- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Иллюстративный материал как компонент контента печатного издания
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010028 |
Тема: | Иллюстративный материал как компонент контента печатного издания |
Содержание
Иллюстративный материал как компонент контента печатного издания (региональный аспект). Содержание 1. Иллюстративный материал в прессе 1.1 определение основных понятий 1.2 жанрово-тематическое разнообразие 1.3 История появления и визуализации иллюстрации в качественных печатных изданиях России 1.4 Функции иллюстрации как компонент медиатекста. 2. Сюжетно-изобразительный феномен иллюстрации в современных периодических изданиях. 2.1 «Аргументы и факты» - федеральная общественно-политическая газета 2.2 «Русский репортер» - федеральный общественно- политический журнал. 2.3 «Марий сандалык» («Марийский мир») – информационно- аналитический журнал. 2.4 «Кугарня» («Пятница») – марийская молодежная газета. Введение Актуальность исследования. Главными целями журналиста в его профессиональной деятельности являются передача информации и привлечение внимания аудитории визуальным контентом. Информация выpaжaет мысль, идею и oбрaз не тoлькo пocpедcтвoм слoвa, нo и с пoмoщью иллюстpaции, которые несут серьёзную смысловую нагрузку. Они способны пояснять, дополнять и расширять текст. Иллюстрация в современных изданиях сформировалась в неoтъемлемый кoмпoнент кoнтентa. Стала особой формой коммуникации, который имеет свой язык и взгляды при передаче информации. А. Л. Свитич подчеркивает, что на полосах газет и журналов меняется cooтношение иллюстрации c текcтoм: ocновнoй aкцент делается на визуaлизaцию текстa. Между иллюстрaтивным мaтериaлoм и вербальным текстом идет конкуренция за oпеpaтивнocть и уникaльнoсть информации. В современных печатных изданиях текст и иллюстрации стали зависеть друг от друга как на микро- (материал), так и на макро- (издание) уровне. В современной журналистике иллюстрация превратилась в пoлнoценный кoмпoнент текcтa, расширились ее функции, появились самостоятельные жанры визуального материала. Визуализация информации также развивается под влиянием новых цифровых технологии, которые приведут к расширению существующих и возникновению новых видов иллюстрированных элементов в современных печатных изданиях. Постепенно визуальный контент приобретает стиль мультимедийности, т.е. материал или контент на страницах изданий одновременно представлен в различных формах. Иллюстрация влияет на oпpеделение типa и нaзнaчения издaния, на формирование способов подачи, тематической направленности материалов и визуального образа журнала и газеты в целом. Также иллюстрация придает изданию оригинальность, и, возбуждая интересом своей яркостью и красотой, нередко может являться зрительным центром полосы. Как правило, именно с изображения на полосе начинается знакомство с содержанием издания. Иллюстрированный материал «прочитывается» всеми. Зависимость информации зависит от формы ее подачи. Читателям трудно воспринимать информацию, которая описана только буквами. Визуалированный текст воспринимается читателями легче. Поэтому они предпочитают выбрать издание, где тексты сопровождаются иллюстрациями. Контекст удобочитаем в визуальной форме. Многие исследователи в сфере фотожурналистики подтверждают, что фотоиллюстрации, с одной стороны, зачастую удовлетворяют эстетические, эмоциональные потребности читателя. С другой стороны, они могут неблагоприятно воздействовать на психологию сознания и духовный мир человека – забивают массовую аудиторию ненужными вульгарными иллюстрациями в ангажированной и желтой прессе. Из этого следует, иллюстрация в тексте может подтверждать изложенную информацию, сопровождать и дополнять ее, а может и опровергнуть и искажать содержание или текст. Неправильно подобранное или несоответствующее изображение к материалу приведет к неполноценной информации, к искажению, к неудовлетворению читателей над материалом. Слишком яркая и многоцветная иллюстрация переутомляет аудиторию и отталкивает от текста, который может остаться непрочитанным. Таким образом, иллюстрация становится не только одним из главных инcтpументoв визуaлизaции кoнтентa, исходной точкой в знакомстве с содержанием номера, эмоциональным воздействием на читателя, но и может искажать текст или материал издания. Актуальность темы. Региональный иллюстративный материал интересен, актуален тем, усиливает и подчеркивают ли ту или иную информацию, является ли самостоятельным компонентом. Есть ли в региональных изданиях фотоиллюстрации, которые искажают текст, позитивно или нейтрально воздействуют на массовую аудиторию. Какие иллюстрации в изданиях в основном используют: яркие, качественные, цветные, черно-белые. Но иллюстративный марериал как компонент контента в изданиях нашего региона пока ещё мало изучены. А тема дипломной работы поможет изучать иллюстрации как в региональных печатных СМИ «Кугарня» и «Марий сандалык», так и в российских изданиях «АиФ» и «Русский репортер». С помощью контен-анализа исследуются иллюстрации в этих изданиях: являются ли они компонентом контента, усиливают журналистский текст, могут ли существовать отдельно, несёт ли в себе дополнительную информацию, присутствует ли феномен взаимодействия с вербальным текстом, какие функции выполняют. Объектом исследования является иллюстративный материал как компонент контента современного печатного издания. Предметом исследования является иллюстрация как визуализация вербального текста в качественных региональных изданиях. Цель дипломной работы. Рассмотреть иллюстративный материал, как один из важных компонентов контента качественного печатного издания. И его функции. Под контентом в данном исследовании понимается совокупность вербальных и визуальных компонентов издания. Задачи дипломной работы: - определить основные понятия иллюстрации - рассмотреть жанрово-тематическое разнообразие иллюстрации - предложить классификацию функциям иллюстрации как компонента медиатекста - провести анализ иллюстративных материалов в региональных и федеральных изданиях. Практическая ценность работы. Заключается в том, что на основе попытки проведения контент-анализа крупных федеральных печатных изданий таких, как «АиФ» и «Русский репортер», и региональных – «Кугарня», «Марий сандалык». Удалось выявить своеобразие, оригинальность и уникальность иллюстративного материала, как компонента печатных СМИ Республики. Степень изученности данной темы представляет важную часть исследования. Так как в современной журналистике соотношение текста и иллюстрации постепенно меняется. Фотоиллюстрации в изданиях стали встречаться больше. Все равно вербальный текст в научных исследованиях СМИ выступает как основным доминирующим объектом, а иллюстрации рассматриваются как вспомогательный компонент контента печатных издании. Феномену взаимодействия вербального и визуального текста, как креолизованному составляющему, уделяли внимание в своих работах Е.В Козлов, А.Г. Сонин, Е.А. Артемьева, Л.М. Большиянова, Ю.С. Чаплыгина. ( Артемьева Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса: автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Волгоград, 2002; Болъшиянова Л. М. Внешняя организация газетного текста поликодового характера // Типы коммуникации и содержательный аспект языка. Сб. науч. трудов - М.: Наука, 1987; Козлов Е. В. Буквенный текст комикса // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. - Волгоград: Перемена, 1999; Сонин А. Г. Комикс: психолингвистический анализ. -Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1999; Чаплыгина Ю. С. Комические креолизованные тексты: взаимодействие знаковых систем. - Самара: Изд-во Самарского гос. экономического ун-та, 2006) В русле дизайна и художественного оформления периодических изданий проанализировали иллюстрацию В.В. Волкова, С.И. Галкин, А.П. Кисилев, О.И. Рожнова, Г.В. Алямовская, В.В. Тулупов, Э.А. Лазаревич (2Алямовская Г. В. Виды и функции иллюстраций в периодике // Художественно-техническое оформление периодических изданий. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980; Волкова В. В. Графический дизайн // Дизайн периодических изданий. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2013; Ворон Н. И. Иллюстрация в газете и журнале // Дизайн периодических изданий. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2004; Галкин С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. - М.: Ф-т журн. МГУ, 1984; Киселев А. П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990; Рожнова О. И. История журнального дизайна. - М.: Университетская книга, 2009; Тулупов В. В. Изобразительная журналистика в газете. - Воронеж: Кварта, 2012; Лазаревич Э.А. Дизайн периодических изданий. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, ф-т журналистики, 2004.) Некоторые исследователи во многих работах вкладывали работы отдельным жанрам иллюстрации в их современном и историческом аспектах, либо творческим стилям отдельных художников-графиков.( 3Айнутдинов А. С. Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ: автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2010; Алямовская Г. В. Русская научная иллюстрация XVIII-IX вв. (Исторический очерк): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1956; Варшавский Л. Р. Русская карикатура 40-50-х гг. XIX века. - Л.: Изогиз, 1937; Верещагин В. А. Русская карикатура. - Т. 1-3. - СПб: Типогр. «Сириус», 1911-1913; Елъкович Л. Я. Карикатура советских сатирических журналов на современном этапе ее развития (с начала 1960-х гг.) Историю и развитие графики, искусства, иллюстративное оформление книг довольно глубоко раскрыли и отразили в своих исследовательских работах Ю.Я Герчук, А.А. Сидоров, В.А. Фаворский. (Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. – Учебное пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2000; Сидоров А.А. Искусство книги. – М.: Дом печати, 1922 (отредактирован 05.12.2014); Фаворский А.В. Об искусстве, о книге, о гравюре. – М., 1986) О.В. Корытов и Е.А. Силина определяют в своем учебном пособии некоторые стороны становления и современного функционирования газетной иллюстрации. Н.З. Рябинина в своем учебном пособии особое внимание уделяла редактированию таким нетекстовым элементам, как иллюстрации, формулы, таблицы. В одной главе рассмотрела виды, функции, оценки иллюстрации, отразила связь иллюстрации с текстом. (Рябинина Н.З. Технология редакционно-издательского процесса. – Учебное пособие. – М.: Логос, 2008.) Из работ последнего времени хотелось бы особо упомянуть исследование С.И. Симаковой, в котором проанализированы тенденции развития визуализации журналистских материалов под влиянием новых технологии, представлена классификация форм визуализации информации в массмедиа. ( Симакова С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов: статья. – Филология. Искусствоведение. – Вестник Челябинского государственного университета, № 5 (360), 2015.) Графические иллюстрации исследовала в российских качественных изданиях А. Л.Свитич, которая в своей диссертационной работе в теоретической части охарактеризовала понятие графической иллюстрации, рассматривала ее функции, жанры виды, исторические аспекты. В практической части выполнила контент-аналитическое исследование графической иллюстрации в прессе. ( А.Л. Свитич Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Кафедра фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016) О.Н. Ансберг и Е.С Сонина в своем сборнике статей отображали историю газетно-журнальной иллюстрации в России и за рубежом, исследовали влияние творчества американского художника Ч.Д. Гибсона на русскую журнальную графику. (Ансберг О.Н. и Сонина Е.С. История газетно-журнальной иллюстрации: Сб. статей. Ч.I. – СПб.: Свое издательство, 2016.) В исследовании А. Н. Каск наиболее развернуто представлена жанровая специфика журнальной иллюстрации в российских периодических изданиях XVIII-XIX вв.7 Но в исследовательской работе почти что не затронута тема взаимосвязи текста и иллюстрации. (Жанровая структура, сюжетика, эстетика журнальной иллюстрации в России XVIII – XIX вв.: диссертация. – М.,2004) Вербальные и визуальные компоненты медиатекста отражены в исследовательских трудах Е. Е. Анисимовой, Л. С. Большаковой, М. Б. Ворошиловой, И. М. Дзялошинского и М. А. Пильгун, Т. Г. Добро-склонской, М. Ю. Казак, Б. Карлавариса, Г. Я. Солганика, Ю. А. Сорокина и Е. Ф. Тарасова10. (10Анисимова Е. Е. Креолизованные тексты - тексты XXI века? Учеб. пособие. - М.: ЦЧКИ, 1999; Анисимова Е. Е. Прагмалингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. - 1992. - № 1; Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестн. Самарского ун-та. - Гуманитарная сер. Языкознание. - 2008. - № 4; Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013; Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. Медиатекст: особенности создания и функционирования. - М.: НИУ ВШЭ, 2011; Добросклонская. Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2005. - № 2; Казак М.Ю. Современные медиатексты: проблемы идентификации, делимитации, типологии // Медиалин-гвистика. - 2014. - № 1; Karlavaris В. Semiotisech Aspekte bei der Illustration von Schulbuchern// Didaktisch Typographie. - Leipzig, 1984; Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2005. - № 2; Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. - М.: Наука, 1990.) Большой вклад внесли в изучении вопроса дизайна периодических изданий Д. О. Артамоновой и Л. Н. Кислой, В. В. Волковой, С. И. Галкина, С. Б. Головко, А. С. Сундукова, И. Н. Табашникова, В. В. Тулупова, К. Фроста11 (11Артамонова Д. О., Кислая Л. Н. Графический дизайн и верстка печатных СМИ.: учеб. пособие. - Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2007; Волкова В. В. Периодические издания как объект дизайна // Дизайн периодических изданий: учеб. пособие. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2013; Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005; Головко С Б. Дизайн деловых периодических изданий: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2008; Сундуков А. С Дизайн российских журналов: история, теория, практика: дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2011; Табашников И. Н. Газета и дизайн. - Тюмень: Софт-Дизайн, 1994; Тулупов В. В. Дизайн периодических изданий: учебник. - СПб: Изд-во Михайлова, 2006; Фрост К Дизайн газет и журналов. - М.: Университетская книга, 2008. Визуальный язык, как феномен воздействия на психологию человека, представлен в исследованиях Р. Арнхейма, Е. Я. Басина, А. П. Лободанова, П. А. Пименова, Б. В. Раушенбаха15. (15Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: пер. с англ. - М.: Прометей, 1994; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007; Басин Е. Я. Психология художественного творчества: Личностный подход. - М.: Знание, 1985; Лободанов А. П. Семиотика искусства: история и онтология. - М.: ГИИ, 2011; Пименов П. А. Грамматика визуального языка: психология восприятия, семиология, поэтика. - М.: МГУП, 2006; Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. - СПб: Азбука-классика, 2002.) Структурно-композиционную организацию и колористику иллюстрации рассмотрены в работах Ж. Агостона, О. Л. Голубевой, И. Иттена, В. В. Кандинского и др. (Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. - М.: Мир, 1982; Голубева О. Л. Основы композиции.- М.: Сварог и К., 2008; Иттен И. Искусство цвета. - М.: Издатель Д. Аронов, 2000; Иттен И. Искусство формы. - М.: Издатель Д. Аро нов, 2011; Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. - СПб: Азбука, 2011.) Методологическая база исследования. Для исследования были применены труды отечественных и зарубежных ученых в области средств массовой информации, институтов гражданского общества. Для решения поставленных задач применялся общенаучный системный подход, который позволил нам рассмотреть печатные СМИ и определить их структурные характеристики, вычленив группу региональных изданий. Также использовались методы аналитического метода, который позволил выделить специфику использования жанрово-тематическое разнообразие иллюстрации в изданиях и определения их функции; метод когнитивного анализа, который позволил отразить эмоциональное восприятие вербального текста и визуального текста; метод контент-анализа, который позволил определить место иллюстративного материала в контенете, в номере издания; функционально-стилистический метод, который позволил нам рассмотреть функции иллюстрации, как компонента контента печатных изданий; Эмпирическая база. Для практического исследования были отобраны федеральные и региональные массовые издания. В ходе контент-анализа было исследовано ? иллдюстрации за шесть лет (2010-2016) из газет «Аргументы и факты», «Кугарня» («Пятница»), журналов «Русский репортер» и «Марий сандалык» (Марийский мир»). Во время проведения исследования были выявлены функциональные, жанровые, стилистические характеристики иллюстрации в современной печати. 1. Иллюстративный материал в прессе 1.1 Определение основных понятий иллюстрации По словарю Т.В. Ефремова иллюстрация – это рисунок, изображение, поясняющие или дополняющие текст и помещённые в том же издании. [ Т. Ф. Ефремов.Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный]. К типам иллюстрации относятся фотоизображение, графическая иллюстрация и информационная графика. (исследов. В сфере журналистики). От латинского слово «illustration» переводится как живое описание, наглядное изображение, пояснение, освещение. От «lustrare» - освещать, разъяснять, рассматривать1. (1 Б.С. Дамировна, Е.Ю. Геннадьевна, Я.М. Константинович / Иллюстрация как средство достижения релевантности текста: межотраслевой подход, журнал Филология и культура», № 4(34), 2013. Использование разных изображений на полосах периодических изданий А.Л. Свитич называет "иллюстрированием". Иллюстрации быстрее захватывают внимание читателей, поэтому листая газету или журнал, читатели в первую очередь рассматривают фотографии, рисунки. Потом только переходят к самому тексту. Некоторые изображения в печатных изданиях могут и не совпадать с текстом. Неправильное художественное оформление материала может привести к тому, что читатели могут неправильно понять текст или вообще его не прочитать. Поэтому журналистам нужно не только привлечь внимание яркой и качественной иллюстрацией, но и правильно подобрать ее по смыслу текста, чтобы передать полноценную информацию, чтобы читателям было интересно и понятно. Особенности фиксации объекта в иллюстративных материалах подразделяется на наглядность1, при которой действительность освещается в явных, визуально воспринимаемых образах. (Н.И. Ворон Жанры Советской фотожурналистики) . На документальность2, при которой действительность отражается в неизмененном виде. Точная, пространственно-временная характеристика факта, т.е. факт остается фактом. И последнее, иллюстрацию характеризует такая особенность, как быстрота восприятия3, которая в информационной среде играет важную роль. Быстрота восприятия не только «экономит» время читателя, но и позволяет достичь особого эффекта воздействия на него. Иллюстрации по методу отображения реальности подразделяются на художественно-образные и научно-познавательные (эмпирическое и эмпирико-тереотическое). Художественно-образные иллюстрации встречаются в основном в литературно-художественных изданиях. Здесь сюжет не пассивен, а красиво и творчески переработан книжным графиком. Художественно-образные иллюстрации не только достоверно и точно отражают эпоху, во время которой в произведении описывается событие, но и верно передают суть раскрываемого автором идеи и конфликта. Понятие «художественно-публицистический» в буквальном смысле предполагает равнозначность данного типа содержания как для публицистики, так и для искусства, его универсальность. На самом деле в функционировании образного в названных сферах творчества обнаруживаются различия. Они прослеживаются и на стадии создания произведения, и в процессе его восприятия. Исходным моментом в творчестве художника-иллюстратора является впечатление. При жанре фоторепортажа оно также играет важную роль. Выезжая на съемку, фотокорреспондент, как правило, составляет покадровый план, т.е. заранее намечает, в каких фрагментах должна воплотиться тема. Таким образом, в рамках иллюстративного материала выделяют несколько типов содержания: эмпирический, эмпирико-теоретический и образный. Они позволяют отображать все многообразие действительности и оказывать идеологически-политическое воздействие на широкий круг читателей. С помощью научно-познавательной иллюстрации изображаются предметы и явления живой или неживой природы, человек, результаты человеческой деятельности, логические и математические отношения. Её целью является познание того или иного предмета, той или иной научной истины. Научно-познавательные иллюстрации раскрывают, постигают окружающий мир, поэтому они должны безукоризненно точно и правильно приблизиться к оригиналу. Для таких иллюстрации важной становится не эмоциональная и художественная, а научная достоверность. [2] (См.: Тяпкин Б.Г. Работа редактора над книжными иллюстрациями. М.: Книга, 1968. С. 5-6.) Научно-познавательные иллюстрации делятся на следующие группы, которые рассматривают их как средство информации: • иллюстрации, которые имеют предметный характер (фотография, рисунок); • иллюстрации, которые имеют условный характер (чертёж, схема, карта); • иллюстрации, которые имеют отвлечённый характер (график, математический чертёж). В первой группе иллюстрации несут объективную информацию. В иллюстрациях второй и третьей группы информация отвлечена и не носит предметного характера. Эмпирическое содержание в журналистике представлено наиболее широко. Мы встречаем его практически в каждом номере газет и журналов. Эмпирический уровень – это предметный уровень, в нем дается представление о фактах, событиях и явлениях общественной жизни. Он представлен группой информационных жанров. Поскольку изображение содержит чувственные ориентиры, то на эмпирическом уровне прочтение его возможно настолько, насколько мысль автора поддается изобразительному воплощению. В визуальных контентах, однако, характерно соединение эмпирики с теорией, на основе которых рациональное превосходит над чувственным, понятийное над образным. Ориентируясь на это, исследователь в сфере журналистики выделил эмпирико-теоретический тип содержания. (Н. И. Ворон) Эмпирико-теоретическому уровню характерны трактовка фактов действительности, понятийная форма мышления. В иллюстративных материалах могут обнаруживаться элементы образности в виде выразительной детали, языковых тропов и других средств, оживляющих изображение и речь. Однако ведущим в эмпирико-теоретическом направлении является понятийное начало. Связь и значение между иллюстрациями и текстом можно показать таким образом: • Иллюстрации сопровождают текст. Без них усвоить авторскую идею затруднительно, они помогают читателю лучше понять текст издания; • Иллюстрации расширяют информацию; • Также иллюстрации могут быть и предметом изучения, т.е. убрав иллюстрацию, текст уже становится ненужным. Из этих разновидностей первая и вторая являются самыми распространёнными. При подготовке иллюстрации автор может выбрать к своему произведению: • Оригинальные иллюстрации, специально приготовленные для данного текста; • Заимствованные иллюстрации, которые взяты из других источников; • Документальные иллюстрации, которые используются в текстах научного и исторического направления. Различаются изобразительные элементы иллюстрации и по цвету. Во многих изданиях больше всего используются цветные иллюстрации. А чёрно-белые изображения в современных изданиях встречаются реже. Сегодня невозможно представить текст без элементов иллюстрации, которые сопровождают его. Не только заинтригующий заголовок и текст могут привлечь внимание читателей, но и «умная» иллюстрация поможет ознакомить читателей с темой содержания газеты или журнала и увеличить число их потребителей массовой информации. В современной журналистике вместо слов «иллюстрация», иллюстративный материал» чаще стали употреблять выражение « визуализация», «визуальный контент или визуальная информация». По Ш.В. Эдуардовной (доктор наук по социальным коммуникациям, доцент кафедры электронных изданий и медиадизайна, зав. студией медиадизайна Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко) термин «визуализация» означает способ графического представления смысла, изложение события невербальным способом». Человек, рассматривая материал издания, лучше запоминает изображение, который быстрее проникает в его сознание, зарождает в нем определенные ассоциации и устойчивые стереотипы. Визуальный контент глубоко анализирует проблему, подает информацию в удобном виде, передает суть значительного во времени и соединяющих события. Визуальную информацию можно встретить во всех видах СМИ (новостных, культурно-просветительских, спортивных, политических, экономических). Визуальные компоненты (иллюстрации, фотографии, инфографика, картинки, коллажи) начали играть важную роль в печатных СМИ. По словам А. Градюшко (кандидат филологических наук, доцент, куратор специальности "Журналистика (веб-журналистика), «на смену эпохи человека читающего, приходит век визуализации информации, когда более востребованы новости, которые можно воспринимать рассматривая. Возникают новые подходы в репрезентации фактов и цифр. Аудитория стремится получать информацию в визуальном формате» [3. С. 79]. Действительно, сегодня читатель хочет не читать, но и рассматривать и изучать информацию с помощью «живых» фотографии, оригинальных рисунков, интересных коллажей, понятной инфографики. Они отображают действительность, помогают потребителям информации лучше понять смысл и основную идею текста, полнее представить событие или явление, также раскрыть сущность проблемы без текста. Б. Н. Киршин отметил, что «содержательная модель современной газеты немыслима без визуальной составляющей, могущество которой год от года растет». Иллюстрации иногда сами говорят о важном событии больше, чем некоторые тексты. Их язык легче и понятнее воспринимается, лучше усваивается. На журнальных и газетных страницах между вербальным и визуальным контентом ведущее место традиционно дается тексту как основному носителю информации. Однако читателям тяжело воспринимать одни буквы, поэтому журналисты стараются преподнести к материалу фотографию, рисунок или картину, коллаж, портрет, инфографику, чтобы сделать его более оживленным, действительным и понятным. Адресат, получая информацию от адресанта, улавливает некоторые фрагменты, закрепляет в памяти и останавливается на некоторых из них. Этому способствует цепочка «изображение-заголовок-текст», которая совпадает позициям клипового мышления, так как визуализация заинтересует читателей своей действительностью, детaлизaцией, aкцентиpoвaнием, интpигoй и другими cвoйствaми. Без иллюстрации один текст не может рассказать исторические события, явления, описать исторических личностей. С помощью цифр, рисунков, фотографии, графиков можно показать всю историю. Визуальный контент поможет читателям разобраться в исторических данных, освещать им то, что невозможно описать вербально. Журналистам легче освещать историю визуально. Факты и цифры только не помогут, нужны визуальные доказательства. Адресат, перелистывая полосы издания, ищет наиболее интересные для себя темы, читает заголовки, рассматривает изображения. Журналисты в печатных СМИ визуалируют определенную территорию, портрет личности, авиакатастрофу, политическую ситуацию, спортивные достижения, экономические данные. Таким образом, иллюстрация и визуальный контент является средством межкультурной коммуникации, значения и функции которой видоизменяются. Журналист предает информацию читателям так, чтобы она была не только понятной и удобной, но и заинтригующей. Жанры иллюстрации в прессе Подробнее рассмотрим жанрово – типологические особенности газетно-журнальных июстрации. К ним относятся: Фотография – это изображение, которую получают путём фотографирования каких-либо объектов. Она необходима для того, чтобы наглядно и точно выразить содержание изображаемого явления, отобразить действительность, зафиксировать факт, который становится историческим документом. Фотография передает читателям настроение и реальную атмосферу окружающей среды, привлекает их внимание. В отличие от текста, может показать "картину мира" в мельчайших частицах. Фотография помогает читателю почувствовать себя участником события, создать собственное впечатление о нем, побуждает его к размышлению. Рисунок – иллюстрация, рисованная с натуры или перерисованная с какого-либо изображения. Его можно легко обработать. Выразительный рисунок доступен пониманию любого читателя, но он недостаточно документален. Рисунок популярен на полосах и обложках журналов. Художник готовит рисунки специально для материала, образно освещает события. Главная роль рисунка - эмоциональное изображение, которое воодушевленно настраивает читателя. к видам рисункам относятся карикатура, шаржи, комиксы, графические, технические и художественные изображения. Сатирические рисунки: шарж, карикатура, искажают действительность путем преувеличения конкретных черт и характеристик, лишения всего незначительного, разъяснения лишь сущности события. Ассоциативно-символические иллюстрации по С.Л. Свитич – это графическое изображение, который сравнивает, анализирует, сопоставляет предметы разного отображения. Носят смысловую нагрузку и имеют дополнительное значение в процессе анализа и экспертных оценках. Символические иллюстрации являются визуальным компонентом аналитических и публицистических текстов или материалов. Они публикуются в качественных журнальных изданиях. Автор, глубоко проникая в суть событии, явлении, объектов, субъектов, причин, проблем, которые нас окружают, использует ассоциативно-символические изображения, чтобы показать «картину мира» и проживающих в ней людей по-другому, по-настоящему, но только символично. К сатирико-юмористическим иллюстрациям относятся шарж, карикатура, которые выполняют рекреативную и сатирическую функции. Шарж по словарю Ожегова – это добродушно-юмористическое или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчёркиванием наиболее характерных внешних черт. Шаржем изображают положительных героев, людей, которые пользуются уважением и признанием со стороны общества. В отличие от карикатуры шарж не высмеивает изображаемый предмет, а наоборот, заставляет людей улыбаться. Карикатура по энциклопедическому словарю–(итал. сaricatura – от caricare – нагружать, преувеличивать), сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями. Карикатура подвергает осмеянию бытовые, социальные, политические явления и проблемы, реальных лиц,которые несут отрицательные черты характера и приносят вред для общества. Также она обладает социально-критическую направленность. Комикс– последовательность изображении, которые связаны с краткими пояснительными текстами и рассказывают историю на определенную тему. Комикс одновременно играет и повествовательную и визуальную роли. Прямая речь героев вносится в «словесный пузырь», который изображается в виде облачка. Или прямая речь передаётся из головы персонажа, если герой мыслит о чём-то. Коллаж по словарю Ожегова – это наклеивание на какую-нибудь основу материалов и предметовдругой фактуры, другого цвета.С помощью коллажей можно удивить и заинтересовать читателей эффектом неожиданности от сочетания разных материалов, которые подчёркивают эмоциональную насыщенность и остроту произведения.При создании коллажей можно использовать и тушь, акварель или другие художественные средства. Портрет по словарю Ефремовой – это живописное, фотографическое или иное изображение какого-либо человека либо группы людей. В периодической печати портреты людей изображаются такими художественными средствами, как живопись, график, скульптура, фотография, полиграфия, гравюра. Без портрета массовая аудитория не может понять и представлять, о какой личности идет речь в материалах художественно-публицистического жанра. Например, очерк об известном современном или историческом деятеле. Есть и графические портреты, в котором объектом является человек. Его внешняя характеристика изображается художником в разной степени реалистичности. С одной стороны, они отображают облик автора текста и героя публикации, с другой стороны, не несут смысловую значимость в медиатексте.В некоторых зданиях иллюстраторы в портретной графике используют фрагменты графем (наборные элементы), которые дают изображению дополнительную смысловую нагрузку. В иллюстративно-информационную графику входят инфографика, в графическую канву которого вплетены схема, графика, диаграмма и иллюстрация с элементамитипографики и леттеринга. Они больше характерны для информационно-развлекательных изданий. Инфографика – иллюстративно-информационная графика, где данные передаётся графическим способом. С помощью неё сложная информация подаётся читателям быстро, схематично, компактно, практично и упрощённо. Инфографика включает в себя графику, диаграмму, таблицу, карты, блок-схемы, матрицы, пояснительные и структурные схемы, визуальные ассоциативные образы, которые способны организовать сложные объёмные информации, визуально показать соотношения предметов, фактов, событии в пространстве и времени. Инфографика удобна при распространении сложных и объемных информации. Существует два вида визуальной инфографики: количественный и качественный. Первый представляет числовые данные в виде графики, диаграммы, гистограммы, номограммы. А второй представляет совокупность объектов и качественных данных в виде рисунков, схемы, реконструкции, пиктограмм, ментальных карт знаний, организационных диаграмм, диаграмм трендов, планов. Цифры, эмоциональные цвета, красивый и эффективный дизайн, качественные диаграммы привлекают и развлекают читателей. Леттеринг - графический рисунок, в котором знак и буква становятся самостоятельным иллюстративным элементом. Изобразительные шрифты разрабатываются любой конкретной фирменной стилью или шрифтовой композицией. Каллиграфия – (от греч. «красивый почерк»), изобразительное искусство надписей, оформление знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере. Искусство четкого и красивого письма. Карта –картографическое п....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: