость, стремление контролировать ситуацию, внешне сохраняя спокойствие.
     Актуализаторам, по мнению Шострома, присущи такие черты, как честность, искренность в любых своих чувствах, осознанность (жизненаполненность, интерес, способность самостоятельно формировать свое мнение о жизни), свобода выражения своих потенциалов, спонтанность, открытость, доверие (вера в себя и других, стремление установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь) [44].
     Э. Шостром отмечает,  что манипулятивное отношение к людям можно выразить как «Это – Это», а актуализационное  как «Ты –Ты», считая, что только личность, относящаяся к другому как к «Ты», а не как к «Это», способна обрести свое Я. Для невротизированной (манипулятивной) личности характерно дробление себя на части - хорошие и плохие, причем во взаимодействии с людьми появляется стремление скрыть плохие и продемонстрировать  хорошие качества. Действия манипулятора идут под знаком того, что его собственная недостаточность может быть преодолена путем борьбы, как с плохими частями себя, так и с окружающими людьми.  
     В отличие от манипулятора, актуализатор - цельная личность, его позиция - сознание самоценности. Манипулятор, по Шострому, - это многогранная личность с антагонистическими противоположностями, а актуализатор - многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями, и отсюда виднеется перспектива: переделать манипулятивные грани в актуализационные. Продолжая далее описывать актуализатора, Шостром отмечает, что ему свойственны доверенные и открытые отношения. «Многочисленные контакты, которые легко даются манипуляторам, достигаются благодаря соприкосновению внешних окружностей... Они не затрагивают души». Противоположностью поверхностных контактов Шостром считает такие виды коммуникаций, когда соприкасаются  внутренние окружности  человеческих душ, их ядра. « На таком уровне можно поддерживать отношения с немногими, поскольку контактные взаимодействия требуют больших затрат...энергии...Но без хотя бы одного-двух глубоких контактов человек не сможет состояться как личность…не сможет стать актуализатором... сильно рискует своим психическим здоровьем» [44]. 
     Человек, по мнению Шострома, не может иметь истинных или контактных, отношений с другими, если он не умеет выражать своих основных эмоций (гнев, страх, обида, доверие, любовь). Кроме того, важно выражать истинные эмоции, а не заменять их на фальшивые, что весьма свойственно манипуляторам в отличие от актуализаторов. Следующая характерная для актуализирующейся личности черта - это реальный процесс жизни в настоящем. Это не значит, что актуализатор живет только сегодняшним днем, ему необходимо как прошлое, так и будущее, чтобы придать настоящему больше смысла. Фокус всегда находится в настоящем, а прошлое и будущее существуют в виде фона. Характерен для актуализаторов, по мнению Шострома, и такой феномен, как независимость ценностей и поведения от воздействия извне. Такие люди имеют больше автономную и самоподдерживающуюся бытийную ориентацию, больше верят опоре на себя и своей самовыразительности.
     Проанализировав позиции различных авторов о содержании понятия самореализация, можно сделать следующие выводы.
     Во-первых, самореализация подразумевает социально обусловленный характер. 
     Во-вторых, самореализация предполагает личности «быть», а не «казаться». Человек самоактуализирующийся имеет метапотребности, то есть высшие потребности в истине, красоте, добре, справедливости; стремится достигнуть  большего из  возможного.
     В-третьих, самореализация – это не  только желание человека быть лучшим кем он может стать, достичь вершины  своего потенциала, но  и процесс достижения этих целей [19].
     В-четвертых, внутренние стремления или склонности к какой - либо определенной деятельности у самоактуализированного человека совпадают с внешними требованиями, «Я должен» совпадает с «Я хочу». 
     В-пятых, самореализация человека тесно связана с характером его взаимоотношений с окружающими, независимостью суждений и  способностью понимать и принимать себя.
1.2. Специфика профессиональной самореализации. Труд как ведущий вид деятельности взрослого человека
     Для того чтобы понять, что такое профессиональная самореализация, необходимо определить, что может реализовывать человек, например:
- потенциал личности, то есть способности, система знаний, умений и навыков (опыт) [24]; 
- поставленные цели;
- собственные образы, представления о себе;
- идеи;
- себя, как товар на рынке труда [25]. 
     Исходя из вышесказанного, профессиональная самореализация личности – это реализация собственного «Я», своего опыта, целей, смыслов, идей в профессиональной деятельности, увлеченность и преданность своему делу, сопровождаящаяся  самоотдачей и энтузиазмом. 
     В разные периоды жизни человеку свойственны определенные виды деятельности,  ведущие его на данном этапе к самоактуализации личности. 
     Ведущий вид деятельности – это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития [5]. 
     Ведущий вид деятельности в большой степени оказывает влияние на психическое состояние и развитие индивида в определенный период жизни. У маленьких детей – это игровая деятельность, которая является и подражанием миру взрослых, и обучением, и посильным трудом. В отрочестве и юношестве ведущим является обучение. В зрелости ведущая роль принадлежит труду, профессиональной деятельности, на протяжении которой психические процессы и функции используются по максимуму [31]. 
     При этом при разных видах деятельности, задействованы в большей или меньшей степени те или иные способности человека. Возрастной фактор также имеет вес в трудовой деятельности посредством преобладающих ценностных ориентаций. Например, в возрасте до 25 лет идет процесс накопления числа межфункциональных связей, посредством  получения знаний. Большую роль в этот период играет уровень развития памяти и мышления человека. В промежуток с  26 до 40 лет происходит специализация мышления и памяти, увеличение межфункциональных и внутрифункциональных связей,  так как у  индивида  уже имеется жизненный опыт, профессиональное мастерство. В этот период   более важное значение приобретает материальное благополучие [36].
     В молодости в период между 20 и 30 годами человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.).  При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания [39]. 
     В возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. По мнению И.С. Кона, «никто не может реализовать себя полностью», и свойственный сложившемуся взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереализованность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности» [21].  Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни.  Действительно, именно с периодом кризиса 30 лет (границы  которого иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. 
     Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни (иногда даже 50 и более лет).  Не менее существенна роль зрелости и как наиболее значимого возрастного периода, определяющего и характеризующего жизнь человека в целом. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения — как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений [21]. 
     В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация развития существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи), т.е. была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в зрелости это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. 
     Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает у него как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями [39]. 
     Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей. 
     Самореализация личности в обществе является двусторонней. Субъект реализует свои потребности, устремления, замыслы и планы, направленные на дальнейшее развитие, как самого себя, так и окружающей действительности.
        Человек реализует себя в различных сферах жизнедеятельности. Важное место в жизнедеятельности человека занимает, прежде всего, профессиональная сфера в целом. Модель профессиональной самореализации может быть представлена следующими этапами: профессиональное самоопределение, выбор вида и направленности деятельности, становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности [21].
     В процессе жизнедеятельности человек аккумулирует индивидуальный опыт, осуществляя при этом структурирование своего жизненного мира. В контексте жизненного пути субъект ставит определенные жизненные задачи, «проблематизируя» окружающий мир. Такая проблематизация в значительной степени также обусловлена актуализацией субъективного опыта, его структурой и содержанием. Привлекая свой опыт, субъект не только выделяет задачи, п.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44