VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

ИКТ-технологии на службе у библиотек

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007480
Тема: ИКТ-технологии на службе у библиотек
Содержание
1





Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Информационные технологии: основные определения и понятия….6

Основные определения и понятия………………………………………...6

Функции и задачи	библиотек, направления их деятельности……17

ИКТ-технологии на службе у библиотек…………………………….….20

Глава 2. Современная библиотека: автоматизация и новые возможности…..27

2.1. ИКТ в   библиотечной практике…………………………………………....27

2.2. Методические рекомендации……………………………………………...37 

Заключение…………………………………………………………………...…..55

Список использованной литературы...…………………………………………58

Приложения





































Введение



	         Возможность иметь доступ к информации и понимать ее – это одно из основных прав человека. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация общества». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие. Информационные технологии – это обобщённое название технологий, отвечающих за создание, сбор, хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации на базе применения компьютерной техники, программного обеспечения и каналов связи. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития государства. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а информация и научные знания. Информационная революция существенно изменила роль библиотек – они стали выполнять функции информационных центров, обеспечивающих широкий доступ населения к информации. Значительная часть селян живет сегодня в обстановке дефицита информации. В тоже время наблюдается рост читательской активности сельских жителей, связанный, прежде всего, с появлением новых профессий, новых технологий, неизбежных и в сельской местности. Информационные запросы селян в определенной мере сравнялись с потребностями городских жителей. Отмечается их новизна и разнообразие: проблемы земельного законодательства, налогообложение, кредитование, вопросы ценовой и инвестиционной политики, внедрение новых эффективных технологий, реализация сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства.



            Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации: предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств; помощь пользователям во владении грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего, подрастающему поколению. В настоящее время как никогда ранее повышается потребность в достоверной, полной и своевременной  информации.

           Особый интерес к информационным технологиям и само понятие ИТ возникли в ситуации резкого возрастания социальных коммуникационных потребностей, которые называют также информационными потребностями, а саму ситуацию коммуникационного по сути кризиса – информационным кризисом. В библиотеках  за последние годы значительно изменились основные приоритеты библиотечной деятельности. Трансформировались процессы комплектования, обработки, сохранности фондов, выдачи документов. К традиционным формам и методам работы добавились новые информационные продукты и услуги. Все эти изменения происходят благодаря освоению и внедрению в библиотечную практику информационных технологий. Редькина, Н.С. в книге «Библиотеки в облаках», или Возможности использования перспективных информационных технологий  утверждает, что IТ-технологии к настоящему времени прошли несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации и программного обеспечения, совершенствованием технологий хранения данных, коммуникационных технологий.

         Существенные изменения произошли и в обслуживании читателей библиотек, которые получили доступ к электронным сетевым ресурсам, расположенным в Интернет и все больше и больше подстегивают библиотеки к освоению и созданию электронных ресурсов. Компьютер уже  является полноправным инструментом библиотекаря наравне с карточным каталогом и читательским формуляром.

          Сегодня современные возможности применения компьютерных и интернет - технологий в библиотеке весьма обширны - от простого набора и распечатки текста до составления сложных информационно-поисковых систем. Это перечень тех видов библиотечной деятельности, которые сегодня не мыслимы без применения новых информационных технологий:

- создание и поддержка локальных и корпоративных, электронных каталогов;

- создание и поддержка электронных библиотек;

- редакционно-издательская деятельность;

- создание и поддержка баз данных (библиотечная статистика, кадры и др.);

- взаимодействие с другими библиотеками в обмене информацией и создании общих информационных ресурсов;

- обслуживание посетителей с помощью медиатек, полнотекстовых баз данных, правовых баз, Интернет и т.д.;

- услуги по сканированию и электронная доставка документов.

       Автоматизация и широкое применение электронной техники становятся одной из актуальнейших задач в библиотечной отрасли. Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать выводы о том, что значение этих технологий в ближайшем будущем будет только возрастать.

       Гипотеза: Развитие сельских библиотек в новых экономических условиях возможно  при внедрении в деятельность библиотек современных информационных технологий. 

       В дипломной работе рассматриваются возможности применения автоматизированных компьютерных систем в библиотечной работе, новых информационных технологий в библиотечную деятельность сельской библиотеки, даны практические аспекты сельской библиотеки, которые могут быть использованы другими библиотеками в процессе модернизации, что помогут социальному росту и развитию библиотек в процессе реформирования. 

        Объект исследования– библиотечное пространство Амитхашинской сельской библиотеки.

        Предмет исследования  -  использование  информационных  технологий в Амитхашинской  сельской библиотеке.

	       Цель работы:  рассмотреть эффективность использования  информационных  технологий  в работе Амитхашинской сельской библиотеки.        

	       Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить литературу по теме; 

-проанализировать практические аспекты современной сельской библиотеки;

- описать новые возможности  библиотеки с внедрением ИКТ-технологий;

- проанализировать деятельность сельской  библиотеки по использованию информационных технологий с целью разработки рекомендаций по их применению.

	            Теоретическую базу работы составили книги Л.И. Алешина, С.Р. Баженова, Г.Г. Галаничева, Н.Б. Голубенко, лекции М.Я. Дворкиной и материалы девятнадцатой международной научной конференции (Москва, 23-24 апреля 2014 г.) «Библиотечное дело - 2014: библиотечно-информационная деятельность и документно-информационные коммуникации в сфере культуры и образования». 

            Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 

            В приложении содержатся материалы, иллюстрирующие приведенные в основной части работы положения.







Глава 1. Информационные технологии: основные определения и понятия

Основные определения и понятия



           В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даны определения следующих основных понятий:

1) информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

 2) информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

 3) информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; 5) обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам; 6) доступ к информации – возможность получения информации и ее использования;

 7) конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя; 

8) предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; 

9) распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; 

10) электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

 11) документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;  электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах; 

12) оператор информационной системы – гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;

 13) сайт в сети "Интернет" – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; 

14) страница сайта в сети "Интернет" (далее также – интернет-страница) – часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет"; 

15) доменное имя – обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет";

 16) сетевой адрес – идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании тематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

 17) владелец сайта в сети "Интернет" – лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

 18) провайдер хостинга – лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет"; 

19) единая система идентификации и аутентификации – федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах.[3, 534 с.]

           В связи с повышенным вниманием к информационной составляющей деятельности термин «информационные технологии» можно встретить в огромном количестве текстов. При употреблении термина «информационные технологии» наблюдаются следующие ситуации:

 • предельно широкое значение, определение через «совокупности» или «комплексы» разнородных объектов; 

• несколько разных узких смыслов во множестве вариантов определений;

 • использование как синонимов терминов «новые информационные технологии», «компьютерные информационные технологии», исключение использования вне компьютерного смысла; 

• неопределенность соотношения с понятиями «коммуникационные технологии» и «информационно-коммуникационные технологии»; 

• неустойчивость употребления термина при определении во множественном или единственном числе. Обилие определений термина «информационные технологии», нередко резко отличающихся и даже противоречащих друг другу, создает большие затруднения, произвольное использование терминов становится препятствием для диалога между специалистами не только разных областей деятельности, но даже внутри одной. Обзор существующих толкований понятия «информационные технологии» Первый обзор трактовок термина «информационные технологии» (ИТ) дан, по-видимому, в работе И.А. Мизина. Автор свидетельствует, что «термин «информационные технологии» появился в конце 70-х годов ХХ века и его стали широко применять в связи с использованием современной электронной техники для обработки информации». Но уже в 80-х годах в обиход вошли термины, употребляемые в этом же смысле: «современные информационные технологии» и «новые информационные технологии» и др. Термин «информационные технологии» в широком смысле, как область человеческой деятельности, связанная с созданием систем и устройств для обработки и передачи информации используется главным образом в концептуальных и нормативных документах: научных и публицистических размышлениях об информатизации общества, программах развития корпораций, государств, требующих полиаспектного взгляда на задачу информатизации. С этой точки зрения, в понятие ИТ входят: микроэлектроника, разработка и производство компьютеров и программного обеспечения, связь и телефония, мобильные сервисы, обеспечение доступа в интернет, обеспечение информационных ресурсов интернета, а также разнообразные культурные феномены, связанные с перечисленными областями деятельности и правила, регламентирующие эти области деятельности. В определении информационных технологий «как совокупности методов и средств реализации информационных процессов в различных областях человеческой деятельности» нет указания на использование техники, которое появляется в современных вариантах; 

• «Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами»;

 • «Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта)». В XX в. не только заметно продвинулись вперед традиционные технологические науки, но выделились и новые области технологии, в том числе информационные  технологии. Именно в таком смысле (как наука) дано определение, принятое ЮНЕСКО: «Информационные технологии (ИТ) – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы». По поводу широких трактовок В многочисленных вариантах классификации ИТ всегда присутствует деление по признаку используемых средств. Очевидно, что на современном уровне развития ИТ на первом уровне деления можно выделить три группы:

 1. Компьютерные 

2. Использующие некомпьютерные технические средства 

3. Не использующие технических средств.

             Примерами ИТ без использования технических средств могут быть представления о том, как создать заявление типового содержания при обращении к должностному лицу, как сделать расчет коммунальной платы и заполнить бланк оплаты, как разработать тестовое задание, технология стенографирования, и др. Примерами ИТ с использованием некомпьютерных технических средств могут быть представления о том, как осуществляется фотографирование или киносъемка на пленку, как фиксировать значения некоторого параметра при помощи специального измерительного прибора в серии экспериментов, и др. Правда, такие примеры уже становятся непонятными современной молодежи. И более соответствующим современному миру остается деление на компьютерные и некомпьютерные ИТ. Те, кто осознавали (признавали) существование некомпьютерных информационных технологий, назвали появившиеся компьютерные технологии «новыми ИТ». Таким образом, принимаем, что современный термин «компьютерная ИТ» и устаревший термин «новая ИТ» являются синонимами, обозначая одно и то же подмножество экземпляров понятия «информационная технология», выделенное по признаку использования компьютерной техники как средства. Соотношение понятий «информационная технология» и «коммуникационная технология» (понятие «информационно-коммуникационная технология») Особый интерес к информационным технологиям и само понятие ИТ возникли в ситуации резкого возрастания социальных коммуникационных потребностей, которые называют также информационными потребностями, а саму ситуацию коммуникационного по сути кризиса – информационным кризисом. Поэтому из ряда направлений изучения феномена коммуникации в рамках темы настоящей работы целесообразно, помимо информационного направления, учесть социальное направление. Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве. Иначе, социальная коммуникация это взаимодействие двух и более социальных субъектов, содержание и результат которого составляет перемещение социально значимых смыслов в закодированной форме от одного субъекта (коммуниканта) к другому (реципиенту). Опосредованную коммуникацию, осуществляемую с использованием компьютеров и современных каналов связи, с позиции социального направления называют компьютерной телекоммуникацией, а технологии вариантов этого процесса телекоммуникационными технологиями. С позиции информационного подхода приставка «теле» часто теряется: «Технология коммуникаций – совокупность приемов, методов, способов обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио-, видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне, так и глобальном, в том числе в рамках Всемирной информационной сети Интернет. Современные средства и системы технологии телекоммуникаций функционируют на основе синтеза компьютерных сетей и   средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи, объединяются в системы передачи-приема…». Если не выходить из области компьютерных информационных технологий, очевидно, что телекоммуникационные технологии (технологии коммуникаций, опосредованные компьютером) входят в число информационных технологий. Так как процесс коммуникации связан не только с передачей данных в компьютерной сети, но и с созданием и использованием информационных объектов (кодированием, декодированием, обработкой информации), то выделить компьютерные коммуникационные (телекоммуникационные) технологии из множества компьютерных информационных технологий не представляется возможным. Поэтому в качестве синонима термина «компьютерные информационные технологии» оправдано употребление термина «информационно-коммуникационные технологии», подчеркивающего включенность технологий телекоммуникации. Примерами некомпьютерных коммуникационных технологий (употребляется также термин «коммуникативных») могут служить технологии: эффективного чтения, дискуссии (устной и письменной), продуцирования письменной речи и др. Так же как для компьютерных технологий здесь не представляется четкого отделения процесса передачи от других информационных процессов. Поэтому считаем возможным заключить: синонимом термина «информационная технология» (в целом, компьютерная или некомпьютерная) может выступать термин «информационно-коммуникационная технология», подчеркивающий включенность в объем понятия технологий коммуникации, предусматривающих передачу смысла посредством коммуникационного сообщения по материальному каналу. Заметим, что использование термина «информационные и коммуникационные технологии» в том же смысле является некорректным. 

        В результате анализа множества понятий, обозначаемых в литературе одним термином «информационные технологии», были вычленены три основные трактовки:

 • Информационная технология (в узком смысле) – совокупность знаний об организации процесса создания или изменения информационных объектов в специально созданных условиях, включающая знания о структуре и характеристиках объектов, необходимых средствах и возможных методах достижения желаемых характеристик объектов.

 •Информационные технологии (определение ЮНЕСКО) – комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практическое применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. 

• Информационные технологии (в широком смысле) – область деятельности, обеспечивающая эффективное осуществление информационного аспекта деятельности людей. По ходу анализа были определены и использовались как базовые следующие понятия:

• Технологический процесс – совокупность последовательных действий для гарантированного достижения в специально созданных условиях заранее запланированного результата, удовлетворяющего потребность людей в этом результате.

 • Информационная деятельность как общий аспект любых видов деятельности, связанный с информационно-технологическими процессами.   

• Информационный объект как логически цельный блок информации, представленный в определенной фиксированной форме, который создан и используется в ходе информационной составляющей деятельности человека.                    Доказано, что термины «информационная технология» и «информационно-коммуникационная технология» являются синонимами, так как множество информационных технологий включает в себя коммуникационные технологии, предусматривающие опредмечивание смысла в форме информационного объекта. Однако, коммуникационная деятельность в целом не сводится к информационной, а коммуникационные технологии к информационным технологиям.[9, 357 с.]

              Рассмотрим  ряд терминов, которые способствуют более точному пониманию основных вопросов информатизации библиотек.  Предлагается деление баз данных на группы, которое подчеркивает суть различных направлений работы библиотеки, и рассматривает пять основных групп: библиографические БД, лексикографические БД, текстовые БД, БД комплектования, БД обслуживания читателей.  

               База данных (БД) – совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимая от прикладных программ. Основное свойство БД – возможность проводить поиск информации и другие действия по любым полям и областям записи с единой «точкой доступа» во всем массиве.

                Банк данных (БнД) – автоматизированная информационная система централизованного хранения и коллективного использования данных. В состав БнД входят одна или несколько БД, система управления базами данных (СУБД), а также набор прикладных программ, составленных на языке данной СУБД. Основой для многих информационных систем (прежде всего, информационно-справочных систем) являются базы данных как совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отражающих состояние и взаимодействие объектов в определенной предметной области. Под вычислительной системой здесь понимается отдельный компьютер или компьютерная сеть. В первом случае база данных называется централизованной, во втором случае – распределенной. База данных является компьютерной информационной моделью некоторой реальной системы, например, книжного фонда библиотеки, кадрового состава и т.д. Такую систему называют предметной областью базы данных и информационной системы, в которую БД входит. Описание структуры данных, хранимых в БД, называется моделью представления данных или короче – моделью данных. В теории БД известны три классические модели данных: иерархическая, сетевая и реляционная (табличная). По виду используемой модели данных базы данных могут быть: иерархические, сетевые и реляционные (табличные). В последние годы при разработке информационных систем стали использоваться и другие виды моделей данных. К ним относятся объектно-ориентированные, объектно-реляционные, многомерные и другие модели. Система управления базами данных – комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных. Прикладная программа – программа, предназначенная для решения задачи или класса задач в определенной области применения систем обработки данных.  

              Все указанные термины являются общепринятыми в информатике в целом. Говоря на этом языке, создание компьютерной библиотечной системы заключается в следующем: выбор и установка СУБД; написание или покупка прикладных программ, обеспечивающих ввод и вывод нужной информации; формирование баз данных. Возможны различные варианты классификации БД. В данной статье попробую предложить такое деление БД на группы, которое подчеркивает суть различных направлений работы библиотеки. Рассмотрим пять групп БД: библиографические, лексикографические, текстовые, БД комплектования, БД обслуживания читателей. Библиографические БД содержат библиографические описания документов (БД по видам изданий: книг, журналов, газет, статей, диссертаций, патентов, рукописей, изобразительных материалов, фотодокументов).              Лексикографические БД – это словари, рубрикаторы, классификаторы и т. п. С их помощью ведутся систематический, предметный поиск, поиск по ключевым словам и более сложные виды поиска, возможные с помощью компьютера. Среди этих БД могут быть словари ключевых слов (нормализованной лексики), словари предметных рубрик, тезаурусы, классификационные системы, БД авторитетных записей (точек доступа). Библиографические и лексикографические БД имеют непосредственное отношение к понятию «электронный каталог библиотеки». БД комплектования, читателей и текстовые не являются составляющими электронного каталога, они нужны для обеспечения процессов комплектования литературы и обслуживания читателей. Под текстовыми БД понимаются полнотекстовые, гипертекстовые, фрагментарные БД и т.п. БД комплектования – это БД планов издательств, подписки на периодические издания, заказа книг и др. БД обслуживания читателей фактически сводятся к одной БД читателей, где содержатся все необходимые данные о читателях, включая сведения о заказе и выдаче литературы. Собственные функции выполняют БД: адресно-справочные, фактографические, межбиблиотечного абонемента. Большие текстовые БД статей из периодических изданий, журналов, газет, книг привели к появлению термина «электронная библиотека», который часто толкуется двояко. С одной стороны, под ним понимают любую реализацию библиотечной технологии с помощью вычислительной техники, с другой – это наличие полных текстов документов в машиночитаемой форме по определенной тематике или всему фонду. Второе толкование более соответствует понятию «библиотека». Основа электронной библиотеки – электронные каталоги (ЭК), с их создания начинается формирование электронной библиотеки. Электронный каталог библиотеки (синоним: библиографический банк данных библиотеки) – совокупность библиографических и лексикографических баз данных в комплексе с СУБД и набором прикладных программ. Объединение различных библиографических и лексикографических БД в единое целое приводит к качественно новому понятию. Поисковый аппарат электронного каталога библиотеки – совокупность лексикографических баз данных. Банк данных библиотеки – совокупность всех баз данных библиотеки в комплексе с СУБД и набором прикладных программ.  [2, 1300с.] 

1. 2. 	Функции	и	задачи	библиотек,	направления	их	деятельности

            Развитие информационных технологий, стремительный процесс информатизации всех сфер современного общества радикально повлияли на привычные библиотечные технологии: изменили методы сбора информации, ее визуального отображения и обеспечения доступа к ней; преобразовали традиционные формы и методы библиотечного и библиографического обслуживания; трансформировали процессы комплектования, обработки, сохранности фондов. Взаимодействие традиционной библиотеки с интернет технологиями вывело библиотечную деятельность на более высокий уровень, открыло качественно новые возможности. Специалистам публичных библиотек для того, чтобы умело и эффективно использовать возможности, открывающиеся в результате стремительного развития информационных технологий, необходимы профессиональная грамотность в области их использования, знания и навыки, наилучшим образом отвечающие потребностям современных пользователей.

          В библиотеках за последние годы значительно изменились основные приоритеты библиотечной деятельности. Трансформировались процессы комплектования, обработки, сохранности фондов, выдачи документов. К традиционным формам и методам работы добавились новые информационные продукты и услуги. Все эти изменения происходят благодаря освоению и внедрению в библиотечную практику информационных технологий. Понятийная область «информационные технологии» имеет множество трактовок – этот термин в разных значениях, иногда даже противоречащих друг другу, можно встретить в огромном количестве текстов. Большинство авторов свидетельствуют о том, что понятие «информационные технологии» появилось в конце 70-х годов ХХ века в связи с использованием современной электронной техники для обработки информации. В 80-е годы в обиход вошли термины, употребляемые в этом же смысле – «современные информационные технологии», «новые информационные технологии». Как область человеческой деятельности, связанная с созданием систем и устройств обработки и передачи информации, термин «информационные технологии» используется в концептуальных, научных и нормативных документах, программах информатизации государства и общества. В Федеральном законе РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные технологии трактуются, как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Согласно принятому ЮНЕСКО определению, информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. На практике же чаще всего «информационные технологии» выступают синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии так или иначе связаны с применением компьютера, с помощью которого осуществляется создание, хранение, обработка, получение и передача информации. На самом деле понятие «информационные технологии» намного шире и включает в себя компьютерные технологии в качестве составляющей.[5, с.35-47]

          Как показывали результаты исследования, проведенного ГПНТБ СО РАН, у российских библиотекарей сам факт пользы информационных технологий сомнений не вызывает: на вопрос, оправдываются ли ожидания от внедряемых информационных технологий, 75% респондентов ответили «да, оправдываются», и только 25% опрошенных высказали мнение, что «часто не оправдываются». Ни одного ответа не последовало по пункту «нет, не оправдываются». Безусловно, если ИТ помогают устранить проблему, повысить уровень и качество информационного и библиотечного обслуживания, увеличить производительность труда, оптимизировать технологические процессы, то уже можно говорить об эффективности, но если имеются еще и расчеты, представляющие в тех или иных показателях результативность технологии, то с уверенностью можно вести речь о ее ценности для библиотеки.

           Информационные технологии улучшают качество работы, привлекательность библиотеки и формируют позитивное восприятие библиотеки читателями и пользователями. Сегодня первостепенной задачей является наполнение библиотек иным функциональным содержанием, которое не только соответствует требованиям и возможностям современности, но и, в идеале, опережает обыденное сознание, предлагая услуги, которые будут пользоваться нарастающим спросом. Стоящие перед библиотеками задачи условно делятся на стратегические и тактические. К первым относятся масштабные проблемы, которые необходимо решать на федеральном уровне и отрасли в целом. Вторые имеют непосредственное отношение к практике работы библиотек и могут быть разрешены их собственными усилиями. Разумеется, обе эти группы тесно взаимосвязаны, поскольку, не решив концептуальные вопросы, крайне сложно приступать к задачам прикладного характера. К первостепенным стратегическим задачам, которые предстоит решать библиотечному сообществу относятся: 

• приведение законодательной и нормативно-регламентирующей базы отрасли в соответствие с реалиями эпохи цифровых коммуникаций; 

• установление прочных деловых контактов с сообществом правообладателей для выработки совместной политики предоставления через библиотеки легального информационного массива.

 В число основных прикладных тактических задач, которые не требуют сверхвысоких капиталовложений и которые каждая библиотека в значительной мере может решать самостоятельно, входят: 

• оптимизация внутрибиблиотечных процессов на основе применения цифровых технологий;

 • перевод основного фонда печатных изданий в открытый доступ; 

• модернизация библиотечного пространства; 

• тотальная «интернетизация» (проводная и беспроводная). 

        Использование ИТ должно исходить из условий востребованности, рациональности, эффективности для библиотеки, а оцениваться не только из абсолютных значений рассчитанных критериев эффективности, но и из того, насколько данная ИТ способствует улучшению текущей си.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%