- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Имидж многодетной семьи в представлениях россиян
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002847 |
Тема: | Имидж многодетной семьи в представлениях россиян |
Содержание
Оглавление ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ПОРТРЕТ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МНОГОДЕНТНОЙ СЕМЬИ 7 1.1 Понятие «многодетная семья»: общая характеристика и положение в обществе 7 1.2 Современные проблемы многодетных семей в России 16 1.3 Правовое регулирование статуса многодетных семей в России 23 Выводы по первой главе: 33 ГЛАВА 2. СТИМУЛЫ И РИСКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ 35 2.1 Имидж многодетной семьи в представлениях россиян 35 2.2 Эмпирическое исследование «Формирование положительного имиджа многодетной семьи у российской молодежи» 43 2.3 Экспертное интервью с многодетными родителями «Стимулы к рождению детей и факторы риска» 62 Выводы по 2 главе: 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 Список используемых источников 69 Приложения 69 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ ВВЕДЕНИЕ К концу XX века в индустриальных странах мира фактически произошло разрушение расширенной многодетной семьи – наступил кризис семейной цивилизации. Этому способствовали тенденции изменения современного общества. В настоящее время в нашей стране, как и во многих других странах мира, развивается процесс депопуляции. Ему дают различные объяснения – социальные, экономические, забывая более существенное и важное: депопуляция – это результат глобальных общественных изменений, которые происходят в наши дни, такие как изменение места и роли семьи в обществе, угасание ее социальных функций – в первую очередь, репродуктивной. Потребность в нескольких детях перестает быть значимой, все чаще в качестве нормы выступает малодетность и бездетность. Создаются общества, пропагандирующие жизнь вообще без детей, такие как «чайлдфри». В декабре 2012 года Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем послании Федеральному собранию среди многих тем своего выступления особо выделил две важнейшие для современной России: темы семьи и духовно-нравственных ценностей. Из послания Президента стало ясно, что для преодоления демографического кризиса и укрепления государственных основ нормой в России должна стать семья с тремя детьми. Владимир Владимирович сказал о том, что многодетная семья должна стать модной: «Необходимы моральные стимулы. Нужно, чтобы иметь двух и более детей, было престижным и модным, как становится модным у нас заниматься спортом. Это должно быть признаком благополучия и успеха жизненного. Это очень важно. На самом деле оно так и есть, это важнейший критерий жизненного успеха – наличие детей»1. Преодоление негативных демографических процессов является важной задачей для решения проблемы воспроизводства населения, ведь всем нам известно, что депопуляция – это непосредственная угроза безопасности для любой страны. Основная причина депопуляции кроется в сверхнизкой рождаемости и доминировании в семейной структуре населения малодетных семей. В России только около 7% семей воспитывают трех и более детей, тогда как преодоление депопуляции будет возможным, если в семейной структуре примерно 50% семей будут с 3-4 детьми, а 10% – с 5 и более2. Есть ли надежда на увеличение многодетных семей в нашей стране во многом зависит от имиджа многодетных семей. С точки зрения воспроизводства населения (замещения поколений) именно многодетная семья вносит весомый вклад в улучшение демографической ситуации в стране. Для того, чтобы модель трехдетной семьи была распространена среди основной массы населения, необходимо воздействовать на ценности и установки граждан нашей страны в целях укрепления института семьи и поддержания семейного образа жизни, преодоления демографического кризиса, закрепления норм массовой многодетности как основного вида репродуктивного поведения среди населения. В связи с этим, роль и место ценностных ориентаций на семью с детьми, а также механизм их функционирования и изменения в структуре поведения семьи является актуальной темой для исследования. Кризис института семьи значительно обусловлен отсутствием знаний у молодежи о природосообразности и преимуществах семейного образа жизни. Интерес к проблеме имиджа многодетных семей продиктован рядом причин: Во-первых, актуальность обращения к данной проблеме обусловлена существующим противоречием между значимостью многодетных семей для выживания нации и недостаточной исследованностью многодетной семьи как феномена. Во-вторых, в контексте депопуляции коренного населения России, средства массовой информации интенсивно распространяют с одной стороны – негативный имидж многодетной семьи, с другой – привлекательный имидж альтернативных форм браков и внебрачных отношений. В-третьих, в России, при наличии центров поддержки уже существующих многодетных семей, практически отсутствует информационная помощь молодежи при семейном ориентировании, в частности – позитивное имиджирование многодетных семей. Данные противоречия указывают на необходимость исследования факторов формирования имиджа многодетной семьи у российской молодежи с опорой на семейную и социальную психологию, а также на другие научные направления. Объект исследования – имидж многодетной семьи в представлениях российской молодежи. Предмет исследования – факторы формирования положительного имиджа многодетной семьи у российской молодежи. Цель исследования: на основе анализа положения многодетных семей в России и проведенных социологических исследований выявить факторы формирования положительного имиджа многодетной семьи у российской молодежи. На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи: 1) рассмотреть понятие «многодетная семья» и дать общую характеристику многодетных семей в России; 2) изучить современные проблемы многодетных семей и оценить их положение в обществе 3) изучить правовое регулирование статуса многодетных семей в России; 4) проанализировать имидж многодетной семьи в представлениях российского общества; 5) провести интернет-опрос с молодыми людьми; 6) провести экспертное интервью с многодетными родителями; Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие научные методы: 1. Обзор литературы по исследуемой проблеме, анализ и синтез данных, их классификация. 2. Сбор и анализ материалов современных социологических исследований. В выпускной квалификационной работе мы использовали статистические данные таких российский исследовательский организаций как: Федеральная Служба Государственной статистики, Всероссийский центр изучения общественного мнения, Фонд общественного мнения. 3. Эмпирические методы: интервью, анкетный опрос, наблюдение. Гипотеза исследования: имидж многодетных семей у российской молодежи формирует государственная социальная политика и доминирующие в СМИ представления и установки по отношению к многодетным семьям. Степень научной разработанности проблемы. В последнее десятилетие появляются исследования имиджа различных социальных объектов, в том числе и семьи, как значимого феномена в контексте демографических проблем России. Феномен «многодетности» и вопросы формирования и развития многодетной семьи представлены в работах как зарубежных, так и отечественных ученых, таких как: А.Адлер, Э.Берн, И.О.Шевченко и П.В.Шевченко, А.И.Антонов, А.Н.Кузьмин, Е.А.Вовк, Л.Г.Гуслякова, О.Л.Лебедь, Г.М.Климантова, Т.К.Ростовская, Е.Б. Бреева и другие. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, списка литературы и приложений. Во введении раскрывается актуальность исследования по выбранному направлению, ставится проблема, цель и задачи исследования, определяются объект, предмет научных поисков, формулируется гипотеза, указывается методологическая база исследования, его теоретическая и практическая значимости. В первой главе «Портрет (общая характеристика) современной российской многодетной семьи» рассматриваются теоретические аспекты понятия многодетная семья, положение многодетных семей в обществе, нормативно-правовые акты по государственной поддержке многодетных семей. Во второй главе «Положительный имидж многодетной семьи как фактор укрепления института семьи» проводится эмпирическое исследование, состоящее из интернет-опроса молодых людей и экспертного интервью с многодетными родителями и анализируются его результаты. В заключении подводятся основные итоги, формируются окончательные выводы. ГЛАВА 1. ПОРТРЕТ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МНОГОДЕНТНОЙ СЕМЬИ 1.1 Понятие «многодетная семья»: общая характеристика и положение в обществе В начале XX века многодетные семьи составляли большинство населения России и были достаточно распространены во всех слоях общества – от беднейшего крестьянства до дворян. Это явление обуславливалось традициями русского народа и православной верой. Хоть зачастую рождение детей и не планировалось, но воспринималось многими людьми как «дар Божий». В то далёкое время не были распространены аборты и не существовало всевозможных контрацептивов. Отказ от рождения детей или прерывание беременности являлись тяжким грехом: «У кого детей нет – во грехе живёт». Детородный возраст продолжался у русских женщин до 42-47 лет. Матери кормили ребенка грудью «два великих поста», и промежутки между рождениями были примерно такими же. Женщина, прожившая замужем весь детородный период, рожала в среднем 8-11 раз. В дореволюционной период массовая многодетная семья являлась нормой для общества, правда, стоит отметить, что жизненный уклад, состав и среда проживания были несколько иными. В России крепкая и многодетная семья, высокий уровень рождаемости и прироста населения были залогом благосостояния страны. Считалось, что в многодетной семье было легче выжить, именно поэтому в обществе всегда было устойчивое и позитивное отношение к многодетной семье. Старая патриархальная семья – это как бы государство в государстве. Она обеспечивает своих членов буквально всем: работой, средствами существования, досугом и развлечениями, воспитанием и образованием, передачей духовных ценностей и накоплением социального капитала, уходом за малышами и детскими яслями. Одним словом, производство, обучение, отдых, игры и развлечения – все совершалось в семье. Чем многочисленнее семья, тем она богаче, тем выше ее общественный статус и уважение к ней, тем надежнее она может защитить своих членов. Понятно, что ориентация на многодетность в подобных условиях была равносильна мотивации на выживание. Вплоть до начала индустриальной революции многодетная семья была естественной необходимостью. Но затем все стало меняться. Бурный рост промышленности привел к тому, что человеку, чтобы выжить, уже не требовалась поддержка близких. Наоборот, большая семья становилась скорее обузой, мешающей преуспеть в жизни, добиться материального благополучия. Появление пенсий, страховок и других социальных гарантий приводит к тому, что человеку не нужно уже иметь десяток детей, чтобы обеспечить себе безбедную старость. С другой стороны, открытия в области медицины привели к резкому снижению детской смертности, и для естественного воспроизводства стало нужно гораздо меньше детей. Если раньше рождение ребенка было явлением более или менее стихийным и незапланированным и семья могла стать многодетной неожиданно для себя, то с появлением надежных методов контрацепции многодетность становится сознательным выбором. Ребенок, все дольше оставаясь объектом родительской заботы, не имеет никаких серьезных обязанностей, не несет ответственности не только за других, но даже за самого себя. Что касается обязанностей, то в современной городской семье они мизерны: убрать, приготовить, купить. Да к тому же занятых по горло учебой детей даже в многодетных семьях стараются не перегружать домашними делами3. Социальная полезность большого числа детей связывается с тем, что потребность в социальном взаимодействии удовлетворяется через семью4. На протяжении всей истории человечества многодетная семья в социальном плане могла функционировать успешнее, высок был престиж многодетного главы семьи и многодетной женщины, что находило отражение в социальных нормах и религиозных верованиях. Брачные узы детей укрепляли положение семьи в общине, увеличивалось количество родственных семей, укреплялась безопасность многодетной семьи. В Программе государственной поддержки многодетных семей в РФ на 2008-2015 годы под многодетной семьей понимается: для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения – семья с тремя и более детьми (в том числе усыновлёнными), включая: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет; для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом населения – семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц). Согласно п. 2.4.3 Национального стандарта РФ «Социальное обслуживание населения» (ГОСТ Р 52495-2005) под многодетной семьей понимается семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В некоторых регионах, например, в Рязанской области, в составе многодетной семьи также учитываются дети, находящиеся под опекой (попечительством) и принятые на воспитание в приемные семьи; В соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края от 22.02.2005 г. №836 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Краснодарском крае» обязательным условием включения в состав многодетной семьи обучающегося является факт обучения его на бюджетной основе. В Чеченской Республике в соответствии с Указом Президента Чеченской Республики от 28.09.2007 г. «Об определении категории многодетной семьи» в составе многодетной семьи учитываются пасынки и падчерицы – то же и по законодательству г. Москвы. В отдельных регионах, например, в Ростовской области, Чеченской Республике, в составе многодетных семей учитываются дети до 16 лет, а продолжающие обучение – до 18 лет. В соответствии с Законом Камчатского края от 16.12.2009 г. №352 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае» многодетная семья – семья, имеющая в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет (в том числе находящихся под опекой или попечительством по договору об осуществлении опеки или попечительства либо по договору о приемной семье), совместно проживающих с родителями (иными законными представителями) или одним из них, а также лиц (из числа указанных детей) в возрасте от 18 до 21 года, если они: а) являются инвалидами и проживают совместно с родителями (иными бывшими законными представителями) или одним из них; б) обучаются по очной форме обучения в образовательных организациях (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования), или обучаются в рамках целевой контрактной подготовки по очной форме обучения в образовательных учреждениях (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования), расположенных на территории Камчатского края. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, обычно включаются дети, временно пребывающие за пределами субъекта РФ в связи с обучением в профессиональных организациях и образовательных учреждениях высшего образования по очной форме обучения. При регистрации в составе многодетной семьи, как правило, не учитываются: 1) дети, в отношении которых родители лишены родительских прав либо ограничены в правах; 2) дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, за исключением случаев временного пребывания (период реабилитации) ребенка-инвалида из многодетной семьи в социально-реабилитационных учреждениях на условиях полного государственного обеспечения; 3) отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу; 4) объявленные в порядке, установленном действующим законодательством, полностью дееспособными (эмансипированными) или приобретшие дееспособность в полном объеме в связи со вступлением в брак до достижения 18 лет. Помимо этого, обязательным условием для получения статуса многодетной семьи является проживание родителей (родителя) совместно с детьми (т.е. дети, проживающие с другим родителем, в составе многодетной семьи не учитываются) и регистрации на территории субъекта РФ по месту жительства (в некоторых регионах достаточно – по месту пребывания), а также наличие у одного или обоих родителей гражданства РФ (в некоторых регионах также достаточно наличие статуса беженца или вынужденного переселенца). В отдельных субъектах РФ, например, в Башкортостане, льготы многодетных семей распространяются и на иностранных граждан, и лиц без гражданства, а также беженцев, постоянно или временно проживающих на территории Республики Башкортостан. В некоторых актах, например, в Законе Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», специально подчеркивается, что многодетная семья может включать родителей как состоящих в браке, так и не состоящих между собой в браке, во многих других нормативно-правовых актах внимание на этом вопросе не акцентируется. Хотелось бы отметить, что доля многодетных семей в России очень незначительна и составляет всего 2,6 % от общего числа домохозяйств и 6,6 % от числа семей с детьми (по данным Росстата, 2014г.). В последние годы численность многодетных семей сократилась и стабилизировалась на минимально низком уровне. При этом, распространённость многодетных семей в России носит отчётливый региональный характер. Так, в отличие от большинства регионов России, ряд субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности. Преобладание многодетных семей с тремя детьми – 75% от общего количества многодетных семей в РФ, а семьи с пятью и более детьми составляют 7,7 % от общего количества многодетных семей. Существующий ныне в России тип многодетной семьи в прежние времена не имел столь значительного распространения. В дореволюционной период массовая многодетная семья являлась нормой для общества, правда, стоит отметить, что жизненный уклад, состав и среда проживания были несколько иными. Современная многодетная семья преимущественно состоит из двух родителей и трех и более детей. Можно сказать, что в прошлом веке наша страна утратила естественную многодетность как образ жизни подавляющего большинства населения. Многодетность в настоящее время является сложным и противоречивым феноменом. По отношению к общепринятым нормам и нравам это, безусловно, явление исключительное и девиантное5. С одной стороны, образ жизни многодетных семей воспринимается как неблагополучный, связанный со всевозможными трудностями и ущемлениями, бедственным положением, нехваткой родительской любви и внимания, различными материальными лишениями (одежда, рацион питания, бытовые условия, образовательная сфера, область трудоустройства). С другой стороны – многодетность ассоциируется со сплоченностью, взаимопомощью и доброжелательной атмосферой дружбы, чувствами ответственности, уважения, трудовой дисциплиной и самостоятельностью. Положение многодетной семьи в России на данном этапе исторического развития вызывает озабоченность и на уровне государства, и со стороны общества. Тревожность относительно данного вопроса связана с глобальным демографическим кризисом, а также духовно-нравственным, которые активно развиваются и в нашей стране. С точки зрения воспроизводства населения только переход к массовой многодетности в сложившей ситуации кризиса семьи и семейного образа жизни позволит преодолеть негативные тенденции снижения численности населения. На основе анализа всероссийского исследования «Образ жизни многодетной семьи в России и задачи демографической политики» и других социологических источников были выявлены некоторые особенности функционирования многодетных семей в современном обществе6. Вокруг многодетных матерей по-прежнему продолжает существовать некоторая зона социального неодобрения, и даже отторжения. Многодетные семьи часто расцениваются как «социальные иждивенцы», хотя на практике льготы у них очень скромные. Именно многодетные семьи подвержены в большей степени оказаться в числе бедных, поскольку размеры детских пособий никак не соотносятся с уровнем жизни. Немногим семьям в настоящее время удается одновременно быть и многодетными, и социально благополучными. Выступая на конференции «Деятельность Русской Православной Церкви в деле возрождения института семьи», которая состоялась в рамках XX Рождественских чтений, бывший советник президента РФ по социальным вопросам Евгений Юрьев отметил, что в наше время создание многодетной семьи есть некий процесс попадания в состояние бедности. Если рассматривать многодетность глазами современного общества, то выявляется четкая негативная тенденция. Треть россиян, когда слышит словосочетание «многодетная семья», вспоминает о неустроенности, нищете, девиантном поведении: «в основном бедные», «сосут лапу», «плохо, тяжело», «проблемы одни», «родители алкаши, пьяницы и наркоманы», «дурдом» и «дурость»7. В большинстве своем население страны склоняется к мнению, что много детей бывает в неблагополучных семьях: это сплошные проблемы, трудности и неприятности8. Различного рода трудности испытывают многодетные семьи в процессе взаимодействия и с органами власти: «тяжело пробивать стену непонимания и чиновничьего бюрократизма, пустословия», «бесконечный сбор различных справок, хождение по больницам и поликлиникам», «уходит много времени выпрашивать помощь у государственных структур, борьба за права с чиновниками», «нет доступной информации о льготах для многодетных», «культивирование властью мнения о многодетных как о вздорных нищих», «отсутствие законов, запрещающих дискриминацию многодетных», «безразличие госслужащих, от тети в одном окне до большого начальства, все стоят на страже государства от многодетных!»9. По словам многодетных матерей, в представлении обывателей в настоящее время укоренилось мнение, что много детей – это ненормально, многодетные семьи называют асоциальными, а многодетных родителей укоряют в неспособности позаботиться о контрацепции. Об изменении отношения к семье в связи с появлением третьего, четвертого и последующих детей многодетные говорят, что при первом и втором ребенке отношение к семье хорошее и характеризуется положительным, одобряющим настроем; при появлении третьего ребенка возникает некоторое недопонимание, хотя и одобрение тоже встречается; при четвертом и последующих детях неодобрения и резкая критика со стороны окружающих усиливается. В ходе нашего исследования было выявлено, что более глубокая степень многодетности (рождение пятого, шестого и последующих детей) происходит по внутренним убеждениям (ценностным ориентациям на детей и семью, по религиозным мотивам), тем самым, и внешняя оценка со стороны окружающих воспринимается не так остро и не очень значима. Каждый день многодетные, по их словам, сталкиваются с непониманием и даже порицанием со стороны окружающих, на них смотрят как на «умалишенных, необразованных, не умеющих предохраняться, безответственных личностей», которые «рожают и рожают, в то время, когда пенсионерам жрать нечего»10. Высказывания подобного рода не должны остаться без внимания со стороны государства, также и со стороны ученых, деятельность которых направленна на укрепления в обществе в качестве нормы модели трехдетной семьи. Происходящие негативные изменения демографических процессов складываются за счет: изменения ценностных ориентаций на создание семьи – снижение репродуктивных установок у будущих родителей, изменение рождаемости в сторону более поздних возрастов, сокращение числа браков, рост разводов, увеличение количества внебрачных сожительств –«квазибраков», которые сегодня в России предпочитает каждый десятый; при этом уровень рождаемости в незарегистрированных семейных союзах в два раза ниже, чем в легитимных браках11. Всем перечисленным тенденциям в той или иной степени подвержена и многодетная семья, как и любая другая семья. Существует точка зрения, согласно которой основными препятствиями на пути к многодетности в наше время является уровень материального благосостояния населения. В какой-то мере эта точка зрения верна. Тем не менее, из этого не следует, что с увеличением уровня материального достатка увеличится и количество детей в семье. Ведь воспитание детей подразумевает не только материальное обеспечение, но также и другие ресурсы: моральные, эмоциональные, временные, физические и др. Как показывают данные большинства опросов, в обществе происходит девальвация семейных ценностей и ролей, ослабление мотивов на семейное поведение, снижения потребности в нескольких детях, замены их на потребности всесторонней самореализации личности и культивированию принципа «бери от жизни всё», потреблению различного рода благ и т.п12. При всех идеальных условиях значительная часть россиян выбирает одно-двухдетную семью. 1.2 Современные проблемы многодетных семей в России Прежде чем приступить к описанию основных сложностей, возникающих в многодетной семье, хотелось бы отметить, что она имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной и т.д.). Она переносит все «болезни» семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее, чем в любой другой. В этом и заключается одна из самых важных ее особенностей. Необходимо отметить несколько принципиальных моментов, касающихся непосредственно многодетной семьи. Во-первых, говоря об указанной семье, мы подразумеваем не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих в подобных семьях. Во-вторых, проблемы многодетной семьи различаются в зависимости от места ее проживания: разных регионов страны, города или деревни. Имеются существенные расхождения между регионами с высокой рождаемостью, где, следовательно, таких семей много, и регионами с низкой рождаемостью, где их значительно меньше. Поэтому действенная помощь многодетной семье должна оказываться с учетом местных условий, возможностей, пожеланий и мнений населения. В-третьих, многодетные семьи не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие общих проблем, резко отличаются друг от друга. При исследовании характеристик, присущих многодетной семье, П.Д. Павленок и М.Я. Руднева выделили основные типы этих семей: * семьи, в которых родители любят детей и сознательно хотели их иметь. В такой семье ребенок – одна из основных жизненных ценностей, и родители готовы на все, чтобы сделать жизнь своих детей как можно лучше; * семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь нескольких детей. Они могут образоваться в результате рождения двойни или тройни, отсутствия планирования семьи, а также из-за боязни прервать беременность или врачебного запрета на аборт; * семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети; * семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Такой тип семьи является источником отклонений в процессе воспитания и социализации детей. В подобных семьях дети являются лишь средством для получения разного рода пособий, льгот и благ. Существует другой вариант – семья образовалась в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психических отклонений, алкоголизма, асоциального образа жизни. Для того чтобы понять причины сложившейся ситуации с многодетными семьями в России, необходимо рассмотреть наиболее важные и распространенные проблемы многодетных семей. Главной проблемой многодетных семей во все времена была, есть и остается – материальная. В настоящее время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается, а наличие трех и более детей в подавляющем числе случаев делает семью бедной. Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетных семей в общую картину. При этом многодетные семьи, особенно неполные с тремя и более детьми, отличаются максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни. В настоящее время подавляющее большинство многодетных семей попадает в категорию бедных, имеют неполноценное и несбалансированное питание, обременены существенными финансово-материальными проблемами. Согласно данным Росстата на 2015 год о распределении домашних хозяйств по степени удовлетворенности своим финансовым положением, из 100 семей, имеющих троих детей в возрасте до 16 лет, только 1,0% семей полагает, что могут приобрести все, что считают нужным, 7,5% отмечают, что им не хватает денег даже на еду, 27,3% затруднительно покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги, 35,8% не могут позволить покупку товаров длительного пользования. Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты. При всем этом, ошибочно рассматривать многодетные семьи как иждивенцев общества и государства. Среди отцов многодетных семейств, гораздо ниже уровень безработицы, алкоголизма, они более чем мужское население в целом, склонны повышать свой уровень образования, брать ипотечные кредиты, более законопослушны, у них более крепкие семьи. Вторая, но не менее важная проблема многодетной семьи – жилищная. Она вообще весьма остра, и прогресс в обеспечении жильем крайне незначителен. Особенно это сказывается на молодых семьях, которые часто вообще не имеют собственного жилья и вынуждены снимать его. Семья обычно растет быстрее, чем возможности обеспечения ее приличным жильем. В газетах время от времени появляются заметки о семьях, имеющих пятерых и более детей, которые получили 3-4 комнатную квартиру. Правда, по современным стандартам эта жилплощадь не так уж велика для такой многочисленной семьи, но и она всегда воспринимается получающими как огромная радость. В российской Федерации практически не строят квартиры специально для многодетных семей. По данным обследования, проведенного в Москве в 2011 г., доля квартир из 4х и более комнат в структуре жилого фонда типовых домов, составляет всего 4,8%. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей. Огромный процент многодетных семей проживает в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. Что немаловажно, жилищные условия оказывают определенное влияние на развитие ребенка, как прямое, так и косвенное. Первое заключается в том, что в период, когда ребенок становится более подвижным и начинает осваивать жизненное пространство, стесненные жилищные условия вынуждают его к пассивности. Это мешает процессу самопознания и развитию индивидуальности ребенка. Косвенное влияние состоит в том, что внутрисемейные отношения в ограниченных жилищных условиях потенциально более конфликтны, поскольку члены семьи, и в первую очередь дети, сильнее подвержены эмоциональному воздействию. В стесненных условиях существования любой семейный конфликт создает напряженную эмоциональную атмосферу, вызывающую тревогу, психологический дискомфорт, что в свою очередь препятствует развитию. Психолого-педагогические проблемы являются важными и сложными для многодетной семьи. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, у детей формируются, как правило, положительные морально-нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но в связи с большой загруженностью родителей, когда отец много работает, практически не бывает дома, а мать загружена домашними делами, на воспитание детей остается мало времени. И все же, в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений. Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи – отец; домашние дела – на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству. Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного. Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда – частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу. Школу не посещают не только подростки 15-18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7-14 лет; рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения. В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке. Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни. Многодетные се....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: